Взаимоотношения в коллективе
Содержание[A1]
Введение......................................................................................... 2
1. Теоретическая часть.............................................................. 4
1.1 Теория малых групп.................................................................. 4
1.2 Психологическая
характеристика группы и коллектива........... 5
1.2.1 Социально –
психологическая характеристика групп........ 5
1.2.2 Социальная
коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
1.3 Теория взаимоотношений
личность - коллектив.................... 15
1.3.1 Основной принцип
человеческого общения..................... 15
1.3.2 Личность и
группа. Проблема взаимоотношений............ 16
1.3.3 Проблема общности
в социальной психологии................ 17
1.3.4 Проблемы
социальной психологии................................... 17
1.3.5 Понятие
единства развития личности и психики человека. 18
1.3.6 Типы конфликтов и
их характеристика............................. 18
1.4 Метод
социометрических измерений...................................... 19
1.4.1 История метода.................................................................. 19
1.4.2 Гипотезы, цели,
задачи...................................................... 20
2. Эмпирическая часть............................................................ 20
2.1 Выбор методики...................................................................... 20
2.2 Выбор испытуемых.................................................................. 20
2.3 Реализация
диагностических мероприятий............................. 21
2.3.1 Ход исследования.............................................................. 21
Социоматрица............................................................................. 21
Социограмма.............................................................................. 23
2.4 Анализ и обсуждение
полученных результатов...................... 24
Обработка результатов............................................................... 24
2.5 Выводы по
исследованию....................................................... 28
Заключение.................................................................................. 30
Литература................................................................................... 31
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В
них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные
и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью
нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует
себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния
являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.
Вступая в межличностные отношения
самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих
общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода
формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность
и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой
социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было
введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного
возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с
социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть
применено и к характеристике малой группы. Это прежде всего объективные условия
существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и
пр. Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы
существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен
социальной позицией, т.е. отношение членов группы к этим объективным условиям,
статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с
ней.
Анализ социальной ситуации развития
позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в группах. В группах
могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и
личностно – смысловые отношения между сверстниками.
Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии
людей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет
ответить на многие вопросы связанные с поведением человека в коллективе. На
первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии,
дружеские предпочтения и т.д.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами:
наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития людей данного
возраста, в данном случае 17 – 22 года; необходимо найти точки соприкосновения
изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности взрослого
человека в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также
уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него.
Цель данной курсовой работы - попытаться изложить характерные
явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Курсовая работа имеет три гипотезы: одну основную и две вспомогательных.
Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группе
являются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что на
формирование психологического климата в группе влияет количество участников
имеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотеза
предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет
половая дифференциация взаимоотношений.
Курсовая работа состоит из двух частей: первая часть
-теоретическая. В ней описывается актуальность выбранной темы, выдвигаются
гипотезы. Вторая часть - эмпирическая, в ней проводится исследование,
обрабатываются результаты, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.
Теория малых групп – направление экспериментального анализа в
рамках микросоциологии и социальной психологии. Основатели – Морено, Левин,
Гурвич, Мэйо и д.р. Активные исследования малых групп начались в первые годы
20века и достигли наибольшего расцвета к 30-м годам. Основные теоретические
предпосылки исследований малых групп сводились к тому, что малая группа
является главным объектом социологии; их изучение – единственной возможностью
реализации собственного научного, экспериментального подхода в социологии, а
результаты этих исследований могут экстраполироваться на все более крупные
социальные общности.
Исследования малых групп подразделяются по разным основаниям.
Наиболее известная классификация – в соответствии с тем, какими методами
проводятся исследования. С этой точки зрения, они включают социометрическое
направление (социометрия), исходящее из необходимости количественного измерения
тех межличностных отношений симпатии и антипатии, которые образуют неформальную
структуру отношений в малых группах; направление, вытекающее из теории
групповой динамики, ставящей акцент на качественном анализе и лабораторном
моделировании отношений внутри группы, динамики власти и подчинения, стилей
лидерства и т.д.; психотерапевтическое направление, исходящее из идеи игрового,
«спонтанного» моделирования межличностных отношений (К. Роджерс).
В последнее время деление исследований малых групп по традиционным
методическим направлениям сменяется подразделением по тем функциональным
процессам, которые в наибольшей степени интересуют исследователей: направление
изучения лидерства; «самораскрытие» индивидов; общение с другими людьми;
механизмов принятия решений в группе; коммуникативных (интерактивных) связей и
процессов; социально-психологической перцепции и д.р.
Исследования малых групп носят
прикладной характер. Они включают вопросы управления в малых группах,
особенности взаимоотношений между руководителем и подчиненным, проблемы оптимизации
социально-психологического климата, общения, воспитания и образования,
коррекции отклоняющегося поведения, социально-психологической помощи при
некоторых психических расстройствах.
Исследования малых групп чрезвычайно
развиты в современной прагматически ориентированной западной социальной
психологии и социологии. Недостатки теории малых групп – слабость теоретического
и методологического обоснования исследований, абсолютизация роли малых групп,
некорректный перенос данных отдельных лабораторных и выборочных экспериментов
на все социальное поведение и законы социального развития в целом.
Проблема групп, в которые объединены
люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной
психологии.
Реальность общественных отношений
всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического
анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по
какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода
объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность
людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической,
бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует
оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое
употребление понятия “группа”»[1].
С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных
ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения
(группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной
системе анализа.
С другой
стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально
существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим
признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные
условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к
этому образованию.
Группы бывают: большими и малыми, от
двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и
большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные,
организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.
Платонов назвал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества - из
групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они
взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация
зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно
генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие
функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают
физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких
группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,
временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для
длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия,
заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят
исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).
Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так,
появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие
группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или
социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной
структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии).
В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются
в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели,
“клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для
человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы
- большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный
клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда
- первичная группа.
Социальная психология предпринимала
многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь
Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие
классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного
развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в
группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы
жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значимо
разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование
на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые
преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные
лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные
группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой
разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные
естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на
так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле
социальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимается
немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной
деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой
для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Целесообразность исследования групп
очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости,
конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп
могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами.
Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие
и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути
не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования
реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.
И что ценно, в лабораторных
исследованиях малых групп соблюдается обще - психологический принцип подбора
испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.
Что же касается больших групп, то вопрос
об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно
подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной
психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на
Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие
“группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие
же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной
психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы
протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии,
в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне
коллективного поведения.
Точно также
малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся
группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные
совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы
более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной
деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Эта классификация может быть наглядно
представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная
психология, с. 194»:
|
Группа
|
|
|
|
|
Условные
|
|
|
Реальные
|
|
|
|
|
Лабораторные
|
|
Естественные
|
|
|
|
|
Большие
|
|
Малые
|
|
|
|
|
|
|
|
Не организованные
|
|
Становящиеся
|
Коллективы
|
Все, начиная с рубрики “реальные
естественные группы”, представляют объект исследования в социальной
психологии.
Традиционно в социальной психологии
изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав),
структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система
санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное
значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в
исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан
по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом
конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные
характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт
описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в
каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается
в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы и
соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер.
Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей,
включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в
большинстве реальных групп на практике такие объединения встречаются крайне
редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады
представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая
малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной
информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в
малой группе или коллективе.
Разнообразна структура больших групп, в
которые входят малые:
· социальные классы;
· различные этнические группы;
· профессиональные группы;
· возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,
молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Реальная группа выбирается в качестве
объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная
бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для
характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми
данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы.
Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы:
структура предпочтений, структура коммуникаций, структура
власти.
“Соединение” процессов, протекающих в
группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной
психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным
методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует отнести
такие процессы, которые организуют деятельность группы.
Следует также подробно остановиться на
вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.
Непосредственно общие качества группы:
Интегративность - мера единства, слитности,
общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность,
дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой
личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в
ней.
Референтность - степень принятия членами
группы групповых эталонов.
Лидерство - степень ведущего влияния тех или
иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых
задач.
Интрагрупповая активность - мера активизации
групповой составлящих ее личностей.
Интергрупповая активность - степень влияния
данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще
и такие:
направленность группы - социальная ценность
принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых
норм;
организованность - реальная способность
группы к самоуправлению;
эмоциональность - межличностные связи
эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальная коммуникативность -
характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего
языка;
волевая коммуникативность - способность
группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогда не
ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику
различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе
с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной.
Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов
допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие
групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки
зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных
групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения
различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных
методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и
других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность
психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в
таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вместе с тем, социальная
психология в точном значении этого слова, без раздела о психологии больших
социальных групп, вообще не может претендовать на успех.[2] По
утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших групп не может
считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а
важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственно
межличностного общения в процессах формирования личности сами по себе эти
группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок».
Все эти и другие содержательные элементы общественной психологии возникают на
основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь
«доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения».
Поэтому социально - психологический анализ больших групп можно рассматривать
как “ключ” к познанию содержания психики индивида.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения
между индивидом и группой.
Как уже было сказано ранее, коллектив –
высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно.
Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят
определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через
следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация,
группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа
проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее
единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на
этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако
группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в
отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению
замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией,
межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Социальная коллективность
заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными
интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности
каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития
личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.:
Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного
человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным
«Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного
человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть
личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту
часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает
коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих
членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше
уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным
в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального
коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели.
И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и
зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное,
общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, даже при
минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не
возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята
через личность, так как человеческая личность является главным материалом для
ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять
степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся
в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное
совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп
может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа - в ней
взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только
симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой
взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорация - взаимоотношения
опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам
содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия опосредуются
личностнозначимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности
(бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут сочетаться личные,
коллективные и общественные цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того, что
группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во
взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно,
что это предположение верно лишь от части. В действительности при множестве
разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное:
преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных
установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам
или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны
- установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися
в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа,
лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий
статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что
социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта - термин
“референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для
обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно
стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для
обозначения двух видов отношений между индивидом и группой[3].
Замечена закономерность: чем ближе по
уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные
условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того,
что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития
отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет
для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с
одновременным торможением лучших устремлений.
Это достаточно подробно показывает
схема:
+
|
+
|
+
|
|
+
|
-
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
-
|
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
|
-
|
|
-
|
|
|
Несовместимые
|
|
Согласованные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
-
|
|
-
|
|
|
|
Идеальные
|
|
|
Влияние группы разного уровня на
развитие, поведение личности в группах.
+ - положительное в личности и межличностных
отношениях
- - отрицательное в личности и межличностных
отношениях
¯ - поворот отношений в любую сторону
« - отношения.
Это пример взаимоотношений в
микрогруппе - триаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями.
Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные
всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.
Исследователи, разрабатывающие критерии
отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только
индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать
успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает
сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу»[4]. Различие
между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их
самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы,
в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет
психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.
Таким образом, в регуляции
эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы
факторов:
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы, межличностные
отношения)
внеличностные (однородность - разнородность
по индивидуально-психологическим параметрам)
внутриличностные
(индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние,
исходные мнения, оценки).
Фактором, связывающим все перечисленные
системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной
деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим
личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.
Отношения в группах по мере их
превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают
относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к
другу), затем могут становится
конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские.
Всё это обычно происходит за сравнительно
короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные
и отрицательные черты, свои
особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих
людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.
Согласно интеракционистской теории
личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых
свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от
складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по уровню
своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия
она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в
ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития
отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие
возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших
сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.
В самом общем виде развитие личности можно
представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в
ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются
фазами развития личности:
1.
Фаза становления личности.
Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение
соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую
группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить
потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе
нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами
деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2.
Порождается обостряющимися
противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал
таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе
потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает
поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
3.
Детерминируется
противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта
быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него
отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и
культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые
ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной
деятельности с другой стороны.
Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности
к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е.
через осознание факта некоторой психической общности с другими членами
данной социальной группы. Можно сказать, что "граница" группы
воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто
психологической характеристикой группы является наличие так называемого
"мы-чувства". Это означает, что универсальным принципом
психического оформления общности является различение для индивидов, входящих
в группу, некоторого образования "мы", в отличие от другого образования
"они". "Мы-чувство" выражает потребность отдифференцировать
одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания
принадлежности к некоторой группе.
Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и
проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные
социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в
совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют
каждому её члену идентифицировать себя с группой.
Социальная психология пользуется определением личности, которое
даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких
конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния
и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует
свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического
заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические
черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной
мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки
принадлежности личности к определённой социальной группе. В большей мере, чем
в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы
поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри
которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная
регуляция. От общепсихологического отличается тем, что социальная психология
рассматривает поведение и деятельность "социально-детерминированной
личности" в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад
каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина
этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром
в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.
В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного
представителя человеческой общности его личность и психика представлены в
неразрывном единстве. Индивид обладает психикой, но в то же время индивид
выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по
своей природе отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно-посредствованный
тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее значимой
для него группой (группами) в этот период. Эти взаимоотношения
опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задаёт эта
референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Исходя из этого
можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности
в группе. В соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуется
потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оставаться в максимальной
степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности
других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой
сферы, и способностью быть личностью, т.е. совокупностью индивидуальных
особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие
удовлетворение потребности быть личностью.
По направленности конфликты делятся на
"горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные".
К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не
задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К
"вертикальным" конфликтам относятся те из них, в которых участвуют
лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах
представлены и "вертикальные" и "горизонтальные"
составляющие. По значению для организации конфликты делятся на
конструктивные и деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда
оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон
упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы
другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым
методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и
унижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные и
субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые - субъективными.
Термин «социометрия» означает измерение
межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии
известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно
так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет,
по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика
которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и
душевное состояние человека.
Внедрение этого метода в исследования
советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А.
Ядова, И.П. Волкова и др.[5]
Вместе с официальной или формальной
структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону
человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется
психологическая структура неофициального или неформального порядка,
формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий.
Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций
участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок.
Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например,
структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и
т.п. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той
степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной
деятельности, правилам ролевого взаимодействия.
Для социометрического исследования
важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет,
всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е.
на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность
коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.
Основная гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются
деловые мотивы.
Вспомогательная
гипотеза 1: на формирование психологического климата в группе влияет количество
участников, имеющих благоприятный статус в группе.
Вспомогательная
гипотеза 2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половая
дифференциация взаимоотношений.
Цель: измерение
степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических
позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии,
где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и
"отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных
образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры
Наиболее общей
задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта
социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами
являются диагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования.
Программа исследования
Методика
диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений (социометрия) Дж.
Морено выбрана не случайно. Социометрическая техника применяется для
диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения
и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального
поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о
социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Именно такая
цель поставлена в курсовой работе.
Социометрическая
процедура
Для того
чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных
взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая
процедура, или социометрия.
Существенное
значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают
испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех участников коллектива,
которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксированными
("Назови тех пять участников коллектива, которых ты бы пригласил к себе на
день рождения").
В обоих
случаях опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего
выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе
характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек
более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40
человек лучше позволить делать 3-5 выборов.
Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определения
критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом
этого является карточка опроса. Её содержание составляет обращение к
испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов,
гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.
Ход
социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности
экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить
им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить
определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической
разминкой.
Результаты
ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует
числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа.
Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее
на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании
школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.
Исходя из
данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого
члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной
на число членов без одного:
Ri+
- положительные выборы,
полученные i-членом,
Ri-
- отрицательные.
Индекс
групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется
как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной
группы их количеству.
Результаты
отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть
изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно, чем матрица
выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания
взаимодействий выбирающих друг друга членов принята следующая символика:
А В (А выбирает В)
А В (А отвергает В)
А В (А
выбирает В в первую очередь и С - во
C вторую)
А В (взаимный выбор)
А В (А выбирает В, но В не выбирает А)
А В (триада, "ядро")
С
(Цепь при сотрудничестве и при
А B C D E
определенных формах передачи
информации; при изоляции или
выпадении С цепь прерывается)
А В
Е (расщепленная цепь)
D
В С (структура
типа "звезда": при изоляции А
А группа перестает
функционировать,
D Е распадается)
А - юноша, А - девушка.
Социограмма наглядно показывает
картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем
наблюдений потребовалось бы длительное время.
Имеется
около 30 индексов, которые, как следует из социометрической литературы, могут
характеризовать уровень межличностного общения в группе и некоторые групповые
характеристики (сплоченность, интегративность, конфликтность и т.д.).
Упомянутые
индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуникативных связей в
группе, и это не может не вызвать к ним настороженного отношения, так как количество
выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не говорит о природе
этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую
группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия и
общения её членов.
Однако
социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной
сети. И его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов
одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований
модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществлять
анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно
определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации
взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо
специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и её членов просто
не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.
Внешняя
картина внутригруппового взаимодействия может рассматриваться как следствие
невидимых глубинных отношений между членами группы, но социометрия не приближает
нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.
В связи
с этим возникает важная социально – психологическая задача, которая должна быть
включена в социометрическое изучение - выявление мотивационного ядра выбора в
межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова
осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами
группы и отвергать других.
Благодаря введению методической
процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования
поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под
мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая
психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами
в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра
предпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос,
почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой
–то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится
в категории "звезд", а другая – в категории "отверженных".
Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений
может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив.
На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера
члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере
становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы
обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её моральные
и деловые качества.
Обработка результатов социометрического
изучения коллектива осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической
таблице (матрице)[6]
мы фиксируем выборы участников. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных
каждым участником и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и
записываем. Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы[7] (карты
групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности.
Юношей изобразим в виде треугольников, девушек в виде кружков. Размещение людей
на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной
окружности будут находиться люди, получившие 5 и больше выборов – 1 группа,
второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг
– ни одного выбора.
Потом, соединив линиями выбора
участников, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных
симпатий, явления «неразделенной любви».
Следующий этап работы – определение
диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.
В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус человека в
системе межличностных отношений.
Статус определяется числом
полученных им выборов. Участники могут быть отнесены в зависимости от этого к одной
из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды»: 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются
благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус
каждого участника в группе. Иными словами, насколько человек желанен в системе
межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные участники симпатию или
нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для
каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений
(УБВ). Если большинство участников группы оказывается в благоприятных (1 и 2)
статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении
- как средний, при преобладании в группе людей с неблагоприятным статусом - как
низкий, означающий неблагополучие большинства участников в системе межличностных
отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает
характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной
сплоченности, привязанности, дружбы участников, но может свидетельствовать о
фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине
показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ =
15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ =
40% и выше (сверхвысокий);
г) индекс изолированности (ИИ). Группу
можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает
5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
д) мотивация социометрических выборов:
выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого участника, в какой
степени люди разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного
отношения к сверстникам;
е) половая дифференциация взаимоотношений.
В результате проведенного
социометрического исследования в танцевальном коллективе с целью изучения
характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические
показатели:
Статусные категории каждого
участника. В итоге: «звезды» - 4 человека, согласно приложению 2 это 4, 13 и 14
члены группы; «предпочитаемые» - 2 человека, согласно приложению 1 это 1, 5
члены группы; «принятые» - 7 человек, согласно приложению 1 это 6, 8, 10, 11,
12, 15 и 16 члены группы; «не принятые» - 3 человека, согласно приложению 1
это 3, 7 и 9 члены группы.
Уровень благополучия взаимоотношений
(УБВ) - 25% . Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как
в группе количество участников имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус
являются неблагоприятными) больше на12 человек, чем участников, имеющих
благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства
участников группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в
общении, признании сверстниками. Это подтверждает первую вспомогательную
гипотезу, о том, что на формирование благоприятного психологического климата в
данном танцевальном коллективе влияет то, что участников, имеющих
неблагоприятный статус в группе больше.
Коэффициент взаимности (КВ) - индекс
групповой сплоченности, выражает различный характер отношений , существующих в
группе. КВ - 34% (из 32 возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что
данная группа относится ко 3-ому уровню взаимности (высокий уровень). Значение
коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных
выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то
есть свидетельствует о достаточной сплоченности группы, т.е. в группе
практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует
несколько лидеров и все взаимоотношения "завязаны" именно на них,
причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных
образований, кроме последнего (тех участников, которые не получили не одного
выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях).
Причем мы заметили, что девушки и юноши не создают свои группировки обособлено
друг от друга, то есть, не наблюдается половая дифференциация в группе (это
видно на карте дифференциации[8]),
что опровергает вспомогательную гипотезу 2.
Из условного распределения людей на
группы мы видим, что участники, которых выбрали все или почти все сверстники
из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого
эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те , которых может быть и
выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности
(ИИ) – 25 процентов, т.е. данную группу можно отнести к неблагополучной,
статусную категорию «не принятые» имеют четыре ребенка.
Выяснили, каким образом участники
мотивировали свои выборы. При проведении социометрического исследования ребятам
было предложено обозначить свои выборы одним, или несколькими из предложенных
мотивов[9].
Общая таблица, которая отражает мотивирование своих выборов участниками социометрического
исследования представлена в приложениях[10]. Из просмотра этой таблицы становится
видно, что преобладающими мотивами являются 1 ("Потому, что он веселый и с
ним можно общаться") его называли 25 раз. Такая мотивация очень характерна
для ранней взрослости – межличностные отношения выходят на первый план. Ни разу
не были названы мотивы 6 ("Потому, что мы вместе отдыхали летом"), 10
(потому что мы обмениваемся книгами) 11 (потому что мы вместе играем на
компьютере) и 12 (потому что он очень сильный и защищает меня) хотя это просто
могло не иметь места. Большой процент имеет мотив "на наличие определенных
высоко ценимых качеств", к примеру, мотив 13 ("Потому, что он мне
нравится") был назван 15 раз и находится на третьем месте "по
популярности". Причем определение мотивов выборов практически не зависит
от статуса участника (конечно, участник не знает своего статуса). Всеми
участниками опроса, и теми, которые не получили выборов, и теми, которые
получили большее количество выборов предпочтение было отдано 1,4 и 13 мотивам.
Практически не была замечена какая - либо дифференциация выбора мотивов в
зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы юношей и девушек
практически ничем не отличаются. В результате можно сделать следующие выводы -
в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется
интерес к совместной деятельности с этим человеком, что не подтверждает
основную гипотезу о том, что ведущим мотивом является деловой мотив.
1. В исследуемой группе большинство участников имеет более или менее благоприятный
статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие
большинства участников коллектива в системе межличностных отношений, их
удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Значение коэффициента
взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает
нам представление о характере отношений, существующих в группе. Половая
дифференциация в группе не наблюдается. Возможно, это связано с небольшим
количеством юношей в коллективе. Коэффициент удовлетворенности своими взаимоотношениями
довольно высокий. Индекс изолированности 25%, данную группу нельзя считать
благополучной. В основе мотива выбора у девушек или юношей находятся
дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с
выбираемым человеком. В данной группе положение, как девушек, так и юношей благоприятно
в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация
выборов в большинстве случаев определяется желанием общаться, иметь общее дело,
другие причины выступают как второстепенные.
2. Необходимо изучить систему личных отношений в группе, для того чтобы
целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого члена в
группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности
целенаправленной деятельности тренера.
3. Нельзя оставлять без внимания непопулярных участников коллектива. Следует
выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку,
уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных
отношений. Также необходимо тренеру пересмотреть свое личное отношение к этим
людям.
Заключение
В процессе проведения исследования мои
гипотезы подтвердились не полностью, так как по полученным результатам мы
видим, что на выбор участников совершенно не влияет пол. Возможно на это
зависит от малого количества участников мужского пола в коллективе. Ведущим
мотивом является мотив межличностных отношений, и только на втором месте - деловой,
что тоже говорит не в пользу выдвинутой мною основной гипотезы. Полностью
подтвердилась лишь первая вспомогательная гипотеза, т.к. видно, что на выбор
мотивов влияет неблагоприятный статус участников коллектива.
Изучение природы межличностных
отношений непростая задача. Особенно сложно она решаема в коллективах. В своей
работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния
взаимоотношений между его участниками, в его повседневной, обыденной форме, а
именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между
подростками, в совместной деятельности разнопланового характера.
Проведенные исследования также дают
материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений, как
в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного
изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.
1.
Андреева Г.М. Социальная
психология, -М.: Издательство Московского Университета, 1980г.
2.
Донцов А.И. Психология
коллектива, -М.: Издательство Московского Университета, 1984г.
3.
Кузьмин Е.С., Семенов В.Е.
Методы социальной психологии, -Ленинград: Издательство ленинградского университета,
1977г.
4.
Петровский В.В.,
Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива, Учебное пособие для
студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение", 1978г.
5.
Петровский А.В., Абраменкова
В.В., Зеленова М.Е., под ред. Петровского А.В. Социальная психология: учебное
пособие для студентов педагогических институтов, -М.: "Просвещение",
1987г.
6.
Робер М.-А., Ф. Тильман.,
Психология индивида и группы, Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых, -М.:
"Прогресс", 1988г.
7. Возрастная и педагогическая психология:
Учебник для студентов педагогических институтов/В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова,
Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского - 2-е изд., испр. И доп. -М. :
Просвещение, 1979г.
8. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.
Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.
9. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов
высших учебных заведений в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии – 2-е изд. -М.
: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.
10.
Рогов Е.И. Настольная
книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС,
1996г.
11.
Мескон М., Алберт М.,
Хедоури Ф., “Основы менеджмента”, - М.: 1994г.
12.
Старобинский Э.Е., “Как
управлять коллективом”, -М.: 1995г.
13.
Робинсон Д., “Добейся от людей
наилучшего”, -М.: 1994г.
14.
Сухомлинский А.В. О
воспитании. -М.: Политиздат. 1985г.
15.
Социальная психология/Под
ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. -ЛГУ. 1974г.
16.
Андреева Г.М. Социальная
психология. -М. 1979.
18.
Фридман Л.И., Кулагина
И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение. 1991.
19.
Вопросы психологии. 1971,
№ 9
20.
Руденский Е.В.,
Социальная психология. Курс лекций. Москва - Новосибирск, 1999г.
21.
Чуфаровский Ю.В.
Психология общения в становлении и формировании личности. М., 2002г.
22.
Елисеев О.П. Практикум по
психологии личности. 2-е издание., Питер 2003г.
23.
Крылов А.А., С.А.
Маничев. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е издание.,
Питер 2003г.
[1] Фридман Л.И., Кулагина
И.Ю. «Психологический справочник
учителя»
М. Просвещение, 1991, с.161.
[2] Г.М. Андреева
Социальная психология, М. 1974, с.195.
[3] Современная зарубежная
СПС - с. 197
[4] Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214
[5] Кузьмин Е.С. Из опыта
изучения производственных коллективов//Проблемы общественной психологии. М.,
1965. А также: Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском
коллективе. Минск, 1969. Волков И.П. Методы социометричеких измерений в
социально-психологических исследованиях. Л., 1970; Методы социальной
психологии. Л., 1977, Ядов В.А. Социологическое исследование, М., 1972.
[6] см. Приложение 2
[7] см. Приложение 6
8 см.
Приложение 5
[10] см. Приложение 4
[A1]