Альфред Адлер
Альфред
Адлер (1870 – 1937)
Адлер
представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную
школу «индивидуальной психологии». В своем учении Адлер отстаивал принцип
внутреннего единения психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой
границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным.
Альфред Адлер
родился в обеспеченной семье в одном из пригородов Вены. Его детские годы
прошли под знаком постоянных болезней, зависимости по отношению к старшему
брату и полного неприятия со стороны матери. Сам себя он считал слабым,
тщедушным и непривлекательным. Он ощущал большую близость с отцом, нежели с
матерью и потому впоследствии не принял фрейдовской концепции эдипова
комплекса, поскольку сам его в детстве не испытал. Ребенком он тратил много сил
на то, чтобы завоевать признание и популярность в среде сверстников. Став
старше, он сумел добиться высокой самооценки и был оценен по достоинству
окружающими, чего ему так не хватало в собственной семье.
Поначалу Адлер
был настолько слабым учеником, что по мнению учителя мог рассчитывать в будущем
только на место подмастерья сапожника. Однако, благодаря усердию и
настойчивости он сумел стать одним из первых учеников в классе. Он смог
преодолеть свои многочисленные академические и социальные недостатки и
комплексы, так что сам вполне может считаться хрестоматийным примером своей
собственной теории, созданной им в последствии. В развитии личности
существенную роль играет компенсация личных слабостей и недостатков. Лежащие в
основе его системы чувства неполноценности является прямым наследием детских
лет, в чем и сам Адлер охотно признавался.
В возрасте 4 лет,
едва оправившись от смертельно опасной пневмонии, Адлер решил, что станет
врачом. Он получил медицинское образование и свою первую ученую степень в
Венском университете в 1895 году. После специализации в офтальмологии и
прохождения практики по общей медицине он стал заниматься психиатрией. В 1902
году Адлер присоединился к еженедельным заседаниям психоаналитического
дискуссионного кружка на правах одного из четырех членов – основателей. Хотя он
и был близким сотрудником Фрейда, личные отношения между ними так и не
сложились. Фрейд однажды даже отозвался об Адлере как о зануде.
В течение
нескольких последующих лет Адлер развивал свой вариант психоанализа существенно
отличавшийся от фрейдовской системы по целому ряду пунктов. Он также позволял
себе открыто критиковать Фрейда за переоценку роли сексуальных факторов. В 1910
году Фрейд предложил кандидатуру Адлера на пост президента Венского психоаналитического
общества, видимо, до того, чтобы уладить имевшиеся между ними разногласия.
Однако уже в 1911 году неизбежный разрыв состоялся. Расставание было довольно
драматичным. Адлер назвал Фрейда мошенником, а психоанализ – «мерзостью и
непристойностью». Фрейд тоже не остался в долгу и охарактеризовал Адлера как
«ненормального», «Человека, свихнувшегося на почве собственных амбиций».
Во время первой
мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии. Позже он организовал
детскую клинику в рамках венской школьной системы. В 20-е годы его
социально-психологическая система, которую он сам назвал индивидуальной
психологией, привлекла большое число последователей. В 1926 году Адлер
совершил несколько визитов в США и через 8 лет получил приглашение занять должность
профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Нью-Йорке. Умер он в
Шотландии во время одного из напряженных лекционных турне.
Индивидуальная психология
По убеждению
Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а
социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, определяя
его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на
достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве
по мере накопления опыта. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль
сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени
не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Если Фрейд
полагал, что поведение определяется преимущественно прошлым, то Адлер
подчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или
ожидая некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое
нынешнее поведение. Например, человек, который живет в постоянном ожидании
вечного проклятья после смерти, неминуемо будет вести себя иначе, чем тот у
которого таких ожиданий нет.
Если Фрейд
подразделял личность на несколько частей, то Адлер, наоборот, всячески
подчеркивал единство и согласованность личности. В основе его концепции - представление
о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все
ее ресурсы на достижение самой главной цели, предающей смысл всему существу
личности. Такой целью, по его мнению, является стремление к превосходству и
самоутверждению. Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному
развитию и осуществлению реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное
стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно
обнаружить во всех аспектах проявления личности.
Адлер не принимал
утверждение Фрейда о том, что только секс составляет первичный, базовый уровень
мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой
личности является генерализованное чувство неполноценности (как это было в его
собственной жизни). Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к
телесным недостаткам. Ребенок с наследственными органическими недостатками
попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной
функции. Ребенок – заика, при помощи речевой терапии может стать великим
оратором, ребенок – со слабыми конечностями, после интенсивных физических
упражнений становиться хорошим атлетом или танцором.
Позднее Адлер
расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных
или социальных недостатков – реальных или мнимых. Он также полагал, что
слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановке
ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку.
Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но
при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс
волей-неволей движет индивида по направлению ко все большему совершенству и
реализации.
Чувство неполноценности
может оказывать и положительное воздействие, как на уровне индивида, так и на
уровне социума, поскольку именно с ним связано постоянное стремление к
превосходству. Однако, если в детские годы в ответ на чувство неполноценности
ребенок наталкивается на слишком мягкое, или же напротив излишне жесткое
отношение, у него в результате может появиться некое аномальное компенсаторное
поведение. Неспособность в достаточной мере компенсировать чувство
неполноценности может привести к развитию комплекса неполноценности, что
приводит человека к серьезным жизненным проблемам.
По Адлеру, борьба
человека за превосходство носит всеобщий характер, но при этом возможны разные
способы достижения поставленной цели. Мы по-разному осуществляем эту борьбу,
что приводит в итоге к появлению уникальных, характерных только для данного
человека методов или форм, которые Адлер назвал стилем жизни. Стиль жизни
включает в себя те характерные поведенческие типы или приемы, при помощи
которых мы компенсируем свою неполноценность, реальную или мнимую. В нашем
примере с ребенком, у которого присутствуют телесные недостатки, такой стиль
включил бы в себя занятия спортом, что в итоге должно привести к развитию
физической силы и выносливости.
Стиль жизни
обычно формируется к 4- 5 годам и в дальнейшем с трудом поддается каким-либо
изменениям. Он как бы задает рамки для восприятия и упрорядочивания всего
доступного жизненного опыта. И вновь мы видим, что Адлер, как и Фрейд,
подчеркивает важность раннего периода жизни. Но, в отличие от Фрейда, он
настаивает на том, что мы способны сознательно формировать свой стиль жизни –
наше собственное Я.
Концепция
творческой силы Я составляет, безусловно, вершину и кульминацию всей его
теории. Адлер высказал предположение, что мы можем сами формировать свою
личность в соответствии с собственным уникальным стилем жизни. Это творческая
сила составляет активный принцип человеческого существования. Ее можно
уподобить традиционному понятию души. Мы строим свое поведение на основе
определенных способностей и того жизненного опыта, которым обладаем благодаря
нашей наследственности и влияния окружающей среды. Но именно от нас зависит,
как именно воспринимать и истолковывать этот опыт, что собственно, и создает
основу нашего стиля жизни. А это значит, что мы способны сознательно влиять на
формирование собственной личности и свою судьбу. Адлер считал, что, скорее, мы
сами определяем свою судьбу нежели оказываемся объектом воздействия прошлого
опыта.
Исследуя опыт
детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовался связью порядка рождения и
личности человека. Он обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за
различий положения в семье обладают различным социальным опытом, и, как
следствие имеют разные структуры личности. Старшие дети в семье некоторое время
находятся в центре внимания – но только до тех пор пока не появиться следующий
ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому
первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее
чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность
и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами.
Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами
часто становятся именно первенцы в семье.
По мнению Адлера,
второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним
стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру.
Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший
или младший. Ведь младших детей в семье балуют, а потому у них чаще других
возникают проблемы.
Концепция Адлера
с пониманием встречена теми, кого не удовлетворял выстраивавшийся во
фрейдовской теории образ человека как существа, у которого доминируют
сексуальные мотивы, а все самое главное происходит только в детстве. Конечно
же, нам куда приятнее считать, что мы в состоянии сознательно контролировать
собственное поведение, вне зависимости от генетических ограничений и
особенностей детского периода жизни. В целом, Адлер давал удовлетворительный и
оптимистичный взгляд на природу человека.
Однако и на его
долю хватало критиков. Многие психологи считали его построения поверхностными и
основанными всего лишь на здравом смысле, хотя другие, напротив, видели в нем
проницательного и талантливого теоретика. По мнению Фрейда, система Адлера
слишком проста. Для того, чтобы освоить психоанализ может потребоваться целых 2
года, поскольку он довольно сложен, адлеровские же идеи можно «освоить за две
недели потому, что здесь нет необходимости знать столь уж много». Адлер
немедленно согласился с такой оценкой. Именно в этом все и дело: ему
потребовалось 40 лет для того, чтобы сделать свою систему столь простой.
Хотя концепция
Адлера в целом с большим трудом поддается научному подтверждению, отдельные
идеи по поводу роли порядка рождения подверглись серьезному рассмотрению.
Например, было показано, что первенцы, как правило, обладают хорошими
интеллектуальными способностями и сильной тягой к достижениям. Им также
свойственно испытывать беспокойства и тревогу после того, как их отодвигает на
второй план следующий ребенок. Дальнейшие исследования подтвердили, что по
особенностям раннего детства можно сделать некоторые заключения относительно
стиля жизни взрослого человека.
Представления о
творческой способности Я задавать определенный стиль жизни человека оказало
воздействие на теорию Абрахама Маслоу. Акцент, который Адлер делал на
социальных факторах, можно проследить в работах необихевиориста Джулиана
Роттера. В заключении отметим, что многие идеи Адлера значительно опередили
свое время и по-настоящему могут быть оценены лишь на фоне современной
психологии.