Мировоззрение человека
Новосибирский колледж электроники
Реферат
По курсу “Обществознание”
Мировоззрение человека
Выполнил
студент 122
группы
Прудников
С.Г.
Проверила
Черепанова Е.В.
Новосибирск 2003
Содержание
Введение..............................................................3
1.Что такое
мировоззрение? .......................................4
2.Каким бывает
мировоззрение? ................................4
3.Три основных типа мировоззрения .........................5
3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5
3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6
3.3 Научное мировоззрение..........................................7
4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8
5.Общество и формирование мировоззрения..............8
5.2 Тоталитарное общество...........................................8
5.1
Демократическое общество....................................9
6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9
7.Вывод………………………………………………..10
8.Список используемой литературы...........................13
2
Введение.
В мире нет двух
человек с одинаковыми узорами на коже
пальцев, нет
двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек
индивидуален и неповторим. Нет и двух человек
с одинаковым духовным
миром. Но означает ли это, что
его ничто не
объединяет с другим?
Разумеется,
нет. Людей объединяет очень многое: родина,
место жительства,
положение в обществе, язык, возраст.
Но то, что
объединяет – оно и разъединяет: у людей может
быть разное место
жительства, различное место в жизни
общества,
другой язык, возраст. В духовном мире тоже
есть
объединяющее и
разъединяющее людей: духовные инте –
ресы, жизненные
позиции, ценностные ориентации,
уровень
знаний. Анализ
памятников духовной культуры всех этапов
развития человечества, так
же как и анализ духовного мира
наших современников, показывает, что
одним из важней –
ших элементов
является мировоззрение.
3
1.Что такое мировоззрение?
В самом простом, наиболее
распространённом понимании
мировоззрение – это
совокупность взглядов человека на
мир,
который его окружает. Есть и другие, близкие
миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание.
Все они
предполагают,
с одной стороны, мир, который окружает
человека,
а с другой – то, что связано с деятельностью
человека: его
ощущения, созерцания,
понимания, его
воз –
зрения, взгляд
на мир.
Мировоззрение
отличается от других элементов духовного
мира человека тем,
что оно, во – первых, представляет со –
бой взгляды человека
не на какую – то отдельную сторону
мира, а
именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение
представляет собой
отношение человека к окружающему его миру: боится,
страшится ли человек этого мира, или он
живёт в ладу, в
гармонии с ним?
Таким образом, мировоззрение
– сложное явление духов –
ного мира человека.
2.Каким бывает мировоззрение?
Прежде всего, отметим,
что мировоззрение человека но –
сит исторический
характер: каждая эпоха человеческой ис –
тории обладает своим
уровнем знаний, своими проблемами,
стоящими перед людьми,
своими подходами к их решению,
своими духовными
ценностями.
Можно сказать: сколько
людей, столько и мировоззрений.
Однако это будет
неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –
дей не только
разъединяет нечто, но и объединяет общность
родины, языка, культуры,
истории своего народа, имущест –
венного положения. Людей
объединяют школа, характер
образования, общий
уровень знаний, общие ценности. Поэ –
тому неудивительно, что
у людей могут быть сходные, об –
щие позиции в
рассмотрении мира, в его осознании и оцен –
ке.
4
Классификация типов мировоззрения может быть раз –
личной. Так, в
истории философии прослеживается несколько подходов к выработке
мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм)
или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо
обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм).
Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
3.Три типа мировоззрения
Распространено
выделение следующих типов мировоз –
зрения: обыденное, религиозная, научное.
3.1 Обыденное мировоззрение
Обыденное
мировоззрение возникает в жизни человека в
процессе его личной
практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.
Взгляды
человека в этом
случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно
формируется стихийно,
особенно если человек
не интересовался мировоззренчес –
кими вопросами в
учебном заведении, не изучал самостоя –
тельно философию, не
знакомился с содержанием религи –
озных учений. Конечно,
нельзя полностью исключить вли –
яние религий или
достижений науки, ибо человек постоян –
но общается с
различными людьми; ощутимо и влияние
общедоступных средств
массовой информации. Но преоб –
ладает житейская, обыденная
основа. Обыденное мировоз –
зрение опирается на
непосредственный жизненный опыт
человека – и в этом
его сила, но оно мало использует опыт
других людей, опыт
науки и культуры, опыт религиозного
сознания как элемента
мировой культуры – в этом его сла –
бость.
5
Обыденное
мировоззрение распространено очень широко,
поскольку усилие
учебных заведений и пастырей церкви
зачастую задевают лишь
самую поверхность сферы духов –
ной жизни человека и
не всегда оставляют в ней заметный
след.
3.2 Религиозное
мировоззрение
Религиозное
мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся
в
таких памятниках мировой
духовной культуры, как Библия,
Коран, священные
книги буддистов, Талмуд и ряде других.
мира, учение о
предназначении человека, заповеди, напра –
вленные на
формирование его определенного образа жизни,
на спасение души. Религиозное
мировоззрение также имеет
сильные и слабые
стороны. К его сильным сторонам можно
отнести тесную связь
с мировым культурным наследием,
ориентацию на решение
проблем, связанных с духовными
потребностями
человека, стремление дать человеку веру в
возможность
достижения поставленных целей.
Слабыми сторонами
религиозного мировоззрения явля –
ются непримиримость к
другим жизненным позициям, не –
достаточное внимание
к достижениям науки, а подчас их
игнорирования. Правда,
в последнее время многие бого –
словы высказывают
мысль о том, что перед теологией стоит
задача выработки
нового пути мышления,
“о соразмерности
Бога изменениям, даваемым
наукой и технологией”. Но по –
ка ещё богословы не
могут определённо сказать, “какой
именно тип согласия
может быть установлен между лабо –
раторной табуреткой и
церковной скамьей”.
6
3.3 Научное мировоззрение
Является законным
наследником того направления мировой
Философской мысли, которое
в своем развитии постоянно
Опиралось на достижения
науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения
человеческого познания, принципы взаимоотношения
человека с
естественной и искусственной средой обитания.
Научное мировоззрение
также имеет достоинства и недо –
статки. К достоинствам
отнесём его прочную обоснован –
ность достижениями
науки, реальность содержащихся в нём
целей и идеалов, органическую
связь с производственной и
социальной
практической деятельностью людей. Но нельзя
закрывать глаза на то,
что человек ещё не занял в нем пре –
обладающего места. Человек,
человечество, человечность –
это поистине
глобальная проблема настоящего и будущего.
Разработка этой
триады – задача неисчерпаемая, но неис –
черпаемость задачи
требует не отстранения от неё, а нас –
тойчивости в её
решении. Это и является доминантой сов –
ременной науки, призванной
обогащать мировоззрение.
Поворот к человеку,
человечеству, человечности, если он
примет всеобъемлющий
характер, может стать решающим
облагораживающим
фактором для всех типов мировоззре –
ния; тогда их главной
общей чертой станет гуманистическая
направленность.
Такое мировоззрение
наиболее перспективно для деятель –
ности людей, стремящихся
осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и
экологичес –
кого прогресса, однако
человечество стоит ещё в самом на –
чале пути к широкому
овладению его основами.
7
Сознательно формируемое мировоззрение
В обществе издавна
существовало и сознательное стремле –
ние выработать
целостное и обоснованное мировоззрение,
в рамках которого
была бы осмыслена вся история челове –
чества, его
познавательная и преобразовательная деятель –
ность, культура
и ценностные ориентации. Разработка ми –
ровоззрения обычно
идёт в русле определённой традиции,
опираясь на то или
иное направление в философии. Созна –
тельное стремление
выработать целостное мировоззрение
проявляют различные
социальные группы людей, полити –
ческие партии, которые
видят в нем основу не только своего
духовного единения, но
и программ конкретных действий
по преобразованию
общества.
Мировоззрение
такого типа может строиться на самых
разных философских
основаниях.
Оно может быть и
религиозным, и безрелигиозным, при –
чём в первом случае
его разработка осуществляется с опо –
рой на теологию. Так, например, радикально
отличаются
друг от друга
экзистенциалистская и позитивистская фило –
софия,
религиозные и атеистические философские концеп –
ции.
Сегодня все
здравомыслящие люди признают, что каждый
человек должен быть
свободен в выборе своего миповоз –
зрения. Однако
он не может быть свободен от обществен –
ных отношений, и
потому его выбор зависит не только от
него самого, но
и от общества, в котором он живёт.
Тоталитарное общество
В тоталитарных
общественных структурах единое миро –
воззрение закладывает
в основу всей образовательной сис –
темы, культуры, средств
массовой информации. И человеку
в этих условиях очень
трудно осуществить действительно
свободный выбор.
8
Демократическое общество
В демократическом
обществе выбор мировоззрения явля –
ется личным делом
каждого гражданина без каких – либо
ограничений.
То же самое относится
к мировоззренческой
основе программных
документов общественных органи –
заций.
Государство следит
лишь за тем, чтобы в них не содер –
жались призывы к
насилию, к насильственному свержению
существующего строя. Вместе
с тем само государство берет
на себя обязанность
предоставить каждому условия для
овладения
фундаментальными знаниями о природе,
общес –
тве, человеке, необходимыми
для свободного и осознанного
выбора системы
ценностей, мировоззренческих позиций.
Мировоззрение нашей эпохи (XX в.)
Масштабы научно –
технического прогресса и развитие
образования в наше
время просто несоизмеримы с тем, что
происходило в XVIII – XIX. Можно
сказать, что тот социальный мир, в
котором мы живём, создан на основе науки. Промышленность, сельское
хозяйство, транспорт,
средства связи, информационное
обеспечение, здравоохра –
нение, культура, образование, наш
быт просто немыслимы
без использования
научных знаний. Сегодня наукой во всем
мире занимается свыше
5 млн. человек,
тогда как к началу XIX в. было всего около тысячи ученых.
Беспрецедентны
масштабы развития образования в наше
время.
Ещё в прошлом веке
подавляющее большинство людей не умели читать и писать. А к
концу XX столетия уже свыше
80 процентов
населения мира стало грамотным. Сегодня в
развитых странах
законодательно закреплено всеобщее
среднее образование и
около половины выпускников сред –
них школ продолжают
учёбу в высших учебных заведениях.
9
Активно реализуется
непрерывное образование, сопровож –
дающее человека всю
его жизнь.
Современные
представления о мире сложились целиком на
Основании достижения
науки XX в.
Теория
относительности радикально изменила наше пони –
мание пространственно
– временных отношений, а кванто –
вая механика –
причинно – следственных связей.
Современная
космология нарисовала удивительную исто –
рию эволюции
Метагалактики, происходившую в течение 20 млрд.
лет, раскрыла единство и целостность космоса,
проявляющиеся прежде
всего во взаимосвязи фундамен –
тальных физических
взаимодействий.
Биология выявила
молекулярные основы прцессов жизне –
деятельности, проникла
в тайны передачи наследственной
информации, искусно
соединила идеи эволюции и генетики
в синтетическую
теорию, на основе которой удалось понять
механизмы образования
и изменения видов живых органи –
змов.
Синергетика доказала, что
процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но
и в неживой
природе.
Математика, химия, информатика, языкознание, психология
и другие науки также
внесли немалый вклад в современную
научную картину мира.
Мы имеем все
основания сказать, что ни в одном из прош –
лых столетий
понимание человеком мира не претерпевало
столь значительных
изменений в результате развития науки,
как в наш XX в.
Вывод
Как бы многообразны
ни были сегодня мировоззренческие
современной культуре, с
чем согласны все здравомыслящие
жители планеты.
10
Именно для нашего
времени характерно всеобщее призна –
ние ценностей
демократии и прав человека, его экономии –
ческой и политической
свободы, свободы совести и выбора
мировоззренческих
ориентаций.
Важнейшей заботой
каждой страны сегодня является соз –
дание эффективной
экономики, восприимчивой к научно –
техническому
прогрессу, быстро откликающейся на воз –
никшие потребности.
Теперь, кажется, уже
многие понимают, что эту задачу лю –
бая страна может
решить лишь на пути создания рынка,
который должен стать
органической частью мировой ры –
ночной экономики.
Сейчас все осознают
огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но
и для его
духовной жизни,
для формирования современного миро –
воззрения.
Особую ценность
приобретает в наше время образование. С
ним связывают перспективы развития общества, его
все в
большей степени
принимают во внимание при разработке
различного рода
стратегических социальных программ.
Важнейшей
характеристикой духовной культуры нашего
времени является
осознание целостности современного ми –
ра, принципиальной
невозможности ни одной стране раз –
виваться изолированно.
Неотъемленой частью
картины мира являются в наши дни
глобальные проблемы,
выражающие глубинные противо –
речия современного
этапа единого исторического процесса.
Сегодня у
подавляющего большинства людей появилась
аллергия на любые
прявления догматизма, снижено доверие
к политикам.
Высокая оценка науки
причудливо сочетается с широким
распространением
суеверий и современных мифов, нередко
облаченных в научные
одежды.
11
Как писал Ф. Тютчев, “чему
бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса”.
Наших современников
беспокоит нарастание духовной
апатии и
нравственного нигилизма. Как это ни пародок –
сально, но
в нашем динамичном, взаимосвязанном, насы –
щенном информацией мире человек нередко чувствует
себя
одиноким.
И наконец, большинство
людей на планете охватывает тре –
вога за будущее. Это
чувство вызывает прежде всего глав –
ными проблемами
современности:
Как уменьшить социальную несправедливость
в отношениях между людьми и народами?
Скоро ли будет найдено их решение?
Как выжить человечеству?
По – видимому, эти
проблемы будут ещё долго сохранять
свой статус и
наивысший рейтинг!
12
Список используемой
литературы:
1.
И.П.Фарман. “Теория
познания и философия культуры”. М.,
“Наука”, 1986 г.
2.
Н.К.Вахромин. “Теория
научного знания Иммануила
Канта”. М., “Наука”,
1986 г.
3.
С.В.Арутюнов, Н.Г.Багдасарьям
“Человек и общество”
13