Теория личности Зигмунда Фрейда
БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА.
Санкт-Петербург 2002
Ричард Осборн говорит о том, что в детские годы Фрейда
имели место четыре существенных фактора, а именно:
1.
Мать обожала его и всегда была уверенна в его великом
будущем.
2.
Его отец был неудачником, создавая в семье дискомфорт и
травмируя близких.
3.
Его семья была еврейской, а жила в антисемитском окружении.
4.
Все обширное семейство всегда болело за него, внушая ему
массу амбиций.
По мнению Р. Осборна, эти факторы
существенно повлияли на формирование взглядов Фрейда, и что труды Фрейда и его
психологический образ неразделимы.
В первые годы своей работы Фрейд представлял
психическую жизнь состоящей из трёх уровней: бессознательного,
предсознательного и сознательного. Роль, которую играет бессознательное,
является основополагающим постулатом фрейдовской теории. То обстоятельство,
что наша психическая деятельность отнюдь не исчерпывается сознательной работой
разума, что за последней проявляет себя какая-то другая сила, было известно и
дофрейдовской психологии. Однако фрейдовская картина бессознательного
значительно отличалась от концепций его предшественников тем, что он изобразил
его как динамическую силу, а не как «мусорную корзину» для идей и воспоминаний.
Фрейд решительно подчеркивает, что все душевные процессы представляют собой
поначалу бессознательные акты. Бессознательное, по Фрейду, впервые не
равнозначаще непостижимому. Наша жизнь испытывает непрестанное давление со
стороны бессознательного. Фрейд говорил: «Бессознательное – это не место, не
вещь, это та часть психики, которая подавлена.»
В предсознательном теснятся психические переживания
и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание
не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но
находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного
необходимостью подавлять сексуальные влечения.
В работах «Я» и «Оно», «По ту сторону удовольствия»
Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность
состоит из трёх основных компонентов: «Оно» или «Id»
«Я» или «Ego»
«Сверх-я» или «Super-Ego»
Имеется два базовых инстинкта - инстинкт Жизни или
Эрос, и инстинкт Смерти или Танатос, который некоторыми более поздними
исследователями был назван «мортидо» или «деструдо». Инстинкт Жизни включает в
себя старое понятие либидо и часть влечения к самосохранению. Инстинкт Смерти,
однако, для мысли Фрейда является чем-то новым – он совершенно отделён от
либидо и фактически представляет внутреннюю деструктивность и агрессию,
направленную в первую очередь против себя. В то время как инстинкт Жизни
является созидательным, инстинкт Смерти – это та сила, работа которой постоянно
направлена к смерти и, в конечном счёте, на возвращение к первоначальному
неорганическому состоянию полной свободы от напряжения или усилия. Навязчивое
повторение, проявляющееся в боевых снах Солдатов форме повторяющихся сновидений
об определённых травматических инцидентах, было признано связанным с тенденцией
инстинкта смерти возвращаться к более ранним состояниям. Поскольку направленная
вовнутрь агрессия, независимо от её источника, представляет опасность для
индивида, возникает постоянная необходимость бороться с ней таким образом,
чтобы сделать её менее деструктивной по отношению к нему, а это может быть
сделано одним или двумя способами: посредством её эротизации, т.е.
посредством соединения её с либидо, вследствие чего она может принять форму
садизма или мазохизма, или же посредством направления её вовне и превращения в
агрессию против других.
Новорожденное дитя – это бурлящая масса импульсов или
инстинктивных влечений, абсолютно лишенных какой-либо направленности или
сознательного руководства, и в виду своей надличностной природы эта примитивная
масса характеризуется как "Id». Это наиболее примитивный
компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котёл влечений». Будучи
иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Но
поскольку ребёнок должен прийти к согласию с внешней реальностью, часть этого
первобытного скопления рано или поздно становится обособленной и выделяется в
виде «Ego» или самости (self), первейшей функцией которой
является проверка реальности с той целью, чтобы реакции организма
согласовывались с тем, что есть, вместо того, чтобы быть ответами, которые либо
лишены координации, либо нацелены на прямое и непосредственное удовлетворение.
На ещё более поздней стадии развития из потребности смотреть в лицо
общественным моральным запретам возникает «Super-ego», которое широко
отождествляется с «совестью», хотя лишь приблизительно совпадает с этим словом
по значению. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если «Я»
примет решение или совершит действие в угоду «оно», но в противовес «сверх-я»,
то оно испытает наказание в виде чувства вины и угрызений совести. Если в
ранний период ребёнок принял моральный диктат своих родителей, их установки,
мнения и суждения – в форме более или менее добровольного подчинения внешнему
авторитету, то теперь, в процессе идентификации, эту роль берёт на себя
супер-эго. Супер-эго лишь частично сознательно – этим фактом объясняется
следующий часто наблюдаемый феномен: индивид может испытывать глубокое
чувство вины после совершения какого-то действия, относительно которого его
разум говорил, что оно вовсе не аморально.
Фундаментальной для психоаналитического подхода стала
техника свободных ассоциаций. Брейер и Фрейд во время сотрудничества сделали
вывод, что для каждого симптома обнаруживается специфическая ассоциация и
воспоминание. Странной чертой этих забытых и болезненных воспоминаний было
постоянство, с которым они обнаруживались именно в связи с травматическим,
сексуальным опытом детской поры. Свободная ассоциация оказалась жизненной
идеей, потому что возвращение к ранним воспоминаниям жизни постоянно
блокировалось сопротивлением и переносом. Гипноз и директивная методика
оказались несостоятельными, потому что ни один из этих приёмов не снимал ни
сопротивления, ни подавления, только свободные ассоциации приводили к скрытой
связи между мыслями и образами. Вы не можете заставить больных сделать те или
иные вещи осознанными, вы можете только растормошить то, что плавает в его
бессознательном, путём тщательного анализа тех фрагментов, которые плавают
сверху, т.е. свободных ассоциаций. Фрейд пришёл к заключению, что истерия
возникла тогда, когда пациент оказался в детстве пассивной жертвой сексуального
обольщения со стороны взрослого, в то время как невроз навязчивости (obsessional
neurosis) – был результатом активного участия в подобнх обольщениях детей. По
мнению Р. Осборна к таким выводам Фрейд пришёл под влиянием идей
Вильгельма Флисса, отоларинголога из Берлина.
Фрейд говорил: «Тайна человеческой души заключена
в психических травмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придёт.
Эврика!» (1900)
В годы между 1900-м и 1910-м Фрейду пришлось изменить своё
мнение относительно этих предполагаемых обольщений детской поры, когда он
открыл, что во многих случаях обольщения не происходило. Но он уже заметил, что
и сновидения и обмолвки являются бессознательно мотивированными, и он
почувствовал себя вправе предположить наличие адекватного основания тому, что
столь большое число его пациентов воображали себя объектом сексуального
обольщения со стороны родителей. Обнаружение того факта, что страхи постоянно
являются выражением желаний, привело Фрейда формулировке двух последующих
гипотез, впоследствии включённых в психоаналитическую теорию: Гипотеза об
инфантильной сексуальности и эдиповом комплексе.
Постулировалось, что было два великих витальных влечения
– влечение к самосохранению и влечение к порождению (т.е. сохранению рода).
Первое не представляет особой трудности доя индивида, поскольку оно не
встречает препятствий в течение достаточно продолжительного периода времени.
Открытому же выражению второго влечения, названного Фрейдом либидо или
сексуальной энергией, постоянно преграждали путь репрессирующие силы
цивилизации. Важно подчеркнуть, что Фрейд трактовал сексуальность очень широко.
По его мнению, это всё то, что доставляет телесное удовольствие. Для
маленького ребёнка – это ласки, прикосновения, поглаживание тела, обнимания,
поцелуи, удовольствие от сосания, тёплой ванны, опорожнения кишечника и т.д. В
детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность
предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью
сексуальные переживания взрослого. У взрослых он расширял это понятие на такие
чувства как – нежность, удовольствие от работы, дружба. Иначе говоря, он
использовал это слово в отношении того, что обычно описывается как «желание».
Причиной, по которой Фрейд определил секс таким необычным образом, был тот
очевидный факт, что сексуальные усилия взрослых людей не обязательно направлены
исключительно на лиц противоположного пола – в случае перверзии они м.б.
направлены на лиц того же пола, на самого себя, на животных или даже на
неодушевлённые предметы. В этом отношении генитальное соитие отнюдь не
обязательно является объектом сексуального поведения; рот и
анус также м.б. привлечены. Наконец, в поведении детей наблюдаются такие
действия, которые похожи на извращения взрослых (такие как интерес к
мочеиспусканию и дефекации, сосание пальца, демонстрация обнажённого тела и
получения удовольствия, видя других обнажёнными). Поскольку предполагалось, что
инстинкт самосохранения не часто встречает на своём пути препятствия, Фрейд
направил всё своё внимание на изучение либидо. Заметив, что три отверстия тела
– рот, анус и гениталии - были частично ассоциированы с либидозным
удовлетворением, он постулировал, что интерес к ним претерпевает развитие в
определённой хронологической последовательности с момента рождения и дальше.
Для новорожденного младенца – рот – это первичный орган удовольствия, поскольку
именно через рот он осуществляет контакт со своим первым объектом желания –
материнской грудью.
Либидо лучше всего рассматривать в качестве энергии влечений,
принципиальным компонентом которой является сексуальность, но Фрейд никогда не
присоединялся к воззрению, что «всё есть секс». В своих экономических аспектах
либидо индивида рассматривается как закрытая энергетическая система,
регулируемая физическим законом сохранения энергии, т.е. либидо, уходящее из
одной области, должно неизбежно вызвать действие где-то ещё. Отсюда вытекает
убеждение психоаналитика, что любой симптом, снятый посредством внушения (suggestion) (т.е. без
высвобождения поддерживающей его энергии), проявится в какой-то иной форме; так,
например, прекращение курения м.б. заменено обжорством. В своей теории
остроумия Фрейд рассматривал смех как вспышку энергии, служившую дотоле
вытеснению антисоциальных чувств, существование которых общество готово
временно допустить в частично замаскированной форме. Либидо проходит стадии
созревания, каждая из которых биологически детерминирована и сфокусирована на
специфической эрогенной зоне ( рот, анус, пенис) и имеет специфическую цель
удовлетворения ( сосание, введение и кусание, удерживание и агрессивное
выталкивание, проникновение). Взрослая генитальная сексуальность представляет
собой сплав догенитальных и генитальных влечений, и говорится, что сексуальная
перверзия м.б. представлена лишь тогда, когда догенитальные влечения становятся
у взрослого первичными и в качестве цели занимают место генитальных влечений.Но
хотя стадии развития либидо биологически детерминированы, признаётся, что на их
развитие влияет имеющая место по мере прохождения через эти стадии реакция
различных значительных фигур на детское поведение.
В соответствии со своей сексуальной
теорией психики Фрейд все стадии психического развития человека сводит к
стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной или
сексуальной энергии.
Эрогенные зоны – это области тела, чувствительные к
стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств.
Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создаёт
либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создаёт последовательность
стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии – это
стадии гинеса психического течения жизни ребёнка. В них отражено развитие
«Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними.
Оральная стадия.(0 – 1 год).
Характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно и
потенциальной фрустрации, сосредотачивается на зоне активности, связанной с
кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих
первое и второе полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными
либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой
стадии – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.
Сосание, по Фрейду, - это тип сексуальных проявлений ребёнка. Если бы младенец
мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что
«сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни"»
Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но
после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве
которого закрепляются инстинкты «Оно»: ребёнок иногда сосёт в отсутствии
пищи и даже сосёт свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке Фрейда
совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения
в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В
первое полугодие жизни, считал Фрейд, ребёнок ещё не отделяет свои ощущения от
объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребёнка – это
мир без объектов. Ребёнок живёт в состоянии первичного нарциссизма, при котором
он не осознаёт существование других объектов в мире. Глобальное базисное
нарциссическое состояние – это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет
никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у
ребёнка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как
существе независимом от него. Можно заметить, что ребёнок испытывает
беспокойство, когда мать уходит или вместо неё появляется незнакомый человек.
Внутриутробное существование человека, по Фрейду, в
противоположность большинству животных, относительно укорочено; на свет
он появляется менее подготовленным чем они. Тем самым усиливается влияние
реального внешнего мира, развивается дифференциация «Я» и «Оно», повышаются
опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно возрастает значение объекта,
который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную
внутриутробную жизнь. И этот объект – мать. Биологическая связь с матерью
вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает
человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все
желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть
источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни
разграничение между внутренним и внешним, согласно взглядам Фрейда, достигается
не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания
удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.
Во второй половине оральной стадии, с
появлением зубов, к сосанию добавляется укус, который придаёт действию
агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребёнка. Мать не
позволяет ребёнку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению
начинает вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет
«Я». Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его «Оно».
Инстанция «Я» – часть «Оно», модифицированного под прямым влиянием внешнего
мира. Функционирование инстанции «Я» связано с принципом «удовлетворение –
отсутствие удовлетворения». Как только что отмечалось, первое познание ребёнком
предметов внешнего мира происходит через мать. При её отсутствии ребёнок
испытывает состояние неудовлетворённости и благодаря этому начинает различать,
выделять мать, так как отсутствие матери для него есть прежде всего отсутствие
наслаждения. На этой стадии ещё не существует инстанции «Сверх-Я», и «Я»
ребёнка находится в постоянном конфликте с «Оно». Недостаток удовлетворения
желаний, потребностей ребёнка на этой стадии развития как бы «затормаживает»
определённое количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что
составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребёнок, который
не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден
продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на
следующую стадию генетического развития.
Эти идеи Фрейда послужили толчком к
изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные
условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не
решается, то ребёнку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного
периода.
На оральной стадии фиксации либидо у человека, по
мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности:
ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем
предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди
делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия. (1 – 3 года), как
и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг
ануса, который становится объектом внимания ребёнка, приучаемого к опрятности.
Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении
функциями дефекации, выделения. Здесь ребёнок встречается со многими
запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он
должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер.
По отношению к поведению ребёнка на этой стадии можно
сказать, что полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна
контролировать импульсы «Оно». «Я» ребёнка научается разрешать конфликты,
находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью.
Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь
заставляет ребёнка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые
запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребёнка как часть его
«Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей,
которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребёнка.
Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению
психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство,
скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к
коллекционированию. Все эти качества – следствие разного отношения ребёнка к
естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время
приучения к опрятности ещё на доречевом уровне развития. Также по мнению
Фрейда, такие черты, как упорство, независимость, собственничество происходят
из наслаждения от удерживания (например, у ребёнка, который на мольбы родителей
в действительности отвечает: «Что имею, то и держу»). Фекалии ассоциируются
с обладанием и частично с деньгами – в противном случае фрейдисты
небезосновательно спрашивают, с какой стати мы пользуемся такими фразами, как
«воняющий деньгами», «грязный барыш», «спускание денег в канаву» или даже
«катание в дерьме», которые явно уравнивают деньги с фекалиями? Или,
спрашивается, с чего бы тяга к пунктуальности и чистоплотности порой достигала
патологической степени, не будь она реакцией против примитивного желания грязи
и беспорядка? На протяжении оральной стадии младенец узнаёт о других и начинает
устанавливать с ними отношения; на протяжении анальной стадии он учится
отказываться от непосредственного инстинктивного удовлетворения с целью
понравиться другим или по крайней мере оказывать на них влияние. Во
фрейдовской теории считается, что лёгкость или сложность, пережитая ребёнком
при прохождении догенитальных фаз, имеет фундаментальное влияние на его
позднейшие (уже в качестве взрослого) отношения к таким основным формам
поведения, как способность давать и брать, неповиновение или покорность, любовь
или ненависть, а также по отношению к таким чувствам, как скупость или
щедрость, оптимизм или пессимизм, интерес или безразличие к другим. Конфликты
или трудности, пережитые на той или иной стадии, могут привести к фиксации
либидо на данном пункте, а позднейшие неприятности вызывают регрессию к нему.
Фаллическая стадия.(3 – 5 лет).
Характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной
становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была
аутоэротичной, теперь она становится предметной, т.е. дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают
внимание ребёнка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителю
противоположного пола Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для мальчиков и
«комплексом Электры» для девочек, определив их как мотивационно-аффективные
отношения ребёнка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе
Эдипе, убившем отца и женившемся на матери, воспринимая отца как соперника,
вызывающего одновременно и ненависть и страх.
Разрешение, или освобождение от «эдипова комплекса»,
совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по
мнению Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери
и идентифицировать себя с отцом. В случае с маленькой девочкой положение дел
ещё более сложное, и Фрейд, кажется, никогда не имел полной ясности в этом
пункте. Для обоих – и для мальчиков, и для девочек – предполагается, что после
оральных и анальных фаз и те, и другие первоначально имеют фаллическую
ориентацию. Девочка начинает интересоваться своим клитором, как биологическим
эквивалентом пениса мальчика, но так как этот орган представляется очевидно
низшим по сравнению с мужским аналогом, то у неё развивается завистливое
желание быть такой, как мальчик. У Фрейда это называется «завистью к пенису» и
постулируется, что имеющая место привязанность девочки к её отцу – комплекс
Электры – из греческого мифа, в котором Электра способствует смерти своей матери,
Клитемнестры, убившей её отца, Агамемнона – возникает лишь тогда, когда она
отказывается от надежды быть мужчиной и смиряется с собственной кастрацией как
с данным фактом. Во фрейдовской интерпретации мужской эдипов комплекс
разрушается посредством комплекса кастрации и отбрасывается по причине боязни
кастрации, в то время как женский комплекс вызывается с помощью комплекса
кастрации, когда разочарованная отсутствием пениса, девочка обращает свою
любовь на отца и отвергает мать. Тот факт, что девочка думает: «Я была
наказана», в то время как мальчик страшится: «Я могу быть наказан» считается
имеющим важные последствия для их последующего развития. Но у обоих полов
эдипов комплекс появляется как высшая точка инфантильной сексуальности, а
преодоление усилий данного периода при достижении взрослой сексуальности
необходимо для нормы, тогда как бессознательная привязанность ( прицепленность)
к эдиповым тенденциям является типичной для невротичной психики.
Посредством вытеснения этого комплекса
полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я». Именно поэтому преодоление
«эдипова комплекса» играет важную роль в психическом развитии ребёнка. . Фрейд
был уверен, что у мальчика супер-эго выросло из остатков эдипова комплекса, а
ощущение вины, некогда базировавшееся на страхе наказания и отвержения со
стороны родителей, благодаря введению родительских стандартов внутрь самой
психики, стало бременем, наложенным на самого себя. Так как предполагалось, что
у мальчика комплекс кастрации является сильнейшим фактором, приводящим к концу
эдипову стадию и следовательно, формирующим супер-эго, и поскольку, как мы уже
видели, маленькая девочка вынуждена принимать «кастрацию» как неприятный факт,
как fait
accjmpli (свершившийся факт фр.), постольку маленькие девочки
никогда не могут (так утверждают фрейдисты) развить сильное супер-эго.
Одному из пациентов Фрейда, маленькому Гансу было пять
лет, и он отказывался выходить из дома из страха, что его может укусить лошадь.
На основе бесед с мальчиком и его отцом Фрейд пришёл к выводу, что этот страх
является продуктом комплекса Эдипа. Аргументом было то, что пенис у папы Ганса
больше, чем у мальчика. Ганс обсуждал эти «идеи» с отцом и пришёл к выводу, что
у лошадей пенис ещё больше. Таким образом, страх Ганса перед своим отцом
заменился на страх перед лошадьми, которые могут его укусить (кастрировать).
Фрейд заявил, что детская сексуальность проявляется сразу же у ребёнка, а не в
воспоминаниях взрослого. Этот случай поставил две проблемы. Первая состояла в
том, что этот самый Маленький Ганс появился у Фрейда через четырнадцать лет и
ровным счётом ничего не помнил о тех событиях. Второе: сам Фрейд
сыграл минимальную роль в этой истории, хотя и приписывал ей важное значение.
Другим знаменитым случаем, который приводил Фрейд, был
случай Сергея Панкиева, состоятельного российского аристократа. Он был тяжёлым
невротиком, тревожным, зависимым, судорожным искателем женщин с обширными
ягодицами, которые оказались бы способны потворствовать его сексуальным
запросам. Он сам называл себя «человек – волк» , следуя своему сну, который и
дал ключ ко всему неврозу. В своём сновидении он увидел открытое окно, а там –
несколько крупных белых волков, сидящих на ветках дерева. Он завопил и
проснулся. Это сновидение настигло его в возрасте четырёх лет, и тогда-то и
начался этот невроз. Фрейд настаивал на том, что человек-волк фактически был
свидетелем полового акта своих родителей в раннем возрасте. Это драматическое
событие, которое Фрейд назвал первичной сценой, и привело к неврозу, к страху
перед кастрацией, к навязчивому поведению и к глубоко запрятанному страху перед
отцом. Человек-волк был очень аномальной личностью, и Фрейд работал с ним
четыре года подряд, причём состояние того стало намного лучше к концу лечения,
Для Фрейда это было прямым доказательством его теории эдипого комплекса.
Таким образом, к концу фаллической стадии все три
психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг
с другом. Главную роль играет инстанция «Я». Она сохраняет память прошлого,
действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна
теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов «Оно» и
одновременно против строгости «Сверх-Я». В этих условиях появляется состояние
тревоги как сигнал для ребёнка, предупреждающий о внутренних или внешних
опасностях. В этой борьбе механизмами защиты становятся вытеснение и
сублимация.
По Фрейду, самые важные периоды в жизни ребёнка
завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры
личности. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких
черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в
дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Латентная стадия. (5 – 12 лет).
Характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я»
полностью контролирует импульсы «Оно»; будучи оторванной от сексуальной
цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта,
закреплённого в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений
со сверстниками и взрослыми за пределами человеческого окружения.
Генитальная стадия. (12 – 18 лет).
Характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений: теперь
все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения Фрейда,
стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако осуществление
нормального сексуального общения может быть затруднительно, и тогда можно
наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той
или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой
стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов оно, которые
вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть
«эдипов комплекс», который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному
выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов
«Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и
интеллектуализация.
Когда ребёнок становится взрослым, его характер
определяется процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их
взаимодействиями. Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью
механизма сублимации (замещении), а развитие, которое происходит посредством
механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические процессы.
Описаны два наиболее ярких типа характера,
формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и
нарциссизм. В психологии психическую гомосексуальность не всегда рассматривают
как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых
любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой,
общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Второй тип сексуального
характера – нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы
отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность
рассматривается как объект своих сексуальных стремлений; Для неё
внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают
самоудовлетворённость и самодовольство. Подобные характеры направляют своё
внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.
Теория личности Фрейда неоднократно подвергалась
критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней
биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с
биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении
его действиями. К этому следует добавить т то, что теория Фрейда по существу
является умозрительной. Многие положения нельзя считать научно доказанными.
Вместе с тем не следует умалять заслуг Фрейда, начавшего интеллектуальную
революцию, которая навсегда изменила науку о самовосприятии, о межличностных
отношениях и все теории человеческого поведения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Ричард Осборн «Фрейд для начинающих»
Поппури Минск
1998
2.
Л. Ф. Обухова «Возрастная психология»
Педагогическое
общество России
Москва 2001.
3.
Р. С. Немов «Психология»
Владос Москва 1999
4.
Стефан Цвейг «Врачевание и психика»
ТсОО Гамма С-Пб 1992
5.
Ф. Виттельс «Фрейд, его личность, учение и школа»
Ленинград ЭГО 1991
6.
Джеймс Браун «Психология Фрейда и постфрейдисты»
Рефл – бук Ваклер 1997