Изучение зрительных иллюзий
Пс 3
СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
По предмету: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
На тему: ИЗУЧЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Выполнил: Санакина Ольга Владимировна
Проверил:
Омск
2000/2001
ПЛАН
1.Тема данной работы. 2
2.Теоретическое обоснование данной работы: 2
Общая характеристика восприятия. 2
Физиологические основы восприятия. 3
Основные свойства и виды восприятия. 3
3. Практическая работа. 5
4.Обработка результатов. 7
5. Анализ результатов. 8
6.Выводы. 8
7.Стимульный материал. 9
8.Используемая литература. 10
Изучение иллюзий зрительного
восприятия.
Цель: Исследование иллюзий зрительного восприятия.
Участники: Данная работа была проведена с 10-тью испытуемыми, среди которых:
·
8 женщин и 2-е мужчин;
·
6 испытуемых с высшим образованием и 4 испытуемых
со средним образованием;
·
3-е испытуемых в возрасте 34 лет; 1 испытуемый в
возрасте 33 лет; 1 испытуемый в возрасте 60-ти лет; 1 испытуемый в возрасте 38
лет; 1 испытуемый в возрасте 28 лет; 1 испытуемый в возрасте 24-х лет; 1
испытуемый в возрасте 17-ти лет ; 1 испытуемый в возрасте 15-ти лет.
Восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс,
направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,
возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на
рецепторные поверхности органов чувств. Все, что бы человек ни воспринимал,
неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов
выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу
органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные
системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности
(например, зрительные восприятия), так и в пределах нескольких модальностей
(слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные). Лишь в результате такого
объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие,
переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или
ситуаций.
Помимо ощущений в процесс восприятия включаются психические процессы
еще более высокого уровня, такие как память, мышление, предыдущий опыт. Большое
значение в восприятии имеет внимание и направленность (или желание). В процесс
восприятия также включены двигательные компоненты органов чувств. Поэтому
восприятие обозначают как перцептивную деятельность субъекта.
В настоящее время принято выделять в процессе распознавания объектов
несколько этапов, одни из которых предварительные, другие – завершающие. На
предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки
глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих. На завершающих
этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов,
хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие.( (2)
стр.200 – 202).
Структурным элементом процесса восприятия являются ощущения. Механизм
возникновения ощущений заключается в следующем: под действием раздражителей в
окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение,
которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в
кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные зоны коры, которые
представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в
органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная
зона, формируется определенная сенсорная информация. Физиологические механизмы
восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих
этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны
коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений
реального мира.
Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно
тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями,
разнообразными мыслительными процессами. ((2) стр. 202 – 207).
Зрительные иллюзии – это неправильное или
искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий
определяется не только субъективными причинами, такими как установка,
направленность, эмоциональное отношение и т.д., но и физическими факторами и
явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. ( (3) стр. 86 – 91 ;
(2) стр. 212).
Опыт N1:
На зрительное восприятие большое влияние оказывает избирательность.
Избирательность восприятия – способность
человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него
наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей
личности.
Опыт направлен на изучение установки
восприятия.
Ход работы: Испытуемому показывается и называется карточка N1 под названием “Портрет молодой девушки”. Требуется назвать
изображение, подтвердив несколькими признаками.
Опыт N2:
Одним из свойств восприятия является предметность.
Предметность восприятия –
способность человека отражать окружающую действительность как воздействия
конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом
различается предмет, фон и контур их восприятия.
Фигурой (предметом) принято называть замкнутую, выступающую вперед,
привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает
фигуру, представляет собой фон.
Соотношение предмета и фона – соотношение динамическое. Предмет и фон
могут меняться местами.
Ход работы: Испытуемому предлагается для
изучения карточка N2а. Требуется назвать увиденный
предмет, а также охарактеризовать фон.
После этого, испытуемому предлагается карточка N2б,
на которой предмет и фон поменялись местами. Требования те же.
Опыт N3:
Опыт направлен на изучение следующего свойства восприятия – целостности. Целостность
восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в
сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если
отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Восприятие целого предмета обусловлено восприятием его частей и
свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. Каждый предмет имеет
характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие
именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, в то же время
отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии
существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Ход работы: Испытуемому предлагается карточка N3, на которой в вариантах А, Б, В – присутствуют опознавательные
признаки изображенных предметов, а в вариантах Г, Д, Е, Ж, З, И – отсутствуют.
Требуется назвать изображения.
Опыт N4:
Следующее свойство восприятия – апперцепция (или влияние
прошлого опыта).
Ход работы: Испытуемому показывается и
называется либо карточка N4а, либо карточка N4б. Требуется назвать и охарактеризовать изображение. После этого,
предоставляется карточка N1. Требования те же.
Опыт N5:
Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст
предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет,
оказывает заметное влияние на его восприятие.
Ход работы: Испытуемому дается для изучения
карточка N5. Требуется сравнить средние кружочки в
рисунках.
Важным свойством восприятия является константность.
Константность восприятия
– это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических
свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу
других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство
воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния,
ракурса, освещенности.
Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе
индивидуального развития личности.
Ход работы: Испытуемому предлагается для
сравнения два, примерно похожие, предмета, различные по размеру. Причем,
меньший предмет расположен ближе, чем больший. Соотношение расстояний от испытуемого
до меньшего предмета и от меньшего предмета до большего предмета –
пропорционально соотношению размеров предлагаемых предметов.
Опыт N7:
Осмысленность – одно из свойств
восприятия.
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые
человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Ход работы: Испытуемому для изучения
предлагается предмет, часто используемый в обиходе. Требуется определить
назначение предмета, сделать вывод о целенаправленном использовании.
В опыте N1 “Портрет молодой женщины “ увидели 8 из
10 испытуемых.
В опыте N2 вар. А:
- 3 испытуемых из 10 увидели светлый
предмет на темном фоне.
- 6 испытуемых из 10 увидели темные лица на
светлом фоне.
- 1 испытуемый увидел оба варианта.
В опыте N2 вар. Б:
-
8 испытуемых из 10 увидели белые лица на темном
фоне.
-
1 испытуемый увидел темный предмет на светлом фоне.
-
1 испытуемый увидел оба варианта.
В опыте N3:
вар. А - “портрет” увидели 9 испытуемых из
10.
вар. Б – “собака” увидели все 10 испытуемых.
вар. В – “животное” увидели все 10 испытуемых.
В опыте N4:
вар. А: “Портрет старухи” увидели 9
испытуемых из 10.
вар. Б:
- “ Портрет молодой женщины” увидели 6
испытуемых из 10.
- “ Портрет старухи” увидели 2 испытуемых из 10.
- оба варианта увидели 2 испытуемых из 10.
В опыте N5:
-
7 испытуемых из 10 решили, что средние кружочки в
варианте А меньше средних кружочков в варианте Б.
-
3 испытуемых из 10 решили, что средние кружочки
равны в обоих вариантах.
В опыте N6:
-
8 испытуемых из 10 решили, что предмет, расположенный
ближе, меньше размером, чем предмет, расположенный дальше.
-
2 испытуемых из 10 решили, что предметы одинаковы
по размеру.
В опыте N7 каждый испытуемый дал определение
смысла, сущности и назначения предложенного предмета.
Эта экспериментальная работа направлена на изучение зрительных иллюзий
человека. Проведенные опыты показывают, что установка, как свойство восприятия,
оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета ( 80% от общего
числа испытуемых поддалось этому влиянию, хотя на рисунке изображено два
варианта). Целостность восприятия зависит от присутствия или отсутствия
опознавательных признаков ( наличие опознавательных признаков в вариантах А, Б,
В – дало возможность 97% от общего числа испытуемых узнать в изображениях
предполагаемые предметы, но отсутствие опознавательных признаков в вариантах Г,
Д, Е, Ж, З, И – давало испытуемым возможность различных вариантов ответов).
Влияние прошлого опыта играет значимую роль в жизни человечества. Без него
невозможно дальнейшее развитие, движение вперед. В работе над опытом N4 сыграл значимую роль прошлый опыт, полученный в самой первой работе
( 60% от общего числа испытуемых вспомнило восприятия, связанные с опытом N1). Иллюзия величины воздействовала на 70% от общего числа испытуемых,
кроме тех, которые по роду занятий знакомы с характеристиками величин (они
правильно определили, что серединки кружочков совершенно одинаковы).
Константность восприятия основывается на знании прошлого опыта, что и
подтвердило 80% от общего числа испытуемых (они сравнивали не зрительные
восприятия предметов, а их характеристики, знание которых основано на прошлом
опыте). Исключение составляют испытуемые, знакомые с правилами восприятия
пространства, это 20% от общего числа испытуемых. В работе над осмысленностью
предметов, у испытуемых включались в работу мышление, память, эмоции, прошлый
опыт и т.д.
Однако в одном из опытов результаты испытаний не оказались
закономерными по правилам восприятия. В опыте N2а 60% от
общего числа испытуемых не подтвердили общепринятую характеристику предмета, а
выделили в виде предмета другой объект исследования (т. е. испытуемые не
увидели замкнутую, выступающую вперед светлую часть поля, а охарактеризовали
изображение как два темных лица, обращенных друг к другу).
На основе проведенной работы, можно сделать вывод о том, что зрительные
восприятия играют большую роль в любых аспектах человеческой жизнедеятельности.
Во всех видах восприятия существуют иллюзии, основанные на определенном
механизме мышления, памяти, логики и др. и их взаимосвязи. Каждый человек, как
субъект общества, интуитивно применяет и использует эти правила. Однако правила
восприятия, а также их иллюзии, могут меняться в зависимости от накопленного
опыта. Чем больше опыта деятельности в какой-либо или нескольких областях, тем
больше возможности человека отличать иллюзии от истинного восприятия.
В данной работе с большей вероятностью проявились такие свойства
восприятия как : установка (80% ответов), предметность (опыт N2б – 80% ответов), целостность (97% ответов), апперцепция
(или влияние прошлого опыта) (опыт N4а – 60% ответов),
контраст (70% ответов), константность (80% ответов), осмысленность
(100% ответов). Соответственно, с меньшей степенью вероятности проявились
такие свойства восприятия как: предметность в опыте N2а (30% ответов).
1.Р.М.Грановская
“Элементы практической психологии” СПб. Изд. “Свет” – 2000.
2.А.Г.Маклаков
“Общая психология” СПб.: Питер, 2000.
3.В.Г.Крысько
“Психология и педагогика в схемах и таблицах” Мн.: Харвест, 1999.