Деловая карьера
Новомосковский политехнический колледж
Реферат по дисциплине
управление персоналом
на тему:
«Деловая карьера»
Выполнил:
Ничепурук Т.
Группа:
БД-992
Проверил:
Мальцева Н.М.
Понятие и этапы карьеры.
Карьера
– это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом
будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это
поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков,
способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения,
связанных с деятельностью работников. Жизнь человека вне работы имеет
значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение
вперед по однажды выбранному пути деятельности. Но карьера – это не только
продвижение по службе. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное
движение вверх по организованной иерархии.
Различают
два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная
карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей
профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение,
поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных
профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник
может пройти последовательно в разных организациях.
Внутриорганизационная
карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках
одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных
направлениях:
-
вертикальное – именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры,
так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением
карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
-
горизонтальное – имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область
деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не
имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к
горизонтальной карьере можно отнести так же расширение или усложнение задач на
прежней ступени;
-
центростремительное – данное направление наименее очевидно, хотя во многих
случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под
центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации.
Главной
задачей планирования и реализации карьеры является обеспечивание взаимодействия
профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие
предполагает выполнение ряда задач, а именно:
-
достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
-
обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с
целью учета его специфических потребностей и ситуаций;
-
обеспечение открытости процесса управления карьерой;
-
устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для
развития сотрудника;
-
повышение качества процесса планирования карьеры;
-
формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста,
используемых в конкретных карьерных решениях;
-
изучение карьерного потенциала сотрудников;
-
обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью
сокращения нереалистичных ожиданий;
-
определение путей служебного роста, использования которых удовлетворит
количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и
в нужном месте.
Планирование
и контроль деловой карьеры заключается в том, что с момента принятия работника
в организацию и до предлагаемого увольнения с работы, необходимо организовать
планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе
должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы
на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен
добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Обеспечение
гарантий занятости является одной из наиболее сложных проблем управления
работой с персоналом в организациях. Некоторые руководители даже не хотят
рассматривать эту проблему, считая, что в условиях рынка предприниматель сам
решает, когда и кого уволить. Однако, если руководители организации ожидают от
работников готовности повышать производительность, качество и эффективность, то
они должны предоставить им определенные гарантии сохранения работы.
Существует
несколько этапов карьеры:
-
предварительный этап – включает учебу в школе, среднее и высшее образование и
длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных
работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего
его возможностям;
-
этап становления, который длится примерно до 30 лет. Работник осваивает
выбранную профессию, приобретает необходимые навыки;
-
этап продвижения длится обычно от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс
роста квалификации, продвижения по службе;
-
этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых
результатов и длится от 45 до 50 лет;
-
этап завершения длится от 50 до 55-65 лет. Здесь человек начинает всерьез
задумываться о пенсии, готовится к уходу;
-
на последнем, пенсионном этапе, карьера в данной организации (виде деятельности)
завершена.