Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии
2В В Е Д Е Н И Е
Отечественная социальная психология открывает свою
новейшую
историю с 1962 года, когда открылась первая в стране
лаборатория
социальной психологии при отделении психологиии
Ленинградского
Университета.Начиная с этой даты, а особенно в
последнии годы,
увеличился поток литературы социально-психологического
содержа-
ния. Возросло несомненно количество переводных изданий
стран за-
падной европы и США.Можно даже утверждать,что на Россию
обрушился
поток публикаций, монографий, а также сборников
охватывающих не
только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным
тематикам. В
своей исследовательской работе автор хотел бы по
возможности наи-
более точно дать рецензионную оценку американского учебника
Дэвида
Майерса "Социальная психология". По мнению
профессора кафедры со-
циальной психологии А.Л.Свеницкого "Появление
данной работы на
русском языке, можно считать немаловажным событием для
любого из
наших психологов, ибо впервые он получает западный
(американский)
учебник", а не монографии и сборники, как уже было
описано выше,
захлестнули Россию в последнее время."Учебник
Д.Майерса занимает
немаловажное место, будучи для многих американских
студентов пер-
вой книгой, которая знакомит их с основами
социально-психологичес-
ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий американский
учебник по со-
циальной психологии весьма своеобразен.Автор трактует
социальную
психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя
исключи-
тельно интересные данные полученные им и его ближайшеми
коллегами
в сфере межличностного познания и социального
воздействия.Сильной
стороной учебника Д.Майерса является и ориентация автора
на прак-
тическое использование социально-психологических
знаний.Многие
.
- 2 -
страницы книги посвящены применению социальной
психологии в
юриспруденции, медицине, практике урегулирования
социальных конф-
ликтов".
Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на
этот
счет профессором А.Л.Свеницким, постараемся в свою
очередь дать
свою характеристику данного учебника, сравнив его его по
некоторым
параметрам с нашими отечественными, такими как
"Социальная психо-
логия" под редакцией Г.М.Андреевой,
"Социальная психология" под
редакцией А.В.Петровского и "Психология
общения" М.И.Станкина.
В своем исследовании автор проводит экскурс по всем
основным
разделам данного учебника, останавливаясь подробно в
рассмотрении
наиболее интересных и новых данных, особенно тех,
которые не вхо-
дят в отечественные учебники по социальной психологии.
.
- 3 -
Социальная психолгия - это научное исследование
того, о чем
люди думают, как они влияют друг на друга и как
относяся друг к
другу.Социальная психология - дочерняя отрасль социологии
и психо-
логии, которая стремится быть более индивидуальной по
своему со-
держанию и более экспериментальной в своих методах, чем
другие об-
ласти социологии.По сравнению с психологией личности
социальная
психология менее сосредоточена на различиях между
индивидами и бо-
лее - на том, как люди в общем оценивают друг друга и
влияют друг
на друга.Социальная психология - экзогенная наука; она
выявляет
как социальные условия влияют на поведение.Посмотрим как
интерпре-
тируется определение социальной психологии в учебнике
Андреевой
Г.М. "Социальная психология - отрасль
психологической науки, кото-
рая изучает закономерности поведения и деятельности
людей, обус-
ловленные включенностью их в социальные группы, а также
психологи-
ческие особенности самих этих групп".(1) Листая
учебник Андреевой
Г.М. "Социальная психология" мы невольно
сталкиваемся с очень
конкретными названиями абзацев,такими как:
"дискуссия о предмете
социальной психологии", "задачи социальной
психологии и проблемы
общества", находим такие громкие фразы типа
"сфера собственных ин-
тересов социальной психологии" просматривается
довольно четко, что
и позволяет отграничить ее как от проблем социологии,
так и от
проблем общей психологии.В свою очередь учебник
Д.Майерса как бы
не ставит задачей обратить внимание на столь конкретные
формули-
1. Г.М.Андреева "Социальная
психология", Москва: Аспект
Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10.
.
- 4 -
ровки, и последовательность изложения материала
переходит очень
"плавно" от раздела к разделу. На взгляд
исследователя, Дэвид Май-
рс весьма справедливо сопоставил социальную психологию
с фразой
Артура Конан Дойля "Вы никогда не можете
предсказать, что сделает
любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее
число.Инди-
виды могут меняться, но процент остается
постоянным".
Социальная психология сталкивается с двумя
противоречивыми
критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна,
поскольку удо-
стоверяет очевидное, во-вторых, она опасна, поскольку ее
открытия
могут быть использованы для манипулирования
людьми.Наиболее инте-
ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или
другими словами фено-
мена "я знал это!", как с позиций просто
изложения информации, так
и с позиции "идущей вдаль", т.е. объяснения
последствия данного
феномена.Приводя достаточно убедительные примеры из
всевозможных
источников, даже из политики, Д.Майерс не только
заинтересовывает
данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы
изложения ма-
териала очень восприимчивы для запоминания, т.к.
подкрепляются,
как уже было сказано выше "убедительным числом
убедительных приме-
ров".Большинство социально-психологических
исследований относится
либо к корреляционным, либо к
экспериментальным.Корреляционные
исследования, для проведения которых иногда используют
метод сис-
тематического опроса, выявляют взаимосвязь между
переменными, та-
кими, например, как уровень образования и доход.Ставя
эксперименты
социальные психологи иногда создают ситуации которые
затрагивают
эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать
профессиональным
этическим правилам: получать согласие от осведомленных
испытуемых,
следовать принципу "не навреди", после завершениыя
эксперимента
полностью раскрывать им любой временный обман.
.
- 5 -
Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные
экспери-
ментов в теории.Лаборатрные эксперимениты позволяют
проверить
идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем
применить
принципы и результаты в реальном мире.Изложенность
данного текста
о социально-психологических исследований удивляет
своей доступ-
ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество
научных
терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает,
что перед
ним не художественное произведение на заданную тему, а
научная
книга.Подводя краткий итог данной главы исследователь
приходит
к выводу о том, что интерпретация социальной психологии
в амери-
канском учебнике и отечественном отличается.Но отложим
на время
эти первоначальные выводы о вступительной части
американского
учебника.Перейдем к рассмоторению первой части,
содержащей опреде-
ление социальной психологии как науки, изучающей, что
мы думаем
друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала о
" Я -
концепции" и "Самопрезентации".
Как культура формирует наше чувство "Я"?
Кто вы? Вы - уни-
кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить
предложе-
ние "Я - ...". Элементы вашей Я - концепции,
т.е. специфические
убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть
- это ва-
ши же Я - структуры. Структуры - это психические
модели, с по-
мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на
то, как мы
воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и
себя.Рассмот-
рим, как Я влияет на память, явление известное под
названием "Эф-
фект ссылки на себя". Когда информация применима к
нашим Я - кон-
цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним.Эффект
ссылки
на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт:
ощущение
самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя
обычно как
.
- 6 -
центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени
поведение
других нацелено на нас.И часто берем ответственность за
события, в
которых играем лишь небольшую роль. Наша Я - концепция
включает в
себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но
также и то,
кем мы могли бы стать - наши возможные Я.Они заключают
в себе то
какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой
Я, страст-
но любимый и любящий Я.Они также заключают в себе Я,
которыми мы
боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в
учебе Я.Такие
возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к
той жизни,
к которой мы стремимся. Д.Майерс ставит вопрос
"становится ли Я -
концепция более индивидуализированной, когда Восток
встречается с
Западом". У японских студентов, выезжавших по
обмену и пробывших
семь месяцев в университете Британской Колумбии,
повысилось самоу-
важение.У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в
Канаде, са-
моуважение выше, чем у недавно иммигровавших и тех,
кто живет в
Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство собственного
достоинс-
тва, которое влияет на то, как мы оцениваем свои
особенности и
способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы
часто не
знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются
своими Я
- концепциями.Одни, особенно в индивидуалистических
западных куль-
турах, принимают концепцию независимого Я.Другие, часто
в Азии и
культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я.Эти
противопо-
ложные идеи способствуют культуральным различиям в
социальном по-
ведении.Высокое самоуважение также приносит дивиденды.Дополнитель-
ные исследования локуса контроля и приобретенной
беспомощности
объединил Альберт Бандура в концепцию, названную
концепцией само-
эффективности.Люди с высокой сомоэффективностью более
настойчивы,
менее тревожны и менее склонны к депрессиям, лучше
учатся.Хотя
.
- 7 -
психологическое исследование и толкование
самоэффективности явля-
ется новым, акцент на вашей личной ответственности за
свою жизнь и
реализацию своего потенциала не нов.Тема "Ты можешь
сделать это",
является бессмертной американской идеей.В процессе
переработки ин-
формации, относящейся к нашему Я, вторгается
предрасположение.Мы
охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши
успехи и во
многом считаем себя выше среднего.Такое завышенное
мнение о себе
позволяет большинству из нас наслаждаться
преимуществами высокой
самооценки, хотя есть опасность "задрать
нос".Предрасположение в
пользу своего Я появляется и в том случае, когда люди
сравнивают
себя с другими.
У нас есть занятная тенденция расширять наш Я -
образ, перео-
ценивая или недооценивая степень того факта, что другие
думают или
поступают также, как мы, - феномен называемый "
эффектом ложного
консенсуса".Если рассматривать мнение, то мы находим
поддержку на-
ших позиций, считая, что с нами согласно
большинство.Можно утверж-
дать, что ложный консенсус встречается т.к. мы делаем
обобщение
из ограниченной выборки.Что касается наших способностей
или ситуа-
ций, чаще встречается эффект ложной уникальности.Такое
воприятие
отчасти возникает из мотива поддержать и повысить
самооценку - по-
буждения, которая спасает людей от депрессии, но
способствует не-
дооценки и групповому конфликту.
Самопрезентация относится к нашему стремлению
представить же-
лаемый образ как для аудитории вне (другие дюди), так и
для ауди-
тории внутри (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение
показывая
себя как определенный тип человека.Для некоторых
сознательная са-
мопрезентация - образ жизни.Те, у кого высокие показатели
по шкале
тенденции к самомониторингу действуеют как социальные
хамелеоны,
.
- 8 -
т.е. приспосабливают свое поведение в соответствии с
внешними ситу-
ациями.Люди с низкими показателями самомониторинга меньше
заботят-
ся о том, что о них думают другие.Они больше
руководствуются внут-
ренними ощущениями, поэтому они будут говорить и
действовать как
чувствуют на самом деле.Проблема самомониторинга
достаточно акту-
альна в наше время.В различной степени мы являемся
самомонитора-
ми,мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем
его,чтобы
произвести желаемое впечатление.
Подводя определенные итоги по второй главе мы не
можем срав-
нить с нашими отечественными учебниками те же
определения,напри-
мер,как самоэффективность,самопрезентация или
самомониторинг.Их
нет даже в психологическом словаре
А.В.Петровского,возможно они
имеют другое толкование и другое определение.На мой
взгляд Д.Ма-
йерс слишком углубился в псмхологию
личности,задействовав концеп-
цию самоэффективности А.Бандуры и установку локус
контроля Д.Рот-
тера.Однако в разделе Я - концепция достаточно
убедительно был
описан "эффект ссылки на себя".Самопрезентация
представлена здесь
второй основной частью этой главы включая феномен ложной
скромнос-
ти и новое определение - самомониторинг.
Третья глава полностью посвящена описанию
способов,при помощи
которых формируются убеждения о социальном
окружении,демонстри-
руя,как склонны ошибаться люди.Также как и почти все
главы,эта на-
чинается с вопроса:"Кому приписать причину:человеку
или ситуации?"
Объясняя поведение людей мы делаем фундаментальную
ошибку атрибу-
ции т.е.когда мы наблюдаем за кем-либо,именно эта
личность нахо-
дится в центре нашего внимания,а ситуация незаметна.Когда
мы дейс-
твуем,наше внимание обычно направлено на то,на что мы
реагируем,-и
ситуация проявляется более явно.Наши предубеждения
сильно влияют
.
- 9 -
на то, как интерпретируем и помним события.Мы часто
переоцениваем
свои суждения,или получая анекдотичные или бесполезные
данные мы
пренебрегаем базовой оценочной информацией.И на наши
суждения час-
то влияет настроение.
Исследования социальных убеждений и суждений
показывают,как
мы формируем и лелеем свои убеждения,которые иногда вводят
нас в
заблуждение.
Подходя к четвертой главе,которая называется
"Поведение и ус-
тановки",попытаемся сравнить,что имеется ввиду под
установками в
американском и отечественном учебниках.Американский
вариант дает
порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная
оценочная
реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается
в мнени-
ях,чувствах и целенаправленном поведении."
Установки - это эффек-
тивный способ дать окружающему миру оценку.Описывая
установки
пользуются одной из трех следующих
характеристик:аффект(чувс-
тва),поведение(намерение),и познание(мысли).Изучение
установок
близко по духу социальной психологии и исторически
являлось одной
из ее задач.В отечественном учебнике дано определение
установки
Узнадзе:"установка является целостным
динамическим состоянием
субъекта,состоянием готовности к определенной
активности,состояни-
ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью
субъекта и
соответствующей объективной ситуацией"(1).
Однако по определению сравнения можно уже и закончить
в связи с
тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная
установка(аттитьюд) и
1. Г.М.Андреева "Социальная
психология", Москва, Аспект
Пресс, 1997. стр. 289.
.
- 10 -
ее интерпретация имеет несколько другое значение и
продвигается в
другом направлении.На мой взгляд данная тема в
отечественном учеб-
нике приобретает более научную направленность,в тоже
время как в
американском учебнике представляется более
социолого-психологичес-
кая тематика.Заметим также,что в учебнике Д.Майерса
присутствует
значительное количество социологических
данных.Понятно,что соци-
альная психология опирается на социологические данные,но
социаль-
ная психология должна оставаться социальной,а не
социологичес-
кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько
приукраши-
вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время
"размыва-
ют" ее психологическое содержание.Тем не
менее,особого внимания
заслуживают прикладные исследования социальных
психологов приве-
денные в данном учебнике.По способу изложения материала
можно уже
на данном этапе выявить определенную традицию,когда в
самом начале
задается вопрос,затем следует изложение различных
точек зре-
ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается
ответ.Этот
ответ рождает новый вопросы т.д.
Пятая глава "Социальное познание и здоровье
человека" повест-
вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и
суждения
клинических психологов.Социальные психологи активно
исследуют ат-
рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически
больных лю-
дей.Примечательно появление новой отрасли -
Психология здо-
ровья,которая исследует связи между болезнью,стрессом и
пессимис-
тическим стилем объяснения.
Подводя итог первой части книги,тема которой"
Социальное мыш-
ление",следует заметить,что объем информации
вошедшей во все раз-
делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже
уменьшить ко-
личество примеров,результатов исследований,дабы
приоткрыть тот ос-
.
- 11 -
тов на который все так органично
вписывается.Конечно,можно было бы
и покритиковать за значительные углубления в сферу
психологии лич-
ности, и особенно в социологию,но как бы
поверхностному взгляду
это не особо заметно.Следует сказать о продуманности
изложения ма-
териала в первой части и предполагать тоже самое по
поводу второй
и третьей частей.
Вторая часть книги "Социальное
влияние",состоит из пяти
глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая
глава
"Пол,гены и культура" повествует о гендерных
различиях.Наиболее
ярко эти различия проявляются в агрессии или
сексуальности.Гендер-
ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и
на пове-
дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее
характерен для муж-
чин с традиционной маскулинной установкой.Гендерные
различия про-
являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит
вопрос о"куль-
туре и поведении",приводя очень интересные
данные.Вводится опреде-
ление личностного пространства как буферного
пространства,которое
мы предпочитаем сохранять вокруг себя.Размер этого
пространства
зависит от нашей близости с собеседником.Далее
приводятся примеры
дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже
видели в
курсе лекций по "Психологии общения"
М.И.Станкина.
Рассмотрим теперь определение коллективизма в
американском
учебнике и сравним его по
А.В.Петровскому.Коллективизм- концеп-
ция,отдающая приоритет целям той или иной группы по
сравнению с
личными целями.В соответствии с этим происходит
самоидентификация.
Несколько иное понятие дает
А.В.Петровский:"коллективизм - принцип
организации взаимоотношений и совместной деятельности
людей,прояв-
ляющийся в осознанном подчинении личных интересов
общественным ин-
тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности к
взаимодейс-
.
- 12 -
твию и взаимопомощи,во
взаимопонимании,доброжелательности и так-
тичности,интересе к проблемам и нуждам друг
друга"(1).
Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии
коллективизма
в азиатских культурах и в странах третьего
мира.Приводятся инте-
ресные данные исследований проведенные
кросс-культуральными психо-
логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма.
Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к
определению со-
циальной роли как набору норм,определяющих, как должны
вести себя
люди в данной социальной позиции.Примерно похожее
определение мы
встречаем у М.И.Станкина в "Психологии
общения":"социальной ролью
называется ожидаемое поведение человека,занимающего
данное общест-
венное положение,обязывающее его вести определенным
образом"(2).
В седьмой главе,полностью посвященной
конформизму,как измене-
ние поведения или убеждений в результате реального или
воображае-
мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие
классичес-
кие эксперименты,как эксперименты
Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема
и т.д..Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем
отечествен-
ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не более,чем краткое описание
некоторых из них.Проблеме конформизма к сожалению до
сих пор не
занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно
будет прочи-
тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс"
поднимает два очень
1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский. Психология.
Словарь.М.:
Политиздат, 1990 г. стр. 167.
2. М.И.Станкин "Психология общения". М.:
Институт практ. пси-
хологии, 1996 г. стр. 164.
.
- 13 -
объемных вопроса:"Почему проявляется
конформизм?",и "Кто проявляет
конформизм?".Делая выводы по главе американский
автор обращает
внимание, что социальная психология к могуществу
социального дав-
ления должна дополняться вниманием к возможностям
личности.Мы не
марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся
от дру-
гих.Данной проблеме придано большое значение в этом
учебнике,ис-
пользован значительный вклад психологов занимающихся в
этой облас-
ти.
В учебнике Г.М.Андреевой показана модель
коммуникативного
процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие
как:ком-
муникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность.
Приблизительно
таже модель коммуникативного процесса описана на
страницах амери-
канского учебника,где показаны четыре фактора этого
процесса:
"коммуникатор",само сообщение,канал и
аудитория.Используя эту мо-
вания в секту.Информация достаточно интересная,и
уникальная для
отечественной социальной психологии т.к.по всей
видимости, ка-
ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не
наблюда-
ется.
Переходя к следующей главе, которая называется
"влияние
групп" мы уже можем сравнивать ее с нашим
разделом "Социальная
психология групп" в отечественном учебнике.Но
посмотрим в каком
направлении пойдет рассмотрение даннного вопроса в
американском
учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые
взаимодействуют
друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких
мгновений и
воспринимают себя как мы". Обратимся к
психологическому словарю
А.В.Петровского и посмотрим, что только определение
малой группы
схоже с вышеописанным в американском
варианте."Малая группа - от-
.
- 14 -
носительно небольшое число, непосредственно
контактирующих индиви-
дов, объединненых общими целями или задачами".
В этой главе рассматриваются три примера таких
коллективных
влияний как, "социальная фасилитация" -
усиление доминантных реак-
ций в присутствии других;"социальная леность"
- тенденция людей
прилагать меньше усилий в том случае, когда они
объединяют свои
усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация"
- утрата самосозна-
ния и боязни самооценки.Особый интерес занимает
проблема лидерс-
тва, которая также подробно описана в учебнике
Г.М.Андреевой.Ли-
дерство в американском учебнике определяется как процесс,
посредс-
твом которого определенные члены группы мотивируют и
ведут за со-
бой группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит
таких четких
границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в
американском
учебнике появляются обозначения, помимо официального и
неофициаль-
ного характера лидерства, роли целевого и социального
лидеров.Це-
левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и
сосредо-
точены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают
команду,
улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры
част ис-
пользуют директивный стиль, чтобы отдавать правильные
приказания,
они сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей
перед ней
задаче. У социальных лидеров часто проявляется
демократический
стиль руководства, при котором власть делегируется членам
группы и
поощряется их участие в принятии решений.Как видно из
текста, сти-
ли лидерства в американском варианте представлены только
два: ди-
рективный и демократический.В то же время Г.М.Андреева
описывает
три стиля лидерства, такие как: авторитарный,
демократический и
попустительский стили.
.
- 15 -
Следующая глава нас знакомит с проникновением
социальной пси-
хологиии в сферу правосудия, а конкретнее в суд
присяжных.Подобно
всем другим экспериментам в социальной психологии,
лабораторные
эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать
теорети-
ческие положения и принципы, которые мы можем
применять при ин-
терпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.
Подводя итог второй части "Социальные
воздействия", отметим
наиболее более важные разделы нашего исследования, такие
как "Кон-
формизм", "Убеждения", "Влияние
группы" и "Лидерство".Последний
раздел "Социальная психология и правосудие",
интересует нас в пла-
не проникновения американской социальной психологии в
систему пра-
восудия США.Проанализировав, как мы думаем друг о друге,
и как мы
влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту
социаль-
ной психологии - как мы относимся друг к другу.Наши
чувства и
действия бывают по отношению к людям негативными, а
иногда пози-
тивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах
"Предрассудки" и "Аг-
рессия" рассматриваются неприятные аспекты
человеческих отноше-
ний.Предрассудки - это неоправданно негативные
установки.У них
есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают
чувство соци-
ального преводсходства, а также могут облегчать
маскировку чувства
неполноценности.Агрессия - физическое или вербальное
поведение,
направленное на причинение вреда кому-либо.Различают
два разных
типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная
(цель).
Очень убедительно описаны факторы влияющие на
агрессию, также
как: аверсивные случаи, возбуждение, климат (жара),
порнография,
телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный
анализ раз-
дела "групповые влияния" в американском
учебнике, и раздел "сти-
хийные группы и массовые движения" в учебнике
Г.М.Андреевой, при-
.
- 16 -
мечательно использование достаточно похожих терминов,
таких как
"заражение" и "рассеянность
ответственности" и "деиндивудуализа-
ция" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.
Название следующей главы говорит само за себя:"
- Влечение и
близость".Ни одна глава так легко не поддавалвсь
определенному
анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек, его
взаимоот-
ношения с окружающими - действительно существующие или
чаемые -
определяют настрой его мыслей и окраску эмоций.Найдя
родственную
душу - человека, который поддерживает нас и которому мы
можем до-
верится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими,
какие мы
есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость, тоскуя
по любви
и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и
диеты.
Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться
от такого
количества примеров, приведенных в самом начале
главы.Собрав и
сопоставив примеры безразличия и бездушия, и напротив,
проявления
чувств сострадания и помощи, автор уже подводит к
самостоятельной
"расшифровке", данного понятия.Альтруизм -
мотив оказания кому-ли-
бо помощи, не связанный сознательно с собственными
эгоистическими
интересами.Альтруизм - это эгоизм наоборот.Задавая вопрос
"Почему
мы оказываем помощь ?", получаем ответ, довольно
противоречивый по
своей сути.Иногда оказание помощи выглядит как
замаскированный
эгоизм, норма взаимности побуждает нас на помощь,
отвечать по-
мощью, норма социальной ответственности вынуждает нас
оказывать
помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:
1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;
2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких
дополнительных усло-
вий.
.
- 17 -
Люди склонны оказывать помощь, когда уже видят,
что другие
бросились помогать, или когда они не спешат.И наконец
существует
потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие
поступки".
В кризисных ситуациях, в случаях крайней
необходимости женщи-
ны скорее получают помощь, нежеле мужчины, хотя помощь
исходит от
последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы
более всего
склонны помогать тем, кто нуждается в помощи и
заслуживает ее, а
также тем, кто похож на нас.
В заключительной главе данного учебника
рассматривается проб-
лема конфликта и примирения.Конфликт - это
воспринимаемая несов-
местимость действий или целей.Из-за чего разгораются
конфликты ?
В ходе социально-психологических исследований
выявлено нес-
колько причин этого.Характерно, что причины эти одни и
те же на
всех уровнях социальных конфликтов, будь-то конфликты
межличност-
ные, межгрупповые или международные.На примере феномена
"Зеркаль-
ного восприятия" прослежена тенденция ведущая к
гонке вооруже-
ний.Очень актуально вписываются примеры, совсем
недавнего проти-
востояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.
Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в
международ-
ные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и
межгруп-
повые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения
конфликтов,
ощущаетя некая неструктурированность при достаточной
продуманности
учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются
социаль-
ными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия,
некоторые
не менее могущественные силы, такие как контакт,
сотрудничество,
коммуникация и примирение могут превратить вражду в
гармонию.
.
2З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по
поводу данного
учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований
не согла-
ситься с мнением профессора А.Л.Свеницкого об
уникальности этого
учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную
психологию и
психологов.Выводы к которым пришел исследователь
складываются в
пользу американского учебника.Но сразу надо отметить,
что амери-
канская социальная психология и российская социальная
психология
это два разных подхода, две абсолютно разные темы и
тематике изу-
чения социальной психологии, различные аспекты проблем
исследова-
ния и т.д.В американской социальной психологии
основной акцент
ставится на личность и ее изучение, на личность и ее
поведение в
группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент
ставится
на группу, взаимодействия в группе и коллектив.Сразу
бросается в
глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о
массовых дви-
жениях и больших группах, чему в учебнике
Г.М.Андреевой, напри-
мер, придается особое значение.Коллективизм в
американском учебни-
ке это не более, чем культурный подход противоположный
индивидуа-
лизму.Можно не сравнивать определения в наших
отечественных источ-
никах, они заведомо разные, а к понятию и значению
индивидуализма,
например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется
возвращаться,
пытаясь найти в нем что-то позитивное.
Проблеме конформизма в американском учебнике
уделяется значи-
тельное внимание, поднимается ряд вопросов требующих
дальнейших
исследований и размышлений.Проблемы конформизма у нас
практически
не существует к сожалению,судя по источникам.Все
ссылки,если и
есть,то обращаются, в основном к американским авторам и
их иссле-
.
- 19 -
дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений
можно сде-
лать вывод о совершенно другом подходе изучения
социальной психо-
логии,что было описано выше,опираясь в основном на
данные практи-
ческих исследований.Теоретизированная отечественная
социальная
психология,уступает американской,хотя бы в областях
применения.Уже
достаточно был представлен в данном исследовании
краткий экскурс
по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На
протяже-
нии всего исследования автор пытался произвести
сравнение, чуть ли
не "двух разных социальных психологий по
учебникам".И буквально в
каждой главе еще раз убеждался в практической
невозможности для
какого-либо основательного сравнения, в своем
исследовании.Пытаясь
произвести сравнение по определенным проблемам и
вопросам, автор в
конце концов подошел к сравнению определений некоторых
основных
психологических проблем.Нащупав некоторое сходство, но
в основом
опять различия исследователь в конце своей работы сделал
выводы о
совершенно различном подходе изучения социальной
психологии в аме-
риканской и отечественной социальной психологии.
Учебник Д.Майерса, как уже было описано выше
содержит огром-
ное количество различного рода публикаций, практических
исследова-
ний, примеров из всевозможных источников.Оформление,
способы изло-
жения материала, его насыщенность, аргументированность
заметно от-
личают его от наших отечественных учебников.
В своем исследовании автор взял за основу в
основном учебник
Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел
к выводу, что дан-
ный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять
как прак-
тическими исследованиями, так и "убедительным
числом убедительных
примеров" и т.д. Несмотря на то, что для данного
исследования было
взято новое издание учебника Г.М.Андреевой, оно не
сильно отлича-
.
- 20 -
ется от предыдущего.Тоже самое касается учебника
А.В.Петровского
"Социальная психология", который необходимо
просто заново переиз-
давать, избавив его от идеологических основ,
ориентируясь на ны-
нешнюю постоянно изменяющуюся ситуацию.Это касается и
всей нашей
социальной психологии в целом, которая может
ориентироваться, нап-
ример, на американскую, но в свою очередь есть
уверенность,что да-
лее будет развиваться по своему собственному пути.
.
- 21 -
2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
1. Г.М.АНДРЕЕВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".
УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ
ПРЕСС, 1997.
2. Д.МАЙЕРС "СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ
ПИТЕР, 1997.
3. Т.В.КУТАСОВА "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-
БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.:
МЕЖДУНАРО-
ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.
4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБ.ПОСОБИЕ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ. - М.:
ПРОСВЕЩЕНИЕ,
1987.
5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ, М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ.
"ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -
М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.
6. М.И.СТАНКИН "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС
ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-
ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.
.
2МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
2УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа на тему:
«Сравнительный анализ отечественной и
Американской социальной психологии»
Студента Психологического
Факультета
Третьего курса, первой
группы
Эрнесто Родригез.
2Москва, 1998 г.
.
2П Л А Н
2В В Е Д Е Н И Е
21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2З А К Л Ю Ч Е Н И Е
2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
Данная курсовая работа была написана в
Лексиконе, и переведена в Ворд.
Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д.
Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см. список
литературы.