Механическое оборудование электровозов
МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗОВ.
Локомотивный транспорт является
преобладающим на шахтах и служат для перевозки основных и вспомогательных
грузов, перевозки людей и производства маневровых работ.
Преимущества – многофункциональность;
практически не ограниченная производительность высокая экономичность,
маневренность; высокая надежность процесса транспортирования.
Недостатки – периодичность действия;
зависимость производительности от уровня организации; ограниченность применения
(зависящая от уклона); затруднение в обеспечении безопасности работы при
завышенных профилях работы; сложное аккумуляторное хозяйство.
Механическая часть рудничного электровоза
состоит из рамы с одной или двумя кабинами, буферов, тормозной системы,
песочной системы, редукторов, колесных пар, рессорного подвешивания рамы,
подвески электродвигателей, батарейный ящик и устройство перекатывания
аккумуляторной батареи.
В условных обозначениях серийно
изготовляемых типы аккумуляторных локомотивов 3КР; 4КР; 4,5РВ2М; 5АРП2М;
7КР1У, а цифра слева от букв индекса обозначает вес; (соответственно
30, 40, 45, 50, 70)- это будет сцепной вес электровозов в кН. В
обозначениях новых электровозов АРП7, АРВ7, АРП10 вес локомотива указывается после
буквенного обозначения исполнения электровоза: А –аккумуляторный, Р -
рудничный, В – взрывобезопасный и т. п.
Сцепной вес Рсц –часть конструктивного
веса локомотива, приходящего на ведущие оси.
Ускорение поезда – изменение скорости
поезда от нуля до некоторого наибольшего значения. Изменение скорости может
быть положительным (ускорение) и отрицательным (снижение – торможение).
Принципиально
схема подвески рамы электровоза выглядит следующим образом
и обеспечивает смягчение
ударов при прохождении по
стыкам рельсов и стрелочным
переводам.
На рисунке показа
на эластичная подвеска с про-
дольными
балансирами и листовыми рессорами, где 1 – рессора, 2 – балансир, 3 – демпфер.
Такие подвески применяют на тяжелых электровозах. В них для демпфирования
колебаний параллельно рессоре устанавливают демпфер.
Электровоз имеет две системы торможения:
электрическую и механическую. Основным видом рабочего торможения является
электрическое реостатное. Для экстренного торможения и полной остановки
используют механические средства торможения, в основном колодочные тормоза.
По
типу привода механические колодочные тормоза подразделяются на ручные, пневматические,
гидравлические. В ручном приводе колодки 1 прижимаются к
бандажам колес 2 с помощью
винтовой пары 3 вращением
зазор между колодками и
бандажом регулируется
винтовой
стяжкой 5. для
длительного затормажива-
ния
на стоянках все элек-
тровозы оборудуются ручными
тормозами.
Тормоза с пневматическим приводом, как
правило, объединены с ручным приводом. Компрессор, приводимый в действие от
самостоятельного электродвигателя, питает пневмоцилиндры 6, соединенные рычажно
– шарнирной системой с колодками тормозов.
Некоторые электровозы имеют пневматическое
оборудование, которое делится на напорную, рабочую (или исполнительную) и
вспомогательные части. К напорной части относятся двигатель – компрессор,
резервуары для сжатого воздуха(ресиверы), регулятор давления, обратный,
предохранительный, редукционный клапаны, манометры и напорный трубопровод. К
рабочей части пневматического оборудования относятся цилиндры, инжекторы
песочниц, цилиндр пантографа, сигнал и краны управления. К вспомогательной
части пневмооборудования относится вспомогательная аппаратура: фильтры для очистки
наружного воздуха, маслоотделители, спускные и продувные краны. Источником
сжатого воздуха является компрессорная установка, состоящая из
компрессора и электродвигателя постоянного тока. Для аккумуляции сжатого
воздуха и сглаживания
неравномерности в подаче в подаче воздуха
устанавливают воздухосборники. Для автоматического включения и
выключения компрессора и регулирования давления в пневмосистеме электровозов
применяют регулятор давления. Чтобы сжатый воздух не поступал обратно к
компрессору (при его остановке) устанавливается
обратный
клапан. Для предохранения пневмосистемы и
воздухосборника от избыточного давления(при неисправности регулятора давления)
устанавливают предохранительный клапан. Для передачи усилия на тормозные
колодки предназначен тормозной цилиндр.
Тормозной цилиндр состоит из корпуса 5 и
горловины 6.,
соединенных болтами, поршня 4, манжетного
уплотнения 3, направляющей трубки 2,
пружины 1,
штока 7 со сферической головкой, пробки 8 с
фильтром,
шариковой масленки 9 и вилки 10.
Сжатый воздух требуемого давления, поступая
из
тормозного крана в цилиндр, перемещает
поршень 4
вместе со штоком 7, в результате чего через
рычаги
После торможения
сжатый воздух из тормозных цилиндров через тормозной кран выйдет в атмосферу и
пружина 1 возвратит поршень в исходное положение. Образуемый в полости цилиндра
(над поршнем) вакуум через пробку 8 заполняется из атмосферы воздухом. Прижатие
тормозных колодок осуществляется через 0,4- 0,9 сек. после включения крана. Для
обеспечения независимой работы пневмопривода тормозной системы как при
управлении тормозной педалью, так и в автоматическом режиме электропневматического
вентиля применен распределительный клапан. Для приведения в действие
тормозной системы применен тормозной кран. Сжатый воздух содержит
частицы масла и влаги попадающие от компрессора. Для очистки воздуха от этих
примесей в пневмосистему включают маслоотборный фильтр, а для очистки
засасываемого воздуха от пыли и влаги из шахтного воздуха устанавливают воздухоочиститель.
На электровозах устанавливают четыре песочницы с инжектором и
пескоотводящими трубками. Песок из бункера песочницы через отверстия
попадает в корпус инжектора 3, где подхваты-
вается струей сжатого воздуха, выходящего из
сопла 4. Песок направляется по трубке 2 и шлангу 1
на рельсы. Регулирование количества производится
изменением зазора вращением сопла 4. Для регулиров-
ки
отвинчивают пробку 5 и вращением сопла от-
верткой изменяют зазор.
Песочницы приводят в действие попарно.
Запрещается работа на неисправных
электровозах, в том числе при
- неисправности сцепных устройств;
- неисправных или неотрегулированных
тормозах;
- неисправности песочниц или отсутствия
песка в них( это требование не
распространяется на электровозы
сцепным устройством весом до 2 т.)
- ослабления крепления контроллера
-неисправности рессор
-нагреве двигателей, букс, подшипников и
других трущихся частей.