Саратовская ГЭС
Миссия ОАО "Саратовская ГЭС" состоит
в производстве максимально возможного объема гидроэлектроэнергии, следуя
технологическим и экологическим стандартам с соблюдением техники безопасности,
прибыльном функционировании и развитии, поддержании высокого уровня надежности
работы оборудования, а также реализации инвестиционных и ремонтных программ.
Саратовская ГЭС - седьмая ступень
Волжско-камского каскада, это одна из крупнейших и самая низконапорная среди
всех его гидроэлектростанций: перепад между верхним и нижним водохранилищами
составляет всего 12 м. По этой причине на Саратовской ГЭС было установлено
специальное оборудование: крупнейшие в мире поворотно-лопастные турбины,
впервые в стране - низконапорные гидрогенераторы, впервые в мире - два
горизонтальных гидроагрегата мощностью по 45 тысяч киловатт. Станция покрывает
пиковую часть графика нагрузки в ЕЭС России.
Саратовская ГЭС сыграла огромную роль в жизни
Балаково: ввод в эксплуатацию гидроэлектростанции ускорил развитие
промышленности города и изменил его ландшафт. Город неузнаваемо преобразился:
силами гидростроителей были возведены крупные предприятия химической
промышленности, жилые дома, учреждения социальной и культурной сферы.
Появившийся в городе судоходный канал и шлюзы превратили Балаково в настоящую
«Волжскую Венецию».
Здание Саратовской ГЭС имеет уникальную
конструкцию: построенное из сборного железобетона, оно выполняет также функции
плотины, держащей напор водохранилища. Сооружение гидроузла позволило проложить
автомобильную магистраль и железную дорогу.
Саратовское водохранилище оказывает заметное
влияние на микроклимат прилегающих к нему областей. Затопление при
строительстве ГЭС 118 тысяч гектаров земель было компенсировано широким
развитием орошения в Заволжье: средний уровень воды повысился примерно на 8 м, что позволило осуществить машинное орошение на площади около 350 тыс. гектаров. В результате
резко возросли урожайность и доходность сельского хозяйства на ранее засушливых
землях, благодаря чему Саратовская область стала одной из крупнейших
"житниц" страны. Из-за подъема уровня Волги также был создан
глубоководный путь между Тольятти и Балаково с гарантированными глубинами более
4 м.
12 сентября после года реконструкции открыт
пешеходный мост через здание Саратовской гидростанции, соединяющий левый и
правый берег Волги. Его реконструкцию (впервые за 38 лет эксплуатации) с
августа прошлого года проводило ЗАО “Регион” Волгоградской обл. Стоимость работ
составила более 47 млн. рублей - это средства, предусмотренные программой
технического перевооружения и реконструкции ГЭС.
За год на мосту заменили ограждение тротуарной
и бордюрной балки, сменили плиты перекрытия, смонтировали новую систему
освещения (она крепится на каркас ограждения), произвели ремонт железобетонной
консольной плиты (на неё опирается пешеходный мост). Общая длина пешеходной
дорожки - более километра, ширина - 2,5м. Строители использовали современные
материалы и технологии. Обновленный мост стал более удобным, красивым и
безопасным для всех желающих попасть на другой берег Волги.
В связи с тем, что станция является особо
охраняемым объектом повышенной опасности, для пешеходов, использующих данный
мост, устанавливаются некоторые ограничения. Время прохода по мосту -
ежедневно, с 5 утра до 11 вечера. Контрольно-пропускной режим (выборочный
досмотр) осуществляется сотрудниками отдела вневедомственной охраны УВД
Балаково на постах с левого и правого берегов. Пешеходам запрещается переходить
плотину по автомобильной дороге, останавливаться на пешеходной дорожке,
осуществлять с неё лов рыбы, перелезать через ограждение дорожки на территорию
гидростанции.
Символическую “красную ленточку” разрезали
после подписания акта приемки в эксплуатацию члены приемочной комиссии: главный
инженер ГЭС Анатолий Гилёв и начальник балаковского участка ЗАО “Регион” Сергей
Долганов.
На время реконструкции проход через
Саратовскую ГЭС осуществлялся по тротуару автодороги. Для обеспечения
безопасного перемещения пешеходов при подъезде к ГЭС был дополнительно
установлен знак ограничения скорости 30 км/ч. Теперь ограничение скорости по автодорожному переходу через здание ГЭС будет снято.
На Саратовской ГЭС продолжается
реконструкция гидроагрегата
18 апреля на Саратовской ГЭС проделана сложная
технологическая операция - перенос рабочего колеса гидротурбины. Рабочее колесо
и вал турбины (общим весом более 260 тонн) демонтировали, подняли из шахты
гидроагрегата и перенесли на правобережную монтажную площадку ГЭС для
проведения последующего ремонта. Отдельные узлы рабочего колеса в ближайшее
время отправят (по железной дороге) на сызранский завод "Тяжмаш" для
модернизации в заводских условиях.
Демонтаж и выемка рабочего колеса - один из
этапов плановой реконструкции гидроагрегата N3 (мощностью
60 МВт). До конца текущего года кроме обновления турбины, на агрегате заменят
статор и ротор гидрогенератора на новые. Это оборудование, отработало
почти 40 лет.
На Саратовской ГЭС - 24 гидроагрегата общей
установленной мощностью 1360 МВт. По масштабной программе реконструкции и
технического перевооружения станции с 1995 года до настоящего времени обновлены
уже 10 из них; еще 2 находятся на длительной реконструкции (с 2005 по 2008
год). Остальные гидроагрегаты и другое основное и вспомогательное оборудование
СарГЭС планируется модернизировать в течение ближайших восьми лет согласно
долгосрочной программе, реализуемой на всех гидростанциях ОАО
"ГидроОГК". Это обеспечит современный уровень эксплуатации гидростанции,
значительно повысит надежность и безопасность ее работы.
ДОКЛАД на тему:
САРТОВСКАЯ ГЭС
Работа выполнена:
Учеником
средней школы №5
город Балаково
Наговицыным
Андреем
9а
класс
2007г