Наименование
параметра
|
Вид зацепления (косозубое)
|
|
|
Расчётная формула
|
Численные значения, мм
|
|
для шестерни
|
для колеса
|
для шестерни
|
для колеса
|
|
Диам.дел.окр.
|
|
|
51
|
199
|
|
Диам.окр.выст.
|
|
|
55
|
203
|
|
Диам.окр.впад.
|
|
|
46
|
194
|
|
Ширину венца шестерни в1, мм определяю по
формуле (4.2.14):
, (4.2.14)
мм
4.3 Окружная скорость передачи
Определяю окружную скорость передачи U, м/с
по формуле (4.3.1):
,
(4.3.1)
м/с
По табл. 4.7 стр. 21 в соответствии с рассчитанной
скоростью назначаю 9 степень точности передачи.
4.4 Усилие в зацеплении
Определяю окружную силу Ft, Н по формуле (4.4.1):
,
(4.4.1)
Н
Определяю радиальную силу Fr
, Н по формуле (4.4.2):
,
(4.4.2)
где αw – угол зацепления, αw
= 20˚
Подставим значения в формулу (4.4.2) и получим:
Н
Определяем осевую силу Fa, по формуле
(4.4.3):
,
(4.4.3)
где tgβ ́ = 0,1817
Подставим значения в формулу (4.4.3) и получим:
Н
5. ПРОВЕРКА ВЫНОСЛИВОСТИ ЗУБЬЕВ
5.1 Проверка контактной
выносливости
Определяю фактические контактные напряжения σн
, Н/мм 2 в зоне зацепления зубьев по формуле (5.1.1):
, (5.1.1)
где Z – расчётный коэффициент, Z = 376
КНL
– коэффициент распределения нагрузки между зубьями, КHL
= 1,02
КНV – коэффициент динамической нагрузки, КHV
= 1.
Подставим значения в формулу (5.1.1) и получим:
Н/мм 2
σн ≤ [σ]нр
365,96 ≤ 380 – условие соблюдается.
Определяю процент недогрузки по формуле (5.1.2):
,
(5.1.2)
Т.к. 3,7 % < 10 %, то недогрузка в пределах нормы
и контактная выносливость зубьев
обеспечена.
5.2 Проверка контактной
выносливости
5.2.1 Сравнительная оценка прочности
зубьев шестерни и колеса на изгиб
Для шестерни и колеса определяю отношение (формула
(5.2.1.1)):
, (5.2.1.1)
где yf – коэффициент формы зуба. Определяю yf по табл. 5.1 стр. 23 в зависимости от ZV – числа
зубьев.
Для шестерни ZV1 = 26, тогда yf1 = 3,88.
Для колеса ZV2 = 103, тогда yf2 = 3,60.
По формуле (5.2.1.1) рассчитываю отношение:
для шестерни
для колеса
Поскольку значение отношения для колеса меньше,
проверяю зубья колеса на прочность на изгиб.
5.2.2 Фактические напряжения изгиба
Поскольку зубья колеса менее прочные, то определяю
фактические напряжения изгиба σf2 , Н/мм 2 для колеса по формуле (5.2.2.1):
, (5.2.2.1)
где yE –
коэффициент, учитывающий перекрытие зубов, yE = 1
yβ – коэффициент, учитывающий наклон
зубьев, уβ = 0,92
KfV – коэффициент динамической нагрузки, KfV = 1,2 (1,03…1,35)
Подставим значения в формулу (5.2.2.1) и получим:
Н/мм 2
σf2 < [σ]f2
68,3 < 124 – условие соблюдается, а значит
прочность зубьев колеса на изгиб обеспечивается.
6. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЁТ И ЭСКИЗНАЯ
КОМПОНОВКА ВАЛОВ
6.1 Ориентировочный расчёт валов
Из условия прочности на кручение определяется диаметр
выходного вала dв, мм по формуле (6.1.1):
,
(6.1.1)
где [τ]к – допускаемое напряжение
кручения для материала вала. Для ведущего вала [τ]к1 = 30
Н/мм 2. Подставим значения в формулу (6.1.1) и получим:
мм
Полученное значение dв1 округляю до ближайшего большего значения по
ГОСТ 514 – 77 из ряда Rа 20 по табл. 6.1 стр. 25 и принимаю dв1
= 20 мм.
Для ведомого вала принимаю [τ]к2
= 25 Н/мм 2 и подставив в формулу (6.1.1) значения, получаем:
мм
Округляю значение dв2 до ближайшего большего значения по ГОСТ 514 – 77 по табл. 6.1 стр. 25
из ряда Rа
40.
Принимаю dв2 = 32 мм.
6.2 Эскизная компоновка валов
6.2.1 Ведущий вал
Ведущий вал изображён на рис. 6.2.1.1.
Для увеличения жёсткости и прочности вала его изготавливают
заодно с шестерней.
Диаметр вала ведущего dв1 = 20 мм.
Диаметр вала по манжетное уплотнение d1́ = dв1 + (1…3) = 20 + 2 = 22 мм.
Диаметр вала под подшипник d1́ ́ = d1́ + (2…5) = 22 + 3 = 25 мм.
Диаметр вала около шестерни d1́ ́ ́ = d1́ ́ + (5…10) = 25 + 5 = 30 мм.
Длина выходного конца вала l1 = 1,8·dв1 = 1,8·20 = 36 мм.
Длина участка под уплотнение l1́ = 1,5·Тнаиб1,
где Тнаиб1 – ширина подшипника. В
зависимости от d1́́ ́ ориентировочно назначаю радиально – упорные
роликовые подшипники средней серии.
Из каталога П.1.1 стр.132 – 135 выбираю Тнаиб1.
№7305 D1 = 62 мм Тнаиб1 = 18,25 мм
l1́ = 1,5·18,25 = 27,3 мм, принимаем l1́ = 28 мм.
Длина посадочного конца под подшипник l1́ ́ = Тнаиб1 = 18 мм.
Расстояние от торца подшипника до торца шестерни l1́ ́ ́ = 12 мм.
Расчётные размеры а1 = 2·(l1́ + l1́ ́ - а1́) + в1
где а1́ - расстояние от точек
приложения реакции до наружных торцов подшипников.
, (6.2.1)
где е – коэффициент осевого нагружения
е = 1,5·t
e = 0,374
a1́ = 15
a1 = 2·(18 + 10 - 15) + 55 = 85 мм.
Рис. 6.2.1.1 Ведущий вал
6.2.2 Ведомый вал
Рис. 6.2.2.1 Ведомый вал
Ведомый вал изображён на рис. 6.2.2.1.
Диаметр ведомого вала dв2 = 32 мм.
Диаметр вала под манжетное уплотнение d2́ = dв2 + (1…4) = 32 + 3 = 35 мм.
Диаметр вала под подшипник d2́ ́ = d2́ + (2…6) = 35 + 5 = 40 мм.
Диаметр вала под зубчатое колесо d2́ ́ ́ = d2́ ́ + (5…10) = 45 мм.
Диаметр упорного буртика dб = d2́ ́ ́ + 10 = 45 + 10 = 55 мм.
Длина выходного конца вала l2 = 1,8·dв2 = 1,8·32 = 58 мм.
Участок вала под манжетное уплотнение l2́ = 1,5·Тнаиб2 = 30 мм,
где Тнаиб2 – ширина подшипника.
Поскольку условия работы опор ведомого вала легче,
чем ведущего, то для опор ведомого вала предварительно назначаю радиально –
упорные роликовые подшипники лёгкой серии. В зависимости от d2́ ́ по каталогу подбираю №7208.
D2 = 80 мм
Тнаиб2 = 19,75
Участок вала под подшипник l2́ ́ = Тнаиб2 = 20 мм.
Длина участка вала под зубчатое колесо l2́ ́ ́ = lcm2
+ y
где lcm2 – длина ступицы колеса
lcm2 = (1,3…1,5)·d2́ ́ ́ = 1,31·45 = 59 мм
у – зазор между торцом подшипника и торцом колеса,
назначается конструктивно у = 10 – 12 мм, принимаю у = 10 мм.
Длина упорного буртика lб = 10 – 12 мм, принимаю lб = 10 мм.
Расчётный размер а2 = 2·(l2́ ́ - a2́) + l2́ ́ ́ + lб,
где а2́ - расстояние от точек
приложения реакции до наружных торцов подшипника.
, а2́ = 18 мм
а2 = 2·(20 - 18) + 69 + 10 = 83 мм,
Рассчитываю разность между расчётными размерами
ведущего и ведомого валов. В расчётах должно соблюдаться следующее условие а1
– а2 < 5 мм
85 – 83 = 2 <
5 – условие соблюдается.
7. ПРОВЕРОЧНЫЙ
РАСЧЁТ ВАЛОВ
Поскольку ведущий вал изготовлен заодно с шестернёй, что значительно
повышает его прочность, то проверочный расчёт производим для ведомого вала.
7.1 Расчёт вала на статическую
прочность
7.1.1 Составление расчётной
схемы вала
Расчётная схема вала изображена на рис. 7а.
Рассчитываю радиальную силу муфты.
,
(7.1.1.1)
М2 = 162,2 Н/м
Н
Расстояние от точки приложения силы Fм до опоры а2́ ́
высчитывается по формуле (7.1.1.2):
,
(7.1.1.2)
где lв – длина втулки муфты определяю по табл. 11.2 стр. 51. Принимаю lв = 28.
мм
7.1.2 Изображение схемы нагружения
вала в вертикальной плоскости
Схема нагружения вала в вертикальной плоскости
изображена на рис. 7б.
Ма(F) = 0
Fм·0,092 + Fr·0,042 – ув·0,084
+ Fa·0,1 = 0
Н
Мв(F) = 0
Fм·0,176 – Fr·0,042 + уа·0,084
+ Fa·0,1 = 0
Н
Проверка: Fy = 0
Fм + уа – Fr + yв = 0
684 + (-1486) – 623 + 1425 = 0
0 = 0
7.1.3 Расчёт и построение
эпюры изгибающих моментов
в вертикальной плоскости
Рассчитываю и строю эпюру изгибающих моментов в
вертикальной плоскости. Её изображение находится на рис. 7в.
Мизг – кН·м.
Мизгв = F · 0 = 0 кН·м
МизгвА = Fм · 0,092 + уа · 0 = 684 · 0,092 =
63 кН·м
МизгвС(слева) = Fм · 0,134 + уа · 0,042 = 29 кН·м
МизгвС(справа) = ув · 0,042 = 60
кН·м
Масштаб: 10 Н·м = 5 мм.
7.1.4 Схема нагружения вала
в горизонтальной плоскости
Схема нагружения вала в горизонтальной плоскости
изображена на рис. 7г.
,
Ft = 1685 H,
Н
7.1.5 Расчёт и построение
эпюры изгибающих моментов
в горизонтальной плоскости
Рассчитываю и строю эпюру изгибающих моментов в
горизонтальной плоскости. Её изображение находится на рис. 7д.
МизгС = - Ха · АС = - 843 ·
0,042 = -35,4 Н·м
Масштаб: 10 Н·м = 5 мм.
Рис. 7 Эпюры
7.1.6 Расчёт и построение эпюры
суммарных изгибающих моментов
Рассчитываю и строю эпюру суммарных изгибающих
моментов. Её изображение находится на рис. 7е.
Ма сум. = Ма верт. = 63 Н·м.
Н·м.
Масштаб: 10 Н·м = 5 мм.
7.1.7 Расчёт и построение эпюры
крутящих моментов
Рассчитываю и строю эпюру крутящих моментов. Её
изображение находится на рис. 7ж.
Мкр = М2 = 162,2 Н·м.
7.1.8 Определение напряжения изгиба
в опасном сечении
Сечение А:
,
Wиа = 0,1·(d2́ ́)3 = 0,1 · 403 = 6400 мм 3.
мм
Сечение С:
,
где Wис нетто – момент сопротивления изгибу сечения С с учётом
шпоночной канавки.
мм3
мм
7.1.9 Касательные напряжения
кручения
Сечение А:
,
Wра = 0,2·(d2́́
́)3 = 0,2·403 = 12800
Сечение С:
,
мм3
7.1.10 Выбор материала вала
Для изготовления вала косозубого зацепления принимаю
сталь 40Х с последующей нормализацией.
7.1.11 Определение допускаемого
напряжения изгиба
для
опасных сечений вала
,
(7.1.11.1)
где σm – предел текучести материала вала, определяю
по табл. 7.3 стр. 37.
Принимаю σm
= 750 Н/мм 2
[n] – требуемый коэффициент запаса прочности.
Принимаю [n] = 2.
Кσ – эффективный коэффициент
концентрации напряжения.
Определяю по табл. 7.4 стр. 38.
Кри – коэффициент режима нагрузки,
определяется по табл. 7.2 стр. 36.
Принимаю Кри = 0,1.
Сечение А. Концентратор – посадка с натягом кольца
подшипника Каσ = 3,6.
Сечение С. Концентратор – шпоночная канавка. Ксσ
= 2,3.
Сечение А:
Н/мм 2
Сечение С:
Н/мм 2
7.1.12 Определение эквивалентного
напряжения и проверка прочности вала
Сечение А:
,
Н/мм 2
σЕ3 < [σ]иа
27,24 < 104,2
Сечение С:
,
Н/мм 2
σЕ3 < [σ]ис
23 < 163
8. ПОДБОР И ПРОВЕРОЧНЫЙ
РАСЧЁТ ШПОНОК
8.1 Ведущий вал
В зависимости от величины dв1 = 20 подбираю шпонку для выходного конца вала
по ГОСТ 233-60-78 в = 6 мм, h = 6 мм, t1 = 3,5 мм, t2 = 2,8 мм.
Определяю длину шпонки l = l1 – (5…10) = 36 – (5…10) = 26…31 и по ГОСТ
233-60-78 принимаю l = 28 мм.
Проверяю прочность данной шпонки на смятие:
где lp – рабочая длина шпонки, определяю по формуле lр = l – в = 28 – 6 = 22, принимаю призматическую
шпонку исполнения А. Для неподвижного соединения при стальной ступице и
постоянной нагрузке [σ]см = 150 Н/мм 2
Н/мм 2.
σсм < [σ]см
90,9 < 150 – условие выполняется, прочность шпонки
обеспечена.
8.2 Ведомый вал вал
В зависимости от величины dв2 = 32 подбираю шпонку для входного конца вала
по ГОСТ 233 – 60 – 78 в = 10 мм, h = 8 мм, t1 = 5 мм, t2 = 3,3 мм.
Определяю длину шпонки l = l2 – (5…10) = 57,6 – (5…10) = 47…52 мм и по ГОСТ
233-60-78 принимаю l = 50 мм.
Проверяю прочность данной шпонки на смятие:
где lp – рабочая длина шпонки, определяю по формуле lр = l – в = 50 – 10 = 40, принимаю призматическую
шпонку исполнения А. Для неподвижного соединения при стальной ступице и
постоянной нагрузке [σ]см = 150 Н/мм 2
Н/мм 2.
σсм < [σ]см
100,6 < 150 – условие выполняется, прочность шпонки
обеспечена.
В зависимости от величины d2́ ́ ́ = 45 подбираю шпонку под
зубчатое колесо по ГОСТ 233-60-78
в = 14; h = 9; t1 = 5; t2
= 3,3.
Определяю длину шпонки l = lсм2 – (5…10) = 59 – (5…10) = 49…54 мм и по ГОСТ
233-60-78 принимаю l = 50 мм.
Проверяю прочность данной шпонки на смятие:
где lp – рабочая длина шпонки, определяю по формуле lр = l – в = 50 – 14 = 36, принимаю призматическую
шпонку исполнения А. Для неподвижного соединения при стальной ступице и
постоянной нагрузке [σ]см = 150 Н/мм 2
Н/мм 2.
σсм < [σ]см
81,4 < 150 – условие выполняется, прочность шпонки
обеспечена.
9. ПРОВЕРОЧНЫЙ ПОДБОР
ПОДШИПНИКОВ
9.1 Ведущий вал
Рис. 9.1.1 Схема к расчёту
подшипников
Радиальную силу муфты Fм , Н определяю по формуле:
Н
Расстояние от точки приложения силы Fм до опоры А рассчитываю по формуле:
,
где lв – длина втулки муфты, принимается в зависимости от dв1 и по табл. 1.1.2 принимаю lв = 15 мм.
м
9.1.1 Определение реакции опор
вала
Определяю реакцию опор вала:
в горизонтальной плоскости.
Н·м
в вертикальной плоскости
Ма(F) = 0
-Fм·0,0865 – Fr·0,0415 +
Rву·0,083 + Fa·0,0254 = 0
Мв(F) = 0
-Fм·0,1695 + Fr·0,0415 + Rау·0,083
+ Fa·0,0254 = 0
Проверка:
Fy = 0
-Fм + Ray + Fr – Rву
= 0
-281 + 168,5 + 623,3 – 510,8 = 0
0 = 0
9.1.2 Определение суммарных
реакций опор вала
Определяю суммарные реакции опор вала
,
,
где Rax, Rвх – реакции опор вала в горизонтальной плоскости.
Rау, Rву
– реакции опор вала в вертикальной плоскости.
Н·м
Н·м
9.1.3 Подбор подшипников
Поскольку косозубая передача, то
принимаю подшипник средней серии – радиально – роликовый. По каталогу определяю
размеры подшипника №7305:
d1 = 25 мм
D = 62
мм
В = 17 мм
Динамическая грузоподъёмность Са = 29,6 кН
9.1.4 Определение эквивалентной
нагрузки на подшипник
Определяю эквивалентную нагрузку на подшипник по
формуле (9.1.4.1).
Re
= (x·Kк·Rr + y·Ra)·Kб·Кт , (9.1.4.1)
где Rr
- радиальная нагрузка на
подшипник (см. реакции опор)
Ra – осевая нагрузка на подшипник.
Осевая реакция подшипников определяется по формуле
(9.1.4.2).
,
(9.1.4.2)
где е – коэффициент осевого нагружения, е = 1,5·tgα
= 0,374
Для осевой реакции опоры А:
Н
Для опоры В:
Н
Исходя из рекомендации табл. 9.1 определяю осевые
нагрузки на подшипники, Поскольку Ra < Rв и Fa > Rв – Ra (306,16
> 306 - 267), то согласно табл. 9.1 Raa
= Rsa = 267 H.
Rав = Rsa + Fa = 267 + 306,16 = 573
H
х и у – коэффициенты радиальной и осевой нагрузки
Кк – коэффициент вращения кольца. При
вращении внутреннего кольца Кк = 1.
Определяю коэффициенты х и у отдельно для опоры А и
В:
для опоры А
Согласно табл. 9.2 стр. 46 х = 1, у = 0
для опоры В
Согласно табл. 9.2 стр. 46 х = 0,4 , у = 1,6.
Кб – коэффициент безопасности. Для
спокойной нагрузки принимаю Кб = 1.
Кт – температурный коэффициент. Принимаю Кт
= 1.
Определяю эквивалентную нагрузку по формуле
(9.1.4.3):
Re = (x·Кк·Ra)·Кб·Кт (9.1.4.3)
Для опоры А:
Reа = (x·Кк·Raа + уа·Raa)·Кб·Кт = (1·1·860 + 0·267)·1·1 = 860 Н·м
Для опоры В:
Reв = (x·Кк·Raв + ув·Rвa)·Кб·Кт
= (0,4·1·986 + 1,6·573)·1·1 = 1311 Н·м
9.1.5 Определение расчётной
долговечности наиболее нагруженного
подшипника
Определяю расчётную долговечности наиболее
нагруженного подшипника
по формуле (9.1.5.1):
(9.1.5.1)
где W1 – угловая скорость ведущего вала
рад/с
С1 – динамическая грузоподъёмность
подшипника = 17,6 кН
m –
показатель степени m = 3,33
RE
max – большая эквивалентная нагрузка RE
max = 1311 Н·м
Т – срок службы редуктора Т = 20·103 ч.
Подставим значения в формулу (9.1.5.1) и получим:
ч
Поскольку Lh >> T, принимаю подшипники лёгкой серии №7205, d = 25
мм,
D = 52
мм, В = 15 мм, Са = 23,9 кН, Т = 15,25.
ч
9.2 Ведомый вал
9.2.1 Подбор подшипников
Поскольку косозубая передача, то
принимаю подшипник лёгкой серии радиальный роликовый №7208. По каталогу
определяю размеры подшипника:
d = 40
мм
D = 80
мм
В = 18 (20) мм
Т = 19,75
Динамическая грузоподъёмность С = 42,4 кН.
9.2.2 Определение суммарных
реакций опор вала
Определяю суммарные реакции опор вала
,
,
где Rax, Rвх – реакции опор вала в горизонтальной плоскости.
Rау, Rву
– реакции опор вала в вертикальной плоскости.
Н·м
Н·м
9.2.3 Определение эквивалентной
нагрузки на подшипник
Осевые реакции подшипников
Ras = 0,83·e·Ra =
0,83·0,374·1708 = 530 H
Rвs =
0,83·e·Ra = 0,83·0,374·1656 = 514 H
Поскольку Ras >
Rвs и Fa > 0, то согласно табл. 9.1 определяю
осевые нагрузки на подшипнике.
Raa = Rsa = 530 H
Rав = Rsa + Fa = 530 + 306 = 836 H
Поскольку для опоры А: , то х = 1, у = 0.
Поскольку для опоры В: , то х = 0,4 , у = 1,6.
Для опоры А:
Reа = (x·Кк·Raа + уа·Raa)·Кб·Кт = (1·1·1708 + 0·530)·1·1 = 1708 Н·м
Для опоры В:
Reв = (x·Кк·Raв + ув·Rвa)·Кб·Кт
= (0,4·1·1656 + 1,6·836)·1·1 = 2000 Н·м
9.2.4 Определение расчётной
долговечности наиболее нагруженного
подшипника
Определяю расчётную долговечности наиболее
нагруженного
подшипника по формуле (9.2.4.1):
(9.2.4.1)
где W2 – угловая скорость ведомого вала
рад/с
С – динамическая грузоподъёмность подшипника = 42,4 кН
m –
показатель степени m = 3,33
RE
max – большая эквивалентная нагрузка RE
max = 2 кН·м
Т – срок службы редуктора Т = 20·103 ч.
Подставим значения в формулу (9.2.4.1) и получим:
ч
Поскольку Lh >> T, принимаю подшипники особо лёгкой серии
№2007108, d = 40 мм, D = 68 мм, В = 18 мм, Са = 31,9 кН,
Т = 19.
ч
10. РАСЧЁТ РАЗМЕРОВ КОНСТРУКТИВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ
ДЕТАЛЕЙ РЕДУКТОРА
10.1 Конструктивные размеры
зубчатого колеса
Выполняю эскизную компоновку зубчатого колеса на рис.
(10.1.1).
Рис. 10.1.1 Эскизная компоновка
зубчатого колеса
da2 = 203мм
df2
= 194 мм
Диаметр ступицы dcm2 = d2́
́ ́·1,6 = 45·1,6 = 72 мм
D02 – внутренний диаметр обода, D02 = da2 – 10·m = 203 – 10·2 = 183 мм
σ2 – толщина обода, σ2
= 3·m = 3·2 = 6 мм
D1(2)
– диаметр расположения
облегающих отверстий:
мм
dотв. – диаметр облегчающих отверстий, мм
В2 = 50 мм
lcm2 =
59 мм
σ1 – толщина диска 0,25·в2
= 12,5 мм
11. СМАЗКА РЕДУКТОРА
Поскольку окружная скорость зацепления U = 7,76 м/с не превышает
12,5 м/с, то смазка зубчатого зацепления будет производиться разбрызгиванием.
Определяю количество масла, необходимое для заливки в
картер корпуса редуктора по формуле (11.1).
Vк = 0,6·Р2 = 0,6·12,4 = 7,44 л
По табл. 12.4 стр.61 подбираю сорт масла И70А.
Так как скорость зацепления больше 3 м/с, подшипники
качения будут смазываться путём разбрызгивания из общей ванны.
12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Определяю металлоёмкость редуктора j по
формуле (12.1).
, (12.1)
где G – сила тяжести редуктора, определяется по
графику рис. 11 стр. 62 в соответствии с межосевым расстоянием. Для межосевого
расстояния аw = 125 мм, G = 350 H.
М2 – вращающий момент на ведомом валу М2
= 162,2 Н·м.
Поскольку [j] = 3, то условия экономичности выполняются.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ананко А.А. “Методика
проектирования одноступенчатого цилиндрического редуктора” – Мн. Учебно –
методический кабинет 1987г.
2.
Куклин Н.Г. “Детали машин”
– М. Высшая школа, 1981 г.
3.
Устюгов И.И. “Детали
машин” – М. Высшая шкала, 1987 г.
4.
Чернилевский Р.В.
“Курсовое проектирование деталей машин и механизмов” – М. Высшая школа 1981 г.
5.
Чернин И.М. “Расчёт
деталей машин” – М. Высшая школа 1984 г.