Власть как общественное явление
Тема: Власть как общественное
явление.
План.
Введение……………………………………………………….
1.Природа
политической власти……………………………..
1.1.Понятие
«Политической власти»………………………
1.2.Сущностные
черты политической власти……………..
2.Структура
политической власти……………………………
Заключение…………………………………………………….
Библиографический
список…………………………………..
Введение.
Понятие власти является одним из центральных политологии . Оно дает
ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой
политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее
значение для понимания природы политики и государства , позволяет выделить
политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений.
Власть появилась с возникновением
человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его
развитию. Власть необходима , прежде всего , для воспроизводства человеческого
рода . Семейно – родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С
развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть . Формирование
власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства , которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли , а
также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С
появлением классов и государства кровные , родовые связи были разрушены ,
моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти ,
которая отделилась от общества и встало над ним.
В мировой политологии современное
понимание власти в целом , политической в особенности , является результатом
использования разных концептуальных подходов . Согласно западной традиции
первичным видом власти является власть индивидуальная , как произвольная от
естественного права на свободу действия распоряжения собой , вещами ,всем ,
что доступно . Поэтому распространенными моделями власти являются
межперсональные конструкции , отношение между двумя и большим числом субъектов
. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет
признание асимметричности
отношений между субъектами , существующая в связи с этим возможность
одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Если
констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (ВиС) и
добиваться поставленных целей , не смотря на сопротивление (со стороны ВиС) ,
то можно утверждать , что субъект (А) имеет власть (над ВиС) . Власть
определяется так же , как способность или менять отношение людей , или сохранять
их , как способность добиваться цели. Как заметил Г.Лассуел , классик
американской политической науки , вся политическая наука сводится к изучению
влияний . Власть начинается там , где информация , рекомендация , решения
реализуются переходя в достижении цели1 .
В данной лекции рассмотрим сущность политической власти её
основные компоненты и способы функционирования этого феномена.
1.Природа
политической власти.
1.1
Понятие «политической
власти»
Понятие «власть» в обыденной жизни и в
научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Одни считают , что
власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы
реализовать собственные интересы в её рамках , и в этом смысле власть есть
осуществления влияния на процессы , происходящие внутри системы. Другие считают
властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния . Третьи
полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между
людьми или группами людей , сущность которых заключается во влиянии ,
воздействии , что это стремление к достижению равновесия2 .
Власть есть присущее обществу
волевое отношение между людьми . Власть необходима , подчеркивал Аристотель ,
прежде всего , для организации общества , которое немыслимо без подчинения всех
участников единой воле , для поддержания его целостности и единства3.
Исторический опыт показывает ,
что там , где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то
отдельная семья , группа , социальный слой , нация или общество в целом ) , там
происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей .
2.Краснов.Б.И. Власть как явление
общественной жизни. Социально – Политический журнал. 1991. №11 (С.35).
3.Аристотель .
Соч . В 4
|
|
В этом случае определяются ведущие и
ведомые, властвующие и подвластные , господствующие и подчиненные . Мотивы
подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в
достижении поставленной цели , на убежденности в необходимости выполнения
распоряжения , на авторитете властвующего и , наконец , просто на чувстве
страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения . Сами мотивы
имеют большое значение для эффективности власти и её долговечности . Здесь
важно
подчеркнуть , что властные отношения
объективно присуще общественной жизни . Это своеобразная плата за жизнь в
обществе , ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно.
Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.
Власть вовсе не
является непременно результатом только насилия , подавление одной личности
другой. Замечено , например , что в сложной натуре человека есть несомненное
искание над собой власти , которой он мог бы подчинится . Это своего рода
потребность воздействия одного человека на другого , силы , соединяющая людей в
общество.
Исходя из выше
сказанного , можно дать следующее определение власти . Власть в общем
смысле есть способность и возможность оказывать определенные воздействие на
деятельность, поведения людей с помощью каких – либо средств – воли ,
авторитета , права , насилия .
Отсюда можно
сделать следующий вывод :власть-это один из важнейших видов социального
взаимодействия ,специфическое отношение ,по крайней мере ,между двумя
субъектами ,один из которых подчиняется распоряжениям другого ,в результате
этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Сама власть
выступает в виде управления , управление – в виде власти . Но управление не
есть функционирование власти. Управление , подчеркивал Б.Краснов , шире чем
власть . Власть – элемент управления , источник силы управления. Процесс
управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения
цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого
целенаправленное воздействие власти из возможности превращения в
действительность4 .
Одно из
наиболее распространенных представлений о власти – понимание её как
принуждения. Как считает М.Байтин, власть
безотносительно от форм своего внешнего проявления , в сущности , всегда
принудительна , ибо так или иначе , направлена на подчинение воле членов
данного коллектива , господствующей или руководящей в нем единой воле5.
Отрицать то , что власть проявляется в процессе подчинения , принуждения воли
какого – либо субъекта , было бы нелепо . Вместе с тем считаю , что сводить
сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.
Основные признаки власти.
Таблица№
1
Политическая власть существовала , как известно , не всегда.
В примитивных обществах , т.е. в обществах , социально не структурированных ,
общая власть ещё не носит политического характера , так как нет проблем ,
которые вызывают к жизни политику , - проблем достижения согласия. Политическая
власть возникает в обществе , где люди разделены разными интересами ,
неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена
родственными племенами связями.
|
|
4 Краснов.Б.И. Теория власти и властных
отношений. Социально – Политический журнал. 1994. №3-6 (с 80)
5. Байтин.М.И. Государство и Политическая
Власть . Саратов , 1972 , (с112)
|
|
Политическая власть определена пространственными , территориальными
границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности
человека , группы к данной территории , социальной категории , приверженности
идее . При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и
управляемыми . Политическая власть осуществляется всегда меньшинством , элитой
. Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли
множества и функционирования структур ( учреждений , организаций , институтов)
, взаимосвязь двух компонентов : людей , которые сосредотачивают в себе власть
, и организаций , через которые власть концентрируется и реализует.
Политологию же интересует политическая
власть , являющаяся , как уже было отмечено , ядром политической системы
общества ,её организационным и регулятивно контрольным началом . Она определяет
все другие институты и отношения в самой системе общества . Прямо или косвенно
политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем –
экономической , социальной , духовной и др. К понятию «Политическая власть» ,
конечно , применимо общее , приведенное выше определение власти как таковой ,
как широкого понятия , имеющего многочисленные формы проявления.
1.2. Сущностные черты политической власти.
Сущностные черты политической власти
К таковым следует относить:
·
суверенитет, что означает независимость и
неделимость власти.
·
авторитетность власть , т.е. общепризнанное
влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
·
принудительных
характер власти (
убеждение , подчинение , приказание , господство , насилие) ;
·
всеобщность власти , которая означает
функционирование власти во всех общественных отношений и политических
процессах.
Политическая власть , как и любая власть , означает
способность и право одних осуществляют свою волю в отношении других ,
повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других
форм власти свою специфику. Её отличительными признаками являются:
Верховенство ,
обязательность её решений для всего общества и , соответственно , для всех
других видов власти . Она может ограничить влияние других форм власти ,
поставив их в разумные границы , либо вообще устранить их;
Всеобщность , т.е.
публичность . Это означает , что политическая власть действует на основе права
от имени всего общества;
Легальность в
использовании силы и других средств властвования в пределах страны ;
Моноцентричность, т.е.
существование общегосударствен-ного центра ( системы властных органов)
принятие решений;
Широчайший спектр
используемых средств для завоевания , удержания и реализации власти6.
Основными элементами власти являются её субъект , объект
, а также средства (ресурсы).
Субъект определяет содержание отношения через:
1)
приказ
(распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2)
подчинение как
поведение частной воли власти:
3)
наказание
(санкции) как средство воздействия на отрицания господствующей воли;
4)
нормирование
поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
От приказа , характера содержащихся в нем требований во
многом зависит отношения к нему объекта ( исполнителей) – второго важнейшего
элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта
и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта . Где нет объекта , там нет
власти .
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются
от ожесточенного сопротивления , борьбы на уничтожения до добровольного ,
воспринимаемого с радостью повиновения .
Специфическим признаком власти как общественного явления
выступает доминирование властной воли , а не просто влияние . Власть связана с
общественной организацией, она есть качество , внутренне присущее организацией
общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых
ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом
обществе).
Не последнее место в понимание власти как явления,
связанного с процессами , происходящими в жизни общества , занимает такое
понятие как легитимность. Власть – понятие правовое , означающее
созидание ценностей согласно общественным интересам ; это законное право
принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное право
использовать принуждение во имя торжества законов. Власть чрезвычайно
необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли будет
эффективна , если не соблюдаются правила , установленные для реализации этой
политики. Именно потому , что легитимность играет важную роль , правительство
стремится обосновать свою власть , опираясь на определенные принципы. В
сущности , правительство пытается создать ситуацию , в которой решения
признавались и соблюдались бы «не на страх , а на совесть» , с верой в
нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут рассчитывать на
длительное существование и эффективную деятельность , полагаясь только на
насилие . Необходимо добровольное согласие , скрепленное уважением законности
.
М.Вебер в свое время предложил классическую теорию ,
объясняющею социокультурные основания легитимности власти7.
Традиционная власть.
Власть может приобретать законность благодаря традиции.
Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае
повинуются потому , что «так всегда было». Традиционное господство имеет место
в патриархальных обществах , организованных по подобию семьи , где повиновение
отцу главе рода , является естественной реакцией на политический порядок.
Харизматическая власть.
Авторитет носителя харизматической власти – это
авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что
харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным.
Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная
сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и
свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается как бы
посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры харизматического
авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров , как Ленин , Сталин ,
Троцкий и д.р.
Рационально – правовая власть .
Источник её законности состоит в том , что она опирается
на общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью ,
приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например , в
результате выборов.
|
|
7 Вебер.М. Избранные произведения.
М.,Прогрес.1990(С299)
|
|
Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке , а на
признании разумности , рациональности существующего политического порядка.
Следует иметь в виду , что в реальной политических жизни
едва ли можно найти какие – то «чистые» типы , связанные только с одной из форм
легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их
форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных
форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями . Кроме
того , в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и
восприятии системы рационально – правовой власти.
Таблица №2
Понятие легитимности власти и её
типы.
Предпосылки поддержания легитимности власти.
Политическая власть как , одно из важнейших проявлений
власти характеризуется реальной способностью данного класса , группы ,
индивида проводить волю , выраженную в политике. Понятие политической власти
шире понятия власти государственной . Известно , что политическая деятельность
осуществляется не только в рамках государства , но и в других составных частях
социально – политической системы : в рамках партий , профсоюзов ,
международных организаций и т.д.
2.Структура политической власти.
В
политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры общения в рамках
государственно-публичной власти:
1)
агенты;
2)
ценности;
3)
способы (инструментально-институционные ) и
4)
ресурсы
Взаимодействие между ними и определяет ,всю палитру отношений
,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение» , «воля» и
«сила» , «контроль» и «распределение» , «руководство» и «лидерство» ,
«управление» и «давление» , «властвование» и «влияние» , «авторитет» и
«насилие» , и т.д8.
Таким
образом , отношения «господства и подчинения» агентов власти составляют
центральное звено механизма социального общения между людьми , при котором его
участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным , т.е.
социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в
обществе .
Коснёмся
институциональной основы структуры власти , в основании которой лежит принцип
разделения властей .Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности и
равновесия , синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений .Однако
в древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам : кто правит ,
как властвующий учитывает интересы всех , кто может влиять на власть .
Разделение
властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов. Теорию
разделения властей определяют и как систему контроля и равновесия. Получается
, что каждая власть обладает своей сферой полномочия , закрытой для других ,
но влияет и на смежную сферу , так как есть вопросы совместного ведения.
|
|
8. Дектярёв.А.А. Политическая власть как
регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования
1996г. №3 (с110)
|
|
Каково
же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении властных полномочий?
Законодательная
власть.
Она
основывается на принципах Конституции и верховенство права , формируется путем
свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию ,
определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает
государственный бюджет , принимает законы , обязательные для всех
исполнительных органов власти и граждан , контролирует их исполнение .
Верховенство законодательной власти ограничено принципами права , конституций ,
правами человека.
Законодательные органы и другие органы власти (судебные и
исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного
представительства и свободных демократических выборов. В демократических
государствах носителем законодательной власти выступает парламент , который
бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является
однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух
палатная парламентская система , при которой одна палата формируется в
результате прямых выборов , а другая – на основе территориальной
пропорциональности.
Исполнительно – распорядительная власть.
Если учесть , что это власть осуществляет свою деятельность
преимущественно за «закрытыми» дверями , то при отсутствии надлежащих сдержек
исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную
власти . Исполнительно – распорядительная деятельность должна быть основана на
законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и
требовать от граждан выполнения каких либо обязанностей , если это не
предусмотрено законом её сдерживание достигается по средствам регулярной под
отчетности и ответственности перед народным представительством которое имеет
право контроля за деятельностью исполнительной властью.
Судебная власть.
Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру
государственной организации. Состояние судебной власти , отношение к ней в
обществе , направление её развития оказывают существенное воздействие на все
стороны жизни общества : экономическую , политическую , культурную , статус
человека , обеспечения и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь
твердую уверенность в том , что его обращение к судебной власти будет завершено
справедливым решением , ибо защита прав и свобод человека , разрешение
конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства.
Суд призван быть защитником права пресекая правонарушения.
Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную.
Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью
Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только
подзаконных актов , но и самих законов .9
Следующим аспектом структуры власти, на котором я хочу остановиться
подробнее , являются её ресурсы. К основным ресурсам общества , можно отнести
темы материальные предметы и духовные блага , которые способны ,
9. Краснов.Б.И. Власть как общественное
явление. Социально – политический журнал. 1994. №7-8 (с43-45).
|
|
во – первых ,
удовлетворять потребностям и интересам людей , представляя определенную
ценность социальных отношениях и , во – вторых , повышать потенциал влияния и
силу воздействия агентов власти. По мнению ряда американских политологов ,
власть есть , прежде всего , контроль и распределения ресурсов общества , а
политика , соответственно , - сфера обмена ресурсами или регулирования
ресурсообмена.10
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень многообразны
. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них , ресурсы
делятся на утилитарные , принудительные и нормативные . К утилитарным относятся
материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и
административного воздействия на внутренний мир , ценностные ориентации и
нормы поведения человека .Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта
власти , принятие его требований .Второй классификацией является деление
ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические ,
социальные , политико-силовые и культурно информационные.
Экономические ресурсы - это материальные ценности , необходимые для общественного производства
и потребления (деньги , продукты питания , полезные ископаемые.).
Социальные ресурсы - это
способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга , места в
социальной иерархии (должность , престиж , образование и д.р.)
Культурно-информационные ресурсы – знания и информация , а также средства их получения : институты
науки и образования , средства массовой информации и д.р.
Силовые ресурсы – это оружие и аппарат
физического принуждения , специально подготовленные для этого люди.
Специфическим ресурсом власти является сам человек (
демографические ресурсы). Люди – это универсальный , многофункциональный ресурс
, который создает ресурсы .11
Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты ,
делает реальностью её процесс , который происходит по следующим этапам(формам)
; господство , руководство , организация и контроль.
Ресурсы власти.
Таблица
№ 4
|
|
11.Гончаров.Д.В. , Гоптарева .И.Б.
Введение в политическую науку .Юрист М.,1996 (с42-44)
|
|
Еще
один аспект структуры властного общения затрагивает отношения «управления
(руководство)-давление (участие)» , связанные с самим институциональным
механизмом «властвования» , способами государственного управления , а также с
механизмом «обратной связи», т.е. поддержкой и давлением «снизу» групп
гражданского общества. Эти противоположные стороны властного общения
представляют собой взаимонаправленные силовые векторы. В этом аспекте весьма
наглядно проявляется способность потенциала власти и влияния раскрываться в
конкретном политическом контексте не только в виде управленческих и
административных решений, но и в виде силового и морального давления
управляемых.
Механизм осуществления власти.
Заключение.
В данной лекции я постарался показать и
раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях.
Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде,
где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных
отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных
интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность
материальных, духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы
обеспечить совместность в любом деле, кто – то должен взять на себя инициативу
распоряжения . Эта инициатива либо принимается , либо оспаривается. Такова
абстрактная модель функционирования власти : господства , доминирования и
согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит
гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между
собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.
Нельзя не
согласиться с позицией А.Здравомыслова , что власть является центром , своего
рода , силового поля , напряжение в котором распространяется неравномерно.
Можно сказать , что сама власть представляет собой определенную совокупность
средств организации социального пространства через соответствующие точки
напряжения , через линии искривления пространства. Там , где появляются или
существуют точки нелояльности , несогласия , неподчинения и протеста ,
возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного
рода . Если напряженность накапливается в центрах , жизненно значимых для всей
системы доминирования и подчинения , а не в периферийных областях , то
возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений . В
современным условиях идет процесс развития власти , котором можно выделить ряд
главных тенденций.
Первая
тенденция заключается в усилении интенсивности процесса демократизации
политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм
политической власти , основанных на прямом насилии и подчинении , формами
общественного консенсуса и самоуправления.
Вторая
тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как
обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран
предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти,
т.е. признание ее законного характера обществом.
Третья
тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных
структур.
Четвертая
тенденция . Как правило было замечено, злоупотребление властью, подавление
свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и
неоправданной ее Конституции.
Пятая
тенденция отражает негативных процесс нарастания конфликтности между
различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь
желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность.
Политическая власть, которая как видно из предыдущего текста, охватывает все
сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им статус политических
является источником и основой этой политики, т.е. власть – первооснова
политики.
Библиографический
список
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Е.4,М.,1984.
2.
Байтин. М. И. Государство
и Политическая Власть. Саратов, 1972.
3.
Белов. Г.А.
Институциональная система политической власти. Кентавр №4 1996
5.
Белов. Г.А. Пути эволюции
нормативной политической системы российского общества. Вестник МГУ Сер 12 №1
1997
6.
Вебер. М. Избранные
произведения. М., Прогресс. 1990
7.
Гончаров Д.В., Гоптарева
И.Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996
8.
Дегтярев А.А. Политическая
Власть Как Регулятивный Механизм Социального Общения. Полис: Политические
Исследования 96г. №3
9.
Дмитриев.Ю.А. Соотношения
понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского
общества. Государство и право 1994 №7
10.
Краснов. Б.И. Власть как
общественное явление. Социально – политический журнал. 1994. №7 – 8
11.
Краснов. Б.И. Теория
власти и властных отношений . Социально – Политический журнал. 1994. №3 – 6
12.
Мельников. Ю. Легитимность
власти. Власть 1996 №4 (С 37)
13.
Политология. Учебное
пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г.В. Полуниной. М., «Акалис»
1996.
14.
Пугачев В. П., Соловьев
А.И. Введение в политологию. М., 1995.
15.
Шаран. П. Сравнительная
Политология; Ч.1., М., 1992.