Преодоление кризисов
|
Все страны НАТО являются полноправными участниками политического
сотрудничества и имеют равные обязательства по Североатлантическому договору.
Среди них не последнюю роль играет обязательство, согласно Статье 5 упомянутого договора. Оно символизирует
неделимость их безопасности, заключающуюся в том, что нападение на одну или
нескольких из них рассматривается как нападение на всех.
В периоды напряжённости и кризисов консультации между странами НАТО
приобретают особое значение. В подобных обстоятельствах быстрое принятие
решений зависит от незамедлительного налаживания постоянных консультаций между
правительствами стран-членов НАТО.
Основными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных
консультаций являются Североатлантический совет и Комитет военного
планирования. Соответствующая практика и процедуры представляют собой
мероприятия Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со
странами и главнокомандующими НАТО регулярно проводятся совместные учения по
проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а также
учебные курсы.
Исторический
обзор.
Берлин, 1945 г. На ещё тёплых руинах полуразрушенной Европы, казалось,
что войны не будет никогда. До начала новой конфронтации оставалось 4 года. На
состоявшийся с 4 по 11 февраля ялтинской конференции Черчиль и Рузвельт отдали
Сталину половину Европы, фактически признав его право решать судьбы народов
освобождённых красной армией. Англия и США осознали свою ошибку лишь тогда,
когда Сталин захотел большего и конфронтация стала неизбежна. Разумеется,
политики понимали, что с окончанием Второй мировой войны основной вопрос “Кто
будет управлять миром?” и “Какая система эффективнее?” не решён и решаться он
будет все последующие годы. Выяснилось, что бывшие союзники совершенно по
разному представляют себе принципы организации жизни в Европе.
26 июня 1945 г. в
Сан-Франциско представителями 51-ой страны был подписан Устав Организация Объединённых
Наций. Целью ООН стало поддержание мира и безопасности, исходя из принципов,
которые позже получили название принципов мирного сосуществования. В отличие от
евро-центристской Лиги Наций (1919-1939 гг.) ООН стала поистине всемирной организацией.
В Статье 51 Устава ООН устанавливается неотъемлемое
право независимых государств на индивидуальную и коллективную оборону. Вскоре
этот Устав обеспечит правовую базу для создания будущего Североатлантического
альянса.
5 июня 1947 г. Маршал
изложил в Гарварде основные направления экономического плана, призванного
“помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без которого
невозможны ни стабильность, ни мир”. К началу 1948 г. европейцы откликнулись на
содержавшиеся в плане Маршалла предложения по оказанию широкомасштабной помощи,
выдвинув дополняющие их планы самостоятельного развития и взаимопомощи. От
самых истоков европейской интеграции, сразу после окончания войны, политические
деятели и руководители европейских стран начали продвигать идею
оборонно-политического союза в Западной Европе.
Целый ряд тревожных
политических событий в 1947-1949 гг. ещё больше обострил обстановку. К ним относятся
прямые угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции и других западноевропейских
стран, а также переворот в Чехословакии. В июне 1948 г. Советский Союз
блокировал доступ союзников в разделённый на оккупационные зоны Берлин, что
привело к использованию союзниками Берлинского воздушного моста для доставки
гуманитарных грузов транспортными самолётами.
Стало очевидно, что
призывами к соблюдению Советским Союзом устава ООН и международных договорённостей,
достигнутых в конце войны, не удастся гарантировать национального суверенитета
и независимости демократических государств, столкнувшихся с угрозой внешней
агрессии или внутренней подрывной деятельности. Введение недемократических форм
правления и подавление активной оппозиции, попрание основных прав человека,
гражданских прав и свобод во многих странах Центральной и Восточной Европы, а
также сохранение и наращивание Советским Союзом своего собственного военного
устройства, вызывали новые опасения со стороны Европейцев.
Подписанием в марте
1948 г. Брюссельского договора пять западноевропейских стран - Бельгия, Люксембург,
Нидерланды, Соединённое Королевство и Франции - решительно продемонстрировали
своё намерение создать общую систему обороны и укрепить вои связи таким
образом, чтобы иметь возможность противостоять идеологической и военной угрозе
своей безопасности.
Затем последовали
переговоры с Соединёнными Штатами и Канадой по вопросу о создании Североатлантического
альянса, основанного на гарантиях безопасности и взаимных обязательствах между
Европой и северной Америкой. Державы, подписавшие Брюссельский договор,
предложили Дании, Исландии, Италии, Норвегии и Португалии стать участниками
этого процесса. Упомянутые переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г.
Североатлантического договора, вводящего в действие систему общей безопасности,
основанной на партнёрстве указанных 12 стран. В 1952 г. к указанному договору
присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия в 1955 г. и
Испания в 1982 г. вступили в альянс.
Варшавский договор
будет создан позднее (в мае 1955 г.). В августе 1949 года СССР, вслед за США,
создал и испытал свою ядерную бомбу. Новый 50-тый мир встретил фактически
расколовшись на две части. Два Берлина, две Германии ГДР и ФРГ - на долгие
десятилетия стали символом этого противостояния.
В конце марта 1953 г.
в ряде стран Восточной Европы обозначились признаки массового недовольства.
Прошли забастовки и демонстрации в Чехословакии, обострилась ситуация в
Венгрии. Наиболее серьёзные выступления прошли в июне 1953 г. в ГДР, где
забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели
страну на грань всеобщей забастовки. Рабочие выступления были подавлены полицией
ГДР.
В июне 1953 г.
Советский Союз одобрил нападение Северной Кореи на Южную, что побудило Североатлантический
альянс на адекватное реагирование. Опасаясь, что Корейская война является
прелюдией к советскому нападению на Западную Германию, лидеры стран-членов НАТО
трансформировали альянс в военную организацию с единой командной структурой и
образовали верховное главнокомандование объединёнными вооружёнными силами (ОВС)
в Европе и на Атлантике.
После принятия ФРГ в
НАТО в противовес этому блоку 14 июня 1955 г. была создана Организация Варшавского
Договора (ОВД) как военно-политическое объединение всех соцстран Восточной Европы,
кроме Югославии.
Но Западная Европа не
хотела быть заложницей, нейтральной полосой в противостоянии между СССР и США.
Поэтому в октябре 1956 г. Венгрия поставила СССР в известность о желании выйти
из Варшавского договора и объявить о нейтральной позиции по отношению как к
Востоку, так и к Западу. В ответ на это 31 октября Советский Союз вёл свои
танки в Будапешт, ввод танков явился грубым вмешательством СССР. На улицах
разгорелись бои, в ходе которых погибло много граждан Венгрии. 5 ноября все
выступления за демократические свободы были жёстко подавлены советскими
войсками. Руководство СССР было готово применить вооружённую силу и для
наведения “порядка” в Польше, где в том же году проходили народные волнения. Но
здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами.
Особую позицию в
“социалистическом лагере” заняла Румыния, которая больше других стран Восточной
Европы испытала потребность в национальном утверждении. В 1958 г. она добилась
вывода советских войск со своей территории и отказала поддерживать дйствия
руководства СССР. Всё это свидетельствовало о начале раскола “социалистического
лагеря”.
В 1959 г. вновь
разразился Берлинский кризис. И тогда восточногерманские войска 12 августа 1961
г. возвели в одну ночь стену вокруг Западного Берлина и установили
контрольно-пропускные пункты на границе. Строительство стены вызвало ещё
большее напряжение, что повлекло за собой массовый исход людей из советского
сектора Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у главных пропускных пунктов,
сконцентрировались советские и американские танки. Советско-американское
танковое противостояние закончилось отводом советских танков от
командно-пропускных пунктов.
Развёртывание на Кубе
советских наступательных ракет в следующем году стало событием, которое едва не
разожгло глобальную катастрофу. Вывод советских ракет с Кубы , американских -
из Турции и обязательство США не пребегать к каким-либо действиям против Кубы
позволили предотвратить конфликт.
Европу в середине
60-ых захлестнули антивоенные демонстрации. 21 августа 1968 г. Советский Союз
ввёл свои танки в Прагу “пражская весна”, это была агрессивная акция против
суверенной страны. В этот день мир вступил в новую историческую эпоху крушения
советской идеологии, эпоху окончательного заката СССР. Правительства быстро
забывают свои ошибки, но у народов долгая память. В Венгрии и Чехословакии
выросло несколько поколений твёрдо знающих, что от СССР исходит угроза. В 1981
г. Польша избежала национального унижения быть наказанной за желание свободы,
за поиск собственного мирового пути.
После того, как 1
сентября 1983 г. советские истребители сбили самолёт “Боинг” южнокорейской
авиакомпании с 269 пассажирами на борту, мировое общественное мнение
отвернулось от СССР. Внешняя политика Советского Союза зашла в тупик.
Ни Америка, ни Европа
не ожидали быстрого взрыва коммунистической системы изнутри. Вместе с остальным
миром НАТО оказалась совершенно не готовой к столь стремительному развитию событий
– от свободных выборов в Польше и открытых границ в Венгрии до разрушения
ноября 1989 г. Берлинской стены, рождение объединённой Германии и последующего
окончания “холодной войны”. Развал социалистической системы в Восточной Европе
неизбежно привёл к прекращению в 1991 г. деятельности Организации Варшавского
Договора.
Крах коммунизма
позволил союзникам планировать новый мировой порядок. Но одновременно он открыл
дорогу к новым региональным и этническим конфликтам в расколотом Советском
союзе и в Югославии, что в последствии привело к созданию сил НАТО по
выполнению соглашений (ИФОР) и сил стабилизации (СФОР). Последующие инициативы
НАТО, такие как ПРМ и СЕАП, а также подписание Основополагающего Акта
Россия-НАТО и хартии НАТО-Украина говорит о колоссальной гибкости и способности
адаптации альянса к новым условиям. Альянс пережил потрясения 90-х и
продемонстрировал готовность к решению глобальных проблем нарастающего масштаба
в XXI веке.
Основные задачи
НАТО.
Объединив Соединённые Штаты и Европу, проведя интеграцию участвующих в
нём государств и сдержав все направленные против них угрозы Североатлантический
альянс доказал, что является высокоэффиктивным институтом. НАТО является самой
эффективной оборонной, а в перспективе и миротворческой, структурой в истории
человечества. Феномен НАТО занимает особое место и в истории союзов, поскольку
обеспечивает как военную, так и невоенную безопасность, а также гарантирует
развитие определённой модели государства, человеческой культуры и общества. Для
того, чтобы быть готовым к вызовам XXI века альянс провёл ряд инициатив
направленных на расширение возможностей сил НАТО и стран-партнёров.
К числу средств, с
помощью которых Североатлантический альянс проводит свою политику в области безопасности,
относятся поддержание военного потенциала, достаточного для предотвращения
войны и обеспечения эффективной обороны; наличие общего потенциала преодоления
кризисов, затрагивающих безопасность его членов и выходящих за рамки Статьи 5 Североатлантического договора, а также
активное содействие диалогу с другими странами и решению проблем европейской
безопасности на основе сотрудничества, включая меры по достижению дальнейшего
прогресса в области контроля над вооружениями и разоружения.
Для достижения своей главной цели
Североатлантический альянс выполняет следующие основные задачи в области
безопасности:
·
В соответствии со Статьёй
4 Североатлантического договора служит трансатлантическим форумом для проведения
союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные
интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их
безопасность. Содействует координации усилий союзников в сфере их общих интересов.
·
Обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в
отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
·
Сохраняет стратегическое равновесие на всём
трансатлантическом пространстве..
Созданные в рамках
НАТО структуры дают возможность странам-членам координировать свою политику в
целях решения вышеуказанных взаимодополняющих задач. Эти структуры предусматривают
постоянные консультации и сотрудничество в политических, экономических и других
невоенных областях, а также составление объединённых планов общей обороны,
образование инфраструктуры, необходимой для обеспечения действий вооружённых
сил и разработку и организацию объединённых программ подготовки личного
состава, военных учений и миротворческих операций.
Эта деятельность
опирается на сложную военную и гражданскую структуру, в которую входит аппарат,
занимающийся административными, бюджетными и плановыми вопросами, и учреждения,
созданных странами-членами Североатлантического альянса для координации работы
в специализированных областях, например, в налаживании систем связи,
способствующих проведению политических консультаций, а также управлению
войсками и службой материально-технического обеспечения войск.
НОВЫЕ КОНТАКТЫ УКРАИНЫ И НАТО
Генерал Уэсли Кларк нанес прощальный визит в Киев
Контакты высших
чинов НАТО и военно-политического руководства Украины в новом году стали традицией.
Две недели назад в Киеве "плотно работал" генеральный секретарь НАТО
Джордж Робертсон, затем Севастополь инспектировал ответственный сотрудник НАТО
бригадный генерал Гвидо Пальмиери. А вчера начался официальный двухдневный рабочий
визит на Украину главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в
Европе Уэсли Кларка.
Генерал Уэсли Кларк в
первый день провел переговоры с министром обороны Александром Кузьмуком, запланирована
его встреча с министром иностранных дел Борисом Тарасюком. В Киеве в который
раз услышали, что приоритетом НАТО является развитие отношений с Украиной,
особенно совершенствование механизмов обмена информацией, что важным признаком
современных вооруженных сил должна стать оперативная совместимость, что НАТО
имеет большой опыт реформирования армии. Интересен тот факт, что Уэсли Кларк
встретился с будущими офицерами - воспитанниками киевского военного лицея.
Многие называют визит генерала "прощальным", так как вскоре
произойдет смена главнокомандующего войск НАТО в Европе.
Днем раньше натовский
генерал Гвидо Пальмиери в Севастополе заявил командующему ВМС Украины вице-адмиралу
Михаилу Ежелю, что "альянс заинтересорван в сотрудничестве с Украиной настолько,
насколько готова к нему сама Украина". По его мнению, "сотрудничество
надо углублять шаг за шагом, и такими шагами должны быть, изучение языка
общения, единые стандарты, налаживание связей между командованием, кораблями и
подразделениями". Михаил Ежель и Гвидо Пальмиери договорились в июне
текущего года провести на Украине военные учения "Кооперейтив
партнер-2000".
Многочисленные
заявления, сделанные в Киеве высшими чиновниками Североатлантического альянса,
свидетельствуют о том, что, министерство иностранных дел Украины пытается
материализовать идеи усиления западного вектора внешней политики Киева.