Партии в политической системе общества
Тема: “Партии в политической системе общества”
План:
1.
Сущность, основные
признаки и функции политической партии.
2.
Происхождение и
формирование партий.
3.
Институционализация
партий.
4.
Типология партий и
партийных систем.
Неотъемлемой
частью политической системы современного демократического общества являются
политические партии. Партия- это политическая общественная организация, которая
за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических
групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение
многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории.
Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в
Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте
американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других
политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях.
Формирование
партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально активно
действовали только в период избирательных компаний. Они не имели постоянно
действующих местных организаций.
Политические
партии с привычными для нас признаками (оформленное членство в партии,
партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина) появились в Европе с
возникновением массового рабочего движения. Существование сейчас политические
партии по организационной структуре можно к двум основным типам- организационно
оформленным и организационно неоформленным. В партиях первого типа члены партии
получают партийные билеты и платят партийные взносы. В организационно
неоформленных партий нет официального членства, а для того чтобы считаться
членом такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею
кандидата. Наиболее известными примерами второго типа партий являются
республиканская и демократическая партии США, консервативная партия
Великобритании.
Каждая
партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы.
Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей В
результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или
другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой
причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции- группы,
выдвигающие программы, отличные от общей программы партии.
Существование
в партии нескольких фракции, направлений не ослабляют партию, а наоборот,
делают ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние
среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных,
экономических, политических интересов в обществе. Политика партии
вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.
Те слои
общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые
поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную
базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах,- ее электорат.
Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был
рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие,
интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на
крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку
крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине
20 в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса
избирателей , принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов
голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние
собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие,
члены профсоюзов и предприниматели.
В программах
партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных
социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике
партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку
только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на
выборах в европейских странах (в значительной мере в США) партии продолжают
сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо.
Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной
политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи
социально незащищенных групп населения.
Политические
партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи,
поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило
за десяток.
Во-первых
это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как
канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз” и “снизу вверх”.
Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в
СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в
условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в
формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не
может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет
партиям выражать социальные интересы.
Во-вторых
партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда
существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования.
Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно,
да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой.
Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально
значимые. Далее и эти “отборные” интересы необходимо увязать между собой, чтобы
уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня.
Этим и занимаются партии.
В-третьих
важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего
общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна
преследовать лишь те цели, которые “носятся воздухе” и вытекают из
обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в
России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов
населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы
людей на реализацию программы радикального преобразования общества.
В-четвертых,
партии занимаются рекрутированием властной элиты и способствует ее политической
социолизации. под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой
партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе
и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный
аппарат и бюрократию.
Наконец,
партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп- групп, на
которые индивид ориентирует поведение- своих сторонников. Во многих странах
люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную
эмоциональную приверженность той или иной партии.
Классификация
политических партии обычно начинают по признаку внутрипартийных структур. В
рамках одной из них выделяются кадровые и массовые партии, различающиеся по
количеству членов, основным направлениям деятельности, организационной
стабильности и принципам руководства. Массовые партии отличаются прежде всего
многочисленностью состава.
Массовые
партии отличаются тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Основная
деятельность таких партий имеет идеологическую и воспитательную направленность.
Они активно участвуют в избирательном процессе. Руководства в массовых партиях
принадлежат профессиональным политикам, постоянной профессиональной бюрократии,
причем центр власти находится в самой партийной организации. Иное дело- кадровые
партии. Это объединение так называемых “нотаблей” с целью подготовки выборов и
сохранение контактов с уже выбранными представителями.
Различают
несколько категорий “нотаблей”. Во-первых это люди, которые своим именем или
престижем повышают авторитет кандидата в депутаты завоевывают ему голоса;
во-вторых, умелые организаторы избирательных компаний; в-третьих, финансисты.
Кадровые
партии действуют преимущественно в период предвыборных марафонов, а в
промежутках их активность замирает. Как правило, они отличаются отсутствием
механизма официального приема в эти партии. Руководство осуществляется
“нотаблями”, причем особенно широкие полномочия концентрируются в руках тех,
кто от имени партии участвует в правительстве.
Ряд партий
рассматривают, как полумассовые- промежуточный тип, не имеющие своего места в
классификации. Это партии, состоящие только из коллективных членов, например
британские лейбористы в первые годы своего существования. С финансовой точки
зрения, это была массовая партия, так как выборные расходы покрывались за счет
взносов членов тред-юнионов (которые и входили в партию на правах коллективного
членства)
По характеру
первичных организаций выделяют четыре разновидности:
партии-комитеты;
партии-секции; партии-ячейки; партии-милиции.
1.
Партии-комитеты являются кадровыми. Это- организационно рыхлые ассоциации
“нотабелей”, и первичные организации здесь просто отсутствуют. Примерами может
служить Консервативная и Либеральная партия Великобритании в 19в.
2.
Партии-секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Это
централизованные партии с довольно жесткой внутренней дисциплиной, но в то же
время допускающее “горизонтальные связи” между низовыми подразделениями.
3.
Партии-ячейки отличаются еще более жесткой структурой. “Ячейки” создаются, как
правило, на рабочих местах (по производственному или по
территориально-производственному признаку) Внутрипартийные связи носят по
преимуществу “вертикальный” характер: “сверху” идут директивы, “снизу”- отчеты
об их исполнении. Фракционная деятельность запрещена, руководство носит строго
централизованный и часто авторитарный характер. Члены партий обязаны активно
участвовать в их работе.
Понятие
партийной системы отображает способ взаимодействия различных партии в борьбе за
власть. Старейшим (и наиболее популярным посей день) критерием, используемым
для классификации партийных систем, является количественный: выделяют
беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Первые две
разновидности возможны лишь в сочетании с авторитарными режимами и могут
названы партийными системами условно, ибо значимое политическое взаимодействие
между партиями здесь отсутствует. Беспартийные системы в мире встречаются
редко. Это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры,
налагающие запрет на деятельность других партий. В качестве примеров можно
назвать своеобразные политические устройства Ирана (после самороспуска
Исламской республиканской партии) и Ливии. Однопартийные системы свойственны в
основном эгалитарно-авторитарным, авторитарно-ипэгалитарным и популистским
режимам. Исходя из существования в той или иной стране однопартийной системы,
можно достаточно уверенно приписывать ей один из перечисленных режимов.
Количественная
классификация выделяет лишь две партийные системы, которые с либеральной
демократией- двухпартийную и многопартийную. Главная сложность, связанная с
применением этих понятий, вытекает из некоторой условности термина
“двухпартийная система” в Великобритании, которая считается её классическим
образцом, “третьи” партии набирают на выборах до 10% голосов, а количество этих
партии давно перевалило за сотню. Обосновывая правомерность использования
термина, обычно указывают на то, что власть всё же осуществляется попеременно
двумя крупными партиями.
Сравнительный
анализ недостатков и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна
занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону первой из них,
приводя следующие аргументы:
1.
Утверждают, что двухпартийная система способствует постепенному смягчению
идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более
умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.
2. Другое
преимущество двухпартийной системы усматривают в том, что она позволяет
одержавшей победу на выборах партии сформировать не подверженное кризисам
правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две партии,
то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест, и вынести вотум
недоверия ее лидеру- премьер-министру невозможно.
3. С точки
зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной системы- то, что она
облегчит выбор при голосовании. Не нужно читать десятки партийных программ или
часами сидя у телевизора, вникать в рассуждение “говорящих голов”; партий всего
две, и соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно.
4. Наконец,
утверждают, что только двухпартийная система позволяет приблизится к идеалу
ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения
теоретических моделях демократии. Одна из партии находится у власти, другая в
оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют
выборы для того чтобы отправить его в отставку.
В условиях
многопартийности политическое руководство носит как правило коалиционный
характер. Это делает возможной ситуацию ,когда потерпевшая поражение на выборах
партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по
коалиции.
Двухпартийные
системы действительно продемонстрировали уровень стабильности и эффективности,
о котором в условиях многопартийности приходится только мечтать.
Хотя
политические партии в современном смысле слова возникли не так давно, ныне, по
общему мнению политологов и политиков, они переживают период упадка.
Сходит на нет
значение низовых партийных организации, а партийная печать, долго считавшаяся
одним из признаков либеральной демократии, ныне стала анахронизмом. Роль партии
в структурировании результатов выборов тоже заметно уменьшилась. Часто люди
голосуют не за партию, а за “имидж” того или иного кандидата, созданный
коммерческими средствами массовой коммуникации.
Тем не
менее, нет института, который успешнее справлялся бы с тремя важнейшими
функциями - передачи власти, политической мобилизации масс и легитимации
существующих режимов, чем партии.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Сравнительная политология. Голосов Г.В. изд-во НГУ, 1995
2. Введение
в политологию К.С. Гаджиева М, Просвещение, 1994
3. Основы
политологии, Дорофеев В.И., Родионов В.А., СГУ, 1993г.