|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
|
|
Ректор Хабаровского государственного
педагогического университета, профессор
|
|
|
|
В.В. Романов
|
|
|
|
“ “ 1998
г.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о диссертации Золотаревой Светланы Алексеевны
на тему: “Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х –
середины 60-х годов”, представленной на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика. Тема
диссертационного исследования утверждена на заседании ученого совета
Хабаровского государственного педагогического университета.
ВЫПИСКА
из протокола заседания кафедры педагогики
Хабаровского государственного педагогического университета № 1 от 29 сентября
1998.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Куликова Л.Н. – зав.
кафедрой, доктор педагогических наук, профессор;
Степашко Л.А. – доктор
педагогических наук, профессор;
Павленко Г.В. – кандидат
педагогических наук, доцент;
Пустельников Ю.П. –
кандидат педагогических наук, доцент;
Григорова В.К. – кандидат
педагогических наук, профессор;
Будникова Р.И. – кандидат
педагогических наук, доцент;
Давыденко В.А. – кандидат
педагогических наук, доцент;
Хмара С.А.
– кандидат
педагогических наук, доцент;
Юдина Н.П.
– кандидат
педагогических наук, доцент.
СЛУШАЛИ: обсуждение диссертации аспиранта кафедры педагогики
ХГПУ Золотаревой С.А. на тему “ Развитие теории урока в советской дидактике
периода середины 50-х - середины 60-х годов”, представленную на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01
- общая педагогика.
Научный руководитель: доктор педагогических
наук, профессор Л.А. Степашко.
Рецензенты кафедры: кандидат педагогических
наук, доцент В.А. Давыденко; кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Юдина.
ВЫСТУПИЛИ: Золотарева С.А. доложила о результатах
проведенного исследования, раскрыла актуальность темы, предмет, цель, задачи и
методы исследования, структуру и основное содержание диссертации, полученные
теоретические результаты.
Юдина Н.П. дала положительную оценку
исследованию, отметила актуальность темы, значимость ее для гуманизации
образования. Рецензент отметила основательность методологии исследования,
определившего подходы к структурированию материала, глубину исследования,
выполненного на богатом архивном, дидактическом и методическом материале,
наследии ведущих педагогов. По мнению рецензента, работа Золотаревой С.А. -
завершенное, состоявшееся исследование, имеющее теоретическую и практическую
значимость.
Юдина Н.П. рекомендует диссертацию к защите.
Давыденко В.А. подчеркнула актуальность и
многоплановость темы исследования. Рецензент подчеркнула продуманность
методологических ориентиров исследования, соответствие содержания цели и
задачам исследования, научную новизну и аргументированность полученных
результатов, их несомненную ценность для современной педагогической теории и
практики обучения
Давыденко В.А. рекомендует диссертацию к
защите.
ПОСТАНОВИЛИ:
1.
Рекомендовать диссертацию
Золотаревой С.А. “ Развитие теории урока в советской дидактике периода середины
50-х - середины 60-х годов” к защите по специальности 13.00.01 - общая
педагогика.
2.
Утвердить нижеследующий
текст заключения по диссертации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Актуальность темы
исследования. Обращение
Золотаревой С.А. к генезису теории урока периода общественно-политической
“оттепели” имеет несомненную актуальность в условиях современных радикальных
преобразований, происходящих в политике общего образования на основе
утверждения в качестве приоритетной гуманистической парадигмы обучения.
Сегодня, как и в период середины 50-х - середины 60-х годов, одной из главных
задач школы является подготовка учащихся к будущей жизнедеятельности,
обеспечение благоприятных условий для максимального развития их склонностей и
способностей, талантов и дарований. В этой связи внимание широких общественных
и педагогических кругов, озабоченных состоянием общего и среднего образования,
обращается к уроку - основной форме организации учебного процесса во всех типах
общеобразовательных учреждений, вбирающему в силу своей природы решение многих
проблем обучения. Учитывая, что “альтернативные поиски наших дней усматриваются
в теоретико-практическом опыте отечественной педагогики советского периода”
(Л.А. Степашко), представляет большую ценность изучение теории и практики урока
в период общественно-политической “оттепели”, т.к. постсоветское время является
известным преемником зародившихся в годы “великого десятилетия” процессов
демократизации и гуманизации общества, детерминирующих развитие школы и
педагогической мысли.
3.
Личное участие
автора в получении результатов. Диссертационное исследование выполнено автором на основе сбора,
систематизации, анализа и обобщения философской, историко-педагогической
литературы, общепедагогических работ ведущих советских педагогов, монографий и
сборников научных статей, посвященных вопросам теории, методики и практики
обучения и урока, общепедагогических и методических журналов, материалов
архивов: НА РАО, ЦГАРФ. Исследование, проведенное Золотаревой С.А. является
самостоятельным научным трудом.
4.
Степень
достоверности научных положений и основных выводов диссертации обеспечены методологической обоснованностью
исходных теоретических позиций и адекватностью исследовательских методов цели,
задачам, предмету исследования.
5.
Степень новизны
полученных автором результатов исследований. Научная новизна исследования заключается в том, что
в нем всесторонне и целостно изучен и проанализирован в контексте
историко-педагогического развития генезис теории урока периода середины 50-х –
середины 60-х; научно-педагогический опыт в области урока обобщен на
методологическом, теоретическом и технологическом уровнях и представлен как
формирующаяся теория. Передовой опыт рассмотрен в его “лучших образцах” как
результат интеграции деятельности теоретиков и школьных практиков, как
инвариант в различных вариантах технологий урока гуманистической направленности,
подтверждавший, с одной стороны, жизненность теории активного обучения и
активного урока, с другой, - дававший новые педагогические факты,
стимулировавшие их дальнейшее развитие. Тем самым определен вклад педагогов тех
лет, ученых и практиков, в развитие теории урока, пополнен научный фонд
современных педагогических исследований.
6.
Сведения о полноте
опубликованных работ.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1.
Личностный аспект
организационных форм обучения (1960-1970 гг.) // Личность в воспитательной
системе учебного заведения: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. Хабаровск,1993. С. 88-89.
2.
Концепция урока как
основной формы организации обучения в советской дидактике 50-х годов // Рукопись
депонирована в ИТОП РАО МО РФ и РАО 16.10.95. № 88-95.
3.
Концепции процесса
обучения как теоретическая основа проблемы теории и практики урока в советской
дидактике 50-х годов // Материалы 41 итоговой научной конференции. Хабаровск,
1995. С.51-52.
4.
Ведущие тенденции и
характерные черты дидактики (середина 50-х - середина 60-х годов) // Материалы
42 научной конференции. Хабаровск, 1996. С. 121-122.
5.
Некоторые подходы к
проблеме активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения (середина
50-х середина 60-х годов) // Материалы исследований аспирантов и научных
руководителей Южно-Сахалинского ГПИ: Сборник научных трудов. Вып.1.
Южно-Сахалинск, 1996. С. 6-14.
6.
Повышение эффективности
урока - важнейшая тенденция развития педагогического процесса (середина 50-х -
середина 60-х годов) // Материалы 43 научно-практической конференции.
Хабаровск, 1997. С. 22-25.
7.
Личностно-ориентированный
подход в липецком опыте совершенствования урока (50 - 60 годы) // Личность
педагога в воспитательной системе образовательного учреждения: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 1997. (в печати).
8.
Развитие в теории урока
тенденции преодоления “авторитаризма” в обучении, генетический аспект //
Материалы 44 научно-практической конференции. Хабаровск, 1998. (в печати).
7.
Данные о внедрении и
предложения об использовании полученных результатов. Основные идеи диссертации отражены в
выступлениях автора на научных конференциях ХГПУ (1991 - 1998гг.), на
научно-практической конференции в педагогическом лицее (Хабаровск, 1995г.), на
методических семинарах кафедры социальной педагогики исторического факультета
ХГПУ (1991 - 1998 гг.). Результаты работы нашли отражение в публикациях автора
по проблеме исследования; материалы диссертации использовались на занятиях по
истории педагогики со студентами химико-биологического факультета ХГПУ, по
педагогическим системам и технологиям, по методике обучения истории со
студентами исторического факультета ХГПУ. Результаты исследований могут
использоваться в дальнейшем изучении истории советской дидактики, частных
методик (проблем форм организации обучения, повышения эффективности урока, форм
организации урока, педагогического стимулирования, развития самостоятельности,
активности и творчества учащихся, педагогических отношений и др.). На
материалах исследования могут быть подготовлены учебные пособия и методические
рекомендации, выполняться рефераты, курсовые и дипломные работы. Результаты
исследования могут быть использованы при научном обосновании современных поисков
совершенствования урока и других форм организации обучения конкретных
общеобразовательных учебных заведений.
8.
Характеристика
диссертанта.
Золотарева С.А., 1947 года рождения, русская,
замужем, муж – офицер в отставке, сын 1971 года рождения, в
1970 году с отличием закончила исторический факультет Хабаровского
государственного педагогического института по специальности “учитель истории и
обществоведения”. С 1970 по 1989 год работала учителем истории и
обществоведения в средних учебных заведениях: школа №1 (1970 -1981гг.),
педагогическое училище (1981 -1984 гг.) - г. Биробиджан;
СПТУ № 34 (1984 -1985 гг.), школа № 2 (1984 -1985) - пос. Солнечный
Комсомольского района. В 1989 году была принята на работу в должности
ассистента кафедры теории и методики воспитательной работы исторического
факультета Хабаровского государственного педагогического института. С 1990
года и по настоящее время работает в должности старшего преподавателя кафедры
социальной педагогики исторического факультета.
Золотарева С.А. читает лекции, проводит
семинарские и практические занятия по ряду основных курсов кафедры: педагогика
(педагогические системы и технологии), педагогическая коммуникация, методика
обучения истории. Золотарева С.А. осуществляет руководство педагогической
практикой студентов очного отделения факультета, является руководителем
курсовых и дипломных работ. Занятия проводятся ею на высоком методическом и
научно-теоретическом уровне, отличаются практической направленностью на
педагогическую деятельность учителя истории.
Золотарева С.А. принимает активное участие в
научно-практических конференциях, посвященных проблемам развития образования и
подготовки педагогических кадров, поддерживает связи со школами г. Хабаровска.
Имеет 6 публикаций. В последнее время Золотарева С.А. принимает активное
участие в разработке учебных программ и учебных пособий по дисциплинам
специальности “Социальная педагогика”.
С 1992 по 1996 годы Золотарева С.А. обучалась
в заочной аспирантуре при кафедре педагогики ХГПУ, которую окончила с представлением
первого варианта диссертации на тему “Развитие теории урока в советской
дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов”. В ходе проведения
диссертационного исследования Золотарева С.А проявила научную и теоретическую
зрелость, способность к самостоятельной работе.
Золотарева С.А. зарекомендовала себя как
грамотный, постоянно совершенствующий свой профессиональный уровень специалист,
заслуженно пользующаяся уважением и автори тетом среди коллег и студентов.
9.
Рекомендация к
защите. По заключению оппонентов
кафедры диссертация Золотаревой С.А. на тему “Развитие теории урока в советской
дидактике периода середины 50-х – середины 60-х годов” полностью удовлетворяет
требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, в связи с чем
кафедра считает, что работа над диссертацией завершена, исследование выполнено
на хорошем теоретическом уровне и имеет несомненную практическую значимость.
Кафедра педагогики ХГПУ рекомендует к защите
по специальности 13.00.01 - общая педагогика диссертацию Золотаревой Светланы
Алексеевны “Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х -
середины 60-х годов”.
Постановление принято единогласно.
Зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор
|
|
Л.Н. Куликова
|
|
|
|
Секретарь кафедры
|
|
Л.Я.Чикишева
|