Правовая охрана окружающей природной среды в энергетике и военной деятельности. Правовые меры охраны...
Министерство образования РФ
Сибирский Государственный Аэрокосмический Университет
им.
академика М.Ф. Решетнева
Кафедра ИЭ
Реферат по экологии
На тему: «Правовая охрана окружающей
природной среды в энергетике и военной деятельности. Правовые меры охраны
озонового слоя атмосферы Земли. Правовой режим зон повышенного экологического
риска»
Выполнил
студент гр. СМ-11
Самоделкина В.В.
Проверил преподаватель:
Герасимова Л.А.
Красноярск 2004г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные принципы охраны
окружающей природной среды и рационального природопользования……………………………………….4
2. Правовая охрана окружающей
природной среды в энергетике и военной
деятельности……………………………………………………………………11
2.1 Система "нооценоз энергетики -
природная среда"………………….12
2.2 Основные
экологические требования к функционированию и развитию
или расширению нооценоза энергетики………………………………………18
2.3 Экологические требования к
традиционным видам энергетики…….19
3. Правовые меры охраны
озонового слоя атмосферы Земли………………20
3.1 Государственный контроль за
охраной атмосферного воздуха……..22
4. Правовой режим зон
повышенного экологического риска………………29
Заключение……………………………………………………………………..32
Приложение 1…………………………………………………………………...33
Приложение 2…………………………………………………………………...34
Можно,
пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы
уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.
Ж.-Б. Ламарк
Введение
Современный мир отличается
необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан
противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.
Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии
научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким
демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной
среды.
Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким
физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX - XXI
веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался
столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Экология как наука сформировалась
в середине XIX столетия, когда возникло понимание, что не только
строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания
подчинены определенным закономерностям. В 1866 г. немецкий естествоиспытатель
Эрнест Геккель в двухтомной монографии «Общая морфология организма» назвал
экологией один из разделов биологии — науку об условиях обитания организмов в
окружающей их среде. От древнегреческого oikos (дом, жилище) образовано не только
наименование этой науки, но и понятие «ойкумена» (экумена), служащее для
обозначения природы, освоенной и обжитой человеком. Ныне, когда человек осваивает
космос, ойкумена вышла за пределы Земли, а экология, пусть еще не как знание,
но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого, она перестала быть отраслью
одной лишь биологии, на родство с ней претендуют и география, и политэкономия,
и философия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того,
экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот
каждого государства и каждой личности. Экология, следовательно, касается всех,
ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не
пощадит никого.
Интерес к экологии в мире
возрастал по мере внедрения в хозяйственную практику достижений
научно-технической революции. В 60—70-е гг. XX в. усилилась прикладная направленность
экологии, связанная с изучением экосистем и биосферы в целом, а именно
круговорота воды и воздуха как целого с выделением отдельных его компонентов:
цепей питания; глобального загрязнения окружающей среды; системного анализа и
управления как средой обитания, так и деятельностью человека.
Устойчивое функционирование
биосферы как целостной системы обеспечивает условия жизни человечества как
одной из составных частей глобальной экосистемы. Непонимание законов функционирования
экосистем разного уровня или недостаточный их учет стали причинами современного
кризисного состояния биосферы. Проблема экологической безопасности в наши дни
приобрела всеобщее, в том числе и политическое, значение, став на один уровень
с проблемой ядерной безопасности. Однако сложившееся, представление о том, что
экологические проблемы сводятся лишь к борьбе с загрязнением среды, тормозит
создание глобальной системы экологической безопасности. Чтобы выйти из
экологического кризиса, необходимо познать и практически использовать
фундаментальные законы формирования, устойчивости и методов рациональной эксплуатации
экологических систем.
Основные принципы охраны окружающей природной среды
и рационального природопользования.
При рассмотрении этого важнейшего
направления экологической науки необходимо подчеркнуть, что охрана окружающей,
в том числе и природной среды представляет собой типичную инженерную научную
дисциплину. Эта прикладная наука,
которая на базе фундаментальных экологических знаний разрабатывает инженерные
решения (инженерные мероприятия, инженерные сооружения и оборудование) в целях
сохранения природой ресурсо- и средовоспроизводящих функций, генофонда, а также
невозобновимых природных ресурсов. Кроме инженерного аспекта в систему охраны
окружающей среды входят правовые, нормативные, административные,
просветительские, образовательные мероприятия и действия на региональном,
национальном и международном уровне. Охрана природы возможна только
исключительно на основе экологических знаний. Природа — это весь материальный
энергетический и информационный мир Вселенной — универсум — совокупность
естественных условий существования человеческою общества.
В понятие «охрана природы» входит
не только естественная, но и преобразованная человеком среда (города, парки,
силы, рекреационные комплексы, промышленные зоны и т. д.), т. е. вся окружающая
среда как совокупность биотической, абиотической и социальной сред, природный и
созданный человеком материальный мир (Тетиор А.Н., 1992), последнее понимается
иногда как «вторая природа».
В целом
система также направлена на поддержание рационального взаимодействия между
деятельностью человека и окружающей природной средой, предупреждение прямою
или косвенного влияния результатов деятельности общества на природу и здоровье
человека.
Под понятием
"природопользование» понимают научно-техническое направление, которое
занимается разработкой теоретических проблем и практических решений в области
рациональною использования человеком природных ресурсов: это весьма активная
сфера общественно производственной деятельности, направленной на
удовлетворение потребностей человечества в качестве и разнообразии окружающей
среды, на улучшение использования собственных ресурсов биосферы. Выделяется,
что вполне естественно, дна типа природопреобразования: рациональное и
нерациональное. Последнее ведет к исчерпанию природных ресурсов, подрыву
восстановительных сил биосферы — ее способности к самоподдержанио, снижению
оздоровительных и эстетических качеств, т. е. это система деятельности, не
обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала природы.
Рациональное
природопользование — это система деятельности, которая призвана обеспечить
экономное использование природных ресурсов и их воспроизводства с учетом
перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.
На рис. 1 показаны основные принципы рационального природопользования — это
изучение, охрана, освоение и преобразование (по Ю.К. Ефремову и др., 1981).
Природопользование принимает различные формы в зависимости от типов природных
ресурсов: исчерпаемых (энергетических, сырьевых, пищевых, генофонда) и
ресурсов среды (условия труда, отдыха и здоровья).
Рис. 1 Основные принципы рационального природопользования
В понятие о рациональном освоении
природных ресурсов и условий входит наиболее полное использование достоинств
среды и экономическое получение энергии, сырья. Целенаправленное
преобразование рассчитано на умножение и обогащение природных ресурсов и на
улучшение природных условий. Так, при использовании исчерпаемых и при этом
невозобновимых (минеральных) ресурсов важны комплексность и экономичность
добычи, сокращение отходов и т. п. Охрана ресурсов среды означает поддержание
их качеств, благоприятных для ведения хозяйства, а преобразование — их
улучшение (мелиорация, рекультивация земель и др.) (В.А. Вронский. 1996).
Природопользование и охрана
природной среды — это две стороны одной деятельности человека, в современных
условиях развивающегося глобального экологического кризиса, при любых других
условиях первое становится угрозой для жизни человека, а второе — просто
бессмысленным, так как природу, в частности живую, можно полностью уничтожить
и охранять ее уже не нужно.
Важными принципами охраны
природной среды является профи-лактичность, т. е. ориентированность на
предупреждение негативных последствий от различного воздействия при
деятельности человека; комплексность, повсеместность, территориальная
дифференцированность и научная экологическая обоснованность.
Главными проблемами охраны
природной среды являются охрана атмосферы и вод от загрязнения вредными
веществами, охрана экосистем и ландшафтов, борьба с шумом, охрана недр и
рациональное использование естественных ресурсов, обеспечение радиационной безопасности,
сохранение биоразнообразия и генофонда растений, животных, микроорганизмов,
глобальный мониторинг различных антропогенных воздействий, включая загрязнения
и т. д.
Следует в
этой связи вспомнить слова К. Паустовского о том, что надо охранять природу во
всех ее видах. «Охранять прекрасный руссами пейзаж — тот пейзаж, что сыграл и
играет огромную роль в формировании характера русского народа, в том, что этот
народ бесконечно талантлив и мужествен».
При охране природы речь прежде
всего идет об охране здоровья и благосостояния человека, однако это отнюдь не
означает, что до остальных живых существ — их здоровья и «благосостояния» нет
дела. Сейчас антропоцентризм как основная идеология человечества заменяется
биоцентризмом, т. е. во главу угла поставлена задача охраны всего живого на
Земле.
Необходимость бережною отношения к
природе, ее зашиты понимал и еще античные мыслители, да собственно,
национальные традиции природопользования всех народов мира полностью отвечали
этому принципу. Эпикур утверждал: «Не следует насиловать природу, следует
повиноваться ей, необходимые желания выполняя, и также естественные, если они
не вредят, а вредные — сурово подавляя». В.П.Журавлев (1995, с. 311) пишет, что
существовал еще подход Ф. Энгельса, который утверждал, что в отличие от
животного, которое только пользуется внешней природой, «человек... заставлял ее
служить своим целям, господствуя над ней». Это, вероятно, послужило отправной
точкой для широкою употребления в нашей стране в свое время мичуринско –
лысенковского лозунга, оправдывавшего насилие над природой: "Нам нельзя
ждать милостей от природы, взять их у нес — наша задача». Но даже Ф. Энгельс
разъясняет своп утверждения следующим образом: «Все наше господство над ней
(природой) состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем
познавать ее запасы и правильно их применять».
Правовая охрана окружающей
природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных
актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению.
Эти меры образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и
обществом.
Считается, что первым актом
природоохранного права был эдикт короля Эдуарда в XIII в.,
запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ в Лондоне.
Российская история знает знаменитые указы Петра I об охране лесов, животного
мира и т. д.
Но, к сожалению, никакие даже
самые замечательные законодательные акты не могуr быть реализованы без
поддержания всего общества, которое до самого последнего времени было
ориентировано на то, что у природы надо взять все, что возможно и как можно
быстрее. Так собственно и произошло со всеми указами и эдиктами, декретами и
законами. Далеко недостаточно, как следует из многих описанных выше глобальных
экологических моделей, ограничить уровень производства, т. е. уменьшить
антропогенный натиск на окружающую среду. На нынешнем этапе на первое место
выдвигается повышение экологической культуры общества, в том числе и правовой
на базе знания естественно-научных законов и всеобщей экологической
грамотности, а затем и экологического образования, как неотъемлемой части
любого образования.
В Декларации глобального форума
в Рио-де-Жанейро в 1992 г. приведены как разделы «Повестки дня на XXI век»
следующие основные принципы правового подхода к охране природы:
«...Принцип 11. Государствам
следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды.
Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты
должны отряжать ситуацию в областях охраны окружающей среды и развития, в
которой они будут реализовываться...
...Принцип 13. Государство должно
разработать национальное законодательство, касающееся ответственности и
компенсации тем, кто пострадал от загрязнений окружающей среды и другого
экологического ущерба...»
Последний принцип сейчас активно
используется в США и некоторых европейских странах в изложении:
"загрязнивший платит». В США в отдельных штатах даже продается право на
загрязнение окружающей среды, правда, купившие это право предприниматели достаточно
быстро стали понимать, что это далеко невыгодно. Выгода укладывается в
соображении о том, что вложение средств в природоохранные части проектов
весьма рентабельно, так как устранение последствий загрязнений, оказывается,
всегда существенно дороже.
В настоящее время природоохранное
законодательство в России в целом еще не представляет стройной системы. Отчасти
это связано с условиями переходной экономики и общественным переустройством в
нашей стране, несовершенством всей законодательной системы. Базовым законом
экологической направленности является закон Российской Федерации «Об охране
окружающей природной среды» от 3 марта 1992 г.
Этот закон сам по себе определяет
главные принципы охраны окружающей среды и в целом весьма прогрессивен, но дело
в том, что каждый базовый закон носит характер «непрямого действия» и, как
принято в нашей стране, сопровождается серией так называемых «подзаконных»
актов, которые определяют конкретные механизмы реализации закона. Но с этими
актами дело обстоит далеко не просто, тем более что Россия весьма разнообразна
по региональным условиям, а это требует разработки нормативных актов на уровне
субъектов федерации, не говоря уже о нормативных документах отраслевого типа
для устранения последствий воздействий того или иного производства и сельского
хозяйства. Управление охраной окружающей природной среды является необходимой
составной частью системы государственного управления, но она сможет стать
эффективной лишь в случае, когда экологизация станет первоочередной задачей.
В этой связи следует особо отметить изданный 1 апреля 1996
г. Указ Президента РФ № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию» и Постановление Правительства Российской Федерации «О
концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» № 1081 от
13.09.96. Можно по-разному расценивать феномен устойчивого развития и его
эффективность для стран постиндустриального типа, развивающихся и
слаборазвитых, но прогрессивное начало принятых многими странами национальных
правовых актов экологической направленности налицо. В какой степени скажется
реализация Концепции устойчивого развития на Россию, прогнозировать сложнее,
чем для других стран, в связи с наличием условий переходной экономики и
значительных экономических и финансовых проблем.
Конкретизация положений законов
осуществляется, как мы уже отмечали, на основе «подзаконных» нормативных актов,
к числу которых относятся, в частности, Государственные Стандарты (ГОСТы), в
которых излагаются четкие требования к оценке различных явлений, воздействий,
загрязнений, что обеспечивает единый подход к решению проблем по охране
природы. Система стандартов в этом направлении должна быть исключительно
взаимосвязанной, хотя бы исходя из того, что регламентируемые стандартами
«объекты» по своей специфике взаимосвязаны и существенно влияют друг на друга.
Большое значение в охране
природной среды имеет грамотное осуществление строительного производства,
которое, как пишет А.Н. Тетиор (1992, с. 24—25), играет основную роль в
преобразовании естественных ландшафтов при градостроительстве, при возведении
различных инженерных сооружений, при производстве строительных материалов и
изделий, а также при утилизации строительных отходов. Основные задачи охраны
природы для инженера-строителя: изыскателя, проектировщика, производственника,
эксплуатационника:
• назначение
архитектурно-градостроительных, планировочных, конструктивных и
технологических решений зданий и сооружений с исключением негативных
воздействий на естественную и даже на видоизмененную техногенную среду на базе
знания основных экологических законов;
• сохранение естественного
рельефа, почвы, озеленение всех поверхностей как нарушенных строительством, так
и собственно зданий и сооружений, использование биопозитивных решений, в том
числе и таких, которые способны очищать природную среду;
• снижение материалоемкости и
утилизации отходов для сохранения минерально-сырьевых ресурсов; снижение
энергопотребления и исключение теплопотерь для экономии энергоресурсов;
использование естественных или близких по свойствам материалов (дерево, естественный
камень и т. п.) для обеспечения высокого качества жизни и комфорта для
человека;
• исследования, разработки в
области создания экологических, биопозитивных и энергосберегающих зданий и
сооружений, нормативной базы (Строительных норм и правил — СНиП; территориальных
(региональных) строительных норм — ТСН (РСН); ведомственных строительных норм —
ВСН; государственных стандартов — ГОСТ;
сертификатов и т. п.) и
мероприятий по природосберегающему строительству, по рациональному
природопользованию, воспроизводству и охране природных ресурсов, защите
природы от загрязнения при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
• проведение постоянного
эколого-экономического мониторинга с целью выявления мест и источников
загрязнений среды и принятия своевременных решений по охране природы.
Реализация этих задач может быть
осуществлена, исходя из основных положений экологического строительства, под
которым понимается совокупность методов, связанных с принятием и реализацией
инженерных решений по строительству зданий, сооружений и их комплексов,
максимально совместимых с окружающей природной и социальной средой. В
соответствии с проблематикой строительной экологии методы экологического
строительства могут быть сгруппированы по следующим направлениям принятия
строительных решений:
• землепользование:
проектирование систем расселения с учетом рационального взаимодействия
человека и природы (урбоэкология); уменьшение или исключение отторгаемых в
процессе строительства объекта земель; возвращение (рекультивация) земель в
естественное состояние после окончания срока эксплуатации; уменьшение устройства
непроницаемых экранов на поверхности и ниже поверхности земли (бетонные,
асфальтовые и другие покрытия); рациональная организация свалок, мест
хранения и депонирования жидких и твердых отходов строительной деятельности;
очистка сточных вод;
• конструктивное: конструкции
экологичных зданий (использование тепловой энергии от возобновляемых
источников в жизнедеятельности здания, безотходность производства,
утилизация отходов и сточных вод, чистые строительные материалы и др.);
гибкие конструктивно-технологические решения, позволяющие резко снизить расход
ресурсов при изменении назначения здания, его модернизации или ликвидации;
биопозитивные конструктивные решения, связанные с рациональным
землепользованием;
• технологическое: выбор оптимального
размера строительной площадки; уменьшение объемов переработки грунта при
устройстве подземной части зданий и сооружений; сохранение растительного слоя
грунта; защита грунтовых вод от загрязнения; уменьшение динамических
воздействий на грунт (ударные методы, вибрационное воздействие, взрыв, тяжелое
трамбование); исключение применения технологий, связанных с устройством
противофильтрационных завес, экранов, стен; ограничение применения технологий,
дающих большое количество отходов строительных материалов; развитие
6езотходных технологий.
В настоящее время действует
значительное число регламентирующих документов и рекомендаций, обеспечивающих
экологические аспекты строительной деятельности. В частности, имеются
требования к составу информации, экологически обосновывающей проектную
документацию на равных этапах проектирования (приложение 1).
Современное состояние развития
строительной науки показывает, что внутри нее выделились вполне отчетливая
тенденция к тому, чтобы при рассмотрении как теоретических, так и технических
задач обязательным было применение экологических граничных условий. Только при
этом условии возможно снижение негативного пресса строительства на окружающую
среду. Это тем более важно при огромных масштабах этого средообразуюшего вида человеческой
деятельности.
Как отмечает А. А. Горелов (1996),
корни экологических трудностей связаны с разрывом между науками,
неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки,
так и влиянием общественных потребностей. Науке не хватает гибкости, которая
свойственна биосфере. Неравномерное развитие науки на фоне громадного
увеличения общего количества знаний и является одной из причин того, что
противоречия между возможностью человека внести изменения в природную среду и
пониманием последствий этого изменения не затухают, а наоборот, обостряются.
Современный этап взаимоотношений
общества и природы характеризуется тем, что одно кардинальное открытие в
какой-либо продвинувшейся области знаний и последующее практическое его
использование способны оказать мощное воздействие на всю планету в целом, а не
только на ее отдельные части. В этих условиях огромное значение приобретает
тесный контакт между фундаментальными науками физико-химического цикла,
техническими (и строительными!) науками и науками, исследующими как всю
биосферу, так и отдельные её элементы. Однако пока нет такой связи между
науками о Земле, о живом веществе и науками, которые разрабатывают пути
преобразования природной среды в целях обеспечения потребностей человека. К
началу XX в. технические науки, базируясь на физико-химические,
развивались обособленно от наук о природной среде. В первой трети XX века
человечество пережило активный строительный бум и приступило к осуществлению
гигантских проектов преобразования природной среды и ему потребовалось
огромное количество фактических естественно-научных данных для создания
сложнейших строительных систем и их надежного функционирования. Это послужило
причиной согласования данных физики, химии, геологии, биологии и прикладных
наук, но при этом науки о природной среде всё равно играли подчиненную
«обслуживающую» роль, поскольку они обеспечивали данные для осуществления
строительного (и любого масштабного технического) проекта.
В современной экологической
ситуации необходимо не просто усиление связи между техническими и строительными
науками, в частности, физикой, химией, а постепенный выход на первый план наук
о природной среде, что немаловажно, в связи с социальными и экономическими
науками. Представляется, что в условиях глобального экологического кризиса
необходим не просто синтез наук, не какая-нибудь современная «натурфилософия»,
а коэволюционное развитие наук. Это диктуется необходимостью, чтобы все отрасли
науки, включая общественные, выступали в деле определения перспектив преобразования
нашей планеты в качестве равноправных партнеров.
Правовая охрана окружающей природной среды
в энергетике
Производство энергии, являющееся
необходимым средством для существования и развития человечества, оказывает
воздействие на природу и окружающую человека среду. С одной стороны в быт и
производственную деятельность человека настолько твердо вошла тепло- и
электроэнергия, что человек даже и не мыслит своего существования без нее и
потребляет ее как само собой разумеющиеся неисчерпаемые ресурсы. С другой
стороны, человек все больше и больше свое внимание заостряет на экологическом
аспекте энергетики и требует экологически чистых энергетических производств.
Это говорит о необходимости решения комплекса вопросов, среди которых перераспределение
средств на покрытие нужд человечества, практическое использование в народном
хозяйстве научных достижений, поиск и разработка новых альтернативных
технологий для выработки тепло- и электроэнергии и т.д. В создавшейся ситуации
бесспорно одно, что к разрешению данной проблемы должны быть привлечены знания
из различных дисциплин, как то экология, техника, биология, медицина,
экономика, социальная юстиция и др. В этом списке наук, участвующих в решении
данной проблемы, трудно выделить те, которых бы не касалась эта проблема, что
говорит и о необходимости междисциплинарного подхода к решению данной проблемы.
Система
"нооценоз энергетики - природная среда"
При рассмотрении экологических
проблем во взаимодействиях энергетики с природой охарактеризуем сначала такие
понятия как энергетика, природа, окружающая человека среда, нооценоз
энергетики.
Термин энергетика применяется в
двух смыслах: узком и широком. В узком смысле под энергетикой обычно понимают
производство, распределение и потребление электроэнергии, а также тепловой
энергии, отпускаемой электростанциями.
Определение понятия энергетики в
широком смысле разработано советским ученым Г.М. Кржижановским как
"сложная совокупность всех процессов преобразования энергии - от
природных источников энергии (энергетических ресурсов) до приемников энергии
включительно".
Природные (энергетические и
вещественные) ресурсы представляют собой часть всей совокупности природных
условий существования человечества и важнейших элементов природы (энергии и виды
вещества), являющихся средствами существования человеческого общества, которые
используются им в хозяйственной деятельности. Материальные ресурсы, созданные
в результате производственной деятельности людей, служат продуктом дальнейшего
преобразования вещественных и энергетических природных ресурсов.
Топливно-энергетические ресурсы -
это количество и качество минеральных богатств, используемых как топливо
(уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, древесина, атомная энергия) и
одновременно являющихся источниками энергии в двигателях, при получении пара
или теплой воды и электричества.
Топливные ресурсы - это часть
топливно-энергетических ресурсов, используемые только как топливо.
Энергетические
ресурсы - это совокупность энергии Солнца и космоса топливно-энергетических,
атомно-энергетических, термальных и других источников энергии. Дерево
энергетических ресурсов приведено на рис. 2.
Рис. 2
Таким
обратим, энергетика – это область хозяйства, охватывающая энергетические
ресурсы, выработку, преобразование, передачу, сохранение (и том числе экономию)
и использование различных видов энергии и являющаяся одной из форм
природопользования.
Получение энергии от ископаемого
топлива – угля, нефти, мазута, природного газа, торфа, сланцев, а также от
дров, текущей воды, синтетическою топлива, называется традиционной
энергетикой. К традиционной энергетике нередко причисляют и атомную (ядерную)
энергетику, где получение энергии происходит при делении атомных ядер.
|
|
|
|
|
|
Традиционные источники энергии
(традиционная энергетика)
Крупные ГЭС всех
типов Двигатели внутреннего
сгорания
ТЭС (угольные,
нефтяные,
газовые,
торфяные) Теплоустановки
АЭС и ядерные
станции Получение синтетического
всех типов топлива
|
|
|
|
|
Альтернативные источники энергии (альтернативная
энергетика)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гелиоэнергетика
Гелиоконденсаторы Солнечные батареи
|
|
|
|
Биоэнергетика
Производство биомассы
Биосинтез водорода
Жидкое биотопливо
(этанол, растительное масло и т. п.)
Биогаз
Мусоросжигающие установки
«Древесные таблетки»
(топливо из древесных отходов)
|
|
|
Альтернативная гидроэнергетика
«Малые» ГЭС
Волновые электростанции
Приливные
электростанции
Станции,
исполь-зующие энергию морских течений
|
|
|
Энергетика, использующая разность температур
Высокоградиентные установки
геотерминальной энергии морского и сухого типа
Низкотемпературная
энергетика, исполь-зующая разность температур глубин и поверхности моря,
тепловые насосы и т.п.
|
|
|
|
|
Вторичная энергетика
(использующая сбросное тепло)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Традиционно-альтернативные
Смешанные
(атомно-водородные и др.)
источники
энергии
Альтернативно-альтернативные
|
|
Рис. 3
Ведутся работы для
получения атомной энергии и при синтезе ядер легких элементов, называемой
термоядерной энергией.
Получение энергии не из
традиционных ископаемых ее источников, а от Солнца, геотермальных источников
путем использования разности температур и т.п. относится к альтернативной
энергетике.
Принципиальная схема классификации энергетики приведена на рис. 3.
В настоящее время интенсивно
развивается водородная энергетика, суть которой заключается в получении
водорода как энергоносителя для транспортных, промышленных и бытовых нужд с
помощью термохимических и электролитических методов. Но широкое внедрение
водородной энергетики в народное хозяйство сдерживается высокой стоимостью
водорода. При разработке смешанных источников энергии, например,
атомно-водородных, солнечно-водородных и др., что позволяет снизить
себестоимость энергии, а также улучшить экологические характеристики
вследствие того, что сжигание водорода не дает вредных выбросов, могут быть
найдены новые перспективные источники выработки энергии.
Доля различных видов
энергетических ресурсов в общемировой выработке первичной энергии качала 80-х
годов (в %) приведена на рис. 4.
Из рис.4 следует, что в настоящее
время существенную роль в обеспечении людей на Земле энергетическими ресурсами
занимают уголь (27%), нефть (37%) и газ (18%). Основная доля выработки тепло- и
электроэнергии приходится на традиционную энергетику, которая будет
сохраняться в энергетическом балансе еще многие годы. Поэтому насущной
современной проблемой в охране природной и окружающей человека среды от
вредного воздействия технологий выработки тепло- и электроэнергии является
уменьшение вредных влияний со стороны традиционной энергетики.
В перспективе технически возможный
объем получаемой человечеством энергии практически неограничен. Однако, в
экологическом аспекте развития энергетика на Земле имеет существенные
ограничения по тепловым лимитам биосферы. По существующим предположениям, в связи
с устойчивостью сложившихся природных процессов на Земле размеры этих
ограничений, видимо, близки к количеству энергии, усваиваемому живыми
организмами биосферы в совокупности с другими энергетическими процессами,
идущими на поверхности Земли. Считается, что удвоение этих количеств энергии,
может катастрофично или, во всяком случае, кризисно отразиться на биосфере.
Указанный лимит для биосферы оценивается в (14O-15О)х1О¹² Вт,
в котором 14Oх1О¹² Вт отводится фотосинтетическим
процессам и 32х1О¹² Вт – геотермальной энергии. Но эти проблемы
характерны для дальносрочной перспективы. А для современных условий важное
значение имеют новые развивающиеся взаимодействия нооценозов энергетики с
природной и окружающей человека средой.
Рис. 4
Нооценоз энергетики - это
сообщество, включающее в себя средства трудa, общество и продукты труда, включающие и
отходы производства (ресурсы, энергия, тепловые сбросы, выброс вредных веществ
и т. д.). Нооценоз энергетики, то есть "сообщество разума" - это
общество с его социальными законами развития, которое трудится для
удовлетворения потребностей людей в энергии. Принципиальная схема нооценоза
энергетики приведена на рис. 5.
Средства
труда:
Топливно-энергетические комплексы, электростанции,
котельные и т.п.
|
Часть общества,
Занятая в сфере энергетики и члены их семей
|
Продукты
труда:
Энергия, сопутствующая продукция; отходы(тепловые
выбросы, вредные вещества)
|
Нооценоз энергетики
|
Рис. 5
Для удовлетворения потребностей и
обеспечения жизнедеятельности всего общества часть общества, занятая в сфере
энергетики, создает энергию, являющуюся средством существования современною
общества Основную роль в выработке тепло- и электроэнергии выполняют средства
труда и часть общества, занятая в сфере энергетики. Через средства труда общество
взаимодействует с природой и окружающей средой, результатом чего являются продукты
труда и отходы производства. Здесь в нооценозе энергетики каждый его компонент
взаимосвязан друг с другом, а кроме этого они еще взаимодействуют с биоценозом:
зооценозом, фитоценозом, микробоценозом и экотопом: атмосферой, почвой,
недрами, гидросферой. Три равноправные сообщества: нооценоз энергетики,
биоценоз и экотоп, функционирующие совместно, образуют структурную материально-
энергетическую единицу новой экологической системы, называемую
нообиогеоценозом.
Человек в своей хозяйственной
деятельности воздействует на природу, которая в зависимости от своего состояния
и степени воздействия со стороны хозяйственной деятельности человека имеет
различные названия. Так, различают природу с прописной и со строчной буквы.
Природа с прописной буквы - это весь материально-энергетический и
информационный мир Вселенной. Природа со строчной буквы - это сложная
саморегулирующаяся система земных объектов и явлений, развивающихся на основе
естественно-исторических процессов и закономерностей, являющаяся совокупностью
естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо
или косвенно воздействует человечество, связанное с ней хозяйственной
деятельностью. Обычно природа со строчной буквы рассматривается при
экологическом анализе системы "общество-природа".
Существуют также понятия природа
"первая", природа "вторая", природа "третья" и
природа "дикая".
Природа "первая" – это
естественные экосистемы Земли.
Природа "вторая" – это
преобразованные человеком экосистемы - поля сады и т.п., не способные к
самоподдержанию в течение длительного времени.
Природа "третья" – это
искусственно созданные системы окружающей человека среды – урбокомплексы,
внутриквартирная среда и т.п. Природа "третья" не способна к
самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.
Природа "дикая" - это
все, что непосредственно не относится к человеку и, на что человек влияет лишь
как биологическое существо или только опосредованно через глобальные изменения
мира.
Окружающая человека среда
представляет собой совокупность абиотической, биотической и социальной сред,
совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство.
Окружающая человека среда - это
среда обитания и производственной деятельности человека, состав которой
определяется факторами, обусловленными влиянием неживой природы (климат,
рельеф и др.), факторами, обусловленными воздействием живых организмов, и
социально-экономическими. Она является частью географической среды, которая
представляет собой часть земного окружения человеческого общества.
В основе взаимодействия
"нооценоз энергетики - природа" лежит общественное производство, все
главные абстрактные моменты которого входят: состав нообиогеоценоза. Предметом
процесса труда является природа, которая является первоначальным полем
приложения хозяйственной деятельности человека. Остальные "моменты"
процесса труда (средства труда, часть общества, занятая в сфере энергетики, как
носитель процесса труда, и продукты труда, включая отходы производства),
объединены в "сообщество разума" – нооценоз энергетики. Основным
процессом, определяющим функционирование нообиогеоценоза как элементарной
ячейки системы "общество-природа" является процесс труда.
Таким образом, при исследовании
взаимодействий компонентов системы "нооценоз энергетики - природа"
или в более узком смысле "нооценоз энергетики - окружающая среда"
основное внимание должно уделяться технологическим процессам (добыче, подготовке
и сжиганию топлива, водоподготовке, организации термодинамического цикла) и
природоохранным мероприятиям, которые вызывают изменения в природной и
окружающей человека среде.
Выбор и обоснование структурной
единицы нообиогеоценоза позволяет более обоснованно подойти к развитию системы
"нооценоз энергетики - природа". Структурной основой для размещения
нооценозов энергетики является природная система - биогеоценоз. Это
объясняется тем, что исторически на большей части земной поверхности
биогеоценозы достигли определенного уровня развития и только после этого в них
стали появляться компоненты нооценоза. Кроме этого, именно состояние
биогеоценозов определяет превращение в нообиогеоценозы. При этом подбор
элементов нооценоза должен всегда производиться таким образом, чтобы они
вписывались в те круговороты веществ и энергии, которые существуют в данном
регионе, максимально сохраняли биогеоценозы и создавали возможности для их
дальнейшего развития. В противном случае развитие нообиогеоценозов превращает
данный регион в зону с неблагоприятной экологической ситуацией для проживания
людей, когда прекрасные в прошлом природные комплексы превращаются в зоны
повышенного загрязнения вредными веществами, полностью зависящие в
экологическом аспекте от уровня развития нооценоза.
Основные экологические требования
к функционированию и развитию
или расширению нооценоза энергетики
Определим основное экологическое
требование к функционированию и развитию или расширению нооценоза энергетики.
Для этого рассмотрим взаимодействия компонентов в нообиогеоценозе, в котором
природная среда (экотоп и биоценоз) содержит равноправное сообщество - нооценоз
энергетики. Структурная схема нообиогеоценоза представлена на рис.65, где средства
труда, являющиеся составным компонентом нооценоза энергетики, представлены
топливодобывающими и топливоперерабатывающими предприятиями, объектами по
превращению различных видов энергии в тепло- и электроэнергию, потребителями
топлива, тепло- и электроэнергии.
Не только компоненты нооценоза
взаимосвязаны друг с другом, но и каждый компонент, и нооценоз как целое
взаимодействуют с природной средой (экотопом и биоценозом).
Из анализа потоков вещества,
энергии и информации, характерных для промышленного сообщества энергетики,
следует, что оно имеет сложную структуру, насыщено большим количеством
составных элементов, имеет весьма большое разнообразие видов веществ и энергии,
обладает весьма обширной и разнообразной информацией. Нооценоз энергетики
находится в обширных и интенсивных связях с природной средой, оказывая на нее
существенные воздействия в виде загрязнений, и испытывает с ее стороны также
влияния и воздействия, что говорит об актуальности проведения оптимизационных
решений как внутри нооценоза энергетики, так и во взаимоотношениях "нооценоз
энергетики - природа".
Компонентно-экологическая
оптимизация состоит в поддержании экологического равновесия в отдельных
регионах планеты и на планете в целом с помощью рационального соотношения
экологических компонентов. Рациональное соотношение достигается либо путем их
сбалансированной эксплуатации, например, получения и вложения энергии в
количествах, не приводящих к перегреву природной среды, либо путем
территориально-экологической оптимизации.
В практике
ведения народного хозяйства известны попытки проведения компонентно-экологической
оптимизации с помощью добавления или убавления отдельных экологических
компонентов, например, межбассейновой переброски вод между географическими
зонами. В ряде случаев при проведении этих мероприятий в рамках отдельных
экосистем удается с помощью этого приема улучшить характеристики вновь
образующихся природных комплексов для хозяйства и жизни людей. Выход за
региональные экосистемы и рациональные соотношения экологических компонентов
обычно ведет к крайне тяжелым эколого-экономическим последствиям. Искусственное
изменение компонентного состава всегда ведет к глубокой перестройке экосистем,
которая в длительном интервале времени обычно бывает разрушительной, так как
постепенное изменение компонентною состава охватывает все более крупные
экосистемы и их иерархии. По этому для компонентно-экологической оптимизации
экосистем, в частности, для нооценоза энергетики, прежде всего необходимо
определить пороги изменений в природе, которые не следует переступать при
функционировании и развитии (расширении) нооценоза.
Экологические
требования к традиционным видам энергетики
Без решения сложных экологических
задач и обеспечения требуемого уровня защиты атмосферы, водоемов, почвы,
биоценозов от вредного влияния дымовых газов, жидких стоков и др. воздействий
со стороны традиционных видов энергетики, не может быть реализована стратегия
ее развития. Это относится прежде всего к таким крупномасштабным
народнохозяйственным целям, как создание системы мощных тепловых электростанций
Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Экибастузского и Кузнецкого комплексов.
Экологические требования,
рассматриваемые как комплекс требовании к качеству воздуха, вод, топлива,
сырья, пищевой и промышленной продукции, к технологии производства,
технологическим выбросам и методам их очистки и отвода, становятся
определяющими при реконструкции и техническом перевооружении 38О действующих
тепловых электростанций, а также при решении природоохранных задач в некоторых
зонах страны, затрагивающих общегосударственные интересы. Следует подчеркнуть,
что экологические проблемы давно перешагнули государственные границы и стали
глобальными. Переступив границы государств, экологические проблемы легли в
основу взаимоотношений народов и государств, формируют новое мышление и требуют
объединения усилий всею человечества с обязательным посильным участием каждою
индивидуума на одном или нескольких многочисленных путях улучшения экологической
ситуации на нашей Земле в период всей своей сознательной жизни. Здесь нет
второстепенных задач, все важно: нахождение оптимальных решений для
технологического оборудования отрасли и всего народного хозяйства в целом +
экологическое воспитание всего населения, экологическая подготовка
специалистов, творческая деятельность и хозяйственная заинтересованность,
сознательное и активное участие в борьбе против загрязнений природной и
окружающей человека среды как в производственной деятельности, так и в быту.
Правовые меры охраны озонового слоя атмосферы Земли
Озоновый
слой (озоносфера) охватывает весь земной шар и располагается на высотах от 10
до 50 км с максимальной концентрацией озона на высоте 20—25 км. Насыщенность
атмосферы озоном постоянно меняется в любой части планеты, достигая максимума
весной в приполярной области.
Впервые истощение озонового слоя
привлекло внимание широкой общественности в 1985 г., когда над Антарктидой было
обнаружено пространство с пониженным (до 50%) содержанием озона, получившее
название «озоновой дыры». С тех пор результаты измерений подтверждают
повсеместное уменьшение озонового слоя практически на всей планете. Так, например,
в России за последние 10 лет концентрация озонового слоя снизилась на 4—6% в
зимнее время и на 3% — в летнее.
В настоящее время истощение
озонового слоя признано всеми как серьезная угроза глобальной экологической
безопасности. Снижение концентрации озона ослабляет способность атмосферы
защищать все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения
(УФ-радиация). Живые организмы весьма уязвимы для ультрафиолетового излучения,
ибо энергий даже одного фотона из этих лучей достаточно, чтобы разрушить
химические связи в большинстве органических молекул. Не случайно поэтому в
районах с пониженным содержанием озона многочисленны солнечные ожоги,
наблюдается рост заболеваемости люден раком кожи и др. Так, например, по
мнению ряда ученых-экологов, к 2030 г. в России при сохранении нынешних темпов
истощения озонового слоя заболеют раком кожи дополнительно 6 млн человек.
Кроме кожных заболеваний возможно развитие глазных болезней (катаракта и др.),
подавление иммунной системы и т. д.
Установлено также, что растения
под влиянием сильного ультрафиолетового излучения постепенно теряют свою способность
к фотосинтезу, а нарушение жизнедеятельности планктона приводит к разрыву
трофических цепей биоты водных экосистем, и т. д.
Наука еще до конца не установила,
каковы же основные процессы, нарушающие озоновый слой. Предполагается как естественное,
так и антропогенное происхождение «озоновых дыр». Последнее, по мнению
большинства ученых, более вероятно и связано с повышенным содержанием
хлорфторуглеродов (фреонов). Фреоны широко применяются в промышленном
производстве и в быту (хладоагрегаты, растворители, распылители, аэрозольные
упаковки и др.). Поднимаясь в атмосферу, фреоны разлагаются с выделением
оксида хлора, губительно действующего на молекулы озона.
По данным международной
экологической организации «Гринпис», основными поставщиками хлорфтсруглеродов
(фреонов) являются США — 30,85%, Япония — 12,42; Великобритания — 8,62 и
Россия — 8,0%. США пробили в озоновом слое «дыру» площадью 7 млн км²,
Япония — 3 млн км², что в семь раз больше, чем площадь самой Японии. В
последнее время в США и в ряде западных стран построены заводы по производству
новых видов хладореагентов (гидрохлорфторуглеродов) с низким потенциалом
разрушения озонового слоя.
Согласно протоколу Монреальской
конференции (1987 г.), пересмотренному затем в Лондоне (1991 г.) и Копенгагене
(1992 г.), предусматривалось снижение выбросов хлорфторуглеродов к 1998 г. на
50%. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002) охрана
озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается
посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих
озоновый слой атмосферы, на основе международных договоров Российской Федерации
и ее законодательства. В будущем необходимо продолжать решать проблему защиты
людей от УФ-радиации, поскольку многие из хлорфторуглеродов могут сохраняться в
атмосфере сотни лет.
Ряд ученых продолжают настаивать
на естественном происхождении «озоновой дыры». Причины ее возникновения одни
видят в естественной изменчивости озоносферы, циклической активности Солнца,
другие связывают эти процессы с рифтогенезом и дегазацией Земли.
Государственный
контроль за охраной атмосферного воздуха
Согласно закону «Об охране
атмосферного воздуха» (1999 г.), государственный контроль за охраной
атмосферного воздуха обеспечивает соблюдение:
— условий, установленных
разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
— стандартов, нормативов, правил и
иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведение
производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
— режима санитарно-защитных зон
объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух;
— выполнения федеральных целевых
программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов РФ охраны
атмосферного воздуха и выполнение мероприятий по его охране;
— иных требований законодательства
РФ в области охраны атмосферного воздуха.
Государственный контроль за
охраной атмосферного воздуха осуществляют специально уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его
территориальные органы в порядке, определенном правительством РФ.
Производственный контроль за
охраной атмосферного воздуха. Производственный контроль за охраной атмосферного
воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных
химических и биологических воздействий на атмосферный воздух и которые
назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за
охраной атмосферного воздуха, и организуют экологические службы.
Юридические лица, которые имеют
источники вредных химических и биологических воздействий на атмосферный
воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с
законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха.
Сведения о лицах, ответственных за
проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации
экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной
атмосферного воздуха представляются в территориальные органы специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны
атмосферного воздуха.
Права и обязанности
государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за
охраной атмосферного воздуха. Должностные лица специально уполномоченного
федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного
воздуха, его территориальных органов являются государственными инспекторами по
охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферною воздуха на
основании положения, утвержденного правительством РФ.
Государственные инспекторы по
охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют
право в установленном порядке:
— беспрепятственно посещать
объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного
значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух;
— проверять соблюдение
установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и работу очистных сооружений, средства контроля за такими выбросами;
— определять размеры вреда,
причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного
воздуха;
— направлять в правоохранительные
органы материалы о нарушениях законодательства РФ, законодательства субъектов
РФ в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к
ответственности виновных в указанных нарушениях;
— аннулировать разрешения на
выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или
приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия
таких разрешений на соблюдаются;
— вносить предложение о
проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
— проводить измерение выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и
передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
— привлекать к административной
ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении
законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха;
— предъявлять иски физическим и
юридическим лицам за нарушение законодательства РФ в области охраны
атмосферного воздуха;
— осуществлять иные, не
противоречащие законодательству РФ, действия по охране атмосферного воздуха в
пределах своей компетенции.
Государственные инспектора по
охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха,
обязаны:
— иметь соответствующий уровень
подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
— осуществлять свою деятельность в
соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха,
законодательством РФ о государственной службе и административным законодательством
РФ;
— осуществлять контроль за
соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий,
предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух;
— обеспечить контроль за
выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
— взаимодействовать с
общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за
охраной атмосферного воздуха;
— обосновывать размеры возмещения
вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного
воздуха;
— информировать органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления,
правоохранительные органы о нарушениях законодательства в области охраны
атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;
— подготавливать и направлять
материалы о нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного
воздуха в правоохранительные органы.
Общественный контроль за охраной
атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством
РФ, субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, законодательством
РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.
Экономический механизм охраны
атмосферного воздуха. Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999
г.), за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух с физических и юридических лиц взимается плата в
соответствии с законодательством РФ.
Ответственность за нарушение
законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха. Согласно закону «Об
охране атмосферного воздуха» (1999 г.), лица, виновные в нарушении законодательства
РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и
иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Вред, причиненный здоровью,
имуществу граждан и юридических лиц, окружающей природной среде загрязнением
атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с
утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера
вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами
на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за
счет физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.
Права граждан, юридических лиц,
общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха. Согласно закону
«Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), граждане, юридические лица и
общественные объединения имеют право на:
— информацию о состоянии
атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения
атмосферного воздуха;
— участие в проведении мероприятий
по охране атмосферного воздуха и их финансировании;
— участие в обсуждении вопросов о
намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное
воздействие на качество атмосферного воздуха;
— обсуждение программ охраны
атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его
качества.
Граждане и общественные
объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и
имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного
воздуха.
Представители общественных
объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной
деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха, в порядке и
на условиях, которые установлены законодательством РФ.
Обязанности граждан и юридических
лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны:
— обеспечить проведение
инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и
разработку ПДВ;
— согласовывать места
строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное
воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны
атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов
исполнительной власти;
— внедрять малоотходные и
безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного
воздуха;
— планировать и осуществлять
мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких
выбросов;
— осуществлять мероприятия по
предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
— осуществлять учет выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить
производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
— соблюдать правила эксплуатации
сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
— обеспечивать соблюдение режима
санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих
вредное воздействие на атмосферный воздух;
— обеспечивать своевременный вывоз
загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта
хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования
или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной
деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
— выполнять предписания
должностных лиц специально уполномоченного федерального органа исполнительной
власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальных органов,
других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов
об устранении нарушений требований законодательства РФ, законодательства
субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;
— немедленно передавать
информацию об аварийных выбросах, вызывающих загрязнение атмосферного воздуха,
которое может угрожать жизни и здоровью людей и окружающей природной среде, в
государственные органы надзора и контроля;
— предоставлять в установленном
порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны
атмосферного воздуха и надзора за соблюдением законодательства РФ, полную и
достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
— соблюдать иные требования
охраны атмосферного воздуха, установленные специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха
и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной
власти и их территориальными органами.
Мониторинг атмосферного воздуха —
это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и
за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз
состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Согласно закону «Об охране
атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях наблюдения за загрязнением
атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также
обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении
атмосферного воздуха правительство РФ, органы государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг
атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях
РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Государственный мониторинг
атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга
окружающей природной среды и осуществляется специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и
смежных с ней областях, его территориальными органами, специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны
атмосферного воздуха, его территориальными органами, специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной
среды, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора,
его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в
пределах своей компетенции в порядке, установленном правительством РФ.
Территориальные органы специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны
атмосферного воздуха совместно с территориальными органами специально
уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области
гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают
перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг
атмосферного воздуха.
Наблюдения за состоянием атмосферы
проводятся в городах и населенных пунктах России 710 стационарными постами
Росгидромета — в 280 городах и поселках. В большинстве городов измеряются
концентрации от 5 до 30 веществ. В системе Росгидромета имеется 107 химических
лабораторий, в 53 кустовых лабораториях анализируются пробы воздуха для 89
городов. На территории РФ действуют 5 централизованных лабораторий (например, в
Обнинске — для определения концентраций бензапирена и металлов, в
Екатеринбурге — для определения концентраций металлов), а также 12
газохроматограф ических лабораторий для определения концентраций ароматических
углеводородов.
Контролируют качество атмосферы и
с помощью стационарных комплексных лабораторий, оснащенных сложной аппаратурой
для измерения количества загрязняющих веществ.
Стационарная комплексная
лаборатория «Пост-1» позволяет производить одновременный отбор 8—10 проб
воздуха по заданной программе. Содержание сернистого ангидрида и окиси углерода
при этом определяется автоматически с выводом данных на самописец. Для анализа
содержания вредных примесей в связи с метеорологическими условиями вместе с
отбором проб определяют направление ветра в азимуте от 0 до 360°, измеряют
скорость ветра, температуру воздуха, относительную влажность, атмосферное
давление.
При маршрутных наблюдениях и
дополнительных обследованиях загрязнения атмосферного воздуха используются
передвижные лаборатории типа «Атмосфера». Измерительные приборы и оборудование
лаборатории, смонтированные в кузове автофургона типа УАЗ-452А, позволяют
одновременно отбирать пробы воздуха на оксиды азота, окись углерода, сернистый
ангидрид, пыль, сажу, проводить метеорологические наблюдения. Лаборатории типа
«Атмосфера» могут проводить ежегодно анализ до 5000 проб.
Данные об уровне загрязнения
атмосферы используются при составлении кратковременных прогнозов,
предупреждений о возможном повышении загрязненности в связи с неблагоприятными
метеорологическими условиями, для выработки мер, направленных на понижение
концентрации вредных веществ.
В Москве действуют 36 стационарных
постов, на которых воздух оценивается по 30 стандартным показателям. При
необходимости число показателей может быть увеличено.
В России разработаны
высокоэффективные дистанционные и автоматические средства контроля за качеством
атмосферного воздуха. В Центральной аэрологической обсерватории разработаны
автоматические спектроскопические приборы. Подобные технические средства
позволяют на расстоянии изучать загрязненные участки атмосферы. Исследуемую область
«прошивают* лучом. По снижению интенсивности возвратившегося потока света
судят о чистоте воздуха. Преимущества этого способа контроля перед обычным
взятием проб воздуха неоспоримы: практически мгновенно получается результат,
обследование можно проводить на больших площадях, к тому же непрерывно.
Оптический измеритель мощности
выбросов диоксида азота в атмосферу многочисленными ТЭЦ и предприятиями
химической промышленности внешне напоминает фиксатор скорости, широко
используемый работниками госавтоинспекции. Объектив наводится на интересующий
участок, и на экране сразу же появляются цифры, говорящие о степени
загрязненности.
И в Институте космического
приборостроения для контроля за загрязнением атмосферного воздуха разработаны
мобильные лазерные комплексы. Одна такая лазерная система, установленная на
крыше высотного дама, уже действует в Москве. Мощности стационарного лазера
недостаточно для обнаружения небольших очагов экологического загрязнения,
поэтому экологические службы заказали мобильные комплексы. Лазерные пушки
монтируются на грузовиках ЗИЛ-130, которые будут работать в разных районах
столицы. Мобильная лаборатория поможет установить точные координаты источника
загрязнения и провести анализ выброшенных в атмосферу вредных веществ.
Сеть станций наблюдения
трансграничного переноса веществ установлена на западных границах России. В
настоящее время работают три станции — в Янискоси, Пушкинских горах и на
Пине-ге. На станциях наблюдения производится отбор проб атмосферных аэрозолей,
газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.
Глобальный атмосферный фоновый
мониторинг ведут станции трех типов — базовые, региональные и региональные с
расширенной программой. На территории России работают шесть станций
региональных: они удалены от промышленных центров и обеспечивают сбор
репрезентативной информации, позволяющей определить тенденцию в изменениях
химического состава осадков, выпадающих в регионе.
Для оценки и прогноза влияния
антропогенных факторов на состояние природной среды РФ функционирует система
фонового мониторинга. Шесть станций комплексного фонового мониторинга
расположены в биосферных заповедниках: Варгузинском, Центрально-Лесном,
Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском и Кавказском. Информация
собирается о важнейших компонентах атмосферы — озоне и углекислом газе, об
оптической плотности аэрозоля, химическом составе осадков,
атмосферно-электрических характеристиках. Системой фонового мониторинга России
проводятся регулярные измерения на сетях станций по следующим параметрам:
— общее содержание озона — на 30
станциях;
— общее содержание углекислого
газа — на 3 станциях;
— химический состав осадков — на
11 станциях;
— атмосферное электричество — на 4
станциях.
Наблюдения за этими компонентами
входят в обязательную программу исследований в рамках глобальной службы
атмосферы и сети глобального фонового мониторинга. Российские станции являются
частью глобальных международных наблюдательных сетей.
Единый государственный фонд данных
о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнений. В декабре 1999 г.
правительство РФ приняло постановление «О создании и ведении Единого
государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее
загрязнений». Основная задача Единого государственного фонда — накопление и
сохранение информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении,
в целях обеспечения такой информацией отрасли экономики, Вооруженные силы РФ и
население страны.
Единый государственный фонд данных
представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной
информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой
в результате деятельности Федеральной службы России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, других заинтересованных органов исполнительной
власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов
РФ, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой
формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния
окружающей среды, ее загрязнения.
Информация Единого
государственного фонда является открытой и общедоступной, за исключением
информации, отнесенной законодательством РФ к категории информации
ограниченного доступа.
Правовой режим зон повышенного экологического риска
В последние годы в России
приоритеты в природоохранной политике, основанные на учете ПДК и других норм и
нормативных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая
эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к
«норме» и манипулирования этим понятием (Порядин 1998). В связи с этим в основу
государственной экологической политики в условиях прогрессируюшего загрязнения
постепенно закладывается концепция экологического риска.
Экологический риск — это оценка на
всех уровнях — от точечного до глобального — вероятности появления негативных
изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным
воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру
опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное
время.
Вред природной среде при различных
антропогенных и стихийных воздействиях очевидно неизбежен, однако он должен
быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные
или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать
пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень
трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных, и природных факторов
неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и
многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды.
Оценке допустимого экологического
риска в последнее время уделяется все больше и больше внимания, особенно при
принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство. При этом
при антропогенном воздействии учитываются следующие правила допустимого
экологического риска (Петров, 1995): 1) неизбежность потерь в природной среде;
2) минимальность потерь в природной среде; 3) реальная возможность
восстановления потерь в природной среде; 4) отсутствие вреда здоровью человека
и необратимость изменений в природной среде: 5) соразмерность экологического
вреда и экономического эффекта.
Различают три главные составляющие
экологического риска:
— оценку состояния здоровья
человека и возможного числа жертв;
— оценку состояния биоты (в первую
очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим интегральным
показателям;
— оценку воздействия загрязняющих
факторов на человека и окружающую природную среду.
Так,
например, оценка риска стихийных бедствий должна включать, по В. И. Осипову
(1995), расчеты возможного числа погибших и пострадавших людей, а также
экономических потерь. Вначале собирают фактические данные о природных опасностях
на изучаемой территории, далее определяют их самые опасные типы и частоту
проявления, затем составляют карту (или серию карт), отражающих вероятность
развития опасных процессов. Помимо оценки риска, необходимо организовывать и
управление риском, которое предполагает принятие целого комплекса решений
(политических, социальных, технических и экономических), направленных на
снижение величины риска до приемлемого уровня. На основе анализа природных
опасностей и уязвимости среды, выполненного совместно с проектировщиками,
экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска. Эти карты,
где указаны территории различной степени риска, помогают эффективно решать
вопросы управления риском и планирования социально-экономического развития
региона (области, района, города).
Фактор
экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их
расположения. Однако существуют регионы, где, в сравнении с более экологически
благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления
негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного
потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека.
Эти регионы получили название зон повышенного экологического риска (Петров,
1995).
В пределах регионов
повышенного экологического риска выделяют зоны; 1) хронического загрязнения
окружающей среды; 2) повышенной экологической опасности; 3) чрезвычайной
экологической ситуации и 4) экологического бедствия.
К
зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на
которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят
устойчивые отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие здоровью
населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.
В
России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского
полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона
Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым прблемам:
деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая
эрозия — добавились новые. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее
засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на
расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже
вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий (Романенко, 1996).
Зоной
экологического бедствия, указами Президента или постановлениями Правительства России, на
основе государственной экологической экспертизы, объявляется часть территории
Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей
среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение
естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона
влияния аварии па Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии.
В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Арал и
Приаралье. Правовой режим и финансирование затрат по оздоровлению окружающей
среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического
риска.
Заключение
В
настоящее время действует значительное число регламентирующих документов и
рекомендаций, обеспечивающих экологические аспекты строительной деятельности. В
частности, имеются требования к составу информации, экологически обосновывающей
проектную документацию на разных этапах проектирования.
Современное состояние развития
строительной науки показывает, что внутри нее выделилась вполне отчетливая
тенденция к тому, чтобы при рассмотрении как теоретических, так и технических
задач обязательным было применение экологических граничных условий. Только при
этом условии возможно снижение негативного пресса строительства на окружающую
среду. Это тем более важно при огромных масштабах этого средообразующего вида
человеческой деятельности.
Как отмечает А.А. Горелов (1996),
корни экологических трудностей связаны с разрывом между науками,
неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки,
так и влиянием общественных потребностей. Науке не хватает гибкости, которая
свойственна биосфере. Неравномерное развитие науки на фоне громадного
увеличения общего количества знаний и является одной из причин того, что
противоречия между возможностью человека внести изменения в природную среду и
пониманием последствий этого изменения не затухают, а наоборот, обостряются.
Современный этап взаимоотношений
общества и природы характеризуется тем, что одно кардинальное открытие в
какой-либо продвинувшейся области знаний и последующее практическое его
использование способны оказать мощное воздействие на всю планету в целом, а не
только на ее отдельные части. В этих условиях огромное значение приобретает
тесный контакт между фундаментальными науками физико-химического цикла,
техническими (и строительными) науками и науками, исследующими как всю
биосферу, так и отдельные ее элементы. Однако пока нет такой связи между
науками о Земле, о живом веществе и науками, которые разрабатывают пути
преобразования природной среды в целях обеспечения потребностей человека. К
началу XX в. технические науки, базируясь на физико-химические,
развивались обособленно от наук о природной среде. В первой трети XX века
человечество пережило активный строительный бум и приступило к осуществлению
гигантских проектов преобразования природной среды и ему потребовалось огромное
количество фактических естественно – научных данных для создания сложнейших
строительных систем и их надежного функционирования. Это послужило причиной
согласования данных физики, химии, геологии, биологии и прикладных наук, но при
этом науки о природной среде все равно играли подчиненную «обслуживающую» роль,
поскольку они обеспечивали данные для осуществления строительного (и любого
масштабного технического) проекта.
В современной экологической ситуации необходимо не просто усиление
связи между техническими и строительными науками, в частности, физикой, химией,
а постепенный выход на первый план наук о природной среде, что немаловажно, в
связи с социальными и экономическими науками. Представляется, что в условиях
глобального экологического кризиса необходим не просто синтез наук, не
какая-нибудь современная «натурфилософия», а коэволюционное развитие наук. Это
диктуется необходимостью, чтобы все отрасли науки, включая общественные,
выступали в деле определения перспектив преобразования нашей планеты в
качестве равноправных партнеров.
Приложение 1
Статья 48. Требования в области охраны
окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов.
1. Юридические и физические лица
обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки,
применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих
излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных
предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения
немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения
радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей
среды и здоровья человека, Принимать меры по ликвидации очагов радиационного
загрязнения.
2. Юридические и физические
лица, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными
веществами и ядерными материалами, а также радиоактивными отходами, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ввоз в Российскую Федерацию
радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях
их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в
космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются,
кроме случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Ввоз в Российскую Федерацию из
иностранных государств облученных тепповыделяющих сборок ядерных реакторов для
осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки
разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза
и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные
законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска
радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в
результате реализации соответствующего проекта.
Ввоз в Российскую Федерацию
облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе
международных договоров Российской Федерации.
Порядок ввоза в Российскую
Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается
Правительством Российской Федерации исходя из основных принципов обеспечения
нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических
интересов Российской Федерации, принимая во внимание приоритетность права
возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство
происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение.
Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
Охрана озонового слоя атмосферы от
экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования
производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в
соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской
Федерации.
Приложение 2
Постановлением Правительства РФ от
17.02.2000 г. № 135 Положение об установлении запретных зон и запретных районов
при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов в целях защиты окружающей среды
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Границы запретной
зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся
военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении
которых они находятся.
На территории запретной зоны при
арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов запрещается проживание граждан, нахождение граждан без
специального разрешения, строительство объектов производственного,
социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон
отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня
(костров), стрельба из огнестрельного оружия, проведение иных работ, за
исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности
военного склада. На территории запретной зоны не допускается ликвидация
имеющихся там дорог и переправ, осушение и отведение русла рек.
На территории запретного района
запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и
иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и
иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности
находящегося там имущества.
Список литературы
1. Коробкин В.И., Передельский
Л.В. Экология Росто-на-Дону. 2003
2. Потапов А.Д. Экология. М.
2000
3. Экологическое право. Курс
лекций и практикум. М. 2003
4. Кормилицын В.И., Цицкишвили
М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. М. 1997
5. Новиков Ю.В. Экология,
окружающая среда и человек. М. 2002