Кохлеарная имплантация
Министерство образования Российской
Федерации
Костромской Государственный Университет им.
Н. А. Некрасова
Сообщение на тему:
«Кохлеарная
имплантация».
Проверила: Смирнова Л.В.
Кострома 2004 г.
Кохлеарная имплантация – это операция, в процессе которой во внутреннее
ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой
информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового
нерва. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования,
однако, в отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает
акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует их в электрические
импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Использование кохлеарного импланта
основано на том, что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены
рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва
долгое время остаются сохранёнными. Повреждённые волосковые клетки не могут
обеспечить преобразования акустического сигнала в электрические импульсы,
необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию и выполняет
кохлеарный имплант.
Первые операции
кохлеарной имплантации были проведены более 30 лет назад. При этом
использовались простые одноканальные аналоговые устройства, которые, как
правило, давали возможность только определить наличие звука и его громкость и
не позволяли воспринимать речь. Современные многоканальные кохлеарные импланты
с цифровой обработкой звуковой информации значительно превосходят своих
предшественников. Кохлеарная имплантация получила широкое распространение за
рубежом, где к настоящему времени проимплантировано более 25 тысяч пациентов.
Двадцатилетний опыт наблюдения за пациентами с кохлеарными имплантами
свидетельствует, что результаты кохлеарной имплантации зависят от следующих причин:
·
возраста потери слуха (врождённая, до овладения или
после овладения речью – так называемые долингвальные и постлингвальные
пациенты);
·
длительности периода между потерей слуха и
кохлеарной имплантацией;
·
характеристик используемого импланта (способы кодирования
речевых сигналов, число электродов и др.)
·
индивидуальных особенностей пациента (обучаемость,
степень мотивированности к пользованию имплантом и др.)
·
организации процесса слухоречевой реабилитации.
Если раньше
кохлеарная имплантация производилась преимущественно взрослым и детям,
потерявшим слух после овладения речью, то в настоящее время значительное число
таких пациентов составляют дети с врождённой глухотой.
Кохлеарная
имплантация проводится во всё более раннем возрасте, и уже имеется опыт имплантации
у детей в возрасте до года. Известно, что хорошие результаты реабилитации
глухих детей могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании обычным
слуховым аппаратом с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако
кохлеарный имплант обеспечивает принципиально новые возможности слухового
восприятия благодаря тому, что даёт возможность услышать те звуковые частоты,
которые не могут быть услышаны с помощью обычного слухового аппарата. Это
объясняется тем, что слуховой аппарат просто усиливает звуки. Если волосковые
клетки погибли, то (обычно в высокочастотном диапазоне) усиленный слуховым
аппаратом звук не может быть воспринят мозгом. Кохлеарный имплант обеспечивает
стимуляцию непосредственно слухового нерва во всём частотном диапазоне. Сегодня
большинство специалистов считают, что кохлеарную имплантацию у детей желательно
проводить до 2-3 лет, поскольку звуковая стимуляция, передаваемая имплантом,
обеспечивает формирование межнейронных связей в центральных отделах слуховой
системы, что необходимо для слухоречевого развития. Чем в более раннем возрасте
производится имплантация, тем лучше её результаты. Однако для решения вопросов
об операции необходимо быть уверенным в неэффективности использования обычного
слухового аппарата у данного ребёнка, что требует в среднем до полугода
наблюдения за ребёнком после подбора ему слухового аппарата.
Благодаря
усовершенствованию кохлеарных имплантов и накоплению опыта по реабилитации
пациентов после кохлеарной имплантации меняются критерии отбора пациентов.
Наличие сопутствующих нарушений (нарушения зрения, ДЦП) является дополнительным
показанием для кохлеарной имплантации. Есть опыт кохлеарной имплантации у детей
с умственной отсталостью. У последних, несмотря на недостаточное развитие
импрессивной и экспрессивной речи, кохлеарная имплантация, безусловно, улучшает
качество жизни благодаря возможности ориентироваться в окружающих звуках.
Операции кохлеарной имплантации проводятся детям с пограничными потерями слуха
(75-90 дБ), если им не помогает обычный слуховой аппарат. С другой стороны,
многие специалисты значительно осторожнее стали подходить к имплантации
долингвально оглохших детей в возрасте от 8 до 15 лет. Языковая компетенция и
слуховой опыт у таких детей, как правило, незначительны, а способность мозговых
центров к освоению языка и речи значительно снижена по сравнению с детьми более
младшего возраста. Всё это определяет их ограниченные возможности в развитии
понимания речи и формирования собственной устной речи. В этом случае важным
является собственное желание ребёнка слышать и жить в мире звуков. Обычно
решение об имплантации принимают родители ребёнка, и в этом возрасте трудно
понять, хочет ли этого сам ребёнок.
Вся система
кохлеарной имплантации состоит из двух частей, которые физически друг с другом
не связаны: внешней, которую можно в любой момент надеть и снять, и внутренней,
в установке которой и состоит задача операции кохлеарной имплантации.
Имплантируемая
часть содержит приёмник с индукционной катушкой и цепочку электрода. Она
является самостоятельной и полностью автономной, так как не имеет никаких
внешних выводов, не содержит элементов питания и каких-либо других деталей,
требующих замены.
Наружная часть
кохлеарного импланта включает микрофон, размещаемый в корпусе заушного
слухового аппарата, речевой процессор и антенну передатчика, удерживаемую
магнитным полем напротив антенны приёмника. Речевой процессор несколько больше
карманного слухового аппарата, он носится в кармане или на поясе и является
главной и самой сложной наружной частью кохлеарного импланта. Фактически он
представляет собой малогабаритный специализированный компьютер.
Речевой
процессор осуществляет кодирование акустического сигнала в последовательность
электрических импульсов, передаваемых по радиоканалу в приёмник имплантированной
части для возбуждения разных групп волокон вдоль улитки с помощью
многоэлектродной системы. Наружная часть импланта имеет регуляторы, позволяющие
менять громкость звуков, выбирать оптимальный режим работы в зависимости от
окружающих условий (дом, улица), и является съёмной (снимается при мытье,
плавании, во время сна, как обычный слуховой аппарат). Важно отметить, что
кохлеарный имплант позволяет вести обычный образ жизни; исключение составляют
контактные виды спорта, которые связаны с ударами по голове.
Качество речи,
передаваемой с помощью кохлеарного импланта, определяется прежде всего двумя
его характеристиками: количеством электродов и способом преобразования речевых
сигналов в электрические импульсы (стратегией кодирования). Многоканальные
(многоэлектродные) импланты значительно более эффективны, чем одноканальные.
Современные исследования показали, что для передачи речевого сигнала достаточно
8-12 электродов (каналов). И большее число новых моделей имплантов имеет именно
такое число электродов.
Использование
современной микроэлектронной техники позволило в настоящее время разместить
речевой процессор в корпусе заушного слухового аппарата в некоторых моделях
кохлеарных имплантов. Существенно, что переход к использованию новой
модификации речевого процессора в ряде моделей имплантов не требует повторной
операции, так как при этом заменяется только его наружная часть.
Кохлеарная
имплантация – это не только хирургическая операция, а система мероприятий
включающая отбор пациентов, комплексное диагностическое обследование,
хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов.
Решение всех этих задач требует согласованной работы различных специалистов,
поэтому сегодня во многих странах существуют специальные центры кохлеарной
имплантации, в том числе и детские.
Первый этап
кохлеарной имплантации – предоперационный период, во время которого с целью
определения показаний к операции проводится комплексное диагностическое
обследование пациента, включающее:
·
отологический осмотр;
·
аудиологическое обследование (тональная и речевая
аудиометрия, для маленьких детей – игровая аудиометрия или аудиометрия методом
Сузуки без слуховых аппаратов и со слуховыми аппаратами) для оценки степени
потери слуха и эффективности слухопротезирования;
·
регистрация слуховых вызванных потенциалов и
отоакустической эмиссии для объективной оценки потери слуха и исключения
ретрокохлеарных нарушений (в редких случаях бывает необходимость регистрации
микрофонного потенциала);
·
электрофизиологическое тестирование возбудимости
волокон слухового нерва (промонториальный или эндауральный тест);
·
вестибулометрия (для оценки функций вестибулярного
аппарата);
·
компьютерная томография и ЯМР-томография для оценки
состояния тимпанальной лестницы улитки и свободного введения электрода;
·
ЭЭГ и РЭГ (оценка мозгового кровообращения);
·
общее медицинское обследование с целью оценки
соматического состояния;
·
психоневрологическое обследование (оценка слухового
восприятия с использованием адекватно подобранного слухового аппарата и без
него, оценка состояния артикуляционного аппарата при выполнении различных
движений, звукопроизношения, словаря, грамматико-синтаксической структуры речи,
чтения, письма и др.);
·
психологическое тестирование (оценка уровня
невербального развития, обучаемость, особенность эмоционально-волевой сферы и
др.).
В процессе
предоперационной подготовки осуществляется также психологическая подготовка к
операции – ознакомление пациента с результатами кохлеарной имплантации у других
пациентов и организацией процесса послеоперационной реабилитации. У
долингвально оглохших детей проводятся также занятия по развитию непроизвольных
вокализаций и звукоподражаний.
Решение о
целесообразности операции кохлеарной имплантации для каждого пациента
принимается на основании тщательного анализа результатов всех обследований и
зависит от многих факторов. Основными критериями отбора пациента на операцию
являются:
·
наличие двусторонней тугоухости с порогами не менее
90 дБ в зоне речевых частот (500-4000 Гц) не поддающейся коррекции обычным
слуховым аппаратом;
·
возраст пациентов (как правило, старше 2-х лет),
максимальный возраст ограничивается только соматическим состоянием пациента;
·
глухие пациенты старшего возраста должны
пользоваться речью, иметь навыки чтения с губ;
·
отсутствие противопоказаний для хирургического
вмешательства;
·
добровольное согласие на операцию с обязательным
последующим обучением (для маленьких детей – согласие родителей).
В процессе операции
кохлеарной имплантации за ухом пациента производится дугообразный разрез на
коже длиной 10 см, затем делается углубление в височной кости, в котором
размещается приёмник кохлеарного импланта. Самая ответственная часть операции –
введение электродов в барабанную лестницу через отверстие в стенке улитки близи
круглого окна на глубине до 30 мм. Операция проводится под общим наркозом и
длится около 3 часов. Риск при этой операции не больше, чем при обычном
хирургическом вмешательстве, проводимом на среднем ухе. Перед операцией
проводится тщательное обследование для выявления противопоказаний к операции,
которые связаны преимущественно с применением наркоза. Возможными осложнениями
после операции являются увеличение времени заживания шва, временные болевые
ощущения и отёк в области шва, временные изменения вкуса. Через месяц после
операции волосы на месте операции отрастают, и шов становится незаметным.
Через четыре
недели после операции производятся первое включение и настройка импланта. Это
очень важный и эмоциональный момент в жизни пациента. Во время настройки
аудиолог подключает речевой процессор к компьютеру и посылает сигналы через
разные электроды импланта. Эти сигналы различаются по громкости и тону.
Пациента просят определить самые тихие и комфортные звуковые ощущения. У
маленьких детей при настройке используют безусловнорефлекторные и
условнорефлекторные реакции. Полученная информация используется для настройки
речевого процессора, и в соответствии с ней имплант преобразует обычные звуки
окружающего мира, чтобы обеспечить их комфортное восприятие. В течение первого
месяца подстройка импланта проводится 1-2 раза в неделю. После периода
адаптации пороги меняются незначительно, и, как правило, достаточно одной
контрольной настройки в год. Кроме того, на внешней части импланта имеются
регуляторы, позволяющие корректировать небольшие изменения чувствительности,
которые могут наблюдаться в процессе привыкания к импланту. У постлингвальных
пациентов первые звуковые ощущения, передаваемые имплантом, обычно значительно
отличаются от привычных слуховых ощущений. Но постепенно пациенты привыкают к
новым ощущениям, и их слуховая система обучается понимать новые сигналы.
Длительность привыкания возрастает при увеличении интервала между потерей слуха
и имплантацией.
Наиболее важный
этап кохлеарной имплантации послеоперационная слухоречевая реабилитация,
содержание и длительность которой зависят от того, потерял пациент слух до
овладения речью или после этого.
Главным
направлением последующей работы для пациентов является развитие восприятия
звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает
возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи –
это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать
сигналы, выделять в них важные для их узнавания признаки, узнавать
изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний,
выделять сигналы из шума и др. Если ребёнок был глухим до операции, то эти
навыки у него или не сформированы, или развиты недостаточно. Поэтому
реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации включают следующие
ступени развития способностей восприятия акустической информации:
·
обнаружение наличия-отсутствия акустических
сигналов;
·
отличие голоса человека от других бытовых сигналов;
·
опознавание бытовых сигналов;
·
определение различных характеристик звуков
(интенсивность, длительность, высота и др.);
·
различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных
характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (назализованность,
твёрдость-мягкость, место артикуляции);
·
опознавание изолированных слов, предложений;
·
понимание слитной речи;
·
понимание речи и распознавание бытовых звуков в
условиях помех.
У долингвально
оглохших пациентов, кроме того, проводятся занятия по развитию устной речи и
языковых навыков. Реабилитация долингвально оглохших пациентов – это длительный
и сложный процесс, который занимает 3-5 лет, и её результаты в значительной мере
зависят от возраста, в котором произведена операция.
У пациентов с
постлингвальной глухотой отдельные этапы слуховой тренировки могут быть очень
кратковременными, поскольку наращивание слухового опыта у них активно
происходит естественным образом вне занятий.
Реабилитация
пациентов с кохлеарными имплантами – это работа целой команды специалистов,
включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, специального педагога, фонопеда,
музыкального педагога, психолога. При кохлеарной имплантации детей
принципиально важным является также активное участие родителей в этом процессе.
Кохлеарная
имплантация является эффективным средством реабилитации детей и взрослых с
глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. Кохлеарная имплантация с
помощью современных моделей кохлеарных имплантов обеспечивает хорошее
восприятие устной речи и тем самым полную социальную реабилитацию
позднооглохших больных. Для пациентов, потерявших слух в период до овладения
речью, требуется продолжительная слухоречевая реабилитация. Все долингвальные
пациенты с имплантами способны воспринимать звуки нормальной громкости и
ориентироваться в звуковой среде. Результаты речевой реабилитации зависят от
возраста, в котором произведена операция, и индивидуальных особенностей
пациента. Наиболее перспективно использование кохлеарных имплантов у маленьких
детей.
Литература:
Журнал
«Дефектология» 2001г. № 1
2002г. № 3.