№ п/п
|
Атрибут
|
Весовой
фактор атрибута
|
1
|
Умеет создавать документ
|
20
|
2
|
Умеет редактировать документ
|
30
|
3
|
Умеет форматировать документ
|
30
|
4
|
Умеет создавать документ со списками
|
30
|
5
|
Умеет работать с табуляторами
|
30
|
6
|
Умеет работать с колонками
|
30
|
7
|
Умеет работать с колонтитулами
|
30
|
8
|
Умеет нумеровать страницы
|
30
|
9
|
Умеет работать с панелью «рисование»
|
30
|
10
|
Умеет вставлять рисунки и схемы
|
30
|
11
|
Умеет работать с таблицами
|
60
|
12
|
Умеет вырезать и вставлять рисунки с
использованием редактора Paint
|
60
|
13
|
Умеет создавать макросы
|
50
|
14
|
Умеет проводить слияние документов из разных
приложений
|
70
|
Правила вывода:
-
Если студент набрал меньше
330 баллов, оценка «неудовлетворительно»
-
Если сумма баллов 330-390
– оценка «удовлетворительно».
-
При сумме баллов 390-440 –
оценка «хорошо».
-
Если сумма баллов больше
440 – оценка «отлично».
Решение:
Разработка системы принятия решений включает три этапа:
1.
Разработка дерева принятия
решений.
2.
Разработка базы данных.
3.
Компьютерная реализация.
1.
Разработка дерева принятия
решений.
Это дерево строится на основе правил вывода и представляет собой
графическое изображение схемы решений. Дерево имеет вершины и ветви. Вершины
обозначаются либо окружностями или эллипсами (проверка условий), либо
прямоугольниками (принятие решений). Ветви соединяют вершины и показывают
направление решений.
Сумма баллов абитуриента – S.
либо
2.
База данных создается на
основе базы знаний, в которую добавляется столбец ответов, если ответ
положительный весовой фактор атрибута сохраняется, если отрицательный фактор
обнуляется.
3.
Реализация экспертной
системы в электронной таблице.
3.1.В ячейки A1:D3 введем заголовки и комментарии.
3.2.В A4:D17 размещается база знаний.
3.3. В C4:C17 – ответы.
3.4.В D4:D17 вводим формулы для обработки ответов.
3.1.1.
в D4
вводится формула =B4*C4
3.1.2.
копируем ее в ячейки D5:D17
3.5.В строке 18 вычислим суммарный весовой фактор S.
3.6.В 20-ой введем формулу для принятия решения.
|
A
|
B
|
C
|
D
|
1
|
Оценка
знаний абитуриента
|
2
|
Атрибут
|
Весовой
фактор атрибута
|
Ответ
|
Весовой
фактор ответа
|
|
3
|
База
знаний
|
База
данных
|
|
4
|
Умеет
создавать документ
|
20
|
1
|
20
|
|
5
|
Умеет редактировать документ
|
30
|
1
|
30
|
|
6
|
Умеет форматировать документ
|
30
|
1
|
30
|
|
7
|
Умеет создавать документ со спискомами
|
30
|
1
|
30
|
|
8
|
Умеет работать с табуляторами
|
30
|
0
|
0
|
|
9
|
Умеет работать с колонками
|
30
|
0
|
0
|
|
10
|
Умеет работать с колонтитулами
|
30
|
1
|
30
|
|
11
|
Умеет нумеровать страницы
|
30
|
1
|
30
|
|
12
|
Умеет работать с панелью «рисование»ние»
|
30
|
1
|
30
|
|
13
|
Умеет вставлять рисунки и схемы
|
30
|
1
|
30
|
|
14
|
Умеет работать с таблицами
|
60
|
1
|
60
|
|
15
|
Умеет вырезать и
вставлять рисунки с использованием редактора Paint
|
60
|
1
|
60
|
|
16
|
Умеет создавать макросы
|
50
|
1
|
50
|
|
17
|
Умеет проводить
слияние документов из разных приложений
|
70
|
1
|
70
|
|
18
|
Суммарный
весовой фактор S
|
|
400
|
|
|
19
|
Принятие решения
|
|
|
|
|
20
|
хорошо
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A
|
B
|
C
|
D
|
|
1
|
Оценка
знаний абитуриента
|
|
2
|
Атрибут
|
Весовой
фактор атрибута
|
Ответ
|
Весовой
фактор ответа
|
|
3
|
База
знаний
|
База
данных
|
|
4
|
Умеет
создавать документ
|
20
|
1
|
=B4*C4
|
|
5
|
Умеет редактировать документ
|
30
|
1
|
=B5*C5
|
|
6
|
Умеет форматировать документ
|
30
|
1
|
=B6*C6
|
|
7
|
Умеет создавать документ со спискомами
|
30
|
1
|
=B7*C7
|
|
8
|
Умеет работать с табуляторами
|
30
|
0
|
=B8*C8
|
|
9
|
Умеет работать с колонками
|
30
|
0
|
=B9*C9
|
|
10
|
Умеет работать с колонтитулами
|
30
|
1
|
=B10*C10
|
|
11
|
Умеет нумеровать страницы
|
30
|
1
|
=B11*C11
|
|
12
|
Умеет работать с панелью «рисование»ние»
|
30
|
1
|
=B12*C12
|
|
13
|
Умеет вставлять рисунки и схемы
|
30
|
1
|
=B13*C13
|
|
14
|
Умеет работать с таблицами
|
60
|
1
|
=B14*C14
|
|
15
|
Умеет вырезать и
вставлять рисунки с использованием редактора Paint
|
60
|
1
|
=B15*C15
|
|
16
|
Умеет создавать макросы
|
50
|
1
|
=B16*C16
|
|
17
|
Умеет проводить
слияние документов из разных приложений
|
70
|
1
|
=B17*C17
|
|
18
|
Суммарный
весовой фактор S
|
|
400
|
=СУММ(D4:D16)
|
|
19
|
Принятие решения
|
|
|
|
|
20
|
=ЕСЛИ(D18<330;”неуд”;ЕСЛИ(D18<390;”уд”;ЕСЛИ(D18<440;”хорошо”;”отлично”)))
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Оптимизация управленческих и экономических
решений.
При решении многих задач в экономике и управлении возникает проблема
найти оптимальные решения. Для решения существуют специальные разделы
математики (линейное программирование). В Excel для нахождения оптимального решения существует
специальный режим «Поиск решения».
Задание 2.
Администрации фирмы
требуется определить штат и составить график работы обслуживающего персонала.
При этом необходимо обеспечить следующие условия:
-
Каждый сотрудник должен
иметь пять рабочих дней в неделю и два выходных подряд;
-
Все сотрудники имеют
заработную плату 230 руб. в день;
-
Исходя из специфики работы
фирмы, имеются требования к минимальному количеству работающих сотрудников для
каждого дня недели.
День недели
|
понедельник
|
вторник
|
среда
|
пятница
|
суббота
|
воскресенье
|
Требуемое число сотрудников
|
25
|
30
|
35
|
25
|
25
|
10
|
7
|
На текущий момент в
фирме работает 45 человек.
Определить штат
сотрудников, обеспечивающий выполнение всех условий при минимальном фонде
заработной платы.
Решение включает в себя три этапа:
1.
Построение математической
модели.
2.
Построение начального
плана.
3.
Оптимизация решения.
1 этап.
1.1. Определим
возможные режимы работы и занесем их в 1-ый столбец таблицы №1.
Выходные
дни
|
Число
имеющих этот график
|
ПН
|
ВТ
|
СР
|
ЧТ
|
ПТ
|
СБ
|
ВС
|
ПН,
ВТ
|
=7
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
ВТ,
СР
|
=5
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
СР,
ЧТ
|
=5
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
ЧТ,
ПТ
|
=7
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
ПТ,
СБ
|
=7
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
СБ,
ВС
|
=7
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
ВС,
ПН
|
=7
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
Число
выходов по графику
|
45
|
31
|
33
|
35
|
33
|
31
|
31
|
31
|
Требуется
|
45
|
25
|
30
|
35
|
25
|
25
|
10
|
7
|
Зарплата
|
230
|
|
|
|
|
|
|
|
Число
выходов
|
225
|
|
|
|
|
|
|
|
Целевая
|
51750
|
|
|
|
|
|
|
|
Составим предварительный график работы.
1.2. Обозначим –
число сотрудников, имеющих выходные в ПН т ВТ; в ВТ, СР; – СР, ЧТ; – ЧТ, ПТ; – ПТ, СБ; – СБ, ВС; – ВС, ПН.
Согласно условиям задачи большего всего сотрудников должны работать в
среду, значит, число отдыхающих в этот день должно быть меньше всего.
Например, возьмем ==5. Тогда ======7
Занесем значения Х во второй столбец таблицы.
1.3. Введем индексы выхода на работу в остальные столбцы, где, если это
“1” –рабочий день, a “0” – выходной день.
1.4. Рассчитаем число выходов на работу каждый день. Для расчета числа
выходов в ПН нужно перемножить и сложить значения столбца Х столбца ПН. И так
далее.
1.5. Рассчитываем целевую функцию задачи – фонд зарплаты за неделю.
Z=BK
Где В – зарплата сотрудника за день, а К – число выходов на работу за
неделю.
К=31+33+35+33+31+31+31=225
Z=225230=51750 рублей
На модель накладываются следующие ограничения:
1)
переменные Х не
отрицательные.
2)
Х – целые
3)
Количество выходящих на
работу по графику не может быть меньше требуемого числа сотрудников.
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
H
|
I
|
1
|
График работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Выходные
|
число имеющих
этот график
|
ПН
|
ВТ
|
СР
|
ЧТ
|
ПТ
|
СБ
|
ВС
|
3
|
ПН, ВТ
|
7
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
ВТ, СР
|
5
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
СР, ЧТ
|
5
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
6
|
ЧТ, ПТ
|
7
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
7
|
ПТ, СБ
|
7
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
8
|
СБ, ВС
|
7
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
9
|
ВС, ПН
|
7
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
10
|
Число выходов
по графику
|
=СУММ(B3:B9)
|
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;C3:C9)
|
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;D3:D9)
|
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;E3:E9)
|
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;F3:F9)
|
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;G3:G9)
|
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;H3:H9)
|
=СУММПРОИЗВ($B3:$B9;I3:I9)
|
11
|
Требуется
|
45
|
25
|
30
|
35
|
25
|
25
|
10
|
7
|
12
|
Зарплата за
день
|
230
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Число выходов
за неделю
|
=СУММ(C10:I10)
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Целевая
функция
|
|
=B12*C13
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 этап. Построение
начального плана.
2.1. В ячейках А1:I9
разместим начальный график работы согласно таблице №1.
2.2. Расчет числа
выхода по графику:
а) в ячейке B10
вычислим общее число сотрудников фирмы необходимое для данного графика.
б) в С10 введем
формулу для вычисления количества сотрудников, работающих в понедельник.
в) копируем формулу
из ячейки C10 в ячейки D10:I10.
2.3. В строку 11 заносим
требования к графику работы согласно условиям задачи.
3 этап. Оптимизация
решения.
3.1. Запускаем режим
«Поиск решения» (сервис-поиск решения)
3.2. В окно поиска
решения вводим:
- в целевую ячейку $C$14
- установить
минимальные значения
- изменяя ячейки
В3:В9
3.3. Добавить
ограничения:
- В3:В9 >=0
- B3:B9 –
целые
- C10:C10>=C11:I11
После проделанных
действий щелкаем на «Выполнить»!
Вид таблицы и
результаты:
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
G
|
H
|
I
|
1
|
График работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
число имеющих
этот график
|
ПН
|
ВТ
|
СР
|
ЧТ
|
ПТ
|
СБ
|
ВС
|
3
|
ПН, ВТ
|
5
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
ВТ, СР
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
СР, ЧТ
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
6
|
ЧТ, ПТ
|
3
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
7
|
ПТ, СБ
|
7
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
8
|
СБ, ВС
|
15
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
9
|
ВС, ПН
|
5
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
10
|
Число выходов
по графику
|
35
|
25
|
30
|
35
|
32
|
25
|
13
|
15
|
11
|
Требуется
|
45
|
25
|
30
|
35
|
25
|
25
|
10
|
7
|
12
|
Зарплата за
день
|
230
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Число выходов
за неделю
|
175
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Целевая
функция
|
40250
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Базы данных.
База данных – это поименованная область памяти для
хранения структурированных данных.
Система управления БД это комплекс программных и
языковых средств для создания и ведения БД.
Структурные элементы
баз данных.
Модель данных – это структура хранения информации в
БД. Имеется 3 модели данных :
- иерархическая
- сетевая
- реляционная (ввиде двумерных таблиц)
Наиболее распространенная СУБД (FoxPro, Paradox,
Access) реляционные. Основными элементами реляционных БД
являются : поле, запись, отношение, файл, ключ.
Поле – логическая единица записи информации (один
столбец таблицы). При создании БД каждое поле описывают, указывая следующие
характеристики:
- имя
- тип информации (текстовой, числовой, дата/время)
- длина (число символов в столбце)
- точность (только для дробных чисел)
- формат (для дата/время)
Запись – это совокупность логически объединенных полей
(1 строка таблицы). Отношение – это совокупность экземпляров записей одной
структуры.(таблица)
Файл – совокупность объектов БД. Например, в Access
основными объектами являются:
- таблицы (для хранения информации)
- формы (для просмотра и ввода данных)
- запросы (для отбора данных)
- отчеты (для подготовки к печати)
Ключ это поле, по которому можно найти любую запись
БД.
Основные этапы
проектирования баз данных.
Задание №3.
Разработать
информационно-логическую модель предметной области «Картины» с атрибутами:
-
Автор
-
Название картины
-
Год создания
-
Страховая стоимость
-
Зал экспозиции
-
Время работы экспозиции
-
Название музея
-
Город, где находится музей
-
Страна, где находиться
музей
-
Год реставрации
-
Место нахождения
реставрационной мастерской
-
Реставратор
Создать логическую
структуры этой базы данных для СУБД Access. Заполнить таблицы базы данных записями.
Создать отчет с параметрами АВТОР, НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ, НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ.
Для создания БД нужно:
1.
Создать схему
(информационно-логическую модель)
2.
СУБД
3.
Разработать логическую
структуру БД.
4.
Заполнить таблицы
записями.
5.
Создать запросы и отчеты.
1. Разработка информационно-логической модели:
Разобьем все атрибуты
на четыре таблицы, связанные между собой ключами:
1. Автор (автор,
картина)
2. Картина (картина,
год создания, страховая стоимость, музей, год реставрации, автор)
3. Музей (картина;
музей; город, где находится музей; страна, где находиться музей; зал
экспозиции; время работы экспозиции).
4. Реставрация (год
реставрации, место нахождения реставрационной мастерской, реставратор,
картина).
Строим информационно-логическую модель. (Схему данных)
2.
СУБД – выбираем Access.
|
Имя
поля
|
Тип
данных
|
Описание
|
ключ
|
автор
|
текстовой
|
|
|
картина
|
текстовой
|
|
Автор
|
Автор
|
Картина
|
Врубель
|
Парящий демон
|
Паулюс Поттер
|
Цепная собака
|
Шишкин
|
Мишки в сосновом бору
|
|
Имя
поля
|
Тип
данных
|
Описание
|
ключ
|
картина
|
текстовой
|
|
|
Год
создания
|
Дата/время
|
краткий
|
|
Страховая
стоимость
|
Денежный
|
|
|
Музей
|
текстовый
|
|
|
Год
реставрации
|
Дата/время
|
|
|
Автор
|
Текстовый
|
|
Картина
|
Картина
|
Год создания
|
Страховая стоимость
|
Музей
|
Год реставрация
|
Автор
|
Мишки в сосновом бору
|
1900
|
187 754,00р.
|
Третьяковская галерея
|
1980
|
Шишкин
|
Парящий демон
|
1880
|
70 000,00р.
|
Русский музей
|
1977
|
Врубель
|
Цепная собака
|
1780
|
1 234 567,00р.
|
Эрмитаж
|
1950
|
Паулюс Поттер
|
|
Имя
поля
|
Тип
данных
|
Описание
|
|
картина
|
текстовой
|
|
ключ
|
музей
|
текстовой
|
|
|
Город,
где находиться музей
|
текстовой
|
|
|
Страна,
где находиться музей
|
текстовый
|
|
|
Зал
экспозиции
|
текстовый
|
|
|
время
работы экспозиции
|
Дата/время
|
|
|
|
|
|
Музей
|
Картина
|
Музей
|
Город, где находиться
музей
|
Страна, где
находиться музей
|
Зал экспозиции
|
время работы
экспозиции
|
Парящий демон
|
Русский музей
|
Санкт-Петербург
|
Россия
|
третий
|
13-17
|
Мишки в сосновом бору
|
Третьяковская галерея
|
Москва
|
Россия
|
первый
|
12-18
|
Цепная собака
|
Эрмитаж
|
Санкт-Петербург
|
Россия
|
пятый
|
14-16
|
|
Имя
поля
|
Тип
данных
|
Описание
|
ключ
|
Год
реставрации
|
Дата/время
|
краткий
|
|
Место
нахождения реставрационной мастерской
|
Текстовой
|
|
|
Реставратор
|
Текстовой
|
|
|
Картина
|
текстовый
|
|
|
|
|
|
реставрация
|
Год реставрации
|
Место нахождения реставрации
|
реставратор
|
Картина
|
1950
|
Лондон
|
Локонс
|
Цепная собака
|
1977
|
Москва
|
Ильин
|
Парящий демон
|
1980
|
Санкт-Петербург
|
Морозов
|
Мишки в сосновом бору
|