Иван Калита и его политика
НОУ высшего профессионального
образования
"Самарская гуманитарная академия"
Кафедра гуманитарных дисциплин
Иван Калита и его политика
Реферат по курсу отечественной истории
студента группы 1101
Баландина Родиона Александровича
Проверил: Придаткин А.В
Самара 2006
Иван Калита и его
политика.
XIII и XIV столетия – первые века татарского ига –
были едва ли не самыми тяжелыми в русской истории. Татарское нашествие
сопровождалось страшным опустошением страны. Старинные приднепровские области
Руси, некогда столь густо заселенные, надолго превратились в пустыню со
скудными остатками прежнего населения. Большая часть народа была перебита, либо
уведена в плен татарами, и путешественники, проезжавшие через Киевскую область,
видели лишь бесчисленное количество человеческих костей и черепов, разбросанных
по полям. Сам Киев после разгрома 1240 г. превратился в ничтожный городок, в котором едва насчитывалось 200 домов. В таком запустении эта земля оставалась
до половины XV столетия.
Северо-Восточная Русь, хотя пострадала от нападения ничуть не меньше,
сумела оправиться от него гораздо быстрее. Одним из важных последствий
татарского нашествия стало быстрое дробление прежде единой
Владимиро-Суздальской волости. Еще после смерти Всеволода Большое Гнездо
(младшего брата Андрея Боголюбского) она распалась на пять удельных княжеств:
Владимирское, Ростовское, Переяславское, Юрьев-Польское и Стародубское. При
внуках Всеволода это дробление продолжилось, и мы видим уже двенадцать удельных
княжеств: так из Владимирской области выделилась Суздальская, Костромская и
Московская; из Ростовской – Ярославская и Углицкая; из Переяслаской – Тверская
и Галицкая. В результате к началу XIV века на месте
прежде единой Северо-Восточной Руси существовало уже несколько десятков мелких
уделов, в каждом из которых утвердилась своя княжеская династия. Постоянная
вражда между ними не позволяла вести хоть сколько-нибудь успешную борьбу с
татарами. Стольный город Владимир в этих обстоятельствах почти потерял признаки
первенства. Получая от хана ярлык на великое княжество, князья не обязаны были
пребывать во Владимире; они могли быть великими князьями и жить в своих прежних
уделах. Однако титул великого князя далеко не был пустым звуком – от того,
какая из княжеских ветвей удерживала его за своим потомством, зависело в
конечном итоге, какой из северных городов мог стать тем центром, вокруг
которого объединится страна. И точно так же, как и прежде на юге вся
политическая борьба вращалась вокруг права обладать киевским столом, так и
теперь она развернулась за право получить ханский ярлык и именоваться великим
князем Владимирским. Особенно ожесточенной сделалась борьба в начале XIV века,
когда открылась многолетняя война между линиями потомков Всеволода Большое
Гнездо – князьями Тверскими и Московскими.
Городок Москва возник среди лесистой и болотистой местности на
Боровицком холме, высоко поднимавшемся над слиянием рек Москвы и Неглинной. В
летописи он впервые упомянут под 1147 г. В то время это был, видимо, еще не
город, а сельская княжеская усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. Место
это было людное, по Москве реке шла бойкая торговля, поэтому у стен Кремля
очень рано стал развиваться посад. Сначала он занимал узкий "подол"
холма вдоль Москвы-реки, а потом, повернув на гору, занял междуречье
Москвы-реки и Неглинной.
Как городок новый и далекий от суздальских центров – Ростова и Владимира
– Москва позднее других могла стать стольным городом особого княжества. И
действительно, в течение долгого времени здесь незаметно постоянного княжества.
Только при правнуках Всеволода Большое Гнездо, после смерти Александра
Невского, в Москве в 1263 г. появился свой князь – малолетний сын Невского
Даниил. Так было положено начало Московскому княжеству и династии московских
князей. Даниил сделал первый шаг к возвышению своей фамилии: в 1301 г. он хитростью и коварством отобрал у рязанского князя Коломну, а в следующем году получил по
наследству главный удел своего отца – княжество Переяславское. потомки
продолжали его политику, потихоньку прибирая к рукам соседние земли и округляя
свои владения. Первые московские князья, по словам Ключевского, не имели
никакого блеска, никаких признаков героического или нравственного величия.
Никогда не блистали они ни крупными талантами, ни яркими доблестями. По своим
личным качествам это были более чем средние политики, отличавшиеся, впрочем,
большой ловкостью и умелой угодливостью. Но как раз таких деятелей и требовала
эпоха. "У каждого времени, - Писал Ключевский, - свои герои, ему
подходящие, а XIII и XIV вв. были порой всеобщего упадка на
Руси, временем узких чувств и мелких интересов, мелких, ничтожных характеров. В
летописи этого времени не услышим прежних речей о Русской земле, о
необходимости оберегать ее от поганых, о том, что не сходило с языка
южнорусских летописцев XI – XII вв. Люди
замыкались в кругу частных интересов и выходили оттуда только для того, чтобы
попользоваться за счет других. А когда в обществе падают общие интересы…
положение дел обыкновенно овладевают те, кто энергичнее других действует во имя
интересов личных… Московские князья были именно в таком положении… Потому они
лучше других умели приноровится к характеру и условиям своего времени и
решительнее стали действовать ради личного интереса…" "Однако условия
жизни, - добавляет далее Ключевский, - нередко складываются так своенравно, что
крупным людям приходится размениваться на мелкие дела… а людям некрупным,
подобно князьям Московским, приходится делать большие".
Ирония истории состоит в том, что личная доблесть, высокие добродетели и
гражданское чувство, которых мы не находим ни у Даниила, ни у детей его, ни у
внуков, в гораздо большей степени были свойственны их противникам – первым
князьям Тверским. На стороне тверских князей кроме того было право, то есть
средства юридические и нравственные. На стороне же московских князей не было
никакого права, ни нравственного, ни юридического, но зато были деньги и умение
пользоваться обстоятельствами, то есть средства материальные и практические.
Напрасно тверской князь Александр призывал свою братию, русских князей,
"друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе
противится им, оборонять Русскую землю и всех православных христиан". Они
вовсе и не думали о борьбе с татарами и считали, что на Орду гораздо выгоднее
действовать угодничеством и деньгами, чем оружием и силой. На протяжении
нескольких поколений они усердно ухаживали за татарскими ханами и сумели в
конце концов сделать их орудием своих замыслов. Никто чаще их не ездил на
поклон к ханам, никто не был в Орде более желанным гостем, чем богатый
московский князь, и никто лучше него не умел оговорить и оклеветать перед
татарами своих соотечественников русских князей. Такова была причина положившая
начало возвышению и процветанию Москвы.
И все-таки: кого же из двух противников – Тверь или Москву – нам следует
признать более правыми в этом историческом споре? Вывод, увы, совершенно
однозначен: неизбежный ход событий подтвердил в конечном итоге правоту Москвы.
В то время как строптивая Тверь испытывала ужасы татарских нашествий,
Московская волость, избавленная от набегов, богатела и набиралась сил. И когда
этих сил оказалось достаточно, тогда и среди Московских князей нашелся свой
доблестный герой, который сумел вывести русскую рать на Куликово поле. Поэтому
не отважный Михаил Тверской и не его сын Александр, а коварный Юрий Московский
и его лукавый брат Иван Калита заслужили в нашей истории славу
"собирателей" русских земель.
Столкновения между Москвой и Тверью начались в 1304 г. после смерти великого князя Владимирского Андрея Александровича. По прежнему обычаю
старшинство между северными князьями принадлежало Михаилу Ярославичу Тверскому.
Однако место родовых споров между князьями заступило теперь соперничество по
праву силы. В Москве тогда правил старший сын Даниила Александровича Юрий
Данилович. Когда Михаил отправился в Орду за ярлыком, то и Юрий поехал туда же
тягаться перед ханом. Но ярлык все равно достался тверскому князю. Однако Юрий
не успокоился. В 1315 г. он уехал в Орду и прожил там два года. За это время он
сблизился с семейством хана Узбека и женился на его сестре Кончаке, которую при
крещении назвали Агафьей. В 1317 г. он возвратился на Русь с сильными
татарскими послами. Главным из них был Кавгадый. Войска Юрия пошли в Тверскую
волость и сильно опустошили ее. В 40 верстах от Твери при селе Бортеневе
произошел жестокий бой, в котором Михаил одержал полную победу. Юрий с
небольшой дружиной успел убежать в Новгород, но жена его, брат Борис, многие
князья и бояре остались плененными в руках победителя. Кончака-Агафья так и не
возвратилась после этого в Москву: она умерла в Твери, и пронесся слух, что ее
отравили. Этот слух был выгоден Юрию и опасен для Михаила. Явившись к Узбеку,
Кавгадый и Юрий оклеветали Михаила и представили его поведение в самом
невыгодном свете. Хан был в гневе и велел звать Михаила в Орду. В сентябре 1318 г. Михаил добрался до устья Дона, где в это время кочевала Орда. Полтора месяца он жил спокойно,
потом Узбек велел судить его. Ордынские князья признали Михаила виновным. В
конце ноября он был казнен. В 1320 г. Юрий возвратился в Москву. Он вез ярлык
на великое княжение и тело своего брата. Оба сына Михаила и бояре его вернулись
на Русь пленниками. Стремясь до конца использовать выгоду своего положения,
Юрий вернул родным тело Михаила только после заключения выгодного для себя мира
с Тверью. В 1324 г. сын казненного Дмитрий отправился к Узбеку показать
неправду Юрия и невинность Михаила. Хан дал ему ярлык на великое княжение.
Дмитрий не хотел пускать соперника одного к хану, зная его изворотливость, и
сам поспешил следом. Подробности встречи двух врагов неизвестны. Летописец
сообщает только, что Дмитрий убил Юрия и позже сам был казнен по приказу
Узбека.
При таких обстоятельствах началось княжение младшего
брата Юрия – Ивана Даниловича Калиты. Иван Данилович Калита (год рождения не известен – умер в 1340) – князь московский
с 1325 г., великий князь владимирский в 1328–1340 гг. Сын
удельного московского князя Даниила Александровича. Внук Александра Невского. Это
был очень расчетливый хозяин, умный и дальновидный политик. Он владел обширными
землями, скупая их у мелких князей. Иван Калита наладил хорошие отношения с
золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Он
часто ездил в Сарай и всегда привозил хану и его женам ценные подарки. Хан
пожаловал ему звание великого князя всей Руси.
Время и исторический процесс требовали появления на Руси
личности, способной понять ордынскую политику, найти ее слабую сторону,
нейтрализовать её губительное действие. Иван Калита очень точно уловил, что
нужно Орде в тот момент: регулярный и всё возрастающий сбор дани хану, минуя
ордынских вельмож, успевающих перехватить значительную долю того, что
предназначалось хану. Необходимо было упорядочить сбор дани. Личные интересы
Калиты: победа над Тверью, получение ярлыка - требовали мирных отношений с
Ордой. Иван Калита получил ярлык на великое княжение и право собирать ордынский
выход.
Состояние Руси в то время было самое
плачевное. Татарское иго и усобицы князей так ослабили некогда могучую, грозную
Древнюю Русь, что она стала легкой добычей инородцев. Раздробленная ослабленная
страна, казалось, вот-вот перестанет существовать.
Хитрая политика Калиты избавила народ от разорительных
татарских набегов. По словам летописца, "была тишина великая на всей
Русской земле, и перестали татары убивать христиан".
Калита добился очень важного для московской политики
союза с мятежным и сепаратистским Новгородом. Этот союз был закреплен в 1335 г. в результате поездки в Москву по приглашению Калиты новгородских властей - посадника,
тысяцкого и архиепископа.
Ко времени правления Ивана Калиты относится
расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы, которая
стала основой объединения Разрозненной Руси в единое государство с единым
правительством.
Образование русского централизованного государства было
сложным и длительным процессом. В начале XIV в. и особенно во второй его
половине сложился ряд объективных предпосылок для централизации. После
страшного татарского погрома восстанавливается экономика страны. Ощущается
подъем в сельском хозяйстве, где утверждается трехполье, как основная система
земледелия. Идет освоение новых земель. Заметен подъем ремесленного
производства, особенно в отраслях, связанных с военным производством (в конце
XIV в. появляется огнестрельное оружие). Развитие ремесел и хозяйственной
деятельности стимулировало рост торговли и городов. Возрождаются и растут старые,
появляются новые. Горожане-ремесленники и торговцы - нуждались в защите
централизованного государства от произвола местных феодалов. Не могла нормально
развиваться в условиях раздробленности торговля. В централизованном государстве
существенно нуждались и феодалы: только сильная власть могла обеспечить
дальнейшее закрепощение крестьян. Важным фактором была постоянная военная
угроза, особенно со стороны татар. Их набеги и поборы наносили разрушительные
удары по экономике. Разрозненные княжества с этой угрозой справиться не могли.
Усиление Московского княжества происходило в условиях
острой конкуренции с Тверью, которая также стремилась объединить под своей
властью русские земли. После утверждения в 1304 г. Михаила Тверского на Великом Владимирском княжестве, в Твери вспыхнуло крупное народное
восстание против татар (1327 г.). Московский князь Иван Калита предложил
золотоордынскому хану свои услуги в подавлении восстания, а в награду получил в
1328 г. ярлык на великое княжение владимирское и право сбора татарской дани. С
этого времени владимирский стол почти постоянно находился у московских князей.
Владения московского князя стали заметно
продвигаться на Дальний Север. В 1337 г. московская рать ходила в область
Северной Двины, принадлежавшую Новгороду. В то время Двинская область осталась
в новгородском владении, но Иван Данилович уже распоряжался на Печере и жаловал
«…сокольников печерских, кто ходит на Печеру», различными льготами.
Город Москва расширился и укрепился. При
Иване был сооружен новый дубовый Кремль. Вокруг столицы одно за другим
возникали села. Увеличились пределы и самого княжества. При начале правления
Калиты его владения состояли только из пяти или семи городов с уездами. То
были: Коломна, Можайск, Звенигород, Серпухов, Руза, Радонеж и Переяславль. Имея
в своих руках значительные материальные средства, Иван скупил огромное
количество земель в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке
Мсте, Кирчаже и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам,
запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле
слободы, населял их своими людьми и таким образом имел возможность внедрять
свою власть и этим путем. Помимо многих сел он сумел приобрести даже три
удельных города с их округами: Белозеро, Галич и Углич. Слух о богатстве
московского князя расходился по соседним волостям. Бояре оставляли своих
князей, переходили к Калите и получали от него земли с обязанностью службы; за
боярами следовали вольные люди, годные к оружию. Иван заботиться о внутренней
безопасности, строго преследовал и казнил разбойников и воров, и тем самым
давал возможность ездить торговым людям по дорогам. В устье реки Мологи
возникла тогда знаменитая Моложская ярмарка, куда съезжалось множество купцов с
Запада и Востока. Росли промышленность и торговля, росли и доходы великого
князя, собираемые с купцов.
Он сумел также придать Москве особенное
нравственное значение переводом в нее митрополичьей кафедры из Владимира. Иван
приобрел такое расположение митрополита Петра, что этот святитель живал в
Москве больше, чем в других местах. Здесь же он умер и был погребен. Гроб
святого мужа для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя:
выбор Петра оказался внушением Божьим, и новый митрополит Феогност уже не хотел
оставить гроба и дома чудотворца. Другие князья хорошо видели важные
последствия этого явления и сердились, но поправить дела в свою пользу уже не
могли.
При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение
новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на
службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической
принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и
татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического
давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу
к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди
собирались к Москве, которая могла их защитить.
Во время правления Ивана Калиты
приобрело международный политический вес и стало претендовать на все
древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе
Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье.
Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами,
поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при
Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики в Восточной Европе
оказались возможными, видимо, потому, что в самой Орде происходили тогда важные
изменения.
В продолжение своего княжения Калита
ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свое
владение, а с другой – иметь первенствующее влияние на князей в прочих русских
землях. В этом более всего помогла ему начавшаяся вражда между Тверью и Ордой.
Княживший в Твери после смерти Дмитрия князь Александр Михайлович принял в 1327 г. участие в народном восстании, во время которого тверичи убили татарского посла Чолкана и всю
его свиту.
Узбек, узнав об участи Чолкана, очень
рассердился. По некоторым известиям, он сам послал за московским князем, а по
другим - Калита поехал в Орду без зова, торопясь воспользоваться тверским
происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска.
Присоединив к себе еще князя Суздальского, Калита пошел в Тверскую волость;
татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца,
"положили пусту всю землю Русскую".
Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен
серебра и множество даров. Александр бежал Псков. Брат его, Константин,
управляя разоренной Тверской землей, угождал Московскому князю, любимцу хана.
Князья других русских земель поставлены были в такое же положение. Одну из
своих дочерей Иван отдал за Василия Давыдовича Ярославского, а другую - за
Константина Васильевича Ростовского и самовластно распоряжался уделами своих
зятьев.
В 1337 году Александр Тверской помирился
с ханом и получил обратно свое княжество. В 1339 году Иван поехал в Орду с
доносом на Александра. Вслед за тем тот получил приказ явиться к хану.
Александр поехал, уже сознавая, что судьба его решена. И действительно - и он
сам, и его сын Федор были казнены. Калита вернулся в Москву в великой радости,
послал в Тверь и приказал снять с церкви св. Спаса колокол и привезти его в
Москву. По понятиям того времени это было очень чувствительное унижение,
недвусмысленно свидетельствующее о том, что в соперничестве двух городов Москва
получила полное торжество над своим противником.
По завещанию Ивана Калиты Московское княжество
было разделено между его сыновьями Семёном, Иваном и Андреем; наследником
Калиты был его старший сын Семён Гордый.
Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни
фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его
политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно
трудиться, находила поддержку в народе. Его сыновья Семён Гордый и Иван Красный
продолжали политику отца.
Деятельность Калиты неоднозначно оценивается
современниками и историками. С одной стороны, он считается главным
вдохновителем разгрома Твери, защищавшей права и достоинство русских людей
против татарских насильников. С другой стороны, он стал прямым продолжателем
политики Александра Невского, добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради
Русской земли еще не готовой к решительной борьбе с татарами, которую начнет Дмитрий
Донской, внук Калиты, одержавший славную победу на поле Куликовом.
На одной чаше весов разорение русской земли,
пожары и разрушения Твери, Торжка, Кашина и других городов, бесчисленное
количество пленных, угоняемых в татарское рабство.
На другой чаше весов Москва сделалась городом
славным «кротостью», свободным от непрерывной угрозы татарских нашествий, а это
должно было чрезвычайно способствовать росту и богатству города. Преобладание
Москвы над Тверью, чего так добивался Юрий, было окончательно достигнуто при
его младшем брате.
При Иване Москва стала резиденцией
митрополита «всея Руси», что имело огромное значение, так как церковь
пользовалась большим идеологическим и политическим влиянием. Деятельность
Калиты способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического
могущества Москвы.
ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев
Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси
– М., Мысль, 1992.
2. История
отечества/ Сост. В.М. Бокова. – М.: Современник,
1998. – 271с.: ил. – (Словари школьника).
3. История России – www.history.ru
4. Ишимова А.О. История
в рассказах для детей. – М., Современник, 1993.
5. Ключевский В.О. Курс
русской истории. – Собр. соч. в 9 т. Т 1 – 5. М., 1987 – 1990.
7. Политика
«Калиты» - Деятели истории – www.ronl.ru
8. Рыжов К.В. 100
великих россиян. – М.: Вече, 2001. – 656 с.