Джироламо Савонарола против Медичи

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,30 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Джироламо Савонарола против Медичи

_________________________________________________

_________________________________________________

Джироламо Савонарола против Медичи

Доклад студента  xx-го курса в семинаре

 по истории средних веков.

Научный руководитель:

_______________________________

xxxxxxxxxxxxx

1998




Содержание:

Введение.

1. Историография вопроса

         

Глава 1. Культурная, религиозная,  социально-политическая жизнь Флоренции в XV в.  и гуманизм

Глава 2. Династия Медичи: краткая характеристика

Глава 3. Джироламо Савонарола как личность, религиозный и политический деятель

Глава 4. Джироламо Савонарола против Медичи


     1.) Савонарола и Лоренцо Медичи

     2.) Савонарола и Пьеро Медичи

Заключение.

Список  литературы.



























Введение.

1. Историография вопроса.

     Принимаясь за рассмотрение столь неоднозначного вопроса, как противостояние Джироламо Савонаролы против Медичи, необходимо понимать, что данная тема требует избегать прямых оценок. Нам представляется, что каждый волен судить по своему, и выносить окончательный "приговор" деятелям прошлого мы не вправе. Дело в том, что события 500-летней давности уже не могут быть оценены адекватно, без применения современных моральных и этических оценок. Тем не менее, в данной работе мы постарались  описать основных действующих лиц конфликта и показать причины и характер противостояния.

     В советской историографии проблема противостояния Савонаролы и династии Медичи описана достаточно скудно. По крайней мере, при подготовке настоящей работы, нами не было встречено ни одной монографии отечественного исследователя, так или иначе освещающего этот вопрос. Достаточно информативными в плане освещения политической и культурной жизни Флоренции XV века оказались работы Л.М. Брагиной "Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в." и Е.В. Бернадской "Гуманизм и политическая практика итальянских государств. (конец XVI –XV в.)", опубликованные в сборнрике "Культура Возрождения и общество"[1].

Оба исследователя обращают свое внимание на изменения в социально-политической жизни Флоренции, произошедшими в результате усиления тиранической власти Медичи. Кроме того, в их работах содержатся весьма ценные указания, на проблему взаимодействия тирании и гуманизма.

     В 40-х годах XX века М.А. Гуковский опубликовал в "Ученых записках Ленинградского Государственного Университета" свою работу "Заметки и материалы по истории рода Медичи". Несмотря на то, что эта работа имеет больше искуствоведческий характер, изложенные в ней сведения о династии Медичи также представляют значительный интерес для исследователей.

     Несмотря на то, что работа В.И. Рутенбурга "Италия и Европа накануне нового времени" напрямую  не затрагивает проблему описываемого нами противостояния, его оценка роли Савонаролы в социально-политической жизниэпохи  Возрождения достаточно оригинальна и достойна внимания. По мнению В.И Рутенбурга, Савонарола – один из первых реформаторов в Европе, который  пал первой жертвой грядущей контрреформации.

     В монографии известного исследователя А.Ф. Лосева "Эстетика Возрождения", проблеме взаимоотношений Савонаролы с церковью и государством уделена целая глава. А.Ф. Лосев указывает на необходимость отказа от западной исторической традиции, утвеждающей, что Саванарола был "мракобесом", ортодоксом, не признающим науки и искусства, доказывая обратное.

А.Ф. Лосев, говоря о Савонароле, главным образом опирался на труд Пасквале Вилларе "Джироламо Савонарола и его время", опубликованный на русском языке в 1913 году. Этот труд мы также использовали при подготовке данной работы, и вынуждены признать, что А.Ф. Лосев не всегда корректно излагал сведения, данные Пасквале Вилларе. Как бы то ни было, монография П. Вилларе стала основной работой, по которой строились наши суждения о Савонароле и его противниках. Кроме вышеописанных работ, в оценке личности Савонаролы и описании его времени нам помогла монография Эудженио Гарэна "Проблемы итальянского Возрождения",  а также свилетельства Никколо Макиавелли, изложенные им в книгах "Государь" и  "Рассужения о первой декаде Тита Ливия".

    

Глава 1.  Культурная, религиозная,  социально-политическая жизнь Флоренции в XV в.  и гуманизм.

     Общепризнанно, что начало эпохи Возрождения неразрывно связано с культурной жизнью  Флоренции XV века. Отсюда набирал  силу этот мощный культурный певорот, вовлекая другие области Италии, а также Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств...  Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, а общечеловеческий, гуманистический    

характер. Конечно, этот  процесс не мог протекать гладко. В частности, Северное Возрождение не только наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культурную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Реформации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг Германии пережили эпоху Контрреформации - восстановления авторитета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции. 

          Эпоха Возрождения, кроме того,  это эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала, а затем и колониальных  войн;  это эпоха непрерывных войн, страшных эпидемий чумы, оставлявших пустыми целые города; эпоха первых классовых столкновений - восстаний городских низов и борьбы за привилегии высшей городской знати; это эпоха начала  борьбы за самостоятельность городов, завершившаяся в конечном счете складыванием монархических абсолютистских государств, в которых за сословными интересами настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская культура становится культурой национальной. К началу XVII века Европа со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это

никак не могли предвидеть итальянские гуманисты XV века.

      Своеобразие Возрождения состоит во многом в абсолютной оригинальности его гуманизма, намеренно утверждавшегося как отказ от схоластической философии. Следует признать, что идеи Возрождения в Италии служили питательной средой для реформационных учений.       

     Как бы то ни было, но Флоренцию сегодня называют колыбелью гуманизма.  Идеи республиканизма, которые отстаивали гуманисты, на протяжении всего XV в. служили широким слоям пополанства, а также части городской верхушки, отстраненной от власти во времена Медичи, знаменем в борьбе против олигархии, а затем тирании. (13 - Культура Возрождения и общество. Сб. науч. Трудов. М., Наука, 1986г.//Л.М. Брагина Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в.).Несомнено то, что идеал гуманистов - пополанская республика. Однако, в ходе социально-политического развития Флоренции в XIV  и особенно XV вв. принципы ее конституционного устройства постепенно утратили свое значение, что привело к обострению социальных и классовых противоречий, а также эволюции пополанской республики к олигархии и тирании при Медичи.  В это время в социальной жизни Флоренции заметны резкие контрасты: с одной стороны – высокий уровень образования, с другой –  прогрессирующее нравственное разложение народа.

     Несмотря на то, что тираноборческие мотивы можно встретить в сочинениях Леонардо Бруни Аретино ("Восхваление города Флоренции", "История флорентийского народа"), Моттео Пальмиери ( "Речь о справедливости"), Аламанно Ринучинни ("О свободе") и ряда других гуманистов, демократические свободы открыто попирались, а реальная власть постепенно сосредоточилась в руках Медичи и их сторонников. Таким образом, в условиях сужения рамок пополанской демократии во Флоренции XV в и установления тирании Медичи идеи гражданского гуманизма были поставлены на службу политической оппозиции. В то же время, гуманисты впервые заставили осознать культуру как компонент политической власти, и правители умело использовали их уроки. (27 - Культура Возрождения и общество. Сб. науч. Трудов. М., Наука, 1986г. //Е.В. Бернадская Гуманизм и политическая практика итальянских государств. (конец XVI –XV в.)).  Религия также стала в руках правителей  весьма мощным орудием .

     С 1434 года Козимо Медичи начинает прибирать власть к своим рукам и гуманисты постепенно превратились в чиновников-исполнителей, в придворных, что в итоге привело к  кризису гражданской этики.

     В теории учение гуманистов  - это  учение о справедливом государственном устройстве: требование соблюдения законности, справедливости, своды, благотворительности, великодушия – набор определенных постулатов, во многом утопичных. Формулируя идеал свободной личности, гуманисты  сознательно ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксальным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью самостоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, реализоваться.

          Гуманисты, оглядываясь в Античность и во многом на нее опираясь, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье.  И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и    другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.

          Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта      культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской интеллигенции - сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и переписчики, дипломаты и духовенство...  Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был государем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его художником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри - офицером, наемником герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету.      

Глава 2. Династия Медичи. Краткая характеристика.

     В течение трех столетий (1434 - 1737) с перерывами (1494-1512 и 1527-1530)  флорентийский род Медичи правили Флоренцией, играя тем самым важную роль в истории средневековой Италии. Символом рода медичи были шары, а точнее круглые пилюли как символ профессии предков. Медичи принадлежали к ордену Камальдоли, одному из ответвлений ордена бенедиктианцев. Несмотря на покровительство науке, искусству и образованию, род Медичи прославился еще и было характерно умение скрывать под скромной богоугодной внешностью все более и более яркое и непреодолимое стремление к роскоши и сибаритству. (146 - ЛГУ. Ученые записки. Серия исторических наук. Выпуск 12. Л., 1941М.А. Гуковский  "Заметки и материалы по истории рода Медичи (II)").

     Медичи не создавали положения вещей. Оно сложилось само по себе в ходе развития национальной культуры.

Медичи обратились к нему и обратили в своих целях. (37)

     Возвышение Медичи напрямую связано с Козимо Медичи. Козимо был богатейшим банкиром Италии, в чьих должниках числились многие короли и сам Римский Папа. При их поддержке Козимо захватил власть в родной Флоренции (хотя формально там

сохранялась республика) и затем передал ее своим внукам Лоренцо и Джулиано Именно этот человек, придя  в 1434 году к власти, главной своей задачей поставил укрепление государства путем средоточения в своих руках как можно большего количества властных полномочий.  По характеристике Макиавелли, Козимо Медичи Старший был красноречив, наделен рассудительностью, мудростью и осмотрительностью. Несмотря на то, что с личностью Козимо связано и начало тирании Меличи во Флоренции, его заслуги были на родине все же оценены, и не случайно на его надгробии были высечены слова "Отец отечества".

     В 1465 году проницательному и умному Козимо Медичи  наследовал его сын Пьеро Медичи Подагрик, который за недолгие годы своего правления умудрился привести  династию в упадок.  Его сменил Лоренцо Медичи Великолепный.

     Исследователи отмечают,  что для Лоренцо было характерно присвоение общественных денег на непомерные личные расходы и бесстыдное сладострастие, что приводило к быстрому развращению народа; предаваясь удовольствиям, Лоренцо Великолепный вовлекал в них и народ, а Флоренция во времена его правления стала средоточием вечных празднеств и удовольствий.

 В то же время, Лоренцо Медичи покровительствовал науке и искусству. (32 - П. Виллари "Джироламо Савонарола и его время": пер. с ит.:/Репринт с изд. 1913 – М.: Ладщомир, 1995 г.).  Следует отметить, что у Лоренцо Медичи был развит художественный вкус. Он увлекался науками, в качестве наставников имел Ландино, Арджиропуло, Фичино и других. Склонность к науке и искусствам отмечается в Лоренцо с юных лет. В зрелые годы Лоренцо покровительствовал ученым и артистам. У него можно было встретить всех, кто пользовался известностью. Кроме того, Лоренцо Медичи участвовал в собраниях  флорентийской Платоновской академии. Блистал умственными  способностями. Кроме того, сегодня Лоренцо  занимает почетное место среди писателей средневековь, прославившись своими  баснями, стихами и песнями.  Лоренцо Великолепный, не будучи великим государственным чиновником, был одарен здравым смыслом и остротой ума, ловок и хитер, решителен и жесток,  благодаря чему стал  одним  из наиболее видных дипломатов и политиков Европы и Италии. Партии при нем прекратили свое существование, неугодные изгнаны, казнены или находились в тюрьме. Любимым занятием Лоренцо было устраивать всевозможные праздники и карнавалы, в которых сам правитель принимал деятельное участие Лоренцо с детства поражал всех талантами, за которые получил прозвище Великолепный.  Усиливая диктатуру и тиранию, Лоренцо Медичи разглагольствовал о добродетели и бессмертии души. В годы его правления в городе жили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико делла Мирандола и другие гении Возрождения. Всех их Лоренцо щедро снабжал деньгами и заказами. Днем Лоренцо и его друзья беседовали на ученые темы, а вечером пускались в разгул. Сам он был женат, но  по слухам, среди его любовников были Микеланджело и Ботичелли. Городом он правил твердой рукой: когда по приказу архиепископа Пацци убили его брата, он велел повесить архиепископа в полном облачении на стропилах его дворца. Нездоровый образ жизни подточил силы флорентийского правителя -- он умер в 42 года.

     Пьеро Медичи был полной противоположностью своему отцу. Целью своей жизни он сделал чувственные наслаждения и физические упражнения. Пьеро был не в отца груб и заносчив. Его поведение не нравилось не только жителям Флоренции. За короткое время своей политической деятельности Пьеро успел оттолкнуть от себя всех союзников Флоренции, в результате чего она потеряла свое лидирующее положение, достигнутое при Лоренцо. По причине маложушия и трусости Пьеро было подтверждено одно из предсказаний Савонаролы: о нашествии на Флоренцию французского короля Карла VIII. В результате общенародного решения Пьеро ьыл низложен и изгнан из Флоренции. Найдя себе убежище в Риме, Пьеро предается развратной жизни, проводя время в на пирушках и играх. Параллельно с этим, он не забывает и о Флоренции: надеясь вновь вернуться к власти, Пьеро постоянно строит заговоры и интриги.

     Таким образом, с Пьеро Медичи династия пришла в упадок, продолжавшийся около 30 лет. Медичи вновь вернутся к власти лишь в 1512 году, через 14 лет после гибели одного из главных противников династии Медичи - Джироламо Савонаролы.

Глава 3. Джироламо Савонарола как личность, религиозный и политический деятель.

     Джироламо Савонарола (1452-1498) родился в Ферраре в семье врачей. Семья желала для него медицинской карьеры, однако под влиянием отца у молодого Савонаролы возникло желание помимо естественных наук, заниматься еще философией и богословием. Таким образом, Джироламо получил хорошее домашнее образование. С  раннего детства  Савонарола отличается глубокой религиозностью, читает Библию и сочинения Фомы Аквинского.

      В 1475 году Савонарола ушел  в доминиканский монастырь в Болонье, где пробыл 7 лет, читая новициям лекции по философии и богословию. В это время папы Сикст IV, а затем сменивший его Иннокентий VIII прославились симонией, непотизмом, развратной жизнью и другими злоупотреблениями. Глубоко и страстно верующий и даже мистически настроенный Савонарола искренне переживал по этому поводу и даже написал стихотворение-молитву  "О разрушении мира". 

     В 1481 году  Савонарола  переходит во Флоренцию, в доминиканский монастырь св. Марка. Занимается с новициями философией и богословией. Начинает посещать с проповедями в другие города, и приобретает множество почитателей и последователей.

     Основные философские и богословские сочинения Савонаролы были созданы именно в это время. Они были написаны  в виде руководства новициям в их занятиях. В частности, на сегодняшний день известны 4 философских трактата, опубликованных Савонаролой как единое сочинение "Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства  всех наук". Исследователи отмечают в них большое влияние Аристотеля. В своих трудах Савонарола признает исключительное значение опыта в понании. Всякое познание начинается с ощущения, поэтому в философии отдел, занимающийся миром чувственных вещей, должен предшествовать учению о мире, недоступном чувственному познанию. В основе всякого знания лежат, во-первых, данные чувственного восприятия, и, ва-вторых, первоначальные принципы, служащие основой всех опытных данных. Главная трудность заключается не в познании этих априорных первопринципов, а в учтановлении связи между первоидеями и и первоначальными ощущениями. В гносеологии, а еще более в этике Савонаролы ясно прослеживается влияние Аристотеля и Фомы Аквинского, а также сильное воздействие неоплатонизма. (570)  Единственным руководителем человеческого познания Савонарола признает разум и на основе этого естественного разума строит все здание христианской веры. Савонарола постоянно утверждает свободу и свободную волю человека и в своем теологическом трактате "О смирении и милосердии". В другом сочинении этого времени, "О молитве умной", он превозносит как высшую молитву молитву бессловесную, умную, и говорит при этом о состоянии экстаза. (570)

     Во Флоренции Савонаролу поразили отсутствие принципов и веры у ее жителей. В своих речах он горячо выступал против пороков, религиозного индифферентизма клира и мирян, порицал поэтов и философов, осуждал странную привязанность к древним писателям и не хотел цитировать ничего иного кроме Библии, которая стала для него единственной опорою для всех проповедей. (58). Первое время, публика, привыкшая к иным формам церковного ораторства, принимала Савонаролу довольно холодно: на церковной кафедре того времени господствовали ученость и язычество.  Следует отметить, что несмотря на  свою образованность, Савонарола начинает неприязненно и  с презрением  относиться к ученым, писателям и философам (57) Все свои идеи Савонарола основывал на Библии.  . Кроме буквального ее толкования, он делал почти к каждому стиху еще четыре толкования: духовное, нравственное, аллегорическое и мистическое. Тем самым Савонарола находил подтверждение всем своим мыслям, вдохновениям и пророчествам. При столь гибкой и широко понимаемой им системе толкования, авторитетом божественного слова можно было подтвердить любое положение.Первого серьезного успеха проповеди Савонаролы достигли в 1486 году во время великого поста.

     Постепенно, идеи апокалипсиса и эсхатологические мотивы становятся в проповедях Савонаролы доминирующими. Говоря о пороках церкви, Савонарола сформулировал для себя основные лозунги:

1.) Церковь будет наказана

2.)Потом обновлена

3.)И это случится  в самом непродолжительном времени.

     Свидетели отмечают, что во время молитвы Савонарола постоянно находился в состоянии экзальтации, зачастую терял сознание. Истощенного постоянными бдениями монаха посещали видения. Ему повсюду слышались голоса, призывающие продолжить начатое им дело. Пророческие предсказания Савонаролы сбывались с ужасающей  точностью, что работало на рост его авторитета. Постепенно Савонарола  приходит к идее собственной богоизбранности. Его цель на земле - обличение пороков и проповедь добродетели.

      По мнению исследователей, Савонаролу не следует сравнивать ни с кем из современных ему ученых или философов, не только потому, что он вооружался против увлечения язычеством, но и потому, что он гораздо серьезнее ставил проблему жизни. Его истинная самобытность заключается в признании авторитета за разумом, за опытом и свидетельством совести в вопросах теоретических и практических. При этом он не отделял науки от орелигии, верным последователем которой он был. Он не допускал и мысли, как это делали тогда многие, что в философии можно верить одному и совсем противоположному в религии. Это обстоятельство и сделало из него предтечу, пророка и мученика новых времен. (87)

     В 1491 году Савонарола становится настоятелем монастыря и проповеди его переносятся в кафедральный собор Флоренции.

Неизбежно возникает конфликт с режимом Медичи, поскольку в своих проповедях Савонарола обличал деспотизм, продажность чиновников, ограбление подданных, развращенность и скептицизм образованных литературных и артистических кругов. (571)

     Среди почитателей Савонаролы множество известных людей: Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Бартоломео делла Порта, Боттичелли, Микеланджело и другие. В Савонароле видели нового Сократа, который унаследовал от этого древнего философа божественное вдохновение, путеводного демона и миссию реформатора. (143 Эудженио Гарэн "Проблемы итальянского Возрождения", Прогресс, М., 1986)

     После низложения Пьеро Медичи, в спорах о государственном устройстве была принята программа Савонаролы, предусматривавшая вслед за любовью к богу, моральным обновлением и всеобщим примирением и амнистией учреждение демократического правления с Большим Советом,  и осуществляющим  практическую власть Малым Советом. (982) В это время Савонарола становится фактическм главой и вдохновителем правительства. Проводится реформа судопроизводства, всеобщая амнистия; для помощи бедным и ликвидации ростовщичества создается ломбард с низким процентом. Многие итальянские политические деятели считали государственное устройство Флоренции 1494 года идеальным и видели в Савонароле выдающегося политического теоретика, практика и в полном смысле гуманиста, поражаясь его реализму и глубокому знанию людей.

     В это время Савонарола проповедует покаяние и моральное возрождение. Количество монахов в монастыре св. Марка вырастает с 50 до 300.  На религиозных торжествах огню предаются непристойные книги и картины. Таким образом, Савонарола подчинял искусство общественно-политическим целям. В то де время, Савонарола купил для монастыря знаменитую библиотеку Медичи и тем самым спас для Италии крупнейшее собрание греческих и латинских рукописей.

     Очередной заговор Медичи оканчивается провалом и к власти во Флоренции приходит партия "озлобленных" – ярых противников и Савонаролы, и Медичи.

     В день вознесения 1497 года группа знатной молодежи устроила в церкви Савонаролы безобразный скандал, но осталась безнаказанной.

     В мае 1497 года Савонарола отлучен от церкви по подозрению в ереси. Савонарола ответил на эти обвинения знаменитым "Письмом всем христианам и возлюбленным бога против отлучения, добытого обманом", в котором заявлял, что это отлучение основано на вымышленных обвинениях и потому не имеет силы, и вновь объявлял себя верным сыном церкви, признающим все ее догматы и таинства. Монахи, многие видные горожане и правительство республики, снова состоящее из сторонников Савонаролы, просили снять отлучение с этого святого и благочестивого человека, жизнь и деятельность которого была у всех на виду. Официального снятия отлучения не последовало, однако Савонароле бы дано знать, что за взятку отлучение будет снято. Савонарола отверг это постыдное для него предложение. (579)

     В феврале 1498 года папа Александр IV отправляет в адрес Синьории, теперь уже враждебной Савонароле, новое послание, в котором требует выдачи Савонаролы либо его изоляции и строжайшего запрещения проповеднической деятельности, угрожая интердиктом всему городу в случае невыполнения своих требований. В Сенате было решено впредь не допускать проповедей Савонаролы, несмотря на то, что вся Флоренция была убеждена в святости жизни монаха и его учения.

     Савонарола все последнее время требовал созыва собора, которому он хотел представить свое дело и жизнь, как и порочную жизнь и поведение папы Александра IV. Он надеялся, что само избрание папы, как явно симоническое, будет отменено, что наиболее опозоренные прелаты будут отстранены и можно будет начать реформу и моральное обновление церкви. (579)

     В своей ненависти к Савонароле папа дошел до последнего предела и был готов пойти на любые средства. 7 апреля 1498 года некий францисканский монах и ярый враг Савонаролы вызвал его ближайшего сподвижника фра Доминико на испытание огнем. Оба они должны были войти в костер, и тот из них, кто останется невредим, тот, следовательно, прав. Фра Доминико  согласился, а  Савонарола не особенно возражал, будучи абсолютно уверенным в победе. Сторонники Савонаролы явились на площадь, готовые к испытанию, однако их противники на испытание не пришли. Синьория была вынуждена отменить испытания, тем самы признав Савонаролу победителем. Толпу же подобное решения удовлетворить не могло. Разъяренный народ, целый день ждавший чуда, обрушился на Савонаролу и его сторонников, обвиняя их в том, что ни один не вошел в огонь. В течение нескольких дней монастырь св. Марка подвергался нападениям.

     Через несколько дней Савонарола и его сподвижники фра Доминико и фра Сильвестро были схвачены, заключены в тюрьму и преданы суду, состоящему из самых ярых врагов Савонаролы.

     В ходе следствия, используя жесточайшие пытки, враги Савонаролы намеревались заставить его отказаться от своих убеждений, для чего были даже составлены ложные показания, однако безрезультатно: Савонарола по прежнему признавал себя верным сыном церкви, жаждущим ее обновления, раскрывающим глаза христиан на злоупотребления в ней и потому призывающим к созыву собора.

     Враги Савонаролы спешили покончить с ним пока во Флоренции снова не сменилось правительство. Приехавшие на следствие по делу папские эмиссары стремились как можно скорее довести дело до конца. Исход дела был предрешен: когда при их въезде в город толпа потребовала смерти Савонаролы, она получила от эмиссаров подтверждение своих ожиданий. (580)

     От Савонаролы ничего не добились и приговорили его и его сподвижников к смерти. Принимая последнее причастие Савонарола еще раз произнес полное исповедание своих церковных убеждений, а до этого занимался толкованием псалмов. Савонарола был повешен, а затем сожжен 23 мая 1498 года в возрасте 45 лет. (581)

     Как бы то ни было, но следует признать, что Джироламо Савонарола погиб, как только толпа начала терять веру в него, а у него не было средств удержать веривших в него раньше, ни заставить уверовать неверующих. (69)


Глава 3.  Джироламо Савонарола против Медичи

1.)      

     В 1489 году  по настоянию Лоренцо Медичи Джироламо Савонарола возвращается во Флоренцию.Лоренцо тем самым хотел доставить удовольствие своему другу Пико делла Мирандоле, который однажды встречался с Савонаролой и был поражен его гневной речью, обличающей пороки клира и церкви. Пико сам упросил Лоренцо возвратить Савонаролу во Флоренцию, уверив его, что этот человек сделает честь и ему,  и городу. Таким образом, будущий противник Медичи, разрушитель их власти, по их же инициативе возвратился во Флоренцию, в монатырь св. Марка.  В то время Пико еще и сам мало знал Савонаролу, а Лоренцо никак не мог предвидеть той опасности, которую представлял для него этот человек.

     Следует отметить, что Джироламо Савонарола был далеко не первым, кто критиковал династию Медичи за злоупотребления и всевозможные преступления. В середине XV века этим, например, прославился Кола Монтано, ставший "присяжным врагом и обличителем" Медичи. (155)

     Интерес, приявленный Лоренцо Медичи к Савонароле, а также помощь, которой ожидал от Савонаролы Пико делла Мирандола, возбудили широкое общественное любопытство к его персоне.

     С 1 августа 1489 года Савонарола возобновляет публичные проповеди с церковной кафедры. Его изложения Апокалипсиса имели огромный успех у аудитории, и  к 1491 году число сторонников Савонаролы резко возрастает. Жестокие порицания скептицизма и развращенности флорентийского общества в сочетании с эсхатологическими толкованиями Библии оказывали весьма сильный эффект.  Сам Савонарола прекрасно видел, какое воздействие  на аудиторию оказывают его проповеди. В то же аремя, он не мог не замечать, что и число его недоброжелателей текже неуклонно растет.

     В 1491 году, на одной из проповедей, Савонарола говорил: "Всякре зло и всякое благополучие города зависит от его главы... Тираны неисправимы, ибо горды, ибо любят лицемерные похвалы, ибо не хотят возвратить обратно захваченное несправедливо. Они предоставляют общественное управление дурным чиновникам, склоняются на лесть, не выслушивают несчастных, не судят богатых. Претендуют, чтобы бедные и крестьяне работали на них даром, или терпят эти претензии в своих чиновниках, вносят подкупы  в выборах, продаюбт право на сборы пошлин, чтобы еще более отяготить народ..." (101)  Лоренцо Медичи был крайне недоволен тоном высказываний Савонаролы, справедливо приняв их непосредственно на свой счет.

     Став настоятелем монастыря, Савонарола отказывается от необходимого в знак уважения визита к Лоренцо. Лоренцо огорчен: "Чужеземец пришел в мой дом и не удостаивает меня даже своим посещением" (102)  Тем не менее, правитель Флоренции не желал вступать в открытую борьбу с настоятелем монастыря и поднимать шум из-за какого-то монаха, предпочитая "взять" Савонаролу благотворительной деятельностью.

     Савонарола довольно резко отзывался о поведении Лоренцо, желавшего задобрить Савонаролу подношениями, зная о том вреде, какой тот нанес общественной нравственности, и не хотел сближаться с тираном, в котором видел не только врага и разрушителя свободы, но и  главное препятствие к обращению народа к истинно христианской жизни.

     Когда Лоренцо убедился в бесполезности своих попыток, он подослал к Савонароле пятерых наиболее почетных флорентийских граждан с поручением убедить его воздержаться от проповедей и дейсмтвий в подобном духе. Савонарола же скахзал им: "Я знаю, что вы пришли не по собственному убеждению, а вас подсылает ко мне Лоренцо... И хотя я чужестранец, а Лоренцо здешний гражданин, даже первый в городе, но я должен остаться здесь, а он непременно уйдет отсюда" (103)

     Кроме того, Савонарола пророчески заявил, что Лоренцо Медичи, папа и неаполитанский король близки к смерти.

     Вплоть до конца этого противостояния, Лоренцо не хотел прибегать к крайним и опасным мерам, но в то же время не желал и уступать Савонароле.

     Вскоре  Лоренцо  уговорил фра Мариано да Дженаццано, одного из известных флорентийских  церковных деятелей, выступить против Савонаролы с обличительной проповедью. Дженнаццано, начав обличать Савонаролу в невежстве и неправильном толковании священных текстов, увлекся и перешел на личные оскорбления, вследствие чего затея Лоренцо потерпела сокрушительное поражение. В итоге у Савонаролы стало еще больше союзников, а Лоренцо был пристыжен и сконфужен.

     После столь постыдного для себя поражения, Дженнаццано затаил против Савонаролы глубокую ненависть, поклявшись отомстить ему при первом же случае, и вплоть до смерти Савонаролы создавал ему все новые и новые опасности, плел интриги и заговоры, и в итоге сделался одним из главных виновников его гибели.

     Лоренцо, понимая, что его планы не удались, оставил всякие попытки препятствовать Савонароле, предоставив ему полную свободу. Тяжело больной, он удаляется в Кореджи. Таким образом, Лоренцо Медичи оставляет свои надежды на благосклонность Савонаролы, но, предчувствуя скорую смерть от тяжелой болезни и мучась угрызениями совести просит монаха принять у него исповедь и отпустить грехи. На самом деле, это стремление Медичи свидетельствует об искреннем уважении Савонаролы. Джироламо Савонарола согласен был принять исповедь лишь при соблюдении трех условий: упования на бесконечную милость и благость божию, исправление допущенного или завещание этого сыновьям Лоренцо, а также возвращения флорентийскому народу свободы. Последнее условие привело Лоренцо Медичи в негодование и Савонарола ушел не дав ему отпущения грехов. Мучимый ужесными терзаниями Лоренцо Медичи умер 8 апреля 1492 года.

     Смерть Лоренцо Медичи внесла Множество перемен в жизнь Италии и Тосканы.  Унаследовавший власть Пьеро Медичи был полной противоположностью своему отцу.

2.)

     Власть унаследовал Пьеро Медичи: красивый и распутный молодой человек, грубость и высокомерие которого вызывали всеобщее возмущение, в силу чего  Савонарола приобретает все новых и новых сторонников. В Савонароле видкле главу партии противников Медичи.

     В 1493 году, возможно что даже при "содействии" Пьеро Медичи, Савонарола вынужден покинуть Флоренцию и уехать с проповедями в Болонью. Тем самым  Пьеро удается на время отдалить от себя Савонаролу с его обличающими проповедями, представлявшими для династии явную угрозу.  Тем не менее, по окончании Великого Поста Савонарола возвращается во Флоренцию.

     В том  же 1493 году Савонарола  начинает отделение от Ломбардской конгрегации. Здесь видна непоследовательность и недальновидность Пьеро Медичи, так как он позволил себе покровительствовать этой просьбе, которая была направлена только к тому, чтобы уничтожить возможность какого бы то ни было вмешательства в дела монастыря с его стороны. (125)

     Савонарола добивается отделения и основывает собственную тосканскую конгрегации во главе с монастырем св. Марка, станв ее начальником. В монастыре проводятся серьезные реформы: Савонарола  восстанавливает во всей строгости обет нищеты, вводит строгий устав, запрещает предметы роскоши и излишние украшения, дабы монахи занимались трудом, устраивает школы, где изучались живопись, архитектура и скульптура. Особое внимание было уделено образованию монахов. В монастыре преподавались философия, богословие и мораль, изучалось священное писание. Монахи занимались греческим, еврейским и другими восточными языками.

     Савонарола продолжал в еще более резкой форме обличать тиранию и разложение Медичи, и пророчески предсказывал их скорое падение.

     Вскоре, по причине трусости и малодушия Пьеро Медичи, французы становятся полными хозяевами тосканской территории. Это вызывает всеобщее возмущение, и всенародно принимается решение о низложении Медичи. Позор для всей династии был столь велик, что остававшиеся во Флоренции родственники Пьеро некоторое время даже желали сменить фамилию с Медичи на Пополяни.

     Флорентийцы попали в зависимость от Карла VIII, и ненавидели его лютой ненавистью.  В то же время, Пьеро Медичи нашел в короле своего союзника. О действиях бывшего флорентийского властителя, а также об их оценке наиболее ясно говорит одно из воззваний  правительства к народу: "Вследствие того, что Пьеро Медичи в своих тиранических стремлениях много раз делал посягательства на флорентийскую свободу, он объявлен... бунтовщиком, и поэтому, согласно законам, всякий безнаказанно может убить его. Так как он продолжает упорствовать в своей злой воле, возбуждает против нас не только сногих римских баронов, но и самого папу и почти всех правителей Италии, надеясь с их помощью уничтожить вашу свободу, присвоить себе ваши доходы, безчестить ваших жен и дочерей и вновь зажить той жизнью тирана, которой он и его предки столько времени мучили ваш город... Всякому, кто убьет названного Пьеро Медичи будет уплачено 4000 полновесных флоринов золотом." (282)

     Пьеро, шедший на Флоренцию с военной силой, оказался окружен со всех сторон, и вынужден снова бежать в Рим, надеясь найти там себе убежище.

     Попытка Пьеро Медичи не удалась как следствие ненависти, которую питали к нему "озлобленные" (партия противников Медичи и Савонаролы), и "плаксы" (партия сторонников идей Савонаролы ). Свою роль в очердном провале Пьеро Медичи сыграло и отсутствие согласия между его союзниками, на помощь которых он в основном и расчитывал.

     Во время Великого Поста 1497 года Савонарола в своих проповедях обвиняет Рим во всевозможных беззакониях.  Савонарола при этом заявлял, что он готов встать во главе движения, призванного сожействовать реформированию церкви.Одной из причин столь резких нападок Савонаролы на Рим были приходившие вол Флоренцию известия о новых интригах Медичи, которому покровительствовал сам папа.  (7)

     И себя, и народ Савонарола готовил теперь к последней борьбе, окончательно решив не обращать внимания на олучение и всю свою надежду возложив на Собор, который, по его убеждению, был необходим.

     После неудачной попытки проложить себе путь во Флоренцию оружием, Пьеро Медичи вернулся в Рим, где начал вести беспутную и развратную жизнь, не оставляя однако надежды вернуть во Флоренцию. (12)

     В флорентийской Синьории у него были союзнимки, и в конце апреля 1497 года  Пьеро Медичи предпринял новую попытку овладеть городом. Весть о приближении отряда Пьеро Медичи достигла города, вызвав смятение и беспорядки. Савонарола,  не принимавший уже активного участия в политической жизни, вновь проявил здесь свой пророческий дар, заявив, что Медичи подойдет к воротам и уйдет обратно, не достигнув никакого результата. (16)

     Так оно и вышло. Пьеро Медичи был вынужден поспешно отступить. После этой новой неудачи он уже потерял всякую надежду на возвращение во Флоренцию.

     Однако летом стало известно о новом заговоре. Пьеро Медичи собирался тайно овладеть городом в середине августа, однако этот план изначально был несбыточным.

     На этом противостояние Савонаролы и Медичи закончилось. Савонарола и без того уже далекий от активной политической жизни, вступил в конфликт с более достойным противником - папой Александром IV.

Заключение

    

     На наш взгляд, характеризуя противостояние Медичи и Савонаролы, слудует избегать однозначных оценок. И все же,  справедливо будет признать, что Савонарола – один из первых реформаторов в Европе – пал первой жертвой грядущей контрреформации. Следует отметить, что Савонарола не был единственным критиком католической церкви, в XV веке ему предшествовала антиклерикальная традиция Возрождения, элементы которой можно встретить уже у Данте, Петрарки и Боккаччо, она развивается Колуччо Салютати, Луиджи Марсилья, Поджо Браччолини, Леонардо Бруно Аретино, и в наиболее яркой форме проявилось в творчестве Лоренцо Валлы. (243 В.И. Рутенбург "Италия и Европа накануне нового времени" Наука, Л., 1974)

     А.Ф. Лосев, оценивая жизнь и деятельность Савонаролы, приходит к трем важным выводам:

 Во-первых, Савонарола, будучи представителем ортодоксии, впитал в себя передовые идеи Ренессанса и гуманизма, и оказался большим противником церковных и общественных язв, чем прямые противники церкви и государства. Во-вторых, враги Савонаролы не были гуманистами или возрожденцами, а тоже представляли ортодоксальное понимание церкви и государства. В третьих: гибель Савонаролы – не результат борьбы гуманизма с мракобесной ортодоксией, а результат борьбы развращенности и преступности высших слоев церкви и государства против демократически настроенного и гуманистически просвещенного человека. (581)

     Всё это было символом назревающей гибели возрожденческого понимания человеческих идеалов; благородное понимание человеческого самоутверждения переходит в склоку, месть и интригу. Но даже при таком положении Александру IV и его сторонникам не удалось вернуть Пьеро Медичи во Флоренцию. Возвращение династии Медичи, а вместе с ней  и присущего ей деспотизма, случилось лишь в 1512 году.

     По мнению А.Ф Лосева, существует множество разного рода фактов, игнорируемых либерально-буржуазными исследователями, рисующих Савонаролу как образцового гуманиста своего времени, который и всю средневековую ортодоксию преобразовал в стиле передового возрожденческого сознания. (573) Всё мракобесие Савонаролы сводится только к тому, что он не выносил психологического разврата, выраставшего вместе с гуманизмом, а все время оставался гуманистом в благородном и величавом смысле этого слова (575)

     Как указывает А.Ф. Лосев,  учение Савонаролы имеют право называть мракобесием только те, кто считает мракобесием вообще все христианство. Но либерально-буржуазные исследователи как раз не считают все христианство целиком мракобесием. А в таком случае нельзя считать мракобесием  и проповеди Савонаролы относительно искусства. Иначе пришлось бы признать мракобесием вообще всякие рассуждения о естественной человечности искусства вопреки его неестественно раздутым формам. (576)

     Гибель Савонаролы, сначала повешенного, а затем сожженного, является для нас не символом Ренессанса, но его глубокой развращенности, его общественно-политического и его неспособности быть длительным оформлением подлинно возрожденческого титанизма (568)

     Костер Савонаролы, пытавшегося создать на земле град человеческий, достойный человека, ознаменовал крушение при столкновении с реальностью немалой части гуманистической программы. (144 Эудженио Гарэн "Проблемы итальянского Возрождения", Прогресс, М., 1986)

     Савонарола присоединил свой религиозный пыл и мрачные пророчества к раздору между приверженцами Медичи и  его противниками, между бедными и богатыми, и его воззвания будут еще более суровыми в беспокойной атмосфере мира, сотрясаемого угрозами, встревоженного, неуверенного, находящегося на пороге перемен, последствия которых нельзя предвидеть. (322 Эудженио Гарэн "Проблемы итальянского Возрождения", Прогресс, М., 1986).

Список литературы

Культура Возрождения и общество. Сб. науч. Трудов. М., Наука, 1986г.

     Л.М. Брагина Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в.

Культура Возрождения и общество. Сб. науч. Трудов. М., Наука, 1986г.

     Е.В. Бернадская Гуманизм и политическая практика итальянских государств. (конец XVI –XV в.)

А.Ф. Лосев Эстетика Возрождения Москва, "Мысль", 1982

В.И. Рутенбург "Италия и Европа накануне нового времени" Наука, Л., 1974

Эудженио Гарэн "Проблемы итальянского Возрождения", Прогресс, М., 1986



ЛГУ. Ученые записки. Серия исторических наук. Выпуск 12. Л., 1941

     М.А. Гуковский  "Заметки и материалы по истории рода Медичи (II)"

П. Виллари "Джироламо Савонарола и его время": пер. с ит.:/Репринт с изд. 1913 – М.: Ладщомир, 1995 г.

Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. - Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1998




[1] Культура Возрождения и общество. Сб.науч.Тр. М.: Наука, 1986


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!