Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты 'Правда' в социально-психолог...
Омский
Государственный Университет
Кафедра
современной отечественной истории.
Курсовая
работа
Тема: Внутриполитическая
пропаганда в СССР 1935-1939годов:
Материалы
газеты " Правда " в социально-психологическом
аспекте
проблемы.
Выполнил: Романенко Т.Л.
Научный руководитель
к.и.н. АЛИСОВ Д.А.
ОМСК-1995.
Содержание.
Введение .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .3
Пропаганда
и газета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Партия и
пропаганда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Социально-психологическое
содержание
центрального органа страны . . . . . . . . . . 25
Заключение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Список
использованных источников и литературы . . . 39
Введение.
Российская история всегда представляла
интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя.
Народ и государство , религия и общество во все времена , будь то ранняя
история или современность , настолько занимательны , что выбор периода для
исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из
них можно наблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться
на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых,
всегда интересно общество , стремящееся к совершенству , и одним из таких
обществ является российское. Именно тот особый путь по которому шла Россия для
достижения этой цели , представляющий собою тайну , которую пытается
раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому ,
что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для
будущего просто необходимо иметь прошлое , как можно более богатое событиями и
происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки ,
которые не должны быть вновь совершены.
Подходящим временным отрезком для
познания и осознания служит так называемый период " сталинского
тоталитаризма ",выросшего на абсолютно гуманистической идее построения
лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории
централизованно-террористической системы с гигантской и чрезвычайно
разветвленной сетью лагерей и общих могильников. Миллионы ни в чем не повинных
людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся
Советский Союз.
Почему же идея коммунистического
строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества
, породила такую жесточайшую систему ? И почему эта самая система смогла
просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической
науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться
еще долгое время.
В данной работе не будет попытки ответить
на оба эти вопроса целиком , но будет как можно яснее описан механизм ,
поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые
года. Причина же выбора периода 1937 - 1939 годов в том , что , очевидно ,
именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы террора в
советском государстве. Этопик развития не только государственности
тоталитарного типа , но и крайняя степень развития советского общества образца
двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время
и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ;
подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям , со стороны обратной.
Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за
счет миллионов заключенных , работавших на самых тяжелых работах , но в то же
время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в
массах , готовых перевернуть горы для собственной Родины.
И для того , чтобы разобраться в этом
парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной
жизни в тот период - к идеологии.
"Идеология - это система взглядов и
идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и
друг к другу , социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели (
программы ) социальной деятельности , направленной на закрепление или
изменение ( развитие ) данных общественных отношений," - такое толкование
идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют
формулировки авторов , разрабатывавших данную тему. Все они как правило
сходятся во мнении о том , что " ... идеология - это такое
систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы
определенного класса..."(1)- как пишет по этому поводу В.Иванов ,
а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядов поддерживает его, говоря, что:
"Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или
социальной группы."(2)
Таково было мнение ученых относительно
идеологии в 60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков
А., заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной
социальной общности... Она может содержать и содержит в себе объективное
выражение ( и отражение ) интересов социальной группы , класса ,
профессионального сословия и др."(3) Как мы можем увидеть , в каждом из
этих определений , сформулированных в различные годы , присутствует указание
на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и
обратим внимание , поскольку для нас особый интерес представляет общество в
целом , а значит и те классы, из которых оно состоит.
"Классы общественные - ссылается
на В.И.Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие
группы людей, различающиеся по их месту в ... системе общественного
производства... - а также -...по их роли в общественной организации труда ,
а следовательно , по размерам той доли общественного богатства , которой они
располагают." Это очевидно и спорить не приходится , не менее очевидно и
то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов
" органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не
включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем
не по этой схеме , хотя социализм все же был
объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров
трудового народа , именовавшая себя " советской властью ".
"Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью
государственно-партийной бюрократии," (4)- пишет А.П.Бутенко , и
необходимо добавить , что эта самая бюрократия составляла значительную армию
людей , занимавшихся совершенно номинальной работой , которую в здоровом
государстве трудно и представить. При этом огромный процент населения трудился
в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля
национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни
властьимущих , а также для поддержания
стабильности и устойчивости существующего положения.
Таким образом , можно говорить о прослойке
, и даже целом классе , имеющем , без сомнения , собственную идеологию:
собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим
образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о
коммунистическом обществе. Верить в то, что коммунизм можно построить на
костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило
советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость
создания и распространения массовой идеологии , как можно более подходящей
для советских граждан. Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала
замечательная идея , разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но
идею вырабатывали еще гуманисты средневековья , совершенно не склонные к
насилию , и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно
поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей.
Сталину это легко удалось , поскольку он
мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации , созданной еще
первым поколением большевиков. Они достаточно хорошо понимали , что
"...информация не является чем-то самостоятельным , не представляет
собой нечто абсолютное - заявляет Г.Клаус - , но имеет информационный характер
только в отношении к системе , воспринимающей информацию."(5) А в то же
время- " ... Информировать другие системы - это лишь особая форма
управления,"(6) поскольку " ... Информация - это используемая для
управления сторона отражения , упорядоченное изменение,"(7)-как пишет Н.И.
Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что
"...Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия
информации и управления соотносительны."(8)
Французский исследователь Поль
Лайнбаджер писал: "...Информация становится пропагандой , если лицо ,
публикующее ее , преследует какие-либо цели,"(9)- а о целях сталинского
режима мы уже говорили. Но теперь необходимо представить : какие же
результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для
какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще
множество методов и приемов пропаганды и агитации , которые можно
использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования
, а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной
работе.
1) Иванов В. Идеология: характер и
закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25.
2) Ядов В.А. Идеология как форма духовной
деятельности общества. -Л.: Лениздат, 1961.-С.234.
3) Колеватов В.,Носков А. Идеология:
ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ?// Коммунист. 1991.
N4. С.43.
4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд
философа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155.
5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда за
фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23.
6) Там же:с.26.
7) Там же.
8) Там же.
9) Там же:с.27.
Глава
1. Пропаганда и газета.
Для того , чтобы идеология ( любая
идеология ) могла существовать , необходима поддержка миллионов людей ,
нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ .
Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи , чтобы существовать в виде
идеологии , должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться
среди людей."(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего
"... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает
информировать без определенной цели и считает возможным
взаимоотношение такого характера , тем самым уже провозгласил цель,"-
сообщает F.Fatorello(2), и с этим трудно не согласиться. Применительно к
пропаганде это может обозначать то , что даже самая нейтральная информация
носит в себе какую-либо цель,
но ведь , говоря словами P.Lianbuger'а ,
"... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее ,
преследует какие-либо цели."(3) Значит , любая информация является
пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы
советских исследователей.
В.И.Бровик и И.В.Попович пишут:
"...Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его
содержания , без учета особенностей его как определенного процесса. Если
свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации
присущи материи лишь на таком уровне ее организации , на котором возникают
процессы управления."(4) Это может означать лишь то , что человек
получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных ,
содержательных характеристик , но в таком случае процессы управления возникают
в социальной информации - а также в математических и
естественнонаучных теориях.(5) Но разница между социальной и
естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации
социальной и смысловой. "Смысловая информация по своему характеру
является социальной , так как она возникает в процессе общения людей и
отражает факты , события , явления..."(6) В свою очередь , математическая
и иные информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической
информации (7), что формально отделяет их от социальной сферы. Из этого
можно сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации ,
которая является одним из видов социальной.
Таким образом , политическая информация
существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в
информации присутствуют одни лишь цифры , она теряет свой социальный , а
значит и политический аспекты.
Несколько слов необходимо сказать об
основных принципах политической информации." Условно принципы
политической информации можно разделить на две группы. Первую из них
составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации
, ее направленность. Это - научность , партийность , всесторонность
информирования , его связь с жизнью... Вторую группу образуют принципы ,
обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную
и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность ,
популярность , доходчивость информирования и др."(8) Кроме того ,
хотелось бы выделить "...Приемственность - важнейший принцип
политического информирования. Он требует такого построения информационного
материала , при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с тем
подготавливает восприятие будущего."(9)
Теперь обратимся к принципам работы
политической информации. В общих чертах "...процесс политической
информации представляет собой единство двух встречных потоков информации:
сверху - вниз и снизу - вверх."(10) Воздействие на общественное мнение
- это то , что является первым из потоков,-"... происходит , во-первых ,
путем прямого и непосредственного влияния политической информации на
общественное мнение; во-вторых , путем опосредованного воздействия на те
явления и факты сознания, психику людей , которые способствуют процессу
формирования общественного мнения как социально психологического феномена
(потребности , интересы , установки , ценностные ориентации и
др.)."(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной
связи - после приема информации у реципиента появляются какие-то эмоции ,
отклики , поступающие к информатору.
П.М.Якобсон описывает это
так:"...когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть
чувства личности , то воспринятое содержание становится не толькло предметом
размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для
новых желаний и устремлений."(12) Таковы основные принципы работы
политинформации , а как известно "...Значение осведомительно -
информационной работы состоит...в том , что без нее идеологический процесс
не может даже начаться , он немыслим без нее."(13) Но кроме того
"...Политическая информация это составная часть и база
агитационно-массовой работы...", а значит и пропаганды , без которой
идеология не может существовать.
" Идеология с
помощью пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику
господствующего класса как целесообразную и обоснованную , имеющей статус
теоретической , научно обоснованной , мировоззренческой оправданности
,"- пишет Гуревич в своей работе.(14), а В. Ф.Правоторов , в
подтверждение этой мысли , говорит , что "... пропаганда - это
деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных
классов , партий и государств."(15) При всем , необходимо
добавить к словам данных авторов , что несмотря на казалось бы пассивную роль
пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом
деле является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической
системы.
Безусловно пропаганда не
может обойтись без идей , но с другой стороны идеология , особенно в условиях
ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.
Конечно же существует и более широкое
значение термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные
его отношения. " В самом широком смысле под пропагандой подразумевается
особый род социальной деятельности , основная функция которой состоит в
распространении политических , философских , научных , технических знаний ,
художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных
взглядов , представлений и эмоциональных состояний , оказания влияния на
поведение людей."(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом , то
несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого
предмета , формы или образа , на это стоит обратить внимание поскольку в
дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам ,
фотографиям , рисункам. Пока же вновь обратим внимание на сам термин "
пропаганда".
" Слово "пропаганда" -
исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности ,
которая используется различными классами , партиями и государствами для
целенаправленного распространения своих идей , воззрений и ценностей с
целью оказать воздействие на мировозренчекие представления , социальную
ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей,"(17) - пишет
Гуревич. Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания
пропаганды как теоретического понятия представить точки зрения различных
авторов , и мы последуем за ним , поскольку без этого может возникнуть
некоторая неопределенность при работе с самим термином.
При первом взгляде на различные
определения пропаганды , которые дают буржуазные исследователи , может
показаться , что они абсолютно тождественны. В самых общих чертах
пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию
индивида , распространение определенных идей и представлений. Именно эта
сторона процесса и зафиксирована в расшифровке термина , которую
предлагают американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они
пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она
представляет собой попытку влиять на поведение , воздействуя с помощью
средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией смысла
и значения окружающего мира".(18) С этой точкой зрения нельзя не
согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на
политическую пропаганду , а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости.
Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном ,
повседневном и практическом. Нас же более интересуют политический и
психологический моменты.
В американской социологии содержится
попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими
видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что
" образование в отличие от пропаганды распространяет результаты познания
, т.е. такие представления , которые не носят противоречивого характера ,
одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые
представления , в том числе и социального содержания , вызывают разное
отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже
сфера пропаганды ".(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает
один спорный момент , который хотелось бы разрешить. Проблема в том , что
американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах ,
особенно в 30-е годы, и никогда не воспринимали тяжесть пропаганды на
школьной парте или в аудитории. В обществе , где математика носит классовый
характер даже представления , не носящие противоречивого характера , могут
носить пропагандистский оттенок. Продолжив эту
дискуссию обратимся к мнению другого
специалиста. Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на
установку большого числа людей по противоречивым вопросам. По мнению
американского политолога , нейтральное распространение взглядов не является
пропагандой. Такой же точки зрения придерживается Davies I. Однако правомерно
поставить вопрос , какое распространение взглядов можно считать нейтральными
, чтобы почувствовать абстрактность такого подхода.(20)
Французские исследователи Haratonic P.L. и
Moran T.P. понимают пропаганду не как распространение конкретной
"ортодокссии" , а как совокупность определенных структур ,
абстрактных символов , влияющих на человеческое восприятие , мышление и
поведение. Иначе говоря , пропаганда сводится к символическому отражению
мира. Не подлежит сомнению тот факт , что средства массовой информации
пользуются разработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто
пропаганда вообще лишена идеологического и теоретического содержания - пишет
Гуревич.(21)
Разумеется, в этих определениях
фиксируются определенные грани пропагандистского процесса , но вместе с тем
содержится конкретная тенденция: замаскировать политические цели пропаганды ,
свести ее к абстрактному просвещению , коммуникации или к акту символизации.
При этом пропаганда нередко понимается настолько расширительно , что включает
в себя фактически всю общественную жизнь. Так , английский историк Thomson O.,
полемизируя с Lasswell'ом , предлагает следующее определение: " К
пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи образов , идей или
информации , которые влияют на человеческое поведение , взятое с его активной
или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и коммуникации
".(22) Таким образом , для зарубежных специалистов характерны две
основные точки зрения: во-первых , представление о пропаганде как о влиянии
на установку большого числа людей по " спорным вопросам ", при
этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов , вторая
позиция заключается в представлении пропаганды в виде любых средств внедрения
и передачи информации , влияющей на человеческое поведение.
Но наиболее приемлемым определением , с
моей точки зрения , является формула В.Соковнина , который в 1968 году
писал:"...Одной из форм общения , специально служащей для
распространения идеологических взглядов , является пропаганда."(23) Без
всякого сомнения пропаганда - это форма общения , и подтверждение мы находим в
работе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв пишет:"...Одна из
основных функций пропаганды состоит в оказании идеологического и социально -
психологического воздействия , которое предпологает общение в
специализированной форме социального взаимодействия тех , кто создает
пропагандистские тексты , с теми , кто их воспринимает."(24) Примем же на
веру данное утверждение и попытаемся впоследствии проследить это общение на
примере "Правды".
Само собой , возникает вопрос - почему
именно печать является объектом нашего исследования ? Ответ состоит в том ,
что печатная пропаганда являлась наиболее эффективным средством
пропагандистского воздействия в 30-е годы. После признания несостоятельности
кружкового и индивидуального методов в 1939 году , ЦК в лице тов. Сталина
рекомендовал "...сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати и
организации лекционной системы пропаганды..."(25) Эти два вида
пропаганды и стали основными на многие годы , но предпочтение всегда
отдавалось печатной пропаганде , поскольку за ней было чисто психологическое
преимущество. По наблюдениям психологов , человек способен внимательно
прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов , а выслушать лишь 9 тысяч.(26)
Сие и предопределило главенствующие позиции печати в деле пропагандирования.
Кроме того , метод печатной пропаганды дает возможность использовать прием
нейтрального информирования , дающий прекрасные результаты. Таковы основные
критерии выбора печати , как объекта исследования , а
сейчас необходимо разрешить еще одну важную
проблему терминологического плана - проблему соотношения пропаганды и
агитации в печати.
Хорошо разработан этот момент в работе
В.А.Шандры , который различает понятия пропаганды и агитации. Он
пишет:"... для пропаганды характерен акцент на просвещение , имеющее целью
вооружить трудящихся системой политических знаний..." Агитация же
"...Опирается преимущественно на разъяснение. В агитации также
присутствует элемент просвещения , но он не определяет ее сущности."(27)
Кроме того , автор обращает внимание на то , что "... предметом
печатной партийной пропаганды являются актуальные аспекты социальных теорий и
общественно-исторической практики."(28) А агитация
"...обеспечивает идеологически решение ближайших , тактических задач
партии и народа."(29) Таким образом , мы можем говорить о разделении
пропаганды и агитации по характеру задач: пропаганда ведает стратегией в
распространении идеологии , агитация занимается тактикой. Но чего же больше в
советской прессе 30-х годов ? В этом мы постараемся разобраться в III главе.
1) Соковнин В.
Человеческое общение и идеология./ Идеология и общественная психология.-
Фрунзе, 1968.-С.97.
2) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за
фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.22.
3) Там же, с.27.
4) Цит. по: Политическая информация.
Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.
5) Там же, с.10.
6) Политическая информация.-М.: Политиздат,
1973.-С.10.
7) Там же, с.9.
8) Политическая информация. Некоторые
вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.
10) Там же, с.24.
11) Там же.
12) Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в
пропагандистском воздействии./ Проблемы социальной психологии и
пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.
13) Политическая информация. Некоторые
вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.
14) Гуревич П.С. Пропаганда в
идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.
15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.//
Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.
16) Там же.
17) Гуревич П.С. Пропаганда в
идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.
18) Там же, с.101.
19) Там же.
20) Там же, с.102.
21) Там же.
22) Там же.
23) Соковнин В. Человеческое общение и
идеология. / Идеология и прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.
24) Базылев Б.П. О специфике употребления
слова в системе буржуазной пропаганды./ Язык и стиль буржуазной
пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.
25) Цит. по: Большевистская печать.-М.:
Политиздат, 1940.- С.359.
26) См. Проблемы социальной психологии и
пропаганда.-М : Политиздат, 1971.
27) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь:
вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.29
28) Там же, с.25.
29) Там же, с.30.
Глава
II. Партия и пропаганда.
В период своего правления сталинское
правительство хорошо помня слова Ленина о том , что " ...Мало ведь
назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать
так , чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать ,
что мы идем впереди,"(1)- основательно
занималось проблемой пропаганды и агитации , поскольку от того , что увидят
" остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно
зависела устойчивость позиций административно-командной системы.
Без пропагандистского
воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский
колосс с совершенно парадоксальной структурой управления , противоречивой
социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и
трудно , поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации , в
которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации
, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между
собой и социальной действительностью,"(2) - свидетельствует Н.Л.Элива.
И это прекрасно подходит режиму , так как информация , как мы уже говорили
полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей
, используя их в собственных целях.
И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году
отмечал: " Есть еще одна область партийной работы , очень важная и
очень ответственная , по линии которой осуществлялось за отчетный период
укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и
агитация , устная и печатная , работа по воспитанию членов партии и кадров
партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к
действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень
ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях
внутренней политики , будь то образование , производство или социальная
сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - "...
пропагандировать , и организовывать , и агитировать наиболее доступно, наиболее
понятно , наиболее ясно и живо..."(4)
Но для того , чтобы проводить работу
наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой
пропаганды , которая "... обращается не только к жизненным убеждениям
человека , к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму
человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных
и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека , агента группы
или представителя того или иного класса не может быть описано через
характеристику тех идей , носителем которых выступает данная личность. Людям
присущи определенные интересы и потребности , ожидания и идеалы, настроения и
перживания , иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность
не только познает , она переживает , анализирует , вырабатывает жизненную
позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических
механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только
адресность , но и присущие им многослойность , конкретность,"(5)-
выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о
переживаниях советских граждан , но по поводу настроений , ожиданий ,
иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью
уж они то находились под постоянным наблюдением.
Наблюдения за поведением народа ,
проводившееся в подвалах НКВД , особистами на промпредприятиях и в армии ,
стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки ,
стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию.
Но об это мы будем говорить ниже , а пока вернемся к отношению пропаганды и
государства.
Все ,что необходимо
, для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального
органа , занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой.
Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений
, как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях
произошло в 1939 году , когда было создано управление пропаганды и агитации при
ЦК ВКП(б).
В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов
говорил:" Для того , чтобы успешно руководить делом марксистско -
ленинской пропаганды в партии и государстве , для того , чтобы успешно
решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных
кадров , ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде
Управления пропаганды и агитации , сосредотачивающего всю работу по печатной
и устной пропаганде и агитации."(6)
Оно должно было , по словам Сталина:
"...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и
объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с
организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой
республики , краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера должна
была решить основную задачу партийной пропаганды , которая "...
состоит в том , чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть
марксистско - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о
законах развития общества , в то же время , претерпела коренные изменения и
мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не
замечал , поскольку та самая пропаганда , несшая науку в кадры , влияла
и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее ( науку ) в массы.
Даже директивы высших чинов во властных структурах , направленные вниз
превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия , ибо
информация , подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна.
Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности , используя весьма
практичные методы , например аресты , пытки , осуждения и казни. Была , правда
, и мягкая мера - исключение из партии , которая впрочем приводила к тому же.
В конце концов , для верхушки
тоталитарного режима , хоть и с хорошо поставленной пропагандистской
работой в массах , особую опасность представляет прослойка мелких
управленцев , которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину
удалось пресечь эти тенденции , используя превосходное средство - террор.
Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам ,
которые , правда , иногда затрагивали и высших чиновников , а также рядовых
членов партии. Это была необходимая профилактика страховка , и сегодня можно
достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер , поскольку есть
возможность сравнивать правление Сталина , продержавшегося у руля с три
десятка лет и период властвования Никиты Хрущева , смещенного со своего поста.
Так или иначе , партия как и "...
социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения
масс , призванную развивать их общественное сознание и активизировать их
историческую деятельность."(9) Политическое просвещение , одновременно
с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности
создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство
признаков того явления , которое советские политологи 70-х обнаружили на
Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить
и в СССР. Правда , " массовая культура , советского пошиба отличается
большей абстрактностью , отсутствием бытового момента , мы строили коммунизм и
было некогда думать о себе , но она так же "... эксплуатирует
психологические механизмы людей , их потребности в галлюцинаторном воплощении
своей мечты , в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но
действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости -
в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и
реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.
Именно стремление скрыть кричащие
противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально
эффективных средств создания " массовой культуры ". По сему , для
скорейшего достижения заданной цели , все шире используются средства
массовой информации и пропаганды , главной особенностью которых является
всеохватность (11)." Средства массовой информации и пропаганды не знают
себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это
прекрасно понимал и Ленин , писавший "...Газета может и должна быть
идейным руководителем партии , развивать теоретические истины , тактическое
положения , общие организационные идеи , общие задачи всей партии в тот или
другой момент."(13) Без всякого сомнения , помимо печатной пропаганды
существует необходимость и в других видах , но именно печать должна была стать
лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения ,
поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот
лишь факт , что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч
слов, а выслушать только 9 тысяч , говорит о многом. Да ко всему прочему
практически неограниченные возможности воздействия как временные , так и
пространственные привели к широкому распространению печатной продукции.
Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939
года:"...Расширяется печатная пропаганда , имеющая решающее значение в
постановке пропагандистской работы."(14)
Л.М.Каганович , выступая 14 сентября
1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть
системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе
может получиться как бы флюс - второстепенные , малозначительные вопросы
получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в
тени. Чтобы избежать этого , следует ввести в газетах определенные разделы
, в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и
заметки."(15) Какая трогательная забота о читателе , не иначе как у товарища
Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации , к размещению
оной на страницах ( об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и
советы по информированию:"... Газета должна выделять главный вопрос и
бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,"(16)-
сообщает он , выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году
В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то , что нарком сказал в
1938: "...Действенность , эффективность пропаганды во многом определяется
актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный фактор
повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы
нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов , а в качестве.
Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь
цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,"-
(18)говорит он.
Таким образом , мы могли увидеть
некоторые существенные стороны проблемы. Налицо и заинтересованность режима в массовом
пропагандировании , и прямое участие высших должностных лиц в этом процессе
, а также хорошо виден процесс централизации в структурах пропаганды и
агитации.
1) Ленин В.И. Что делать
? / ПСС.Т.6.с.83-84.
2) Элива Н.Л. Исследование мышления в
советской психологии.-М.: Наука, 1966.-с.40.
3) Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII
съезде о работе ЦК ВКП(б) 10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.:
Политиздат, 1940.-с.358.
4) Ленин В.И. / ПСС.Т.41.с.95.
5) Гуревич П.С. Пропаганда в
идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.-с.234.
6) Цит. по: Большевистская
печать.-М.: Политиздат, 1940.-с.361.
7) Сталин И.В. Указ. соч.,с.359.
8) Там же.
9) Гуревич П.С. Указ. соч.,с.235.
10) Там же: с.252.
11) Средства массовой информации и
пропаганды.-М.: Политиздат, 1984.-с.65.
12) Там же: с.66.
13) Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших
организационных задачах./ ПСС.Т.7.с.8.
14) Цит. по: Большевистская печать.-М.:
Политиздат, 1940.-с.361.
15) Там же: с.355.
16) Там же.
17) Шандра В.А. Газета , пропаганда ,
жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-с.18.
18) Цит. по: Большевистская печать.-М.:
Политиздат, 1940.- с.356.
Глава III. Социально-психологическое
содержание центрального
органа страны.
Прежде чем говорить о содержании "
Правды " и о действии этого содержания на массовое сознание
необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность
идеологического воздействия. Она ( эффективность ) "...в решающей
степени определяется умелым сочетанием теоретической и организационной
деятельности , пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу
В.А.Шандра. Именно поэтому при при разработке методов воздействия любой
мало-мальски уважающей себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные
моменты. И прежде всего внимание должно быть обращено к человеку , который
"... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева
,-представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств, воплощающих
черты общественной среды , а также конкретной среды , которая его окружает
( его "микросреды") , специфичность его исторического опыта ,
наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной
степенью активности , избирательностью по отношению к общей и конкретной среде
, к требованиям и принципам социальной идеологии."(2) Такое сложное
определение, разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения
, в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно:
"...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии , если эти
советы не совпадают с тем , чему их учит опыт собственной жизни."(3)
Таким образом любая пропаганда , которая
"...ставит своей целью формирование взглядов людей , их мировоззрения ,
убеждений и побуждение их к определенным практическим действиям на основе
этих взглядов и убеждений..."(4), и особенно пропаганда , от которой
зависит судьба идеологии , просто обязана обращаться к отдельным личностям. В
работах советских исследователей этот механизм хорошо описан применительно к
системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит
так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией
персонификации. Она предлагает аудитории многочисленные варианты ,
позволяющие отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров
, мстителей. Глубокое внутреннее влечение человека к осознанию собственного
"Я" подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным
самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой манипулятивной
пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и
антисоветская , но если внимательно проследить , то будет заметно
значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и
советских структур политического информирования , которые собственно и
являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже
приведенного примера - метода персонификации.
В советской пропаганде 30-х годов он
применялся в довольно -таки парадоксальной форме. С одной стороны , режим
проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно
столько же прав как и любой другой , но с другой стороны , в обществе
произошло четкое разделение на своих и чужих. Но в этом парадоксе нет ничего
странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их
основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает
тактикой. Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи
о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих , которые как
правило с детства работали на шахтах и заводах , затем воевали с белыми и ,
наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде
крестьянства и рабочих воспринимают эти материалы и возникает обратная реакция
служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации.
Использование метода персонификации запускает цепную реакцию
пропагандирования. В редакцию газеты приходят письма читателей. Эти
материалы исключают практику фальсификации , поскольку они , с точки зрения
пропаганды , совершенны; в них присутствует четко выраженная направленность к
различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика
(полувеком позже Шандра напишет: "...наряду с теоретико -
пропагандистскими материалами , которые рассчитаны на массовую аудиторию
, в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным
специальным группам , максимально созвучные их интересам ,
потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики
этих материалов - это искренность и , в то же время , лояльность и даже , как
правило , любовь к режиму. Примером для сказанного может служить подборка
писем в "Правде" от 1 января 1937 года под общим заголовком
"Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание
текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку ,
которая представляет из себя "...звено , образующееся в системе взаимодействия
индивида с внешним миром, взаимодействие , начинающееся с воздействия
внешнего мира на индивида, субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам:
таким , как "...Употребление в речи нескольких синонимов из одного
синонимического ряда, - которое,- способствует усилению смысла сказанного ,
" нагнетанию " основного семантического оттенка данного
ряда..." (9) (" благополучный" ," удача" ,"
успех" , "полный счастья" ," счастливо" ,"
счастливый" и наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого
ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина
"," народная демократия", "лучшее государство",
"коммунистическая партия" и др.) , приводит к появлению установки у
читателей данных материалов , направленной на восприятие советской
действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В
соответствии с усвоенными установками люди реагируют положительно или
отрицательно на все , что так или иначе касается их или как-нибудь
затрагивает их интересы , их осознанные или бессознательные влечения , их
ценности."(10) Именно поэтому существует столь очевидное направленность
на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой
действительности , как к наиболее совершенному варианту. Та же тенденция
прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем
очень яркого , хотелось бы привести слова художника , которые долго блуждали
по страницам прессы. "...Я глубоко верю в большое искусство наших
дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят
наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ? Яркие порывы , титанические
размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных
каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс."(11)
Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда
этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют
материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные
советскому государству, причем в этих материалах прослеживается тесная связь
пушкинской поэзии и сталинского искусства. Появляется мысль о том , что
Александр Сергеевич, без всякого сомнения, стал бы лауреатом сталинской
премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени экспрессивности
("яркие порывы", "титанические размахи", "героическая
борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.),
использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения,
употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении четкой
установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.
"Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,-
это представление или образ , которые схватывают то или иное явление в целом
, сразу , без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует особый
механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть
установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта
предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных
социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций
субъекта."(14)
"Стереотип , как всякое психическое
образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и
отношения , из которых то одно , то другое выступает в качестве
преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной
пропаганде сталинского режима знание находится в состоянии подчинения к
отношению , поскольку государство обладало монополией на информацию. Но
существует закономерность - "...двуединая структура стереотипа
(отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания
субъекта. Чем выше образованность осведомленность и сознательность человека,
тем лучше он понимает , чьим интересам соответствует пропагандистский
материал."(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и
осведомленности на страницах "Правды"?
Для начала обратимся к газетным материалам
, посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира
конечно же было посвящено событиям в Испании , боевые действия находили
широкое отражение на страницах прессы всего мира и "Правда" не
являлась исключением. Около 17% материалов относились к зарубежным новостям,
и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных , было отдано под
"испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза
существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна
могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических
государств. Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь ,
для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же
недостатка не ощущалось, особенно среди офицеров НКВД. А в это время в
советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей
которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке
массами политики правительства.
В этой работе хорошо помогают такие методы
, как нейтральное пропагандирование ( в газете появляются факты и события ,
сообщение о которых получены из нейтральных источников), метод драматизации
фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам
и событиям более выразительной окраски), кроме того широко распространено
комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в
угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта. Это
замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что "...Факт - еще
не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь
настоящую правду. Нельзя жарить курицу вместе с перьями ,- продолжает он,-
...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта , нужно уметь
извлекать из факта смысл."(17) "... Факт действительности - это
завершенный или незавершенный процесс взаимодействия вещей , предметов ,
систем, а процесс противоречив , так как одновременно содержит в себе и
момент изменчивости и момент устойчивости."(18) Из-за этого противоречия
появляется возможность воздействия фактами на общественное сознание. И даже
не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных , которые
" ... в каждом случае будут абсолютно верны . За их достоверность можно
ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в
целом , делает их пропагандой."(19)
Комментарий же является одной из наиболее
сильных сторон сталинской пропаганды. Пронин говорит: "... комментарий
можно понимать в узком смысле как прямое повышение однозначности и
увеличения информационной избыточности в сообщении , иными словами ,-
сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом; комментирование
же , понимаемое широко ,- это отбор и знаковое кодирование информации."(20)
Прекрасно это заметно на примере материалов "Правды", посвященных
судебным процессам по делам "изменников и предателей Родины".
Присутствие на ее страницах гневных , ругательных материалов понятно ,
как-никак обвинение в измене , но где же статьи о предыдущей работе этих
людей , а они были далеко не рядовыми в партии. Не может же быть такого ,
чтобы Радек, Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие "государственные
преступники" на протяжении десятков лет совершали лишь преступления , причем
безнаказанно. Но так или иначе , в номерах "Правды" с 21 по 30
января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.(21)
Зато присутствует большое количество
прекрасных , с пропагандистской точки зрения, обличительных статей ,
выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие
выразительные формулы , которые недоступны для буржуазной прессы и поныне.
"Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники", "продавцы народной
крови", "подлейшие из подлых" и т.д. Произошло
лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике называется
актуализацией значения путем наполнения старого слова (формы) новым
содержанием.(22) А при этом следует помнить , что "...Семантическая
структура слова связана с различными категориями психики человека, а
следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме
разного рода коннотаций оценочных, контекстуальных , стилистических ,
культурных и идеологических.- сфера субъективного , ко всему прочему, - может
выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических,
стилистических и даже текстовых."(23)
Такие свойства средств языка в политике
приводят к тому , что образуется "...языковое поле , которое объединяет
ключевые политические термины и символы (миф) , название доктрин , специальную
политическую лексику , слова-лозунги."(24) Это языковое поле существовало
и в советской политической системе. И более того , оно переросло в
"...Политический язык - основной язык пропаганды."(25) Lasswell
H. полагал , что "...Нельзя политические идеи преподносить в произвольной
форме , она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда
политический язык приобретает строгие нормы , эффект воздействия будет
достаточным."(26) Этого можно достичь при помощи "политического
мифа", а каждый "политический миф" состоит из большего или
меньшего числа "политических формул". С помощью "ключевых
символов" и "лозунгов" пропагандист (коммуникатор) и обрушивает
на массы поток "политических формул"."(27) Несколько
опережая Lasswell'а,об этом говорил Луначарский: "... Если для данного
времени имеется какой-то лозунг , надо его до дна довести и совершенно
пропитать этим лозунгом сознание той среды , к которой вы обращаетесь."(28)
Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот совет , насыщая лозунгами
каждую пядь газетной полосы. При этом в лозунгах присутствует прежняя
тенденция , характерная для пропаганды в целом - крайняя степень
экспрессивности , доведенная до полуистерии. Даже за , казалось бы ,
нейтральной фразой "За большевистский стиль руководства" скрывается
выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка
подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина. А что уж говорить о таких лозунгах
, как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие фашистам",
"Раздавить гадину" и т.п. , да еще если учесть , что они выдвинуты
простыми людьми сталеварами и колхозниками.(29) Вот и приходили в редакцию
газеты все новые и новые отклики , продолжала действовать установка перерастая
в прочный стереотип. И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину,
Рыкову, Раковскому, Ягоде и многим другим , потому что "партия всегда
права".
А права партия (вернее Сталин) всегда
потому , что вовремя использовала нужные формулы , для создания
"политического мифа" о непогрешимости и "святости"
товарища Сталина , а вот Бухарин , например , будучи хорошим теоретиком , но
слабым практиком , не сумел. Сталин оказался хитрее и практичнее всех
своих "товарищей" - он вовремя понял и использовал суть пропаганды и
уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля. Это-то и помогло
Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из
смертных.
1) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь:
вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.25.
2) Афанасьев В.Г. Социальная информация и
управление обществом.-М.: Политиздат, 1975.-С.398.
3) Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу.
22 мая (4 июня) 1917г./ ПСС.Т.32.С.178.
4) Свечников П.В. У истоков партийной
пропаганды.- М.: Московский рабочий, 1978.-С.110.
6) Шандра В.А. Указ. соч., с.63.
7) См.: "Правда" от 1 января
1937г.
8) Цит. по: Проблемы социальной психологии
и пропаганды. М.: Политиздат, 1971.-С.38.
9) Стриженко А.А. Основные
закономерности использования языка в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль
буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.20.
10) Цит. по: Проблемы социальной психологии
и пропаганды. -М.: Политиздат, 1971.-С.38.
11) Цит. по: Парамонов А.В.,Червонная С.М.
Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-С.69.
12) См.: "Правда" от 9-12 февраля
1937г.
13) Артемов В.Л. Правда о неправде.
Критические очерки по современной империалистической антисоветской
пропаганде.-М.: Политиздат, 1984.-С.201.
14) Там же, с.213.
15) Артемов В.Л. Объективная природа
стереотипов и их использование империалистической пропагандой./ Проблемы
социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.95.
16) Там же, с.102.
17) Цит. по: Володин Цифры и факты. Как их
использовать. М.: Политиздат, 1968.-С.9.
18) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом
новостей.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.29.
19) Там же, с.28.
20) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за
фасадом новостей... С.30.
21) См. "Правда" от 21-30 января
1937г.
22) См. Язык и стиль буржуазной
пропаганды.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-С.15.
23) Стриженко А.А. Язык и идеологическая
борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988.-С.15.
24) Там же, с.7.
25) Ермоленко Д.В. Пропаганда и семантика./
Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.49.
26) Цит. по: Проблемы социальной психологии
и пропаганды.- М.: Политиздат, 1971.-С.50.
27) Там же.
28) Цит. по: Нестеренко Ф.П. Пропаганда
советского образа жизни в печати.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.8.
29) См. "Правда" от 28 января
1937г.
Заключение.
Подводя итог работе , можно говорить о том
, что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение
идеологического информирования масс ( или проще говоря пропаганды ) во всех
сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом
процессе. " Ее функции,- писал в 1937 году Albert Williams,- не делать
деньги или развлекать читателя, а информировать его и стимулировать его
интерес и веру в коммунизм."(1)
Для прессы и в часности для
"Правды" это означало то же , что и формирование общественного
сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических
формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная
на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами. Создание
идеологических и политических мифов , воспринимаемых как абсолютная истина и
служащих для получения необходимых системе стереотипов, осуществлялось
"...различными способами,- пишет о системе буржуазной пропаганды, не
слишком отличающейся от советской, А.Д.Пароятникова,- здесь и простой обман,
и дезинформация, и подтасовка фактов, и замалчивание, и другие методы и
приемы манипулирования общественным сознанием..."(2) В случае с
"Правдой" прекрасно использовались семантические особенности
языковых единиц. Четкая организация пропагандирования, скорее даже
общественного внушения , с которым неизменно связана всякая пропаганда(3),
позволила газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов
советских граждан. Под воздействием пропаганды и агитации в 30-х годах идет
полным ходом становление нового типа личности, и невозможно было бы достигнуть
такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и
состоят, чтобы "...дать понимание социализма 175 миллионам людей
союза; усилить в них энтузиазм для строительства социализма; заменить
старые индивидуалистические представления и взгляды на мир общественными,
коллективными; подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма."(4)
Но вся проблема в том, что параллельно с
этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и
представлений. Слепое поклонение партии и лично товарищу Сталину,
бессознательное осуждение всякого неугодного партийной линии процесса,
совершенно бессмысленные поступки, единственным оправданием которых служила
выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе. А в
формировании самым непосредственным образом участвовали структуры пропаганды
и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКП(б). И прикрываясь ленинским
лозунгом о постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку
классы де обмануть нельзя(5), Сталин и его команда проводили под прикрытием
щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты.
Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал
замечательную фразу: "Зло подобает приукрашивать словами."(6) Но
человечество не прислушалось к этим словам , за что ему и пришлось так
тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят людей
на путь истинный, на котором они не будут вновь совершены.
1) Williams A.R. The Soviets.-New York:
Harcort, Brace and Company, 1937.-P.374.
2) Пароятникова А.Д. Конденсированные
символы в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:
Изд-во МГУ, 1988.-С.75-76.
3) Артемов В.Л. Объективная природа
стереотипов и их использование империалистической пропагандой./Проблемы
социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.96.
4) Williams A.R. The Soviets.-New York:
Harcort, Brace and Company, 1937.-P.369.
5) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки
натуральным налогом./ ПСС.Т.43.С.58.
6) Nominibus millire licet mala.(лат.) -
Зло подобает приукрашать словами.( Овидий "Наука любви" )
Список
использованных источников
и
литературы.
Источники:
1) Большевистская печать.-М.: Политиздат,
1940.-472с.
2) История ВКП(б).Краткий
курс.-М.:Политиздат,1950-350с.
3) Ленин В.И. Доклад о замене разверстки
натуральным налогом./ПСС.Т.43.С.57-74.
3) Ленин В.И. Письмо к товарищу о наших
организационных задачах./ ПСС.Т.7.С.3-72.
4) Ленин В.И. Речь по аграрному вопросу 22
мая ( 4 июня ) 1917г./ ПСС.Т.32.С.168-190.
5) Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.С.3-195.
6) Правда.Январь-март.1937г.
7) Williams A.R. Nhe Soviets.-New York:
Harcort, Brace and Company, 1937.-p.554.
Литература:
1) Артемов В.Л. Правда о неправде. Критические
очерки по современной империалистической антисоветской
пропаганде.-М.:Политиздат, 1984.-270с.
2) Афанасьв В.Г. Социальная информация и
управление обществом.-М.:Политиздат, 1975.-448с.
3) Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда.
Очерк теории и практики: Учебное пособие.-М.:Высшая школа, 1980.-366с.
4) Бутенко А.Н. Откуда и куда идем: Взгляд
философа на историю советского общества.-Л.:Лениздат, 1990.-288с.
5) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом
новостей.-М.: Изд-во МГУ, 1976.-143с.
6) Володин В. Цифры и факты. Как их
использовать.-М.: Политиздат, 1968.-63с.
7) Гуревич П.С. Пропаганда в идеологической
борьбе.-М.: Высшая школа,1987-263с.
8) Иванов В. Идеология: характер и
закономерности развития.-М.: Политиздат,1977.-303с.
9) Идеология и общественная психология.-
Фрунзе:Илим,1968.-119с.
10) Колеватов В., Носков А. Идеология:
ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ?//
Коммунист.1991.N4.С.41-55.
11) Маслов Н.Н. Идеология сталинизма: История
утверждения и сущность (1929-1956).-М.:Знание, 1990.-64с.
12) Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа
жизни в печати. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-14с.
13) Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская
живопись.-М.: Просвещение, 1981.-272с.
14) Политическая информация.-М.:Политиздат,
1973.-192с.
15) Политическая информация. Некоторые вопросы
теории и практики.-М.:Мысль, 1974.-140с.
16) Проблема социальной психологии и
пропаганда.-М.: Политиздат, 1971.-183с.
17) Свечников П.В. У истоков партийной
пропаганды.-М.: Московский рабочий,1978.-176с.
18) Средства массовой информации и пропаганды.-
М.: Политиздат, 1984.-352с.
19) Страницы истории советского общества: Факты,
проблемы, люди - М.:Политиздат, 1989.-447с.
20) Стриженко А.А. Язык и идеологическая
борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского унив-та, 1988.-152с.
21) Шандра В.А. Газета , пропаганда, жизнь:
вопросы теории и методики.-М.:Мысль, 1982.-143с.
22) Ядов В.А.Идеология как форма духовной
деятельности общества. - Л.:Лениздат, 1961.-234с.