Административные и экономические реформы Петра I
Министерство общего и
профессионального образования РФ
ТГТУ
Кафедра истории и политологии
Реферат на тему:
“Административные
и экономические реформы Петра I”
Выполнил : Поляков В.А.
Группа: АТПП-15
Принял:
Тверь, 1997
Список
использованной литературы.
1. Соловьев С.М.
Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.
2. Анисимов Е.В.
Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
3. Анисимов
Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История.
Историк.
Документ.
- М.:МИРОС,1994.
4. Павленко Н.И.
Петр Великий. - М.:Мысль,1990.
Введение
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях
государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в
XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили
предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование
дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления
и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации
управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата,
строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также
создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной
внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось
закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и
предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все
это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах
деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и
писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от
точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один
из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно
разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории
трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть
главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит
от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что
- второстепенным.
Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, наверное,
наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал:
«Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром,
продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление,
тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о
нем, чем долее ощущают на себе его влияние».
Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства
России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и
послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений
Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они
затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских
правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все
это становилось делом всей страны.
В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии
реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.
Административные
преобразования
С
1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и
заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в.
сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся
полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти
сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны
получил титул императора. В 1711 г. был создан новый
высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и
значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего
предшественника - Боярской думы.
Члены
совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти
Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был
поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью
всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять
функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через
прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой
четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов,
возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех
злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный
интерес".
Никак
не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся
при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий,
Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались
по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую
противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго
задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен
устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая
из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась
Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и
Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг - коллегии
входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами:
Камер-коллегия - доходами, Штатс - коллегия - расходами, а Ревизион -
коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин,
правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия
ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько
позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший
всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех
городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые
входили в их ведение.
Кроме
коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов,
функции которых были также четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская
контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский
приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях,
подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая
канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.
В
1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на
местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и
количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим
размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния
охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской,
Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской,
Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего
населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская,
Азовская и Сибирская.
Во
главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в
своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала
губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся
не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы
которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число
которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем.
Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной канцелярией.
Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена
выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его
функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением
казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский
комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было
предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в
помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые
дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и
пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись
чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию
служащего люда. Все новые учрежденные должности - все с иностранными
названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по
табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с
разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14
ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт
реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию,
заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной
книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что
знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку
никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока
они государю и отечеству заслуг не покажут.
Экономические реформы
В
Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность
совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой
четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском
государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия -
Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и
др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась
высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В
сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего
освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших
сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на
восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие
потребности государства в сырье для российской промышленности привели к
широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г.
поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов.
Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской,
Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В
Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения
феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих
крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие
сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где
дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также
усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города
(на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры,
мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые
денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время
являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для
государственных нужд.
Были
проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей
обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от
возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с
государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).
В
промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и
ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200
новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была
также направлена на ограждение молодой российской промышленности от
конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких
таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)
Российская
мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней
преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. -
делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей
собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи.
В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для
закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные
казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных
крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали
тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих
мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления,
работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая
сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская
политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях
промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те,
которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные,
судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась
предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей,
которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.
Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой,
бумагоделательной,
парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной,
шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной
промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого
канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию
на одно из первых мест в мире в этой отрасли.
К
концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая
промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими
предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые
заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление
всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике
государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары:
железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи
россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь
иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела
нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми
передовыми технологиями Европы.
В
результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий
срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить
военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным
итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима
абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского
монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской
Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего
царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной
армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную
политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и
могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр
пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все
и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль
из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия
стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в
котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не
была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет
жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль
Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к
методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр
Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.