Древняя Греция. Парфенон
Расцвет греческой архитектуры
начался в 5 веке до н.э. Эта эпоха связана с именем Перикла. Главное
строительство велось на древнем укрепленном холме Акрополе. Вверх на холм вела
широкая мраморная лестница.
Каждый год в Афинах
устраивались праздненства в честь богини Афины После состязаний гимнастов, всадников,
соревнований певцов и музыкантов, наступал самый торжественный момент -
всенародное шествие на Акрополь .Двигались всадники воины в доспехах, вели
жертвенных животных, несли роскошное покрывало в дар Афине. Пройдя через
пропилеи, процессия оказывалась на большой площади, и впереди справа входящие
видели главное и самое большое сооружение Акрополя – храм Парфенон, посвященный
Афине.
Этот храм построили две
с половиной тысячи лет назад в 447 438 г.г. до н.э. архитекторы Иктин и
Калликрат. Кажется, что этот храм не построен по чертежам и расчетам, а рожден
землей Греции, просто вырос на вершине холма.
Архитекторы построили
здание из чуть желтоватого мрамора, простой прямоугольной формы, с двускатной
крышей, по 8 колонн с короткой стороны и по 17 - с длинной. Высота колонн 10,43
метра.
Геометрическая правильность здания имеет
отклонения.
Колонны по углам поставлены теснее, чем
в середине и вообще промежутки между ними неравные. Поэтому «шествие» колонн
напоминает шествие людей - ведь расстояние между идущими в процессии всегда
колеблется.
Стволы колонн покрыты
глубокими бороздками и их вид напоминает складки ниспадающей одежды. Сами
стволы тоже не прямые, кверху они сужаются, имеют легкое утолщение посредине, т.е.
как бы напрягаются, неся кровлю, как напрягаются мышцы у человека, держащего
тяжесть на вытянутых кверху руках.
Горизонтальные линии
Парфенона тоже не строго горизонтальны, они имеют некоторую кривизну, волнообразно
приподымаясь к центру и понижаясь по сторонам.
Благодаря тонкому
расчету создавалось ощущение теплоты и человечности здания.
Парфенон украшен
большим количеством скульптур. На переднем западном фронтоне (треугольник между
двумя скатами крыши) изображен спор Посейдона и Афины. На восточном фронтоне -
миф о рождении Афины из головы Зевса. Вдоль стен шли рельефы с изображениями
праздничного шествия - скачущие всадники, девушки, несущие дары и т.д. Всего на
рельефе изображены около 300человеческих фигур и 200 лошадей ни разу не
повторяющие друг друга. Автор скульптур – Фидий. Он закончил отделку храма к
432 г. до н.э.
Внутри храма с трех сторон размещались
двухярусные колонны, а с четвертой стороны находился главный алтарь Афины.
Праздничное шествие
афинян огибало Парфенон, открывалась дверь восточного входа, и солнечный свет, проникнув
в полумрак храма, озарял большую статую Афины. Ее одежда, шлем и щит сделаны из
чистого, сверкающего золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Богиня
Афина опиралась на круглый щит, покрытый рельефами, изображавшими борьбу с
амазонками. Спокойная и величавая Афина незыблемо стояла на страже своего
города и своего народа.
Позднее в Парфеноне была церковь Девы
Марии, мусульманская мечеть.
Парфенон был разрушен в 1687году при осаде Акрополя
венецианцами во время войны с турками. В Парфеноне к тому времени был устроен
пороховой склад.
Большую часть рельефов,
уцелевших после взрыва, в начале 19 века вывезли в Лондон, в Британский музей.