Барды
Слово
"Бард" произошло от ирландского "bard" - поэт-певец. Так
называли людей, сочинявших баллады и исполнявших их под аккомпанемент
какого-нибудь народного инструмента (чаще всего, гитары, арфы, лютни, цитры).
Однако, история этого вида творчества старше своего названия на тысячи лет. Основателями
бардовского движения можно назвать сразу несколько народов - Этруссков, Эллинов
и Кельтов. У этруссков "бард" - это человек, путешествующий по земле,
сочиняющий баллады, преимущественно о природе, жизни и смерти, воинской
доблести, впрочем, им далеко не чуждо было чувство красоты, и их баллады это
очень ясно доказывают. Исполняя свои баллады, бард аккомпанировал себе на арфе,
позже ее заменила кифара. Среди этрусков барды пользовались большим почетом, их
считали святыми и за малейших вред причиненный барду, полагалась смерть на
месте преступления.
Со временем, на смену арфе и кифаре пришел более
простой и более близкий славянам инструмент - гусли. Так на Руси появились
первые барды. В Кельтских народах бардовское движение появилось значительно
позже, примерно, в 6-7 веках Н. Э. Их инструментами были цитра, флейта, арфа, а
чуть позже, лютня.
Действительно широкую популярность кельтские
барды получили в период средневековья, когда стало модно держать при дворе
талантливого менестреля, который писал бы баллады для того, чтобы хозяин мог
посвятить их даме сердца.
Ну,
и наконец, последние представители бардовского движения - русские (точнее,
советские) барды. Основоположниками жанра бардовской (авторской) песни в России
считаются Александр Галич (Александр Аркадьевич Гинзбург), Юрий Визбор, Ада
Якушева, Евгений Клячкин, Михаил Анчаров, Александр Городницкий, Булат
Окуджава, Владимир Высоцкий.
Официально
жанр бардовской песни вышел увидел свет где-то в 50-60х годах 20-го века.
Поначалу
основу жанра составляли студенческие и туристские песни с личностной
интонацией, живым, неформальным подходом к теме, отличавшиеся от «официальных»,
распространявшихся по государственным каналам телевидения и радио.
Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой
известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Чаще всего, хотя и не
всегда, авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и
музыки — отсюда и название.
Чёткой и единой терминологической
системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Употребляют
термины «авторская песня» и «бардовская песня» как синонимы.
Авторской песней, или бардовской музыкой, называют движение, возникшее
из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов. Барды
исполняли песни под акустическую гитару, обычно без других инструментов. Среди
наиболее известных бардов — Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор,
Сергей и Татьяна Никитины. Поскольку в авторской песне уделялось большое
внимание тексту, все они также известны как выдающиеся поэты.
Гру́шинский
фестиваль — песенный фестиваль, с 1968
года регулярно проводимый под Самарой, на Мастрюковских озерах. (Валерий
Грушин, в память о котором назван фестиваль, — студент Куйбышевского
авиационного института им. С. П. Королёва, погиб во время туристического
похода по Сибири, на реке Уде, спасая тонувших товарищей).
Ежегодно на Грушинский съезжаются десятки и сотни тысяч любителей
песни, не только со всей России, но и из стран бывшего СССР.
Тематикой фестиваля на протяжении его истории была туристская, студенческая,
патриотическая, авторская песня.
Суть авторской
песни вовсе не в «авторском праве» на стихи, мелодию и исполнение, а скорее — в
праве на утверждение песней авторской — т. е. самостоятельной — жизненной
позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь,
донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного
общения — слово, муз. интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т.
п. Каждой такой песней автор как бы говорит: это — я, это — мое, сокровенное,
никем не внушенное, «это — мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения
с действительностью» (цитата из Б. Окуджава). Такие песни рождаются спонтанно,
как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело.
Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет... как он дышит...
не стараясь угодить...»
Само собой
разумеется, такая песня, в отличие от массовой эстрадной продукции, адресована
далеко не всем и каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто
настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней
мере, душевно расположен к нему.
Отношения между автором и слушателями здесь вряд ли можно назвать
концертными. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не
«исполняет» песню, не «демонстрирует» себя и свое творчество слушателям, а
ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию. В
основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты,
актеры, спортсмены — представители той среды, в которой возникла и для которой
существовала авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их
сверстников.
Излюбленные герои их песен —
альпинисты, геологи, моряки, летчики, солдаты, спортсмены, циркачи, бедовые
«короли» городских дворов и их подруги — люди не просто мужественные и
рисковые, но прежде всего личности. Они немногословны, сообразительны,
ироничны, по-своему нежны, но главное, они верны, надежны, на них можно
положиться, им можно доверять.
В то же время они легко узнаваемы: это — ребята «с нашего двора», «из
нашего класса», «из нашей компании», а потому они убедительны. Атмосфера
взаимного доверия и взаимопонимания, возникающая в ходе такого «разговора»,
переживаемое всеми присутствующими чувство общности, сопричастия (как в песне «Как
здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — О. Митяев), является признаком авторской
песни, позволяющим видеть в ней особую «форму духовного общения
единомышленников» (как говорил Б. Окуджава).