Тест 'знаки препинания'
Тест
«знаки препинания в сложном предложении»
Вариант
I
I. Расставьте недостающие
знаки препинания, выпишите простые предложения.
1. Лошадь с трудом вытаскивает ноги и скрипят
поводья. Мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. Ветер шевелил
листья и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики.
2. Далеко в горах выпал снег и высокая луна
магически блистала. Матери вздыхали и подносили к глазам платочки. Проворный
витязь отлетел и в снег с размаха рокового колдун упал.
3. День выпал теплый и кое-где задела рябина.
Я начал учиться читать и писать и меня тянула к себе мудрость людей скрытая в
книгах. Потом я очутился дома и будто сквозь сон помню шел с отцом на кладбище.
4. Я не согласился с его оценкой и это
несколько раздражило Льва Николаевича. Пришел он из армии работает третий год и
пользуется авторитетом. Ростов поглядел на курносого парня и мороз пробежал по
его спине.
5. Игорь Тимофеевич живет в Москве и уже
заслужил какую-то медаль. В лесу было тихо и ни одна птичка не шевелилась. Весь
день грузили военные телеги и поздно ночью обоз ушел.
II. Расставьте недостающие знаки препинания,
найдите соответствия.
1. Быть может крылья тебя поднимут и
поживешь ты еще немного в своей стихии.
2. Оба приятеля очень крепко поцеловались и
Манилов увел своего гостя в комнату.
3. Он ослабел и не может держаться на ногах.
4. Когда таял снег в степи или проливался
хороший дождь от глины река долго была красной.
5.Там, где пробегала текущая воздушная струя
ковыль молитвенно клонился и на его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
6. Я готов ждать сколько угодно.
7. По мере того как Дант становился не по
плечу публике, его обволакивали все большей таинственностью
|
А. Сложноподчиненное предложение без общего
члена.
Б. Простое предложение с однородными
членами.
В. Сложноподчиненное предложение с
однородными придаточными.
Д. Простое предложение с устойчивым
оборотом, похожим на придаточное предложение.
Е. Сложноподчиненное предложение с союзным
сочетанием в роли союза.
Ж. Сложносочиненное предложение с первой
частью – сложноподчиненным предложением.
|
III. Дополните предложения общим
второстепенным членом предложения. Постройте схемы полученных предложений,
графически указывая на наличие общего члена.
- ________ звучно крякнула пролетавшая утка и
все притихли.
- ________ дрожали стекла и громыхала железная
дверь.
- ________ раздались два глухих выстрела и
начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево.
- ________ хлопал выстрел да бухала вдалеке
пушка.
- ________ едва желтеет свет да видны фигуры
сидящих за столом кондуктора и телеграфиста.
IV. Расставьте недостающие знаки препинания,
выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых вы поставили двоеточие.
- Самгин оглянулся поле было безлюдно. Здесь
росли две ветлы место было перекопано канавами. На дворе в морозном пару
краснело солнце в доме было тепло.
- Тьма света не любит злой доброго не терпит.
Начинало светать река затуманилась костер потух. Народ нынче сметлив стал
соврать не дадут.
- Наташа не узнавала звезд созвездия
запутались в ветвях деревьев. Ярко пылали костры их жар доходил до нас
через золотую реку дымным теплом. Напролом идут волос не жалеют.
- Останавливаться было нельзя ноги засасывало.
Крыша давно уже не была крашена стекла отдавали радугой. Посеял карточки в
трамвае садись к заочному столу.
- Беда не дуда поиграв не кинешь. Паровоз
испуганно посвистывал леса гудели справа и слева. Молод был конем слыл.
V. Расставьте знаки препинания. Постройте
схемы предложения, мысленно опустив слово то. Будьте внимательны к
изменению знаков препинания, которое должно отразиться в схеме.
- Мечик почувствовал что если вновь придется
отстреливаться то он ничем не будет отличаться от Ники.
- Просека идет такими зигзагами что если
заблудиться в лесу то никогда не поймешь в какой стороне находится эта
просека.
Вариант II
I. Расставьте недостающие знаки препинания, выпишите простые предложения.
- По обе стороны широкой улицы чернели дома и
не было видно ни одного огонька. Издали за лесом заклубился белый дымок
долетел протяжный свист поезда. Река немедленно сорвала и унесла с собой
все лавы.
- В груди кипело и жег душу огонь. Становилось
жарко и я поспешил домой. Я остановился на крою горы и стал рассматривать
окрестность.
- Горели фонари и над домами стояла луна.
Тоннель так же внезапно окончился и сильный лунный свет ударил в лицо.
Долговязый субъект вздохнул и разочарованно пожал плечами.
- Осенью степи изменяются и получают ни с чем
не сравнимый вид. Окна открыты и на свет свечи залетают серые бабочки. Лес
кончился и рта вошла в деревеньку.
- Ярко горели лампы и все пел и пел песни
самовар-инвалид. День разгорался и на знойно сверкающую воду больно было
смотреть. Князь Андрей вышел и встретив княжну Марью опять подошел к ней.
II. Расставьте
недостающие знаки препинания, найдите соответствия.
- Только изредка прошумят и стихнут старые
вербы или прогудит высоко над домами неизвестно чей самолет.
- Он продаст завтра шкуру и старуха станет
его колотить.
- Оказалось, что главной буровой грозила
остановка и работники экспедиции решили пожертвовать питьевой водой.
- Лариска встала ладная статная и не пошла а
поплыла к зеркалу.
- Когда спала жара и все живое с облегчением
вздохнуло Маринка возвращалась домой.
- До тех пор пока не будут высланы торговцы
из храма храм искусства не будет храмом.
- Все произошло как нельзя лучше.
|
А. Сложносочиненное предложение без общего
второстепенного члена.
Б. Простое предложение с однородными и обособленными
членами.
В. Сложноподчиненное предложение с
однородными придаточными.
Д. Сложноподчиненное предложение с союзным
сочетанием в роли средства связи.
Е. Сложносочиненное предложение с общим
второстепенным членом.
Ж. Сложносочиненное предложение с первой
частью – сложноподчиненным предложением.
|
III. Дополните предложение общим
второстепенным членом. Постройте схемы полученных предложений, графически
указывая на наличие общего члена.
- _____ по всей обширной площади музея почти
никого не было и Элеонора отдыхала в полном одиночестве.
- _____ посверкивал красный огонек и
расходился щекочущий ноздри запах подгоревшей картошки.
- _____ он кивнула на прощание и обе женщины
вышли.
- _____ он был солдат и не в его власти было
принимать значительные решения.
- _____ росло несколько старых яблонь и стояли
в ряд молодые веселые вишенки.
IV. Расставьте недостающие знаки препинания,
выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых вы поставили тире.
- Большая река течет спокойно умный человек не
поднимает голоса. Мы видели и таких к пирогам впору идут а с работы бегут.
Не дошел до воды не снимай сандалий.
- В молодости не научишься работать в старости
останешься с пустыми руками. Крупной рысью катили коляски проносились
длинные автомобили. За посевами нужен уход сам по себе урожайный не
придет.
- Совершишь дурной поступок в народе не сыщешь
доброго имени. Чистый ветер ели колышет чистый снег заметает поля. Знает
свет тверже русских нет.
- Работаешь сытым будешь. Удача подобна тени
доброго она неотступно следует за ним. Луна сияла все было тихо.
- Даша смотрела на лицо мужа и успокаивалась с
таким не страшно. Где танк гремел там нынче мирный трактор. Солнце вошло в
силу воздух нагрелся.
V. Расставьте знаки препинания. Постройте
схемы предложений, мысленно опустив слово то. Будьте внимательны к
изменению знаков препинания, которое должно отразиться в схеме.
- Надо всегда помнить что если доброе дело не
может быть сделано без принуждения то дело это не доброе.
- Он понимал что если не прост путь к душе
Любови Николаевны то еще сложнее и ответственнее что лежит впереди в
отношениях с Надей.