Новый человек в представлении Гончарова («Обломов») и Тургенева («Отцы и дети»)
Новый человек в представлении Гончарова («Обломов») и Тургенева («Отцы
и дети»).
Романы Гончарова «Обломов» и Тургенева «Отцы и
дети» увидели свет примерно в один исторический период: 1859 г. и 1862 г. Как
раз в это время – время политических реформ и общественных потрясений, в России
зарождается новый буржуазно-капиталистический слой, а среди студенческой
молодежи распространяется идеология нигилизма. И именно в героях романов
Гончарова и Тургенева – в Штольце и Базарове – представлены эти новые общественные
типы.
И так, Евгений Базаров – молодой человек,
студент. Его интересы в целом похожи на интересы просвещенной молодежи того
времени: он увлекается естественными науками, читает сочинения немецких
«вульгарных материалистов». Базаров нигилист, то есть человек ничего не
принимающий на веру и отвергающий авторитеты и принципы. В особенности
достается от него романтическому мироощущению: «чепуха, гниль, художество»,
«ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться этому, как ты говоришь,
загадочному взгляду». По мнению Базарова, все человеческие беды происходят
из-за несправедливого устройства общества, а роль личности, индивидуальной
психологии он отрицал вовсе, полагая, что достаточно одного человеческая
экземпляра, что бы судить обо всех. Переворот в душе Базарова происходит под
влиянием трагической любви к Одинцовой – он начинает осознавать присутствие в
своей душе романтика, что раньше было для него немыслимым.
Штольцу же в романе около 30 лет. Он сын
немецкого бюргера и русской дворянки. Взгляды его родителей на воспитание сына
кардинально различались – если мать желает видеть в своем Андрее настоящего
барина – играет с ним в четыре руки, разыгрывает французские пьесы, то отец
делал упор на трудовое воспитание, дисциплину. Столь смешанное воспитание отложило
значительный след на характере Штольца – в нем сочетались материнский романтизм
и отцовский прагматизм. Но все-таки качества привитые немцем-отцом – упорство,
самостоятельность, бережливость явно преобладают. После окончания учебы Штольц
уехал в Петербург, где сделал стремительную карьеру.
В биографиях Штольца и Базарова много
похожего: оба родились достаточно простых семьях (отец Базарова был
штаб-лекарем, Штольца – управляющим в богатом доме), оба самоуверенны,
амбициозны, привыкли сами пробивать себе дорогу. Но и разница между ними
огромна. Если Базаров относится к сквозному в русской литературе типу «героя
времени», и при его изображении Тургенев следует определенным традициям –
отчуждение от общества, неудача в любви, дуэль, случайная смерть в молодом
возрасте, то Штольц, напротив, - гармоничная личность, которая живет в ладу с
собой и миром, не мучаясь и не страдая. Вообще для произведений на тему «героя
времени» характерно противопоставление по критерию «простота» - «сложность»:
Онегин – Ленский, Печорин – Грушницкий. У Базарова так же есть друг Аркадий, к
которому он относится как Онегин к Ленскому: снисходительно –
покровительственно. У Гончарова же в паре Обломов – Штольц «простым»
оказывается именно Штольц, и его судьба складывается более счастливо, чем у
«героя времени» Обломова. Таким образом, Гончаров, в отличие от Тургенева не
отождествляет «героя времени» и «лишнего человека» с «новым человеком». При
внимательном прочтении обоих произведений можно заметить важное различие между
персонажами: Базаров способен к духовной эволюции, что демонстрирует его
чувство к Одинцовой, а так же сцена смерти, Штольц же на протяжении романа
совершенно не меняется, даже любовь не способна пробудить в его душе какие-то
новые качества, что говорит об его определенной душевной ограниченности.
Примечательно и поведение героев в сценах объяснения в любви: у Базарова в этот
момент преобладают эмоции над разумом, Штольц же спокойно и достаточно
отстранено анализирует чувства – свои и Ольги. Так же Базаров, в отличие от
Штольца не гонится за комфортом, материальные благами, цель его жизни – успех
на политическом поприще, он – потенциальный революционер.
Таким образом, можно сказать, что Тургенев
относится к своему «новому человеку» с гораздо большей симпатией, чем Гончаров
к своему, которому он отказывает в глубине и величии.