А.А.Фет 'Шепот, робкое дыханье, трели соловья...'
Поэтика
– это раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведений и
систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует
художественные средства и законы построения любого произведения, способы
воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и
рода. Описательная поэтика выявляет особенности конкретных произведений
конкретных авторов или целых периодов и направлений.
Историческая поэтика изучает развитие
литературно-художественных средств (фигуры, рифмы) и категорий (художественное
время, пространство, ритм). В широком смысле поэтика совпадает с теорией
литературы; в узком – с исследованием поэтической языковой или художественной
речи. Термином «поэтика» обозначают также систему художественных средств,
характерных для поэта, направления, нации, эпохи (например: «Поэтика русского
реализма»).
Итак:
«Шепот. Робкое дыханье…»
Тема
этого стихотворения любовная. Об этом говорят такие строчки: «…И лобзанья...».
Главная
мысль выражается в следующем: Герои он и она. Они не имеют ни имен, ни
возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в стихотворении.
Любимая
пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…»
Стихотворение
начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкое дыханье…».
И
не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на свидании.
Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все-таки юны.
Со
второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой – соловей. Он не
просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели соловья…», - дополняя
прекрасную картину любви, царящей «во вселенной».
Третья
и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не просто
географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого стихотворения. У
поэта он олицетворен.
Ручей
спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И вода в ручье
похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует метафору: «…Серебро
и колыханье сонного ручья…».
Композиционно
стихотворение делится на три части. И начало второй части: «…Свет ночной,
ночные тени…», - это уже середина ночи. То есть вторая часть передает не только
глубину ночи, но и глубину чувств героев. Ночь прекрасна, ничто не мешает
влюбленным.
Чувства
героев развиваются от «шепота» и «робкого дыханья» к «ряду волшебных изменений
милого лица». Поэт не описывает событий, а единственной строчкой смог раскрыть
всю гамму чувств, переживаемых героями.
Третья
часть – утро: «…И заря, заря!…»
Но
какое оно у Фета! Читатель переносит свой взгляд на небо. Перед нами «дымные
тучки». Эпитет «дымные» подчеркивает их легкость, невесомость, чистоту, и это
не случайно, ведь в стихотворении речь идет о любви. Автор использует цветную
символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед нами возникает картина зари,
раннего утра с легкими облаками, окрашенными в розовато-желтоватый цвет…
Влюбленные
даже не заметили, как пришла ночь, для них она пролетела как одно прекрасное
мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения появляется слово –
«…слезы…» - говорящее о том, что наступает миг расставания.
Все
стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных
членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном
дыхании, с перечислительной интонацией. Полностью все стихотворение – это одно
большое назывное предложение.
Кстати,
назывными являются односоставные предложения, в которых утверждается наличие
предметов или явления: «Шепот, робкое дыханье…»
Назывные
предложения в основном очень кратки (лаконичны), но не всегда (как мы
убедились). Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения
сразу же вводят читателя в обстановку действия: «..Свет ночной, ночные тени,
тени без конца…».
В
назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями:
«…Робкое дыханье…».
В
следствие всего этого стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели
соловья…» - это все же прекрасная картина, с посягательствами на законы поэтики