Конституция Соединенных Штатов Америки
Московский Открытый Социальный Университет
Калининградский филиал
Юридический факультет
Курсовая работа по конституционному праву зарубежных стран
Тема: Конституция
Соединенных Штатов Америки
Выполнила студентка 4 курса
Макарьева Ольга Викторовна
г. Калининград
1998 г.
Содержание:
|
Стр.
|
Введение
|
3
|
1. Принятие Конституции
|
4
|
2. Структура и
изменение Конституции, конституционный контроль
|
7
|
3. Законодательная
власть по конституции США
|
9
|
4. Исполнительная
власть по конституции США
|
13
|
5. Судебная власть
|
15
|
6.
Территориально-политическое устройство США
|
17
|
7. Местное
самоуправление и управление
|
19
|
8. Правовое
регулирование общественных объединений
|
21
|
9. Институты
непосредственной демократии
|
23
|
10. Основы правового
статуса личности
|
24
|
Заключение
|
25
|
Список литературы
|
26
|
Введение
Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная
капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и
технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового
внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по
размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по
численности населения (после Китая и Индии) - 264 млн. человек в 1996 г. США
оказывают решающее влияние на международные отношения.
Конституция США - первая в мире писанная конституция, которая
оказала влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование
суверенного федеративного государства, провозгласила принцип народного
суверенитета, определила демократические принципы организации государственности
(представительное правление, разделение властей), установила, что федеральное
право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире
стала распространяться идея конституционализма.
В связи со всем вышеизложенным темой данной курсовой работы была
выбрана Конституция Соединенных Штатов Америки.
Кроме того, довольно часто в последнее время стал рассматриваться
вопрос о правовом государстве. Конституция США первая закрепила основы
правового государства и поэтому, чтобы разобраться, какие же основные принципы
его построения, было бы также целесообразным рассмотреть данную конституцию.
Для составления наиболее полного представления, о том, как США
влияет на мировое сообщество, нелишне было бы знать, как согласно Конституции
осуществляются международные отношения.
Также большой интерес представляет форма государственного
устройства США в связи с уделением в настоящее время большого внимания развитию
местного самоуправления.
Таким образом, в данной курсовой работе будут рассмотрены вопросы
принятия Конституции, ее структура, основные правовые институты, которые она
закрепляет, механизм государства, основные атрибуты демократического строя.
1. Принятие Конституции
Действующая конституция США была выработана конвентом, заседавшим
при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787г. Конвент
представлял собой своего рода учредительное собрание из 74 делегатов,
состоявшее из представителей штатов - государств, которыми провозгласили себя в
1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке.
Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ - Статьи конфедерации
- был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Но народ был недоволен
внутренней политикой конфедерации. Поэтому главной целью конвента стало
реформирование конфедерации и укрепление государственной власти, с учетом
интересов социальных групп, представленных в конвенте: рабовладельцы, земельная
аристократия, крупная буржуазия. Было создано новое государство - США. Причем
под текстом основного закона поставили свои подписи 39 делегатов из
присутствовавших 55. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в
Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее легислатурам штатов
для подписания конвентами штатов. После ратификации необходимым большинством
штатов (9 штатов) в 1789 г. вступила в силу Конституция. При ратификации шесть
штатов требовали в той или иной мере включения в конституцию Билля о правах, в
котором были бы закреплены права и свобода граждан.
Первые 10 поправок, получившие название Билль о правах, были
приняты первым конгрессом в 1789 г. Для ратификации штатам было предложено 12
поправок, из которых 10 была приняты. Билль о правах вступил в силу 15 декабря
1791 г., после его утверждения одиннадцатым штатом из существовавших тогда
четырнадцати. Закрепленные права и свободы относились к политическим и личным.
Почти не затрагивались социально-экономические права и свободы.
В связи с тем, что Конституция США - жесткая конституция (о чем
будет сказано далее), за два с половиной столетия было принято лишь 27
поправок, из предлагавшихся около 10 тыс., около 40 принятых конгрессом. Данные
о семнадцати остальных поправках приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Статьи в дополнение и изменение
Конституции Соединенных Штатов Америки.
№ поправки
|
Конгресс,
пред- ложивший поправку
|
Дата
принятия палатой пред-ставителей
|
Дата
принятия сенатом
|
Ратифи-кация
|
Тема
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
XI
|
3
|
14.03.1794
|
14.01.1794
|
07.02.1795
|
об ограничении деятельности судебной
власти
|
XII
|
09.12.1803
|
12.12.1803
|
15.06.1804
|
о выборах президента
|
XIII
|
38
|
31.01.1865
|
08.04.1864
|
06.12.1865
|
о признании бывших рабов-негров
гражданами, о равноправии граждан
|
XIV
|
39
|
13.06.1866
|
08.07.1866
|
09.07.1868
|
о расовом и национальном равноправии
граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, собственности без должной
судебной процедуры, о лишении прав определенных должностных лиц за участие в
мятеже, о некоторых вопросах государственного долга
|
XV
|
40
|
25.02.1869
|
26.02.1869
|
17.02.1870
|
о равенстве избирательных прав
граждан-мужчин
|
XVI
|
61
|
12.07.1909
|
05.07.1909
|
03.02.1913
|
о праве конгресса устанавливать и взимать
налоги
|
XVII
|
62
|
13.05.1912
|
12.06.1912
|
08.04.1913
|
о выборах в Сенат
|
XVIII
|
-
|
-
|
-
|
29.01.1919
|
о введении “сухого” закона
|
XIX
|
66
|
21.05.1919
|
04.06.1919
|
18.08.1920
|
о предоставлении избирательного права
женщинам
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
XX
|
72
|
01.03.1932
|
02.03.1932
|
23.01.1933
|
о сроке полномочий Президента и
Вице-президента, сенаторов и представителей, о смерти Президента или
кандидата в Президенты
|
XXI
|
-
|
-
|
-
|
05.12.1933
|
об отмене поправки о введении “сухого”
закона
|
XXII
|
80
|
21.03.1947
|
12.03.1947
|
27.02.1951
|
о количестве сроков президентства
|
86
|
14.06.1960
|
16.06.1960
|
29.03.1961
|
о выборщиках округа, являющегося
местопребыванием правительства США
|
XXIV
|
87
|
27.08.1962
|
27.03.1962
|
23.01.1964
|
о запрещении лишения избирательных прав
за неуплату налогов
|
XXV
|
89
|
13.04.1965
|
19.02.1965
|
23.02.1967
|
о вступлении в должность Вице-президента
и возобновлении должностных полномочий Президента
|
XXVI
|
92
|
23.03.1971
|
10.03.1971
|
01.07.1971
|
о недопущении ограничения избирательного
права в связи с возрастом (после 18 лет)
|
XXVII
|
-
|
-
|
-
|
-
|
о запрете сенаторам и конгрессменам
увеличивать размер своего жалования
|
2. Структура и изменение Конституции, конституционный
контроль
Конституция США - сравнительно краткий документ. В ней содержится
приблизительно 7 тыс. Слов. Она включает три компонента:
1) Преамбула, которая не признается судами и американской доктриной
за составную часть закона, а рассматривается только с точки зрения источника,
от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана. Текст ее таков:
“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более
совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего
спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и
обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем эту Конституцию для
Соединенных Штатов Америки.”
2) Семь статей, обозначенных римскими цифрами, занимающих иногда до
нескольких страниц. Большинство статей делятся на разделы. Статьи главным
образом определяют структуру органов государственной власти и регулируют их
взаимоотношения, построенные на принципе сдержек и противовесов, т.е.
распределяет компетенцию на федеральном уровне (статьи I - III), между союзом и штатами (статьи I и IV); устанавливают порядок
изменения самого основного закона (статья V);
содержат разноплановые положения в статье VI,
часть из которых утратила силу (о признании США доконституционных долгов), а
другие, наоборот, приобрели особое значение (нормы о соотношении внутреннего и
международного права). Статья VII говорит
о вступлении в силу самой конституции. Если характеризовать текст, содержащийся
в статьях, то можно отметить, что он на первый взгляд кажется простым, логичным,
сжатым и небольшим по объему, хотя при более внимательном рассмотрении в нем
много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Он изобилует общими
выражениями, отсутствуют положения о важнейших институтах политической и
государственной власти - о конституционном контроле, политических партиях,
исполнительном аппарате, поверхностно характеризуется порядок избрания высших
должностных лиц и органов, парламентская процедура.
3) 27 поправок, последняя из которых была принята в 1992 году.
Поправки призваны пополнять содержащиеся в Конституции пробелы. Так, первые 10
поправок, носящие название Билль о правах, закрепляют свободу вероисповедания,
свободу слова, печати, право обращения с петициями к правительству, право
ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности,
право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и
тому же делу и избирательное право. К настоящему времени некоторые поправки
изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали
первоначальный текст (например, последовательное преобразование и уточнение
порядка избрания и замещения должностей президента и вице-президента,
установленного в ст. II и
поправках XII, XX и XXV).
Все принятые поправки дописываются к основному тексту, а отмененный текст не
устраняется, что затрудняет понимание.
Конституция США относится к жестким конституциям. Поправки к ней
могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа -
Конгресса - либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов
(случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению)
законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по
решению федерального конгресса (ст. V).
Конституционный контроль осуществляется общими судами, а
окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по
актам штатов - обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае по жалобе
стороны (если эта жалоба пройдет необходимые судебные инстанции) верховный суд
США может принять окончательное решение.
3. Законодательная власть по конституции США
Конституция США исходит из жесткого разделения властей. Статья I конституции посвящена
законодательной власти (конгресс США).
1. Структура и порядок формирования конгресса США.
Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената
(разд. 1 ст. I). Палата
представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным
округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской
партий). Избранными могут быть только граждане США, достигший 25 лет, состоящие
в гражданстве США не менее 7 лет и проживающие в том штате, где они
баллотируются по избирательному округу (разд. 1 ст. I).
Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по два от каждого штата
(обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список
от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов
обновляется каждые два года. Для избрания сенатором необходимы 30-летний
возраст, состояние в гражданстве США на менее девяти лет, проживание в штате,
от которого он избирается (разд. 3 ст. I, поправка XVII).
Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями,
имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Их
депутатский иммунитет ограничен: депутаты и сенаторы пользуются
неприкосновенностью только во время сессии, на пути на сессию и обратно, но за
измену, тяжкие уголовные преступления и нарушение общественного порядка они
могут быть арестованы и в этот период (разд. 6 ст. I). Депутаты не несут
ответственности за речи и голосование в парламенте. Они получают парламентское
вознаграждение, причем сенаторы меньше, чем члены нижней палаты.
Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы.
Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем
партии большинства), в сенате председательствует Вице-президент (в период его
отсутствия может быть также избран временный председатель из фракции
большинства). Спикер определяет повестку дня, назначает членов согласительной
комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты, он
вправе применять меры взыскания к депутатам. Голосует спикер только при
равенстве голосов, когда его голос решающий. Председатель Сената таких
полномочий не имеет (разд. 2 ст. I, разд. 3 ст. I).
Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоянные
объединенные комитеты обеих палат (по экономике, налогообложению и др.),
постоянные специализированные комитеты каждой из палат (в Палате Представителей
их 22: по иностранным делам, по образованию и труду, юридический и др., в
Сенате - 16: иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и др.), которые
работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют
деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для
расследования отдельных вопросов (чаще всего по сообщениям прессы).
Особую роль играет комитет всей палаты. Это означает, что палата
преобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или
бесспорных законопроектов. Для преодоления разногласий между палатами создаются
согласительные комитеты (комиссии). Председатели комитетов занимают этот пост
по старшинству пребывания в Конгрессе и имеют право создавать подкомитеты (в
настоящее время их более 200), только они выступают от имени подкомитета перед
средствами массовой информации.
В обеих палатах Конгресса имеются партийные фракции большинства и
меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.
При Конгрессе действует множество административно-технических и
вспомогательных служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек.
2. Полномочия Конгресса.
У Конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы
при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон,
поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты
нижней палатой с США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои,
специальные полномочия: например, Палата Представителей может возбудить импичмент
против федеральных должностных лиц (разд. 2 ст. I), а Сенат имеет
исключительное право осуществления суда в порядке импичмента (разд. 3 ст. I),
ратифицирует международные договоры.
Каждая палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов,
полномочий и правомерности избрания ее членов, ведет протокол своих заседаний
(разд. 5 ст. I).
К числу общих полномочий Конгресса относятся (разд. 8 ст. I):
–
финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на
территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка
монеты, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных
знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты);
–
в области экономики (обеспечение благосостояния США,
регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и
между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб,
содействие развитию науки и ремесел и др.);
–
в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны,
набор армии и флота и установление правил управления ими);
–
в области охраны общественного порядка (создание милиции
(“национальной гвардии”) для исполнения федеральных законов, отражения
вторжений и подавления мятежей);
–
издание законов о приеме в гражданство (натурализации);
–
создание подчиненных Верховному суду федеральных судов и др.;
–
принятие в Союз новых штатов (разд. 3 ст. IV);
–
распоряжение территорией и иной собственностью, принадлежащей
Соединенным Штатам (разд. 3 ст. IV).
Конституцией (разд. 9 ст. I) Конгрессу запрещается выдавать деньги
из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать
законы об опале (смертная казнь без суда и следствия) и с обратной силой - ex
post facto - закон, принятый после совершения какого-либо факта или деяния с
имеющими обратную силу правовыми последствиями; приостанавливать действие
правил habeas corpus (приказы, призванные доставлять одну из сторон процесса в
суд или к судье) в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы,
вывозимые из штата, не могут учреждаться новые штаты в пределах юрисдикции
другого штата (разд. 3 ст. IV) и др.
3. Деятельность Конгресса.
Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается сессия,
и длится она обычно 7-8 месяцев (с перерывами) и начинается в полдень 3 января
(разд. 2 поправка XX).
Главной формой деятельности Конгресса является законодательство.
Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения
прохождения закона текст законопроекта (билля) обычно вносят в обе палаты члены
этих палат. Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат
такого права не имеют.
Законы США подразделяются на публичные (общего характера) и частные
(индивидуального действия - это обычно акты о выплатах из казны, об иммиграции,
натурализации отдельных лиц и др.).
Каждый билль, принятый Палатой представителей и Сенатом
предоставляется Президенту США. Если он одобряет билль, то он его подписывает,
если нет - возвращает со своими возражениями в ту палату, которой он был
предложен. Билль пересматривают и после утверждения 2/3 голосов, пересылают в
другую палату. Если в другой палате билль будет одобрен 2/3 голосов, то он
становится законом. Если билль не будет рассмотрен Президентом в течение 10
дней (не считая воскресных) после того, как он ему представлен, билль
становится законом (разд. 7 ст. I). Так принимаются конституционные законы
(поправки). Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава обеих
палат.
Конгресс принимает также резолюции; некоторые из них по своей
юридической силе выше обыкновенного закона: в форме объединенных резолюций
принимаются конституционные поправки.
4. Исполнительная власть по конституции США
1. Президент, Вице-президент и министры.
Исполнительна власть в США осуществляется Президентом. Министры
(помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников Президента и
не образуют правительства. Это - кабинет Президента, его совещательный орган. В
настоящее время это менее 20 человек: руководители 14 министерств, 3 министра
без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Министры
осуществляют свою власть на основе делегирования им соответствующих полномочий
Президентом. В Кабинете все решения принимает Президент. Под руководством
Президента работают различные ведомства, например, Совет национальной
безопасности, Президент назначает множество федеральных должностных лиц,
которых утверждает Сенат.
2. Выборы Президента и Вице-президента.
Президент и Вице-президент США избираются косвенным путем -
выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано
Президентом более 2 раз. Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет,
иметь гражданство США по рождению, проживать в США постоянно не менее 14 лет.
Раз в четыре года избиратели голосуют за выборщиков от своего
штата, представляющих ту или иную партию. Всего выборщиков 538. При подсчете
голосов, поданных за списки выборщиков, используется мажоритарная система
относительного большинства.
После того, как выборщики избраны, они голосуют за кандидатуру
Президента. Фактически голосование выборщика предопределяет его партийная
принадлежность. Выборщики голосуют бюллетенями в столицах своих штатов. Затем
документы пересылаются в Вашингтон председателю Сената. Результаты суммируются
и оглашаются в присутствии членов Конгресса. Избранным считается кандидат,
получивший абсолютное число голосов выборщиков, т.е. 270. Если не один кандидат
не получит абсолютного большинства, Палата представителей избирает Президента
из трех баллотировавшихся и набравших большее число голосов лиц. Сенат в том же
случае избирает Вице-президента (разд. 1 ст. II, поправка XII).
3. Полномочия Президента (разд. 2 ст. II).
Президент представляет государство внутри страны и в международных
отношениях, вправе заключать международные договоры (часть из которых подлежит
ратификации Сенатом), он является главнокомандующим вооруженными силами и
национальной гвардией. На использование Президентом американских вооруженных
сил зарубежом требуется согласие Конгресса.
Президент обращается к Конгрессу с ежегодными посланиями о
положении страны, рекомендует принятие определенных законов, созывает Конгресс
на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето,
которое преодолевается обеими палатами (см. выше).
Президент имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает
медалями и другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент
издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них
имеют нормативное значение.
4. Ответственность Президента.
Президент США политической ответственности перед Конгрессом не
несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если
будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях.
Эту процедуру возбуждает Палата представителей Конгресса, которая формулирует
обвинение, принимаемое большинством голосов общего состава палаты. Затем этот
документ передается в Сенат, которые рассматривает его по правилам уголовного
процесса (с вызовом свидетелей, экспертов и т.д.) и принимает решение. При
рассмотрении дела председательствует председатель Верховного суда США. Решение
принимается тайным голосованием не менее чем 2/3 голосов присутствовавших
сенаторов.
5. Судебная власть
В США существуют 2 судебные системы: федеральная система и судебная
система штатов. Обе они возглавляются Верховными судами соответственно
федерации и каждого штата. Судебная система США в соответствии с законом о
судоустройстве 1789 г. состоит из 3 звеньев: Верховного суда США, апелляционных
судов (их 12) и окружных судов (94). Военные суды составляют особое звено
федеральной системы.
Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи
назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут
себя безупречно (т.е. пожизненно) (разд. 1 ст. III).
В судах штатов судьи избираются. Политические партии выдвигают
кандидатов на имеющиеся вакансии, затем они избираются или нет на общих
выборах. Кроме того, в ряде штатов суд формируется по системе, называемой
Миссурский план. По этой системе губернатор назначает судей, адвокатов и
присяжных заседателей.
Дела по первой инстанции с применением Федеральных законов
рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским
делам). В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные,
претензионные по искам к правительству США и др. Апелляционные суды
рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных
судов. Для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд.
Процесс в апелляционных судах проходит, как и процесс по первой инстанции (с
вызовом свидетелей, представлением документов).
Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он
состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются Президентом США
с согласия Сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где
стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он
выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. С 1803 г.
Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и
решающей инстанцией по данному вопросу (разд. 2 ст. III). Конституционный
контроль в США оформился в результате судебного прецедента. Верховный суд
толкует Конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет
законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего
права (судебные прецеденты). Закон (или его часть), признанный
неконституционным, формально судом не отменяется (суд не имеет такого права),
остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается
юридической защиты.
Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и
по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие
суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных
специальных судов - по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам, в
прибрежных штатах - морские суды и т.д.
В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником
учреждения. Н выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан.
В США традиционно значительна роль судебных приказов. В настоящее
время осталось только три вида приказов федерального судьи:
–
habeas corpus (см. выше);
–
mandamus - судебный приказ, обязывающий должностное лицо
совершить действие или издать акт, входящие в его компетенцию;
–
injunction - судебный приказ, запрещающий должностному лицу
совершать действие или издавать акт.
Нередко в судебной практике используется так называемое
декларативное суждение: ответ судьи на обращение сторон, предпринятое с целью
узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или отказаться от
этого.
6. Территориально-политическое устройство США
Субъектам федерации США являются 50 штатов. Территория США включает
также острова Пуэрто-Рико и Гуам. Острова Микронезии являются “ассоциированными
государствами с США. Большинство из них - члены ООН, у них есть избираемые
парламенты и президенты. Пуэрто-Рико считается “свободно присоединившимся
государством”, этот остров - не член ООН. Население Пуэрто-Рико и Гуама
избирает законодательные собрания и губернаторов (как и штаты). Законы США
имеют здесь верховенство, но все эти территории (несубъекты федерации) не имеют
представительства в Сенате, а в Палату представителей они посылают только по
одному делегату с правом совещательного голоса. Их жители не платят федеральных
налогов.
В прямом управлении США находятся острова Восточное Самоа и
Виргинские острова, имеющие статус территорий США. Там существует назначаемая
администрация.
Особый статус имеет федеральный округ Колумбия. Его жители избирают
трех выборщиков для участия в выборах Президента. Они посылают также одного
делегата в нижнюю палату Конгресса с правом совещательного голоса, но
законодательные полномочия в отношении округа принадлежат Конгрессу. Вашингтон
- столица США, находящаяся на территории округа, пользуется самоуправлением,
население избирает прямыми выборами городской совет и мэра.
Штаты - это государственные образования. Все они равноправны, не
обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США. Однако
они принимают свои конституции, которые должны соответствовать конституции США.
Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их
граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам
вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, чеканить монету,
выпускать кредитные билеты. Без согласия Конгресса штаты не могут: облагать
пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или
иностранным государством, содержать в мирное время войска (разд. 10 ст. I).
Структура органов штатов сходна со структурой федеральных органов.
Законодательные собрания, за исключением одного штата, двухпалатные, избираются
на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия
этих палат также одинаковы: Палата представителей и Сенат. Срок из полномочий в
разных штатах колеблется от 2 до 4 лет.
Главой исполнительной власти в штате является губернатор,
избираемый, как правило, прямыми выборами на 2-4 года. Законы передаются на
подпись губернатору, которые обладает правом отлагательного вето (оно
преодолевается, как и в федерации). В отличие от Президента США губернатор не
назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица могут избираться
непосредственно гражданами.
Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не вправе учреждать
штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии
Конгрессе и законодательных собраний штатов (разд. 3 ст. IV).
Федерация США - относительно централизованная. Конституция
разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов.
Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе
республиканскую форму правления и охрану каждого из них от нападения извне, а
по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти - и от
внутренних насилий (разд. 4 ст. IV).
7. Местное самоуправление и управление
Система местного самоуправления и управления в штатах строится на
основе административно-территориального деления, а последнее входит в
компетенцию штатов. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах
различны.
Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс.
Графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц -
шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея -
представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных
лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального
исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы
местного бюджета, определяет программы развития.
Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В
США существуют 3 системы городского управления.
1. Система Совет - Управляющий. Существует в большинстве городов.
Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только
председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью.
Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист - чиновник-менеджер.
Он отвечает за исполнение бюджета, нанимает чиновников для управления
конкретными сферами, руководит их работой.
2. Система Совет - Мэр. Существует приблизительно в 40 % городов.
Население отдельно избирает городской совет и мэра, который управляет городом.
Он имеет право отлагательного вето по отношению к решениям совета, назначает
чиновников, исполняет бюджет и решения совета.
3. Комиссионная система. Существует в очень немногих городах.
Население избирает комиссию в составе обычно 3-7 человек, которые одновременно
осуществляют функции городского совета и ведают поделенными между ними
отраслями управления.
Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Иногда таунами
называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами - группу
примерно однородных поселков. В этих мелких административно-территориальных
единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и
избирается исполнительный комитет (3-5 человек). Собрания выбирают также
казначея, констебля - ответственного за общественный порядок.
Компетенция органов местного самоуправления определяется
конституциями и законами штатов. Она соответствует общим принципам местного
самоуправления: принятие и исполнение местного бюджета, вопросы общественного
порядка, оказание социальных услуг (муниципальное жилье, больницы, местные
дороги, помощь нуждающимся), хозяйственная деятельность (муниципальные
предприятия и др.), контроль за местными управленческими органами, информация
населения об актах федерации и штата и исполнение этих актов.
Кроме административно-территориальных единиц в США создано
множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.),
которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены
естественными причинами и природными факторами. Ведают эти органы только
вопросами, относящимися к профилю округа.
8. Правовое регулирование общественных объединений
Решающее значение в политической жизни США имеют в основном 2
политические партии: Республиканская и Демократическая, созданные еще в XIX
веке. Различия в из политике следующие: республиканцы выступают во внутренней
политике за сокращение финансовых социальных программ (ассигнования на
образование, здравоохранение, жилье, помощь безработным), а во внешней политике
требуют решительно сократить финансовую помощь зарубежным странам; демократы
занимают противоположные позиции.. обе главные партии не имеют постоянных
программ - они принимают лишь предвыборные манифесты, не имеют постоянного
членства, у них нет обязательных членских взносов. Национальные съезды партий
созываются раз в 4 года для выдвижения кандидатуры президента, между съездами
функционируют национальные партийные комитеты, избираемые съездами. Главная
цель этого органа - обеспечить победу лидера партии на президентских выборах..
вся партийная деятельность, как и порядок выборов, приспособлена в США к
двухпартийной системе.
Общефедеральными партиями считаются также очень небольшая по
численности Коммунистическая партия, Международная партия зеленых,
Социал-демократическая партия, Социалистическая партия труда, Американская
независимая партия, Прохибиционистская партия, выступающая за запрещение
продажи спиртных напитков. Эти партии, вместе взятые, на выборах как правило не
набирают более 1 % голосов.
Конституция США, включая поправки, о партиях не упоминает, по
традиции они считаются “частным делом”, “клубом” их членов.
Большое влияние на политику государства, особенно экономическую,
оказывают предпринимательские союзы. Всего их в стране насчитывается около 3
тыс. В общефедеральном масштабе действуют Национальная ассоциация
промышленников, Торговая палата. Специальных законов об этих ассоциациях нет.
Под руководством первой действует “круглый стол бизнеса” - периодические
совещания представителей около 200 крупнейших фирм. На его заседаниях вырабатываются
предложения для Конгресса и Президента, в частности по вопросам экономической
политики.
Профессиональные союзы США строятся частично по цеховому, а
частично по производственному признаку. Они немногочисленны, в США в профсоюзах
состоит менее 1/5 всех работающих по найму. Профсоюзы не играют большой роли в
политической жизни, что отчасти связано с законодательством, запрещающим их
политическую деятельность. К заслугам профсоюзов можно отнести установление
законодательного минимума оплаты труда - 4,25 центов за час работы.
В США существует несколько фермерских организаций, которые в
основном заняты тем, что стремятся удерживать высокие цены на
сельскохозяйственную продукцию, и в политической жизни участвуют не очень
активно, преимущественно в качестве группы давления на законодательную власть.
Большую роль в политической жизни США стали играть комитеты
политических действий (политические комитеты). Они формируются различными
партиями, общественными объединениями, политическими деятелями с целью поддержки
определенных кандидатур на выборах, главным образом путем финансовых
пожертвований.
Весьма важной группой давления в США являются лоббисты, действующие
при Конгрессе. Лоббисты - представители фирм, банков, общественных объединений,
ставящие своей целью способствовать или препятствовать принятию определенного
законодательства в интересах тех лиц и организаций, которых они представляют.
Большое влияние на общественное мнение и через него на политику
оказывают средства массовой информации. Конституция США (поправка I)
гарантирует свободу распространения информации, в том числе политической.
9. Институты непосредственной демократии
Выборы, отзыв депутатов, народная законодательная инициатива,
референдум регулируются Конституцией США и федеральным законодательством только
частично (выборы) или вообще не регулируются.
Подробно о выборах Президента, членов Конгресса, глав и членов
местных органов власти было сказано выше в соответствующих главах.
В федеральном конституционном законодательстве США не фиксируются
принципы избирательного права. Практически выборы являются всеобщими (ценз
оседлости составляет 30 дней для президентских выборов, от 1 до 30 дней - для
других, что устанавливается законодательством каждого штата), равными, с
необходимым равенством избирательных округов. Во все представительные органы
выборы прямые, но Президент и Вице-президент США избираются путем косвенных
выборов (выборщиками). На выборах применяется тайное голосование (бюллетени,
избирательные машины, специальные электронные карточки избирателей). Для
выборов Президента и Вице-президента вся страна составляет единый национальный
(федеральный) избирательный округ. В большинстве штатов регистрация избирателей
необязательна.
Отзыв избранных депутатов предусмотрен только в отдельных штатах.
Отозваны могут быть члены муниципальных представительных органов и некоторые
должностные лица. Народная законодательная инициатива используется в единичных
штатах, и то очень редко, референдумы же проводятся в штатах и на муниципальном
уровне чаще.
10. Основы правового статуса личности
Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах
личности в США, была Декларация независимости 1776 года, в которой заявлялось о
неотъемлемых правах человека - о праве на жизнь, свободу и стремление к
счастью, формулировалось коллективное право народа на восстание против
угнетения.
Как уже было отмечено, политические и частично
социально-экономические права были включены в Конституцию в виде поправок,
получивших название Билль о правах, а также в виде отдельных разделов некоторых
последующих поправок. К сожалению, эти поправки не охватывают весь необходимый
круг вопросов и эти пробелы конституционного регулирования восполняются
отдельными законами.
Конституция запрещает, кроме чрезвычайных ситуаций,
приостанавливать правила habeas corpus, принимать законы об опале и законы,
имеющие обратную силу (разд. 9 ст. I), предписывает рассматривать все дела о
преступлениях с участием присяжных заседателей (поправка VI). Конституция
запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за
государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений как условие
для занятия какой-либо государственной должности (поправка I).
Билль о правах запрещает ограничивать права и свободы, которые
презюмируются (разд. 1 поправка XIV). Конгрессу запрещается издавать законы,
ограничивающие свободу слова, печати, собраний (поправка I), право народа
хранить и носить оружие (поправка II), право обращаться к правительству с
петициями (поправка I). Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести
(поправка I), охрана личности, бумаг (документов, переписки), имущества
(поправка III, IV), предусматривается суд присяжных по уголовным делам,
определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту (поправка
VI), право отказываться от дачи показаний против самого себя (поправка V). Не
допускается двойное наказание за одно и то же преступление (поправка V),
требование большого залога по судебным делам, наложение высоких штрафов, применение
жестоких, необычных наказаний (поправка VIII), лишение или ограничение
избирательных прав гражданина в связи с расой, цветом кожи, полом, возрастом
(разд. 1 поправка XV, XIX, XXVI).
Заключение
Значение конституции США неоднозначно для различных периодов
истории этой страны. В начальный период она носила исторически прогрессивный
характер, поскольку способствовала развитию новых, капиталистических
производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран
заметно до сих пор, особенно на основные законы латиноамериканских государств
(строение органов государственной власти, распределение между ними компетенции,
элементы федерализма, похожая компетенция Верховного суда).
Корме того, конституция США является одной из первых, закрепивших
основы демократического государства (представительной демократии), а именно -
институт выборов в органы власти, легальность оппозиции, принцип разделения
властей, институт прав человека (часть из которых до сих пор не присутствует в
нашем законодательстве), политический и идеологический плюрализм, институт
местного самоуправления (только развивающийся в нашей стране и поэтому очень
полезный для изучения).
Тем не менее, изучив в данной курсовой работе конституцию США,
можно сказать, что в настоящее время она выглядит как умеренно-демократический
документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран
Западной Европы и других регионов современного мира. Это - отсутствие контроля
народа за деятельностью высших ветвей власти и недостаточный контроль местных
властей, отсутствие законодательной инициативы у населения, это и то, что
конституция не была принята всенародно, и, следовательно, не выражала интересов
всего населения, при принятии не была ратифицирована всеми штатами и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение конституции
Соединенных Штатов Америки является необходимым для изучения основ демократии и
правового государства.
Список литературы:
1. Конституционное (государственное) право
зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под
ред. Б.А. Страшуна. Общая часть. Тома 1-2. М: БЕК, 1996. - 757 с.
3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран
мира. Справочник. - М: Юридическая литература, 1993. - 256 с.
4. Современные зарубежные конституции.
Учебное пособие. Составитель - В.В. Маклаков. М, 1992. - 285 с.
5. Чиркин В.Е. Конституционное право
зарубежных стран.- М: Юристъ, 1997. - 568 с.
6. Douglas Whitman, John William Gergocz.
The legal environment of business. McGran-Hill, 1991.