Поэзия Марины Ивановны Цветаевой
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа 120
Индустриального района Алтайского края
Поэзия
Марины Ивановны Цветаевой.
(реферат)
Работу выполнил:
ученик 11 В класса
Овсянников Максим
Проверил:
Килин Н. Е.
г. Барнаул 2002
Содержание:
1. Введение………………………………………………..3
2. Биография………………………………………………4
3. Особенности творчества поэта………………………..8
4. Анализ стихотворения……………………………….10
5. Использованная литература…………………………11
2
Биография.
Марина
родилась 26 сентября 1892 года, в полночь с субботы на
воскресенье,
на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в
тихом
Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем
на
городскую усадьбу фамусовских времён.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
("Красною кистью…")
Как многие поэты, Цветаева охотно
верила указующим "знакам
судьбы".
Полночь, листопад, суббота - она прочитала этот гороскоп легко
и
отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая
и
горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы,
тоже
переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозив-
Марина Ивановна Цветаева по происхождению, семейным связям,
воспитанию
принадлежала к трудовой научно-художественной интел-
лигенции.
Родители были высокообразованными, начитанными людьми,
бегло
говорили на французском, немецком и итальянском. Отец Марины -
известный
филолог и искусствовед, профессор Московского университета,
директор
Румянцевского Музея и основатель музея изящных искусств.
Мать - из
обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно
одарённая,
музыкантша, ученица Рубинштейна. Атмосфера профессорской
семьи,
искусства, высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях, слушание в
Сорбонне курса истории старофранцузской литературы. Всё это, несомненно,
сказалось на формировании личности
и
характера Цветаевой. И если влияние отца, Ивана Владимировича,
до поры
до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария
Александровна,
страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой
4
своей ранней смерти (в 1906 году) и, по
словам дочери, успела оказать
на неё
"главенствующее влияние": "После такой матери мне осталось
только
одно: стать поэтом".
Стихи
Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и
по-французски
и по-немецки). Конечно, в годы после смерти матери она
обратилась
к поэзии за утешением. Её первый опубликованный сборник,
"Вечерний
альбом", появился осенью 1910 года. Гимназисткой седьмого класса, никому
ничего не сказав, она просто "снесла стихи в типографию",
выбрала
обложку для книги и заплатила деньги. Когда она была напечатана,
юная
поэтесса свезла все 500 экземпляров в магазин и "успокоилась".
Сборник
не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда
прилавки
книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные
и
взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай
Гумилёв. Были и другие сочувственные отзывы. "Несомненно талантливая
Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той
лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование
на не нужные, хотя бы и изящ-
ные,
безделушки".
Стихи
"Вечернего альбома" (написанные между 1908 и 1910 годами)
не равны
по своим достоинствам. Большинство из них романтизируют детство Цветаевой и
оплакивают его потерю.
За
"Вечерним альбомом" двумя годами позже последовал второй сборник
Цветаевой "Волшебный фонарь" под маркой издательства
"Оле-Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой,
за которого
она в 1912 году вышла замуж.
Жизнелюбие
Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и
к русской
речи. Цветаева очень сильно любила свой город, в котором родилась, Москве она
посветила много стихов:
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы-
Неоспоримо первенство Москвы.
5
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Литературная
деятельность Цветаевой в том, что многие из своих
стихов
она посвящает поэтам- современникам: Ахматовой, Блоку, Маяковскому.
…Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами- то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей
судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
-
И я дарю тебе
свой колокольный град,
Ахматова - и сердце своё в придачу.
3
июля 1916 (Ахматовой).
А также
Блоку:
Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги.
Каждому - свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить
Марина
писала не только стихи, но и прозу. Её проза тесно связана с
поэзией.
В ней, как и в стихах, важен был не только смысл, но и звучание,
ритмика
частей. Одна из её прозаических работ посвящена Пушкину.
Марина
пишет, как она впервые познакомилась с Александром Сергеевичем и что о нем
узнала сначала. Пушкин был её первым поэтом,
он
"заразил" Цветаеву словом "любовь". Ему она также посвятила
множество стихов.
Бич жандармов, Бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин - в роли монумента?
Гостя каменного? - он.
6
Когда 1917 году совершилась Октябрьская революция,
правительство стало единственным владельцем и распределителем товаров, введя в
употребление продовольственные карточки, мобилизовав всех на защиту
революции.
Только рабочие или известные интеллигенты и художники
имели
право на них. Интеллигенты же, подобные Цветаевой, часто ходили
без пищи
и тепла, продавая книги и меняя вещи на еду и дрова.
Марине
не к кому было обратиться за поддержкой. Младшая сестра
Аля
осталась на юге; её сводные брат и сестра Андрей и Валерия жили в
Москве,
но она совершенно потеряла с ними связь. Самым мучительным
было
отсутствие известий от Эфрона,(он был белым офицером). Абсолютно
одна
Цветаева должна была обеспечивать семью едой, дровами и одеждой.
Она
изрубила мебель, чтобы отапливать комнаты, продала все, что только
могла,
принимала еду и одежду от друзей и соседей.
В
феврале 1920 года умерла отданная в приют младшая дочь Цветаевой Ирина.
После
её смерти Марина добилась получения продовольственных
карточек
для себя и Али (её старшая дочь), что дало ей возможность
посвятить
больше времени творчеству. В неистовстве она писала множество стихов, хотя
опубликованы были лишь некоторые. Позже она
сгруппировала
их в два сборника "Версты I"
и "Версты II".
Навеянные предчувствием поражения белых, они оплакивают обе армии: Белую и
Красную.
В
литературном отношении Цветаева по- прежнему держалась особняком. В мае 1922
года Цветаева с Алей уезжает за границу к мужу.
За
рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года
она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось
жить в пригороде, так как в столице было не по средствам.
В
1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и
возвращается
на родину. Она мечтала вернуться в Россию "желанным и
жданным
гостем". Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились плохо:
муж и дочь подвергались необоснованным репрессиям.
Цветаева
поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война.
Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в
Елабугу. Тут-то её и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким
чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941
года Марина Ивановна Цветаева покон-
чила
жизнь самоубийством. Могила её затерялась. Долго пришлось ожидать
исполнения
юношеского пророчества, что её стихам, "как драгоценным
винам,
настанет свой черед".
7
Особенности творчества поэта.
Самое
несомненное в зрелом творчестве Марины Цветаевой - её неугасимая
ненависть к "бархатной сытости" и всякой пошлости. В дальнейшем творчестве
поэтессы все более крепнут сатирические ноты. В то же время
в Цветаевой
все более растёт и укрепляется живой интерес к тому, что
происходит
на покинутой Родине. "Родина не есть условность территории,
а
принадлежность памяти и крови, - писала она. - Не быть в России, забыть
Россию -
может бояться только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она
Внутри -
тот теряет её лишь вместе с жизнью.
Личная
драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела
звериный
оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что Цветаева
написала
в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптан-
ной
Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине
плач
"гнева и любви", Марина теряла уже надежду - спасительную веру в
жизнь.
Эти стихи её - как крик живой, но истерзанной души:
О, чёрная гора,
Затягившая весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь - быть
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить
С волками площадей.
На
этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Цветаевой.
Дальше
осталось просто человеческое существование. И того - в обрез.
Марину
Цветаеву - поэта - не спутаешь ни с кем другим. Её
стихи
можно безошибочно узнать по особому распеву, не общей
интонации.
С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская
хватка в
обращении со стихотворным словом, стремление к афористи - ческой чёткости и
завершённости. Подкупала также конкретность этой
Марина
Цветаева - большой поэт, и вклад её в культуру русского
стиха ХХ
века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо.
Среди
созданного ею, кроме лирики - 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто -
Биографическая,
мемуарная, историка - литературная проза.
Марину
Ивановну не впишешь в рамки литературного течения,
границы
исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудно -
охватимо
и всегда стоит особняком.
"Цветаева
- звезда первой величины. Кощунство кощунств отно -
8
ситься к
звезде как к источнику света, энергии или источнику полезных
ископаемых.
Звёзды - это всколыхающая духовный мир человека тревога,
импульс и
очищение раздумий о бесконечности, которая нам
непостижима…"
- так отозвался о творчестве Цветаевой поэт Латвии
О.
Вициетис. Время увидело Марину Цветаеву, признало её нужной и
позвало.
Она пришла уверенно, её позвал её час, её настоящий час. Теперь видно - в чём и
насколько она была впереди.
9
Анализ стихотворения.
В стихотворении
"Молитва", написанном в день семнадцатилетия
Марины,
26 сентября 1909 года, из этого же альбома ("Вечерний альбом")
уже глухо
звучит нота трагизма, в целом не характерная для данного
сборника
детски простодушных и наивно-светлых стихов.
Христос и бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
"Терпи, ещё не кончен срок".
Ты сам мне подал слишком много!
Я жажду сразу всех дорог!
Люблю и крест, и шёлк, и краски,
Моя душа мгновенный след…
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет!
Стихи Марины Цветаевой были очень
незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и
непосредственностью. На этом
сошлись
все рецензенты. Брюсов писал, что "стихи Марины Цветаевой…
всегда
отправляют от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно
пережитого". Критик особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно
вводит в поэзию "повседневность", "непосредственные черты
жизни", предостерегая её, впрочем, от опасности впасть в домаш-ность"
и разменять свои темы на "малые пустяки": "Несомненно,
талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интим - ной жизни и
может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё
своё дарование на ненужные, хотя бы и изящные, безделушки".
10