Образ Петербурга в романе Достоевского 'Преступление и наказание'
Петербург в романе Достоевского
«Преступление
и наказание»
.
Под вечер жарчайшего июльского дня,
незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки
“под самой кровлей высокого пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший
студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф.М.Достоевского
“Преступление и наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает
нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего
действия. С этого момента - без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении
и в задумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским улицам ,
останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского
Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом
с ним некоего неживого персонажа - огромного города.
Действие романа погружено в эпоху,
эпоху, прозванную “железным веком”. И не случайно Петербург у Достоевского
становится ее олицетворением.
Ведь было два Петербурга. Один -
город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной
и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург
- символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим
великолепием и по сей день. Но был и другой, далекий и неизвестный нам ,
теперешним людям, Петербург - город, в котором люди живут в “клетушках”, в
желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких
душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший,
как и большинство знакомых нам героев Достоевского.
Первый Петербург был воспет многими
поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем:
“Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых сводов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
А вот как описан Петербург второй,
увиденный Достоевским: “ На улице жара стояла страшная, к тому же духота,
толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь
известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это
разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”.
Образ жизни людей из высшего света,
“высшего” и роскошного Петербурга характеризуется только одной строкой из
пушкинского “Евгения Онегина”: “Полусонный в постелю с бала едет он”. А людям
Петербурга “низшего” приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея
одну только радость - горько напиться под вечер.
Если верить, что все на Земле
получает энергию из космоса, то тогда то, как распределил свою долю Петербург
между своими обитателями, нельзя сравнить даже с тем, как делится добычей лев
с гиенами: Петербург трущоб как-будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И
это та цена, которую должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь
не будь этого несправедливого деления, в среднем, мы получили бы
посредственный, серый город, который не смог бы вдохновлять собой писателе и
поэтов, окутывая их своей магической философией “двуличности”
При всем этом Петербург еще и поразительно
замкнут. Живущий в нем “закрыт от солнца” и от других людей, каждый - своем
“шкафу”-каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая
обстановка создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она
стимулирует возникновение самых невероятных и фантастических теорий: “ Я тогда,
как паук, к себе в угол забился. Я любил лежать и думать”. Город - прекрасный
материал для раздумий, подталкивает мысль в определенном направлении, и в конце
концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы
узнаем зараженного “болезнь большого города”, является навязчивый желтый цвет.
Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо
Мармеладова, желтая,”похожая на шкаф или на сундук”, каморка Раскольникова,
желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в
кабинете Порфирия Петровича. Эти детали подчеркивают безысходную атмосферу
существования главных действующих лиц романа, являются предвестниками недобрых
событий. Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг
своими черными сетями, в которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается
на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски
расставленные ловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной
распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала
в “когти” Дарьи Францевны,” женщины злонамеренной и полиции многократно
известной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только против
человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и городу, обрубив
одно из его щупалец. И город отомстил ему. задавив свой громадой, заставив
страдать во много раз сильнее. Но события помогают Раскольникову, выхватив его
из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного мрачного города, попав в
Сибирь, оказывается в новом для себя мире, вырванным из той искусственной
почвы, на которой взросла его страшная идея. Это - иной, доселе неведомый
Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся Природы. И здесь, вместе с весною,
охватывает его “необъятное ощущение полной и могучей жизни”. Начинается его
новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут
мы видим, что каторга - место, предназначенное по своей сути для ограничения
человеческой свободы , оказывается местом более пригодным для свободного
проявления человеческой личности, нежели реальная “воля” большого города.
Итак, Достоевский показал нам , что
появление его героя во многом предопределила эпоха. И именно такой, неразрывно
связанный с окружающим его миром герой интересен и автору, и бесконечной
череде благодарных ему читателей.