Культура Ацтеков

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    289,48 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура Ацтеков

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ


Кафедра философии и истории

КУРС «Культурология»



Реферат

Тема: Культура Ацтеков

Выполнил:  студент И-2-8

Кухарь А.А.

Принял:  Крестьянова    .   .

Кинель 2001 год

Содержание

1. Вступление. Из истории цивилизаций Америки

2. Мексика – страна и люди

3. Ацтеки

3.1.  Общественное устройство

и религиозные представления ацтеков

3.2.  Письменность ацтеков

3.3.  Ацтекский календарь

4.  Заключение


















1.  Вступление. Из истории цивилизаций Америки

Когда 8 ноября 1519 г. испанский авантюрист Эрнандо Кортес вместе с шестью сотнями воинов вступил на землю столицы ацтекского царства, это стало открытием новой, неизвестной европейцам цивилизации. Впервые в истории великих открытий прошлого человек христианского Запада столкнулся не с остатка­ми чужой цивилизации, а с самой этой цивилизацией во плоти и крови.

Задолго до майя на мексиканском побережье Центральной Америки уже существовали высокоразвитые цивилизации. С севе­ра район распространения этих культур ограничивала пустыня, на юге он простирался далеко за границы теперешней Мексики, вплоть до Никарагуа. Южнее жили примитивные племена индейцев. При­рода этого района поражает своим разнообразием: покрытые сне­гом горы с вулканическими вершинами, равнины с реками и тро­пическими лесами, каменные плоскогорья, базальтовые скалы. В каждой из этих местностей складывался своеобразный стиль жиз­ни, однако все племена объединяло единое культурное поле. Их далекие предки пришли, как предполагают ученые, из Сибири и с Аляски во времена, когда Берингова пролива еще не существовало; по пути к ним присоединялись племена индейцев. От европей­ских, азиатских и африканских народов американский континент отделяли великие океаны, поэтому развитие культуры мексиканс­ких племен носило вполне самостоятельный характер.

Железо и сталь этим племенам не были известны, и даже бронза не употреблялась ими для изготовления орудий труда и оружия. Наконечники стрел и копий делались из кремня или обсидиана. Торговля была меновой, монет не существовало. Принцип колеса не был известен, да и не было домашних животных, обладавших достаточной силой, чтобы тянуть повозки. Древние американские племена не знали плуга. Лошади, коровы, овцы, свиньи и козы были завезены сюда из Старого света европейцами. Гончарный круг также не был известен. Земля, однако, была плодородной. Тыква, кукуруза, бобы, картофель, помидоры, папайя и авокадо произрастали в изобилии. Возделывались какао и табак. Из раз­личных растений изготавливались одурманивающие напитки.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению куль­туры ацтеков, скажем несколько слов о культурах племен, им предшествовавших.

Ла-Вента. Культура ольмеков. Еще в XIII в. до н. э. на побере­жье Мексиканского залива в районе Ла Венты существовала древ­нейшая культура, получившая название культуры ольмеков. Ее расцвет приходится на VIII—IV в. до н. э.

Ольмеки были искусными строителями. Они воздвигали пира­миды и монументальные лестницы из земли и щебня и покрывали их толстым слоем глины и гипса. Прекрасные образцы монумен­тальной скульптуры ольмеков — гигантские изваяния человечес­ких голов из базальта. Сохранилось также множество украшений из нефрита и рельефов на алтарях, стелах и саркофагах. Отличи­тельная черта пластики ольмеков — стилизованные маски ягуара. Ученые предполагают, что это животное было божеством ольме­ков, покровителем полей и земледельцев. Впрочем, ягуароподобный облик имели все основные божества ольмеков. Влияние куль­туры ольмеков ощущается в последующих цивилизациях Центральной Америки.

Теотиуакан. Около 300 г. до н. э. высоко в горах возникла са­мобытная культура Теотиуакана (это место находится в 30 км от современного Мехико), города, «в котором приносятся молитвы богу». В период своего наивысшего расцвета, в первые века н. э., в этом городе-государстве жило около 40 тысяч человек. Сравни­тельно недавние исследования показали, что большая часть насе­ления Теотиуакана относилась к языковой группе нахуа, т. е. эт­нически была родственна тольтекам и ацтекам. Город был спланирован строго геометрически. Внутренние стены многих до­мов покрывали фрески, нанесенные красками, состав которых (кро­ме лазурита и обсидиана) современной науке неизвестен. Вдоль двухкилометровой, выложенной камнем дороги — «Дороги смер­ти» — стояли многочисленные святилища, в том числе пирамиды Солнца и Луны — колоссальные строения, не уступающие по сво­им размерам знаменитым гробницам фараонов. Пирамида Солнца вздымалась ввысь более чем на 60 метров. Каждая сторона ее ос­нования имела в длину более 200 м. Лунная пирамида была не­сколько меньше. Рядом с ними стояла пирамида-цитадель, в кото­рой должен был жить дух одного из трех главных божеств — творца мира и человека, владыки стихий бога Кетцалькоатля (его имя оз­начает «змея, покрытая зелеными перьями»). Фризы и цоколь этой пирамиды были покрыты рельефами с изображением змей, сбро­сивших старую кожу. Миф о Кетцалькоатле повествует, что имя свое этот бог получил после того, как однажды вместо сброшен­ной змеиной кожи надел оперение птицы кетцаль. Вероятно, в VII или VIII вв. н. э. город Теотиуакан постигла катастрофа, о чем свидетельствуют следы грандиозного пожарища, открытые при раскопках.[1]

Культура майя существует примерно с V в. до н. э. Многие ученые различают ее классический период — Древнее царство, расцвет которого приходится на IV-V вв., а упадок на VIII-IX вв. н. э. — и постклассический период — Новое царство (X—XVI вв.) Таким образом, майя достигли наивысших успехов в области куль­туры и политики за несколько столетий до того, как испанцы вы­садились на восточном побережье их страны. Время же расцвета культуры ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера в XIII в., — XIV-XVI вв. н. э.

Племена майя жили на полуострове Юкатан, на территории современных Мексики, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. В куль­туре земледелия тогда еще не было практики вывозить навоз на поля. Поэтому почвы быстро истощались, и земледельцам прихо­дилось выжигать в джунглях новые места под посевы. В Европе эта система называлась подсечным земледелием.

Города Юкатана были религиозными центрами; в них на вер­шинах ступенчатых пирамид находились храмы. Религия играла в жизни майя очень большую роль.

Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог. Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали телескопами и другими специальными устройствами для наблюдения за небом.

Гибель древнего царства майя. Почти шесть столетий продол­жался период расцвета культуры майя, но примерно в VIII—IX вв. цивилизация майя начала приходить в упадок. По одной из гипо­тез, майя по неизвестной причине покинули свои города и пересе­лились на север, на полуостров Юкатан. Дворцы и храмы пришли в упадок, и джунгли поглотили их. Новое царство майя возникло на новой основе на севере Юкатана.

Существуют различные гипотезы, объясняющие это событие. Согласно одной из них, в Х в. на народ майя напали пришельцы с запада, тольтеки, предводитель которых — Кукулькан (Пернатая змея) — считал себя воплощением бога Кетцалькоатля. (Позже это историческое лицо соединилось в представлениях индейцев с ми­фологическим одноименным персонажем.) Исторический Кукуль­кан завоевал Юкатан и основал свою резиденцию в городе Чичен-Ице, ранее построенном майя.

Тольтеки принесли на землю майя новые элементы культуры, отстроили заново столицу и возвели множество храмов: богов было много, и каждому нужен был отдельный храм.

Пришельцы не возделывали полей и жили за счет эксплуата­ции народа майя. Так продолжалась до 1528 г., когда Юкатан был завоеван испанцами.

Если культура майя ко времени испанского завоевания мино­вала наивысшую точку своего развития, то тольтеки, обитавшие в горах, ко времени испанского завоевания еще находились на вос­ходящей линии развития своей культуры.

Государство тольтеков находилось в центре современной Мек­сики. Его столица Тула (Толлан) располагалась недалеко от совре­менного Мехико. Пятый правитель тольтеков Цеакатль-Топльцин короновался в 977 г. в одном из храмов Тулы как священный им­ператор, присланный самим богом Кетцалькоатлем. Изоб­ражался он в виде змеи или бородатого человека в маске. Поэтому, когда в XVI в. бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье в год, посвященный Кетцалькоатлю, ацтеки приняли испанцев Кортеса за вернувшегося бога.

Новая волна воинственных племен с Запада достигла Мексики в XII в. Пришельцы разрушили Тулу и другие города. Племена, еще только выходившие из стадии варварства и лишь отчасти ци­вилизованные, раздробили единое государство тольтеков на ряд племенных государств и во главе каждого поставили своих вождей.

2.  Мексика – страна и люди

Плоскогорье в окружении величественных гор — вот две географические формы, определяющие характер страны под названием Мексика. Типич­ный пейзаж Кордильер — это беспорядочные, при­чудливые формы земной поверхности. За при­брежными полосами различной ширины вздыма­ются высокие краевые горы: Западное Сьерра-Мадре, достигающее 3000 метров и прорезанное глубокими ущельями, и Восточное Сьерра-Мад-ре, где находится пик Орисаба — высочайшая вершина Мексики. Между этими мощными гор­ными цепями расстилается мексиканская возвы­шенность с плодородными равнинами, которые имеют наносный характер и разделяются горны­ми цепями и отдельно стоящими горами.

На юге Центральное плато ограничено вели­чественной горной цепью вулканического проис­хождения. Покрытые снегом вершины погасше­го вулкана Истаксиуатль (5286 м), действующего вулкана Попокатепетль высотой 5453 м, обоих вулканов Колима, а также Невадо-де-Толуко (4578 м) являются символом Мексики. По ту сто­рону глубокой складки долины Балса вновь вздымаются горы, простирающиеся до сужения в районе Техуантепека. Восточнее начинается цен­тральноамериканский участок Кордильер, в осно­вании которых обнаруживаются весьма различные геологические структуры.


1.   Ацтеки

3.1.  Общественное устройство и религиозные представления ацтеков

В эту высокогорную долину в год Оте-Acatl, что означает «Два тростника», а согласно хрис­тианскому летосчислению — в 1168 году пришли ацтеки, или, как они сами себя называли, теноча. Они были кочевниками и представителями той же языковой группы, что и тольтеки, народ старой культуры, который населял долину Анагуак до теноча и создал себе нетленный памятник — город Теотиуакан. Теноча считают себя выходцами из легендарной страны Ацтлан, почему испанцы позднее и назвали их ацтеками. Их страна также называлась Мексикой по имени героя пле­мени. Однако точное происхождение ацтеков и {первопричины создания их столицы Теночтитлана, нынешнего Мехико, остаются неясными. Теночтитлан, заложенный на острове на озере Ана­гуак, ведет начало от 1370 года, когда теноча построили первый храм и отметили это в своих иллюстрированных хрониках.

(Офицер армии Кортеса, чье имя осталось неизве­стным, — его цитируют, называя «неизвестным завоевателем» — описал грандиозное впечатление, которое город произвел на европейцев:

«Великая столица Теночтитлан стоит на соле­ном озере, причем не точно в центре его, а ближе к западному берегу, так что ее дома подходят к суше на расстояние четверти часа пути. Она, оче­видно, имеет в окружности от двух с половиной до трех миль, и большинство тех, кто видел ее во время завоевания, оценивает число жителей на тот момент примерно в 300 000 человек, живших в 60 000 домах. По дамбам с суши в центр горо­да ведут три мощеные дороги, каждая шириной более тридцати шагов.[2]

Самая длинная из них прорезает озеро на про­тяжении двух миль. Северная и южная дамбы соединяются в центре города, так что их следует считать единой дорогой. Третья имеет протяжен­ность по воде лишь четверть мили, однако еще па три четверти мили вдается в сушу, и по ней с этого расстояния к городу идет водопровод, по­дающий прекрасную питьевую воду. Ее источник находится на холме под названием Чапультепек («Гора саранчи»), у подножия которого вода вна­чале стекает в глубокий пруд, а оттуда в город. В городе красивые, широкие улицы, среди кото­рых две или три могут считаться главными. Все остальные подходят к вымощенным кирпичом бе­регам каналов, которые проходят во всех направ­лениях по всем кварталам, так что жители от своих домов могут всюду добраться и по суше, и по воде. Последнее происходит с помощью лодок, которые изготавливаются из выдолбленных стволов дере­вьев. Среди них встречаются лодки такой вели­чины, что в них могут удобно расположиться пять человек. Часть переулков города представляет собой каналы, так что здесь можно попасть в дома лишь на лодке. Подобным же образом построены и другие поселения на озерах и на островах пре­сноводного озера.

В городе были и по-прежнему имеются весьма красивые и большие площади, на которых идет торговля всем необходимым для жизни. Наибо­лее крупной из них была так называемая Тианквис, примерно в три раза больше самой большой площади Саламанки. Она была окружена прохо­дами с колоннами. Сюда ежедневно приходило 20—25 тысяч человек, чтобы покупать и прода­вать, а на большие базары, происходящие каж­дые пять дней, даже 40—45 тысяч человек.

В Теночтитлане было множество больших и великолепных храмов, где поддерживался культ идолов, которым поклонялись в стране, и совер­шались человеческие жертвоприношения. Главный храм представлял собой великолепное сооружение огромных размеров. На его территории мог бы разместиться небольшой город. Окружавший его обширный двор имел четверо главных ворот. Каж­дые — своего рода крепость, полная всевозмож­ного оружия и снаряжения. Все четверо вместе взятые напоминали арсенал правителя.

В городе имелся гарнизон, насчитывавший 10 000 человек, сплошь отборные воины, личная охрана правителя, которая повсюду сопровожда­ла его, а также поддерживала спокойствие и по­рядок внутри города и в его окрестностях. Пред­ставители знати имели большие, красивые дворцы с обширными роскошными садами. Я четыре раза был в одном из таких дворцов и каждый раз хо­дил по нему до изнеможения, но так и не осмот­рел всего. Все эти дворцы были построены таким образом, чтобы просторные покои и залы окружали двор. Я видел зал, в котором размещались более 3000 человек, а на его плоской крыше мог­ли бы разъезжать 30 всадников.»

Сам город имел вытянутую форму. В центре его стояли большой храм и дворцы правителя и наиболее знатных вельмож.

История молодого государства, основу которо­го составляет обложение данью, отмечена война­ми и грабительскими набегами. Расцвет города-государства происходит в союзе с соседними приозерными городами Текскоко и Тлакопаном. Лишь при Монтесуме I (1440—1469) этот трой­ственный союз сменился гегемонией Теночтитлана. При Ауитцотле (1486—1502) сфера власти ац­теков распространилась на Центральное плато. Этот воинственный властитель подчинил и племе­на, жившие на побережье Атлантического и Ти­хого океанов, и территории, расположенные меж­ду Колима и Акапулько. Во время своих военных походов он доходил даже до границ земель могу­щественных майя. Его потомок Монтесума II по­корил и страну миштеков, так что в течение ка­ких-нибудь восьмидесяти лет возникла великая империя ацтеков, сфера власти которой распрос­транялась почти на всю территорию сегодняшней Мексиканской республики.

Властители, носившие титул тлатоани (тот, кто говорит), избирались Советом четырех. Фор­ма правления вначале представляла собой скорее олигархию, однако одновременно с расширением сферы власти политическая структура империи превратилась в своего рода восточную деспотию. Каждая семья входила в сообщество землеполь­зования, несколько семей составляли род, и весь народ теноча насчитывал 20 таких родов. Собра­ние глав родов выдвигало из своей среды четы­рех мудрецов в качестве советников властителя. Эти тетрахи существовали как своего рода кур­фюрсты. Таким образом, властители не могли апеллировать к праву первородства, а избирались Советом четырех из числа братьев предыдущего властителя или его племянников. Впрочем, к тому моменту, когда в страну пришли испанцы, власть тлатоани значительно уменьшилась, и обнаружи­вались все черты абсолютизма. Монтесума II, «Гневный господин», хоть и избранный, как и его предшественники, обладал единоличной команд­ной властью высшего военачальника и главы го­сударства и одновременно был верховным жрецом. Жизнь при дворе властителя регулировалась це­ремониалом, полным всевозможных ухищрений.

Жить в городе имели право только представители высшего слоя. Простонародье жило в пригороде или в долинах между скалами. Кроме крестьян в обществе ацтеков были и рабы – порабощенные иноплеменники. Каждый ацтек должен был обязан иметь личное оружие и уметь хорошо им пользоваться.[3]

На озерах ацтеки развили оригинальные приемы земледелия - сооружение искусственных островков ("плавучие сады" - чинампа). Болота осушались с помощью сети каналов. Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый и красный перец, масленичные культуры, хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке. Ремесла (обработка камня и дерева, гончарное дело, ткачество) отделились от земледелия и достигли высокого развития. Орудия делались из камня, главным образом из обсидиана. Металл (медь, золото) шел на изготовление украшений. Города имели правильную планировку, связанную отчасти с разделом земли между родами на прямоугольные участки. Центральная площадь служила местом народных собраний.

У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности. Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв. Основными монументальными сооружениями были четырехгранные каменные пирамиды с храмом или дворцом на усеченной вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико). Дома знати строились из адобов и облицовывались камнем или штукатурились; помещения располагались вокруг внутреннего двора. Стены культовых зданий украшались рельефами, росписями, узорной кладкой. Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловесностью. Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых. На ряде архитектурных памятников сохранились остатки стенных росписей с изображениями божеств или шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли украшения из перьев, полихромную керамику, мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана, тончайшие ювелирные изделия.

3.2.  Письменность Ацтеков

Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы ацтекской письменности: знаки для передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.[4]


3.3.  Ацтекский Календарь

Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии. Ацтекский календарь (calendario azteca) - система летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл - сочетание 260-дневной ритуальной последовательности (так называемого священного периода или тональпоуалли), состоявшей из комбинации недельного (13 дней) и месячного (20 дней, обозначались иероглифами и числами) циклов, с солнечным или 365-дневным годом (18-20-дневных месяцев и 5 так называемых несчастливых дней). Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам. Большое ритуальное значение имел обряд "нового огня", совершающийся по истечении 52-летних циклов.

Монтесума II расширил сферу власти своего на­рода в гораздо более обширных пределах, чем его предшественники; он, по-видимому, обложил да­нью 371 город. Покоренные города сохраняли не­зависимость правления. Ацтекские гарнизоны на­ходились лишь в стратегически важных точках, а сеть пунктов эстафетного курьерского сообще­ния служила для связи со столицей. Отдельные города, например, Тласкала, даже сохраняли пол­ный суверенитет в рамках империи.

У ацтеков существовал обычай культового. Ежегодно на жертвенных камнях бога вой­ны Уицилопочтли, расположенных на высоте орлиного полета, они умерщвляли тысячи жертв. Лишь при освящении крупного храма в Теночтитлане были принесены в жертву 20000 человек. В день празднеств во славу богини маиса на центральной пло­щади города десять девушек исполняли ритуальный танец, во вре­мя которого им, одной за другой, отсекали головы, что должно было сделать удачной уборку маиса. Во время религиозной цере­монии во славу бога дождя Тлалока на площадь выводили детей 5—8 лет и при стечении народа пытали их; слезы детей символи­чески изображали дождь: чем больше детских слез, тем больше будет долгожданного дождя. Порабощен­ные города также были обязаны в качестве дани посылать в храм своих сыновей и дочерей. Чем дальше расширялись границы империи, тем боль­шим становилось число его врагов. Для того, что­бы объединить всех противников Теночтитлана, не­обходимы были лишь внешний толчок и личность Кортеса.

Для того чтобы объяснить причину поразитель­ных успехов испанцев, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое коренится в рели­гии индейцев, а именно в вере в «белых богов». Боевой дух воинственного народа ацтеков, направ­ленный против европейских пришельцев, сдержи­вался их собственной верой. Роковые предзна­менования возвещали близкий конец света и повергали ацтеков в трагический пессимизм. В год Се-Acatl («Первого тростника») в Туле родился Кетцалькоатль, которому суждено было стать ге­роем культа, распространенного во всей стране. Странным является то, что Кетцалькоатль, кото­рого вскоре стали почитать как бога, по-видимо­му, носил бороду и имел светлую кожу; одним из его символов считался крест. Согласно преданию, Кетцалькоатль отплыл на запад к побережью да­лекого Тлапаллана, дав перед этим обещание вер­нуться в год Св-Acatl. Теперь ацтеки, исполнен­ные страха, упорно ожидали предсказанного возвращения короля жрецов, который должен был положить конец кровавому правлению богов. По ацтекскому календарю, построенному на 52-летнем цикле, год «Первого тростника» мог соответство­вать в христианском летосчислении лишь годам 1363, 1415, 1467 или 1519. Поэтому, когда в 1519 году Эрнан Кортес высадился на побережье Мексики, индейцы явно сочли его возвратившимся Кетцалькоатлем. Этим также объясняется суе­верный страх Монтесумы, который никогда не мог решиться на сопротивление армии христиан.

13 августа 1521 года назрел момент для штур­ма города. Кортес еще раз обратился к индейцам с предложением сдаться, которое опять было от­вергнуто. Тогда испанцы и их союзники перешли в наступление по всем направлениям и, ведя оже­сточенные бои, ворвались в город. Началась битва за каждый дом, и лишь постепенно, прочесывая каждую улицу, завоеватели сумели подавить сопро­тивление. Борьба за Теночтитлан завершилась.

Согласно данным Кортеса, в боях и в резуль­тате голода и эпидемий погибло 70 000 мексикан­цев, более половины населения города. В других источниках, например, у индейского историка Истлилсочитля, преемника короля Тескоко, приво­дится цифра 24 000. Точная численность потерь испанской стороны также не установлена; по край­ней мере 100 человек попали в плен и были при­несены в жертву языческим богам, примерно столько же погибло. Потери союзников прибли­жались к десяти тысячам.[5]

Когда-то цветущий город-остров Теночтитлан являл собой столь ужасную картину разорения. Глава ацтеков Куаутемок во время бегства попал в руки испанцев и, закованный в цепи, предстал перед победителями. Последний правитель ацтеков умер позорной смертью на виселице 28 февраля 1525 года. Тогда же испанцы захватили всю страну, и начался ее грабеж. Так было прервано развитие многовековой истории культуры индейцев Центральной Америки. Но память о ней жива. В народных преданиях сохранились многие древние обычаи индейцев, еще живы люди, которые знают старинный календарь и соблюдают старинные обычаи. Ацтекский язык (науатль) используется в начальной школе, на нем издаются учебники, специальная литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др.). Сегодня в Мексике нет памятника, который напоминал бы об испанском завоевателе, в то время как его противника, индейца Куаутемока, в стране чтут.









Список литературы

1. С. Карнушина, В. Карнушин.   История мировой культуры.

М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998.

2. Герберт Матис.  Покорители Америки. Кортес.  (пер. с нем.), Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997.

3. Кинжалов Р. В.  Искусство древней Америки.  М., 1962.


[1] С. Карнушина, В. Карнушин.   История мировой культуры.  М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 262)

[2] Герберт Матис.  Покорители Америки. Кортес.  (пер. с нем.), Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997.  (стр. 221)

[3] С. Карнушина, В. Карнушин.   История мировой культуры.  М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998. (стр. 271)

[4] Кинжалов Р. В.  Искусство древней Америки.  М., 1962.  (стр. 98)

[5] Герберт Матис.  Покорители Америки. Кортес.  (пер. с нем.), Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997.  (стр. 286)

Похожие работы на - Культура Ацтеков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!