Протестантизм
С началом “веберовского ренессанса”
70-80-х годов в западной социальной науке и культуре наблюдается значительный
рост интереса к социологической теории Вебера. Влияние идей Вебера на
исследования политических структур и процессов заметно возросло в последние
годы. Многие западные ученые опираются на теорию бюрократии Вебера при
проведении сравнительных исследований системы государственного управления в
различных странах.
М. Вебер (1884 - 1920) -виднейший
немецкий социолог. Одной из основных его работ считается "Протестантская
этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал
сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие
экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые
данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является
одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
Отечественная социология также
может многое почерпнуть в арсенале веберианской политической теории. Разработанные
Вебером понятия могут, по-видимому, успешно использоваться для анализа структур
государственного управления в нашей стране на различных этапах их эволюции.
Обращение к веберовским политическим идеям должно способствовать лучшему
пониманию как недавнего прошлого нашей страны, так и современного состояния ее
политической системы.
В работе были использованы
произведения отечественных и зарубежных авторов, учебники, статьи и сама работа
Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Особо хотелось бы отметить
статьи и монографии Масловского В.М. и соавторство Гайденко П.П. и Ионина Л.Г.
Социология культуры, в которой подробно описываются особенности веберовской
концепции, к этим писателям автор наиболее прибегал при изучении и написании
работы.
1.
Протестантизм как направление культуры
Протестанты - это
общее название христианских общин, образовавшихся в XVІ веке в результате
проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Название
“Протестантизм” случайное и не более обоснованное, чем, скажем, “большевизм”. В
1529 году, в самом начале протестантского движения, был съезд германских
князей, на котором решался вопрос об избрании веры. Большинство тогда
проголосовало за то, чтобы остаться в католической церкви, но несколько князей
объявили протест против этого решения. Так и возникло это историческое
наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их так называли, они
предпочитают именоваться “евангельскими церквами”, подчеркивая, что они
возвращаются, как им представляется, к основам евангельской веры. Главные ветви
протестантизма - лютеранство, кальвинизм или реформатство и англиканство.
В самых общих чертах
история возникновения протестантизма такова. В конце средних веков и в начале
эпохи Возрождения католическая церковь была подвержена многим тяжким болезням.
Таким, как симония (продажа священных степеней за деньги), крайняя
безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления с
индульгенциями. Самым большим злоупотреблением, вызывавшим массовое
недовольство, была инквизиция.
Изначальное ее
назначение - сдерживание разного рода еретических движений и ограждение чад
католической церкви от всевозможных крайних ересей, расколов и схизм. Но это
учреждение очень скоро выродилось, потому что суда как такового при нем не
было, а процедура следствия была сопряжена с пытками. Достаточным аргументом
для обвинения считалось признание обвиняемого в своей вине. Инквизиция
преследовала кого угодно по самым разным поводам. Доходило до того, что в
Европе в некоторых деревнях или целых регионах до трети женского населения
обвинялось в колдовстве.
Были попытки
реформировать католическую церковь изнутри, но они потерпели неудачу. Сами
реформаторы кончили жизнь свою по большей части на костре. Всем известен
чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем не по-христиански.
На одном из католических соборов ему с клятвой обещали личную
неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание,
софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна,- и сожгли
Гуса на костре. Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола,
монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф
пытался преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl век
на Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За
сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90 миллионов
верующих, образовались десятки новых христианских конфессий. Протестанты,
справедливо отказываясь от определенных заблуждений католической доктрины, не
избежали крайностей и перегибов. Выступая против неограниченной власти Римского
папы, они вообще отказались от признания всякого церковного иерархического
авторитета. Отвергая католическое учение о действенности таинств в силу
совершенного действия, они вовсе отказались признавать некоторые таинства, а за
другими удержали либо аллегорическое, либо воспоминательное значение.
В основе «капиталистического духа»
по М. Веберу лежит протестантская концепция спасения. «Высокие» религии
внедряют в сознание верующих представления о смысле жизни и ее высшей цели – о
спасении. Для христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей
жизненной целью является обретение праведником вечного блаженства в
потустороннем мире. В спасении осуществляется полная реализация личности
христианина. Именно в представлении о спасении выявляются принятые в данном
религиозно-культурном комплексе общие представления о нормах и правилах
отношения индивида к внешнему миру, об основных направлениях и пределах его
активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий.
Протестант живет для того, чтобы
быть орудием Бога и нести Его волю в мир. Для этого он должен подчинить все
свое земное бытие преобразованию мира во славу Божью, честно и добросовестно
трудиться и добиваться успехов. Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная –
должна быть проникнута суровой аскезой и рациональностью.
Идее спасения соответствует
методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала,
реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности.
Основой протестантской методики
спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании
несовершенства и греховности тварного мира, на его решительном отрицании.
Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ,
сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение
всего образа жизни идее служения Богу.
При отказе от мирских благ и
принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является
систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей,
мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая
аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от
"мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от
имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще
от всех тварных интересов»[1].
В качестве примера потусторонней
аскезы можно рассматривать христианское монашество, уходящее от мирских дел,
однако, не отказывающееся от деятельности самой по себе. В рамках этой формы
аскезы физический труд, например, у христианских монахов, приобретает, по
выражению М. Вебера, «гигиеническую» ценность[2],
становится принятым религией средством послушания – отвлечения от мирских
страстей. М. Вебер подчеркивает, что западные аскеты-монахи стояли на службе
церкви, выполняя в ее интересах практическую работу – будь то непосредственное
производство материальных благ или охранительная, инквизиторская, или
политическая деятельность. Однако важно, что высший смысл в данном случае имела
не деятельность сама по себе, а духовные цели.
Уникальность и историческая
значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла
трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в
которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на
верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом
деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности,
которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а
они в свою очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет
обретает способность к деятельности такого рода»[3].
М. Вебер подчеркивает, что
«принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной
этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только
аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир
в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект
исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей
надмирного бога»[4].
Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство,
в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога,
исполняющим в миру его волю, его призвание.[5]
В начале своей знаменитой книги М.
Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение
протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основание данных,
собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты
преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных
слоев рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны
различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди с
гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению
Вебера, к "буржуазному" образу жизни больше людей с техническим
образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающийся в
процессе начального воспитания.
Так же Вебер замечает, что
католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают
тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в
качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе ….
концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговле. Так было с
поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не
католиками в Германии.
Далее следует попытка дать
определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в
заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие: " комплекс
связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии
объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.
Автор приводит целый ряд цитат
Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом философии скупости.
В его понимании идеальный человек - " кредитоспособный, добропорядочный,
долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На
первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда
"честность полезна только потому, что дает кредит". Но высшее благо
этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива
мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах,
а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является
прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что
честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная честность.
Вебер замечает такую характерную
особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все
его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но
всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда
была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на
рациональную организованность труда.
Так, южные штаты Америки были
созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма
был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.
Вебер проводит
морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это
слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех
светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии то,
что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая
нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение
центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий
пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает
выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека
его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е.
декларируется равенство всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы
протестантизма:
1. .Человек изначально грешен
2. До начала жизни все
предопределено
3. Знак о том, спасен ты или
нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.
4. Послушание властям
5. Отрицание превосходства
аскетического долга над мирским.
6. Примирение со своим местом
в мире.
Протестантская церковь отменила
выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены предельно жестко
- есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно
почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно
исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в
совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель
- трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради
самих денег.
Вот, например одна из особенностей
«национальные и религиозные меньшинства (в разных странах) добровольно или
вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности,
концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства. Так обстояло дело с
поляками в России и Восточной Пруссии, где они шли по пути экономического
прогресса так же с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и
квакерами в Англии. Но так же надо сказать, что и в те времена, когда в Англии
и Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие от
протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики. Скорее
можно считать установленным, что протестанты как в качестве господствующего,
так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и
в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому
рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в
другом положении. Причину различного поведения представителей названных
вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем
своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом
положении».
Можно заметить, что Вебер строит
изложение своей теории иногда на отрицании или перефразировании своих ранее
изложенных мыслей, предположений и доводов. То есть он строит предположение, а
потом далее или утверждает, или отрицает его.
По мнению Вебера над миром
господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения человека к
природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе
с развитием техники и науки. М. Вебер обосновал рационализм науки и
искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются.
Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о
развитии этих ценностей на Западе.
М. Вебер пытался
проанализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они
порождают. В этом заключается его глубокое социологическое исследование.
Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями,
толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия – это предмет
ее изучения. Социология образует типовые понятия и ищет общие правила
совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить
только частные события.
Анализируя психологию и
мировоззрение протестантов, Вебер приходит к выводу, что духовные источники
капитализма лежат в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти
связь между религиозным убеждением и духом капитализма.
М. Вебер в «Протестантской этике»
описал духовные факторы становления первичного капитализма на Западе. В этот
период именно духовная, религиозная мотивация предпринимательской деятельности,
ее восприятие с точки зрения религиозного спасения души доминировала над
стремлением к наживе, рационализировала его и наделяла религиозным смыслом. В
современном западном обществе положение изменилось: страсть к наживе вырвалась
из религиозной «обертки» и превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую
ценность:
«В настоящее время дух аскезы - кто
знает, навсегда ли? - ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае,
победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре... В настоящее время
стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания,
принимает там, где оно достигает наивысшей своей свободы, а именно в США,
характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной»[6].
Капитализм уже развивается не на
основе религиозной культуры, а на своем собственном базисе. Если первоначально
человек со своими целями, ценностями, стремлениями создавал капиталистическое
хозяйство, то теперь оно превратилось в колоссальный самостоятельный механизм,
формирующий образ мысли и стиль жизни каждого члена общества, навязывающий ему
свои нормы и «правила игры». М. Вебер пишет: «Пуританин хотел быть
профессионалом, мы должны быть таковыми».
В книге М. Вебера “Протестантская
этика и дух капитализма” автор сравнивает предпренимательские способности
представителей капиталистического мира, придерживающихся различных христианских
конфессий, в частности он сравнивает католиков и протестантов. Сравнивая, Вебер
отмечает, на первый взгляд сложнообъяснимую, особенность: среди приуспевающих
комерсантов приобладают сторонники протестантизма. Вебер пишет: «При
ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным
вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно
явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на
католических съездах Германии. А именно – несомненное преобладание протестантов
среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных
слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных
предприятий». Далее автор делает различные предположения, о природе данного
факта преобладания протестантов. Он пытается объяснить его с позиции
исторической – «В XVI в. многие богатейшие области империи в силу благоприятных
естественных условий и близости торговых путей, приняли протестантскую веру;
последствия этого факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за
существование и экономическое процветание». Так же с позиции экономической
(финансовой) и общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди
учащихся и выпускников средних учебных заведений "повышенного типа"
значительно ниже их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить
имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков
процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и
торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству,
также значительно ниже, чем среди протестантов – этот факт никак нельзя
объяснить финансовой причиной».
М. Вебер в данном труде проводит
большое социологическое исследование, имеющее своей целью показать особенности
присущие протестантскому направлению мировоззрения, в общем, и касательно
предпринимательства и капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует
взаимосвязь между приверженностью к той или иной христианской конфессии и
успехом в коммерции. В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно,
простым литературным, разговорным языком ведет исследователя по пути
разносторонних сравнений, то есть он сравнивает одни и те же особенности,
рассматривая их с разных сторон.
Социальная теория М. Вебера исходит
из индивида, из его субъективной осмысленности своих действий. Работа
“Протестантская этика и дух капитализма” показывает глубину мысли М. Вебера.
Многое из того, что он нам дал в своих работах и исследованиях, широко
используются в средствах массовой информации и в научной среде, что очередной
раз показывает значимость его работ для нашего времени.
1. М. Вебер " Избранные
произведения", М. Просвящение, 1990
2. Вебер М.Избранные
произведения. М., 1990,
3. Вебер М. Избранное. Образ
общества. М. 1994
4. Ионин Л.Г. Социология
культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.
5. Масловский В.М. Веберовская
концепция патримониализма и ее современная интерпретация // Социологический
журнал 1995 № 2,
6.
Гайденко
П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и
веберовский ренессанс // Вопросы философии. 1991.
[1] Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985, с. 234
[2] там же, с. 249
[3] там же, с. 237
[4] там же, с. 250
[5] Зарубина Н.Н., Социально-культурные основы хозяйства и
предпринимательства. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998, с. 75
[6] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 206-207
[7] там же