Понятие и значение государственного кредита
Тверской филиал Московского
международного университета бизнеса и информационных технологий
Реферат
Предмет: Финансовое право
Тема: Понятие и значение
государственного кредита.
Выполнил студент 502 гр.: Белов А.Е.
Проверила: Пастушенкова Л.И.
Тверь 1998
Понятие
государственного кредита.
Государственный
кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства,
направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и
граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности,
возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и
беспроцентный заем денежных средств.
В отношении
других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и
кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут
изменять предписаний государства.
Взятые в займы
денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств
поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные
финансовые ресурсы. Они могут
быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для
пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но
как правило, государственные займы в разных формах используются особенно
интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником
погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета,
где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку1. Однако в
условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к
рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную
задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных
отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих
субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при
определенных условиях население может сознательно идти на ограничение
потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях
тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило
принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в
размере нескольких зарплат в ущерб себе.
В 1956 году
поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были
направлены на развитие тяжелой индустрии.
Следует отдельно
рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был
свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за
наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько
повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной стоимости
облигаций.
Реальная
доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит
от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям,
насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры,
степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в
сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к
правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.
Таким образом,
кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства
населения, юридических лиц, заемные средства других государств.
К государственным
займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании
финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной
власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются
кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В
государственной экономической деятельности все время возникает необходимость
оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех
предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и
по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено.
Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных
условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для
государства экономических или властных структур.
Иногда
правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного
нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему.
Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае
неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии
нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных
ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством
финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а
коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств
независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство
ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур
ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная
коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на
выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования,
величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией
выплат по ценным бумага, но не более.
Правовые
основы государственного кредита.
Государственный
внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей
задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми
активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Долговые
обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ,
государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от
имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных
Правительством РФ.
Порядок, условия
выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется
Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным
долгом.
Обслуживание
государственного внутреннего долга Российской Федерации производится
Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством
РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью
операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов
в виде процентов по ним или в иной форме.
Внутренний
валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию
внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение
задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 1993
года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах
средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения
выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР
использовать : средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной
выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на
погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов
бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного
совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов
Союза ССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).
Для обеспечения
правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями,
организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ
совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные
обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на
следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа -
доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций -
от 1 до 15 лет.
Государство
полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного
долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем
другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите
вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит
государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и
в конце концов, надо надеяться, будут решены.
Основы
классификации государственных займов.
Основными видами
ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы,
государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные
обязательства (ГКО).
В целом
государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
1. По
срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1
года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30
лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными
условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
2. По
праву эмиссии
они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами
национально-государственных и административно-территориальных образований и
органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
3. По
признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на :
а) реализуемые только среди населения. Так, специально для
населения был выпущен от 19 февраля 1992 года, который назывался о
государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского
выигрышного займа 1992 года”;
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить
внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство
намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и
населению.
4. По
форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств
процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один
раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу
ценных бумаг, без ежегодных выплат.
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов
держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос
на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
5. Займы
могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по
подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются только в тоталитарных
государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также
не применяются.
6. По
форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы
предлагают эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров,
а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных
соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и
погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени
государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту
услугу они взимают комиссионные.
7. По
срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные
(до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков
погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных
бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от
09.02.92.
На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992
года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.
На Министерство
финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций
государственных займов.
На банковскую
систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк
РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего
большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот
рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по
ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по
правовому статусу к федеральному министерству.
Центральный банк
и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых
обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в
иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного
внутреннего долга России.
Затраты по
размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются
за счет федерального бюджета РФ.
Контроль за
состоянием государственного долга осуществляется представительными и
исполнительными органами государственной власти.
В соответствии с
Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует
ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного
внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
Список литературы.
Горбунова О.Н.
“Финансовое право”, М.; Юристъ,1996