Электронная почта и факсимильная связь. Структура и прицип работы
Саратовский
государственный технический университет
Кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники
и автоматизированных систем»
Реферат
по дисциплине
«Архитектура вычислительных систем и сети ЭВМ»
на тему
«Электронная почта и факсимильная связь.
Структура и
принцип работы»
Выполнил:
студент группы ПВС-51
Ванюшкин Ю.В.
Проверил:
Пластун И.Л.
Саратов
1998
Введение
Сейчас все популярнее становится система
электронной почты. Что это такое, каким образом ее можно использовать, как разобраться
в адресах E-mail?
Что такое почта – мы знаем. Это традиционные
средства связи, позволяющие обмениваться информацией, по крайней мере, двум
абонентам. Для того, чтобы этот обмен состоялся, необходимо написать послание
и, указав адрес, опустить в почтовый ящик, откуда письмо неминуемо попадет на
почтовый узел. Если указанный адрес соответствует общепринятым стандартам, то
через некоторое время почтальон положит его в почтовый ящик адресата. Далее
абонент вскроет послание, и – обмен информацией состоялся. Чтобы ускорить
процесс, вы поднимаете телефонную трубку, набираете телефонный номер и, если
произойдет правильное соединение, то ваш абонент услышит то, что вы хотите ему
передать. Если абонент не отвечает или его номер занят, придется повторить
процедуру еще раз, сожалея о том, что вы тратите на это свое драгоценное время.
Эти два вида связи - почтовая и телефонная -
стали для нас традиционными, и мы уже хорошо знаем их достоинства и недостатки.
А что же такое электронная почта?
Когда сеть ARPANET впервые вышла на арену, ее
разработчики ожидали, что преобладающим будет трафик (то еcть объем информации,
передаваемой между узлами) типа «процесс-процесс». Они ошиблись. К их великому
изумлению, объем электронной почты между людьми перекрыл объем связи между
процессами. В то время, как снег, дождь, жара могли остановить почтовых
курьеров, возможности сети ARPANET доставлять сообщения от западного побережья
Соединенных Штатов к восточному в течение нескольких секунд начали
революционные процессы в средствах общения.
Основная привлекательность электронной почты – ее
быстрота. Однако есть другие преимущества которые не так широко известны.
Телефон также предоставляет почти мгновенный доступ, но исследования показали,
что около 75% телефонных вызовов заканчиваются безуспешно («Я очень сожалею,
но мистер Смит на совещании/уехал в командировку/вышел из комнаты.»).
Электронная почта имеет ту же скорость доступа, что и телефон, но не требует
одновременного присутствия обоих абонентов на разных концах телефонной линии.
Кроме того, она оставляет письменную копию послания, которое может быть сохранено
или передано дальше. Более того, письмо одновременно может быть послано нескольким
абонентам.
Предположим, что вам повезло, и вы стали
счастливым обладателем персонального компьютера. Вы составили послание для
своего абонента - ввели в компьютер текст, подготовили к передаче файл, содержащий
какую-либо программу или, например, графические данные, указали адрес и, сняв
телефонную трубку, передали по телефонной линии ваше письмо. Абонента нет дома?
Не беда: письмо попадет к нему, как только он включит свой компьютер. Его
телефон занят? Тоже не страшно: как только линия освободится, он сможет
получить ваше послание, даже если вы уже давно повесили трубку. В этой, на первый
взгляд, фантастической истории есть единственное преувеличение. Поднимать
трубку и набирать телефонный номер будете не вы, а весьма интеллектуальное
электронное устройство, называемое модемом. В простейшем случае передача
вашего письма произойдет следующим образом: сначала по запускаемой вами
стандартной процедуре ваш модем постарается связаться с модемом, установленном
на почтовой машине (аналог - почтовое отделение связи). Как только будет
установлена связь, произойдет идентификация вашего абонентского пункта (вашего
компьютера), проверка пароля и передача подготовленной вами информации. После
этого ваш модем «повесит трубку». Вы можете спокойно заниматься своими делами,
а в это время почтовая машина проверит, насколько правильный адрес вы указали, и,
если все в порядке, постарается связаться с вашим абонентом. Как только два
модема – почтовый и вашего абонента – «договорятся», произойдет передача вашего
послания. Обмен информацией состоялся.
Удобство такого средства связи трудно
переоценить. Быстрота, необременительность, возможность передавать информацию
любого объема в любую точку мира.
Хотя электронная почта может рассматриваться как
частный случай передачи файлов, она имеет ряд особенностей, не привычных для
стандартных процедур пересылки файлов. Во-первых, отправитель и получатель
почти всегда люди, а не машины. Это означает, что система электронной почты
состоит из двух различных, но тесно взаимосвязанных частей: одна обеспечивает
взаимодействие с человеком (например, составление, редактирование, прочтение
сообщений), другая – передачу сообщений (например, рассылка по спискам,
обеспечение передачи).
Другое различие между электронной почтой и
средствами передачи файлов общего назначения состоит в том, что почтовые
послания представляют собой четко структурированный документ. Во многих
системах каждое послание сопровождается большим количеством дополнительных
полей. Они включают в себя имя и адрес отправителя, имя и адрес получателя,
дату и время отправки письма, перечень людей, которым направлена копия письма,
уровень значимости, степень секретности и многое другое.
Системы
электронной почты
Система электронной
почты состоит из трех компонентов: пользовательского агента, который
позволяет пользователям читать и составлять сообщения, транспортного агента,
который пересылает сообщения с одной машины на другую, и доставочного агента,
который помещает сообщения в почтовые ящики пользователей-получателей.
Взаимодействие этих компонентов схематически изображено на Рис. 1.
Рис. 1. Работа агентов электронной почты
Пользовательские
агенты. Самым первым
пользовательским агентом была программа /bin/mail, разработанная AT&T. Сейчас есть
несколько программ этого класса. Кроме того, существуют пользовательские агенты
с графическим интерфейсом пользователя. Существует также стандарт, определяющий
включение в почтовые сообщения объектов мультимедиа. Он называется MIME (Multipurpose Internet Mail Extensions) – многоцелевые расширения электронной почты
для Internet. Этот стандарт поддерживают некоторые пользовательские
агенты. Бесплатные пользовательские агенты для ОС UNIX – /bin/mail, pine, elm и др.
Транспортные
агенты. Задача транспортного
агента – принимать почту от пользовательского агента, интерпретировать адреса
получателей и каким-то образом перенаправлять почту на соответствующие машины
для последующей доставки. Кроме того, транспортный агент должен принимать
входящую почту от других транспортных агентов. Многие транспортные агенты
«говорят» на языке протокола SMTP (Simple
Mail Transport Protocol – простой
протокол транспортировки почты), который определен в RFC821.
Для ОС UNIX разработано
несколько транспортных агентов (MMDF,
zmailer, smail, upas и другие),
но самый мощный, самый гибкий и самый распространенный – sendmail.
Программа sendmail – транспортный
агент, программа-связка между пользовательскими и доставочными агентами. Для Internet она
является и доставочным агентом. Программа sendmail
выполняет следующие задачи:
Ø управление сообщениями после того, как они
вышли из-под пальцев пользователя;
Ø разбор адресов получателей;
Ø выбор соответствующего доставочного или
транспортного агента;
Ø преобразование адресов в форму, понятную
доставочному агенту;
Ø необходимое переформатирование заголовков;
Ø передачу преобразованного сообщения
доставочному агенту.
Программа sendmail, кроме
того, генерирует сообщения об ошибках и возвращает сообщения, которые не могут
быть доставлены, отправителю.
Доставочные агенты. Доставочный агент отвечает за прием почты от
транспортного агента и ее доставку соответствующим получателям. Почта может
доставляться конкретному лицу, в список рассылки, в файл и даже в программу.
Для обслуживания
получателя каждого типа может понадобиться отдельный агент. Программа /bin/mail – это доставочный агент для локальных
пользователей, а программы uux и spop,
fetchmail – доставочные агенты
для пользователей удаленных машин, которые для приема почты пользуются услугами
UUCP или POP, IMAP. Программа /bin/sh – доставочный агент для почты, которая направляется в файл или
программу.
Адресация
в системе электронной почты
Есть два вида адресов электронной почты:
маршрутно-зависимые и маршрутно-независимые. При использовании первого способа
адресации требуется чтобы, отправитель знал промежуточные машины, через которые
должно пройти сообщение, для того чтобы попасть в пункт назначения. В адресе
второго вида просто указывается пункт назначения. UUCP-адреса являются
маршрутно-зависимыми, а Internet-адреса (обычно) от маршрута не зависят.
Электронно-почтовый Internet-адрес имеет следующий формат
пользователь@машина
где знак @ отделяет имя пользователя от
обозначения машины. Почта доставляется в почтовый ящик пользователя пользователь на машине машина.
Пример адреса электронной почты.
yvv@softpro.saratov.ru
В рассматриваемом примере yvv – идентификатор абонента, составляемый, как правило,
из начальных букв его фамилии, имени, отчества. То, что стоит справа от знака @,
называется доменом и однозначно описывает местонахождение абонента. Составные
части домена разделяются точками. Самая правая часть домена, как правило,
обозначает код страны адресата - это домен верхнего уровня. Код страны
утвержден международным стандартом ISO и приводится в Приложении 1. В нашем
случае, ru - код Российской Федерации.
Однако в качестве домена верхнего уровня может фигурировать и обозначение
сети. Например, в США, где существуют сети, объединяющие высшие учебные заведения
или правительственные организации, в качестве доменов верхнего уровня
используются сокращения edu – Educational institutions (например, cs.berkeley.edu), gov – Government institutions и другие (см.
Приложение 1).
Следующий поддомен – saratov в нашем случае – является однозначно определяемым внутри
домена верхнего уровня. Нетрудно догадаться, что обозначает он код города – Саратов. Совокупность составных
частей домена saratov.ru называется доменом второго уровня. Аббревиатуры домена
второго уровня определяются в соответствии с правилами, принятыми доменом верхнего
уровня.
Домен третьего уровня – softpro.saratov.ru. В нашем случае домен
третьего уровня включает в себя название фирмы SoftPRO Group. Правила образования имен
внутри доменов третьего уровня – личное дело доменов второго уровня.
UUCP-адрес состоит из списка машин, через которые должно
пройти сообщение на пути к пункту назначения. Элементы списка разделяют
восклицательными знаками. Например, в электронно-почтовом UUCP-адресе
mcvax!uunet!ucbvax!hao!boulder!lair!evi
пункт назначения – машина lair, а получатель – пользователь evi. Каждая машина в цепочке имеет
непосредственное UUCP-соединение с машинами,
которые находятся в сети до и после нее. Например, машина ucbvax должна иметь соединения с
машинами hao и uunet. Цепочки UUCP-адресов бывают очень длинными,
но теперь, когда широко используется Internet, настоящие громадины увидишь очень редко. Когда
электронная почта строилась в основном на базе UUCP, администраторы вынуждены были помнить список компьютеров на довольно
больших участках базовой сети UUCP.
В формате электронной почты Internet приведенный выше адрес будет
иметь вид evi@lair, а точнее – evi@lair.cs.colorado.edu. Допускаются и комбинированные адреса.
Например, если система UUCP соединит
машину lair с
остальной частью домена colorado.edu, адрес может иметь следующий вид:
lair!evi@boulder.colorado.edu
Почтовые псевдонимы
Псевдонимы позволяют системному администратору и
отдельным пользователям переадресовывать почту. Ими можно пользоваться для
задания списков рассылки (которые включают нескольких получателей), для
пересылки почты между машинами и для того, чтобы к пользователям можно было
обращаться по нескольким именам.
Псевдонимы могут быть определены:
Ø в файле конфигурации
пользовательского агента;
Ø в общесистемном файле
псевдонимов /etc/aliases;
Сначала
система электронной почты ищет псевдонимы в файле конфигурации пользовательского
агента, затем в файле aliases и
наконец в пользовательском файле пересылки.
Вот
несколько примеров псевдонимов, определенных в файле aliases:
nemeth: evi
evi: evi@mailhub
authors: evi,garth,scott,trent
В
первой строке указано, что почту, поступающую на имя nemeth, следует доставлять
пользователю evi на локальной машине. Во второй – что всю почту,
поступающую на имя evi, следует
доставлять н машину mailhub. И наконец третья строка определяет, что почту,
адресованную authors, следует доставлять пользователям evi,
garth, scott и trent. Поддерживается рекурсия, поэтому почта, посланная на имя nemeth, в конце концов
попадает по адресу evi@mailhub.
Помимо
списков пользователей, псевдонимы могут обозначать:
Ø файл, содержащий список
адресов;
Ø файл, в который должны
добавляться сообщения;
Ø команду, на вход которой
должны передаваться сообщения.
Формат почтового сообщения
Для того, чтобы электронное письмо дошло до своего
адресата, необходимо, чтобы оно было оформлено в соответствии с международными
стандартами и имело стандартизованный почтовый электронный адрес. Общепринятый
формат послания определяется документом под названием "Standard for the
Format of ARPA – Internet Text messages", сокращенно - Request for Comment
или RFC822, и имеет заголовок и непосредственно сообщение.
Рассмотрим
пример почтового сообщения:
Received: by avg386.kiae.su; Thu, 20 Dec 90 13:51:59 MSK
Received: by jumbo.kiae.su; Thu, 20 Dec 90 12:52:17 MSK
Received: from CS.ORST.EDU by fuug.fi with SMTP id AA15539 (5.65+/IDA-1.3.5
for avg@kiae.su); Thu, 20 Dec 90 08:19:05 +0200
Received: from jacobs.CS.ORST.EDU by CS.ORST.EDU (5.59/1.15) id AA19981;
Wed, 19 Dec 90 22:19:59 PST
Received: by
jacobs.CS.ORST.EDU (5.54/1.14) id AA02240; Wed, 19 Dec 90 23:19:35 MST
Date: Wed, 19 Dec 90 23:19:35 MST
From: Harry Brooks <brooksh@jacobs.cs.orst.edu>
Message-Id: <9012200619.AA02240@jacobs.CS.ORST.EDU>
To: avg@kiae.su
Subject: Re: wondering if you attended?
Status: RO
gosh, i wish that you were not so far away
that we could face each other and speak of
your interests--computers, girls, nature and drinks!
no, i do not know Russian history--only the sketch and
collected memory of pieces read and heard...
was infatuated by Dostevosky
harry
//interrupted for talking to a friend--bye--more later.
Сообщение состоит из текста, который Вы хотите
передать адресату, и заголовка, который приписывается в начале сообщения,
отделяется от текста пустой строкой, и содержит несколько строчек необходимой
информации об этом сообщении: дату отправления, адрес, обратный адрес, тему
сообщения, и другие.
Здесь первые четырнадцать строчек составляют
заголовок. Заметим, что каждая из строк заголовка имеет вид:
название: текст
Названия
строк заголовка расшифровываются так:
Received: отметка о прохождении через машину (почтовый штемпель).
У нашего письма таких отметок пять, значит, по пути оно прошло через пять
машин, и каждая из них обозначила, когда оно проходило.
Date: дата и время отправления письма; они указываются в
стандартном формате, поскольку большинство почтовых систем умеют сортировать
сообщения по времени, если Вы попросите.
From: имя отправителя и обратный адрес <отделен угловыми
скобками>.
Message-Id: внутренний идентификатор сообщения; присваивается
почтовой службой отправителя. Каждому письму присваивается уникальный –
единственный в мире – идентификатор. Его можно использовать для ссылок на
письмо, как исходящий номер.
To: адрес получателя
Subject: тема сообщения. Пометка Re: обозначает, что это
сообщение – ответ (от слова reply) на другое сообщение. У исходного сообщения и
у ответа строка Subject: одна и та же. При составлении автором ответа почтовая
служба автоматически взяла тему из исходного сообщения. Это удобно, когда идет
длинный разговор на одну тему. Вы сможете потребовать, чтобы почтовая служба
отсортировала сообщения по темам, и освежить в памяти предыдущие фразы этого
разговора.
Составляя сообщение, старайтесь в этой строке
указать название короткое и как можно более информативное. Сообщение под
заголовком вроде «А помнишь, как-то раз ты мне говорила...» не всякий станет читать.
Status: статус сообщения; Ваша почтовая служба помечает для
себя, что сообщение Вами уже прочитано, чтобы второй раз Вам его не
предложить как новое.
Бывает еще несколько видов строк заголовка. Не
все они обязательно должны быть. Некоторые строки почтовые службы добавляют
автоматически (Received:, Date:), другие задает сам автор
письма (To:, Subject:). Мы же остановимся подробно
на том, как указать в сообщении адрес, чтобы почтовые службы его поняли и
доставили письмо по назначению.
Ввести текст сообщения, сформировать заголовок можно
одним из редакторов сообщений для электронной почты.
Само послание - как правило, текстовый файл
достаточно произвольной формы. При передаче нетекстовых данных (исполняемой
программы, графической информации) применяется перекодировка сообщений, которая
выполняется соответствующими программными средствами.
Передача
факсимильных сообщений
В последнее время в Internet появилась новая возможность –
передавать и получать факсы по сети с использованием компьютера. Можно послать
заказ на посылку или прием факса. Составляется обычное электронное письмо,
оформленное должным образом, и посылается на адрес компьютерного узла,
занимающегося факсимильными операциями. Текст этого письма в виде факса будет
доставлен на факсимильный аппарат адресата.
Программное обеспечение для работы с
факсимильными сообщениями позволяет преобразовывать данные в различных форматах
к формату факсимильных аппаратов. Например, программа Quick Link II Fax
позволяет передавать на факс-машины и другие факс-модемы следующие данные:
текст, файлы в форматах TIFF, IMG подготовленные программой GEM Artline или
Ventura Pablisher, BMP из Microsoft Windows, CUT из Dr.Halo и PCX из
Paintbrush.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Географические зоны Internet
AF Afghanistan GH Ghana NF
Norfolk Island
AL Albania GI Gibraltar MP
Northern Mariana Islands
DZ Algeria GR Greece NO
Norway
AS American Samoa GL Greenland OM
Oman
AD Andorra GD Grenada PK
Pakistan
AO Angola GP Guadeloupe PW
Palau
AI Anguilla GU Guam PA
Panama
AQ Antarctica GT Guatemala PG Papua
New Guinea
AG Antigua and Barbuda GN Guinea PY
Paraguay
AR Argentina GW Guinea-Bissau PE
Peru
AM Armenia GY Guyana PH
Philippines
AW Aruba HT Haiti PN Pitcairn
AU Australia HM Heard and McDonald Islands
AT Austria HN Honduras PL
Poland
AZ Azerbaijan HK Hong Kong PT
Portugal
BS Bahamas HU Hungary PR
Puerto Rico
BD Bangladesh IN India RE
Re'union
BB Barbados ID Indonesia RO
Romania
BY Belarus IR Iran RU
Russian Federation
BE Belgium IQ Iraq RW
Rwanda
BZ Belize IE Ireland SH
Saint Helena
BJ Benin IL Israel KN
Saint Kitts and Nevis
BM Bermuda IT Italy LC
Saint Lucia
BT Bhutan JM Jamaica PM
Saint Pierre and Miquelon
BO Bolivia JP Japan VC
Saint Vincent and the
BA Bosnia-Hercegovina JO Jordan
Grenadines
BW Botswana KZ Kazakhstan WS
Samoa
BV Bouvet Island KE Kenya SM San
Marino
BR Brazil KI Kiribati ST Sao
Tome and Principe
IO British Indian Ocean Territory SA
Saudi Arabia
BN Brunei Darussalam KP Korea SN
Senegal
BG Bulgaria KR Korea(Republic of) SC
Seychelles
BF Burkina Faso KW Kuwait SL
Sierra Leone
BI Burundi KG Kyrgyzstan SG
Singapore
KH Cambodia LA Lao People's Democratic
Republic
CM Cameroon LV Latvia SK
Slovakia
CA Canada LB Lebanon SI
Slovenia
CV Cape Verde LS Lesotho SB
Solomon Islands
KY Cayman Islands LR Liberia SO
Somalia
CF Central African Republic ZA
South Africa
TD Chad LY Libyan Arab Jamahiriya SU
Former Soviet Union
CL Chile LI Liechtenstein ES Spain
CN China LT Lithuania LK Sri
Lanka
CX Christmas Island LU Luxembourg SD
Sudan
CC Cocos(Keeling) Islands MO Macau SR
Suriname
CO Colombia ?? Macedonia SJ
Svalbard and Jan Mayen
KM Comoros MG Madagascar
Islands
CG Congo MW Malawi SZ
Swaziland
CK Cook Islands MY Malasia SE
Sweden
CR Costa Rica MV Maldives CH Switzerland
CI Cote d'Ivoire ML Mali SY
Syria
HR Croatia MT Malta TW
Taiwan,Province of China
CU Cuba MH Marshall Islands TJ
Tajikistan
CY Cyprus MQ Martinique TZ
Tanzania
CZ Czech Republic MR Mauritania TH
Thailand
DK Denmark MU Mauritius TG
Togo
DJ Djibouti MX Mexico TK
Tokelau
DM Dominica FM Micronesia TO
Tonga
DO Dominican Republic MD Moldova TT
Trinidad and Tobago
TP East Timor MC Monaco TN
Tunisia
EC Ecuador MN Mongolia TR
Turkey
EG Egypt MS Montserrat TM
Turkmenistan
SV El Salvador MA Morocco TC
Turks and Caicos Islands
GQ Equatorial Guinea MZ Mozambique TV
Tuvalu
EE Estonia MM Myanmar UG
Uganda
ET Ethiopia NA Namibia UA
Ukraine
FK Falkland Islands NR Nauru AE
United Arab Emirates
FO Faroe Islands NP Nepal UK
United Kingdom
FJ Fiji NL Netherlands US
United States
FI Finland AN Netherlands Antilles UM
United States Minor Out-
FR France NT Neutral Zone (between Saudi
Arabia & Iraq)
GF French Guiana NC New Caledonia
lying Islands
PF French Polynesia NZ New Zealand UY
Uruguay
TF French Southern Territories UZ
Uzbekistan
GA Gabon NI Nicaragua VU
Vanuatu
GM Gambia NE Niger VA
Vatican City State
GE Georgia NG Nigeria VE
Venezuela
DE Germany NU Niue VN
Vietnam
3-letter zone names VG
Virgin Islands (British)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ VI
Virgin Islands (U.S.)
COM Commercial organization WF
Wallis & Futuna Islands
EDU Educational institution EH
Western Sahara
GOV Government Body or department YE
Yemen
INT International Organization YU
Yugoslavia
MIL Military site ZR
Zaire
NET Networking organization ZM
Zambia
ЛИТЕРАТУРА
1.
Эви Немет, Гарт Снайдер и др.
UNIX: руководство системного
администратора.–К.:BHV, 1996
2.
On-line manual pages for Linux.
3.
ftp://ftp.relcom.ru/pub/internet/faq/geozone4.zip.