Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства
Министерство
образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
государственный университет им. Е. А. Букетова
Кафедра теории
государства и права
ДОКЛАД
На
тему: «Формационный и цивилизационный подходы в типологии государства»
Выполнил:
ст. I курса, гр. МП—12,
Крайбеков
Чингиз
Проверил:
преподаватель ТГП,
Гороховская
Татьяна Викторовна
Караганда
2006
Типологией
государств называется научная классификация, отражающая логику исторического
развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных
критериев[1].
Типология
или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой
объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и
права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов
государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или
средств для раскрытия сути исторического процесса развития государства и
права.
Развитие
государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития
человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые
системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического
процесса.
Исходными посылками типологии государства и
правовых систем являются
следующие положения.
Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с
ним государства и права — это
непрерывно протекающий, длительный и по своей природе
естественноисторический процесс.
Во-вторых,
что этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы,
содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями
основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве
одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права
выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на
рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа
государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех
граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа
государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия
объема и характера политической власти размерам земельного владения.
И,
в-третьих, положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и
права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции
государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной
скачкообразности и в этом смысле — революционности. Эволюционность развития государства
и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и
качественных изменений, и революционность развития, представляющая собой
быстрое, скачкообразное качественное изменение государственно-правовых
явлений, проявляются вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся
друг с другом, взаимно дополняющие друг друга стороны процесса их
естественноисторического развития[2].
В настоящее время
выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный[3].
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
До недавнего времени формационный подход
признавался у нас в качестве
единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства.
Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как
естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой некоторых в условиях существования классов
соответствует определенный тип государства. Аналогично понятием типа
государства охватываются
общие, наиболее существенные признаки, характерны для всех государств одной и той же
социально-экономической формации. Тип государства
означает конкретизацию, определенность его
экономической основы, классовой сущности и социального назначения.
Для определения типа государства в данном значении необходимо ответить на три вопроса.
Какой общественно-экономической формации, какому
типу производственных отношений
соответствует данное государство?
Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение
данного государства?
Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства
используется термин «исторические типы государства»[4]. Согласно
формационной типологии существуют четыре типа государства:
―
рабовладельческое;
―
феодальное;
―
буржуазное (капиталистическое);
―
социалистическое[5];
―
азиатское (восточное[6]);
В настоящее время
рассматривается такой тип государства как азиатский (восточный), который
предшествовал рабовладельческому государству3.
Азиатское (восточное) государство.
Географически и
природные условия этих государств требовали организации крупных ирригационных
работ. Экономической основой являлась государственная собственность на землю и
ирригационные сооружения.
Функции восточного
государства:
a)
организация общественных работ;
b)
взимание податей;
c)
оборона своей территории или захват чужой;
d)
подавление сопротивления общинников и рабов.
Организация
государственной власти была представлена в форме восточной деспотии, где вся
власть принадлежала наследственному монарху, правящему при помощи сильного
военного бюрократического аппарата3.
Рабовладельческое государство.
Рабовладельческое
государство является исторически первым типом
государственной организации, возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения общества
на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними
рабовладельческими государствами
были государства, образовавшиеся в конце IV— начале III тыс. до н.э.: в Древнем Египте —
Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские
государства, а также Ассирийское
государство (III тыс. до н.э.), государства Индии и Китая
(II тыс. до н.э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.). Более поздними рабовладельческими
государствами были государства Древней
Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря.
В
своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят
две основные стадии. Первая стадия ассоциируется
с древневосточным рабовладением. Среди ее наиболее характерных черт и
особенностей выделяются следующие. Наличие значительных остатков
первобытнообщинного строя. Существование примитивных форм патриархального рабства
и ведения хозяйства, при котором рабу разрешается иметь свое имущество и даже
семью. Сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, коллективного
рабовладения (рабы, принадлежащие
отдельным храмам, государству). Существование, сельскохозяйственных общин,
обусловленное климатическими условиями
Востока и, как следствие этого — необходимость применения коллективного труда
на строительстве ирригационных сооружений,
при эксплуатации оросительных систем, развитии животноводства,
возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли. Сельская община
осуществляла куплю-продажу земельных участков.
В соответствии с установленными правилами она перераспределяла землю между своими членами, решала
основные вопросы более рационального использования земли.
Наряду с сельской общиной в странах Древнего
Востока коллективными собственниками земли были
государство и отдельные храмы. Частная собственность на землю, так же, как и на
другие средства производства, в этих странах
не получила такого широкого развития, как в других рабовладельческих
государствах. По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего
Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется
правом коллективного пользования землей.
Вторая
стадия развития рабовладельческого строя — период греческо-римского рабовладения.
Эта стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа
производства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнообщинного
строя, наиболее высокой степенью развития рабовладельческого государственного
аппарата и права, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан,
«образцами» беспощадного насилия и подавления масс.
Экономическую
основу рабовладельческого государства составляла частная собственность
рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого
строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной
форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов
и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного
класса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов.
На
всех стадиях развития рабовладельческого государства рабы постоянно оставались
на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители
материальных или иных благ. Характеризуя положение рабов как орудий производства,
К. Маркс писал, что «раб не продает свой труд рабовладельцу, так же как вол не
продает своей работы крестьянину. Раб вместе со своим трудом раз и навсегда
продан своему господину».
Основными
способами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужих
территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных
людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме — долговое
рабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжких
преступлений, и др.
Рабовладельцы
и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но
отнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами.
Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя
встречались различные, так называемые не основные классы и социальные группы
(слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например,
крестьян-общинников и ремесленников в странах Древнего Востока (Вавилон,
Индия, Китай), торговых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев в
Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и др.
Свободные
и полусвободные слои рабовладельческого общества, в частности, ремесленники и
мелкие землевладельцы, постоянно разорялись и закабалялись крупными
землевладельцами и ростовщиками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялся
гораздо более дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторванными
от земли и своих традиционных средств производства, они, как правило, пополняли
фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом
Риме и Афинах, ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободных
и полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалось
от положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплуатации со
стороны рабовладельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболее
ярко это проявлялось, например, по отношению к такой категории свободных людей
Римской империи, как перегрины, в состав которых входили жители провинций
Рима, не получившие римского гражданства, и римские граждане, подвергавшиеся
высылке за совершение преступлений, а также по отношению к колонам, состоявшим
в большинстве своем из формально полусвободных, но фактически накрепко
привязанных к арендуемым ими земельным участкам (парцеллам) закабаленных крестьян.
Ни на первую, ни на вторую социальные группы в полной мере не распространилось
исконное римское право. Они постоянно находились в зависимом положении и
подавлялись. Особенно тяжелым было положение колонов, которые были прикреплены
к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой. Они не были рабами, но
и не считались свободными.
Рабовладельческое
государство при этом, будучи по своей социально-классовой сущности
организацией класса рабовладельцев, одним из важнейших звеньев механизма власти
данного класса, использовало все находящиеся в его распоряжении средства для
оформления и укрепления экономического базиса рабовладельческого общества, для
обеспечения устойчивости и защиты рабовладельческого общественно-политического
строя, для удержания господства рабовладельцев над рабами, для обуздания
свободной бедноты и рабов.
Каковы
же были основные функции и механизм рабовладельческого государства?
Рабовладельческое
государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Каждая функция рабовладельческого
государства представляла собой одно из основных направлений деятельности
данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием и
назначением, а также стоящими перед ним целями и задачами.
В
числе внутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и
поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных
масс и рабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский
характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим
интересам господствующего класса. Государство при этом, будучи собственником
больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не
только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего
класса, но и само выступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в
Древнем Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории
своего существования неизменно выступало, с одной стороны, как верховный
собственник всей земли, обладающий правом сбора налогов и привлечения к
выполнению публичных работ, а с другой — как прямой собственник значительного
количества земли, недр, воды, оросительных каналов, рабов.
Рабовладельческое
государство Древнего Египта, наряду с другими древневосточными государствами,
в целях поддержания экономики страны в условиях неблагоприятного для ведения
сельского хозяйства климата, вынуждено было уделять значительное внимание
организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и
постоянному использованию заградительных плотин, оросительных каналов, крупных
ирригационных систем.
Важными
внутренними функциями рабовладельческого государства были также функция охраны
рабовладельческой частной собственности, функция подавления сопротивления рабов
и других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызывалась
массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но
разоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями и
борьбой, которая непрерывно велась на протяжении всей истории существования
рабовладельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми,
угнетенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служить
крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (I в. до н.э.), крупнейшее восстание
рабов под руководством Спартака в Риме (74—71 гг. до н.э.) и др. Осуществляя
функцию охраны рабовладельческой собственности и подавления сопротивления
рабов и неимущих слоев, рабовладельческое государство широко использовало
принудительные органы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по
своему характеру правовых актов, а также различные узаконенные формы устрашения
и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью удержания в
подчинении угнетенных представителями господствующего класса время от времени
устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных илотов
— государственных рабов. В Риме, согласно многократно применявшемуся закону, в
случае убийства рабом господина подвергались казни все жившие или находившиеся
в момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь
те рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что они оказывали
всяческую помощь и защищали своего господина с риском для собственной жизни.
Жестоко и беспощадно расправлялись рабовладельцы с массами, оказывавшими
неповиновение, с побежденными участниками восстаний — крестьянами-общинниками и
рабами.
Господствующими
классами в процессе повседневного угнетения и подавления масс, наряду с мерами
устрашения, террора и физического уничтожения непокорных, широко и методически
применялись также и разнообразные средства духовного закабаления. Особую роль
при этом играла религия, освящавшая взгляды, согласно которым физический труд
является лишь уделом вольноотпущенников и рабов.
История
развития рабовладельческого строя знала немало весьма разнообразных и
значительно отличавшихся друг от друга религий. Однако все они, несмотря на
свои особенности, неизменно проводили одну и ту же ярко выраженную в социальном
плане линию, идеологически обосновывали и защищали эксплуатацию, отстаивали рабовладельческий экономический и
социально-политический строй, призывали свободных граждан,
вольноотпущенников и рабов к смирению перед рабовладельцами.
К
внешним функциям рабовладельческого государства относятся такие направления
его деятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением
других народов; обороной страны от внешних противников; правлением захваченными
во время войны территориями; с установлением и поддержанием дипломатических,
торговых и иного рода мирных связей с другими государствами. Внешние функции
рабовладельческого государства находились в неразрывной связи с внутренними
функциями, ими дополнялись и
подкреплялись. В зависимости от конкретно-исторических условий развития
рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости
событий (восстания рабов, войны и т.п.), имевших место в той или иной стране,
внутренние и внешние функции рабовладельческого государства попеременно выдвигались
на первый или второй план. Во время внутренних социальных потрясений более
значимую роль, естественно, приобретали внутренние функции рабовладельческого
государства, в то время как при ведении захватнических или оборонительных войн
на первый план выступали его внешние функции.
Внутренние
и внешние функции, свойственные рабовладельческому государству, осуществлялись
с помощью специально созданных для этого органов, составляющих государственный
аппарат или механизм рабовладельческого государства. Составными частями этого
механизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственной
власти, административный и управленческий аппарат. Вся рабовладельческая государственная
машина призвана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной
частью общества — классом рабовладельцев другой — свободных неимущих и рабов,
закрепить и обеспечить охрану существующего общественно-политического и экономического
строя, частной собственности; наиважнейших средств производства и рабов,
служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусвободных слоев
населения от участия в политической жизни рабовладельческого общества, в
решении государственных и общественных дел[8].
Простое наличие
рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд
рабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII — IX веках
(негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство
— экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных
последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе
становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного
строя. Не было такого разложения, а произошло перерастание первобытного
общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на
последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их
становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно
уникальный процесс.
Феодальное государство
Социально-экономическая
основа и сущность феодального государства. Феодальный тип государства и права
исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя основными
путями. Первый путь — это путь постепенного разложения рабовладельческого
экономического и социального строя и зарождения
в его недрах феодального строя. Этот процесс происходил во всех
рабовладельческих государствах и общественно-политических системах.
Второй
путь — это путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного
строя и возникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности,
шло развитие государства и права у восточных и западных славян. Оно было связано
с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников
земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения
и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную
аристократию, а эксплуатируемые
соплеменники — в полностью зависимых от них крестьян.
Одновременно с процессом разложения первобытного
общества шел процесс превращения органов родового строя в
органы феодального государства: родового военачальника или вождя — в короля;
совета старейшин (там, где он сохранялся) — в совет приближенных монарха; ополчения, состоящего из
соплеменников, — в постоянно действующую дружину или армию.
Несмотря
на различие путей возникновения феодального строя у разных народов, в целом
этот процесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял
в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в
класс феодалов. А с другой — в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян — общинников и
несвободных землевладельцев в феодально-зависимых от крупных
землевладельцев либо от государства крепостных крестьян. Последние, в отличие
от рабов, полностью отделявшихся, согласно действовавшему рабовладельческому
праву, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности на
землю, однако имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной
собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия труда.
Не
будучи собственником земли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными
постройками, инвентарем, выступал как непосредственный производитель
материальных благ и как зависимый от помещика землепользователь. Остатки
вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феодалом,
поступали в его собственность. Это создавало определенную заинтересованность
крепостного крестьянства в результатах своего труда, вело к росту его
производительности по сравнению с трудом рабов. Все это указывало на то, что
феодальный способ производства, а вместе с ним и весь феодальный строй, являлся
более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабовладельческим
способом производства и рабовладельческим строем.
Феодальная
собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков
и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых.
Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них феодальной
ренты.
Существовали
три основные формы или разновидности ренты: отработочная рента (барщина),
при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное
количество дней в неделю; натуральная (натуральный оброк), при которой
крестьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой им
сельскохозяйственной продукции, а ремесленник — продукции своего ремесла; и денежная
рента (денежный оброк), согласно которой крестьянин или ремесленник должны
были уплачивать феодалу определенную сумму денег.
Нередко
отработочная рента сочеталась с денежной или натуральной рентой. Так, в
соответствии с Законником сербского короля Стефана Душана (1349—1354)
феодально-зависимые крестьяне (мероцхи) наряду с платой по числу душ («как
плату платят и работу работают, так и землю да держать») обязаны были нести и
другие повинности. «Мероцхам закон по всей земле, — говорится в Законнике. — В
неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и
безвозмездно да косят ему сено один день и (обрабатывают) виноградник один
день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один
день».
Наряду
с экономическими формами эксплуатации и принуждения крепостных крестьян и
ремесленников большое значение имело также их внеэкономическое принуждение,
зачастую выражавшееся в различных формах прямого насилия. Некоторые из этих
фор] были закреплены в законодательстве. Согласно, например, Закона: кнута
(Англосаксонская правда первой половины XI в.) с целы
удержания подчиненных в повиновении король «передо всеми людьми в Уэссексе»
наделялся такими прерогативами, как «объявление человека вне закона, вторжение
в жилище, установление застав н дорогах и др.
В
соответствии с Кутюмами Бовези (Франция, XIII в.) сеньор
имел право «обращать навеки в крепостных вместе с их семейством крестьян,
уклонявшихся «без уважительных причин» от военных походов, насильно заставлять
платить «брачный выкуп» и др. «Личная крепостная зависимость создавалась
многими путями», — подчеркивалось в Кутюмах Бовези.
Помимо
насильственного закрепощения «многие отдавали себя и потомков своих и имущество
свое святым, облагая себя повинностями по своей доброй воле, побуждаемые
великим благочестием» продавали себя и свою семью, «впавши в бедность»;
отдавали себе в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от другие
сеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. Кроме того, «есть и
другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют
свойство делать людей недворянского рода, мужчин или женщин, в случае, если
они проживу на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под властью
которых они проживают».
Таким
образом, в условиях феодального строя экономическое принуждение органически
сочеталось с внеэкономическим прямым принуждением крепостных. Без этого невозможна
была бы прочная власть феодалов.
Для
удержания своего господства, «для сохранения своей власти — отмечал в связи с
этим В. И. Ленин, — помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинение
ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам — и все
эти законы сводились в основном к одному — удержать власть помещика над крепостным
крестьянином. Это и было крепостническое государство...»
В
качестве политической организации господствующего класса феодалов-крепостников
это государство было призвано осуществлять роль орудия подавления и угнетения
масс — крепостных крестьян и ремесленников, охранять частную собственность
феодалов на землю, служить в качестве одного из важнейших средств сохранения и
укрепления их экономического и социально-политического господства. Социальную
сущность феодального государства составляла, таким образом, ничем не
ограниченная власть класса феодалов.
Каковы
были основные функции и механизм феодального государства? Выполняя волю и интересы господствующего класса феодалов,
крепостническое государство осуществляло ряд внутренних функций. Внутренние
функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости и
подчинении классу феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на
землю и другие средства производства; в
идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в
организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри
господствующего класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления
господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев
населения.
Строгая
иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости одних,
менее могущественных феодалов от других позволяли феодальному
государству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану существующего экономического и
социально-политического строя, сохранять
социально-классовую солидарность нередко противоборствующих друг с
другом феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы
крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти
безраздельное господство в духовной сфере
жизни феодального общества церкви, осуществлявшей на протяжении многих
веков управление делами образования и культуры.
Внешние
функции феодального государства соответствовали внешнеполитическому курсу
господствующего класса, отражали характер его активности на международной
арене, выступали как основные направления деятельности феодального государства
в отношениях с другими государствами. Эти
функции состояли в захвате и ограблении феодальным государством чужих
территорий, в установлении и поддержании торгово-экономических связей с другими
государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.
Действовавшее
право, особенно в раннефеодальный период, практически не ограничивало феодалов
в вопросах ведения захватнических войн и присвоения чужих территорий. При
подготовке и ведении войн каждый феодал опирался на помощь, получаемую от своих
вассалов в виде живой силы, денег или оружия. В целях предотвращения распрей в
войске во время походов или при дележе захваченной
добычи Законник Стефана Душана особо предусматривал, например, что «в
войске (на походе) да не бывает ссоры. Если же
двое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не помогает
им" и что "всяк да волен купить из военной добычи, приобретена ли
она на царской (сербской) или в чужой земле».
Становление
и развитие феодального строя, переход его от одной стадии к другой
соответственно отражался на функциях феодального государства и на характере его
деятельности. В раннефеодальный период — на стадии зарождения и формирования
феодализма государство функционировало как средство формирования и утверждения
феодального типа собственности, захвата чужих территорий и подавления
сопротивления крепостных крестьян. В более поздний период — на стадии развитого
феодализма государство направляло основные свои усилия на закрепление
сложившегося способа производства, на
охрану феодальной частной собственности, на ее приумножение путем
ограбления других народов, на создание благоприятных
условий для эксплуатации ремесленников и крепостных крестьян.
И,
наконец, в позднефеодальный период — на стадии разложения феодализма и появления
зачатков капитализма феодальное государство использовало все находящиеся в его
распоряжении средства для задержания объективного процесса распада существующего экономического и социально-политического
строя, для сохранения феодального способа производства и поддержания
сложившейся системы- эксплуатации трудящихся масс.
Внутренние и внешние функции феодального государства
осуществлялись с помощью органов, составляющих
государственный механизм. Важнейшими
составными частями его являлись армия, феодальные дружины, полиция,
жандармерия, военно-административный и судебный аппарат. Характерной чертой
феодального государства было соединение в одних руках земельной собственности
и политической власти, аппарата управления хозяйством и отправления
административных, фискальных, полицейских и судебных функций.
Сложный,
непрерывно разраставшийся по мере развития феодального общества государственный
механизм содержался за счет огромных налогов, всякого рода штрафов, податей и
пошлин, налагавшихся на ремесленников, городских жителей за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян. Именно на них,
по словам Ф. Энгельса, «ложилась своей тяжестью вся общественная
пирамида: князья, чиновники, дворянство, попы, патриции и бюргеры».
Исключительно
важную роль в период существования феодального государства играла церковь. Ее
власть нередко приравнивалась к власти императора или короля.
Церковь обладала огромными экономическими,
политическими и идеологическими средствами воздействия на
образ мыслей и поведение людей. Она всячески насаждала и защищала религиозное
мировоззрение, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных
канонов и догматов — ересями. Борьба с ересями находила широкое
отражение в феодальном праве.
Церковь
подчиняла себе и держала под неусыпным контролем духовную жизнь миллионов
людей, оказывала политическое и иное давление на глав государств, княжеств и
правителей крупных областей путем угрозы отлучения их от церкви или запрета
богослужения на управляемых ими территориях. В условиях раздробленности
феодальных государств Европы церковь, обладая мощной, широко разветвленной
организацией, выступала как сила, соединяющая воедино феодальное общество[9].
Буржуазное (капиталистическое) государство
Социально-экономическая
основа и сущность буржуазного государства. На исторической арене буржуазное
государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с
феодальным экономическим и социально-политическим строем. Объективные и
субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрах феодального
общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической
формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и
вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия
между исторически восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать
политическую власть классом феодалов.
После
победы буржуазной революции, завершившейся коренной ломкой феодальных производственных отношений, захватом политической
власти буржуазией и широким использованием ею модернизированного государственного
механизма, установилось соответствие политической структуры нарождающегося
буржуазного общества его экономической
структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими
революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия
стала не только экономически, но и политически господствующим классом.
Экономической основой буржуазного государства с
момента его появления стала
система хозяйствования и частная собственность на наиболее
важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась
священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном
счете все конституционное и текущее законодательство.
Кроме права собственности важнейшими «материальными» признаками
капитализма, составляющими экономическую основу этого строя, в западной политической и социологической литературе называются
такие, как наличие конкуренции, «осуществляемой прежде всего ради получения
прибылей собственниками»; содействие техническому и технологическому
процессам; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций;
рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое
возникновение экономических спадов (депрессий); осуществление правительством
лишь частичного контроля над частным сектором;
возникновение и развитие сильных рабочих организаций, «обеспечивающих
повышение статуса и влияния рабочего класса», и др.1
Частная собственность, обладание ею является основой, мерилом
экономической свободы при капитализме. В свою, очередь экономическая свобода
служит фундаментом политической, социальной
и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного
лица или группы лиц, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в
конституциях и обычных законах их прав, и наоборот[10].
Наряду с этим сохранились
свойственные капитализму мощные стимулы материальной заинтересованности.
Небезынтересно также, что капиталистический строй оказался способным воспринять
и внедрить некоторые прогрессивные идеи различных течений социализма.
Немаловажно и то обстоятельство, что в ряде капиталистических стран, в том
числе крупных, долгое время у власти находились социал-демократы, успешно
сочетавшие в своей деятельности возможности капитализма с идеями социализма.
Поэтому то общество, которое сформировалось во многих странах Запада после
второй мировой войны и которое мы по-прежнему характеризовали как традиционное
капиталистическое, на самом деле существенно отличалось от капиталистического
общества времен как Маркса и Энгельса, так и Ленина.
Вполне понятно, что происшедшие
изменения отразились и на государстве. Как показывает опыт США, Англии,
Франции, Швеции и других стран, в развитых западных демократиях при
объективном, непредвзятом отношении государство не может уже характеризоваться
как «ночной сторож буржуазии», ее орудие для подавления рабочего класса. В
послевоенные годы оно все более становилось инструментом преодоления общественных
противоречий не путем насилия и подавления, а посредством достижения социального
компромисса. Все большее значение и развитие в этих странах получают
демократия, плюрализм, разделение властей, роль права в жизни общества, защита
прав человека и т.д. Все эти изменения позволяют характеризовать современные
наиболее цивилизованные демократические государства Запада в качестве правовых.
Такой ход развития буржуазного
государства наглядно обнажил одно из самых уязвимых мест марксистской теории
общественно-экономических формаций, которое заключается в заданном
программировании на длительную перспективу однолинейной конструкции движения
истории: все формации «выстраиваются» в единый ряд, все народы, за редко
допускаемым исключением, как бы «обязываются» проходить весь путь от одной
формации к другой и соответственно от одного типа государства к другому.
Опыт современных государств Запада,
опровергающий эту посылку, послужил основанием для множества теорий («нового
индустриального общества и государства», «постиндустриального общества»,
«конвергенции двух систем» и др.), утверждающих, что нынешнее «буржуазное»
государство не отвечает своему названию и должно рассматриваться как новое,
индустриальное или постиндустриальное государство, относящееся к посткапиталистическому
типу государства.
Еще недавно такие теории отвергались с ходу, как противоречащие
марксизму. Теперь, однако, трудно не признать, что они в той или иной мере
отражают действительное положение вещей. Немало противоречий возникает в
применении формационного подхода и к социалистическому типу государства, сложившемуся
у нас после Октябрьской революции.
Социалистическое
государство
По прогнозу классиков марксизма, социалистическое
государство как государство
«не в собственном смысле» призвано было подавить сопротивление свергнутых эксплуататоров; обеспечить для трудящихся демократию высшего
типа; построить социализм;
подготовить переход к обществу без классов и затем отмереть[11].
С
момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве вообще и о
социалистическом государстве и праве, в особенности, подвергалось резким
нападкам и критике со стороны представителей самых различных политических
течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее время. Это вполне понятно, если исходить из многократно подтвержденного
жизненного тезиса о том, что любое учение о государстве и праве всегда
отражает определенные, нередко весьма
противоречивые политические взгляды и интересы, а также несовместимые
друг с другом политические ценности и амбиции.
Марксистское учение о социалистическом
государстве и праве, в отличие от других доктрин,
практически не было полностью реализовано
ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах,
называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи
социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных
и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического
государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были
созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты.
Марксисты
всех направлений говорят о научности и прогрессивности развиваемых ими идей о
социалистическом государстве и праве. Их политические и идеологические
оппоненты; естественно, утверждают обратное[12].
Эта
благородная по своей природе, но утопическая цель освободить будущее человечество
от государства и права, от любых форм государственно-правового давления и
принуждения, сделать всех в высшей мере
сознательными и. свободными формулировалась не только в теории, но и
ставилась на практике. В Конституции СССР 1977 г. (в преамбуле) объявлялось, например, что "высшая цель
Советского государства — построение бесклассового общества, в котором получит развитие общественное
коммунистическое самоуправление".
Развитое социалистическое общество рассматривалось
как "закономерный этап" на пути построения
бесклассового общества, а общенародное
государство и право считались важной вехой на пути отмирания государства
и права.
Это
была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими,
странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной.
Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть
действовала совершенно по-иному, практически. Политические репрессии
конца 30-х гг., ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической
государственно-правовой теории и практики.
Столь
же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других
странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по
ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера
общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись
институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках
правящих кругов; государственного устройства Советского государства, которое
теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось
унитарным, и др.[13].
Несмотря на критические замечания в адрес формационного
подхода к типологии государства, полностью отказываться от него не следует. Он
может быть полезен и для дальнейшего изучения и уточнения ранних типов
государства, возникших при переходе от первобытнообщинного строя к феодализму.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Довольно
широкое распространение в научной литературе за последние годы, наряду с
формационным, получил также и цивилизационный подход. Суть его заключается в
том, что вместо «общественно-экономической формации как критерия типологии государства
и права и других критерии в предпринимаются попытки использования в качестве
такового «цивилизации».
Последняя
выглядит весьма аморфно и неопределенно. Она, по справедливому замечанию
исследователей, принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются
сколько-нибудь строгому и однозначному определению. Если попытаться как-то объединить
различные значения ее определения, то, очевидно, получим скорее «некий интуитивный
образ, чем логически выверенную категорию»[14].
Одной из наиболее распространенных и
характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория
стадий экономического роста», автор которой известный американский социолог и
политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам
ее автора, «бросить вызов
истории», все общества по
экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное
общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;
общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество,
достигшее высокого уровня народного потребления.
К первой стадии Ростоу относит
общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании
сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации «традиционного
общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области
обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического
развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия
характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных
научно-технических достижений швеей массе ресурсов общества и значительного роста
инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска
продукции над ростом населения. И, наконец, пятая стадия — это период
«высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики
переходят на производство предметов потребления длительного пользования и
услуг.
В соответствии с рассматриваемой
концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать
«государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу,
находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства,
тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».
К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают
теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального
общества» и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в
революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо
научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно,
автоматически выступает как заменитель социальной революции, который, неся все
основные социальные преобразования, не затрагивает основы капитализма —
частной собственности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея
«конвергенции», сближения двух систем, социалистической и капиталистической, в
разработку которой весомый вклад внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении
и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в
себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой
страны и на международной арене[15].
При цивилизационном подходе тип государства определяется не
столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными
факторами. А Дж. Тойнби в книге «Цивилизация перед судом истории» пишет[16]: «культурный
элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в
сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся
искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации»[17].
Цивилизационный
подход — это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены
исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в
социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный
подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни
общества:
Природа
государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными
в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами
поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы
и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический
опыт прошлого.
Государственная
власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же
время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства
и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и,
наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.
Разнородность
культур — во времени и пространстве — позволяет понять, почему некоторые типы
государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других
условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям,
вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
И
все же за этим образом просматривается определенная реальность в виде целостности
материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных
границах.
Цивилизация,
по мнению американского политолога С. Хантингтона, представляет собой «некую
культурную сущность». Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные
общины, замечает автор, все они обладают особой культурой, отражающей различные
уровни культурной неоднородности. Исходя из этого, цивилизацию можно определить
как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной
идентичности людей.
Цивилизацию
необходимо также определить, исходя из наличия общих черт индивидуального
порядка, таких, как язык, история, религия, обычаи, институты и др. Цивилизация,
делает вывод Хантингтон, это самый широкий уровень общности, с которой каждый
человек сам себя соотносит. «Культурная самоидентификация людей может меняться,
и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации».
Имеются и некоторые другие подходы к
типологии государства, различающиеся между собой положенными в их основу критериями,
но они, как правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было
привлечено внимание к двум основным.
При изучении вопроса о типах
государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным
подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и
другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и
конкретно понять эту сложную проблему[18].
Список
использованной литературы:
1.
Ибраев А. С., Ибраева Н.
С. // Теория государства и права: Учеб. Пособие. — Алматы: «Жетi
жарғы», 2003. — 432 с. ISBN 5-7667-5124-9
2.
Теория государства и
права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и дополненное. Под ред. М. Н.
Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 624 с. ISBN
5-8078-0065-6
3.
Теория государства и
права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузов и А. В. Малько. — М.: Юристъ, 1997.
— 672 с. ISBN 5-7357-0196-7
4.
Теория государства и права
в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. — 4-е изд., перераб. и доп.
— М.: Юристъ, 2006. — 300 с. ISBN 5-7975-0484-7
5.
Графский В.Г. // Всеобщая
история права и государства, Учебник, М.: НОРМА — ИНФРА-М; 2000
[1] Ибраев А. С., Ибраева Н. С. // Теория государства и права: Учеб.
Пособие. — Алматы: «Жетi жарғы»,
2003. — 40 с. ISBN 5-7667-5124-9
[2] Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и
дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 99 с.
ISBN 5-8078-0065-6
[3] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузов и А.
В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. —54 с. ISBN 5-7357-0196-7
[4] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузов и А.
В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. —54 с. ISBN 5-7357-0196-7
[5] Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и
дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 99 с.
ISBN 5-8078-0065-6
[6] Ибраев А. С., Ибраева Н. С. // Теория государства и права: Учеб.
Пособие. — Алматы: «Жетi жарғы», 2003. — 40 с. ISBN 5-7667-5124-9
[7] Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое
пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. — 55 с. ISBN 5-7975-0484-7
[8] Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и
дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 107
с. ISBN 5-8078-0065-6
[9] Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и
дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 115
с. ISBN 5-8078-0065-6
[10] Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и
дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 124
с. ISBN 5-8078-0065-6
[11] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузов и А.
В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. —57 с. ISBN 5-7357-0196-7
[12] Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и
дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 130
с. ISBN 5-8078-0065-6
[13] Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и
дополненное. Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 137
с. ISBN 5-8078-0065-6
[14] Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы
философии. 1991. № 3. С. 23.
[15] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузов и А.
В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. —59 с. ISBN 5-7357-0196-7
[16] Ибраев А. С., Ибраева Н. С. // Теория государства и права: Учеб.
Пособие. — Алматы: «Жетi жарғы», 2003. — 41 с. ISBN 5-7667-5124-9
[17] Графский В.Г. — Всеобщая история права и государства, Учебник, М.:
НОРМА — ИНФРА-М; 2000
[18] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузов и А.
В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. —60 с. ISBN 5-7357-0196-7