Концепция разделения властей
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ИНСТИТУТ ЮРИПРУДЕНЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Теория государства
и права»
на тему: «Принцип разделения
властей: понятие и содержание»
студента 1-го курса
заочного отделения
(2-е высшее образование)
Столетова Леонида
Анатольевича
Научный руководитель
Проф. Марченко М.Н.
Дата выполнения работы 3
декабря 2003 г.
Дата сдачи
работы______________________2003 г.
2003г.
Принципы разделения властей: понятие и содержание.
Происхождение принципа
разделения властей.
Разделение
властей, в теории государства и права — принцип,
согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви
власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг
друга (т. н. система сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые
была выдвинута английским мыслителем Джоном Локком, который считал, что
государство – основной носитель политической власти, который должен
гарантировать права и свободы граждан, и сохранения собственности. Согласно понятиям
Локка, для воплощения этой идеи необходимо четкое разделение публично-правовых
функции государства в целях «уравновешивания» притязаний различных
государственных органов на власть. По идее Дж. Локка, законы в государстве
должна принимать законодательная власть (парламент), осуществлять эти законы
должна исполнительная власть (монарх и правительство). Однако верховной властью
наделяется законодательная власть. Все остальные виды власти ей подчиняются,
но, вместе с этим, должные активно влиять и оказывать на нее всяческое
воздействие. Данная теория была направлена сыграть значительную роль в борьбе
против абсолютизма. Позже она была развита Ш. Монтескье. Он ратовал за
включение судебных органов в иерархию разделения властей. Судьи, по его мнению,
должны быть независимыми, а сам принцип разделения властей должен быть
закреплен конституционно. В то время, время королевского абсолютизма многих
стран Европы, в качестве государственной формы отношения монархии и подобного
разделения властей предлагалась конституционная монархия, некая форма
компромисса буржуазии и дворянства. По принципу разделения властей впервые
была построена конституция США. Разделение властей — один из важных элементов
правового государства и демократии.
Для
демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он
выражает не только разделение труда между государственными органами, но и
умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее
концентрацию, превращение в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в
демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы,
равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут
«сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например,
превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во
всевластие, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие…
Понятие
принципа разделения властей сегодня.
При
характеристике государства недостаточно указания на многообразия его институтов
государства, перечисления этих институтов.
Государственная
власть тогда эффективно действует, когда в ней есть разделение труда, институты
государства выстраиваются по-особому, формируются самостоятельные власти,
каждая из которых сконцентрирована на своей особой стороне деятельности.
Таких
властей, свидетельствующих о развитости, совершенстве государственной
деятельности, три:
¨
Законодательная власть;
¨
Исполнительная власть;
¨
Судебная власть.
В
соответствии с эти различаются три вида государственных органов:
законодательные, исполнительные, судебные.
Принцип
разделения властей проведен во всех демократических странах.
В то же
время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесения в
него коррективов, уточнений. Они касаются двух вопросов.
Во-первых,
власть в государстве должна быть одновременно и «разделена» и оставаться
целостной, единой. Вот почему наряду с названными «тремя властями» необходим в
качестве особого института глава государства (президент в республике, монарх в
конституционной монархии).
Во-вторых,
оказалось, что в жизни, особенно с переходом общества в индустриальную и
постиндустриальную эпохи, деятельность исполнительных органов не исчерпывается
одним лишь исполнением законов. Это более основательная и многообразная управленческая
деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения
государства, осуществлением его функций. Поэтому довольно острый характер имеет
проблема подчиненности и порядка формирования правительства. Отсюда возникает проблема
выбора между президентской и парламентской формами правления…
Какие государственные органы
обеспечивают выполнения принципа разделения властей?
Вообще,
государственные органы многообразны.
Государственные органы, имеющие властные
полномочия, делятся по различным основаниям – по содержанию их деятельности, по
правовым аспектам их деятельности. Однако, наиболее существенное значение имеет
деление государственных органов по трем, вышеуказанным властям. Это,
соответственно:
Законодательные
органы (Дума, Федеральное собрание), т.е. представительные
органы, формируемые на основе всеобщих выборов, на местах эти функции выполняют
муниципальные представительные органы, например, муниципальные советы.
Судебные
органы, и связанные с ними иные правоохранительные учреждения
– органы расследования уголовных дел, исполнения судебных решений и приговоров,
а также прокуратура.
Вместе
с этим деление государственных органов по трем властям является неполным. В
него нужно внести два уточнения:
Во-первых,
существенное место в государственном механизме занимает такое подразделение
государства, важное в плане современного понимания разделения властей, как
глава государства, т.е. институт президентства (ведь Президент выполняет не
только функции управления исполнительной властью).
Во-вторых,
не нужно забывать о еще одном блоке государственных органов – органов надзора и
контроля (они «работают» в сфере как законодательных органов в виде
парламентского контроля, так и в сфере исполнительных органов – ведомственные и
общегосударственные инспекции, и т.д.).
Принцип
разделения властей в Российской Федерации, и его особенности.
Конституция,
как основной закон государства, закрепляет основы разделения властей.
Конституции действительно демократических стран не только устанавливают
оптимальное для страны построение государственных органов, и соответственно
расставляют по места все основные институты государства, но и всегда исходят из
определенных основополагающих начал, которые придают через конституцию
действительно демократический облик государства. Одним из таких
основополагающих начал является принцип разделения властей.
Характерной
особенностью применения этого принципа в России является тот факт, что он
закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года:
…Незыблемыми
основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм,
республиканская форма правления, разделение властей….
Статья 3
Конституции РФ. Система государственной власти в Российской Федерации основана
на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей…
Согласно
Конституции РФ, Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и
Государственной Думы, является законодательным и представительным
органом России. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного
органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Правительство
России исполняет исполнительную власть в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства
Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральных министров.
Судебная
власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система
Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и
федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается
(статья 118 Конституции РФ).
Судебная
власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и
привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия
присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не
вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная
власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и
исполнительной властей.
Важной
особенностью принципа разделения властей в Российской Федерации является то,
что Президент является не только главой государства, но и главой исполнительной
власти.
Однако
принцип разделения властей в Российской Федерации имеет особенности
относительно функций и полномочий Президента РФ. Вот что гласит статья 83
Конституции РФ:
Президент
Российской Федерации:
а) Назначает
с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской
Федерации;
б) Имеет
право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) Принимает
решение об отставке Правительства Российской Федерации;
д) По предложению
Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и
освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской
Федерации, федеральных министров;
е)
Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру
Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации
предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской
Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) Формирует
и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого
определяется федеральным законом.
з) Утверждает
военную доктрину Российской Федерации;
и) Формирует
Администрацию Президента Российской Федерации;
к) Назначает
и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) Назначает
и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) Назначает
и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями
палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации
в иностранных государствах и международных организациях.
Также, статья
84, пункт (б) Конституции РФ предусматривает такое полномочие Президента РФ,
как «распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации».
Из этого
следует, что Президент РФ сочетает не только функции руководства государством,
но и полномочия главы Правительства. Вследствие этого, можно сомневаться в
прозрачности и чистоте самой идеи принципа разделения властей в Российской
Федерации.
Думаю, что на
характер принципа разделения властей накладывает отпечаток государственное
обустройство той или иной страны. Не исключением здесь являются многие страны
Западной Европы и США, где воплотились идеи Монтескье
о разделении властей. В этих регионах также прослеживается довольно чёткое
разграничение единой верховной власти (в строгом, узком смысле слова –
политической) на три подсистемы власти – законодательную, исполнительную и
судебную.
Рассмотрим в
качестве примера систему разделения властей в США. По конституции страны
законодательная власть осуществляется конгрессом США и законодательными
собраниями (легистратурами) штатов. Конгресс состоит из двух палат – сената и
палаты представителей. Исполнительная власть в стране принадлежит президенту.
Он является высшим должностным лицом, совмещающим полномочия главы государства
и главы правительства. Президент избирается не конгрессом, а коллегией
выборщиков. Он не подчинён конгрессу. Однако палата представителей может предъявить
обвинение (импичмент) против президента в случае правонарушений с его стороны.
Но решение, в свою очередь, по отстранению президента от должности и
привлечения его к ответственности принимает сенат квалифицированным
большинством, т.е. двумя третями голосов. Пять раз процедура импичмента
возбуждалась против президентов: три из них были отклонены сенатом.
Конгресс
утверждает государственный бюджет по представлению президента. Законы, принятые
конгрессом, подписывает президент, и после этого они вступают в силу (он может
их возвращать, наложить вето). Конгресс может преодолеть вето, проголосовав за
него вторично (2/3 голосов в каждой из палат).
Верховный Суд
США – высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная
инстанция. Суд состоит из председателя и восьми членов. По конституции США за
президентом закреплено право «по совету и с согласия» сената назначать «судей
Верховного Суда». Суд является органом конституционного надзора. Он вправе
отменить принятые конгрессом законы или распоряжения президента, если сочтёт их
не соответствующими конституции США. Решения Верховного Суда окончательны и
принимаются всеми властными органами к исполнению. Таким образом, действующая в
США система сдерживания и противовесов не позволяет чрезмерной концентрации
власти в одной из её ветвей.
Несколько
иная ситуация в других странах, например, в Великобритании. Здесь парламент –
законодательная власть, выдвигает главу правительства и назначает
исполнительную власть из представителей победившей партии. Основой легитимности
правительства выступает парламент. Часть же парламента из неправящего
меньшинства выступает в роли оппозиции к исполнительной власти. Кроме того,
свой источник легитимности имеет и королева (глава государства), наделённая
определёнными функциями: роспуск парламента, назначение премьер-министра,
одобрение законов. Суть подобного разделения состоит в том, чтобы создать
необходимый механизм сдерживания и противовесов, не допустить узурпации власти,
сосредоточения её в одних руках, в одном политическом институте.
Разделение
властей в либеральных демократиях осуществляется не только «по горизонтали»
(между законодательной, исполнительной и судебной властями), но и по
«вертикали» – между национальными и местными органами управления. Среди режимов
такого рода преобладают федерации – США, Канада, Австралия, Германия и
некоторые другие. Здесь местное самоуправление является объектом
конституционных гарантий. Однако и в централизованных (унитарных) государствах,
вроде Франции и Великобритании, данный критерий разделения властей играет
достаточно важную роль.
Также интересен
такой фактор «распределения» власти, так называемая категория диффузности
власти, т.е. её рассеивание в политической системе. Например, в США она
разделена не только в центре, как уже об этом говорилось, но и рассеяна от
центра к штатам (федеральный принцип), от них к органам местного
самоуправления, а также между различными группами, участвующими в политическом
процессе. Это разного рода ассоциации: партии, профсоюзы, группы давления
(лобби), социальные инициативы и т.д. В США эти организации охватывают более
двух третей самодеятельного населения. Через эти организации граждане США
оказывают определённое влияние на процесс принятия политических решений и их
исполнение. Особенно велика в этом деле роль средств массовой информации
(«четвёртая власть»). Диффузность власти – это раздача власти, её распыление
между множеством институтов государственного и негосударственного характера.
Отсюда и происходят понятия «плюралистическая демократия», «политический
плюрализм».
Заключение
Власть, ее
ветви затрагивают все аспекты деятельности человека, организаций и государства.
От неё зависит всё – наше настоящее и будущее, судьбы организаций, государств и
отдельных личностей. И можно сказать, что грядущая судьба государственности
связана с изучением, освоением направлений власти и их проблем.