|
Выполнила студентка
4 курса, 41 группы з/о
специальность
юриспруденция
Орехова Татьяна
Сергеевна
(фамилия,
имя, отчество студента)
« 01 » октября
2007 г.
__________________
(подпись
студента)
Рецензент_________________________________
(должность,
фамилия, и.,о. преподавателя)
|
Москва
2007 г.
ПЛАН
1. Таможенный режим транзита:
общие положения
и особенности перемещения отдельных видов
товаров. 3
2. Таможенные режимы переработки
товаров на таможенной
территории и вне таможенной территории. Общие
характеристики
и особенности
применения.
7
3. Задача.
10
4. Список использованной
литературы 13
1. Таможенный режим транзита: общие положения
и особенности перемещения отдельных видов товаров.
Понятие таможенного режима
используется в широком и узком смысле. В
широком смысле таможенный режим можно определит как
правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых
и финансового правовых средств регулирования, установленный таможенным
законодательством, и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в
связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу
между таможенным органом и лицом, их перемещающим.
В
узкоспециальном значении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет
собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий.[1]
В
соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим – это
«таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий,
включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств
таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и
транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения
через таможенную границу и использования на матоженной территории РФ либо за
ее пределами».
Иначе
говоря, таможенный режим фактически отождествляется с таможенной процедурой.
Таможенно-правовой
режим является федеральным, т.к. регламентируется федеральными органами
государственной власти. Правовая основа таможенных режимов закреплена в ст.
155-269 подраздела 2 раздела II
«Таможенные процедуры» Таможенного Кодекса РФ. При этом подраздел 2 «Таможенные
ресурсы» ТК РФ структурирован на пять глав, одна из которых посвящена общим
условиям обеспечения таможенных режимов, а последующие четыре главы – отдельным
классификационным группам таможенных режимов.
Предусмотренные
ТК таможенные режимы перемещения товаров, представляют собой отдельные группы
требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты
таможенных пошлин, налогов, а также нахождения товаров в избранном режиме
(ограничения прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по
оформлению завершения действия таможенного режима.[2]
В
целях структурирования правовых, регулирующих применение таможенных режимов,
все таможенные режимы разделены законодателем на четыре самостоятельные группы.
1. Основные таможенные режимы:
-
выпуск для внутреннего
потребления;
-
экспорт;
-
международный
таможенный транзит.
2. Экономические таможенные режимы:
-
переработка на таможенной
территории;
-
переработка для
внутреннего потребления;
-
переработка вне таможенной
территории;
-
временной ввоз;
-
таможенный склад;
-
свободная
таможенная зона (свободный склад).
3. Завершающие таможенные
режимы:
-
реимпорт;
-
уничтожение;
-
отказ в
пользу государства.
4. Специальные таможенные
режимы:
-
временный вывоз;
-
беспошлинная торговля;
-
перемещение припасов;
-
иные
специальные таможенные режимы. (п.1 ст.155 ТК РФ)
Основные таможенные режимы рассматриваются в качестве таковых из-
за частоты обращения к ним участников ВЭД,
т.е. наиболее часто применяемые таможенные режимы.
Экономические
таможенные режимы объединены в группу по признакам:
хозяйственно
целевого применения товаров (изготовление, ремонт, переработка), продажа
товаров в режиме таможенного склада; наличие экономической заинтересованности
ввиду предоставляемых преимуществ.
Ввоз товаров на таможенную
территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц
поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его. Лицо вправе
выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с
таможенным законодательством. (ст. 156 ТК РФ).
При соблюдении лицом
заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров таможенный
орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный
режим. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска
товаров таможенным органом.
Для получения разрешения на
помещение товаров под таможенный режим таможенному органу предоставляются
только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий
помещения товаров под таможенный режим, предусмотренных Таможенным кодексом, а
таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые
необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под
заявленный таможенный режим.
Правовая основа международного таможенного транзита как
третьей
разновидности основных таможенных режимов закреплена в ст. 167-172
§
3 главы 18 ТК РФ. В соответствии со ст. 167 ТК РФ международным таможенным
транзитом является таможенный режим, при котором иностранные товары
перемещаются по таможенной территории России под таможенным контролем между
местом их прибытия на таможенную территорию России и местом их убытия с этой
территории без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам
запретов и ограничений экономического характера.
Наименование рассматриваемого вида основного таможенного
режима предполагает выяснение значения термина «транзит». Данный термин
используется в международных договорах. Определение понятия «транзит» дано в
статье V «Свобода транзита» Генерального соглашения по тарифам и торговле
(ГАТТ) от 30 октября 1947 г.: «Товары (включая багаж), а также суда и другие
транспортные средства должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся
Стороны, когда проход через такую территорию, с перегрузкой товара, со
складированием его, с дроблением партии товара, с переменой вида транспорта или
без таковых операций, является лишь частью полного пути, начинающегося и
заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через
территорию которой совершается движение груза. Движение такого характера
называется «транзитными перевозками».[3]
Транзиту также посвящены и другие международные договоры:
Конвенция МДП, Киотская конвенция (глава 1 Специального приложения «Е»),
Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г.,
Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ) «Об
основах таможенных законодательств государств - участников Содружества
Независимых Государств».
Существенными признаками понятия «международный таможенный транзит»
являются следующие:
-
помещение
под международный таможенный транзит только иностранных товаров;
-
осуществление
транзита товаров между таможенными органами России только по таможенной
территории России;
-
освобождение
от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Международный
таможенный транзит начинается с момента ввоза товаров на
таможенную
территорию России.
Условия помещения товаров под международный таможенный
транзит предусмотрены ст. 168 ТК РФ.
Итак, основным условием помещения иностранных товаров
под междуна-
родный таможенный транзит
является отсутствие запрета на транзит этих товаров
по таможенной территории
России. Дополнительные условия, как правило, устанавливаются подзаконными
нормативными правовыми актами. Так, постановлением Правительства РФ «О
перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации» от 10 января
1999 г. дополнительными условиями помещения этилового спирта под международный
таможенный транзит являются следующие: транспортировка только железнодорожным
транспортом; транспортировка по маршрутам, установленным Государственным
таможенным
комитетом РФ (в настоящее время
Федеральной таможенной службой) совместно с Министерством путей сообщения (в
настоящее время Федеральным агенством железнодорожного транспорта Министерства
транспорта и связи РФ) и Федеральной службой безопасности РФ.
Международный
таможенный транзит завершается фактическим вывозом
товаров
с таможенной территории России или помещением транзитных товаров под иной
таможенный режим.[4]
2. Таможенные режимы переработки товаров на
таможенной территории и вне таможенной
территории.
Общие
характеристики и особенности применения.
Таможенные режимы переработки товаров
регулируются ст. 173-208 ТК
РФ.
Данные
режимы на определенном этапе предполагают перемещение товаров через таможенную
границу РФ. Такое перемещение может быть осуществлено как до переработки, так и
после нее, а также до после определенных операций. Эти режимы подразделяются
на три вида:
-
на таможенной
территории (применятся для
ввозимых товаров при условии вывоза продуктов переработки с таможенной
территории РФ);
-
для внутреннего
потребления (применяется для
ввозимых товаров с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения);
-
вне таможенной
территории (применяется для
вывозимых из России товаров с последующим ввозом продуктов переработки).
Если переработка
осуществляется на таможенной территории РФ, то в
отношении товаров применяются все
запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности. Если переработка производится на
таможенной территории, ее продукты вывозными таможенными пошлинами не
облагаются.
При помещении товаров под
режим вне таможенной территории к продуктам переработки применяется полное или
частичное освобождение от уплаы ввозных таможенных пошлин и налогов.[5]
Таможенные режимы переработки предполагают в качестве
одного из требований соблюдение определенных сроков, которые определяются субъектом
ВЭД по согласованию с таможенным органом. При переработке на таможенной
территории и вне ее такой срок не может превышать двух лет, а для внутреннего
потребления – одного года. По мотивированному заявлению заинтересованного лица
допускается пролонгация срока переработки.
Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при
котором ввезенные товары используются на таможенной территории России в течение
установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций
при переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных
пошлин, налогов, при условии вывоза продуктов переработки с таможенной
территории РФ для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам,
применяемым к продуктам переработки. Условия помещения товаров под данный
таможенный режим:
-
переработка
на таможенной территории допускается при наличии раз
решения таможенных органов;
-
переработка
при этом режиме допускается, если таможенные органы
могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки, за исключением
случаев, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки,
эквивалентных ввозимым в соответствии с ТК РФ;
-
под данный режим могут помещаться иностранные
товары, ранее поме-
щенные под иные таможенные режимы, при соблюдении условий, предусмотренных
Таможенным кодексом.
Для идентификации ввезенных товаров в
продуктах их переработки могут использоваться различные способы, если они
применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций, которые при
данном режиме включают:
-
собственно
переработку или обработку товаров;
-
изготовление
новых товаров, включая монтаж, сборку и разборку;
-
ремонт
товаров.
Срок переработки товаров определяется
заявителем по согласованию с таможенными органами и не может превышать двух
лет. Таможенный кодекс определяет требования к разрешению на переработку
товаров на таможенной территории и порядок выдачи разрешения.
При вывозе
продуктов переработки с таможенной территории России таможенные пошлины не
уплачиваются, а за отходы, которые остаются на ее таможенной территории,
необходимо платить таможенные пошлины.
Переработка
вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с
таможенной территории России для целей переработки товаров в течение установленного
срока (срока переработки товаров) с последующим вывозом продуктов переработки с
полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин,
налогов. Срок переработки определяется декларантом по согласованию с
таможенными органами и не может превышать двух лет.
3. Задача.
Между
российским Покупателем и украинским Продавцом
заключен договор
на поставку товара. Товар помещен Покупателем под режим свободного выпуска.
Покупатель подал грузовую таможенную декларацию, в которой в графе 16 «Страна
происхождения» была указана «Украина», код которой 804. Данное обстоятельство
позволило товару получить статус товара, происходящего из государства –
участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, и, соответственно,
использовать преференции при определении налогов при ввозе товара на таможенную
территорию Российской Федерации.
В ходе проверки
таможенной декларации таможенный орган установил несоответствие сертификата
происхождения товаросопроводительным документам. В предъявленном сертификате о
происхождении на указанный товар заявлена страна происхождения «Украина», а в
товаросопроводительных документах указано, что материал, из которого целиком
изготовлен товар, произведен в Германии.
Федеральная таможенная служба приняла решение, согласно
которому страной происхождения следует считать Германию.
По факту
заявления в таможенной декларации недостоверных сведений о стране происхождения
товара, влияющих на взимание таможенных платежей, таможенный оран вынес решение
о признании Покупателя виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного в ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде
административного штрафа в размере 60 процентов суммы неуплаченных таможенных
пошлин без конфискации.
Покупатель
не согласен с данным постановлением Сывтывкарской таможни и обжаловал его в
арбитражный суд.
Правомерны ли
действия таможенного органа?
При располагаемых нами данных, считаю, что возможно два решения.
Вариант 1. Действия таможенного органа неправомерны.
При ввозе товара на таможенную территорию государства сертификат о
происхождении
товара представляется в обязательном порядке: на товары,
происходящие из
стран, которым национальное законодательство предоставляет преференции по
таможенному тарифу;
товаров», страной
происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью
произведены (ст. 31 ТК РФ) или подвергнуты достаточной переработке (ст. 32 ТК
РФ) в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в
порядке, определенном настоящим Кодексом. При этом под страной происхождения
товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион
или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения
страны происхождения товаров.
В нашем случае речь идет о том, что
материал, из которого целиком изготовлен товар, произведен в Германии, а не на
Украине. К сожалению, в задаче отсутствует информации, о каком именно товаре,
и из какого именно материала идет речь, о товарной номенклатуре.
Поэтому логично обратится к вопросу о достаточной переработке (п.4 ст.
32 ТК РФ).
Для определения страны происхождения товаров также используются в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, следующие критерии
достаточной переработки:
1) выполнение определенных производственных или технологических операций,
достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где
эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости
использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной
доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
Вывод:
если товар отвечает требованиям достаточной переработки, то действия таможенного
органа следует считать неправомерными.
Вариант 2. Действия таможенного органа правомерны.
Необходимо также учесть критерии, не
отвечающие достаточной переработке (п.3 ст. 32 ТК РФ).
не отвечают критериям достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или
транспортировки;
2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление
партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых
существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому
Правительством Российской Федерации;
4) смешивание товаров, происходящих
из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не
отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Вывод:
если товар соответствует вышеназванным критериям, то действия таможенного
органа следует считать правомерными.
4. Список использованной литературы
1. Генеральное соглашение по
тарифам и торговле (ГАТТ) (заключено 30.10.1947)
2. Решение Совета глав
государств Содружества Независимых Государств (СНГ) «Об основах таможенных
законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств»
(Алматы, 10 февраля 1995 г.)
3. Таможенный кодекс РФ 2003г.
(в ред. от 06.06.2007).
4. Бакаева Ю.О., Матвиенко Г.Б.
Таможенное право. – м.:Юристъ, 2005.
5. Таможенное право: учебник /
под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. - 3е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6. Халипов С.В. Таможенное
право: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
[1] Таможенное право: учебник / под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. –
3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – с. 124
[2] Халипов С.В. Таможенное право: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. –
с.287.
[3] Генеральное соглашение по тарифам и торговле.
[4] Таможенное право: учебник / под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. –
3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – с. 134-135.
[5] Бакаева Ю.О., Матвиенко Г.Б. Таможенное право. – м.:Юристъ, 2005. –
с.151-152