Специфика политических конфликтов
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ:
КОНФЛИКТОЛОГИЯ.
ТЕМА: СПЕЦИФИКА
ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.
СТУДЕНТКИ 2-ГО КУРСА СОКР. ПРОГРАММЫ
ГРУППА ЮС – 73 з
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: БУКИНА Т. Н.
Москва
2001 г.
ПЛАН
·
введение
· объект
политического конфликта
· признаки
политического конфликта
· типологизация
· функции
политического конфликта
· виды
политических конфликтов
· причины
политических конфликтов. четыре детерминантных узла
· типы
политических конфликтов.
· заключение
Из всех сфер общества самой насыщенной различными видами конфликтов
является политическая сфера, в которой развертываются многообразные властные
отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.
В
социально-политическом смысле совокупность существующих в обществе позиций
представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе за
доминирование в сфере экономики, политики, культуры и т. п. Существующая в
недрах политического поля борьба есть политический конфликт за установление
господства в системе властных отношений, за сохранение или трансформацию
существующих властных структур и системы государственной власти. При анализе
сущности и направленности политического конфликта необходимо учитывать
политического спроса и политического предложения в каждый данный момент времени
и определяемую в зависимости от этого соотношения позицию в политическом поле
партии или профсоюза.
Если
представить теоретические положения о сущности и роли политического конфликта,
сформулированные К. Марксом, М. Вебером и др. в обощенном виде, то следует
констатировать, что в социальном пространстве, которым является общество,
всегда существуют взаимодействия людей, включающие в себя как сотрудничество,
так и конкурентность. Наиболее острые формы конкурентные взаимодействия
приобретают в политическом пространстве, где объектом конфликта становятся
отношения доминирования, отношения господства и подчинения, воплощаемые во
властных отношениях и структурах. Политический конфликт представляет собой проявление
и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их
групп, общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и
удержание властных ресурсов, полномочий и благ.
Основным
объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и
средство господства одного социального слоя (класса) над другим. В своей
содержательной сущности власть представляет собой способность и возможность
одного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и,
навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощи
различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, и т. п. В
современном обществе власть представляет собой институционально оформленную
возможность и способность определять, направлять и контролировать содержание и
формы социального поведения различных социальных групп и общностей, отдельных
индивидов. Сама же возможность одних социальных групп или индивидов оказывать
властное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей, сущесивующих
в данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеет политической
властью и вследствие этого доминирует над другими людьми и группами, а
последние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять их
господствующую волю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношения
власти есть не что иное, как отношения господства и подчинения. Этим и
определяются политические позиции различных социальных групп в обществе:
политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих к
этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают
властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые
власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить
существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и
вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает
политический конфликт.
Лишенные
власти социальные слои и группы отнюдь не сразу осознают свою политическую
ущемленность. Только постепенно, столкнувшись с несправедливостью, с более или
менее замаскированным игнорированием их коренных интересов со стороны лиц или групп,
владеющих властью, индивиды и группы, не обладающие властью, и потому
вынужденные подчиняться другим, начинают осозновать противоположность своих
интересов интересам тех, кто осуществляет власть в обществе. Но для осуществления
власти в обществе существуют определенные социальные институты: государство и
его органы управления (парламент, правительство и др.), прокуратура, армия, суд
и т. п. А чтобы добиться перераспределения власти, необходимо потеснить
названные институты с занимаемых ими позиций или произвести коренные изменения
в их структуре, содержании и направленности деятельности, а сделать это очень
трудно, поскольку все эти институты опираются не только на силу права, но и на
насилие. Поэтому только концентрированными усилиями индивидов и групп,
занимающих недоминирующее положение в отношениях власти, в отношениях
политического господства и подчинения, можно добиться перераспределения власти
и изменения ее структуры, к чему и направлен политический конфликт.
Только
осознав свои политические интересы, их противоположность интересам правящей
верхушки, а затем сконцентрировав свои усилия и ресурсы, социальная группа,
лишенная власти и вынужденная подчиняться другой, господствующей группе,
получает возможность отобрать власть у последней. Но чтобы эти усилия носили
организованный и целенаправленный характер, социальная группа, ущемленная
существующей системой распределения власти в обществе, формирует политические
движения, организации, партии, нацеленные на борьбу с властвующей социальной
группой. Так возникает активно действующий субъект в складывающейся политической
ситуации.
В
зависимости от особенностей конфликтной ситуации, соотношения конфликтующих
политических сил, эффективности или неэффективности выбранной лидерами
соперничающих движений, партий, организаций стратегии и тактики борьбы,
политический конфликт рано или поздно находит свое разрешение. Оно может быть
весьма различным по своим итогам, но три главных формы разрешения политического
конфликта таковы: 1) интеграция с соперником; 2) кооперация с соперником; 3)
подавление соперника.
Для
того, чтобы разнообразный по своему содержанию, формам развертывания борьбы,
разрешения мир политических конфликтов предстал в более или менее упорядоченном
виде, необходима его определенная типологизация, т. е. выделение основных типов
политических конфликтов.
Решающую
роль в обусловленности содержания, характера, видов и форм политических
конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-политический
контекст общественной жизни, в которой они происходят, т. е. определенный тип
общества. Существует несколько различных подходов к типологизации обществ и,
соответственно, к типологизации происходящих в них политических конфликтов.
Наиболее
конструктивным и продуктивным для понимания сущности и особенностей
политических конфликтов представляется такой методологический подход, который
подразделяет существующие разновидности обществ на два основных типа по
критерию их социально-политической сущности: общества закрытого типа и общества
открытого типа. Различие между ними автор данной концепции, известный
английский сооциальный философ К. Поппер усматривал в том, что в закрытом обществе
индивид полностью подчинен вознесенной над ним социальной –общностью, строго
ограничен в своих действиях многочисленными табу, запретами. В обществах
«открытого типа», где утверждаются демократия, плюрализм мнений, оценок и
позиций, политические конфликты приобретают легитимный,
институционализированный характер. Вследствие этого в такой системе реализуются
возможности разрешения конфликтных ситуаций путем парламентской борьбы, смены
правительства и т. п., не доводя их до стадии социального макроконфликта.
Десятилетний
период, прошедший после вступления постсоветских стран на путь перехода к
демократическому «открытому обществу» побуждает сделать вывод о переходном
состоянии общества как особом типе, обладающем собственной логикой
истьорического развития и набором определенных отличительных особенностей. В
этом обществе доминируют черты своеобразной посттоталитарной конфликтности.
Общество
переходного типа – это общество, для которого характерны нелинейные
социально-политические процессы и неопределенность их возможных результатов.
Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовала
реальная практика выявления и разрешения политических конфликтов, оно не обладает,
еще не выработало навыков их предотвращения, регулирования с помощью
определенных правил и процедур. В результате возникающие в нем конфликты
нередко приобретают разрушительный характер. В переходном обществе резко
расширяется зона политических конфликтов, а сами они часто приобретают
нецивилизованный характер. Поэтому политические конфликты носят чаще
разрушительный, а не конструктивный характер, приобретают не конструктивные, а
деструктивные формы и функции.
Все
это обусловливает необходимость выявления и интерпретации функций политических
конфликтов.
Политический
конфликт при неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних
условиях способен привести не только к ее ослаблению, но и к разрушению.
Третья
негативная функция политического конфликта заключается в том, что при резком
ослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса,
усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политической
системе может прорваться экстремистская группировка, способная своими активными
действиями повернуть вспять цивилизационно-культурное развитие страны и ее
народа.
Однако
в современных конфликтологических теориях все более прочно утверждается точка
зрения, согласно которой политические конфликты носят действительно
разрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в особо
неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и культурного развития
ситуациях. В основном же, прежде всего в странах, обладающих гибкой, развитой
системой социально-политического представительства (правовое государство,
эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданское общество),
выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать
стабильную устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую
адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в соотношении
негативных и позитивных функций современного политического конфликта
превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные, созидательные.
Одна
из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы
конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях
и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп,
стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом
процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате
создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе
политических конфликтов.
Наиболее
важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность
стать катализатором назревших социально-политических изменений. Еще одна
позитивная функция политического конфликта в том, что его развертывание
позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам.
Своеобразие
современных политических конфликтов приводит к тому, что существенно изменяется
их конфигурация и направленность. Когда преобладали конфликты классового
характера, в которые вовлекались широкие народные массы, как это было в
социальных революциях, где, по словам В. И. Ленина, «кризис верхов», когда
верхи не могли управлять по-старому, сочетался с «кризисом низов», которые не
могли мириться со старыми политическими порядками и властными структурами,
конфликтное противостояние неизбежно приобретало «вертикальную» направленность:
«низы» восставали против «верхов».
В
современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей части
индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастных
или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие
развертывается преимущественно по «горизонтали», где противостоят друг другу
различные ветви власти или различные политические партии и группировки.
Сказанное
о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает
основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:
- «вертикальный»
конфликт между существующей в данной социальной системе властью и общественно-политическими
силами, интересы которых не только не представлены в структуре властных
органов, но и игнорируются, а в некоторых случаях и подавляются.
- «горизонтальный»
конфликт внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий и
их распределения между группировками властвующей элиты.
Разнообразие содержания и функций политических конфликтов, форм их
проявлений органически связано с многообразием их детерминации. Большинство
конфликтологов в качестве решающей причины политических конфликтов выделяет
группу объективных социальных факторов. К ним относятся, в первую очередь,
реально существующие в обществе отношения господства и подчинения,
распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из
которых содержат власть, дают возможность удерживающим их индивидам и слоям
осуществлять властные полномочия и реализовывать тем самым свои коренные
политические, экономические и иные интересы, а другие, напротив, отделены от власти,
не дают возможности соответствующим индивидам и слоям реализовать свои интересы
в политике, экономике культуре и т. п. Такое размежевание и противостояние
позиций, интересов, потребностей в осуществлении властных отношений и т. п.
чаще всего детерминирует возникновение политических конфликтов между теми, кто
владеет властью и осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен
власти и поэтому вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц,
групп, организаций, партий и т. п.
Второй детерминантный узел в возникновении политических конфликтов
составляют коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, целостных
ориентаций индивидов, их групп и общностей. Подобного рода конфликты чаще всего
возникают в тех странах, где противоборствуют качественно различные
представления о путях реформирования политической системы общества, его
государственного устройства, выдвигаются различные, порой прямо противоположные
точки зрения о путях выхода из кризиса. Причем острота полититческого конфликта
определяется не только масштабами и силой противоборства конкурирующих
политических групп, но и гибкостью, эластичностью либо напротив, жестокостью,
тиранией существующей системы власти.
Третьим детерминантным узлов, обусловливающим возникновение конфликтных
ситуаций в сфере политики, является совокупность причин, связанных с процессами
идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим,
социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям, чем
обуславливается существенное расхождение в понимании ими своего места и роли в
социальной и политической системе общества. Такого рода конфликты чаще всего
происходят в обществах переходного типа, где людям приходится осозновать себя
гражданами нового государства, где прежняя общественная, общестрановая
идентификация разрушается, а на ее месте происходит противоречивое становление
новых, преимущественно групповых идентификаций: «мы – армяне», или «мы –
бедные», или «мы – православные» и т. п. Такое раздробление идентификаций
приводит к расщеплению прежде объединявших людей ценностей и интересов на
частные, вызывающие расхождение и противопоставление интересов одной социальной,
национальной и т. п. группы интересам других групп.
Четвертый доминантный узел, стягивающий воедино несколько факторов и
причин возникновения и развития политических конфликтов в обществе, заключен в
самой политической системе современного общества, в свойственной ей организации
государственной власти, где исполнительная власть конституционными
установлениями отделяется от законодательной и судебной властей. Это по своей
сущности один из широко распространенных типов конфликтов, а именно
государственно-правовые конфликты. К этому типу относятся такие конфликтные разновидности:
-
между законодательной и исполнительной властью;
- между
государственно-правовой системой и политической оппозицией, стремящейся эту
систему изменить;
- между государством
и отдельным политическим институтом;
-
между государством и личностью.
Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система в
современном мире представляет собой достигнутый в результате острой
политической борьбы более или менее устойчивый баланс противоборствующих
политических сил, их интересов, целей, устремлений.
Еще одним широко распростроненным в современных политических системах
типом политического конфликта являются статусно-ролевые конфликты. Присущая
современным обществам социальная стратификация получает одно из самых
существенных своих проявлений в политических статусах, в которых фиксируется и
артикулируются политические позиции определенных социальных групп, их роль в
политической системе. Политический статус социальной группы или отдельной
личности включает в себя: а) место в иерархии политической власти (властвующая
элита, правящие круги, оппозиция, избиратели и т. п.); б) совокупность и объем
статусных политических и гражданских прав; в) совокупность и объем статусных
политических обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр,
мэр города, лидер партии, рядовой гражданин и т. п.; г) реальную возможность
тех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать в политической
жизни и влиять на нее.
Политическая роль, представляющая собой динамический аспект статуса, в
решающей степени обусловлена сущностью последнего и реализует его в
совокупности определенных стандартов поведения, ожидаемых другими индивидами и
их группами.
В силу различия политических статусов и ролей существующая в обществе
статусно-ролевая структура всегда потенциально конфликтна, но когда различия в
этих статусах, ролях и ожиданиях определенного качества их выполнения со
стороны общества и общностей достаточно велики, потенциальные конфликтные
ситуации перерастают в реальные политические конфликты.
Статусно-ролевые конфликты в современном обществе весьма разнообразны.
Это могут быть конфликты между политической элитой и массами, между властью и
народом, между фракциями в парламенте, между различными партиями в борьбе за
влияние на массы, между обещаниями политического лидера, сформулированными им в
борьбе за президентство, и уровнем их выполнения, вызывающем недовольство
больших масс населения и т. п.
Нередко с двумя основными типами политических конфликтов, характерных
для «переходных» обществ, к когорым относятся, во-первых,
государственно-правовые конфликты, во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует
еще несколько типов политических конфликтов. Их можно классифицировать по
нескольким основаниям.
1.
По областям развертывания существующие в политическом
социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри- и
внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются конкурентные
взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение
власти – борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими
партиями, между законодательной и исполнительной, между центральной и между
властью.
2.
По качественным характеристикам противостояний они
разделяются на «конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой».
Те конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно противоположны и
несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением
другой, могут характеризоваться в качестве «конфликтов с нулевой суммой».
Примером здесь может служить победа одного из претендентов на президентских
выборах, исключающая занятие президентской должности другим претендентом. Те же
конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного
согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты «не с нулевой
суммой».
3.
По соотнесенности со структурой и организацией
системы власти и ее ревлизации выделяются вертикальные и горизонтальные
политические конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты, возникающие
между индивидами и группами, обладающими властью, политически господствующими,
и индивидами и группами, лишенными доступа к власти, политически подчиненными
первым, а также конфликты между центральными и местными властными структурами.
К горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные взаимодействия
между однопорядковыми субъектами и носителями властных полномочий: между законодательной
и исполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т. п.
4.
По содержанию и характеру нормативной регуляции или
ее отсутствию политические конфронтации подразделяются на
институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые из них
развертываются в рамках деятельности существующих в обществе социальных
институтов – развитая демократия, правовое государство, гарантированная
конституционными установлениями свобода собраний, митингов, уличных шествий,
деятельность политических партий, ассоциаций, объединений и т. п. Такие
конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп и слоев в
своих политических притязяниях и взаимодействиях с другими подчиняться
действующим в обществе правилам политической игры. В отличие от них
неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки
функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв,
ослабление или ниспровержение существующей в обществе политической системы,
действующих в нем социальных институтов.
5.
По степени открытости и публичности конфликтного
взаимодействия конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и
скрытые (латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных,
внешне фиксируемых формах политического действия – участие в выборах,
политические забастовки и манифестации, акты политического протеста, объявление
импичмента и т. п. В отличие от них латентные конфликты в сфере политики
воплощаются в скрытых от широкой публики видов политической конфронтации,
таких, в частности, как заговор, подкуп высших должностных лиц, фальсификация
результатов выборов, политический шантаж и т. п.
6.
По длительности (темпоральным характеристикам)
политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные.
Примерами первых из них могут служить отставка правительства или отставка министра,
вызванная протестами общественности в связи с его взяточничеством или другими
неблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколько
десятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между
Израилем и группой арабских стран.
7.
По формам проявлений конфликтных политических
противостояний они разделяются на а) политическое пикетирование
правительственных зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации;
в) политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и
т. п.; г) движение политического протеста; д) политическое неповиновение; е)
политический путч; ж) политический переворот, завершившийся свержением
существовавшей до этого власти; з) политическая революция – массовое
политическое действие, приведшее к слому прежней государственной машины и коренной
трансформации политической системы; и) политический шантаж, т. е. угроза
разглашения компрометирующих сведений о политических деталях.
Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями,
способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную
роль в развертывании политических процессов. Поэтому вожно знать эти
особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как
правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую
позицию.
ЛИТЕРАТУРА
· Е.
М. Бабосов «Конфликтология», Минск, 2001
·
В. В. Пугачев, А. И. Соловьев «Введение в политологию»,
Москва, 1995
·
А. В. Глухова «Типология политических конфликтов»,
Воронеж, 1997