Конституционное право Украины как отрасль права
Министерство образования Украины
Национальная Юридическая
Академия Украины им. Ярослава Мудрого
кафедра Конституционного
права
Курсовая
работа
по теме:
«Конституционное право Украины как отрасль права»
выполнил
студент 2-ого курса
факультета №2
группы 23
Зинченко А.В.
Харьков
– 2002 г.
План.
1. Понятие отрасли
Конституционного права.
2. Предмет
Конституционного права Украины, метод правового регулирования.
3. Конституционно-правовые
нормы и институты.
4. Источники
Конституционного права Украины.
5. Список
использованной литературы.
Понятие отрасли Конституционного права.
Предмет
Конституционного права Украины, метод правового регулирования.
Предметом его правового регулирования являются важнейшие
общественные отношения. Конституционное право Украины имеет свой предмет
правового регулирования – это отношения, которые складываются во всех сферах
жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной.
Оно регулирует базовые отношения в этих сферах. Конституционно-правовые нормы
закрепляют, прежде всего, основные принципы, которые определяют устройство государства
и общества. В них устанавливаются качественные характеристики государства –
суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти народу,
политическая, экономическая, субъекты государственной власти, символы
государства. В первом разделе Конституции Украины «Общие положения» содержатся
нормы, которые регулируют основополагающие общественные отношения, которые
определяют устройство государства и общества. Предметом правового
регулирования государственного права являются определенные группы общественных
отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти.
Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения
становятся конституционно-правовыми. Конституционно-правовые отношения представляют
собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе
осуществления государственной власти, которые регулируются нормами
государственного права. Субъектами государственно-правовых отношений являются
центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного
надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и
муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений,
граждане. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений
могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество
видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными
субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как
они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.
Под методом правового регулирования понимается
совокупность способов правового влияния на общественные отношения. Главными
методами конституционно-правового регулирования являются методы
уполномачивания, установления и принуждения. В ст. 24 Конституции Украины
содержатся также запрещающие нормы: «Не может быть привилегий или ограничений
по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных или других убеждений,
пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места
проживания, по языковым или другим признакам.».
В целом для конституционно-правового
регулирования общественных отношений характерным является властно-императивный
метод, поскольку нормы конституционного права Украины регламентируют большой
блок отношений, которые базируются на власти и подчинении. Применяя все методы
правового регулирования, конституционное право Украины обеспечивает нормальное
функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие,
функционирование гражданского общества в консенсуальном режиме. С помощью
методов правового регулирования гарантируются права и свободы граждан,
демократическое развитие государства и общества. В отличие от отраслей частного
права, где используется как правило частноправовой метод регулирования, в
конституционном праве доминирует ИМПЕРАТИВНЫЙ (повелительный) метод
регулирования.
Конституционно-правовые нормы и
институты.
Познание отрасли права невозможно без выяснения
особенностей правовых норм, которые её составляют. Конституционно-правовые
нормы - это установленные или санкционированные государством
общеобязательные правила поведения, которые регулируют общественные отношения и
составляют однородную группу. В сравнении с нормами других отраслей права нормы
конституционного права отличаются:
Ø
своим содержанием, сферой общественных отношений, которые
они регулируют;
Ø
источниками, в которых они содержатся;
Ø
устанавливающим характером своих предписаний, поскольку
конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их
принятия и публикации, компетенцию государственных органов;
Ø
особенностями внутренней структуры.
В отличии от других отраслей права в нормах
конституционного права содержится гораздо больше норм обще регулирующего характера.
К таким прежде всего относятся нормы-принципы, нормы-понятия, нормы-задания,
которых достаточно много в первом разделе Конституции Украины.
Конституционно-правовые нормы также отличаются
составом самой нормы, т.е. не всегда содержат все три элемента: гипотезу,
диспозицию, санкцию. Существуют нормы с одним, двумя или со всеми элементами.
Например в ст. 102 Конституции Украины содержится норма, в которой нет ни
гипотезы, ни санкции: «Президент Украины является главой государства и
выступает от имени государства.».
Нормы конституционного права классифицируются по
следующим признакам:
Ø
по содержанию, т.е. кругом общественных отношений,
которые регулируются, одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в
которых устанавливаются основы конституционного строя, другие – с закреплением
правового статуса граждан, третьи – с территориальным устройством, и т.д.;
Ø
по юридической силе; это зависит от нормативного акта,
содержащего норму. Важнейшие нормы права содержатся в Конституции и
конституционных законах. Далее по важности следуют постановления Верховной Рады
Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления Кабинета
Министров Украины;
Ø
по назначению в механизме правового регулирования нормы
конституционного права делятся на материальные («Верховная Рада работает
сессионно» - ст. 82 Конституции Украины) и процессуальные: «Избирательный
бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования.
При заполнении избирательного бюллетеня запрещается присутствие других лиц» ( ч.9
ст. 40 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины»). В отличии от
уголовного, гражданского, административного права конституционное право не
имеет специальной процессуальной отрасли, нормы которой устанавливали бы общий,
одинаковый порядок реализации материальных конституционно-правовых норм.
Процессуально-процедурные нормы содержатся в конституционном законодательстве,
например в законе о выборах;
Ø
по сроку действия нормы конституционного права делятся на
постоянные, временные и разовые. Большинство норм – постоянные, срок их
действия четко не обозначен. Временные нормы чаще всего содержатся в переходных
положениях нормативных актов;
Ø
по территории действия нормы конституционного права
делятся на общеукраинские; которые действуют на территории Автономной
Республики Крым; действующие на территории отдельных
административно-территориальных единиц.
Ø
по характеру предписаний, которые содержатся в
конституционно-правовых нормах, нормы делятся на:
1.
уполномочивающие нормы закрепляют право субъектов государственно-правовых
отношений выполнят соответствующие действия, определяют границы их полномочий;
2.
обязывающие нормы обязывают субъектов
конституционно-правовых отношений действовать в пределах нормы. В Конституции
Украины такие предписания содержатся в нормах, которые предусматривают
обязанности граждан: «Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию
Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство
других людей» (ст. 68 Конституции Украины);
3.
запрещающие
Ø
по характеру воплощенных предписаний нормы делятся на
императивные, которые не дают субъектам государственно-правовых отношений
свободу выбора своего поведения, а определяют его сами; и диспозитивные, дающие
субъектам государственно-правовых отношений право выбора своего поведения, при
наличии определённых условий и обстоятельств;
Ø
по функциональной направленности нормы конституционного
права делятся на регулятивные и охранительные. Большая часть норм является
регулятивной. Охранительные представляют собой запрет.
Для достижения правового результата
недостаточно одной правовой нормы. Необходима их совокупность для регулирования
соответствующей сферы общественных отношений. Поэтому требует рассмотрения правовой
институт.
Конституционно-правовой институт – это
соответствующая система норм конституционного права, которые регулируют
однородные и взаимосвязанные общественные отношения, которые составляют
относительно самостоятельную группу. К конституционно-правовым относятся такие
институты как основы конституционного строя Украины, основы правового статуса
человека и гражданина, избирательное право, народное представительство,
государственно-территориальное устройство и др.
Существуют сложные и простые институты. Например,
институт избирательного права содержит в себе такие институты как избирательное
право и избирательный процесс. Последний содержит в себе ряд стадий. К
институту основ прав и свобод человека и гражданина принадлежат простые
институты: институт гражданства Украины, институт основных прав и свобод
граждан Украины, иностранцев и другие.
К простым можно отнести институт импичмента
Президента.
На современном этапе происходит процесс
формирования института конституционного строя, который объединяет нормы,
обеспечивающие суверенитет Украинского народа, систему разделения властей и
взаимодействия её ветвей, приоритет прав человека над государством,
политическую, экономическую и идеологическую многообразность.
Конституционно-правовые институты объединяют
нормы как Конституции Украины, так и поточного законодательства. Нормы
конституционных институтов различаются между собой по территории действия,
степени определенности и чёткости правовых предписаний, назначением в механизме
правового регулирования а также по другим признакам.
Конституционно-правовые институты существенно
отличаются друг от друга. Специфическим является институт конституционного
строя Украины, который объединяет нормы, закрепляющие основы общественного и
государственного строя. Его нормы влияют на общественные отношения путем
закрепления основ устройства общества и государства. Они, как правило, не
порождают конкретных правоотношений, но определяют главные политко-правовые
принципы, сущность правового влияния на сферы общественной жизни.
Нормы конституционно-правового института, которые
определяют систему, структуру, формы и методы деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления в Украине, в основном являются
нормами прямого действия и реализуются в конкретных правоотношениях. Субъектами
этих правоотношений являются органы государства, связь между которыми
основывается на власти и подчинении, чёткой определенности компетенции разных
ветвей власти.
Институт, который объединяет нормы, связанные с
территориальным устройством Украины, имеет особенности, которые обуславливаются
спецификой правового статуса субъектов этих государственно-правовых отношений.
Это конституционные нормы, которые содержат положения про единство,
целостность, нераздельность, неприкосновенность территории Украины.
В пределах конституционного права, как ведущей
отрасли права Украины, со временем становится возможным формирования таких
важных подотраслей права, как парламентское, муниципальное
право.
Источники Конституционного
права Украины.
Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны
по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной
власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного
права.
Конституция – основной закон
государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы
политической, правовой и экономической систем государства. С точки зрения
формы, конституции принято подразделять на писаные и неписаные. Писаные
конституции представляют собой единый либо совокупность конституционных
законов. Неписаные конституции состоят из большого количества законов,
конституционных обычаев и прецедентов. Порядок внесения поправок и дополнений в
конституцию обычно устанавливается в ней самой.
Система правовых актов, которые являются
источниками конституционного права Украины, достаточно широкая: Конституция
Украины, Конституция Автономной Республики Крым, законы, постановления
Верховной Рады, декларации, нормативные акты Президента и т.д.
Основным источником конституционного права
Украины является Конституция Украины.
Ст. 8 Конституции Украины гласит: «Конституция
Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты
принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ей.».
В ней закрепляются наиболее принципиальные нормы
общего характера. Они имеют учредительный характер и высшую юридическую силу и
касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной,
духовной. В самой Конституции Украины содержатся также и другие источники
конституционного права.
Также источником конституционного права являются
международные договоры. Ст. 9 Конституции Украины гласит: «Действующие
международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной
Радой, являются частью национального законодательства.».
Виды источников отрасли конституционного права
достаточно стабильные и четко обозначенные в Конституции Украины, в других
нормативно-правовых актах. Но на данном этапе конституционно-правовые нормы
часто меняются, обновляются, отменяются и являются нестабильными. Эта
нестабильность конституционного законодательства обуславливается сложностями
переходного процесса формирования украинской государственности.
Список использованной литературы:
1.
Конституция Украины – 1996 г..
2.
Конституционное право Украины, В.Я. Таций, Ю.М. Тодыка –
К., 1999 г.
3.
Большая Советская Энциклопедия, Т. 13.