Доклад о посещение Государственного Исторического Музея
ДОКЛАД О
ПОСЕЩЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Исторический музей
учрежден в феврале 1872 г распоряжением императора Александра Я. Инициатива
исходила от российских ученых-историков и общественных деятелей, которые были
убеждены: интерес к прошлому должен опираться па подлинные документы -
письменные и вещественные памятники, собранные в специальном хранилище. Это музей,
"куда явился бы историк за справкой, романист, директор театра, артист -
за нужными ему красками, куда могли бы принести детей, чтобы навеки запечатлеть
в их памяти историческое событие и историческую обстановку' куда мог бы прийти
и необразованный человек и вынести желание узнать, что было когда-то и что есть
теперь, чтобы узнать, что не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей
стране" — так написано в ходатайстве инициативной группы на имя цесаревича
Александра Александровича.
Сегодня световой
вестибюль украшают барельефы — портреты тех. кто стоял у истоков музея и строил
его. Археолог граф А.С. Уваров (1825-1884) — один из основателей музея и
первый директор. Именно он способствовал утверждению статуса Исторического
музея как научного учреждения. Знаменитый историк И.Е. Забелин (1820-1908) на
протяжении почти 30 лет возглавлял музей. Под его руководством оформилось
музейное собрание бесценных вещественных памятников прошлого, не менее значимых
для изучения отечественной истории, нежели письменные источники.
Академик архитектуры В.О. Шервуд спроектировал здание музея,
использовав для оформления его фасадов и интерьеров элементы декора знаменитых
памятников зодчества средневековой России. Инженер АА, Семенов - главный
строитель музея. Благодаря примененным им техническим новшествам здание
незыблемо стоит уже более 120 лет.
На стенах вестибюля увековечены имена дарителей и меценатов, заложивших
основы огромного собрания Исторического музея. В настоящее время оно
насчитывает 4,5 млн. вещественных памятников отечественной истории и более 14
млн. листов архивных документов. Музейные коллекции позволяют изучать историю
страны с глубокой древности до наших дней, прошлое, быт и культуру всех
пародов, которые населяли и населяют ее, исследовать любые вопросы, связанные с
российской историей.
Исторический музей не является древлехранилищем, доступным только
узкому кругу специалистов, Благодари экспозиции, где демонстрируются десятки
тысяч наиболее значимых и ценных памятников, любой заинтересованный человек
имеет возможность ознакомиться и с уникальным собранием музея, и с
отечественной историей, которую это собрание документирует.
Экспозиция музея начинается с Парадных сеней. Сенями в русском доме
издавна называлось помещение, предварявшее жилые покои. И поскольку это здание
строилось специально для национального музея России, все здесь должно было
напоминать о прошлом — и название залов, и их убранство.
Парадные сени — высокое нарядное помещение, (лены и столпы его украшены
травным орнаментом. Подобным образом к ХVI-ХVII вв. нередко расписывались русские храмы,
царские и боярские покои. На центральном своде -"Родословное древо
государей российских", выполненное артелью мастеров под руководством
художника Ф.Г. Торопова в мае 1883 г., перед самым открытием музея.
У основания древа изображены первые христианские правители Руси -
княгиня Ольга и князь Владимир Святой. На стволе и ветвях, в многочисленных
клеймах — русские князья, цари и императоры, начиная от Ярослава Мудрого,
правившего на Руси в XI в., и до Александра III, при котором музей открылся.
Эта роспись была призвана помочь посетителям музея окунуться в прошлое,
настроиться на восприятие памятников российской истории.
Парадные сени с
трех сторон огибает анфилада залов. Экспозиция устроена таким образом, что
каждый зал посвящен определенной эпохе или исторической теме. Переходя из зала
в зал, посетитель как будто перемещается во времени — так создается ощущение
непрерывности истории. Это впечатление усиливается еще и тем, что
архитектурно-живописное убранство каждого зала в основных чертах соответствует
времени, которое в нем представлено.
В первом зале представлен палеолит (древнекаменный век) —
самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Его
называют так потому, что материалом для изготовления основных орудий труда
служил человеку камень.
Зал посвящен самому началу истории
человеческого общества и первым этапам заселения территории нашей страны первобытными
людьми.
В нише справа от входа представлены скульптурные
изображения — реконструкции портретов древнейших людей, выполненные по
подлинным черепам, обнаруженным в пещерных стоянках Африки, Азии и Европы, на
основании методики восстановления лица по черепу, разработанной антропологом и
археологом ММ. Герасимовым. В верхнем раду слева — скульптурный портрет
австралопитека, обитавшего в Африке 6-2 млн. лет назад; рядом с его костями
были обнаружены древнейшие в мире каменные орудия труда. Справа от него —
питекантроп, живший 1,8-0,2 млн. лет назад. Люди этого физического типа, покинув
пределы Африки, расселились в Азии и на юге Европы, а около 200 тыс., лет назад
— на Кавказе и в Прикубанье.
Второй зал посвящен жизни первобытных
людей в эпоху Великого оледенения. Суровые природные условия не могли помешать
расселению человека. В этот период он осваивает практически всю Евразию —
кроме территории, занятой ледником. Материалы стоянок и уникальные погребения
этого времени показывают, как человек приспосабливался к условиям жизни в
приледниковой степи, осваивал самые разные виды каменного сырья, создавал новые
типы орудий, учился работать с костью, рогом и бивнем, строил жилища, шил
одежду.
Стеньг зала оформляет живописный фриз "Каменный
век", созданный В.М. Васнецовым в 1885 г. В живописных образах передан дух
эпохи. Все, что изображено на полотне, отражает уровень знаний ученых XIX в. об этом периоде. Именно так они представляли себе
жилища древних людей, их повседневные занятия. Особенно впечатляет сцена
коллективной охоты па мамонта, которая позволяет понять, насколько тяжела и
опасна была жизнь первобытных людей, сколько усилий требовалось им для
выживания в суровых условиях приледниковой степи. В простенке между окнами —
подлинные бивни мамонта. В конце XIX в.
иркутский купец И. Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и
преподнес в дар Историческому музею.
Далее представлен новый каменный век, или
неолит, характеризуется отступлением ледника, появлением густых лесов,
полноводных рек и озер. Па смену крупным животным приходят более мелкие, что
подвигло людей к изобретению лука и стрел для индивидуальной охоты. У человека
появились новые занятия — рыболовство, гончарство, ткачество. Возникли новые
приемы обработки камня — полирование, шлифование, пиление, сверление. Все эти
изменения и дали название эпохе. В центре зала экспонируется один из выдающихся
памятников неолита — огромный, длиной в 7,5 м челн, обнаруженный на берегу
Дона, недалеко от Воронежа, местными жителями в 1954 г. Лодка
выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами (их следы хорошо видны на
дне). С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — места
крепления сидений для гребцов. Петли по бокам носа и кормы предназначались для
перемещения лодки по мелководью из одного водоема в другой или для вытаскивания
ее на берег.
В I
тыс. до н.э. начинается новая эпоху в истории человеческого общества — в жизнь
и быт людей вошло железо. В отличие от меди, добыча, которой была сосредоточена
и немногих горнорудных районах, железо в составе болотной руды залегает почти
повсеместно. Поэтому начало добычи и обработки железа способствовало быстрому
развитию общества, появлению самобытных культур, сыгравших в истории выдающуюся
роль. К этому же времени относятся первые письменные источники (в основном
греческие), из которых можно узнать о племенах и народах, живших на территории
нашей страны. В трудах древнегреческих историков многие из них впервые
упоминаются под собственным именем.
Как и бронзовый, железный век отличается
заметной неравномерностью развития населения в разных природно-климатических
зонах. Жители лесной зоны сохраняли традиционную оседлость, их основными
занятиями оставались охота и рыболовство, скотоводство и зачатки земледелия.
Носители степных культур окончательно перешли к кочевому образу жизни, были
очень мобильны.
Вещи из ананьинского могильника размещены
в центре витрины 1. В основном это оружие — топоры-кельты, наконечники
копий и короткие мечи-акинаки, широко распространенные в эпоху железного века,
а также женские украшения. Большая часть оружия изготовлена из бронзы. В это
время в ананьинской культуре наблюдается невиданный расцвет металлургии
бронзы, по уже появляются и биметаллические предметы, изготовленные из бронзы и
железа. Такова бронзовая рукоять кинжала с сохранившимися кусочками железного
лезвия.
Архитектура шестого зала воспроизводит
ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX в.
Над входом – прорисовка рельефного фриза с вазы из другого кургана – Чертомылк;
хорошо видны одежда, головные уборы и прическа скифских воинов. Изображения
конных воинов и юрт на стенах зала скопированы из керченских склепов первых
веков н.э., в которых была погребена сарматская знать.
В III в.
до н.э. в степях Северного Причерноморья на историческую арену выступает
.мощный союз кочевых племен — сармат, которым посвящен самый большой раздел
зала (витрины 1-3). В витрине 1 — предметы многочисленных погребений в
степях Волг - Уральского региона IV в. до
н.э. — IV в. н.э. Золотая пластина в центре
изображает вон.
Сарматы, в отличие от скифов, были
вооружены длинными мечами, а погребения наиболее богатых и удачливых воинов
сопровождали оружие, детали конского снаряжения и предметы роскоши, в том числе
многочисленные бусы из стекла и халцедона, особо почитавшегося в древности.
В центре зала – Таманский саркофаг, один
из самых знаменитых памятников античной культуры IV
в. до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого
государства, занимавшего Таманский и Керченский полуостров.
Стены следующего зала украшены
копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI-ХII вв. Зал посвящен
завершающему этапу железного века и переход к эпохе раннего средневековья,
получившей в пауке название Великого переселения народов. Причины миграции
целых народов пока до конца неясны, большую роль играли, очевидно,
перенаселение и сложная политическая ситуация па исторической родине этих
племен. Обычно переселение носило характер вооруженного вторжения и вытеснения
местного населения с завоеванных территорий. Эти процессы охватили всю северную
часть Евразийского континента — от берегов Тихого океана на востоке до
побережья Атлантического океана на западе. Казалось, весь мир пришел в
движение. Исчезали одни народы, другие смешивались между собой, порождая новые
этносы, ставшие предками современных пародов.
Летописная традиция четко фиксирует дат;
рождения Древнерусского государства — 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом
в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период
российской истории -Древнерусское государство - охватывает время с IX по XII в. Зал представляет памятники
времени образования Древнерусского государства в IX — первой половине XII в.
В оформлении зала использованы элементы,
характерные для древнерусской архитектуры, — сводчатые перекрытия, трехчастные
окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике
мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших
русских книг — Остромирова Евангелия 1056 Г. и "Изборника" Святослава
1073 к На противоположной от входа стене — копия росписи западной башни
Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов. Зал украшают
две огромные картины, написанные специально для Исторического музеи в 1883 г
академиком живописи ГИ. Семи-радским. Каждая из них в живописных образах
представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления
первых русских князей. Бее изображенное на холсте — не плод воображения
художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.
Сюжет картины "Похороны руса"
взят из путевых записок, составленных в 922 г, главой багдадского посольства в
Волжскую Болгарию Ахмедом ибн Фадланом. В этих записках содержится детальное
описание обряда погребения богатого скандинава, которое ему удалось увидеть.
Появление на той или иной территории
крупных торгово-ремесленных и культурных центров — городов всегда
предшествовало образованию государства, становятся средоточием
государственной власти, ее экономической и идеологической опорой.
Исландские саги называли Русь «Гардарика» — "Страной городов",
У городской жизни был показателем уровня развития страны.
Зал посвящен древнерусским городам XI первой половины XIII в.
— времени их расцвета. В оформлении зала, первоначально названого
Новгородским, использованы копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в
этом городе в 1199 г. Ценность
этих копий особенно возросла посте гибели самого храма в 1942 г. во время
оккупации города фашистскими войсками. Над входом в зал помещен план
Новгорода, скопированный с иконы XVII в.,
над выходом — "Битва суздальцев с новгородцами", написанная с иконы
"Знамение" XVII в.
Экспозиция зала представляет широкую
географию древнерусского города, а также разные типы городов.
Витрины 1-2 посвящены стольному
граду Киеву. Карта между витринами иллюстрирует быстрый рост количества городов
в Древней Руси. Цветные значки показывают разный статус городов — столицы государства,
столиц княжеств, княжеских замков, порубежных крепостей. Экран под картой
демонстрирует объемные реконструкции знаменитых памятников архитектуры
древнего Киева.
Особый интерес
представляют клад ювелирных изделий киевских златокузнецов и их инструментарий,
а также фрагмент бронзового паникадила, найденный у ограды Софийского собора.
ХШ-ХУ вв. - один из
героических периодов отечественной истории. Два с половиной столетия русский
народ противостоял не только иноземному игу, по и шведской и немецкой
экспансии. Эта борьба заставила консолидировать силы Северо-восточной и
Северо-западной Руси, в результате чего на карте мира и XV в. появилось Российское государство.
Экспозиция зала 12 начинается с художественно
исполненной карты, помещенной на стене слева от входа, — "Монгольские
завоевания в XIII в." Б 1206 г. хан Темучин,
более известный как Чингисхан, объединил монгольские племена Центральной Азии
в единое государство с центром в Каракоруме.
Менее чем за полвека монгольское завоевание, целью которого было мировое
господство, докатилось до Тихого океана па востоке и Средиземного моря — на
западе. Монголы захватили Среднюю Азию и Кавказ. В 1236 г. внук Чингисхана хан
Бату начал покорение Европы — во исполнение завещания деда дойти "до
последнего моря", то есть до Атлантического океана, К 1237 г. под властью
монголов оказались Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Половецкая степь. На пути
победоносного войска лежала Русь.
Материалы витрин 1-4 происходят с территорий, подвергшихся
монгольскому нашествию, большая часть которых оказалась под властью Золотой
Орды. В экспозиции представлены вещи из половецких могильников (витрина 1),
поселений племен Западной Сибири (витрина 2). Здесь же представлены древности
средневековых кавказских народов адыгов, кабардинцев, черкесов, осетин (витрина
3).
В Государственном Историческом Музее есть зал, который
представляет ключевые
для развития страны отрасли экономики — промышленность и торговлю.
Первый раздел посвящен русской промышленности,
существовавшей в форме ремесленного и мануфактурного производства. В витрине 1
выставлена продукция ремесленных мастерских. Традиционные ремесла,
основанные на отработанных веками технологиях, продолжают развиваться, но и
здесь под влиянием растущих потребностей появляется много нового. Так, русские
гончары начинают изготавливать поливные изразцы и черепицу, осваивают
технологию получения "томленой" керамики — когда глиняная вещь
имитирует металлическую.
В витрине 2 представлена
продукция первых русских мануфактур — тульских железоделательных
заводов. Оружейной палаты, Измайловского стекольного завода. Все (мануфактуры
обслуживали государственные нужды. Многочисленные предметы роскоши
изготавливались специально, но заказу царского двора и использовались в
придворном обиходе. Среди них кубок-шутиха, из которого нельзя было выпить
вино, не пролив его на себя, - такой кубок можно было поднести опоздавшему
гостю.
Со времени создания
музея восемнадцатый зал был посвящен времени правления Ивана Грозного, поэтому
он имеет столь торжественный и величественный вид. Свод украшен по золотому
фону травным орнаментом, созданным по образцу росписей галерей Покровского
собора (храма Василия Блаженного), возведенного в 1561 г. по приказу Ивана
Грозного в честь победы над Казанским ханством. Росписи и архитектура порталов
Покровского собора легли в основу оформления залов 17 и 19.
Центральную часть зала занимает копия так
называемого "Царского места" Ивана Грозного, изготовленного в 1551 г.
для Успенского собора в Московском Кремле, где оно и находится по сей день.
Копия сделана специально для Исторического музея в конце XIX в. и интересна тем, что представляет собой реконструкцию
уникального памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных
оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи.
"Царское место" играло роль
символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI-ХVII вв. оно даже именуется "престолом", т.е.
троном. На его дверных створках помещен текст легенды, которая рассказывает о
том, как в XII в, великий киевский князь
Владимир Мономах получил в дар от византийского императора Константина
Мономаха государственные регалии, среди которых была и знаменитая шапка
Мономаха. Три стенки "Царского места" украшают 12 сюжетных рельефов,
иллюстрирующих этот рассказ. Легенда была призвана показать преемственность
политической власти московских государей от византийских императоров.
Венчает "Царское место"
двуглавый орел. |Этот символ великокняжеской власти, принятый в XV в. Иваном III, помещался на княжеских вещах, монетах,
государственных печатях. С течением времени двуглавый орел стал восприниматься
как герб Российского государства.
Становлению и утверждению российского самодержавия посвящен
самый большой раздел экспозиции (витрины 1-6). Начало раздела представляет
историю трех царских династий – Рюриковичей, Годуновых и Романовых. В витрине 2
экспонируется вещи из казны первых русских царей. Владельческая надпись на
серебряном стакане свидетельствует о том, что он принадлежит государю-царю и
великому князю Иоанну Васильевичу и его сыну, царевичу Федору Иоанновичу. Здесь
же можно увидеть чарку, которая принадлежала конюшему ближнему боярину Борису
Годунову: По восшествии на престол царь Борис не оставил ее в своей казне, а
подарил одному ил придворных — Клаусу Севастьянову. Портрет царя Федора Иоанновича
происходит из уже упомянутой коллекции надгробных портретов русских царей из
Архангельского собора Московского Кремли. К этой же коллекции принадлежит
двойной портрет первых царей из династии Романовых — Михаила Федоровича и
Алексея Михайловича.
Укрепление российской государственности
шло рука об руку с укреплением главного идеологического института в государстве
— Православной Церкви — вплоть до попытки поставить духовную власть выше
светской.
Тему экспозиции зала предваряет витрина 1,
в которой представлено церковное облачение того времени, а витрина 4
знакомит с материалами, связанными с утверждением автокефалии - независимости
Русской Православной Церкви, В центре витрины — икона московского митрополита
Ионы. При нем в 1452 г. Русская митрополия обретает фактическую независимость
от Константинопольского патриархата. Справа - "Чин избрания патриарха
Иова". В 1589 г. был учрежден самый крупный в православном мире Русский
патриархат, претендовавший на вселенский статус.
В витрине 2 разнообразные документы
рассказывают о жизни монастырей, их становлении как крупных культурных и
идеологических центров, их огромном влиянии на жизнь государства.
Особого внимания заслуживает портрет
выдающегося церковного деятели XVII в. патриарха Никона. На портрете
увековечен моментом богослужения, когда патриарх благословляет молящихся (так
называемый "малый выход"). Имя патриарха Никона неразрывно связано с
реформой середины XVII в. направленной на укрепление
церковной организации, унификацию богослужения и богослужебных книг. Эта
реформа породила оппозицию, вылившуюся в движение старообрядчества. Именно
Никон пытался утвердить приоритет духовной власти над светской. Патриарх
потерпел поражение, был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь.
Портрет
Никона создан в 80-е гг. XVII в. дружиной мастеров Оружейной
палаты под руководством иконописца Ивана Безмина Уникальная техника этого
произведения соединила живопись и аппликацию, выполненное дорогими шелковыми и
золотыми тканями Портрет, относящийся к числу ранних памятников русской
светской живописи, в конце XVII в. украшал палаты князя В.В.
Голицына позднее находился в московском Высокопетровском монастыре — вплоть до
передачи его в 1918 г. Историческому музею.
В оформлении двадцать
первого зала использованы подлинные памятники эпохи — например, в дверном
проеме торцовой стены можно увидеть кованые железные ворота из села Пурех близ
Нижнего Новгорода, вотчины ДМ. Пожарского. Пурехская волость была подарена
князю в благодарность за освобождение Москвы от поляков в 1612 г.
На стенах
зала — три картины и два портрета, подаренные Историческому музею императором
Александром III. Исполненные неизвестным польским
художником в начале XVII в., картины изображают сцены
обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания
в Успенском соборе Кремля в мае 1б06 г. По особый интерес представляют парадные
портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I,
расположенные по обеим сторонам от входа в зал. Марина и Лжедмитрий изображены
в соответствующих момент одеяниях, в торжественных позах. Как полагается,
портреты сопровождают пояснительные надписи, в которых оба названы
"императорами Московскими", причем подчеркнуто — Дмитрий является
зятем Сандо-мирского воеводы Юрия Мнишка, что отражает зависимое положение Самозванца.
На самом деле, возведение на престол Лжедмитрия было организовано на деньги
польской знати и самого короля. Представленная живописная коллекция поистине
уникальна, так как других современных портретов участников событий начала XVII в. просто не существует.
В
Государственном Историческом Музее я был впервые и мне очень понравилось.
Увидеть вещи людей о которых я очень много слышал. Почувствовать дух великих
цивилизаций. Увидеть оружие первобытного человека.