СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 20
ВВЕДЕНИЕ
Роспуск КПСС после Августовского путча, прекращение
существования СССР и переименование Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (РСФСР) в Российскую Федерацию (РФ) в декабре 1991 г. еще не означали, что покончено с советским социалистическим строем, основами которого были
безраздельное господство государственной собственности, находившейся в
бесконтрольном распоряжении бюрократии, и Советы как декорация народовластия,
за которой скрывалась однопартийная диктатура. В 1992 г., стремясь выйти из затяжного кризиса, порожденного всей системой «развитого социализма»,
Россия вступила на путь радикальных реформ, в ходе которых именно эти основы
подверглись демонтажу. Суть экономических реформ заключалась в переходе к
рыночной экономике, в основе которой лежат свобода товарно-денежных отношений и
частное предпринимательство. Суть политических - в замене Советов отделенными
друг от друга органами законодательной и исполнительной власти, избранными
населением путем демократических выборов.
К концу 1991 г. социалистическая система народного хозяйства, слегка
подновленная полурыночными мерами периода «перестройки», оказалась на грани
краха.
Стремительно нарастал дефицит бюджета, который правительство СССР пыталось покрывать внешними займами и выпуском ничем не обеспеченных бумажных денег. Закономерным результатом такой политики стала инфляция; в условиях, когда цены устанавливает государство,
она проявлялась в исчезновении товаров из магазинов, откуда они перекачивались на «черный рынок», в беспрерывном росте цен и спекулятивном
обмене рублей на доллары на «черном рынке», в недофинансировании промышленных
предприятий, колхозов и совхозов. Это вело к спаду производства и сокращению с
каждым месяцем числа занятых в производстве (за
период с января по сентябрь 1991 г. число работающих
сократилось на 9,9 млн. человек по сравнению с 1990 г).
В итоге потребительский рынок развалился окончательно:
товарный дефицит стал повсеместным, прилавки магазинов
опустели, за продуктами питания и промышленными
товарами, которые «выбрасывали» в продажу, стояли
длинные очереди. А государственные запасы были почти исчерпаны.
Как это обычно бывает при экономическом кризисе, осложнилась криминогенная обстановка. Так, по данным Госкомстата РСФСР), в октябре 1991 г. по сравнению с октябрем 1990 г. преступность возросла на 14 %; наиболее значительно увеличилось число краж государственного и общественного имущества.
Острое недовольство населения унизительно низким уровнем обеспечения
продовольственными и промышленными товарами, ростом преступности, нерешенностью
жилищной проблемы и обострением межнациональных
отношений трансформировалось в негативное отношение к власти в самых разных слоях населения. В 1991 г. страна подошла к пику социальной напряженности.
Таким образом, решительный переход к радикальным рыночным
реформам стал единственным способом спасения страны от надвигающегося голода и
социального взрыва.
В конце октября 1991 г. на V
съезде народных депутатов РСФСР президент России Б.Н.
Ельцин заявил о необходимости решительного реформирования экономики.
Правительство провозгласило программу радикальных рыночных
реформ, цель которой состояла в уничтожении старой плановой
системы и командных методов руководства экономикой,
переход к свободному рынку, который регулируется объективными
экономическими законами. Ввиду масштабности преобразований
президент заявил о своей готовности лично возглавить правительство и попросил
у съезда согласия на предоставление дополнительных полномочий; таковые были ему
даны сроком на один год.
Дополнительные полномочия позволяли Б.Н. Ельцину издавать указы,
противоречащие Конституции, и изменять структуру высших органов исполнительной
власти (с последующим утверждением Верховным
Советом), определять персональный состав правительства и администрации субъектов федерации.
Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы президента о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также два закона о порядке приватизации. Главным
идеологом нового курса стал Е.Т. Гайдар.
Е.Т. Гайдар и его единомышленники (А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, П.О. Авен, А.А. Нечаев) приступили к проведению политики «шоковой терапии», убежденные в том, что другой возможности спасти страну от голода просто нет. В основе ее лежала убежденность в способности свободного рынка к саморегулированию, в благотворном влиянии рыночных отношений на все сферы жизни общества. Они отвергали всякое государственное регулирование экономической жизни, считая главным регулятором и двигателем экономического развития свободную конкуренцию.
Переход к свободному рынку включал в себя отпуск цен на товары, либерализацию внутренней и внешней торговли и приватизацию государственной собственности.
В результате отпуска цен на товары и продукты питания, по замыслу реформаторов, должно было произойти автоматическое определение их рыночной стоимости, должен был установиться баланс спроса и
предложения и, как следствие, - исчезнуть дефицит товаров. Либерализация торговли должна была улучшить товарооборот и систему торговли за счет частной инициативы. Приватизация государственной собственности (передача ее за плату или безвозмездно в частные руки) должна была способствовать созданию среднего класса - устойчивого слоя предпринимателей.
Либерализация цен и торговли началась 2 январи 1992 г. Роль стихийного регулятора цен и производства была отдана деньгам,
правительство полностью устранилось от контроля над
формированием цен. Следствием такой позиции стал их
резкий и невиданный рост: в январе 1992 г. он составил 1000 - 1200 %, к концу 1992 г. цены выросли более чем в 30 раз (реформаторы ожидали, что при
оптимистическом течении событий цены вырастут всего в 3 - 4 раза, при
пессимистическом - в 8 -10 раз).
Возник «заколдованный круг»: стремясь уменьшить потери,
предприятия повышали цены на продукцию, покупательная
способность рубля и возможности населения
снижались. Заработная плата на протяжении 1992 г. увеличилась лишь в 12 раз. Начался лавинообразный рост дефицита
государственного бюджета, для покрытия которого правительство
увеличило выпуск бумажных денег. Следствием этого стала высокая инфляция.
Она, в свою очередь, привела к острой нехватке наличных денег и полному обесцениванию вкладов населения в сберегательных банках.
Надежды правительства на широкомасштабную валютную помощь Запада, которая могла бы стабилизировать финансовую систему, не оправдались.
Кризис
финансов, естественно, усугубил критическое положение в производственной сфере.
В промышленности шел быстрый рост взаимных неплатежей: предприятия не могли рассчитаться друг с другом за поставленную по договорам
продукцию. Пытаясь стабилизировать финансовую систему и уменьшить дефицит государственного бюджета, правительство резко сократило дотации убыточным предприятиям, и они
вынуждены были сокращать
производство.
Наиболее сильный удар был нанесен по военно-промышленному комплексу, транспорту и энергетике. Рост цен на потребительском рынке вызвал резкое повышение тарифов на перевозки товаров, сырье и
энергию. Сельскохозяйственные предприятия, продав осенью 1991 г. урожай по старым ценам, не могли приобрести семена, удобрения и технику
для весеннего сева 1992г.
Безудержный рост цен резко снижал реальную заработную плату. Вдобавок
следствием кризиса наличных денег стали постоянные задержки
с выдачей зарплаты, стипендий, пенсий, пособий. С другой стороны,
правительство снизило социальные выплаты населению.
Практически
прекратилось финансирование науки, образования, здравоохранения, культуры.
Выход из кризиса правительство видело
в ускорении либерализации экономики, в углублении рыночных
отношений. Поэтому оно настаивало на продолжении
«шоковой терапии». Б.Н. Ельцин разделял эту точку
зрения. В июне он назначил Е.Т. Гайдара исполняющим обязанности главы правительства. Но, поскольку негативные последствия экономических реформ вызывали растущую критику в Верховном Совете, он ввел
в состав правительства опытных хозяйственников - B.C. Черномырдина, В.Ф. Шумейко и Г.С.
Хижу, - уравновесив этой уступкой назначение Е.Т. Гайдара.
В августе 1992 г. Б.Н,
Ельцин подписал указ о приватизационных чеках (ваучерах).
Вся государственная собственность, подлежащая приватизации,
была поделена в равных долях между гражданами страны (включая
новорожденных младенцев -148,7 млн. человек).
Суть приватизации, как ее понимали разработчики во главе с А.Б.
Чубайсом, состояла в том, чтобы дать всем гражданам равные стартовые возможности для участия в рыночных отношениях в виде доли в общей государственной собственности. Рыночной цены предприятий на момент проведения «ваучеризации» не существовало, и за основу была
взята их балансовая стоимость; сумму балансовых стоимостей и разделили на общее количество населения. Доля каждого оказалась эквивалентна 10 тыс. руб. (номинальная стоимость ваучера), что было достаточно большой суммой в августе 1992 г. (для сравнения, легковой автомобиль стоил около 20 тыс. руб.).
В результате начального, «ваучерного», этапа приватизации (1992 -1994 гг.) в стране появились 40 млн. акционеров. Вместе с тем практически все акционеры были чисто номинальными, так как никаких действенных правовых механизмов вложения ваучеров в экономику (скупки на них
акций предприятий) разработано не было.
Владельцам ваучеров предложили либо использовать их при закрытой подписке на акции своего предприятия, либо участвовать в чековом аукционе, либо купить акции чековых инвестиционных фондов. Таким образом, сам приватизационный чек еще не давал возможности непосредственно участвовать в приватизации, его владелец был обязан отдать его посреднику.
В результате ваучеры оказались втянутыми в спекулятивный
оборот. В условиях инфляции на черном рынке за ваучер
давали все меньше денег. Осенью 1992 г., продав приватизационный чек, можно было купить мужской костюм
среднего качества, а в конце 1993 г. их рыночная цена
была эквивалентна 3 -4 бутылкам водки.
Социальные
последствия реформ были крайне тяжелыми.
По мере обострения кризиса в экономике стремительно падал жизненный
уровень населения. Пустые прежде прилавки магазинов наполнялись
продовольственными и промышленными товарами, в том числе
импортными, а покупательная способность основной массы населения
падала. Поданным Министерства труда, с января 1992 г. по сентябрь 1993 г. цены выросли в 163 раза, тогда как денежные доходы населения - всего в 57 раз. Таким образом, реальный жизненный уровень
народа упал в среднем в три раза. Основная часть населения быстро нищала и спешила использовать ваучеры, как-то «вложить» их, в результате чего почти все ваучеры оказались в руках дельцов «черного рынка».
Подавляющее большинство россиян, лишившись накоплений за прежние
годы в сберегательных банках и не получив ничего от приватизации, с трудом сводило концы с концами. На фоне массового обнищания все заметнее становилось обогащение меньшинства населения.
Правительство с целью насыщения рынка пошло на либерализацию
внешней торговли. Широкие круги частных предпринимателей получили возможность
проводить экспортные и импортные операции. И внутренний
рынок в довольно короткие сроки был насыщен иностранными
продовольственными и промышленными товарами. Расцвела
уличная торговля с рук, в палатках и киосках, быстро росло количество больших и
маленьких рынков. Но все же значительная часть населения
не могла позволить себе покупать многие товары из-за их дороговизны.
Все эти меры сделали возможным конвертирование рубля по рыночному
биржевому курсу. На фоне -экономической нестабильности и продолжающегося
кризиса рубль стал резко падать по отношению к доллару.
К концу 1992 г. инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы,
бюджет был подорван. Стало очевидным, что «шоковая терапия» как метод быстрого перехода к рынку, вопреки расчетам реформаторов, не принесла быстрого положительного результата, но вызвала многие отрицательные последствия, поставив страну на грань социального взрыва.
Вопрос, как исправлять положение, и в частности как бороться с
инфляцией, в каком направлении следует корректировать курс реформ, превратился в объект острой борьбы между различными политическими силами.
Ее отправной точкой послужили оценки итогов реформ
1992-1993 гг а они были следующими: за 1992 г. национальный доход составил лишь 80% в сопоставимых ценах к 1991 г., число безработных выросло до 2 млн. Снизилось производство
продовольственных товаров.
|
|
1990
|
1991
|
1992
|
1
|
Промышленность в целом
|
100
|
92
|
81
|
2
|
добыча
нефти
|
100
|
89
|
79
|
3
|
Добыча
газа
|
100
|
89
|
85
|
4
|
100
|
95
|
|
5
|
Продукты питания
|
100
|
91
|
75
|
6
|
Мясные продукты
|
100
|
90
|
5Э
|
7
|
Хлебные продукты
|
100
|
103
|
87
|
Изменилось
и отношение к реформам со стороны жителей России.
Потеря сбережений, падение реальных заработков, рост цен, недоступность многих товаров, лежащих на прилавках, увеличение социального неравенства - все это порождало недовольство и разочарование. Они вытеснили из массового сознания прежние иллюзии относительно тех благ, которые якобы должен в короткий срок принести «капитализм». Основная часть экономически активного населения стала расценивать переход к рыночной экономике как политику, противоречащую ее интересам и ввергающую ее в нищету. В августе 1992 г. 66 % опрошенных считали, что реформы проводятся не в их интересах.
На
почве недовольства населения усилилась коммунистическая оппозиция
президенту Б.Н. Ельцину.
В
декабре 1992 г. на VII съезде народных
депутатов, большинство которого составляли противники
либеральных реформ, работа правительства была признана
неудовлетворительной. «Гайдар остается», - твердо заявил Б.Н. Ельцин. Но все
его попытки сохранить Е.Т. Гайдара закончились неудачей. В
обстановке ожесточенных нападок, зачастую безграмотной критики и насмешек
первый вице-премьер сам подал в отставку. Бурные дебаты
завершились компромиссом: президент предложил
съезду отобрать несколько кандидатур и выбрал одного из трех, набравших наибольшее количество голосов. Остановив выбор на B.C. Черномырдине, он назначил его
председателем правительства.
ДЕМОНТАЖ СОВЕТСКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В 1991 - 1993 гг. в России шел сложный
и драматический процесс политического утверждения новой власти, насыщенный
острым противоборством между ней и старыми
советскими государственными институтами.
К началу 1992 г. в стране существовала чрезвычайно сложная по структуре и функциям политическая система, сложившаяся в результате государственно-правовых реформ, начатых в годы «перестройки». По существу, элементы советской политической системы определяли форму управления страной, которая оставалась рыхлой и неопределенное - ни президентской, ни парламентской. Продолжала действовать система Советов, сохранявшая полный контроль над исполнительной властью. Верховный Совет избирался Съездом народных
депутатов и одновременно обладал функциями
контрольного и распорядительного органа. Таким образом, функции законодательной
и исполнительной власти были переплетены.
Переходный характер государственного устройства 1991 - 1993 гг., противоречивость конституционных положений, неотлаженность механизмов достижения общественного согласия правовыми методами стали
причиной глубокого конституционного кризиса 1992- 1993 гг.
Двухзвенная структура законодательной власти (Съезд и Верховный Совет) и ее недемократический состав (большинство депутатов представляли бывшую партийно-государственную номенклатуру) существенно сдерживали действия президента и правительства, не принимая законы, которые двигали бы реформы дальше. Президент, хотя и был наделен довольно широкими правами, в решении основных вопросов находился под контролем Верховного Совета. Он должен был ежегодно отчитываться о выполнении социально-политической программы, согласовывать кандидатуры главы правительства и ряда ключевых министров. Таким образом, в России в тот момент сложилось двоевластие.
На V
съезде народных депутатов в ноябре 1991 г. председателем Верховного Совета был избран Р.И. Хасбулатов. В правительстве первым заместителем председателя,
отвечающим за политические вопросы, был назначен Г.Э.
Бурбулис, ставший одним из идеологов политического
реформирования в стране. Противостояние между Верховным Советом,
с одной стороны, и сторонниками политического реформирования
из окружения президента - с другой, было настолько сильным, что именно оно определяло ход политической жизни страны вплоть до осени 1993 г.
По данным Российской академии наук, к концу 1993 г. слой богатых в стране составил 3 - 5 %, среднеобеспеченных -13-15%,
бедных -40%. За чертой бедности, таким образом,
оказалось около 40 % населения страны.
Силы, недовольные ходом реформ, а главное - их социальными последствиями, концентрировались вокруг Верховного Совета. Весной 1992 г. Р.И. Хасбулатов открыто заявил,
что Верховный Совет возглавил оппозицию. Под его
давлением летом 1992 г. Б.Н. Ельцин был вынужден отправить
в отставку Г.Э. Бурбулиса, чья деятельность вызывала наиболее резкую критику. Однако и в среде сторонников президента не было
полного единства. Возник и все более обострялся его конфликт с вице-президентом
А.В. Руцким, с самого начала выступавшим против либерализации цен.
Противостояние
между, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом
народных депутатов, с другой - президентом и правительством, набирало силу
на всем протяжении 1992 г Социальная база реформ сокращалась с каждым месяцем. Харизматический образ российского президента, сложившийся в массовом сознании, к
концу 1992 г. уже не работал на укрепление государственной власти. Рейтинг А.В.
Руцкого, напротив, рос. По
социологическим опросам, к лету 1993 г. на посту президента 16 % опрошенных видели А.В. Руцкого и 18 % - Б.Н. Ельцина.
В
особенно острой форме противостояние проявилось на VII съезде народных депутатов (декабрь 1992 г.), антиреформаторское большинство которого добилось отставки Е.Т.
Гайдара.
Р.И.
Хасбулатов, называя ситуацию в стране взрывоопасной, тем не
менее вел дело к обострению конфликта с президентом. В марте 1993 г руководимый им VIII
съезд попытался внести поправки в Конституцию, суть которых сводилась к
расширению прав Съезда народных депутатов РФ
и, соответственно, ограничению полномочий президента.
Решения VIII съезда вызвали
незамедлительную реакцию Б.Н. Ельцина, оценившего ситуацию
как «ползучий переворот». 20 марта 1993 г. он выступил с обращением к гражданам и сообщил о подписании указа «Об особом порядке управления страной до окончания кризиса власти». На 25 апреля он назначил референдум о доверии президенту и вице-президенту, о проекте новой Конституции и выборах нового парламента. В случае одобрения проекта новой Конституции Съезд народных депутатов
и Верховный Совет должны были приостановить свою деятельность.
С резким протестом против намерений Б.Н. Ельцина сразу же выступили по телевидению А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин.
22 марта 1993 г. Конституционный суд РФ признал действия
президента не соответствующими нескольким статьям
Конституции.
Это позволило депутатам, собравшимся 26 марта в экстренном порядке на IX съезд, назвать действия
президента «попыткой государственного переворота».
Несколько раз брал слово Б.Н. Ельцин. За кулисами
съезда шел поиск компромисса, у стен Кремля собирались многотысячные
митинги сторонников президента и сторонников съезда.
Р.И. Хасбулатов и другие лидеры оппозиции попытались отрешить Б.Н. Ельцина от должности путем процедуры импичмента, но при голосовании им не удалось набрать положенного числа голосов. Тогда они согласились на проведение референдума в день, назначенный президентом, но с такими формулировками вопросов, которые были бы направлены
против президента и утверждены съездом.
Из постановления IX (внеочередного) съезда народных депутатов
РФ:
«...Объявить на всей территории Российской Федерации в воскресенье 25
апреля 1993 г. всенародное голосование - референдум по вопросам:
1)Доверяете ли Вы Президенту РФ Б. Н. Ельцину? -Да. Нет. (Не-
нужное зачеркнуть);
2)Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.? -Да.
Нет. (Ненужное зачеркнуть);
3)
Считаете ли Вы необходимым проведение
досрочных выборов Президента РФ? -Да. Нет, (Ненужное зачеркнуть);
4)
Считаете ли Вы необходимым проведение
досрочных выборов народных депутатов РФ? - Да. Нет,
(Ненужное зачеркнуть)».
Антиельцинская оппозиция, вынося на референдум эти вопросы, рассчитывала, что большинство граждан страны, чья жизнь в ходе реформ резко ухудшилась, не одобрит политику президента и правительства,
выразит недоверие президенту и выскажется за его досрочные перевыборы.
В референдуме 25 апреля приняли участие 69 млн. человек,
или 64% имеющих право голоса. Доверие президенту высказали 40
млн. человек (58,7 %), недоверие - 27 млн.; за
досрочные выборы президента высказались 34 млн., против - 32 млн.; за
досрочные выборы депутатов - 47 млн., против - 21 млн.
Референдум, таким образом, закончился победой Б.Н. Ельцина. Вместе с
тем он продемонстрировал раскол общества, поляризацию
политических сил и шаткость позиции президента.
Между тем углубление социально-экономического кризиса вело
к дальнейшему обострению политической ситуации.
Все последующие события развивались вокруг новой Конституции.
Верховный Совет отстаивал идею парламентской республики при
существенном ограничении власти президента. Эту идею
развивала Конституционная комиссия, созданная еще
в 1990 г. и завершившая свою работу осенью 1993 г.
Альтернативный проект Конституции по поручению президента разрабатывало Конституционное совещание. Летом 1993 г. оно подготовило проект Конституции, в котором была воплощена идея
президентской республики при существенном ограничении власти
Советов.
К
осени 1993 г. противоборство между законодательной властью советского типа и исполнительной властью демократического типа вошло в новую стадию.
К этому моменту двоевластие переросло в безвластие: работа правительства была фактически парализована Верховным Советом, а президент оказался под угрозой
полной потери управленческих функций и легитимности.
В
сложившейся ситуации Б.Н. Ельцин, решив не дожидаться, когда Съезд народных депутатов лишит его всех рычагов власти, перешел в наступление. 1 сентября он временно отстранил А.В. Руцкого от исполнения обязанностей вице-президента, а 21 сентября выступил с обращением к гражданам России и обнародовал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»:
«1. Прервать осуществление законодательной,
распорядительной и контрольной функций Съездом
народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ. До
начала работы нового двухпалатного парламента
РФ - Федерального собрания РФ и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ...
2. Конституционной комиссии и Конституционному
совещанию представить к 12 декабря 1993 г.. единый согласованный проект Конституции РФ...
5. Назначить выборы в Государственную думу
Федерального собрания РФ на 11 - 12 декабря 1993 г.».
Фактически в стране было введено президентское правление.
Большинство депутатов, ведомых Р.И. Хасбулатовым, сразу же
резко выступило против указа. Верховный Совет принял
постановление «О прекращении полномочий Президента
Российской Федерации Б.Н. Ельцина». Исполнять
обязанности президента стал А.В. Руцкой, который
23 сентября принял присягу и приступил к формированию правительства. Кроме того, Конституционный суд признал действия Б.Н. Ельцина незаконными.
Народные депутаты собрались на чрезвычайный съезд, и здание Верховного Совета РФ на Краснопресненской набережной («Белый дом») стало центром оппозиции.
Верность президенту сохранили руководители силовых ведомств (Министерства обороны, Министерства внутренних дел и т.д.), правительство B.C. Черномырдина в целом. Президент предъявил оппозиции ультиматум: покинуть «Белый дом» до 4 октября.
Некоторая часть населения Москвы, ведомая коммунистическими и национал-патриотическими партиями и организациями, выступила в
поддержку Верховного Совета и А.В. Руцкого: 2 октября в Москве начались массовые митинги и строительство баррикад. Милицейские кордоны заблокировали «Белый лом». На Смоленской площади сторонники Верховного
Совета столкнулись с милицией, пытаясь прорвать оцепление; пролилась кровь.
На следующий день митингующие подошли к «Белому дому», полные решимости «свергнуть банду Ельцина». А.В. Руцкой приказал взять штурмом мэрию Москвы и телецентр в Останкино.
После взятия мэрии и разоружения охранявших ее подразделений
милиции сторонники парламента, вооружившись, двинулись под красными знаменами
в Останкино с намерением захватить телецентр и обеспечить
А.В. Руцкому и Р.И. Хасбулатову прямой эфир. Но защищавшее телецентр спецподразделение МВД
«Витязь» встретило пошедшую на штурм толпу автоматным огнем; оставляя убитых и
раненых, толпа рассеялась.
3 октября 1993 г. в Москве было введено чрезвычайное
положение. Вечером средства массовой информации (СМИ)
обнародовали предупреждение правительства, что оно
вынуждено будет прибегнуть к силе. На рассвете 4 октября
вступившие в Москву войска блокировали «Белый дом». Танки
открыли по нему огонь прямой наводкой. Внутри «Белого дома» оставались депутаты
Верховного Совета, обслуживающий персонал, примкнувшие к
оппозиции добровольцы.
Вечером спецподразделения заняли «Белый дом», арестовав лидеров
оппозиции. А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов, В.П. Баранников, В.А. Ачалов, A.M. Макашов и другие члены
«альтернативного» правительства были доставлены в
следственный изолятор Лефортово.
По официальным данным, в ходе этих событий было убито 145 человек, ранено около 500. По неофициальным сведениям, только в «Белом доме» количество жертв составило около 600 человек.
Победа Б.Н. Ельцина в октябре 1993 г. создала условия для полного завершения демонтажа советской
системы.
7
октября указом президента прекращались полномочия Московского
городского Совета, 34-х райсоветов Москвы и их народных депутатов. 22 октября было введено в действие
«Положение об основных началах организации и деятельности
органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов России на период поэтапной
конституционной реформы». Наконец, 26 октября было утверждено «Положение об основах организации местного самоуправления в России».
Тем
самым была поставлена последняя точка в истории власти Советов
в России.
12
декабря 1993 г. состоялись референдум по проекту
Конституции и выборы депутатов Государственной Думы.
Конституция РФ была принята незначительным большинством голосов граждан России. С ее принятием и проведением выборов в
Государственную Думу закончился период прямого президентского правления.
Конституционное закрепление реформ означал начало нового этапа в развитии России.
Назначенный в декабре 1992 г. на пост премьер-министра B.C. Черномырдин
- крупный советский хозяйственник, с большим опытом работы в газовой
промышленности - выражал интересы так называемого директорского
корпуса. Он считал необходимым продолжать реформы, но
при этом усилить социальную защиту населения и государственное регулирование.
Именно поэтому противники «шоковой терапии» связывали с ним немалые надежды.
Директора предприятий, в частности, ждали от него значительного усиления
бюджетного финансирования.
Первым шагом B.C. Черномырдина на посту премьер-министра было решение о поддержке
топливно-энергетического комплекса. Создавалась иллюзия, что приоритетом для
нового правительства становятся базовые отрасли.
Однако
существенных перемен не происходило.
Указ президента «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» был реализован в ситуации, когда для этого не было надлежащих условий. По льготным ценам акции
приобретались работниками предприятий, причем контрольный пакет находился в руках администрации. Такой тип акционирования не способствовал включению экономических
стимулов развития производства, так
как предприятие просто не выживало в условиях кризиса, структура производства сохранялась в большинстве случаев прежняя.
В конце 1996 г. завершилась «первая пятилетка» реформирования экономики
России. В этом году объем потребляемых населением благ и услуг
составлял лишь около 60 % от уровня 1991г. Создаваемый хозяйственный механизм регулируемого рынка постоянно давал сбои, правительство
теряло ресурсы и рычаги управления.
И
в социальной сфере шли изменения к худшему.
Социальные программы правительства действовали весьма ограниченно.
В марте 1998 г. президент сиял B.C. Черномырдина с поста премьер-министра. Почти за
семь лет работы возглавляемому им правительству не
удалось ни преодолеть кризис, ни двинуть вперед реформы, чтобы
довести их до такой стадии, когда общество могло бы оценить их положительные последствия.
Причины неудачи экономических реформ заключались в следующем:
1) централизация и командно-административные методы хозяйствования,
характерные для экономики СССР, продолжали действовать и после
начавшейся системной трансформации экономики; 2) «шоковая терапия»
в отношении такой сложной модели, какой была социалистическая
экономика, оказалась несостоятельной и привела к полному развалу всего хозяйственного механизма; 3) гражданской индустрии хотя и
отводилась ключевая роль в экономике, какой-либо кредитной поддержки или технологической помощи ейоказано не было; 4) резкое сокращение государственных заказов нанесло тяжелый улар по военно-промышленному комплексу, на предприятиях которого производилось около 70 % национального продукта, а ресурсы ВПК не были направлены на модернизацию гражданских отраслей; 5) монетаристские модели экономики полностью игнорировали специфику менталитета россиян, которая заключалась в неприятии нравственных ценностей капиталистической конкуренции; 6) надежды на инвестиции с Запада в объеме от 20 до 40 млрд. долларов не оправдались; 7) промышленность продолжала выживать за счет сырьевых отраслей, шел процесс деиндустриализации; 8) политическая нестабильность в стране серьезно тормозила кредитование и иностранные инвестиции.
В итоге к началу 1998 г. Россия по-прежнему находилась перед выбором стратегии экономического развития.
В апреле 1998 г. под давлением Б.Н.
Ельцина Государственная Дума утвердила на пост
председателя правительства 35-летнего министра энергетики С.В. Кириенко, работавшего до
этого в его составе немногим более трех
месяцев. Под его руководством была разработана антикризисная программа.
Основные положения этой программы сводились к расширению прав налоговых органов, ужесточению контроля над проведением экспортно-импортных операций, снижению
тарифов на транспортные перевозки.
В Международном валютном фонде был также получен очередной заем.
Весной 1998 г. из-за продолжавшегося падения мировых
цен на нефть доходы бюджета от экспорта энергоносителей сократились вдвое. В мае страна вступила в новый экономический кризис. Его причинами были: финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, значительное сокращение золотовалютных резервов Центрального банка России, массовые акции протеста шахтеров, слухи о девальвации рубля.
Кризис углубился в результате задержки в предоставлении
очередного транша кредита Международным валютным фондом,
выделенного на покрытие дефицита бюджета. За ней последовало падение курса рубля и ценных бумаг. Возникла паника среди населения, скупавшего в последнюю декаду августа 1998 г. иностранную валюту, продукты питания и товары длительного пользования (автомобили, мебель, телевизоры, холодильники и т. п.), стремясь вложить наличные рубли хоть во что-нибудь. В понедельник, 17 августа 1998 г., правительство объявило о девальвации рубля и
замораживании выплат по внутренним и внешним долгам (дефолт) сроком на 3
месяца. Это привело к катастрофическому обвалу рубля,
который к середине сентября упал в 5 раз. Соотношение рубля
к доллару составило 1: 25, заработную плату вместе с тем индексировать никто не собирался. Ситуация в обществе достигла крайнего напряжения.
23
августа 1998 г. Б.Н. Ельцин
снял СВ. Кириенко с должности, а исполняющим обязанности
премьер-министра вновь назначил B.C. Черномырдина. Экономический кризис стал
перерастать в политический, когда Государственная
Дума два раза отказалась утвердить B.C. Черномырдина в этой должности. Стараясь не
доводить ситуацию до полного раскола, президент
предложил кандидатуру Е.М. Примакова -
на тот момент он был единственным, кто устраивал все
политические силы.
Основная заслуга правительства Е.М. Примакова состояла в том, что оно не предпринимало никаких решительных шагов и дало экономической ситуации возможность развиваться по своим, рыночным, законам.
Благоприятные тенденции были следствием не столько действий правительства, сколько девальвации рубля и эмиссии.
Причины «заминки» в реформировании страны, пришедшейся период работы правительства Е.М. Примакова, сводились к отсутствию серьезной программы выхода из кризиса, медленной реструктуризации долгов и зависимостью от Международного валютного фонда.
В новой Государственной Думе большинство голосов оказалось у оппозиции, председателем ее был избран член Аграрной партии И.П. Рыбкин. Неизбежный в этой ситуации конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти, ослаблявший страну, мешающий ей продвигаться по пути реформ, продолжался до конца 90-х гг.
С политической борьбой между сторонниками и противниками либеральных реформ тесно переплетались противоречия в отношениях между федеральным центром и субъектами Федерации.
Еще в 1990 -1991 гг. большинство автономных республик и областей России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР.
В своем сепаратизме субъекты Федерации опирались на позицию
части президентского окружения, идеологом которой до ноября 1992 г. была советник президента по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова.
Она неоднократно заявляла, что «полные суверенитеты» всех народов
бывшего СССР - неизбежный этап на пути к «суверенной государственности»,
которая лишь впоследствии «станет новой формой конфедерации,
какая создается в Европе». Противоположная позиция в окружении
президента находила выражение в задабривании руководства сепаратистски
настроенных республик с помощью дополнительных субсидий,
превышающих в 10- 15раз субсидии центральным областям.
Наиболее крайнюю форму сепаратизм принял в Чеченской республике.
Еще в 1991 г.Чечня в одностороннем порядке провозгласила
свою полную независимость и объявила о новом названии -
Республика Ичкерия. На ее территории было
прекращено действие федеральных органов власти, созданы
вооруженные формирования, были проведены выборы президента,
сформировано собственное правительство. Президентом
был избран генерал Д. Дудаев.
На VI
Съезде народных депутатов в апреле 1992 г. в заявлении Государственной
Думы и Федерального собрания от 23 декабря 1994 г. эти акты о независимости были признаны незаконными.
Осенью 1994 г. пророссийски настроенная оппозиция попыталась вооруженным путем захватить Грозный, но потерпела поражение. Эти события стали поводом для издания указа президента от 9 декабря 1994 г. о введении войск в Чечню, Ингушетию и Северную Осетию.
В декабре1994г.
началась Первая чеченская война. В результате
продолжительных кровопролитных боев, шедших с переменным успехом по март 1995 г., федеральным войскам удалось взять Грозный, Гудермес,
Аргун и Шали, оттеснив чеченские отряды в горы. Война переросла в партизанскую. Мирное население в
основном поддерживало боевиков.
В начале лета 1995 г. российское руководство объявило о восстановлении чеченской экономики, в республику пошел поток инвестиций из государственного бюджета. Деньги, поступавшие из Москвы, оседали у республиканского руководства.
14 июня 1995 г. отряд чеченских боевиков под командованием Ш. Басаева
совершил нападение на г. Буденновск Ставропольского края. В городской больнице были захвачены заложники. После
переговоров с террористами, которые
вел В.С.Черномырдин, отряду Ш.Басаева дали возможность беспрепятственно
возвратиться в Чечню.
В стране, совсем недавно пережившей войну в Афганистане, военные
действия в Чечне не могли быть популярными. Поэтому после событий в Буденновске
«чеченская политика» российского правительства изменилась. В республике были
проведены выборы, руководителем республики избран Д.
Завгаев, сотрудничавший с федеральными властями. После
гибели в апреле 1996 г. лидера чеченских сепаратистов Д.
Дудаева правительство РФ начало переговорный процесс с руководителями Чечни. Хотя боевики в августе 1996 г. захватили Грозный, правительство продолжило переговоры, не решаясь
возобновить военные действия в условиях предвыборной
кампании Б.Н. Ельцина.
На фоне трагических событий на Северном Кавказе в России с осени 1995 г. прошли три крупные политические кампании - выборы в Государственную Думу, выборы президента РФ, а также выборы губернаторов и президентов во всех субъектах Федерации, мэров и глав администраций городов и районов, городских и районных собраний и дум. В
ходе этих кампаний отчетливо обозначилась расстановка политических сил, вес партий и движений в общественной жизни.
В условиях продолжающегося социального расслоения общества оппозиция крепла, что продемонстрировали выборы в Государственную Думу 17 декабря 1995 г.
Больше всего голосов избирателей получила КПРФ - 22 %, ЛДПР -10,9 %, избирательный блок «Наш дом - Россия», демонстрировавший верность президенту, -10%, демократическое объединение «Яблоко», возглавляемое Г.А. Явлинским, - 7,1 %.
Государственная Дума второго созыва начала свои заседания в конце
января 1996 г. Спикером ее был избран один из руководителей КПРФ ПН. Селезнев.
В феврале 1996 г. Б.Н. Ельцин объявил о намерении вновь выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 16 июня 1996 г. Стремясь поднять свой низкий рейтинг популярности, он
отправил в отставку министра иностранных дел А.В.Козырева, проводившего однобоко прозападную
политику, и вице-премьера А.Б.
Чубайса, ответственного за приватизацию.
Посещение Чечни, соглашение с лидерами чеченской оппозиции о прекращении военных действий, подписание 2 апреля 1996 г. с Республикой Беларусь Договора об образовании Сообщества
суверенных республик (ССР) - все это в значительной
степени восстановило былую популярность Б.Н. Ельцина.
Тем не менее в первом туре выборов он набрал лишь 35 % голосов. Его главный соперник -лидер КПРФ Г.А. Зюганов - получил 32 %. Третье место
занял генерал А.И. Лебедь (15 % голосов), шедший на выборы под лозунгом «Правда и порядок». Таким образом, перед вторым туром шансы Б.Н. Ельцина и Г.А. Зюганова
оказались практически равными.
Решающее слово накануне второго
тура сказала администрация президента,
заключившая с А.И. Лебедем политический союз с целью получить голоса его избирателей:
генерал был назначен секретарем Совета безопасности и помощником президента по национальной безопасности. Все было обставлено таким
образом, чтобы побудить проголосовавших за А.И. Лебедя во втором туре отдать голоса за Б.Н.
Ельцина. 3 июля 1996 г., во втором туре, Б.Н. Ельцин одержал победу, набрав 53,7 % голосов.
А.И. Лебедь, которому президент поручил вести переговоры с лидерами чеченских сепаратистов, уже 31 августа 1996 г. подписал в Хасавьюрте с А. Масхадовым соглашение о прекращении военных
действий. В ноябре 1996 г. российская армия покинула Чечню. Ичкерия фактически стала независимой.
Несмотря на успешное завершение переговоров, Б.Н. Ельцин в октябре
сместил А.И. Лебедя с поста секретаря Совета безопасности. Поводом для смещения стали конфликты генерала с высшими чиновниками.
По мере приближения выборов в Государственную Думу,
назначенных на декабрь 1999 г., и президента РФ в 2000 г. политическая борьба становилась все острее. Росла популярность
Е.М. Примакова, он становился одним из наиболее вероятных
кандидатов на победу в 2000 г. Б.Н. Ельцин, со своей стороны, здоровье которого
быстро ухудшалось, стал активно искать себе
преемника, который смог бы продолжить реформирование России (Е.М. Примакова он
таковым не считал).
В результате обострения борьбы за власть 12 мая 1999 г. Е.М. Примаков ушел в отставку. Новым премьер-министром 19 мая был утвержден министр внутренних дел С.В.Степашин.
Но 9 августа 1999 г. Б.Н. Ельцин совершенно неожиданно снял
С.В. Степашина и назначил премьер-министром руководителя
ФСБ В.В. Путина, заявив в обращении к гражданам России, что именно в нем он видит своего преемника на посту президента.
В.В. Путин, офицер внешней разведки КГБ СССР, сформировался как политик
в период либеральных реформ в России. Он сменил С.В. Степашина сразу после вторжения отрядов чеченских сепаратистов в Дагестан с целью отторжения его от России и
создания исламского государства на
Северном Кавказе.
Федеральные вооруженные силы при поддержке дагестанского ополчения
нанесли им поражение и вынудили отойти обратно в Ичкерию.
В сентябре 1999 г. террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве и Волгодонске. В этой обстановке вступление сил федерального правительства на территорию Ичкерии с целью полной ликвидации боевых формирований сепаратистов получило широкую общественную поддержку. Так началась Вторая чеченская война, которую власть назвала «антитеррористической операцией».
19 декабря 1999 г. на выборах в Государственную Думу
третьего созыва победу одержало только что созданное
общественно-политическое движение «Единство», поддержавшее
В.В. Путина и его политику, что свидетельствовало о
быстром росте его популярности.
Исходя из итогов выборов, 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о досрочном сложении с себя полномочий президента. В соответствии с Конституцией РФ, в исполнение президентских обязанностей вступил председатель
правительства В.В.Путин.
Досрочные
президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.
В своей
предвыборной кампании В.В. Путин использовал те же механизмы воздействия на
общество, что и Б.Н. Ельцин в 1996 г. Во-первых, главным ее инструментом стали
военные операции в Чечне, первоначальный
успех которых превратил мало кому известного чиновника в политика национального масштаба.
Во-вторых, возглавляемое им
правительство приняло несколько решений об увеличении пенсий, зарплат и социальных пособий, а также энергично
ликвидировало долги по ним.
В итоге большинство избирателей именно с В.В. Путиным стало
связывать свои надежды на повышение материального уровня,
жизни, наведение в стране «порядка» и возвращение России в разряд великих держав.
26 марта 2000 г. В.В. Путин победил
в первом туре и стал вторым президентом России.
С приходом к власти В.В. Путина и победой на парламентских выборах «Единства» была ликвидирована почва для конфликтов между президентом и парламентом. Это принципиально изменило расстановку политических сил, позволив главе государства активно проводить курс экономических и политических преобразований.
К
концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и
социальной структуре российского общества.
По мнению отечественных
ученых-экономистов, в стране сложилось
рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств.
Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно
эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности
и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты
населения. Не уменьшались размеры внешнего долга;
ежегодные платежи по нему превышали половину федерального бюджета.
Глубинные и противоречивые
процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии
производства и недостаточной
компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие месяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства. Потери банковской
системы составили в ценах середины 2000 г. 100 —150 млрд. руб.; госбюджет недополучил свыше 50 млрд. Лишь во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался
медленный подъем производства.
Финансово-экономический
кризис тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во
многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы и
пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что
составляло 12,4% трудоспособного населения России. Для смягчения обстановки
правительство принимало меры по сохранению рабочих мест,
вводились общественные
работы.
Кризис
отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны: уменьшилось население
— к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн.,
сократившись за десятилетие почти на 2 млн. человек.
В
политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал
авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни
государства. Участились кадровые перестановки в правительстве,
министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000
г. на должности Председателя правительства РФ сменились 5 человек.
В
субъектах Федерации—-республиках и областях принимались законы,
противоречащие федеральному законодательству. В середине 1999 г. вновь обострилась
обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое президентом Асланом Масхадовым. Участились
террористические акты чеченских боевиков против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стана
центром притяжения террористов из многих соседних стран. В короткие сроки республика,
являющаяся субъектом Российской Федерации, превратилась в оплот международного терроризма. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в
Чечне, а точнее— причинами второй
чеченской войны (август 1999 г.).
31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской
Федерации.
Последний период пребывания Б. Н. Ельцина у власти ознаменовался важными внешнеполитическими акциями РФ.
Продолжало
углубляться сотрудничество РФ с государствами—
членами СНГ. Однако развитию интеграционных процессов препятствовал
ряд факторов. Среди них немаловажное место занимала нестабильность
руководства в некоторых странах Содружества. Кроме
того, сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран.
Смена руководства
страны на рубеже 1999—2000 гг. завершила определенный
этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным
рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии.
Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический
опыт России, направили свои усилия на консоли-общества, укрепление его
стабильности и подъем экономики, повышение роли России на
международной арене.
1. А.С. Орлов,
В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших
времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. —
М: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. — 520 с.
2. Барсенков А.С. Введение в современную российскую
историю, 1985-1991. М., 2002.-376с.
3. История
России
в новейшее время: Пособие для поступающих И 89 в РРГУ / Отв. ред. А.Б. Безбородое;
Авт. кол.: А.Б. Безбородое, СИ. Голотик, Е.Н. Евсеева, Е.Н. Елисеева, В.Б.
Зимина, Л.А. Молчанов. 3-е изд., испр. и доп. М.: РГГУ, 2005. 246 с.
4. История
России, XX век: Лекции и
учебно-методические материалы /
Отв. ред. СВ. Карпенко; Рос. гос. гуманитарный ун-т. Историко-архивный ин-т. Кафедра
отечественной истории новейшего
времени. 3-е изд., испр. и доп. - М: Изд-во Ипполитова, 2004. - 500 с: илл. - (Библиотека
«Нового исторического вестника»)
5. Соргин В. Политическая история современной России,
1985-2001: От Горбачева до Путина. М., 2001.-262с.