Образование и наука конца 19 начала 20 века

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,79 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образование и наука конца 19 начала 20 века

Реформа  в  области  образования  явилась  одной  из  важнейших  среди  комплекса  преобразований, последовавших  вслед  за  манифестом  1861  году. В  1864  году  было  опубликовано  «положение  о  начальных  народных  училищах», согласно  которому  в  России  расширялась  сеть  начальных  учебных  заведений, которые  делились  на  3  вида: 1. Земские  школы, создавшиеся  силами  местных  земских  учреждений. 2.Церковные  школы. 3.Народные  училища  Министерства  народного  просвещения. Тогда  же  был  введён  новый  устав  средних  учебных  заведений, которые  отныне  разделялись  на  2  типа: Классические  гимназии - в  них  основной  упор  делался  на  изучение  предметов  гуманитарного  цикла  и,  прежде  всего  «классических»  языков  (древнегреческого  и  латыни). В  гимназиях  в   основном  учились  дети  дворян  и  чиновников. Программа  Реальных  училищ  отличалась  от  гимназической  большим  вниманием  к  естественнонаучным   предметам: математике, физике, химии. В  реальные  училища  предпочитали  отдавать  своих  детей  представители  буржуазии. Выпускники  гимназий  могли  без  экзаменов  поступать  в  университеты. Реальные  училища  готовили  к  поступлению в  технические  высшие  учебные  заведения. В  конце  столетия  (1896 года) к  названным  типам  учебных  заведений  добавились  Коммерческие  училища, открытые  по  инициативе  представителей  крупной  буржуазии. Большие  успехи  были  сделаны  в  сфере  женского  образования. Во  II  половине  XIX  века  во  многих  уездных  городах  появляются  женские  прогимназии  и  гимназии.

К  началу  60-х  годов  в  стране  было  уже  7  университетов: в  Москве, Санкт-Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже  были  открыты  университеты  в  Одессе, Варшаве, Томске. Перед  самой  революцией  университет  был  открыт  в  Перми. В  1863  году  вступил  в  действие  новый  университетский  устав, расширивший  права  университетов  по  самоуправлению. Помимо  классических  университетов  увеличилось  кол-во  Высших  технических  учебных  заведений. Были  основаны  политехнические  институты  в  Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический   институт  в  Томске. Важным  новшеством  было  появление  высшего  женского  образования (до  этого  в  высшие  учебные  заведения  принимали  только  мужчин). Открываются  высшие  женские  курсы. Наибольшей  известностью  пользовались  курсы  профессора В.И. Герье, основанные  в  1872  году  в  Москве  и  знаменитые  «Бестужевские   курсы» (названые  так  по  имени  их  официального  руководителя  историка  профессора  К.Н. Бестужева-Рюмина) в  Петербурге (1878год).

Родоначальником  научной  педагогике  в  России  стал  Константин  Дмитриевич  Ушинский (1824-1871). Сторонники  демократизации  народного  образования, он  утвердил  в  качестве  основы  своей  педагогической  системы  идею  воспитывающего  обучения. Перу  Ушинского  принадлежат  труды  по  педагогике  и  учебники  для  школ, выдержавшие  десятки  изданий. Много  сил  отдал  педагогике  Л.Н.Толстой.

Реформирование  образования  принесло  определенные  плоды. Если  в  начале  60-х  годов  уровень  грамотности  составлял  всего  5%, то  к  концу  века  (1897 года) благодаря  усилиям  земских  учителей  и  просветителей  из  духовенства  грамотные  составляли  21%  всего  населения  России. Правительство  не  проявляло  должностного  внимания  к  сфере  образования. Жалование  учителей  продолжало  оставаться  очень  маленьким. Ассигнования  на  народное  образование  были  чрезвычайно  скудны. В  сравнении  со  странами   запада, Россия  продолжала  оставаться  страной  с  очень  низким  уровнем  грамотности.

Чертой  своеобразия  русской  культуры  II  половины  XIX  века  было  то, что  относительно  низкий  уровень  элементарной  грамотности  подавляющего  большинства  населения  сочеталось  в  России  с  необыкновенно  высокими  темпами  развития  отечественной  науки, которая  достигала  в  это  время  больших  успехов. Особенно  широкую  известность  в  мире  получили  исследования  в  области  естествознания. Основоположником  отечественной  школы  физиологии  стал  И.Н. Сеченов. Его  труды, посвященные  изучению  головного  мозга  и  нервной  системы, явились   крупным  вкладом в  биологию. Работы  по  теоретическому  и   экспериментальному  изучению  физиологии  нервной высшей  деятельности были  продолжены  крупным  отечественным  ученым, лауреатом  Нобелевской  премии, академиком  Петербургским  АН, Иваном  Петровичем  Павловым (1849-1936), установившим  при  помощи  разработанного  им  метода  условных  рефлексов, что  в  основе  психической  деятельности  лежат  материальные  физиологические  процессы, происходящие  в  коре  головного  мозга.

    

Похожие работы на - Образование и наука конца 19 начала 20 века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!