Образование и наука конца 19 начала 20 века
Реформа в области образования явилась
одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед
за манифестом 1861 году. В 1864 году было опубликовано «положение о
начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась
сеть начальных учебных заведений, которые делились на 3 вида: 1.
Земские школы, создавшиеся силами местных земских учреждений. 2.Церковные
школы. 3.Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был
введён новый устав средних учебных заведений, которые отныне
разделялись на 2 типа: Классические гимназии - в них основной упор
делался на изучение предметов гуманитарного цикла и, прежде всего
«классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в
основном учились дети дворян и чиновников. Программа Реальных училищ
отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным
предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали
отдавать своих детей представители буржуазии. Выпускники гимназий могли без
экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к
поступлению в технические высшие учебные заведения. В конце столетия
(1896 года) к названным типам учебных заведений добавились Коммерческие
училища, открытые по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие
успехи были сделаны в сфере женского образования. Во II половине XIX века во многих уездных
городах появляются женские прогимназии и гимназии.
К началу 60-х годов в стране было уже
7 университетов: в Москве, Санкт-Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе),
Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в Одессе,
Варшаве, Томске. Перед самой революцией университет был открыт в Перми.
В 1863 году вступил в действие новый университетский устав,
расширивший права университетов по самоуправлению. Помимо классических
университетов увеличилось кол-во Высших технических учебных заведений.
Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге,
Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было
появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения
принимали только мужчин). Открываются высшие женские курсы. Наибольшей
известностью пользовались курсы профессора В.И. Герье, основанные в 1872
году в Москве и знаменитые «Бестужевские курсы» (названые так по
имени их официального руководителя историка профессора К.Н.
Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878год).
Родоначальником научной педагогике в
России стал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Сторонники
демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы
своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Перу
Ушинского принадлежат труды по педагогике и учебники для школ,
выдержавшие десятки изданий. Много сил отдал педагогике Л.Н.Толстой.
Реформирование образования принесло
определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень грамотности
составлял всего 5%, то к концу века (1897 года) благодаря усилиям
земских учителей и просветителей из духовенства грамотные составляли 21%
всего населения России. Правительство не проявляло должностного внимания
к сфере образования. Жалование учителей продолжало оставаться очень
маленьким. Ассигнования на народное образование были чрезвычайно скудны.
В сравнении со странами запада, Россия продолжала оставаться страной
с очень низким уровнем грамотности.
Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX века было то, что
относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства
населения сочеталось в России с необыкновенно высокими темпами
развития отечественной науки, которая достигала в это время больших
успехов. Особенно широкую известность в мире получили исследования в
области естествознания. Основоположником отечественной школы физиологии
стал И.Н. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и
нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по
теоретическому и экспериментальному изучению физиологии нервной высшей
деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом
Нобелевской премии, академиком Петербургским АН, Иваном Петровичем
Павловым (1849-1936), установившим при помощи разработанного им метода
условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат
материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного
мозга.