Формирование многопартийности в Украине
ССШ № 3
Реферат
на тему:«Формирование
многопартийности в Украине».
Выполнил: ученик ___-__ класса
___________
Проверила: _________
2005 год
План:
1.
Падение авторитета
КПСС стр.3
2.Левая группа
партий и их основные цели и задачи. стр.3-4
3. Центральная
группа партий и их основные цели и задачи. стр.4-5
4. Правая группа
партий и их основные цели и задачи. стр.5-6
5.Трансформация
Украинских партий. стр.6
6.Используемая
литература. стр.7
Формирование многопартийности в Украине
1.Падение авторитета КПСС.
В период 1985 - 1991
гг. КПУ не смогла возглавить процесс национального возрождения. На политической
арене стали появляться новые силы. Авторитет КПСС пошатнулся, ряды партии
покидали тысячи людей. Подобные процессы происходили и в КПУ. Формирование
общественно- политических партий и организаций началось в конце 80-х гг. По
положению на начало апреля 2003 г. в Украине было зарегистрировано 89
политических партий.
С учетом программных
целей, поставленных задач и методов их достижения все украинские политические
партии можно свести к трем основным группам: 1) "левые", 2)
"центр", 3) "правые".
2.Левая группа партий и их основные цели и
задачи.
К первой группе
относятся партии социал-коммунистического направления: Социалистическая партия
Украины (СПУ), Коммунистическая партия Украины (КПУ), Прогрессивная
Социалистическая партия Украины (ПСПУ), Селянская партия Украины (Сел.ПУ) и др.
Эти партии ставят
своей целью построение демократического социалистического общества в интересах
тех, кто живет своим трудом. Главным приоритетом экономики они считают
возрождение, обновление и развитие отечественного производства, налаживание
эффективного государственного контроля за деятельностью банковской системы, за
стратегическими и высокоприбыльными рынками, уменьшение налогового пресса на
товаропроизводителя, повышение покупательной способности населения, прекращение
унизительной практики диктата международных финансовых институтов в отношении
Украины, взвешенное проведение разгосударствления собственности, прежде всего
для развития эффективного производства и создания новых рабочих мест,
пополнения бюджета.
Коммунисты и
социалисты выступают за то, чтобы сделать сельское хозяйство действительно
приоритетной отраслью, вложить средства в развитие производственной и
социальной сфер села, прекратить неоправданный импорт продуктов питания. Для
них является неприемлемой купля- продажа земли сельскохозяйственного
производственного назначения. Их лозунг "Торговать необходимо хлебом, а не
землей".
В социальной сфере в
программах левых партий ставятся следующие задачи: обеспечить уровень жизни
людей в соответствии с требованиями Конституции Украины и Европейской
социальной хартии; пересмотреть систему оплаты труда и пенсионное
законодательство; молодежи предоставлять льготные кредиты на обучение и жилье;
поддерживать материально ветеранов; положить конец бандитизму, рэкету,
безнаказанности преступников; гарантировать безопасность и свободу людей.
3. Центральная группа партий и их основные
цели и задачи.
Во вторую группу
партий - "центр" – входят Партия Регионов Украины (ПРУ),
Демократическая партия Украины (ДемПУ), Либеральная партия Украины (ЛПУ),
Партия "Межрегиональный блок реформ" (МБР), Народно-демократическая
партия Украины (НДПУ), Народный Рух Украины (НРУ), Партия зеленых Украины
(ПЗУ), Партия "Реформы и порядок", Партия Труда (ПТ),
Социал-демократическая партия Украины (объединенная) - СДПУ(0) и др.
Эти партии
отстаивают социально ориентированные рыночные реформы, частную собственность. В
Программе Народно-демократической партии Украины говорится: "Мы рассматриваем
частную собственность как основу экономического развития. Партия будет
добиваться гарантий защиты прав частной собственности. Частная собственность не
может быть принудительно национализирована, а лишь изъята у собственника в
судебном порядке".
Отсюда логически
вытекает их взгляд на масштабы приватизации: она должна быть максимально
возможной. В государственной собственности могут оставаться лишь стратегически
важные для Украинского государства предприятия. Правда, некоторые центристские
партии, к примеру, Народный Рух Украины, признают, что приватизация в Украине
проводилась до настоящего времени в интересах мафиозных кланов и
коррумпированных чиновников. Важно обеспечить теперь проведение приватизации в
интересах всех граждан Украины.
Столь же решительно
партии этой группы выступают за приватизацию в сельском хозяйстве. В их
программах подчеркивается необходимость проведения радикальной земельной
реформы, которая должна стать фундаментом коренной перестройки всей системы
производственных отношений, обеспечить развитие на селе, в первую очередь,
частной собственности, утвердить эффективный рынок земли, превратить ее в
высоко- ликвидный товар.
Программы уделяют
значительное внимание вопросам социальной защиты населения в условиях
приватизации, вхождения в рыночные отношения. Причем центристские партии
решительно отвергают все то, что регулирует социальную сферу через волевое
распределение, контроль и oграничения, что ведет к равенству бедных. Их
программы нацелены на создание общества равных условий и возможностей, а не
общества равного потребления. Грубо уравнительная политика, по мнению лидеров
партий, служит благодатной почвой для процветания иждивенческой психологии.
Государство не должно кормить или содержать своих граждан. Государство лишь
создает условия, естественно, в данном случае речь идет о дееспособных членах
общества.
4. Правая группа партий и их основные цели и
задачи.
Третью группу
политических партий ("правые") составляют партии
национал-радикального направления: Конгресс украинских националистов (КУН),
Организация украинских националистов (ОУН), Украинская национальная ассамблея
(УНА), Всеукраинское политическое объединение "Государственная
самостоятельность Украины", Украинская консервативная республиканская
партия (УКРП) и др.
Главная цель
деятельности этих партий - строительство соборной самостоятельной державы. Они
исходят из того, что национально- освободительная революция украинского народа
после провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. не получила
своего логического завершения. Власть в стране не перешла в руки носителей
национальной идеи, выразителей интересов украинского народа. Политические и
экономические рычаги, право распоряжаться национальным богатством и судьбой
украинского народа до настоящего времени сохранила в своих руках антиукраинская
компартийная номенклатура.
Отсюда, по мнению
правых партий, национально-освободительная борьба украинского народа должна
иметь логическое продолжение. В Украине должна быть украинская власть. Она
наведет порядок в стране, станет проводить настоящие реформы - реформы для
народа. а не в интересах правящей верхушки.
Что касается внешней
политики, то, к примеру, Украинская национальная ассамблея работает над
созданием блока стран, кристаллизующим центром которого будет Украина. Другое
направление деятельности УНА обусловлено пониманием того, что славяне имеют в
мире общие интересы. От Украины зависит, как войдут славяне в XXI столетие, -
как авангард Европы или как ее задворки.
Приведенная
классификация партий является, конечно, весьма условной, поскольку невозможно
"втиснуть" несколько десятков партий в какую-либо общую схему.
5.Трансформация Украинских партий.
В ходе парламентских
выборов 2002 г. формирование многопартийной системы продвинулось вперед. Новый
парламент стал структурированным по партийным фракциям и группам. Он
приближается к цивилизованному парламенту западного образца. Сформировано
большинство.
Политические партии
Украины, пройдя испытание временем и практикой, вынуждены будут
трансформироваться. Их станет меньше, но они будут более сильными и влиятельными.
Все властные структуры будут формироваться на партийной основе.
Таким образом, за
короткий промежуток времени независимого развития Украины были созданы все
основные атрибуты государственности: армия, гра- ницы, таможня, государственные
символы, национальная валюта, гражданство, сформирован целостный
государственный механизм практически со всеми его составными компонентами. Все
это означало, что государственное строительство в основных своих чертах
завершено. Наиболее ярким его отражением стало принятие Конституции Украины 28
июня 1996 г.
В стране развернулся
процесс формирования многопартийности. Созданы десятки партий, которые
заполнили весь политический спектр. Президентские и парламентские выборы
активизировали деятельность партий. Однако как серьезные политические силы,
структурированные по всей стране, проявили себя лишь немногие из них.
На основе анализа
итогов выборов 1994 г. и 1998 г. политические партии сделали необходимые
выводы: усилился поиск компромиссов, предпринимаются шаги к объединению или
блокированию партий одного направления. На парламентских выборах 2002 г. было
создано уже несколько избирательных блоков партий. Анализ многопартийности
свидетельствует о том, что в Украине идет нормальный процесс становления
демократической системы.
6.Используемая литература.
1. Гамбаров Ю. Политические партии в их
прошлом и настоящем. 1986.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3. В.В. Лапаева. Становление многопартийности
в Украине.//Государство и право.№ 8 -1995 г.
4. Право и многопартийность в Украине.
(Сборник статей и материалов). К., 1994 г.
5. Политические проблемы теории государства. К.,
1993 г.
6. Н. Верт. История советского государства.
М., 1992 г.