Особенности и перспективы развития Чехии
План.
1. Введение.
2. Экономическое положение Чехии.
3. Внешняя торговля и внешнеэкономические связи Чехии.
Импорт
и экспорт.
4. Роль зарубежных государств в экономике Чехии.
5. Торгово-экономические отношения между
Россией и Чехией.
6. Прогноз развития социально-экономической
ситуации
на 2007-2008 года.
7. Заключение.
1. Введение.
Официальное
название: Чешская Республика
Территория страны составляет 78 864 км2 и в административном
отношении делится на 13 краев (14 субъект - столица г. Прага).
Чехия
граничит с Германией, Словакией, Австрией и Польшей.
Рельеф
страны холмистый, за исключением плодородных низменностей в бассейнах рек Лабы
и Моравы. Страна находится на границе двух горных систем - Чешской
возвышенности и Бескид, входящих в Западные Карпаты. 67% всей территории Чехии
находится на высоте до 500 метров над уровнем моря, 32% - от 500 до 1000 метров над уровнем моря. Климат Чехии мягкий, умеренно континентальный. Средняя температура
января колеблется от –5 до –8°C, июля - от +18 до +21°С.
Население страны по состоянию на 30 июня 2002 года (последняя перепись
населения) – 10,292 млн. жителей, в том числе 5,56 млн. мужчин и 5,236 млн.
женщин.
Плотность
населения составляет 130 человек на 1 км2. Большинство населения
составляют чехи – 9,643 млн. В стране проживают также словаки - 183 тысяч,
поляки - 51 тысяч, немцы - 38,3 тысяч, цыгане – 10,2 тысяч и другие
национальности.
Официальный государственный язык – чешский.
Национальные праздники – 28 октября, День образования независимого
чешско-словацкого государства, и 17 ноября, День борьбы за свободу и
демократию.
Денежная единица – чешская крона.
Государственная религия. В стране около 3,3 млн. верующих, из которых 83,4%
относятся к римско-католической церкви. Представлены также евангелистская
церковь, чехословацкая гуситская церковь, православная и «Свидетели Иеговы».
Крупнейшие города: Прага (1,187 млн. человек, около 11,7% населения), Брно,
Острава, Пльзень, Чешске Будейовице, Йиглава, Усти над Лабем, Карловы Вары.
Государственное устройство. Чехия – парламентская республика. Функции законодательной
власти осуществляет Парламент ЧР, состоящий из двух палат: верхней палаты -
Сената и нижней - Палаты депутатов. Исполнительную власть представляет
Правительство.
Главой
государства и Верховным главнокомандующим является Президент, избираемый на 5
лет Парламентом и имеющий ограниченные конституционные полномочия. Президентом
Чешской Республики 28 февраля 2003 года был избран Вацлав Клаус.
Высшим законодательным органом является двухпалатный Парламент. Нижняя палата из 200
депутатов, избираемых на основе системы пропорционального представительства на
4 года. Сенат - из 81 сенатора, избираемых по мажоритарной системе на 6 лет с
обновлением трети состава каждые 2 года. Председатель Палаты депутатов – Любомир
Заоралек (ЧСДП). Председатель Сената – Пршемысл Соботка (ГДП).
Правительство
Чехии сформировано по результатам парламентских выборов на основе «коалиции
парламентского большинства» - ЧСДП, ХДУ-ЧНП и СС-ДеУ. Возглавляет Правительство
премьер-министр, осуществляющий общее политическое руководство. В соответствии
с Конституцией ЧР Правительство подотчетно Парламенту ЧР. Председатель
Правительства ЧР, формирующий состав правящего кабинета, назначается
Президентом.
26
июля 2004 г. Председателем Правительства ЧР назначен Председатель Чешской
социал-демократической партии (ЧСДП) Станислав Гросс.
В
настоящее время в Чехии зарегистрировано 28 различных политических партий и
гражданских движений, основными из которых являются:
Чешская
социал-демократическая партия (ЧСДП)– старейшая чешская политическая партия
левого толка, лидер правящей в стране правительственной коалиции, насчитывает
18 тыс. членов.
Христианско-демократическая уния – Чехословацкая
народная партия (ХДУ-ЧНП) – демократическая партия правого центра, входит в
состав правящей в стране правительственной коалиции, насчитывает 50 тыс.
членов.
Союз свободы – Демократическая уния (СС-ДеУ) –
небольшая либерально-демократическая партия, входит в состав правящей в стране
правительственной коалиции, насчитывает 1 тыс. членов.
Гражданско-демократическая партия (ГДП) –
наиболее влиятельная оппозиционная правоконсервативная партия, насчитывает 23
тыс. членов.
Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ) –
самая многочисленная оппозиционная левая партия, насчитывает 108 тыс. членов.
Принципы внешней политики Чехии
Чехия
является активным членом НАТО. 1 мая 2004 г. Чехия вступила в ЕС, где предпочитает по принципиальным вопросам придерживаться позиции большинства. Чехия
последовательно выступает за реформирование ООН, и расширение состава Совета
Безопасности с учетом современных политико-экономических реалий.
Прогресс
в двусторонних отношениях Чехии с Россией наметился в конце 2003 г., после визита в Москву чешского Президента В.Клауса (до этого российско-чешских встреч на
высшем уровне не было почти 10 лет). Президенты России и Чехии договорились
активизировать усилия по улучшению политического климата в отношениях между
странами и созданию благоприятных условий для дальнейшего развития
экономического сотрудничества. Чехия, в частности, поддержала кандидатуру РФ в
ВТО.
Экономика
Чехия
относится к числу стран с переходной экономикой.
По
объему ВВП Чехия занимает 48 место в мире, а по объему ВВП на душу населения –
65. 57% ВВП приходится на сферу услуг, 33% создается в промышленности, 7% - в
сельском хозяйстве и 3% - в строительстве.
(Макроэкономические
показатели чешской экономики за 2003г.)
2. Экономическое
положение Чехии.
Начиная с середины XIX века, Чехия была одной из самых
промышленно
развитых стран Европы. Ведущими отраслями промышленности были текстильная, пищевая,
горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная В
XX
веке продолжалось индустриальное развитие Чехии. Машиностроение, металлообработка, электротехническая промышленность,
химическая промышленность, а также текстильная и швейная промышленность являются наиболее развитыми отраслями
промышленности Чехии.
Чехия считается самой богатой страной в
Центральной Европе, наиболее промышленно развитой и с наименьшей долей сельского
хозяйства в своем валовом
внутреннем продукте. По данным 1997 года, ВВП на душу населения в Чехии составлял 5050 долларов
(для сравнения: в Венгрии - 4415, в Польше -3512 долларов). Среди пост коммунистических
государств Чехия в настоящее время занимает второе место по уровню жизни после Словении.
Уровень потребительских цен в Чехии в 2000
году повысился на 4% по сравнению с 1999 годом.
Чешская промышленность оснащена современным
оборудованием и
квалифицированной
рабочей силой. Тем не менее, по темпам роста Чехия серьезно отстала от Венгрии и Польши
и не может рассчитывать на вступление в Европейский Союз вместе с ними в 2004 году. Средняя
месячная зарплата в Чехии на март 2000 г. составила 354 в долл. США (для сравнения: в
Словении - 881, в
Хорватии - 608, в Польше - 487). Уровень безработицы в декабре 2000 г. составил 8,8%.
После "бархатной революции" 1989 года в стране
были проведены
широкомасштабные
экономические реформы, в основе которых были ваучерная приватизация предприятий, привлечение
иностранных инвесторов,
либерализация цен
и внешней торговли, девальвация чешской кроны. В
результате
проведения реформ наметился рост промышленного производства,
увеличились
темпы инвестиций. Однако, ошибки, допущенные в процессе
проведения
реформ, привели к значительному спаду в развитии экономики и
снижению ВВП.
Создан режим максимального
благоприятствования для увеличения
инвестиций в экономику
Чехии. Инвесторы, направляющие в развитие
промышленности более 10
млн. USD, освобождаются от налогов на
срок до 10 лет, получают гранты в размере 100 USD за каждое созданное рабочее место, имеют право беспошлинного ввоза оборудования.
Особые льготы
предусмотрены для
компаний, собирающихся сделать долгосрочные
инвестиции. В
результате на территории республики работают 47 тыс.
иностранных компаний.
Больше всего инвестиций было направлено в
отрасли транспорта и связи (24%), производства транспортного оборудования (16%), потребительских товаров (13%), строительства
(9%).
Банковская система Чехии основана на
принципах, принятых в
экономически развитых
странах мира. Чешский народный банк (ЧНБ) не зависит от указаний правительства, что
сказалось на повышении эффективности всей монетарной политики в стране.
Промышленность является самым развитым и
важным сектором в экономике Чехии, на ее долю приходится 40% национального дохода.
Доля сельского хозяйства в ВНП Чехии равна 4,5%, занято
5,5% населения.
Сельское хозяйство Чехии является развитой отраслью с высоким уровнем автоматизации и механизации,
полностью обеспечивая основные потребности страны в продукции земледелия и
животноводства и экспорт продуктов в страны ЕС (37%), Словакию (23) и СНГ (14%). Мероприятия по либерализации
внешней торговли и привлечение серьезных иностранных инвестиций существенно улучшили
сбалансированность внешнеторгового
оборота и структуру экспорта. Большая его часть приходится на страны, входящие в Европейский
союз (63%, из них 43% - в Германию).
Появилась принципиально новая статья - экспорт
лицензий и строительство
за рубежом промышленных объектов на их основе, например: в России -
производство легковых автомобилей по лицензии фирмы "Шкода", в
Казахстане - производство взрывчатых веществ для промышленных и горных работ, в Грузии -
фармацевтических препаратов, на Украине - трамваев и троллейбусов, в Китае - турбин для гидро
и теплоэлектростанций.
Чешские и зарубежные эксперты сходятся во
мнении, что Чехия обладает
гораздо большими предпосылками для экономического роста, чем другие пост коммунистические
страны, являясь на сегодняшний день наиболее привлекательной территорией для
иностранных инвестиций.
Экономика страны характеризуется:
последовательной государственной политикой в сфере экономических реформ,
свободным и безопасным развитием предпринимательства, щадящей и простой системой
налогообложения, легальной
системой привлечения инвестиции и государственных гарантий сохранности их вложений.
Налоговая система в ЧР построена
аналогично налоговым системам, действующим в экономически развитых странах Европы. Налоговая
система предусматривает следующие налоги: налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость,
дорожный налог, потребительский
налог
3. Внешняя торговля и
внешнеэкономические связи Чехии.
Импорт и экспорт.
Особое значение для
Чехии, как сравнительно небольшого государства с разносторонней и вместе с тем специализированной
экономикой, нуждающийся в импорте многих видов сырья, имеют внешнеэкономические связи. От успешного развития
внешнеэкономических связей в значительной мере зависят поддержание устойчивых темпов роста
экономики, осуществление прогрессивных структурных сдвигов, повышение эффективности народного хозяйства. Развитию
экономического сотрудничества Чехии с соседними странами располагает тот факт, что по
своей отраслевой структуре экономика Чехии и каждой из этих стран в известной
мере дополняют друг друга, важно и их географическое соседство, наличие магистральных
железных и
автомобильных дорого, связывающих их между собой. Выгодность экономического сотрудничества
с этими странами определяется еще и тем, что вблизи их границ сосредоточена
преобладающая часть предприятий ключевых отраслей тяжелой индустрии, поэтому расстояния
между поставщиками и потребителями невелики и измеряются иногда всего несколькими десятками
километров, что значительно снижает транспортные издержки. Таким образом, особенности отраслевой и
территориальной структуры народного хозяйства в сочетании с тесным соседством создают
большие возможности для кооперирования в самых различных областях хозяйственной жизни.
В годы существования
социалистического лагеря основные взаимовыгодные экономические связи у Чехии складывались с социалистическими странами,
что позволяло решать задачу создания необходимых предпосылок для стабильного и бесперебойного
развития народного
хозяйства. Многообразные связи Чехии с социалистическими странами по линии специализации
кооперирования производства в ведущих отраслях промышленности, наличие гарантийного рынка
сбыта способствовали организации крупносерийного производства, укреплению положения Чехии в
системе международного социалистического разделения труда как важнейшего производителя экспортера
машин и оборудования.
В широкой номенклатуре
экспорта продукции машиностроения преобладало комплектное оборудование - прокатные станы
для черной и цветной
металлургии, тяжелое энергетическое оборудование, оборудование для сахарных и пивоваренных заводов. Идут на экспорт
также металлорежущие станки, грузовые и
легковые автомобили, тракторы и электровозы.
В импорте Чехии
преобладают топливно-сырьевые товары в основном нефтегазового комплекса. Сырая нефть
и природный газ поступают в Чехию в основном из Российской Федерации по трубопроводам,
построенным еще в рамках
Совета экономической взаимопомощи стран социалистического лагеря. В больших количествах также
ввозятся машины и оборудование. Импорт прогрессивной техники способствует
ускоренному развитию промышленности страны.
После распада социалистического лагеря правительство Чехии
взяло новый политический курс и основную
ставку сделало на развитие двухсторонних
отношений со странами Западной Европы и на привлечение в страну иностранных инвестиций в чешскую экономику
(в основном Германии, Франции и
Италии). Многие предприятия Чехии были проданы иностранным корпорациям, что позволило теснее интегрировать
экономику Чехии в общую экономику
Западной Европы.
В последние 5 лет на долю внешней
торговли в создании валового национального дохода приходилось примерно 30-40%. В
структуре экспорта Чехии
основным составляющими являются машины, транспортные средства и промышленные товары широкого
потребления. Их удельный вес - свыше 70%.
Среди основных торговых партнеров страны -
Германия, Словакия, Австралия, Россия,
Италия, Польша, Франция. Их доля во внешнеторговом обороте составляет 70%.
Укрепление позиции чешской
кроны привело также к расширению товарных
поставок из США. Особым спросом у чехов пользуются автомобили, офисное оборудование, радиоприемники, компьютеры и
программное обеспечение.
Предполагается, что в
ближайшее время Чехия расширит импорт телекоммуникационных приборов, оборудования по контролю за
уровнем загрязнения окружающей среды,
систем для выработки электроэнергии, линий производства
продуктов питания, строительных материалов и медицинского оборудования.
Структура внешней торговли Чехии в 2005 году
|
Товарооборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
Сальдо,
млн.
долл.
|
|
млн. долл.
|
2005 к 2004, в%
|
млн.
долл.
|
2005 к 2004, в%
|
млн.
долл.
|
2005 к 2004, в%
|
Страны
с развитой экономикой, в том числе:
|
131 999
|
112,4
|
70 627
|
114,8
|
61370
|
109,9
|
9 256
|
страны
ЕС-25
|
119 884
|
112,3
|
65 832
|
114,0
|
54 052
|
110,3
|
11 780
|
Развивающиеся
страны
|
7 147
|
110,9
|
2 770
|
130,5
|
4 377
|
101,3
|
-1606
|
Европейские
страны с переходной экономикой
|
2 521
|
128,6
|
1914
|
125,5
|
607
|
139,5
|
1307
|
Страны
СНГ
|
8 294
|
150,0
|
2 435
|
147,5
|
5 859
|
151,0
|
-3 424
|
Прочие
страны
|
4 379
|
110,7
|
336
|
107,5
|
4 043
|
111,0
|
-3 706
|
Итого:
|
154 479
|
114,1
|
78 135
|
116,3
|
76 344
|
111,9
|
1 790
|
Основу чешского экспорта составляют машины и механизмы
(20,2%), транспортные средства (16,3%), электрооборудование (14,2), сталь и
стальные изделия (9%), изделия из резины и пластмассы (6%), мебель (3,1), минеральные
продукты (3%), изделия из стекла (2,2%), изделия из древесины
(1,6%), оптические приборы (1,5%), бумага и картон (1,5%), алюминий и изделия
из него (1,2%). Обращает на себя внимание тот факт, что структура экспорта
является зеркальным отражением структуры промышленности страны пребывания.
Наибольшее
увеличение объемов экспортных поставок достигнуто по следующим товарным позициям:
(млн. долларов)
Наименование товара
|
Объем
|
Прирост
|
автомобили легковые
|
6 145,6
|
1 547,7
|
вычислительные машины и
их блоки
|
4 255,8
|
928,0
|
части и оборудование
автомобилей
|
5 448,9
|
879,3
|
нефтепродукты,
полученные из битуминозных минералов
|
486,0
|
183,0
|
пшеница
|
177,5
|
150,2
|
изделия прочие из железа
и стали
|
898,7
|
123,1
|
летательные аппараты
|
177,5
|
122,5
|
двигатели внутреннего
сгорания с искровым зажиганием
|
230,9
|
119,5
|
лекарственные средства
|
381,8
|
111,9
|
электроэнергия
|
727,3
|
105,0
|
В
импорте по-прежнему высок удельный вес машин и механизмов (16%), электрооборудования
(14,7%), минеральных продуктов (9,2%), транспортных средств (8,7%), стали и
стальных изделий (7,8%), изделий из резины и пластмассы (7,6%),
фармацевтической продукции (2,7%), бумаги и картона (1,9%), оптических приборов
(2,3%), алюминия и изделий из него (1,6%), мебели (1,4%).
Значительно возросли объемы импортных закупок по следующим товарным
позициям:
Наименование товара
|
Объем
|
Прирост
|
нефть сырая и
нефтепродукты сырые
|
2 789,3
|
1 146,0
|
газы нефтяные и
углеводороды газообразные прочие
|
2 074,9
|
772,0
|
части и оборудование
автомобилей
|
3 170,6
|
669,7
|
летательные аппараты
|
657,7
|
498,0
|
нефть и нефтепродукты,
за исключение сырых
|
1 588,2
|
361,7
|
лекарственные средства
|
1 699,1
|
208,7
|
двигатели внутреннего
сгорания поршневые с воспламенением от сжатия (дизели или полудизели)
|
547 235
|
149,1
|
двигатели внутреннего
сгорания с искровым зажиганием
|
347,3
|
145,5
|
Благоприятные условия торговли, в свою очередь, повлияли на
формирование, впервые в истории Чехии, положительного сальдо торгового баланса,
которое сложилось в размере 1,7 млрд. долларов. Излишек баланса услуг составил
801,6 млн. долларов. Основной причиной существенного роста экспорта товаров и
услуг является значительный приток иностранных инвестиций в предыдущие годы.
4. Роль
зарубежных государств в экономике Чехии.
Иностранные
инвестиции. Одной из главных задач государственной политики Чехии является создание
благоприятной внешней среды - для инвестиций различные отрасли экономики. Инвестиции в
банки, энергетику, добывающую
промышленность, нефтехимию, фармацевтику и телекоммуникации не представляют
серьезного риска даже для самых осторожных вкладчиков, что является следствием
стабильной политической обстановки в стране.
Достигнув
экономической стабилизации, Чешская республика становится центром интересов прямых
иностранных инвестиции. В соответствии с Торговым кодексом ЧР инвестиции иностранных
предпринимателей защищены
от экспроприации, а различные межгосударственные соглашения о поддержке и защите иностранных
инвестиций, об экономическом сотрудничестве, об избегании двойного налогообложения
создают равноправные условия для предпринимательской деятельности, как для чешских субъектов
рынка, так и для
иностранных.
Одним из важных
условий дальнейшего притока иностранных инвестиций является также ясность и стабильность
таможенного законодательства.
После критики иностранными инвесторами недостаточной гибкости в таможенной
системе правительство Чешской республики издало распоряжение, которым установило новые
ставки импортных тарифов по товарам, подлежащим дальнейшей переработке, и новые условия их
реализации. Это
распоряжение выгодно, в первую очередь, совместным предприятиям с участием иностранного
имущества. Этим распоряжением на ввозимые товары, подвергаемые дальнейшей переработке,
комплектации или сборке готовых изделий, выпускаемых заказчиков, были установлены нулевые
таможенные либерализация
в области инвестиционной деятельности местных организаций за рубежом и
зарубежных организаций в Чешской республике:
А) иностранные
лица могут свободно открывать валютные счета в чешских банках (так же и чешские
граждане). Иностранцы могут в Чешской Республике покупать иностранные средства за чешскую
валюту и наоборот, приобретать
другие валютные средства, приобретать недвижимость в определенном масштабе, ввозить и
вывозить чешскую и иностранную валюту, если законом об иностранной валюте не предусмотрены
определенные ограничения.
Они могут свободно распоряжаться валютными средствами на своих счетах, включая их
инвестирование в виде прямых или портфельных капиталовложений в Чешской Республике.
Б) чешские
субъекты могут осуществлять капиталовложения за рубежом в виде прямых капиталовложении (здесь
достаточно только исполнение информационной обязанности), или в виде других, чем прямых
инвестиций, однако
в таком случае необходимо разрешение соответствующего финансового учреждения.
В
2005 году чистый приток прямых иностранных инвестиций в чешскую экономику увеличился
в 2,5 раза, по сравнению с 2004 годом. При этом 70% средств поступило в
результате приобретения иностранными компаниями акций чешских предприятий.
Приблизительно
половина средств была направлена на реализацию инвестиционных проектов в области
транспорта и телекоммуникаций, 29,5% -в сектор финансовых и деловых услуг,
16,8% - в перерабатывающую промышленность, прежде всего, в традиционные отрасли
чешской экономики - автомобилестроение и металлообработку, а также производства
пластмассовых и резиновых изделий, химических продуктов, электротехнического
оборудования, продуктов питания.
Традиционно
наибольший интерес к вложению капитала в чешскую экономику в указанный период
проявили инвесторы из стран-членов ЕС-15 (87% общего объема инвестиций). По
объему капиталовложений на первое место вышла Испания (44,7% общего объема
инвестиций), опередив крупных инвесторов - Нидерланды (18,1%), Германию
(10,1%), Австрию (4,1%), а также Польшу (6,4%).
Лидером среди инвесторов в истекшем году стала испанская
фирма "Telefonica", которая приобрела у чешского государства за 82,6
млрд. крон (около 3,4 млрд. долларов) контрольный пакет акций крупнейшей в
Чехии телекоммуникационной компании "Cesky Telecom".
В конце 2005 года внешний долг Чехии исчислялся в размере
45,8 млрд. долларов, что выше на 488,5 тыс. долларов, чем в конце 2004 года.
Около 69% общего объема долга приходится на долгосрочные обязательства перед
иностранными кредиторами, в том числе 19,6% - на обязательства правительства.
Основной причиной роста является выпуск долгосрочных правительственных
облигаций на внешних рынках на сумму почти 30 млрд. чешских крон и получение
займа Европейского инвестиционного банка для развития транспортной
инфраструктуры. Внешний долг составил примерно 38,4% ВВП страны пребывания.
5. Торгово-экономические отношения между Россией и
Чехией.
Торгово-экономические отношения между Россией
и Чехией развиваются успешно. На стабильном уровне сохраняется объем взаимной
торговли. Активно развивается межрегиональное сотрудничество. Расширяется
участие предпринимателей в выставках и ярмарках на территории двух стран.
Углубляется взаимодействие в инвестиционной сфере. Вместе с тем, определенным
тормозом на пути конструктивного и динамичного развития двусторонних связей
является длительная процедура получения въездных виз для граждан обеих стран
при осуществлении ими деловых поездок.
По
результатам прошлого года товарооборот между Чехией и Москвой составил порядка
450 миллионов долларов, из которых 300 с лишним миллионов приходилось на импорт
чешских товаров.
Сотрудничество
развивается по нескольким направлениям. Имеются традиционные связи между
мэриями Праги и Москвы. Они, в основном, носят дружественный характер. Затем,
когда началось экономическое сотрудничество в целом между РФ и ЧР, и Москва
вышла как ведущий субъект на международный рынок, что касается и торговли, и
инвестиционного сотрудничества, то тогда и появилась идея установления
контактов между правительством Москвы и ЧР. Эту роль на себя взяло Министерство
промышленности и торговли Чехии.
Главная задача ЧР в
экономической области состоит в поддержке предпринимательской деятельности
чешских фирм в Российской Федерации, в создании условий для реализации их
продукции, в обеспечении доступа на огромный российский рынок.
Есть много областей
сотрудничества, ожидающих своего развития. Чешская промышленность готова
участвовать в модернизации транспорта в РФ, сотрудничать в области модернизации
и реконструкции тепловозов, троллейбусов, автобусов, трамваев. Чешские фирмы готовы
участвовать в строительстве и модернизации нефтяного и газового комплекса
России, а также в обновлении оборудования машиностроительных заводов. Может
успешно развиваться сотрудничество в сельском хозяйстве, как в перерабатывающей
области, так и в пищевой промышленности, а также в поставках
сельскохозяйственных технологий.
Подписана программа на
2006-2011 год об объеме поставок в размере 60 миллионов долларов в Россию, из
них - 20 миллионов в Москву. В отношении туризма достигнуто договоренность, как
между государством, так и частными туристическими программами Чехии и
московским Торговым домом в отношении организации туризма в Чехию и также
туризма из Чехии в Москву и, соответственно, в РФ. По выставочной деятельности
представлена программа департаментом промышленности и науки, который в
Правительстве Москвы отвечает за выставочную деятельность и, в соответствии с
этим, министерству промышленности и торговля ЧР представлена программа на
рассмотрение для того, чтобы совместно участвовать в различного рода выставках
как в Чехии, так в Москве, так и на международном уровне.
6. Прогноз развития
социально-экономической ситуации
на 2007-2008 года.
Согласно
макроэкономическому прогнозу министерства финансов Чехии ежегодное увеличение
валового внутреннего продукта страны пребывания в 2006-2008 годах оценивается
на уровне не менее 4%. Основной движущей силой будет являться местный спрос,
вызванный не только потреблением домашних хозяйств, но и высоким уровнем
инвестиций, позитивными результатами внешней торговли и планируемым снижением
налогового бремени.
Прогноз
макроэкономических показателей Чехии на 2007-2008 годы
(в сопоставимых ценах), в %
|
2007
|
2008
|
валовой
внутренний продукт
|
104,2
|
104,3
|
потребление
частного сектора
|
103,7
|
103,8
|
потребление
государственного сектора
|
100,2
|
99,7
|
производство
валового капитала
|
107,2
|
107,9
|
экспорт
товаров и услуг
|
110,8
|
110,0
|
импорт
товаров и услуг
|
110,6
|
109,8
|
внутренний
спрос
|
103,8
|
103,9
|
Источник: Министерство финансов Чехии
Ускорение экономического роста будет сопровождаться
дальнейшей концентрацией капитала в автомобильной промышленности,
машиностроении, электронике, секторе исследовательских и стратегических услуг
за счет притока прямых иностранных инвестиций, прежде всего, из стран-членов
ЕС-15. По прогнозу агентства "Czechlnvest" в 2006 году планируется
привлечь от 3 до 5 млрд. евро иностранных инвестиций.
Ожидается, что наращивание экспортных мощностей
промышленного комплекса, увеличение объема инвестиций, изменения в налоговом
законодательстве приведут к созданию новых рабочих мест, в результате чего безработица
в Чехии может уже к 2008 году снизиться до уровня 8%.
Следует
отметить, что международные организации (Всемирного банка, Международного
валютного фонда и ОЭСР) считают возможным сохранение темпов достигнутого роста
экономики Чехии только в случае осуществления структурных реформ в области
финансов, пенсионной системы и здравоохранения, а также улучшения условий для
развития предпринимательства.
По мнению министерства финансов Чехии, единственным риском
для экономического роста в стране пребывания станет внешнее окружение в связи с
прогнозируемым повышением цен на нефть, газ и другие биржевые товары на
международном рынке, а также очень низким экономическим ростом в странах,
которые являются для Чехии основными экспортными направлениями.
В связи с тем, что сильная
национальная валюта существенно ослабляет позиции экспортеров, Чешский
национальный банк планирует проведение в ближайшем будущем мероприятий по
снижению обменного курса чешской кроны по отношению к доллару США и евро, при
одновременном увеличении учетной ставки.
7. Заключение.
Ужесточение конкуренции в рамках общего рынка ЕС, а также
критический рост доли Евросоюза в экспорте Чехии вынуждают чешские компании
более активно искать новые рынки для сбыта своей продукции, закупок дешевого
сырья, материалов и полуфабрикатов, а также перемещения производств. Уже в
последние несколько лет чешские производители заметно активизировали свою
деятельность на восточном направлении. В 2005 году объем внешней торговли Чехии
со странами СНГ увеличился на 2,8 млрд. долларов и достиг 8,3 млрд. долларов.
При этом темпы роста чешского на 3,5 процентного пункта были ниже темпов роста
импорта. Увеличилась также доля стран СНГ и в общем объеме чешских инвестиций
за рубежом. Приоритетными отраслями для чешских инвесторов остаются металлургия,
финансовые и деловые услуги, деревообработка, производство продуктов питания,
изделий из резины и пластмассы, химических продуктов.
Список литературы:
Чешская Республика накануне вступления в Европейский союз/
Д. Провозник. // БИКИ -2004- №48 –с. 5-6.
Внешняя торговля Чешской Республики в 2003 г./ М. Строка. // БИКИ -2004- №48 –с. 7-8.
МВФ об экономических перспективах новых членов ЕС и стран
кандидатов. // БИКИ -2004- №122 –с. 1,4.
О перспективах экономического развития новых членов ЕС
стран кандидатов. // БИКИ -2005- №60 –с. 1, 6, 16.
http://www.torgpredstvo.ru/torg_pred.php?id_land=77