Методы управления белорусским предприятием
Введение
|
3
|
1.Сущность и природа экономических методов
управления
|
5
|
1.1. Сущность экономических методов управления
|
5
|
1.2.
Коммерческий и внутрифирменный расчет
|
6
|
1.3. Ценовая
политика и эффективное управление предприятием
|
9
|
1.4.
Обеспечение конкурентоспособности
|
14
|
1.5.
Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента
|
17
|
2. Анализ реализации экономических методов
управления в условиях конкретной фирмы
|
19
|
3. Пути совершенствования реализации
экономических методов управления
|
28
|
Заключение
|
32
|
Список
использованных источников
|
34
|
Введение
В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение
накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего
практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих
фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных
предприятий к новым условиях хозяйствования
Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и
развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и
инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:
1. Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений,
филиалов, дочерних компаний)
2. Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их
целей и целей предприятия в целом.
3. Политики предприятия по важнейшим направлениям деятельности, включая.
·
обеспечение
эффективности (рентабельности) производства;
·
развитие
инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование)
капиталовложений и размещение производства;
·
финансирование
хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных)
ресурсов;
·
развитие
и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
·
кадровую
политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов
его мотивации к производительному труду);
·
политику
ценообразования.
4. Оптимального (рационального) сочетания централизованных и децентрализованных
методов управления промышленным предприятием, его производственными
отделениями и другими структурными образованиями.
В данной курсовой
работе будет рассмотрены экономические методы управление предприятием.
Цель данной
работы – на основании литературных источников и данных предприятия изучить
методы управления белорусским предприятием.
Данная тема
актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя
руководствоваться только социально – психологическими и административными
методами управления предприятием.
Предприятию,
чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа
рыночной среды.
Задачи курсовой
работы:
¾ изучить сущность экономических
методов управления
¾ изучить коммерческий расчет как
важнейший экономический метод механизма хозяйствования
¾ изучить внутрифирменный расчет
¾ изучить ценовую политику и
эффективное управление предприятием
¾ изучить обеспечение
конкурентоспособности предприятия
¾ проанализировать внедрение экономических
методов управления предприятием
¾ дать предложения по внедрению
экономических методов управления на отечественных предприятиях
1.
СУЩНОСТЬ
И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.1.
Сущность
экономических методов управления
Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной
экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную
деятельность для создания экономических условий эффективной реализации
предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды
от осуществления этой деятельности.
Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия,
обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях
хозяйствования, являются
1) коммерческий расчет;
2) внутрифирменный расчет;
3) ценовая политика и механизмы ценообразования;
4) механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности
продукции и предприятия в целом [4, c.408].
Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств
и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие
на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и
людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его
эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.
Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы
управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на
повышение производительности и эффективности производства при постоянной
адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения
всех его участников. В отечественной практике экономический механизм
управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом [14, c.163].
Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в
целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и
окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его
развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти
методы предусматривают определение требований и формирование качественных
изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом
объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать.
Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано
на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в
рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные
тенденции развития общественного производства, его концентрацию и
интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства
и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в
производство достижений научно-технического прогресса для формирования и
поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого
роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке
[4, c.407].
В системе методов
управления выделяют:
¾
Административный
метод;
¾
Экономический
метод;
¾
Социально-психологический
метод [13, c.53].
Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность
средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание
благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические
рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе
фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной
основе.
1.2. Коммерческий и
внутрифирменный расчет
Экономический механизм
функционирования и развития фирм предполагает использование метода
коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей
фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта;
распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и
кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения
новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений
по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным
подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности,
территориального размещения предприятий и степени участия в общей
производственно-сбытовой деятельности фирмы [3, c.92].
Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические
рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов
деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности
конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и
предприятия в целом.
Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности
управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других
выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими
элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью
рычагов и методов коммерческого расчета являются [4, c.410]:
1) глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразования
и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех
его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и
получение устойчивой прибыли,
2) организация условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования)
производственной деятельности и развития
предприятия.
Существуют различные способы и формы использования моделей (экономических
рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае
использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.
Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для обеспечения
эффективного управления функционированием и развитием промышленного
предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий,
формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление
внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает
необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.
Необходимость разработки специфических методов и инструментов
взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия вызвана объективными
потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения
производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности,
реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной
самостоятельности. Характер отношений между подразделениями предприятия в
рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их
хозяйственно-экономического и правового положения.
Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие
юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на
договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями
(отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по
количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам.
Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются
по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся
через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные
счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами
материнской компании), то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как
составная часть прибыли предприятия).
В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая
форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным
расчетом.
Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих
децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между
подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).
Правовые отношения внутри предприятия определяют ответственность за
количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные
отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных
трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах
собственности одного предприятия (корпорации). В этом случае продукт выступает
товаром по форме, не будучи товарам по существу.
Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в
обеспечении минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства
конечного продукта в рамках предприятия.
В соответствии с принятыми отношениями в рамках внутрифирменного расчета
строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как
рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в
предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних
компаний, обеспечили этим роль регулятора издержек производства.
Коммерческий и
внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает
из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными
подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы
коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей
коммерческого расчета.
Отличительной особенностью
внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой
собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод
хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными
собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные
процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся
на рынке.
1.3.
Ценовая
политика и эффективное управление предприятием
Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономическом
механизме управления промышленным предприятием.
В современных условиях концентрации производства и монополистического
регулирования рынков существенно изменились условия формирования цен, их роль
и значение в экономической деятельности предприятия.
А именно:
Произошли качественные изменения механизма ценообразования,
представляющего сложную систему взаимозависимых действий и функций
регулирования и рыночной конкуренции.
Возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию,
не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как
регуляторов производства существенно ослаблена. К таким факторам следует
отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и
планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.
Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производства в
ориентации на них всей производственной деятельности предприятия, его
отделений и дочерних компаний. Это выдвигает требования относительной устойчивости
рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изменении.
Рыночные цены на большинство товаров мирового рынка устанавливаются не в
результате стихийной конкуренции, а по согласованию производственной и рыночной
стратегии и политики соответствующих фирм отрасли.
Промышленные предприятия планируют свою политику цен в долгосрочной
перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее
прогнозируемому спросу.
Учитывая эти изменения политика ценообразования должна предопределять
краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом.
Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить
прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в
долгосрочном плане его развития.
Цели ценовой политики [4, c.417]:
1. Обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулирования
цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации
производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки
производственных мощностей, обеспечения необходимых капиталовложений и новаций
для повышения производительности, качества и технического уровня производства,
достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях
конкуренции,
2. Создание условий для поддержания единых цен на однотипную продукцию
на мировом рынке.
Реализация этих целей осуществляется в тесной увязке ценовой политики с
маркетинговой деятельностью, проведением технической и инвестиционной политики
предприятия, направленных на полное удовлетворение платежеспособного спроса
рынка и поддержание уровня издержек производства и сбыта, обеспечивающего
запланированную прибыль и конкурентоспособность.
Главная стратегическая задача предприятия заключается в том, чтобы
предложить покупателю товар, ценность которого позволяла бы назначить цену,
превышающую издержки.
При определении ценовой политики следует иметь в виду, что в качестве
долгосрочной цели предприятие всегда стремится к установлению более высоких цен
на товар, качество которого может заинтересовать покупателя. Покупатели
выбирают поставщиков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом
ценность определяется как функция качества товара и его цены. Стратегические
цели и ценовая политика предприятия должны предусматривать
конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки,
сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и
уменьшения его рентабельности (прибыльности).
Публикуемые и расчетные цены
Предприятия, как правило, при взаимных расчетах и расчетах с внешними
контрагентами используют два вида цен: расчетные и публикуемые.
Публикуемые цены являются твердыми фиксируемыми. К ним относят:
прейскурантные и справочные цены, цены биржевых котировок, цены фактических
сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых публикуются в печати.
Публикуемые цены отражают уровень мировых цен.
Расчетные цены - это цены поставщика, устанавливаемые на сложное
промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и на
другую нестандартную продукцию. Такие цены принято называть договорными.
Договорные цены отражают достигнутый уровень эффективности производства
предприятием-производителем продукции.
Наиболее распространены прейскурантные цены на стандартную конечную
продукцию. Чаще предприятие выпускает свои фирменные прейскуранты, именуемые
марочными, так как они поступают в розничную торговлю под конкретной фирменной
маркой (товарным знаком производителя). Прейскурантные цены фиксированы и не
зависят от сбытовой сети. Сбытовые заграничные филиалы и дочерние компании
предприятия реализуют товары, производимые материнской компанией, по
установленным ею ценам. Прибыль таких компаний образуется за счет
предоставляемых скидок с прейскурантной цены.
Производственные заграничные отделения и дочерние компании, сами
осуществляющие производство и сбыт своих товаров, могут устанавливать на них
цены с учетом своих издержек и выпускать свои прейскуранты, рассчитанные на
рынок конкретной (своей) страны. Уровень этих цен подлежит одобрению
руководством предприятия. Заграничные лицензиаты (покупатели права
производства) марочных товаров также могут выпускать свои прейскуранты для
закрепленного за ними рынка и продавать эти товары с учетом условий лицензии
под маркой лицензиара или под своей торговой маркой.
Справочные цены на однородную продукцию также отличает относительная
стабильность и единый уровень на мировом рынке в соответствии с проводимой
согласованной политикой цен ведущих фирм отрасли. Справочные цены на сырьевые
товары, как правило, представляют так называемые базисные цены (для
определенного качества, спецификации, размеров, химического состава и т.п.).
Однако методы установления справочных цен на различные товары существенно разнятся.
При определении цены продукции используется один из известных подходов
(принципов) к ее формированию, в том числе: ценообразование на основе
себестоимости и ценообразование на основе ценности (потребительской) продукции
(услуг), а также ценообразование, основанное на учете поведения конкурентов.
Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления
цен и определения структуры цены. Наиболее известные методы ценообразования
приводятся ниже.
1. Самый простой метод ценообразования состоит в установлении цены на
уровне себестоимости выполненных работ плюс надбавка. В этом случае
формирование цены предусматривает установление себестоимости на основании
переменных и постоянных издержек на производство и сбыт продукции (услуг) с
учетом объема ее продаж, а также прибавления к себестоимости стандартной
надбавки, которая составляет прибыль. Этот метод распространен в сфере услуг,
когда цена составляет полную стоимость выполненной работы с включением в нее
стандартной наценки
2. Наиболее распространен в современных условиях метод, называемый в
экономической литературе «целевым» ценообразованием, ориентированным на
себестоимость. Этот метод предполагает установление полной цены с учетом
издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. При начислении
расчетной цены на сложное или комплектное промышленное оборудование
устанавливается цена общей поставки и каждой отдельной части с учетом
технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в
эксплуатацию. Целевое ценообразование является разновидностью более общего (и
более трудоемкого) метода на основе принципа безубыточности. Уровень желаемой
целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем
производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.
3. Скользящая цена в момент заключения договора может устанавливаться
путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе
исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает
установление структуры цены, определяющей процентное соотношения в ней
отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.).
Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах
деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности
продукции на рынке и об источниках прибыли.
4. В условиях жесткой конкуренции все большее число предприятий
(компаний) устанавливают цены на основе воспринимаемой ценности. Ключом к
ценообразованию в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а
не издержки продавца. Ценообразование на основе ценности означает, что
продавец не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу,
прежде чем будет установлена цена на него.
5. Ценообразование на основе учета конкуренции (поведения конкурентов)
может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых.
6. Ценообразование в рамках внутрифирменного расчета строится на иных
принципах. Цены в этом случае выполняют свои функции в модифицированном виде,
так как внутрифирменный расчет не имеет коммерческого характера. По существу
внутрифирменные цены являются результатом хозяйственной политики в интересах
предприятия (корпорации) в целом и носят в основном расчетный характер.
Установление этих показателей и их оценка при анализе хозяйственной
деятельности предприятия по технологическому циклу изготовления продукции в
условиях развитой внутрифирменной специализации и кооперации производства
связаны с рядом трудностей, основными причинами которых являются:
1) различие в уровне накладных расходов в отделениях, филиалах и
дочерних компаниях, связанных между собой единством технологического цикла
производства и сбыта продукции (услуг);
2) различие в подходах к внутрифирменному ценообразованию.
При этом механизм внутрифирменного ценообразования оказывает
непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных
образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается
согласование интересов отделений с общекорпоративными интересами и формируются
стимулы для улучшения работы. И от того, как выполняются эти функции, во
многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного
управления и результативность предприятия в целом.
В практике отработки и внедрения механизма внутрифирменного ценообразования
сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен:
1. Внутрифирменные цены, основанные на издержках производства.
2. Внутрифирменные цены, основанные на рыночных ценах.
3. Внутрифирменные цены, основанные на фактической цене конечной
продукции.
4. Внутрифирменные цены, формируемые на договорной основе.
5. Смешанные методы внутрифирменного ценообразования.
1.4.Обеспечение
конкурентоспособности
Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой),
определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг,
заставляя их повышать производительность и эффективность
производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного
целевого рынка [4, c.427].
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и
стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и
его производителя на рынке.
Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной
оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов.
Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара,
определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами
как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по
затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные
товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при
определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности
товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части
его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и
эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены
потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих
случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей,
объединенных в три группы: качественные, экономические и
организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности
конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной
сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других
внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность
определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес
для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной
потребности.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства
товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все
качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные
Наиболее значимые качественные показатели представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Наиболее значимые качественные показатели
конкурентоспособности продукции
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к
определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область
применения и условия использования данного товара
Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие
качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке
конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы
используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать
продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения
конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя
определенными свойствами (сопоставляемые показатели).
Регламентируемые показатели характеризуют безопасность товара, его
патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам,
требования к сертификации товара. Разумеется, что несоответствие продукции
требуемому уровню регламентируемых показателей не только пагубно сказывается на
конкурентоспособности товара, но и делает невозможным его реализацию.
Организационно-коммерческие показатели определяют конкурентоспособность
товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени
эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной
деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности
функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетельствуют
о качестве коммерческой работы и включают в себя рациональность торгового
контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического
обслуживания. Другими словами, данные показатели определяют эффективность
маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия.
Одним из основных методов оценки конкурентоспособности продукции является
рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировой экономической
практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы
определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры
продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по
пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний
по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается
вывод о конкурентоспособности продукции.
Стратегия предприятия в области обеспечения конкурентоспособности
продукции в большой степени зависит от того, на какой стадии жизненного цикла
находится выпускаемая продукция (ЖЦП). Обычно выделяют четыре или пять таких
стадий (табл. 1.1.) [4,
c.429].
Таблица 1.1. Стадии
жизненного цикла товара
Характеристики
товара и его производства
|
Стадии жизненного
цикла продукта и развития его целевого рынка
|
внедрение
|
рост
|
зрелость
|
насыщение
|
спад
|
Изменения продукции
|
очень высокие
|
высокие
|
средние
|
низкие
|
очень низкие
|
Изменения в процессах
|
низкие
|
средние
|
высокие
|
низкие
|
низкие
|
Конкуренция
|
неценовая
|
неценовая
|
ценовая
|
ценовая
|
со стороны нового товара
|
Экспорт
|
низкий
|
высокий
|
снижающийся
|
передача производства за границу
|
производство за границей
|
1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента
с функциями менеджмента
Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются
базовым элементом экономического механизма менеджмента.
Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном
использовании с другими элементами менеджмента.
Методы ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной
деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли),
которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост
капитала в длительной перспективе.
Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности
предприятия и функциями менеджмента приведена на рис. 1.2.
Рис. 1.2.
Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности предприятия и
функциями менеджмента
Таким образом, экономические методы управления находятся в тесной
взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента.
2.АНАЛИЗ
РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ
Анализ внедрения
экономических методов будет рассматриваться применительно к предприятию ПО "Квант". Тут также необходимо
отметить, что исследуемое предприятие занимается сборкой и реализацией телевизоров
с мониторами «Panasonic», производство находится в
СЭЗ «Брест», имеет торговое представительство в Минске.
Виды
деятельности ПО "Квант":
¾
производство
и сбыт мониторов и запасных частей к ним;
¾
выполнение
конструкторских и проектно-технологических работ;
¾
производство
и сбыт товаров;
¾
гарантийное
и послегарантийное обслуживание реализованной потребителям продукции;
¾
организация
фирменной торговли;
¾
оказание
платных услуг населению;
¾
осуществление
коммерческо-посреднической деятельности;
¾
осуществление
внешнеэкономической деятельности
Стратегия
развития ПО "Квант" на период 2006
-2008 годы нацелена на выпуск конкурентоспособных мониторов, соответствующих
современным требованиям международных стандартов (Правил), как по техническим,
так и экологическим показателям.
Рынки сбыта:
Основным рынком
сбыта является средний класс, в том числе экспорт в РБ и страны СНГ.
Миссия ПО
"Квант":
¾
производить
продукцию наивысшего качества и высокой потребительской ценности, которая
способствует повышению жизненного уровня людей в разных странах.
¾
создание
организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей,
обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный
труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов
честного отношения к труду и правильности действий.
¾
успешное
применение наших принципов поможет нам занять лидирующее положение наших
товаров на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела,
рабочих и служащих, акционеров и общества.
Цели
предприятия:
¾
увеличение
доли рынка на 15 %;
¾
повышение
объемов продаж на 30 %;
¾
увеличение
темпов роста чистого дохода;
¾
увеличение
доли собственного капитала до 80 %.
¾
выход на
новые рынки сбыта;
¾
повышение
качества производимой продукции;
¾
сокращение
нормативных сроков обслуживания клиентов до... дней и т.д.
Рис. 2.1. Организационная структура фирмы
ПО "Квант"
Основными
конкурентами на рынке продаж мониторов, сегодня являются:
1. Samtron
2. Samsung
3. LG
4. Philips и некоторые другие менее известные
марки.
Основные
конкурентные преимущества ПО "Квант":
1) постоянное
освоение новых изделий;
2) высокое
качество и надежность выпускаемой продукции;
3) использование
в производстве новейших технологий;
4) высокая
культура обслуживания клиентов и др.
Потребители
продукции:
Потребителями
данной продукции является население РФ и гости страны.
Таблица 2.1 Экономические
показатели производственно-хозяйственной деятельности ПО
"Квант" за 2003-2006 годы, тыс. бел. руб.
Показатели
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2006 в % к 2003г.
|
1. Товарная продукция (в сопоставимых ценах)
|
121816
|
178532
|
259120
|
343137
|
281,68
|
2. Себестоимость товарной продукции, в т.ч.
|
96250
|
123050
|
198560
|
232512
|
241,57
|
2.1. Материальные затраты
|
46523
|
68251
|
126201
|
135620
|
291,51
|
2.2. Заработная плата
|
25642
|
36521
|
46526
|
51236
|
199,81
|
2.3. Амортизационные отчисления
|
11652
|
14821
|
19520
|
20860
|
179,03
|
3. Балансовая прибыль, в т.ч.
|
25566
|
55482
|
60630
|
110625
|
432,70
|
3.1. Прибыль от реализации продукции
|
19650
|
46520
|
51230
|
98200
|
499,75
|
4. Прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия после уплаты налогов и платежей (чистая прибыль)
|
15652
|
32650
|
40256
|
68502
|
437,66
|
5. Численность ППП, чел
|
46
|
45
|
52
|
53
|
115,22
|
6. Средняя годовая стоимость основного
капитала (основных производственных фондов)
|
25450
|
32501
|
36520
|
65280
|
256,50
|
7. Оборотные средства
|
15605
|
25980
|
50620
|
56050
|
359,18
|
8. Объем продукции, поставляемой на экспорт
|
56501
|
58650
|
42602
|
32520
|
57,56
|
9. Активы предприятия
|
40501
|
60350
|
98530
|
135008
|
333,34
|
10. Собственный капитал предприятия
|
120450
|
136800
|
160860
|
165820
|
137,67
|
При внедрении
экономических методов управления, я наиболее подробно остановлюсь на ценовой
политике предприятия и обеспечении конкурентоспособности товара.
Для производства
мониторов нужны довольно большие цеха со специальным оборудованием. На данный
момент в Новгороде помимо цехов ПО "Квант",
других не существует. Чтобы построить аналогичное ПО
"Квант" и запустить его в эксплуатацию нужно, по крайней
мере, 8 - 10 лет. Но так как город не большой и ПО
"Квант" практически может сама полностью удовлетворять
потребности потребителей, то строительство новых предприятий не выгодно, так
как ведёт за собой большие издержки, не считая того, что вновь образовавшейся
фирме придётся выходить на старый рынок (рынок ПО
"Квант"), да ещё и предлагая такой же товар. Правда, можно
отнести к конкурентам производителей других моделей мониторов, но их и ПО "Квант" интересы пересекаются редко.
Также конкурентами могут являться аналогичные фирмы, расположенные не в Новгороде,
но это только в том случае, если ПО "Квант"
будем сильно завышать цену.
При анализе
конкурентов учитывались следующие параметры:
¾
Характеристика
монитора.
¾
Цена
одного монитора
¾
Насколько
хорошо представлен товар в магазинах, так как от этого очень сильно зависит
объем продаж.
Следующий этап
при анализе конкурентов – выяснение мнения потребителей.
Основными
конкурентами на рынке продаж мониторов, сегодня являются:
5.
Samtron
6.
Samsung
7.
LG
8.
Philips и некоторые другие менее
известные марки.
Но для более конкретного и точного сравнения фирмы с конкурентами
выберем метод «4Р». Он поможет руководству выяснить за счет, каких параметров
можно повысить конкурентоспособность предприятия.
Данные систематизируются в виде таблицы, в которой к каждому из
перечисленных параметров дается количественная оценка. Используется пятибалльная
шкала ранжирования:
1 – данный параметр – слабая сторона
5 – данный параметр – сильная сторона.
Таблица 2.2. Результаты
сравнительного анализа. (Лист конкурентоспособности)
№ п/п
|
Факторы
конкурентоспособности
|
Фирма Panasonic
|
Фирмы конкуренты
|
LG
|
Samtron
|
Samsung
|
1Р
|
-
надежность
|
4
|
3
|
2
|
2
|
|
- срок
службы
|
4
|
4
|
4
|
|
-
технический уровень
|
5
|
5
|
5
|
4
|
|
-
престиж торговой марки
|
4
|
5
|
5
|
4
|
|
-
гарантийное обслуживание
|
4
|
3
|
3
|
3
|
|
-
широта ассортимента
|
4
|
5
|
5
|
4
|
2Р
|
-
отпускная цена
|
4
|
4
|
5
|
4
|
|
-
розничная цена
|
4
|
4
|
5
|
4
|
|
-
скидки с цены
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
-
условия расчета
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3Р
|
- вид
канала сбыта
|
4
|
5
|
4
|
3
|
|
-
стратегия сбыта
|
4
|
4
|
4
|
3
|
|
-
степень охвата рынка
|
4
|
5
|
4
|
4
|
|
-
наличие и число посредников
|
4
|
3
|
2
|
3
|
4Р
|
- виды
продвижения
|
5
|
5
|
5
|
5
|
|
-
стратегии продвижения
|
4
|
3
|
5
|
2
|
|
- формы
рекламы
|
5
|
5
|
4
|
4
|
|
-
бюджет рекламы
|
4
|
4
|
1
|
3
|
|
-
частота появления рекламы
|
3
|
5
|
5
|
2
|
|
-
упоминание в средствах массовой информации
|
3
|
3
|
4
|
2
|
На основании данных таблицы видно, что самым конкурентоспособным
является монитор фирмы LG.
Он и есть главный конкурент фирмы Panasonic.
Анализ цен конкурентов
Таблица 2.3. Цена конкурентов.
Анализ цен и
товаров конкурентов
|
На установление
предприятием среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные
реакции. Анализ цен конкурентов см. ниже.
|
Среда
конкуренции
|
предприятие как бы
одновременно функционирует в двух средах:
·
среда, в которой цена
контролируется рынком
·
среда, цена в которой
контролируется государством
|
Выбор метода ценообразования
|
Ценовая стратегия
основана на конкуренции - цена устанавливается на уровне рыночных или немного
выше их (на верхней границе цены для похожих товаров).
|
Установление начальных цен
|
Начальное
ценообразование должно принимать во внимание следующие элементы:
1.
Скидки или снижение цен
могут увеличить продажи
2.
Дефицит может быть
вызван воровством, недопоставкой товаров и т. д.
3.
Товар может быть
поврежден небрежными служащими или покупателями
4.
Скидки для служащих
могут служить в качестве побудительных мотивов
5.
Операционные расходы
покрывают все издержки, не входящие в себестоимость продаваемых товаров и
прибыль
6.
Себестоимость
продаваемых товаров включает в себя прямые затраты на товары, купленные для
перепродажи
|
Установление окончательных размеров цен
|
На этом этапе будут
решаться следующие задачи:
1.
Создание собственной
системы для покупателей (фирмам-оптовикам, клиникам)
2.
Определение механизма
корректировки цен в будущем с учетом стадий жизненного цикла товара и
инфляции.
|
Учет мер государственного регулирования
|
Законодательные
акты регулируют максимальную торговую наценку.
|
Адаптация цены
|
Для того, чтобы
вознаградить или стимулировать потребителей к оперативной оплате счетов,
большим объемам заказов можно использовать коррекцию базисной цены. При этом
необходимо соизмерять стоимость каждой предоставляемой скидки или зачета с их
воздействием на реальный объем продаж.
·
Скидки за объем закупаемого
препарата
·
Функциональные скидки
(предоставляются тем участникам процесса товародвижения, которые выполняют
определенные функции по продаже монитора).
·
Подарки
|
Таким образом,
если мы назначим свою цену - не смотря на них, то это будет последним днём
этой компании. Т.к. если у них цены будут ниже, а качество примерно одинаковым,
то быстро потеряем положение лидера. Однако что мы видим: ни у одной компании
больше нет 19-дюймового монитора. Есть 17 -, 20 - дюймовые мониторы, а таких ни
у кого нет. А стоимость между 17 - и 20- дюймовыми мониторами весьма
существенная.
Вот
мы и будем продавать 19- дюймовые мониторы, которые, несомненно, стоят ближе к
20 - дюймовым, чем к 17 -дюймовым по цене, которая будет гораздо ближе к
17-дюймовым мониторам. А, как следует из расчётов, мы это вполне можем себе
позволить. Благодаря этому мы сразу делаем сильный рывок скатерти регионального
рынка в свою сторону. И выходим, как и запланировала компания, на первое место
среди продавцов и производителей больших мониторов. Цена на монитор ПО "Квант" будет, как уже говорилось
раньше, 150 у.е.. Это именно та цена, по которой потребители будут
приобретать его, не считая, что эта цена завышена. А вот конкурентам явно
придётся потрудиться - ведь цены на 20- дюймовые мониторы с подобным качеством
изображения на порядок выше. А если учесть, что мониторы ПО "Квант" будут приобретать
преимущественно фирмы, которые, как правило, совершают оптовые покупки, то
здесь следует так же разработать гибкую систему скидок. Т.е. скидки должны
зависеть от того, является ли этот покупатель постоянным, насколько большую
партию он собирается приобрести и т.д.
Политика
ценообразования – это выбор предприятием возможной динамики изменения цены на
товар, наилучшим образом соответствующей целям предприятия.
Для этого нужно,
прежде всего, определить потребности рынка и его ёмкость (как уже было
рассчитано выше - 1000 мониторов в год). Это уже сделали. Затем нужно
разработать политику сбыта продукции, о чём речь уже была и ещё будет.
Обязательно должна быть разработана программа по сервисному обслуживанию.
И, наконец, это гибкая ценовая
политика. Но для этого надо посчитать издержки.
Для этого
необходимо знать, что:
1. амортизационные отчисления
равны 20% от стоимости оборудования
2. основные фонды равны 35% от
фонда оплаты труда;
3. аренда равна 10% от суммы
всех аренд;
4. накладные равны 25% от фонда
оплаты труда.
И, уже зная эту
информацию, можно приступить непосредственно к вычислению затрат, результаты
которых для удобства можно свести в следующую таблицу.
Таблица 2.4. Издержки, в тыс. рублях
показатели
|
сумма
|
себестоимость
|
199100
|
заработная плата ( за год )
|
5966290
|
аренда за помещения и т.д.
|
11543470
|
амортизационные отчисления
|
1062002
|
основные фонды
|
2386510
|
накладные
|
1594590
|
итого
|
22751690
|
Исходя из этих
данных можно назначать цену на товар. Наиболее приемлемой ценовой стратегией
будет стратегия преимущественной цены. Суть ее в том, что преимущество
достигается по отношению к конкурентам по издержкам (цена устанавливается ниже
цен конкурентов), или по качеству (цена выше цен конкурентов, чтобы товар
оценивался как престижный).
Теперь подведем
итоги по проведенному анализу: для того, чтобы покупатель доверял
фирме, он должен знать о ней как можно больше. Если разделить все мониторы до
17 дюймов и больше 17, то в 2002 году эта фирма занимала 3 место по продаже больших
мониторов, а в 2007 году ей прочат первое место. На основании всего выше
сказанного, необходимо отметить, что мониторы этой фирмы отличает то, что они
занимают меньше места, имеют систему растяжения пикселей, обладают удивительным
свойством - их кинескопы абсолютно плоские и по горизонтали и по вертикали,
способны поддерживать работу при разрешении до 1280 х 1024 при 80 Гц. У многих
моделей полностью отсутствует излучение. И все эти свойства очень удачно
сочетаются с невысокой для таких мониторов ценой (331000 т.р.). Наличие
большого количества сервисных центров с первоклассными специалистами, а так же
разветвлённая сеть фирменных магазинов всегда рады вам оказать помощь или
проконсультировать.
Таким образом, в
ходе исследования выявлено, что максимально реальный спрос на мониторы
наблюдается среди потребителей в возрасте от 30 до 35 лет с достатком около 155
– 200 у.е. Они согласны отдавать большие деньги за мониторы, отвечающие их
запросам. Мониторы по невысокой цене они так же согласны приобретать, но таких
среди данной группы меньше. Таких покупателей больше среди категории, к которой
относятся люди возраста 35-40 лет и имеющие заработок около 225 – 500 у.е.
Именно эти две категории будут формировать спрос на мониторы, а значит, именно
на них следует ориентироваться. При этом надо заметить что, как правило, чем
выше цена, тем больше диагональ монитора.
Это значит, что
основу спроса на мониторы составляет спрос на мониторы большого формата. Для
этого фирма намерена и дальше следовать стратегии проникновения на рынок, дабы
окончательно упрочить своё положение лидера. Всё необходимое для этого есть: предприятие
в состоянии назначать более низкие цены, сервис ПО
"Квант" так же не уступает конкурентам, а качество мониторов
для остальных пока что недостижимо.
Эти задачи будут
решать следующие службы: служба маркетингового исследования - в её
задачу входит поиск новых рынков, прогноз развития рынков, рекомендации при
определении нового вида товара; служба маркетинга - организация сбыта
продукции; служба международного маркетинга - организация сбыта
продукции в различных странах, поддержание с ними деловых контактов,
прослеживание развития мирового рынка; служба стимулирования сбыта - организация
различных мероприятий, направленных на привлечение общественного внимания к
продукции фирмы, организация рекламы и многие другие действия, направленные на
увеличение числа продаж; служба организации общественного мнения - создание
благоприятной для деятельности фирмы деловой обстановки.
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Основным
направлением по внедрению экономических методов управления на отечественных
предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора
управленческих решений. Рассмотрим данное направление более подробно.
Конечная цель
системы менеджмента — увеличение прибыли за счет повышения конкурентоспособности
товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы.
Улучшения финансового состояния фирмы можно достичь за счет повышения качества
товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения,
увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического
и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон
деятельности отражаются на росте прибыли фирмы —
изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество
товара, его цена и затраты на использование. Эти особенности проявления
эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления
товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при
унифицированных принципах подхода к расчетам.
К принципам экономического обоснования относятся:
¾
учет фактора времени;
¾
учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;
¾
применение системного подхода;
¾
применение комплексного подхода;
¾
обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
¾
обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
¾ учет факторов
неопределенности и риска.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих принципов.
Сущность фактора времени заключается в
том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через
несколько лет получит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные
вложения, получим прибыль от вложений.
Пример 1. Допустим, потребитель покупает орудие труда —
нефтеаппаратуру для разделения нефти. На «входе» системы (объекта или
нефтеаппаратуры) будет нефть, а на «выходе» - продукция переработки: бензин,
мазут и пр. Для потребителя важна отдача объекта (нефтеаппаратуры),
выражающаяся в доходе, полученном от реализации продукции, произведенной объектом
(цена продукции минус ее себестоимость). Чем выше качество объекта, тем выше
его производительность, качество выпускаемой им продукции (и соответственно
цена продукции), надежность и безопасность работы, меньше затрат на
эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты, потерь по разным причинам.
Затраты на приобретение и монтаж объекта будут вычитаться от дохода.
Пример 2. Изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию
производства (процессов). В качестве объекта будет процесс, на «входе» —
ресурсы для изготовления нефтеаппаратуры, на «выходе» — нефтеаппаратура как
результат преобразования «входа» в результат процесса. В этом случае
экономический эффект мероприятия по совершенствованию процесса как элемента системы
менеджмента проявится в снижении себестоимости изготовления нефтеаппаратуры
(за вычетом затрат на мероприятие).
Пример 3. Для фирмы-изготовителя совершенствуется «вход» системы,
например, качество материалов, комплектующих изделий или других составляющих.
Это улучшение повлияет на повышение качества «выхода» — качества
нефтеаппаратуры и соответственно ее цены, а также качества процесса (как
объекта) за счет сокращения брака у изготовителя, сокращения простоев и других
факторов. Дополнительно повышение качества «выхода», как и в примере 1, увеличит
доход потребителя нефтеаппаратуры.
Как видим, методика расчета экономического эффекта зависит и от
нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо.
Применение комплексного подхода к расчету экономического
эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта
от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по
методу расчета социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения)
показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям
относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду,
природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей
радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны
обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной
среды.
Обеспечение многовариантности технических и
организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без
анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за
дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в
условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз
отмерить (при помощи компьютера), прежде чем отрезать. Трудно, но рынок не
терпит шапкозакидательского менеджмента. Можно еще раз вспомнить соотношения
1:10:100:1000, где один доллар — экономия на принятии упрощенного решения на
стадии его формирования, а 10,100,1000 — потери на последующих стадиях
жизненного цикла решения. К реализации принимается вариант с наибольшим
экономическим эффектом.
Сопоставимость вариантов расчета по исходной
информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по
новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике
не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них
приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той
же математической модели расчета. Подробнее эти приемы рассмотрены при
изложении конкретных методов расчета.
Примеры экономического обоснования управленческих решений по
повышению качества компонентов системы менеджмента приведены в работе. Таким
образом, для обеспечения требуемых качества и эффективности процесса
разработки, принятия и реализации управленческого решения рекомендуется
учитывать некоторые особенности.
1.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации,
снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем
реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
2.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой
цене? с какими параметрами? с какими затратами? в каком количестве? в
какие сроки? где? кому (исполнители)?
3.
Основные требования к качеству информации для принятия
управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность,
адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая
скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность.
4.
К основным параметрам качества управленческих решений следует
относить: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность
реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим
данным.
5.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности
управленческих решений относятся: применение к разработке решения научных
подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения,
обеспечение качественной информацией, прогнозирования, моделирования и
экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости
альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность,
автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации
решения.
6.
Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться
в сопоставимый вид по факторам времени, качества объектов, масштабу
производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям
применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.
7.
К специфическим принципам анализа относятся: принцип единства
анализа и синтеза, принцип ранжирования факторов, принцип обеспечения
сопоставимости вариантов, принцип оперативности, принцип количественной
определенности решения.
8.
К принципам прогнозирования относятся: системность, комплексность,
непрерывность, вариантность, адекватность, оптимальность.
9.
К принципам экономического обоснования управленческих решений
относятся: учет фактора времени, учет затрат и результатов за жизненный цикл
объекта, применение к расчету системного и комплексного подходов,
многовариантность, сопоставимость вариантов, учет фактора неопределенности и
риска.
10.
Экономическое обоснование управленческих решений должно
осуществляться по одному из трех методов: повышение качества «входа» системы,
повышение качества процесса в системе, одновременное повышение качества
«входа» и процесса в системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из
проведенных мною исследований данной темы, я пришел к следующим теоретическим
выводам:
Обобщение опыта
отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель
системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного
использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим
формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее
построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.
Различают три
метода управления персоналом: административный метод
(организационно-распорядительный); экономический метод;
социально-психологический метод.
Экономические
методы основываются на правильном использовании экономических законов производства
и по способам воздействия известны как «метод пряника».
Руководители
предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для того чтобы
добиться оптимальной отдачи от своих подчиненных и, тем самым, добиться успехов
в своей деятельности.
Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы
управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на
повышение производительности и эффективности производства при постоянной
адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и
поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм
управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом.
Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия,
обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях
хозяйствования, являются коммерческий расчет; внутрифирменный расчет; ценовая
политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и
обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Анализ внедрения
экономических методов был рассмотрен применительно к предприятию ПО "Квант". Тут также необходимо
отметить, что исследуемое предприятие занимается сборкой и реализацией
мониторов «Panasonic», находится в Новгороде.
Самым конкурентоспособным является монитор фирмы LG. Он и есть главный конкурент фирмы Panasonic.
Стратегия
ценообразования – это выбор предприятием возможной динамики изменения цены на
товар, наилучшим образом соответствующей целям предприятия.
Наиболее
приемлемой ценовой стратегией будет стратегия преимущественной цены. Суть ее в
том, что преимущество достигается по отношению к конкурентам по издержкам (цена
устанавливается ниже цен конкурентов), или по качеству (цена выше цен
конкурентов, чтобы товар оценивался как престижный).
Основным
направлением по внедрению экономических методов управления на отечественных
предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора
управленческих решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ансофф И. Стратегическое
управление - М. 1989. -45 с.
2. Астахов В.П. Анализ
финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством - М. Ось-89
1995. – 89 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. -
М. ЮНИТИ 1995. – 569 с.
4. Гончаров В.И. «Менеджмент
предприятия»: Часть 2.: «Издательство МИУ» Минск 2005. – 624 с.
5. Ефимова О.А. Финансовый
анализ - М. Финансы 2000. – 69 с.
6. Павлова Л.Н. Финансовый
менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия - М. ЮНИТИ 1995. – 178 с.
7. Стоянова Е.А. Финансовый
менеджмент в условиях инфляции - М. Перспектива 1994. – 279 с.
8. Теория и практика
антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 1996. –
84 с.
9. Финансы в управлении
предприятием. Под ред. Ковалевой А.М. - М. Финансы и статистика 1995. – 259 с.
10. Основы менеджмента: Учебное
пособие для вузов/Науч.редактор А.А. Радугин. –М.: Центр, 2000. – 84 с.
11. Круглов М.И. Стратегическое
управление компанией. Учебник для ВУЗов. –М.: Русская деловая литература, 2000.
– 321 с.
12. Мескон М.Х., Альберт М.,
Хедоура Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. –М.: Дело, 2000. – 122 с.
13. Кабушкин Н.И., Основы
менеджмента: Учебное пособие, Минск 2005. – 243c.
14.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М.: Фирма Гардика, 2002.
– 44 с.
15. Рифард Л.Дафт, Менеджмент,
Питер 2004 . – 23 с.