Бизнес-планирование деятельности предприятия
Содержание
Введение
Глава1. Основы бизнес-плана
1.1.
Бизнес
план, его цели и задачи
1.2.
Внешние и
внутренние функции бизнес-плана
1.3.
Бизнес-план-
основа управления предприятием
1.4.
Особенности
различных типов и видов бизнес-проектов
1.5.
Классификация
бизнес-проектов
1.6.
Структура
и основные разделы бизнес-плана
Глава2. Разработка финансового плана
2.1. Характеристика исследуемого
предприятия и основные показатели его финансово-хозяйственной деятельности
2.2 Расчеты по финансовому
планированию предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Организация
предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, как показала
мировая практика, становится надежным делом только тогда, когда у ее истоков
находится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь
создаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новой
продукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятий с сохранением
или с изменением их функций, при антикризисном управлении, приватизации и т.д. Однако
основных адресатов бизнес-планов-банкиров финансистов, интересующихся прежде
всего вопросами прибыльности, беспокоят не только результаты, но и аргументы в
пользу проекта, благодаря которым эти результаты получены, т.е. именно технические,
финансовые и другие вопросы. Общепринятыми в мировой практике являются методы
планирования, основные на «кэш фло», что означает поток наличности. Это
собственно, и есть процесс описания проекта в финансовых терминах, в форме
бизнес-плана. Без него никто никаких средств не выдаст даже на короткое время.
В ряде экономически развитых стран нельзя пройти регистрацию нового предприятия
в соответствующих органах управления без предоставления в комплекте всей
необходимой документации и бизнес - плана.
Бизнес -
экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; целью любого
бизнеса является прибыль, т.е бизнес-это экономическая деятельность субъекта в
условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и
реализации определенной продукции или услуг.
Предметом
курсовой работы является «Финансовое планирование на предприятии.
Объектом
исследования выступает предприятие ОАО «Уралсельэнергопроект»
Цель данной
работы - разработка финансового планирования на предприятии ОАО «Уралсельэнергопроект».
Для достижения
этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие бизнес
плана его цели и задачи, функции, типы, виды и их особенности, классификацию и
структуру бизнес плана, произвести расчеты по финансовому планированию.
Глава 1.Основы
бизнес-плана
1.1.Бизнес-план
его цели и задачи
В условиях
рыночной экономики бизнес-план- необходимый инструмент технического,
экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая
взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими
организациями, посредниками, потребителями. Он представляет собой документ,
который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности
предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми они могут
столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Именно на основании этого
документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства.
Бизнес-план имеет
два принципиальных направления:
- внутреннее -
подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проектного
предложения (бизнеса) с оценкой результатов на каждом этапе;
- внешнее –
информировать о технических, организационно-экономических, финансовых,
юридических и прочих преимуществах (а также о рисках и проблемах) внешнего
инвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы,
принимающие решения (например об отводе участка, получении права на застройку),
а также коммерческие банки, предоставляющие кредит.
Не будет большим
преувеличением назвать бизнес план основой управления как коммерческим
проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. Благодаря
бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть на
собственное предприятие как бы со стороны, глазами придирчивого эксперта.
Процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и
организационных вопросов, заставляет браться, мобилизоваться сосредоточится,
что совсем не лишне при работе предприятия в рыночных условиях.
Бизнес-план может
разрабатываться для ориентации в мире бизнеса, но чаще всего для создания
(улучшения) продукции или услуг, внедрения нового инвестиционного проекта,
перестройки или реконструкции и деятельности предприятия (фирмы).
Назначение
бизнес-плана состоит в том, чтобы решить четыре принципиальные задачи :
- изучить
перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только
то, что можно продать;
- оценить
затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку
продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать,
чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела ;
- обнаружить
всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его
реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков
в случае не желательного развития событий;
- определить
критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли
дело на подъем или катится вниз.
Бизнес-план-
документ перспективный и составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперед.
Западные инвесторы нередко опасаются иметь с нами дело. И не только из-за
отсутствия гарантий, как это принято считать, но и из-за непрофессионально,
неубедительно разработанных документов.
1.2.Внешние и
внутренние функции бизнес-плана
Внешние функции
предприятия непосредственно связаны с внешней средой. К факторам внешней среды
относятся:
Экономические - в
значительной степени обуславливают величину денежных средств (большую или
меньшую), которые могут истратить покупатели, определяют наличие свободных
рабочих мест, наличие и доступность денежных ресурсов (в частности, необходимую
величину заемных средств);
Политические - влияют
на выбор способов управления экономикой;
Правовые -
регулируют предоставление или использование финансовых средств, условия продажи
товаров и услуг, налоговые отношения
Социально-культурные-
определяют виды товаров, которые могут быть востребованы, влияют на отношение
отдельных лиц к работе, величине зарплаты и условиям труда
Технологические-
отражают уровень научно-технического развития предпринимательства в области
производства, автоматизации обработки данных, информационных технологий и.т.д.
Физические или
географические - характеризуют природно-климатические условия, в которых
осуществляется предпринимательство (эти факторы оказывают прямое влияние на
размещение компаний и предприятий, а следовательно на расходы по доставке
сырья, распределению продукции и применению рабочей силы)
Институционные
организационно – технические – наличие разнообразие институтов, с помощью
которых бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения или вести
коммерческие операции (к ним относятся банки, оптовые и розничные продавцы,
специализированные фирмы и учреждения, учебные заведения, агентства по изучению
рынка, рекламные агентства, конторы по трудоустройству, транспортные агентства,
страховые компании, коммунальные услуги, поставщики, средства связи и передачи
информации).
Задачей
бизнес-плана, как правило, является анализ: микросреды; одной из функции
бизнеса; части финансовой деятельности, которая касается безубыточности,
максимализации прибыли, работы с заемными средствами, инфляционных процессов.
Определим внешние
функции бизнес плана
1.Хорошо оформленный лаконичный
бизнес-план –лучшая
«визитная
карточка» для предприятия. С его помощью предприятие стандартизирует процесс
ознакомления со своим проектом.
2.На экономическом этапе
становления и развития рынка,
рыночных
отношений и цивилизованного предпринимательства, наличие бизнес-плана
обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
3.Привлечение денег для
развития коммерческого дела
(партнерство,
инвестирование, кредитование) невозможно без того материала, который
содержится в бизнес плане. Основательно составленный бизнес-план может быть
быстро преобразован в заявку на финансирование.
4.Наличие бизнес-плана чисто
психологически вызывает
ощущение
основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца.
Анализ внешних
условий предполагает изучение коньюнктуры рынка, жизненного цикла работ, услуг
(продукции), циклов деловой активности (например воспроизводственного цикла), а
также анализ налогообложения, контроль за ценами и др.
Помимо внешних
функций, процесс бизнес-планирования затрагивает внутренние функции
предприятия, заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые
предпринимательские действия. При планировании приходится рассматривать свое
предприятие с различных позиций, оценивать всевозможные аспекты его
деятельности (например, сбыт, кадры, стимулирование). Многие из обнаруженных в
ходе бизнес-планирования сильных и слабых сторон предприятия трудно было бы
увидеть, если бы не работа над бизнес-планом.
К факторам
внутренней среды относятся:
- Характеристики
используемых технологий и оборудования
- Определение
качества продукции и услуг как товара
- Издержки
производства
Определим
внутренние функции бизнес-плана.
1.
С помощью
бизнес-плана можно обнаружить в начальном
состоянии те
недостатки в развитии предприятия, которые в будущем грозят перерасти в
серьезные препятствия и существенно осложнить работу.
2.Бизнес-план
придает конкретному бизнесу целенаправленность.
3. Составляя
бизнес-план, предприниматель приобретает инструмент контроля и управления,
позволяющий обеспечить планомерное продвижение своего предприятия к поставленным
целям.
4. В процессе
составления бизнес-план является мощным инструментом самообучения, а после
реализации предусмотренных действий- основой для сопоставления с фактическими
достижениями. Таким образом предприниматель приобретает знания, опыт и профессионализм,
которых не получил бы не планируя своего бизнеса.
И так бизнес-план
оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Именно он
помогает руководству предприятия принимать решение, например, какая часть
прибыли может быть оставлена для накопления, а какую можно распределить в форме
дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при обосновании
мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной
структуры фирмы, в частности для определения уровня централизации и
ответственности. Наиболее активно он применяется при поиске инвесторов: новых
акционеров, кредиторов и др.
1.3.Бизнес-план –
основа управления предприятием
Проработанный
бизнес план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого
осуществляется управление предприятием и контроль за его деятельностью. Он
эффективно помогает руководству предприятия в реализации конкретной
производственной, маркетинговой, технической, финансовой и кадровой политики, в
выявлении и устранении недостатков в управлении и сбоев в работе.
Бизнес-план
начинает «работать» еще до своего появления на свет. Сам процесс составления
бизнес плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют
руководство непредвзято и беспристрастно рассмотреть планируемую деятельность
во всех деталях, тщательно проанализировать свои идеи, проверить целесообразность
и возможность их реализации.
Бизнес план
является только внутренним документом предприятия, он используется так же и при
установлении или расширении контактов с партнерами:
-
поставщиками
сырья, материалов, топлива, оборудования
-
посредниками
в реализации продукции предприятия
-
предприятиями
или организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование
научно-технической, производственной, инвестиционной и иной деятельности
-
возможными
спонсорами.
Прежде всего
бизнес-план может помочь решить проблему
финансирования.
Будучи представленным в банк, инвестиционный фонд либо другому возможному
инвестору, бизнес-план (или заявка, составленная на его основе) должен убедить
потенциального заимодавца в том, что учредителями или руководством предприятия
найдены привлекательные возможности предпринимательской деятельности и что есть
последовательная и реалистичная программа предпринимательской идеи в жизнь.
Партнеры
предприятия, прежде чем установить или расширить взаимоотношения с ним, смогут
с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и
обеспечения высокого уровня прибыльности и платежеспособности. Содержащаяся в
нем информация помогает принять решение о целесообразности в условиях ведения
дел с предприятием, оценить его финансовую устойчивость и принять в расчет все
возможные риски, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам.
На основе
бизнес-плана могут разрабатываться проспекты эмиссии ценных бумаг, предложения
по государственной поддержке предприятия, другие документы, в которых требуется
отразить состояние и перспективы его развития.
1.4. Особенности различных типов и видов бизнес-проектов
Разработка нового продукта или нового проекта программного обеспечения;
инновационные проекты в области менеджмента, и маркетинга характеризуются
некоторыми особенностями:
- главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны
уточняться по мере достижения частных результатов;
- срок завершения и продолжительность проекта определены заранее,
желательно их точное соблюдение, однако они должны
также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных
результатов и общего развития проекта;
- планирование расходов на проект больше зависит от выделенных
ассигнований и меньше от действительного прогресса проекта;
- основные ограничения связаны с лимитированной возможностью
использования мощностей (оборудования и специалистов).
Инновационные бизнес-проекты можно классифицировать
следующим образом;
Экономические проекты – приватизация предприятий; создание аудиторской
системы, введение новой системы налогов.
Особенности
экономического проекта -главные цели предварительно намечаются, но требуют
корректировки по мере прогресса проекта;
то же самое относится и к срокам;
ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного
расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и
уточняются по ходу дела.
Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в
фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по
потребности.
Социальные
проекты – реформирование системы, социального обеспечения, здравоохранения,
социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий
природных и социальных потрясений.
Особенности социальных проектов цели только намечаются и должны
корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и
качественная их оценка существенно затруднена; сроки и продолжительность
проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и
впоследствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от
бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках
возможного. Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Организационные проекты - реформирование предприятия, реализация концепции новой системы
управления, создание новой организации или проведение международного форума.
Особенности организационных проектов и их цели заранее определены, однако
результаты количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух
случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением
системы; . срок и продолжительность задаются предварительно; pecypcы
предоставляются по мере возможности;
расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность,
однако требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Наличие нескольких альтернатив и допущений (относительно выбора
технологии; оборудования, мощности, места расположения, финансирования и т.д.)
осложняет инвестиционное проектирование.
Как правило, имеющиеся альтернативы следует рассмотреть уже на этапе
предварительного технико-экономического обоснования.
Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приводит к тому, что
фирма и инвестор получат достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для
определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли может иметь
следующий вид;
КИ+ КФ=ОК, где
КИ-капиталь инвестора, КФ- капитал фирмы, ОК- общий капитал
ПИ+ПФ=ОП, где
ПИ-прибыль инвестора, ПФ-прибыль фирмы, ОП-общая прибыль, подлежащая
распределению между участниками бизнес-проекта
ПИ/КИ › Nпи Nпи-норма прибыли капитала инвестора
ПФ/КФ › Nпф Nпф-норма прибыли капитала фирмы
С учетом этих
формул можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей
норме прибыли:
Nпи*dки + Nпф*dкф › Nоп, отсюда доли инвестора и фирмы вычисляются так: dиоп= (Nпи* dки)/ Nон; dфоп = (Nпф* dкф)/ Nон
Обычно фирма
сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей, тогда
справедлива такая целевая функция:
Nig- Nпи* dки
Nпф= --------------------- →
мах
dкф
Таким образом, из
множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирается тот, который при
данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора способен
принести максимальную прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты
использования общего капитала, которые не подлежат распределению между
инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме.
1.5. Классификация бизнес-проектов
Бизнес-проекты могут классифицироваться по типам, по классам, по
масштабу, по длительности, по виду и по сложности проекта.
- тип - по сферам деятельности (технический, экономический,
социальный, организационный, смешанный).
Класс - по
составу, структуре и предметной области (монопроект - отдельный проект,
мультипроект - комплексный, состоящий из ряда монопроектов и требующий общего
управления, мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей, других
образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов)
Масштаб - по
размерам проекта, количеству участников и степени влияния на внешнюю и
внутреннюю среду (мелкие, средние, крупные, очень крупные). Масштабы проектов
можно рассматривать в более конкретной форме: межгосударственные, международные,
национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые,
корпоративные, ведомственные, одного предприятия.
Длительность - по продолжительности периода осуществления
(краткосрочные - до трех лет, среднесрочные - от трех до пяти лет, долгосрочные
- свыше пяти лет).
- Сложность- по степени технической, финансовой, организационной и
других видов сложности (простые, сложные, очень сложные).
- Вид - по характеру предметной области (инновационный,
организационный, учебно-образовательный, исследовательский, научно-технический,
смешанный и т.д.).
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный
(затратный) характер: Величина инвестиций, необходимых для осуществления
бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации, но
прежде всего от масштаба; длительности и сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относят такие, в которых главной целью
является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли.
В этой группе выделяют инновациoнныe проекты, к которым относят
систему различных нововведений, обеспечивaющих непрерывное развитие
организационно-экономических систем.
Новая идея - самый дешевый ресурс и самый большой дефицит: Без идеи
предпринимательство существовать не может. В основе любого предпринимательства
лежит какая-нибудь идея. Одна хорошая идея может определить профессиональную
деятельность предпринимателя и многих людей, связанных с ним работой, на всю
жизнь.
Под источником формирования новых предпринимательских идей обычно
понимаются: потребители, конкуренты, товарный рынок, достижения науки и
техники, новые возможности применения уже производимого товара, письма с
жалобами, мнения работников отдела сбыта и торговых представителей, публикации
федерального правительства и новые законы, научные исследования и
опытно-конструкторские разработки.
Конечно, существуют и многие другие идеи, лежащие на поверхности,
схваченные налету или поднятые из глубины. Они могут не отличаться новизной.
Они могут быть гениальными и мизерными. Но существенно одно: для каждой идеи
есть свой потребительский рынок.
Предпринимательская идея - это идея, основанная на инновации,
нововведении, ноу-хау, т.е. направленная на разработку, создание и
распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм и.т.д.
Различают социально-экономические, организационно - управленческие, технико -
технологические инновации;
Хорошо, если предпринимательская идея подкреплена информацией о самом-самом
новом в той деятельности, какой посвящена эта идея. Ведь не на пустом же месте
она возникла. Здесь речь идет о ноу-хау (от англ. know-how - умение,
знание дела, секреты производства), т.е. об информационных материалах,
технических знаниях и практическом опыте технического, организационного,
коммерческого, финансового, управленческого и другого характера, имеющих
коммерческую ценность; способных обеспечить рентабельность производства .
Суть применения ноу-хау при обосновании идеи в предпринимательской
деятельности состоит в том, чтобы показать, как реализуется та или другая
разработка; как осваивается, новое изделие, технология, оборудование,
управленческая форма и т.п;
"Ноу-хау может содержать информацию о незапатентованном новшестве,
а может раскрывать порядок и организацию использования запатентованного
новшества и, быть важным к нему дополнением, обеспечивающим быструю его
реализацию в производстве и полное освоение.
Одним
из основных признаков ноу-хау является, конфиденциальность, индивидуальная
направленность, и секретность информации. Как правило, передача ноу-хау
сопровождается консультационными услугами со стороны авторов этой информации.
Передача ноу-хау часто включается в лицензионное соглашение, в договора о
продаже.
Способность целых отраслей производить так называемую наукоемкую
продукцию, включающую большие затраты на интеллектуальный продукт
(приобретение патента; научные разработки, опытно-конструкторские, проектные
работы), отвечающую требованиям мирового рынка - это уже не только инновация,
но мощный инновационный потенциал. Инновационный потенциал включает в себя
научные, проектные и конструкторские разработки, мощности экспериментальных
услуг, связанные с подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для
проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и многое
другое.
Начинающий предприниматель, а тем более предприниматель
опытный, затевающий новое дело, новый бизнес, должны обладать прежде
всего чутьем, т.е. угадывать и воспринимать перспективную идею. Собственно
говоря, наличие реальной предпринимательской идеи специалисты считают
основным фактором эффективности бизнеса. Но идея действительно должна быть реальной,
путем сравнительного анализа выявляется отбор эффективности идеи (чистая
прибыль, время окупаемости затрат и др.); цены(по сравнению с конкурентами или
аналогами); перспективы завоевания прочного положения на рынке (процент
рыночного сегмента); длительность подготовительного периода (от начала
воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара,
составляющего предмет этой идеи); размеры и источники требуемого капитала;
степень доступности оборудования, необходимого для организации производства;
доступность требуемого сырья в необходимых количествах; наличие рабочей силы
требуемого профиля и достаточного уровня квалификации.
Структура и основные разделы бизнес-плана
Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной
спецификой и размером предприятия, активностью рынка сбыта, продвинутостью
конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного
бизнеса, перспектив роста предприятия.
В зависимости от цели составления бизнес-плана, его разделы могут
разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Став разделов бизнес-плана и их цели
Состав раздела
|
Цель
|
Резюме
Исходные дан-ные и характе-ристика
Прогноз коньюнктуры рынка
Стратегия маркетинга
Конкуренция
Определение затрат
План производства
Организация работ и финансирования
Рынок сбыта
Определение доходов
Финансовый план
Формирование потока чистых средств
Оценка экономической, коммерческой
и социальной эффективности
Страхование коммерческого риска
|
Результаты и выводы бизнес-плана-предпола-гаемого
проекта. Новизна предполагаемой продук-ции. Сведения об объеме продаж,
выручке, затра-тах прибыли.
Функциональные особен-ности,
местоположение, условия использования территории
Современное состояние и тенденции
макроэкономических процессов в инвестиционной сфере
Маркетинговая ситуация, программа
осуществле-ния стратегии. Потенции-альные потребители. Рыночная коньюнктура.
Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразо-вание.
Ценовые показа-тели.
Потенциальные конкурен-ты: оценка
объема их продаж, доходов, пер-спектив внедрения моде-лей, основных
социально-экономических характери-стик , уровня качества и дизайна их
продукции, политики цен конкурентов
Единовременные и теку-щие затраты,
дисконтиро-вание, прогнозирование инфляции с определении-ем по источникам
финан-сирования
Производственный прогресс (его
описание). Перечень базовых опера-ций по обработке и сбор-ке. Поставка сырья,
мате-риалов, комплектующих изделий с полным переч-нем условий(по цене, ко-личеству
и качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на
производство продукции.
Блоки и этапы программ. Организация
работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования.
Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного
возврата средств и получения доходов
Положение дел в отрас-ли.
Потенциальные пот-ребители. Рыночная конь-юнктура
Виды производства, се-бистоимость
работ (Ус-луг), условия ценообра-зования, налогообложе-ния, получение валового
и чистого дохода с учетом дисконтирования и индек-са инфляции
Прогноз объемов реалии-зации.
Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расхо-дов. Сводный
баланс ак-тивов и пассивов пред-приятия. График движе-ния безубыточности.
План и структура управ-ления
(например, недви-жимость на данной тер-ритории), источники водоснабжения,
электро-энергии и т.п.
Расчетные показатели и их
интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвести-ций, точка
безубыточнос-ти проекта
Типы риска условия их
возникновения, возмож-ный ущерб. Вероятность появления новых техно-логий.
Альтернативные стратегии. Меры профи-лактики рисков. Програм-ма страхования и
внеш-него страхования от рисков
|
Объективная оценка продукции,
деятельности предприятия. Анализ объема продаж (выполненных работ)
Основание для анализа и расчетов
Прогноз коммерческой деятельности
привлекаемых фирм
Анализ состояния рынка, изменения
цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и
слабых сторон предприятия, производственных возможностей
Оценка потребитель-ских свойств
товара. Анализ товара конку-рентов. Анализ цен и затрат на производство
продукции
Объемы и структура затрат по видам,
источникам и направлениям
Оценка состояния дел по всем
пунктам плана производства
Блок-схема организа-ции работ (последова-тельность)
и финанси-рование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств
по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков
окупаемости вложений
Оценка положения дел в отрасли.
Анализ тем-па прироста по отрасли, потенциальных потре-бителей, рыночной
коньюнктуры
Оценка объема производства,
себистоимости работ (услуг) т.п.
Финансовый анализ деятельности пред-приятия.
Анализ Балан-са денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, дохо-дов
и затрат. Выявле-ние внутрихозяйствен-ных резервов для укрепления финансово-го
положения
Баланс финансовых расходов и
поступлений с учетом всех видов необходимых налогов
Оценка экономической, коммерческой,
бюджет-ной, социальной эффе-ктивности инвестиций
Анализ рисков по источ-никам и
причинам. Ана-лиз риска статистичес-ким, экспертным и ком-бинированным метода-ми.
Анализ выбора инвестиционных реше-ний. Поиск механизма предотвращения риска,
форм и условий страхо-вания
|
2
Разработка
финансового плана
2.1.
Характеристика исследуемого предприятия
Энергетика
является одной из важнейших отраслей страны. Основной вид деятельности нашей
организации – электроснабже-ние населенных пунктов и объектов
соц.культ.быта.
Не секрет, что
многие предприятия в условиях жесткой конкуренции и рыночной экономики терпят
убытки и не получают прибыль вследствие целого ряда причин: инфляции
издержек, неуправляемого роста цен, несовершенной налоговой системы и
законодательства, переоценки руководством предприятий своих сил и
возможностей, неверный подбор кадров или недостаточно квалифицированный
персонал и многое другое.
Организационно
правовая форма - Открытое акционерное общество. НИПИТКИ Уралсельэнерго-проект».
Форма
собственности – частная. ОАО «Уралсельэнерго-проект» осуществляет свою
хозяйственную деятельность на основании действующего законодательства РФ
(Гражданский кодекс РФ, закон РФ «Об акционерных обществах») и Устава ОАО
«Уралсельэнерго-проект».
Виды деятельности
организации - производит следующую продукцию:
1.Выполнение
инженерных изысканий для строительства (обьекты 2 уровня ответственности)
Инженерно-геодезические
изыскания:
-
обновление
топографических (инженерно-топографических ) планов;
-
топографические
съемки в масштабах 1: 10000- 1: 200;
-
съемки
подземных коммуникаций и сооружений;
-
трассирование
линейных сооружений;
-
геодезические
работы, связанные с переносом в натуру с привязкой инженерно-геологических
выработок, геофизических и других точек изысканий;
-
составление
инженерно-топографических планов.
Инженерно-геологические
изыскания:
-
инженерно-геологическая
съемка;
-
проходка
горных выработок;
-
лабораторные
исследования грунтов и подземных вод.
2. Построение и
развитие плановых и высотных съемочных сетей (теодолитные ходы точности 1:
1000, 1: 2000, 1: 3000, магистральные геодезические ходы точности 1: 5000, 1:
10000, микротриангуляция, геодезические засечки, геометрическое (техническое) и
тригонометрическое нивелирование) [ 1.12.0.0.0 ].
3. Использование
исходных топографо-геодезических, картографических и аэросъемочных материалов и
данных, материалов космических съемок при выполнении топографо-геодезических и
картографических работ.
4.
Технологическое проектирование объектов электроэнергетики (здания, сооружения
основного и вспомогательного назначения и их инженерное обеспечение), включая
региональные районные схемы электроснабжения потребителей и развития
электрических сетей напряжением до 110 кВ включительно:
- электростанции
с двигателями внутреннего сгорания (Поршневы-ми) любой мощности (дизельными,
газодизельными, газомотор-ными);
-
электростанции
с использованием нетрадиционных видов энергии ( ветровая, солнечная, биоотходы,
подземные источники тепла, водные стоки);
-
тепловые
котельные, электрокотельные 0,38-10кВ;
-
системы и
линии диспетчерско-технологического управления электрическими сетями и
электростанциями с использованием каналов связи высокочастотных по воздушным
линиям электропередачи, радиоканалов связи в УКВ диапазоне, радиорелейных линий
связи с антенными сооружениями; воздушных и кабельных линий связи,
оптиковолоконных (световодных) линии связи, учрежденческих АТС и коммутаторов;
5. Осуществление
функций генерального проектировщика.
6.
Проектно-конструкторские работы.
7. Разработка и
экспертиза проектно-сметной документации.
8. Осуществление
работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих
предприятий, в том числе разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе
предпроектной и проектной документации.
Масштабы
деятельности организации включают в себя : Урал, Башкирию, Пермскую,
Курганскую и Тюменскую области. В ноябре 1995 года институт
«Уралсельэнергопроект» был награжден сертификатом РФ «Лидер Российской
Экономики» и входит в состав пяти тысяч ведущих предприятий.
Цели ОАО
Уралсельэнергопроект»:
1.
Прибыльность
предприятия, показатель которой ежегодно должен расти.
2.
Повышение
рентабельности на основе снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
3.
Сохранение
сложившихся плодотворных взаимоотношений с покупателями (фирмами, компаниями,
частными лицами) и установление новых, перспективных.
4.
Расширение
рынка работ, услуг.
5.
Производственный
и технический прогресс, без которого любая организация будет терпеть
фиаско.
6. Достоверно и
правильно вести финансовый, бухгалтерский и статистический учет и отчетность.
Отвечать требованиям налоговой службы и ГосКомСтата. Сохранять и поддерживать
на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.
7. Поддерживать свою квалификацию и проф.пригодность на
высоком уровне.
8. Стараться
достичь наивысшей производительности труда.
9. Выйти на 1-ое
место по продаже работ и услуг.
10. Свести на нет административно-производственные конфликты.
Понять их сущность, сделать выводы и стараться
предотвратить
их возможное появление в дальнейшем.
Задача
организации – выполнять проектные работы качественно и в заранее оговоренные
сроки, тем самым завоевать рынок сбыта своей продукции. С технической точки
зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения
руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые
рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Считается, что, если задача выполняется таким способом и в нужные сроки,
как это предписано, организация будет действовать успешно.
2.2. Расчеты по
финансовому планированию предприятия
В качестве
исследуемого предприятия рассмотрим предприятие ОАО «Уралсельэнергопроект».
Общие сведения об
акционерном обществе- уставный капитал ОАО «Уралсельэнергопроект» составляет
-1442 тыс. рублей, он разделен на 2884814 шт. обыкновенных акций номинальной
стоимостью 0,5 руб. 100% выпущенных акций принадлежат РАО «ЕЭС России»
Основные
экономические показатели деятельности предприятия заполняются в таблице, все
данные таблицы берутся из формы № 2 о прибылях и убытках (приложение № 1)
Финансовым
планированием на предприятии является выплата дивидендов – Всего начислено на
выплату дивидендов за 2003г. (факт) 26 тыс/руб на 1 полугодие 2004г.
Планировалось 78 тыс/руб., а фактически начислено 80тыс/руб. На одну обыкновенную
акцию приходится 0,0277 рублей.
Контрольные
показатели ОАО «Уралсельэнергопроект» на 1 полугодие 2004г.
- экономические,
размер дивидендов на обыкновенные акции (в соответствии с методикой РАО «ЕЭС
России») 0,0277 млн.руб. за разработку показателей ответственный Департамент
корпоративной политики, Департамент экономики холдинга и дочерних обществ.
- финансовые,
оплата реализованной продукции поставленной в планируемый период 98%, доля
денежных средств в оплаченной продукции 98%, повышение дебиторской
задолженности 0,7 млн.руб и составляет (11%) – ответственный за разработку
показателей Департамент по энергосбытовой деятельности.
Сделаем анализ
ожидаемых результатов деятельности и задачи по основным направлениям
производственной, экономической и финансовой деятельности:
Расширение рынка
сбыта продукции, работ услуг.
ОАО
«Уралсельэнергопроект» с каждым годом увеличивает набор заказов от прочих
заказчиков, тем самым расширяет рынок сбыта своей продукции. В 1 полугодие
2004г. получены заказы от Администраций северных районов Тюменской области,
предприятий нефтегазодобывающей промышленности.
Выполнение
производственной программы. В 1 полугодие 2004г.
Планировался
объем отгруженной продукции-8,1млн.руб фактически отгружено 9,2 млн.руб.
Расходы на
производственную деятельность на уровне 1 квартала 2004г.
Расходы
обязательных и иных платежей из прибыли. Все расходы, платежи в бюджет и
внебюджетные фонды из прибыли производятся от реализованной (оплаченной
продукции). Задолженности по платежам нет.
Развитие
Открытого акционерного общества «Уралсельэнергопроект» - планируется
техперевооружение. Стоимость выполнения работ услуг договорная.
Дебиторская
задолженность института в 1 полугодие 2004г. увеличилась по сравнению с 1
полугодием 2003г.и составила 4,6млн.руб. Кредиторская задолженность составила
4,1млн.руб в том числе полученные авансы- 2,2млн.руб. Дебиторская задолженность
текущая. Баланс платежных средств положителен.
Результаты
хозяйственно-финансовой деятельности.
Планировалось
получить прибыли по оплате в 1 полугодии 2004г.-0,18млн.руб, фактически
получено 0,21млн.руб. Нераспределенная прибыль-0,14
Составляем смету
затрат - это полная сводка затрат на производство продукции, выполнение работ,
услуг (сметная стоимость) .
Для составления
смет используется сметная документация. Цели составления смет – увязка текущих
и перспективных планов, координация действий различных подразделений
предприятия, детализация общих целей производства и доведение их до
руководителей различных центров ответственности, управление и контроль за
производством , стимулирование эффективной работы руководителей и персонала
предприятия, определение будущих параметров хозяйственной деятельности,
периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление
отклонений и причин неудовлетворенной работы. (Приложение 2)
К затратам на
производство относится
- выпуск товаров
и услуг (без НДС)
- Себестоимость
продукции (работ, услуг)
-материальные
затраты в том числе сырье и материалы
-работы и услуги
производственного характера, транспортировка грузов, текущий ремонт,
капитальный ремонт
-электроэнергия
-тепло
-затраты на
оплату труда из них (оплата учебных отпусков, отчисление на соц.нужды,
амортизация основных средств)
- прочие затраты
в том числе износ по нематериальным активам, арендная плата, представительские
расходы) и.т.д.
К финансовому
бизнес планированию на предприятие относится расчет выплаты дивидендов и расчет
чистой прибыли (по отгрузке, по оплате) на планируемый период.
Для расчета
чистой прибыли нужно найти прибыль от проектно-изыскательских работ – это сумма
отгрузки минус себестоимость, затем прибыль от проектно-изыскательских работ
вычесть управленческие расходы плюс операционные доходы минус операционные
расходы плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы – это
получится прибыль до налогообложения, т.е из нее нужно вычесть налог на прибыль
24%. (Приложение 3)
Ппир = ∑отгр. – Сб
Пдо нал.обл = Ппир -Расх.упр + Дох.
опер.- Расх. Опер. + Дох.внер Расх.внер
Пчистая = Пдо нал.обл – 24% налог на
прибыль
Расчет чистой
прибыли по оплате рассчитываем также, как и по отгрузке только вместо ∑отгр
берем ∑ оплаты. (Приложение 4)
Затем
составляется смета использования прибыли, в ней расписывается прибыль по
источникам:
- резервный фонд
идет на покрытие убытков он должен не превышать 15% Уставного капитала
предприятия
-фонд накопления
идет на покупку основных средств
-фонд потребления
идет на выплату дивидендов
без этих
источников мы не можем использовать чистую прибыль.
В деятельности
ОАО «Уралсельэнергопроект мы используем прибыль предыдущего года. (Приложение 5)
Финансовая
независимость, финансовая устойчивость предприятия характеризуется следующими
показателями:
-
показатель
ликвидности
-
показатель
финансовой устойчивости
-
показатель
рентабельности предприятия
В показателе
ликвидности рассчитывается коэффициент абсолютной ликвидности (К1), он
показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта
за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценых бумаг и
депозитов, т.е. практически абсолютно ликвидными активами.
К1 = (денежные
средства + краткосрочные фин.вложения)/ краткосрочные пассивы
При расчете
показателя используются значения переменных на конец отчетного периода.
К1=
(с.260ф.1+с.250ф.1)/ с690ф.1
В показателе
финансовой устойчивости, рассчитывается коэффициент финансовой независимости
(К2), он характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже
значение коэффициента, тем больше займов у предприятия, тем выше риск
неплатежеспособности, потенциального возникновения денежного дефицита у
предприятия.
К2 = Собственный
капитал / Суммарный актив
К2 = с.490ф.1/
с.300ф.1
К2 = 13624 /
17770 = 0,77
Рентабельность
активов (К3) рассчитывается в %
К3 = (Чистая
прибыль/ Суммарные активы)*100%
К3 = (
с.190ф.2/(с.300ф.1отч.+с.300ф.1 баз)*0,5)*100%
При расчете
показателя используется величина чистой прибыли в пересчете на квартал (год) и
средняя величина суммарных активов за отчетный квартал (год).
К3 = (170 /
(17770+15816)*0,5) * 100% = 170 /16793 * 100% = 1,02%
Критериальные
значения аналитических показателей
В зависимости от
величины каждого показателя он относится к одной из 4х групп, каждой из которых
присваивается определенное количество балов
показатель
|
1группа
4 бала
|
2группа
3 балла
|
3группа
2 балла
|
4группа
1 балл
|
Показатель ликвидности (коэффициент абсолютной
ликвидности) К1
Показатель финансовой
устойчивости (коэффициентфинансовой независимости) К2
Показатель рентабельности
(рентабельность активов) К3
|
больше 0,15
больше 0,80
больше 3%
|
0,03-0,15
0,65-0,80
1,2%-3%
|
0,01-0,03
0,50-0,65
0%-1,2%
|
Меньше 0,01
Меньше 0,50
Меньше 0%
|
На основании
посчитанных коэффициентов можно сделать вывод, что предприятие ликвидное и
финансово устойчиво, коэффициент рентабельности активов составил 1,02%, что
говорит о прибыльности предприятия.
Заключение
Финансовое
бизнес- планирование на предприятии сводится к получению прибыли, полученной
путем создания и реализации определенной продукции, работ (услуг).
По
рассматриваемому предприятия можно сделать вывод, что сильными сторонами
предприятия является: гибкая система расчетов за выполненные работы и услуги;
политика незавышения цен; предоставление комплекса услуг; рост нематериальных
активов в виде получения лицензий на выполняемые работы и услуги; улучшение
материально-технической базы ( программное обеспечение, компьютеры нового
поколения), но существуют и слабые стороны стороны предприятия – это
недостаточная активность руководства и зачастую ее инертность; отсутствие
правильной организации труда (в большинстве своем должностные инструкции
отсутствуют); отсутствует такая должность как психолог; не учитываются особенности
характера человека при приеме его на определенную должность.
Этому предприятию
можно предложить:
-
активно
использовать рекламу для эффективного продвижения своих товаров и услуг на
рынке потребления;
-
создание
новых конкурентноспособных технологий и продукций, отвечающие требованиям
минимальной цены и высокого качества товара;
-
не
бояться готовить себе достойную смену специалистов, помогать молодым работникам
перенимать опыт;
На основании
сделанных расчетов по итогам работы общества за 1 полугодие 2004года можно
увидеть следующее: получена прибыль от реализации продукции по отгрузке
637тыс.руб., по оплате 319тыс.руб. Прибыль до налогообложения по отгруженной
продукции составила 529тыс.руб, по оплаченной продукции 211 тыс.руб.
После уплаты
налога на прибыль и отвлечения средств на пени и штрафы в обществе
сформировалась чистая прибыль к распределению по отгруженной продукции в
размере 456тыс.руб., по оплате 138тыс.руб.
С учетом
полученной прибыли за 1 полугодие по оплате (138тыс.руб) и свободных остатков
по фондам (416тыс.руб.): резервный фонд(100 тыс.руб), фонд накопления (-
тыс.руб.), фонд потребления (316 тыс.руб), отсюда финансовый итог общества
составил 554 тыс.руб.
Чистая прибыль
|
отклонение
%
|
Чистая прибыль
|
отклонение
%
|
Использование прибыли
|
отклонение
%
|
отгрузка
|
оплата
|
план
|
Факт, в.т.ч.
|
За счет фондов
|
Пл.
|
факт
|
Пл.
|
факт
|
240
|
456
|
190
|
124
|
138
|
184
|
184
|
184
|
-
|
Уровень оплаты
денежными средствами реализованной продукции: по отгрузке 96% , по оплате 98%
Для улучшения
состояния предприятия предлагаем принять во внимание ряд мероприятий,
способных по нашему мнению, улучшить экономическое и финансовое
процветание ОАО «Уралсельэнергопроект» :
- продолжить
работу по снижению дебиторской задолженности
-
вкладывать
свободные денежные средства в новые виды деятельности, обеспечивая тем
самым новые рынки сбыта;
Список
используемой литературы
1.
Налоговый
кодекс РФ
2.
Методика
расчета дивидендов дочерних и зависимых акционерных обществ РАО «ЕЭС России»
издание - Москва 2003г.
3. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.,
Финансы и статисти-ка, 2000.
4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и
планирование хозяйствующего субъекта. М., Финансы и статистика, 2002.
5. Барбаумов В.Е. Финансовые
инвестиции: Учебник. М., Финансы и статистика, 2003.
6. Бочаров В. В. Коммерческое
бюджетирование. СПб., Питер, 2003.
7.
Карзаева
Н.Н. Оценка в учетной и финансовой политике организации. М., Финансы и
статистика, 2002.
8.
Ковалев
В.В. Курс финансовых вычислений. М., Финансы и статистика, 2002.
9.
Ковалев
В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М., Финансы и статистика, 2003.
10.Ковалев В.В. Практикум по
финансовому менеджменту: Конспект лекций с задачами: Учеб.пособ. М., Финансы и
статистика, 2003.
11.
Ковалев
В.В. Сборник задач по финансовому анализу: Учеб.пособ.М., Финансы и статистика,
2002.
12.
Ковалев
В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М., Финансы и статистика, 2003.
13.
Ковалев
В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М., Финансы и
статистика, 2004.
14.
Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы предприятий: Учебник. М., ТК
Велби, 2003.
15.
Коллас Б.
Управление финансовой деятельностью предприятия: Уч. пос. / Пер. с фр. (Рек.
МО РФ). М., ЮНИТИ, 1999.
16.
Крейнина
М. Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособ. М., Дело и Сервис, 2001.
17.
Малыхин
В.И.Финансовая математика: Уч. пос. (Рек. МО РФ). М., ЮНИТИ, 2003.
18.
Обербринкманн
Ф. Современное понимание бухгалтерского баланса / Пер. с нем. М., Финансы и
статистика, 2003.
19.
Павлова
Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник (Рек. МО РФ). М., ЮНИТИ, 2003.
20.
Перар Ж. Управление
международными денежными потоками / Пер. с фр. М., Финансы и статистика, 2000.
21.
Попов
В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта: Учеб.пособ. М., Финансы и статистика,
2003.
22.
Селезнева
Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Уч. пос. М., ЮНИТИ, 2003.
23.
Сорокина
Е.М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях
реформирования российской экономики. М., Финансы и статистика, 2003.
24.
Стоянова
Е. Финансовый менеджмент. М., Перспектива, 2000.
25.
Тренев
Н.Н. Управление финансами: Учеб.пособ. М., Финансы и статистика, 2003.
26.
Тюрина
А.В. Финансовый менеджмент: Практикум: Уч. пос. М., ЮНИТИ, 2003.
27.
Тютюкина
Е. Б. Финансы предприятий: Учеб. - практ. пособ. М., Дашков и К., 2002.
28.
Уланов
В.А. Сборник задач по курсу финансовых вычислений. М., Финансы и статистика,
2003.
29.
Финансовый
менеджмент: Практикум: Уч. пос. / Под ред. Н.Ф. Самсонова (Рек. МО РФ). М.,
ЮНИТИ, 2001.
30.
Финансовый
менеджмент: Уч-к / Под ред. Г.Б. Поляка (Рек. МО РФ). М., ЮНИТИ, 2004.
31.
Финансовый
менеджмент: Уч-к / Под ред. Н.Ф. Самсонова (Рек. МО РФ). М., ЮНИТИ, 2003.
32.
Хруцкий
В.Э. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового
планирования. М., Финансы и статистика, 2003.
33.
Чернов
В.А. Финансовая политика организации: Уч-к. М., ЮНИТИ, 2003.