Характеристические
признаки
|
Интернациональные
корпорации
|
Многонациональные
корпорации
|
Глобальные
корпорации
|
1. Тип
взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов
|
Этноцентрический
|
Полицентрический
или региоцентрический
|
Геоцентрический
|
2. Ориентация
|
Абсолютный
прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только
для обеспечения снабжения или сбыта.
|
Объединение
компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе.
Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран.
Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и
производственную.
|
Интеграция
воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных
странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания
рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.
|
3. Отношение к
зарубежному рынку
|
Зарубежные
рынки рассматриваются только как продолжение
|
Зарубежные
рынки часто рассматриваются как более важный сек-
|
Ареной
деятельности является весь мир.
|
|
рынка
базирования материнской компании.
|
тор
деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком.
|
|
4. Уровень
централизации принятия управленческих решений
|
Высокая
централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании.
|
Децентрализация
отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам.
Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между
материнской компанией и филиалами.
|
Высокая
децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской
компанией и филиалами
|
5. Контроль за
деятельностью зарубежных филиалов
|
Сильный
контроль со стороны материнской компании.
|
Филиалы, как
правило, автономны.
|
Филиалы, как
правило, автономны
|
6. Кадровая
политика
|
Предпочтение
отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования
ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом.
|
В зарубежных
филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны
назначаются на ключевые посты.
|
Лучшие
работники из всех стран назначаются на любые посты.
|
7.
Организационная структура
|
Сложная орг.
структура материнской компании простая у зарубежных филиалов.
|
Орг. структура
с высоким уровнем независимости филиалов.
|
Весьма сложная
орг. структура с автономными филиалами.
|
8.
Информационные потоки
|
Большой объем
приказов и распоряжений в адрес филиалов.
|
Небольшой поток
информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами.
|
Значительные
потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами.
|
Интернациональные
корпорации - это национальные монополии с зарубежными активами.
Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного
государства.
Правовой
режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах
посредством образования в них зарубежных филиалов в виде структурных
подразделений без юридической самостоятельности и дочерних компаний. Эти
компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой
продукции, научно-исследовательских разработок.
В
целом они составляют крупный производственно-сбытовой комплекс с правом
собственности над акционерным капиталом только представителей
страны-учредителя.
Для
интернациональных компаний характерен этноцентрический тип (ethnocentric)
взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный
приоритет базовой (материнской) фирмы.
При
этноцентрическом типе зарубежные рынки остаются для корпораций, прежде всего
продолжением внутреннего рынка страны базирования материнской компании. ТНК
создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных
поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Для этого
типа ТНК характерно принятие управленческих решений преимущественно в
материнской компании, предпочтение соотечественникам в зарубежных филиалах.
Таким образом, отличительными чертами интернациональной корпорации являются
высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельностью
зарубежных филиалов со стороны материнской компании. В России накопленный опыт
отношений родительских компаний с зарубежными филиалами относится
преимущественно к рассматриваемому виду ТНК.
Многонациональные
(мультинациональные) корпорации (МНК) - это собственно международные
корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на
производственной и научно-технической основе.
Многонациональная
компания допускает большую степень независимости при проведении операций в
каждой из стран.
В
качестве примера такой компании можно привести англо-голландский концерн «Royal
Dutch Shell», существующий с 1907 года. Современный капитал этой компании делится
в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная
в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся
в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько филиалов в
виде совместных предприятий и в странах СНГ.
Для
мультинациональных корпораций характерны полицентрический (polycentric) или
региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический
тип характеризуется тем, что внешний рынок - это не менее, а часто и более
важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. У этих ТНК зарубежные
филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской
компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков.
В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот
вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций
управления, делегированием полномочий дочерним фирмам.
При
региоцентрическом подходе ТНК ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а
на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию.
Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они
ориентируются на весь регион. Этот вид ТНК особенно популярен в интеграционных
группировках и поэтому может представлять особый интерес для тех российских
ТНК, которые делают ставку на рынок СНГ.
С
точки зрения международного права, отличительными признаками МНК являются:
-
ориентация, в первую очередь, на зарубежные рынки;
-
наличие многонационального акционерного капитала;
-
существование многонационального руководящего
центра;
-
комплектование администрации иностранных филиалов
кадрами, знающими местные условия.
К глобальной
корпорации относят такую, которая интегрирует воедино хозяйственную
деятельность, осуществляемую в разных странах. Подобная компания проектирует изделие
или схему оказания услуг применительно к определенному сегменту мирового рынка
либо в разных странах производит составные части одного изделия.
Глобальные
корпорации возникли в 80-е годы и продолжают набирать силу. Они представляют
всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к
глобализации тяготеет химическая, электротехническая, электронная, нефтяная,
автомобильная, информационная, банковская и некоторые другие отрасли.
Для
наиболее зрелого типа ТНК - глобальных корпораций - характерен геоцентрический
(geocentric) подход к взаимоотношениям между материнской компанией и ее филиалами.
Эти ТНК являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов.
Материнская компания рассматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одну из ее
частей. Ареной деятельности геоцентрической ТНК является весь мир. Лишь
компания, высший управленческий персонал которой придерживается геоцентрической
позиции, может именоваться многонациональной или глобальной.
Вообще,
границы между этими группами международных компаний весьма подвижны, возможен
переход одной формы в другую.
Экономисты
большое внимание обращают на стимулы или мотивы, факторы, побуждающие фирмы
интернационализировать производство. По этому поводу существуют различные и
весьма противоречивые точки зрения. Необходимость производить заграничные
инвестиции экономисты объясняют несовершенством внутреннего и внешнего рынков,
конкуренцией со стороны фирм и предприятий, принадлежащих государству, желанием
реализовать технологические и организационные преимущества, управленческий и
предпринимательский опыт, использовать различия в валютных курсах, обеспечить
доступ к источникам сырья и т.д.
В
последние годы отношение государств к иностранным инвестициям существенно
изменилось: от активного ограничения под лозунгом защиты национальной
независимости до всемерного поощрения в целях решения проблем занятости. В
результате регионы и страны все чаще стали конкурировать между собой по поводу
привлечения иностранных капиталов.
Теоретический
анализ процесса интернационализации фирм - сравнительно новых раздел
экономической науки: работы на эту тему появились только в конце 50-х годов 20
века. Первые исследователи делали акцент на анализе несовершенной конкуренции и
олигополий. Постепенно в анализ включались факторы, связанные с организацией
фирм, а также элементы теории международной торговли, касающиеся динамики
сравнительных преимуществ стран. Сторонники каждого из подходов отдавали
предпочтение одному из факторов.
Приверженцы
синтетического подхода пытаются интегрировать три уровня анализа процессов
интернационализации: фирмы, отрасли, страны. Конкурентные преимущества фирм
опираются на факторы снижения издержек производства и факторы, позволяющие
осуществлять дифференциацию продукции. В целом конкурентные преимущества фирм
порождаются сравнительными преимуществами страны их происхождения: уровнем ее
технологического развития и квалификации рабочей силы, конкурентной структурой
экономики и объемом внутреннего спроса.
Как
известно, фирма производит товары и предъявляет спрос на факторы производства,
которые она пытается приобрести по максимально низким ценам. Страна (национальная
экономика) предоставляет фирме факторы производства в зависимости от их наличия
(количества) и производительности (качества) и предъявляет спрос - через своих
потребителей - на произведенные фирмой товары. Совпадение или несовпадение этих
двух типов преимуществ (фирм и стран) и определяет условия для зарубежных
прямых инвестиций. Однако в размещении капиталов немаловажную роль может играть
и отраслевая принадлежность фирмы. Структурные характеристики отраслей в первую
очередь влияют на способы размещения фирм. В современных условиях, когда
границы между отраслями, группами и фирмами становятся все более подвижными и
расплывчатыми, стратегия кооперации-конкуренции между фирмами затрагивает такие
аспекты их деятельности, как НИОКР, производство, маркетинг, адаптация к
техническим стандартам и нормам. При этом фирмы могут сотрудничать между собой
на начальных стадиях конкретной разработки, проектирования и производства
продукции.
Стратегические
альянсы между двумя фирмами порождают специфический выигрыш от альянса,
создающий основу для приобретения стратегического преимущества. Так, НИОКР,
осуществляемые в рамках совместного предприятия, могут способствовать увеличению
прибыли участников по двум причинам:
1) совместные работы устраняют расходы, связанные с соперничеством между
фирмами;
2) они позволяют партнерам получать доступ к промежуточным результатам
НИОКР, сокращая расходы на приобретения новых зданий, оборудования и т.д.
Английский
экономист П. Бакли и М. Кассон в 1976 г. попытались на основе выделения
определенных классификационных признаков, учитывающих инвестиционные стимулы
предприятий, создать свою теорию интернационализации производства. Эти авторы
считают, что принятие решения о заграничных инвестициях зависит от баланса
между четырьмя группами факторов, которые они определяют так:
-
факторы, специфичные для региона (размер
территории, транспортные связи, культурные особенности и традиции);
-
факторы, специфичные для нации или государства
(т.е. политические факторы, налоговое и финансовое законодательство и др.);
-
факторы, специфичные для фирмы (управленческий и
производственный опыт).[6]
Теоретический
анализ показывает, что успешно инвестирующие за границей ТНК обладают одним или
несколькими конкурентными преимуществами по сравнению с фирмами принимающих
стран. В то же время ТНК пытаются разместить свои капиталы в стране, которая обладает
сравнительными преимуществами в определенной отрасли производства, либо имеет
емкий рынок. Из этих теоретических положений вытекает, что
1) стремление
привлечь иностранную фирму, не обладающую конкурентным преимуществом,
иллюзорно;
2) невозможно
привлечь иностранные фирмы в отрасли, в которых принимающая страна не имеет
никаких сравнительных преимуществ;
3) не следует
мешать иностранным фирмам проникать в отрасли, в которых принимающая сторона
обладает сравнительными преимуществами;
4) необходимо
реально оценить конкурентные преимущества фирм, являющихся «гиперзащищенными
национальными чемпионами»; если они обладают такими преимуществами, они могут
участвовать в международных стратегических альянсах;
5) не следует
пытаться привлечь иностранные инвестиции только с помощью финансовых стимулов,
не затрагивая при этом структурных факторов и соотношения между спросом и
предложением в принимающей стране.
Как
отмечает Дж. Диболд американские фирмы разработали определенную технику своего
«превращения в транснациональные компании», которая основана на знании таких
элементов, как налоговые и трудовые законодательства различных стран, нормы,
регулирующие иностранные инвестиции и деятельность иностранных предприятий,
традиции и обычаи в политической и общественной жизни и пр. Группа ученых во
главе с Дж. Диболдом выделяет семь факторов, которые, по их мнению, в
наибольшей мере способствовали в 1950-70 гг. (период интенсивного роста ТНК)
превращению отдельных национальных компаний в ТНК.
-
получение доступа к источникам дешевой рабочей силы
и энергии и уклонение от соблюдения технических стандартов по охране окружающей
среды и предотвращению и уменьшению ее загрязнения;
-
использование с выгодой для себя изменений,
происходящих в мировых торговых отношениях;
-
приближение к иностранным рынкам, емкость которых
возрастает;
-
предотвращение захвата конкурентами иностранных
рынков и источников сырья;
-
обход национального антитрестовского
законодательства страны происхождения ТНК;
-
уменьшение и по возможности нейтрализация
циклических колебаний экономики на внутреннем рынке на крупные родительские
корпорации;
-
реализация преимуществ, связанных с созданием
полностью интегрированной системы для проведения крупномасштабных экономических
операций.
Следует
подчеркнуть, что по существу указанные факторы отражают побудительные мотивы
крупномасштабного предпринимательства вообще, движимого жаждой наживы и
получения максимальной прибыли
Интернационализация
производства, если говорить об инвестициях ТНК в различных регионах мира,
неоднородна. Причины этой неоднородности заключается в экономических и
политических факторах. Так, на Западную Европу приходится основная масса инвестиций,
вложенных в обрабатывающую и наукоемкую промышленности, тогда как в странах
Латинской Америки, Азии и Африки, иностранных капитал сосредоточен главным образом
в добывающих отраслях. Важно учитывать и структурный фактор. Дело в том, что
параллельно с расширением экспансии корпораций происходил процесс их
структурного «созревания». Если в начальной стадии вывоза капитала он
вкладывался главным образом в добывающие отрасли промышленности, в разработку
источников сырья, особенно нефти, то по мере процесса «созревания» структура
капиталовложений менялась - большая часть инвестиций направлялась в обрабатывающую
и наукоемкую отрасли.
Причины
ускоренного роста ТНК, прежде всего в том, что они сконцентрировали в своих
руках научные исследования и разработки и
обеспечили себе монополию на передовую технику в избранных ими областях
деятельности. Как правило, ТНК выпускают наиболее совершенную продукцию или
целые семейства товаров, пользующихся повышенным спросом во всем мире, под
своей торговой маркой. Использование самой передовой технологии и организации
производства обеспечивает высокую эффективность и рентабельность производства.
Не случайно, поэтому такие фирмы стремятся в полной мере реализовать свои
преимущества за счет экспансии на внешних рынках.
Экспорт
капитала и организация производства за рубежом еще более повышают конкурентоспособность
и мощь корпораций, чья деятельность базируется на использовании
научно-технического и организационного прогресса. Вывоз капитала имеет своей
целью интенсивное освоение новых емких рынков. В этом отношении особенно
привлекательны рынки крупных развитых стран. В свое время наиболее
привлекательным для сбыта новой продукции был рынок
США. С формированием и расширением общего рынка в Западной Европе и ростом
доходов на душу населения именно этот регион становится все более
притягательным объектом экспансии ТНК.
Вывоз
капитала может также иметь целью получение
исключительного или преимущественного права на эксплуатацию источников дешевого
сырья и дешевой рабочей силы. В этом случае могут представлять интерес для
вложения капитала развивающиеся страны.
В
последние годы все большее значение придается не природным ресурсам той или
иной страны, а так называемым «приобретенным способностям к производству» -
образованной и квалифицированной рабочей силе, передовой технологии и
передовому опыту организации и управления. Ввиду этого вдвойне притягательными
для прямых инвестиций становятся развитые страны, поскольку одновременно
решается проблема рынков сбыта и использования ценных ресурсов для повышения
эффективности и расширения масштабов производства.
ТНК
развивают сеть своих заграничных отделений, стремясь охватить ею если не весь
мир, то, по крайней мере, стратегически наиболее важные страны и регионы.
Наряду с этим быстро растет число соглашений между ТНК о научно-техническом
сотрудничестве, что должно еще более упрочить их конкурентные позиции. В связи
с этим можно говорить о новой тенденции «транснационализации исследований и
разработок» и о формировании «международных стратегических альянсов» в области
предпринимательской деятельности.
Следующей
основой конкурентоспособности ТНК наряду с передовой технологией и
использованием лучших мировых ресурсов является интеграция в одних руках всей
технологической цепочки от сырья до готовой продукции, а также смежных
производств. Это позволяет наиболее эффективно развивать международное
разделение труда и создавать высокоэффективные комбинации производства,
обеспечивая сквозной контроль качества от сырья до конечной продукции.
Немаловажным
элементом конкурентоспособности ТНК является и возможность для них выработки
стратегии на основе максимально широкого учета различных перспектив
научно-технического и организационного прогресса и меняющихся условий мирового
экономического развития. ТНК успешно решают проблемы снижения затрат сырья и
материалов, а также труда на единицу готовой продукции.
Однако
все большую проблему для них составляет тенденция быстрого роста затрат,
сопряженных с выработкой стратегии развития. Имеется в виду в первую очередь
весь комплекс расходов, связанных с осуществлением нововведений. Особенно
значительны расходы на исследования и разработки. Даже фирмы с годовым бюджетом
на эти цели, исчисляемым миллиардами долларов, вынуждены вступать в соглашения
с другими ТНК, чтобы иметь возможность в короткие сроки решать
научно-технические задачи все возрастающей сложности и сохранять передовые
позиции в области применения самой совершенной технологии.
Весьма
важным условием повышения эффективности деятельности ТНК, особенно европейских
и американских, явилось их превращение из иерархических структур, управляемых
из одного центра по системе отношений между головной дочерними компаниями, в
структуры полицентрические. Эти структуры, сохраняя преимущества глобальной организации,
лучше используют преимущества отдельных стран и регионов. Их деятельность в
большей степени соответствует интересам стран, в которых находятся их
предприятия. Такая эволюция организационных принципов построения ТНК стала мощным
стимулом изменения отношения к их деятельности со стороны национальных
правительств.
До образования ФПГ в России уже
существовали собственные транснациональные корпорации. В качестве примера
российской ТНК можно назвать государственный концерн «Нафта Москва» (бывший
Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии,
Великобритании, Дании, Италии и других странах.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) -
это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества,
либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные
активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях
технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных
проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и
расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства,
создание новых рабочих мест.
Среди участников ФПГ обязательно
наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также
банков или иных кредитных организаций.
Концепция создания
финансово-промышленных групп заключается в объединении предприятий одной
технологической цепочки, смежных и связанных производств, снабженческих и
торгово-сбытовых предприятий и, что особенно важно, организаций, способных
обеспечить финансирование, привлечь сторонних инвесторов. Одной из приоритетных
задач ФПГ является координация деятельности входящих в нее предприятий, проведение
единой ценовой политики, перераспределение финансовых и управленческих
ресурсов, разработка инвестиционных программ, рассчитанных на улучшение
состояния группы в целом, а не только отдельных предприятий.
Общеэкономическая причина появления
ФПГ - необходимость новых организационно-хозяйственных форм
высокоинтегрированных межотраслевых корпораций в российской экономике. Другая
группа причин связана с выходом России на международный рынок. Российские
предприятия сталкиваются с возросшей конкуренцией на всех направлениях внутреннего
и внешнего рынка. Реальная открытость российского рынка и не всегда адекватная
открытость многих зарубежных рынков ставит задачу создания мощных хозяйственных
структур, которые могли бы не только охватить внутренний национальный рынок, но
и успешно конкурировать с международными корпорациями на внешнем рынке.
Требования международной конкуренции диктуют необходимость коренной реорганизации
предприятий, их технологического перевооружения. Для этого в первую очередь необходима
концентрация инвестиционных ресурсов.
Важным стимулом для роста числа
российских ФПГ стало Положение о финансово-промышленных группах и порядке их
создания, утвержденное Указом Президента РФ 5 декабря 1993 г. Расширение
экономической деятельности этих групп за границы России фактически превращает
их в средние и крупные по мировым стандартам ТНК.
Формирование и развитие российских
международных корпораций может, таким образом, осуществляться двумя путями:
- образование мощных
национальных корпораций - ФПГ с последующей их экспансией на мировой рынок;
- на базе имеющейся системы
разделения труда и соответствующей ей кооперации производства между странами
СНГ создание транснациональных ФПГ с участием финансово-экономических ресурсов
партнеров из стран Содружества.
На начальном этапе создания и
функционирования ФПГ определенное предпочтение отдается второму подходу.
Во-первых, это объясняется нехваткой собственных средств и возможностей;
во-вторых, создание таких компаний способствует поддержанию исторически
сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран
Содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами
СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ разработал Конвенцию о
транснациональных корпорациях в странах СНГ, которая была подписана в марте
1998 г. главами правительств семи государств СНГ (Армении, Белоруссии,
Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Украины). Ее цель - содействовать
формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению
активной промышленной политики, привлечению инвестиций.
Общим базовым нормативно-правовым
документом считается подписанное в 1994 г. Соглашение о содействии в создании и
развитии производственных, коммерческих кредитно-финансовых, страховых и смешанных
транснациональных объединений.
В развитие его положений Россия
заключила двусторонние соглашения с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном,
Киргизией и Таджикистаном.
Отдельными решениями Правительства РФ
одобрено создание транснациональных ФПГ, например «Российский авиационный
консорциум», «Международные авиадвигатели», в которую входят 50 предприятий
оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы
зарегистрирована ФПГ «Нижегородские автомобили» с участием 8 предприятий из пяти
государств СНГ и Латвии. Активно реализуется программа создания ТФПГ в атомной
энергетике, в которой участвуют Россия, Украина, Казахстан, в металлургии -
между Украиной, Россией, Казахстаном.
Большую активность в формировании
транснациональной корпорации проявляет Ингосстрах. В 1997 г. было подписано
соглашение о создании Транснациональной страховой группы Ингосстрах. В нее
объединились 27 страховых компаний из России, 16 стран ближнего и дальнего
зарубежья. Суммарные активы участников группы составляют 600 млн. долларов.
Компании обладают разветвленной сетью из 131 филиала и представительства.
ФПГ, среди участников которых имеются
юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Содружества
Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории
указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения,
регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ).
Роль ТФПГ велика в интеграции
экономик государств - участников СНГ. Они должны способствовать восстановлению
и развитию в рамках новых хозяйственных структур исторически сложившейся
кооперации промышленного производства.
В случае создания ТФПГ на основе
межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной
(международной) финансово-промышленной группы.
Практика показывает, что формирование
транснациональных и международных ФПГ должно проходить два этапа. На первом
создается российская ФПГ, на втором прорабатываются вопросы ее расширения за
счет включения предприятий и финансово-кредитных структур других государств.
Некоторые российские ТНК появились
сравнительно недавно. К их числу можно отнести «Микрохирургию глаза» с большим
количеством своих отделений по всему миру, «АвтоВАЗ», «ЛУКойл» (в ее состав
входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и
предприятия нефтяного машиностроения) и ряд других.
Приватизация в России сопровождается
возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных структур нового
типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов), способных
успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, например, «Газпром»,
«Вымпел». Так, «Газпром» обеспечивает почти пятую часть всех потребностей
Западной Европы в природном газе. Именно «Газпром» в 1996 году был единственной
российской компанией, нашедшей отражение в рейтинге, публикуемом «Financial
Times».
Реальный объем экспорта товаров в
2005 г. вырос на 6% против 9,5% роста в 2004 г. При этом наиболее динамично
растущим, как и в 2004г., оказался сектор промышленных товаров - рост там
составил 7%. Объем мирового экспорта сельхозпродукции вырос на 5,5%. Меньше
всего в реальном выражении увеличилась торговля топливом и сырьем - на 2,5%.
При этом в долларовом выражении объем
мирового экспорта топлива вырос на 41% и достиг 1,4 трлн. долл., а доля
топливного экспорта в общем объеме мировой торговли достигла максимального
уровня за 20 лет - 13,8%. На этом фоне крупнейшие поставщики топлива и сырья
заметно увеличили объемы экспорта. Так, долларовый эквивалент топливо -
сырьевого экспорта для России вырос на 33%.
По
данным Всемирной торговой организации (ВТО), обнародованным сегодня, темпы
роста мировой торговли могут снизиться до 6% при общем экономическом росте в
3%. По мнению организации, мировая экономика может почувствовать в текущем году
негативное влияние крупных торговых дисбалансов, а также нестабильность на
финансовых рынках и рынках недвижимости.
Рост
объема мировой торговли в 2006г. составил 8%, превзойдя прогноз аналитиков
организации, составлявший 7%. Рост объемов внешней торговли в развивающихся
странах составил в 2006г. 36%, передает Reuters.
По
объемам экспорта и импорта Россия входит в список 15 ведущих стран. Так, по
объему экспорта в 2006г. Россия занимает 13-е место (305 млрд. долл.), уступая
Гонконгу (323 млрд. долл.) и опережая Сингапур (272 млрд. долл.).
Объем
импорта в Россию, по оценке ВТО, составил в минувшем году 164 млрд. долл., что
позволило ей оказаться на 18 месте в списке мировых импортеров после Индии (174
млрд. долл.) и перед Швейцарией (141 млрд. долл.).
В
сообщении указывается, что из 7 регионов мира, принятых ВТО для статистических
расчетов, наиболее динамичный рост внешней торговли в 2006г. был отмечен на территории
стран бывшего Советского Союза. По мнению экспертов организации, такая динамика
обусловлена мировым ростом цен на энергосырье и металлы.
В середине
60-х годов XIX века опытный фармацевт Генри Нестле начал экспериментировать с
различными комбинациями молока, пшеничной муки и сахара, пытаясь создать
альтернативный источник питания для младенцев, которые не могли быть вскормлены
материнским молоком. Его основной целью было помочь в разрешении проблемы
детской смертности, вызванной недостаточным и неправильным питанием. Новый
продукт получил название Farine Lacte Henry Nestlé (Молочная Мука
Нестле).
Первым,
кому помогла смесь, созданная Нестле, был недоношенный ребенок, организм
которого не воспринимал ни молоко матери, ни существовавшие в то время его
заменители. Младенец, которому врачи были бессильны помочь, выжил только
благодаря усилиям Нестле. После того, как новая формула заменителя грудного
молока Нестле спасла жизнь ребенку, этот продукт получил заслуженное признание,
и уже через несколько лет Farine Lactee Nestlé активно продавалась в
большинстве стран Европы.
Генри
Нестле, осознавая важность торговой марки в продвижении товара на рынке, решил
использовать в качестве торгового знака свой фамильный герб - гнездо с
птичками. На швейцарском диалекте немецкого языка Нестле означает "маленькое
гнездо".
Тем
временем "Англо-швейцарская компания по производству сгущенного
молока", основанная в 1866 году американцами Чарльзом и Джорджем Пэйджами
и ставшая главным конкурентом компании Нестле, расширяла свой ассортимент,
включив в него в середине 70-х годов девятнадцатого века сыр и заменители
грудного молока. Компания Нестле, которую Генри Нестле в 1874 году продал Жюлю
Моннера, ответила выпуском на рынок собственной марки сгущенного молока.
В
эти же годы на рынке появляется еще ряд принципиально новых продуктов. В 1875
году житель города Вевей (Швейцария) Дэниел Питер придумал способ получения
молочного шоколада путем соединения молока и какао-порошка. Питер, друг и сосед
Генри Нестле, основал компанию, которая быстро стала мировым лидером в
производстве шоколада и позже вошла в состав корпорации Нестле.
В
1882 году швейцарский кулинар Юлиус Магги разработал технологию производства
быстрорастворимых гороховых и бобовых супов и основал фирму "Магги и
Компания", которая к концу века производила уже не только растворимые
супы, но и бульонные кубики, а также соусы и приправы.
Уже
в начале 1900-х годов у Нестле были фабрики в США, Британии, Германии и Испании.
В 1904 году, достигнув соглашения со "Швейцарской Национальной Шоколадной
компанией", Нестле добавила к ассортименту своей продукции шоколад. А в
1905 году компания объединилась со своим давним соперником -
"Англо-швейцарской компанией по производству сгущенного молока".
Компания, образовавшаяся в результате слияния, была названа "Нестле и Англо-швейцарская
молочная компания".
Экспорт
сгущенного молока резко возрос, когда Нестле заменила агентов по продажам
местными филиалами компании. В 1907 году компания развернула полномасштабное
производство в Австралии, своем втором крупнейшем по объему экспорта рынке. В
тот же период были построены склады в Сингапуре, Гонконге и Бомбее для
обеспечения потребностей быстрорастущих рынков стран Азии.
Тем
не менее, большая часть производственных мощностей по-прежнему располагалась в
Европе, и начало Первой Мировой войны нанесло серьезный удар по деятельности
компании. Получать сырье и распространять готовую продукцию становилось все
труднее. Из-за нехватки свежего молока по всей Европе фабрикам пришлось
распродать практически все свои запасы, чтобы удовлетворить нужды населения.
Но,
несмотря, ни на что, война вызвала невероятный спрос на молочные продукты, что
произошло во многом за счет увеличения правительственных заказов. Чтобы справиться
с ними, Нестле приобрела еще несколько действующих фабрик в США. К концу войны
компании принадлежали 40 фабрик, а объем производства по сравнению с 1914 годом
увеличился почти вдвое.
C
окончанием Первой Мировой войны для компании наступил период экономического
кризиса. Правительственные заказы с прекращением военных действий перестали
поступать, а покупатели, за время войны, привыкшие к сухому и сгущенному
молоку, снова перешли на свежее, как только оно стало доступным. В 1921 году
Нестле впервые понесла убытки. Повышение цен на сырье, послевоенное затишье во
всей мировой экономике и падающие курсы валют усугубляли положение.
Быстро
отреагировав на сложившуюся экономическую ситуацию, руководство Нестле
пригласило для реорганизации компании эксперта в области банковского дела - швейцарца
Луи Даплеса. Он оптимизировал деятельность компании, приведя в соответствие
уровень производства с уровнем продаж и сократив непокрытые задолженности
компании.
В
20-е годы компания также впервые вышла за рамки традиционного ассортимента
производимой продукции.
Производство
шоколада стало вторым по значимости видом деятельности компании. Нестле стала
регулярно выпускать новые виды продуктов питания, в числе которых были: молоко
с солодом, растворимый напиток под названием MILO®, порошковая сметана для
детей.
С
началом Второй Мировой войны прибыль Нестле упала с 20-ти миллионов долларов (в
1938 году) до 6-ти миллионов (в 1939 году). Нейтральная Швейцария становилась
все более изолированной от воюющей Европы, поэтому компания перевела
значительную часть своих сотрудников в город Стамфорд штат Коннектикут (США).
Первый
по-настоящему глобальный конфликт в истории человечества положил конец
традиционной структуре компании. Чтобы преодолеть проблемы с распространением
продукции в Европе и Азии, Нестле открыла новые фабрики в развивающихся
странах, в том числе в Латинской Америке.
По
иронии судьбы именно Вторая Мировая война ускорила распространение NESCAFÉ®
- новейшей разработки компании. После того как США вступили в войну, NESCAFÉ
стал основным напитком американских солдат и офицеров, несших службу в Европе и
Азии. К 1943 году объем производства NESCAFÉ достиг одного миллиона коробок
в год.
Так
же, как и во время Первой Мировой войны, уровень производства и продаж в
условиях военной экономики значительно увеличился: общий оборот Нестле возрос
со 100 миллионов долларов (в 1938 году) до 225-ти миллионов (в 1945 году). К
концу войны руководители Нестле добились лидирующего положения в мировом
кофейном бизнесе, а также в других, традиционных для Нестле, направлениях
производства.
Послевоенные
годы стали самым динамичным периодом в истории развития Нестле.
Диверсифицированный подход к работе на рынке продуктов питания лег в основу
новой стратегии и позволил компании еще более эффективно реагировать на спрос
потребителей. Вследствие присоединения к корпорации ряда компаний к ассортименту
Нестле добавились десятки новых продуктов. В 1947 году Нестле объединилась с
компанией Alimentana S.A.- производителем приправ и супов MAGGI®, и была
переименована в Нестле Alimentana Company. За этим последовало приобретение в
1950 году компании Crosse & Blackwell, британского производителя
консервированных продуктов, а также фирм Findus (замороженные продукты) в 1963
году, Libby (фруктовые соки) в 1971 году и Stouffer (замороженные продукты) в
1973 году.
Результатом
успешной деятельности корпорации стало решение руководства о выводе Нестле за
пределы пищевой индустрии, и в 1974 году компания стала крупнейшим акционером
фирмы L'Oréal одного из мировых лидеров в производстве косметики.
После
заключения соглашения с L'Oréal в 1974 году, впервые со времен экономического
кризиса в начале 20-х годов, позиции Нестле на мировом рынке пошатнулись. В первую
очередь, это было вызвано увеличением цен на нефть и замедлением темпов экономического
роста в индустриальных странах. Как и в 1921 году компании пришлось быстро
реагировать на изменившуюся в корне ситуацию.
Увеличение
объемов производства и продаж в развивающихся странах частично помогло Нестле
смягчить последствия спада на традиционных для компании рынках, но, в то же
время, компания взяла на себя новые риски, связанные с нестабильными политическими
и экономическими условиями в этих странах. Чтобы стабилизировать ситуацию,
Нестле снова вышла за пределы рынка продуктов питания, купив компанию Alcon
Laboratories, Inc. - американского производителя фармацевтических и
офтальмологических товаров.
Для
принятия подобного решения в условиях растущей конкуренции и уменьшающейся доли
прибыли потребовались смелость и дальновидность. Для Нестле покупка Alcon была
гораздо более рискованной, чем в свое время сделка с L'Oréal.
Под
руководством нового Президента Нестле Гельмута Маухера компания вошла в 80-е
годы с новыми силами и решимостью развиваться дальше. В этот период компания
поставила перед собой две основные стратегические задачи: укрепление
финансового положения путем внутренней реорганизации и продолжение политики,
направленной на приобретение стратегически выгодных предприятий.
Таким
образом, в период с 1980 по 1984 год компания продала несколько входящих ранее
в корпорацию предприятий, которые либо были неприбыльными, либо не вписывались
в общую стратегию развития.
В
1984 году улучшение экономического положения Нестле позволило сделать ряд новых
приобретений, включая покупку с аукциона за 3 миллиарда долларов крупнейшую в
Америке компанию-производителя продуктов питания Carnation. Подписание договора
о приобретении Carnation состоялось в 1985 году и стало одной из крупнейших
сделок в истории пищевой промышленности.
Первая
половина 90-ых годов стала для Нестле благоприятным периодом, в связи с
продолжающимся процессам интеграции на мировом рынке и ликвидацией многих торговых
барьеров. Открытие новых рынков Центральной и Восточной Европы, а также Китая,
вместе с общей тенденцией к либерализации прямых иностранных инвестиций стало
хорошим предзнаменованием для компании с таким широким спектром деятельности.
Нестле
начала ХХ век со слияния с "Англо-швейцарской компанией по производству
сгущенного молока", чтобы увеличить ассортимент своей продукции и
расширить географию своего присутствия. Сегодня можно с уверенностью сказать,
что в новое тысячелетие Нестле вошло безоговорочным лидером пищевой
промышленности: корпорации принадлежат более 500 фабрик в 84 странах мира;
ежегодный объем продаж группы компаний, входящих в состав Нестле, составляет
более 87 миллиардов швейцарских франков.
С
1996 года усиление консолидации группы Нестле нашло подтверждение в
приобретении итальянского концерна по производству минеральной воды San
Pellegrino (1997 год) и британской фирмы Spillers Petfoods (1998 год). Тогда же
было принято решение продать торговую марку Findus, чтобы сосредоточиться на
более высокодоходном секторе замороженных продуктов (1999 год). Приобретение
Spillers Petfoods укрепило позиции Нестле на европейском рынке кормов для
домашних животных, на который компания вышла еще в 1985-м году после покупки
компании Carnation и ее торговой марки FRISKIES®.
Решение
Нестле о закрытии своих предприятий по производству молотого кофе в США (Hills
Bros, MJB, Chase & Sanborn) позволило компании сконцентрировать свои усилия
на продвижении нового ассортиментного ряда элитного NESCAFÉ®,
производство которого началось на Западном Побережье в сентябре 1999 года.
История «Nestle» в России
Стратегия
компании Нестле во всем мире заключается в осуществлении долгосрочных
инвестиций. В рамках этой стратегии компания активно вкладывает средства в
местное производство, разработку продуктов, отвечающих российским вкусам и
традициям, а также использует местное сырье и компоненты. В России Нестле имеет
12 производств, в которые компания осуществляет постоянные инвестиции. Таким
образом, Нестле соединяет международный опыт и лидерство в пищевой индустрии с
потребностями и вкусами потребителей.
В начале 1995
года Нестле приобрела контрольный пакет акций кондитерской фабрики «Россия» в
Самаре, выпускающей шоколад и другую кондитерскую продукцию. С тех пор компания
сделала большие капиталовложения в техническое оснащение и промышленное
переоборудование фабрики. Инвестиции компании позволили наладить местное производство
батончиков NUTS® и шоколада Нестле CLASSIC®, ранее импортируемых в Россию, а
также знаменитого во всем мире шоколадного напитка NESQUIK®.
Другое
важное капиталовложение Нестле в России - это приобретение в июне 1996 года
контрольного пакета акций ООО «Нестле-Жуковский». Были осуществлены инвестиции
в установку нового современного оборудования, которое позволяет производить традиционное
российское мороженое под новыми торговыми марками, такими как, пломбир "48
копеек" и эскимо "Кимо", а также всемирно известные брэнды, в
том числе MEGA®.
В конце 1999
года Нестле расширила производственные мощности своей фабрики в городе
Жуковский, приступив к производству кулинарной продукции под торговой маркой
MAGGI®, в том числе: бульонных кубиков, супов быстрого приготовления и приправ.
В
январе 1998 года Нестле приобрела контрольный пакет акций двух кондитерских
фабрик - АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, которые выпускают
шоколадные конфеты, карамель и печенье. Нестле продолжает осуществлять
инвестиции в обе фабрики, приводя их производственные мощности и инфраструктуру
в соответствие с международными стандартами компании.
В
июне 1998 года в группу предприятий Нестле вошло ОАО «Хладопродукт» в г. Тимашевске
(Краснодарский край). Эта фабрика мороженого дополняет мощности по производству
мороженого Нестле в городе Жуковский. В июне 2001 года на ОАО «Хладопродукт»
была запущена в производство первая в России линия по расфасовке растворимого
кофе NESCAFÉ®.
Дочерние
компании Нестле также развивают местное производство. Компания «Сириал Патнерс
Уорлд Уайд» - совместное предприятие Нестле и Дженерал Милс - в 2001 г.
приобрела фабрику и наладила производство по выпуску сухих завтраков в Перми. В
июле 2002 года Нестле Уотерс приобрела хорошо известную в России торговую марку
«Святой источник» с производством в г. Кострома, а уже в феврале 2003 года
- компанию «Чистая Вода», ведущего поставщика бутилированной воды на дом и в
офисы в России.
В
2003 году компания объявила, что она начинает местное производство своих двух
ключевых продуктов - производство полного цикла растворимого кофе в Краснодаре,
с достаточной мощностью, чтобы удовлетворить потребности Российского рынка в
любимом кофе NESCAFÉ®. Также компания объявила о приобретении завода
детского питания в Вологде: после необходимых инвестиций в производство детское
питание будет выпускаться в России, обеспечив рынок детского питания, растущий
по мере роста рождаемости в стране. В апреле 2004 года компания Нестле начала
строительство новой фабрики в Тимашевске. ООО «Нестле Кубань» будет
расположено рядом со зданием фабрики ОАО «Хладопродукт», на которой сейчас
работает линия по расфасовке кофе. На новой фабрике планируется выпуск
растворимого агломерированного кофе NESCAFÉ Classic®. Инвестиции в
строительство этой новой фабрики, которые составят около $120 миллионов,
укрепят позиции Нестле как одной из ведущих компаний, производящих
потребительские товары, в стране.
Стратегия
Нестле направлена не только на укрепление и модернизацию производственных
инфраструктур фабрик, и внедрение новых технологий в производство. Компания
также стремится быть высокоэффективным производителем с низкими производственными
затратами. Кроме того, Нестле вкладывает большие средства в обучение и
повышение квалификации сотрудников, передавая им международный опыт компании и
научно-технические знания.
Общие
инвестиции Нестле в производство и развитие дистрибьюторской сети в России за
2006 г. составили около 300 миллионов долларов США.
Компания
Нестле является активным участником общественной жизни России. Помимо
долгосрочных спонсорских проектов, Нестле осуществляет благотворительную поддержку
детских домов и интернатов, а также способствует восстановлению российских исторических
памятников архитектуры и искусства.
Проявлением
приверженности Нестле к России и особой заботы компании о российских детях
стало генеральное спонсорство детской телепередачи «Улица Сезам» - российской
версии любимой во всем мире детской образовательной программы. Также, совместно
с экспертами в области возрастной физиологии, компания Нестле разработала общенациональную
школьную программу для детей младшего школьного возраста – «Разговор о
правильном питании», героями которой являются персонажи «Улицы Сезам».
Программа создана с учетом российских кулинарных традиций и учит детей основам
правильного и здорового питания.
Нестле
вносит свой вклад в культурную жизнь России. Компания уже несколько лет
является генеральным спонсором Московского Симфонического Оркестра. В мире театрального
искусства Нестле стала известна как ежегодный генеральный спонсор фестиваля
«Золотая Маска», как генеральный спонсор III-его Международного театрального
фестиваля им. А.П. Чехова, а также других театральных проектов. Начиная с 1999
года Нестле ежегодно осуществляет спонсорскую поддержку Международного
Московского Кинофестиваля. В 2001 году Нестле стала генеральным спонсором
III-ей Всемирной театральной Олимпиады в Москве, а также IV-ого Международного
театрального фестиваля им. А.П. Чехова.
В
2003 году компания Нестле стала генеральным спонсором выступлений Мариинского
Театра в рамках фестиваля «Звезды Белых Ночей», посвященного 300-летию
Санкт-Петербурга. Также в 2003, компания была удостоена почетной награды
«Золотая Маска» за многолетний вклад в поддержку российского искусства.
«Nestle» - 10 лет в России
Компания «Нестле» объявила результаты своей
10-летней деятельности в России и обозначила планы на будущее. За это время
компания «Нестле» завоевала лидирующие позиции на российском рынке продуктов
питания и напитков. Показатели, которые компания достигла за шесть месяцев
этого года, позволяют с уверенностью сказать, что 2006 год стал для «Нестле»
периодом интенсивного роста и развития.
11 сентября, 2006 г. состоялась пресс-конференция, посвященная 10-летнему юбилею
деятельности компании «Нестле» в России. Руководство компании озвучило основные
экономические показатели, которых достигла компания «Нестле» за 10 лет работы
на российском рынке, и обозначило планы на будущее.
«Нестле»
занимает лидирующие позиции на рынках кофе, кондитерских изделий, кулинарии,
мороженого, детского питания, минеральной воды и кормов для домашних животных.
Сегодня в группу компаний «Нестле» входят 12 фабрик, включая строящуюся в
Калужской области фабрику по производству кормов для домашних животных, 12 региональных
офисов и головной офис в Москве. Общее число сотрудников компании в России -
более 9500 человек. За десять лет совокупный объем инвестиции «Нестле» в
российскую экономику составил более 600 миллионов долларов США. За последние
пять лет компания заплатила налог на прибыль в размере около 100 миллионов
долларов США.
В
2005 году был завершен один из самых масштабных инвестиционных проектов
компании: состоялось открытие фабрики полного цикла по производству
растворимого кофе «Нестле Кубань». Объем инвестиций в строительство фабрики
составил около 120 миллионов долларов США.
Наиболее
динамичный рост компания «Нестле» демонстрировала в 1999-2002 годах. 2002 год
стал знаменательным для «Нестле»: продажи компании достигли уровня 1 миллиарда
швейцарских франков (644 миллионов долларов США). За последующие три года - с
2002 по 2005 гг. - продажи «Нестле» выросли еще на 40% и составили 1,4
миллиарда франков (1,1 миллиарда долларов США). За шесть месяцев 2006 года
продажи «Нестле» в России выросли на 19%. По оценке компании, суммарные продажи
за 2006 год составят 1,6 миллиарда швейцарских франков (1,3 миллиарда долларов
США).
Одним
из важнейших показателей роста компании является широкая география деятельность
компании. Сегодня продукция «Нестле» представлена по всей России, а многие
категории товаров экспортируются в страны СНГ.
Важным
направлением деятельности компании «Нестле» является оптимизация бизнес-процессов.
Новым шагом в повышении эффективности работы компании стало открытие в июле
2006 года Центра обслуживания бизнеса «Нестле» в России, расположенного в
Самаре. Новое подразделение компании является выделенной структурой, функция
которой – централизованное выполнение транзакционных бухгалтерских операций
компании «Нестле».
«Нестле»
выпускает продукцию, уделяя первостепенное значение безопасности и качеству. В
конце 2005 года компания начала процесс сертификации всех своих фабрик в соответствии
с требованиями Стандарта ISO 9001:2000, который предполагает создание единой
системы управления качеством выпускаемой продукции.
Одной
из важнейших составляющих успеха «Нестле» на рынке является инновационный
подход к работе с персоналом. Компания стремится развивать своих сотрудников,
предлагая им участвовать в различных тренингах и стажировках. Важным аспектом работы
компании является предоставление каждому сотруднику возможности проявлять инициативу
и внедрять инновационные решения.
«Нестле»
продолжит свое успешное развитие на российском рынке не только как
производитель продуктов питания и напитков, но и как компания, которая ведет
свою деятельность на основе принципов правильного питания и здорового образа
жизни.
Однако
деятельность «Нестле» в России носит не только экономический характер -
компания играет активную роль в жизни российского общества, поддерживая ряд социальных,
культурных и спортивных проектов. С 1999 года «Нестле» реализует в образовательных
учреждениях России программу «Разговор о правильном питании», которая помогает
формировать у детей культуру питания как составляющей здорового образа жизни.
За время работы программы в ней приняли участие более 1 200 000 детей из 26
регионов России. В этом году руководство компании «Нестле» приняло решение
продолжить развитие программы и создать дополнительный модуль к уже
существующим двум модулям программы.
За
10 лет работы компании в России было реализовано огромное число проектов в
сфере благотворительности. Помимо осуществления спонсорских проектов, «Нестле»
поддерживает детские дома и интернаты, а также помогает восстанавливать
исторические памятники архитектуры и искусства. Компания намерена и далее
участвовать в жизни общества, внося свой вклад в процветание России.
Несмотря
на то, что «Принципы деятельности компании Нестле» подвергаются переизданию с целью
отразить изменения, происходящие в мире, основные принципы нашей компании
остаются неизменными с момента ее основания и отражают такие человеческие
понятия как порядочность, честность и забота о ближнем.
Компания
Нестле обязуется применять следующие принципы деятельности во всех странах,
с учетом местного законодательства, а также культурных и религиозных
особенностей отдельных стран:
-
коммерческой целью компании Нестле, ее руководства
и работников на всех уровнях являются производство и сбыт продукции
компании в целях обеспечения долгосрочных выгод для акционеров, работников,
потребителей, деловых партнеров и экономик тех стран, в которых работает
компания;
-
компания Нестле не стремится к получению
краткосрочной прибыли, а также прибыли, полученной в ущерб успешному
долгосрочному развитию, однако признает необходимость ежегодного получения
регулярной прибыли в интересах акционеров, стабильности финансовых рынков
и для осуществления необходимых инвестиций;
-
компания Нестле понимает, что потребители ее продукции
проявляют искренний и обоснованный интерес к моральным принципам и убеждениям,
лежащим в основе деятельности компании, к торговым маркам, которым они
доверяют, и понимает, что без потребителей компания не смогла бы существовать;
-
компания Нестле считает, что законодательство по сути
является наиболее действенной гарантией ответственного управления, хотя
и признает, что в некоторых регионах необходимо введение дополнительных
инструкций для руководящего состава и служащих компании в форме документа,
излагающего базовые принципы деятельности. Цель такого документа — соблюдение
высоких этических норм во всех подразделениях компании;
-
компания Нестле осознает, что успех любой
корпорации основан на профессионализме, соблюдении норм поведения и ответственном
отношении ее руководства и служащих к базовым принципам деятельности, а поэтому
считает подбор кадров, их обучение и работу с персоналом одной
из главных задач компании;
-
компания Нестле работает в странах различной
культуры и традиций. Такое богатое разнообразие культур является бесценным
источником нашего лидерства. Невозможно в одном документе учесть все положения
законодательства, действующие в той или иной стране. Требования законодательств
разных стран могут противоречить друг другу. Компания Нестле обязуется
соблюдать и уважать положения местного законодательства, применяемые на каждом
из рынков. Если какое-либо положение настоящего документа толкуется как
противоречащее местному законодательству, то такое толкование в данной
стране не применяется.
Деятельность
Нестле в России была высоко оценена ведущими представителями индустрии и
экспертами. В 1998 году Американская Торговая Палата в России объявила Нестле
«Компанией года» за ее приверженность российскому рынку, производственный рост
и узнаваемость продукции. В подтверждение продолжающегося успеха компании, в
декабре 1999 года независимая группа экспертов, созванная деловым
еженедельником «Компания», наградила Нестле национальной премией в области
бизнеса как «Лучшую российскую компанию в производстве товаров массового
спроса».
Несколько
раз подряд (в разные годы) торговые марки РОССИЯ — ЩЕДРАЯ ДУША®, NESCAFÉ
GOLD®, MAGGI® и ЗОЛОТАЯ МАРКА® были удостоены наград престижного конкурса
«Брэнд Года/EFFIE» - национальной профессиональной премии в области
эффективного маркетинга и рекламы.
Три
торговые марки Нестле - NESCAFÉ® (в 1998, 2000 и 2002 годах), MAGGI® (в
1999, 2001, 2003 годах) и РОССИЯ — ЩЕДРАЯ ДУША® (в 2002 и 2003 годах) были удостоены
почетной награды «Народная Марка», что стало свидетельством необычайно высокой
популярности этих продуктов у российских потребителей.
В
мае 2004 года Альфа-Банк и Институт Лаудера вручили Нестле почетную награду «За
заслуги в области иностранных инвестиций в России – 2004».
Компания
«Нестле» уходит корнями в 1866 год. Именно в этом году Генри Нестле, решив
побороть детскую смертность, изобрел Farine Lactee - первую в мире молочную
смесь для грудных детей - и приступил к ее производству.
С
тех пор ассортимент продукции Нестле постоянно расширяется и в настоящее время
насчитывает свыше 8000 торговых марок продуктов широкого потребления, которые
знают потребители на всех пяти континентах.
Среди
производителей продуктов питания компания Нестле отличается наибольшими в мире
объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки. Такое
внимание к НИОКР отражает стремление Нестле производить продукцию, которая не
только обладает хорошими вкусовыми качествами и красиво оформлена, но и полезна
для здоровья.
Основное
направление деятельности Нестле связано с производством продуктов питания.
Кроме этого, компания Нестле владеет акциями предприятий
парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности.
Сегодня
Нестле является крупнейшим производителем продуктов питания в мире, 7-ой по
счету крупнейшей компанией в Европе, а также 26-ой по счету крупнейшей компанией
в мире. В группе Нестле работают около 253000 человек, Нестле принадлежат 511
фабрик и промышленных предприятий в 86 странах мира (12 предприятий находятся
на территории России). В 2006 году общий объем продаж группы Нестле достиг 87,9
миллиардов швейцарских франков.
Нестле - крупнейшая в мире компания-производитель
продуктов питания. Кредо Нестле - делать жизнь лучше, предлагая потребителям
только качественные и полноценные продукты.
Транснациональные
компании доказали свою жизнеспособность несмотря на расхождения в национальных
законодательствах, различные уровни развития экономики и политических
ориентиров. Разноскоростное развитие государств не является непреодолимым
препятствием для их тесного взаимодействия. Объективный характер интеграции
определяется общностью исторических, географических, экономических и других
факторов.
Мировой
опыт подтверждает жизненность и эффективность объединения банковского и
промышленного капитала в рамках транснациональных компаний, который позволяет
ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, сократить издержки за счет
развития внутри транснациональных корпораций систем взаимозачетов и платежей,
увеличить доли ресурсов в денежной форме и мобильность перераспределения,
возможность проведения крупных сделок, многовалютных операций. Возникновение
транснациональных корпораций явилось не только закономерным шагом в развитии
системы организационно-правовых форм общественного производства, но и
необходимым этапом реорганизации промышленной структуры.
Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен
крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового
производства и сбыта, находятся под воздействием экономической политики этих
компаний. Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование
политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые
фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства.
Особенность современных ТНК заключается в том, что ими
исповедуется в некотором смысле «двойной стандарт»: с одной стороны, ТНК кровно
заинтересованы в дальнейшей либерализации и демократизации мирового
экономического пространства, с другой, — законы свободного рынка, действующие в
глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где фактически реализуется
плановое хозяйство, устанавливаются внутренние цены, определяемые стратегией
корпорации, а не рынком. Данное противоречие характерно и для процесса
глобализации, движущей силой которого, с одной стороны, является либерализация
и интернационализация, а, с другой, — желание перераспределения сфер экономического
влияния и установления нового экономического порядка в мире.
Деятельность транснациональных корпораций тесно
связана с интересами государств их происхождения. Как правило, цели стран
происхождения ведущих транснациональных компаний имеют ярко выраженную
национально-эгоистическую окраску, а именно: обеспечение высокого уровня жизни
своих граждан и укрепление мощи и авторитета своего государства на мировой
арене. Подобная ситуация способствует развитию однобокого глобализма,
трактуемого данными странами исключительно в собственных интересах. Однако
усиливающаяся с каждым новым переходом глобализации на более высокий уровень
своего развития взаимозависимость государств должна в конечном счете свести на
нет надежды ряда стран установить новый экономический порядок, отвечающий их
имперским амбициям.
Транснациональные корпорации оказывают благоприятное
влияние на международные отношения, прежде всего, на состояние международной
безопасности, так как они способствуют развитию взаимозависимости различных государств,
делая любую агрессию стран, связанных системой транснациональных компаний, по
отношению друг к другу невозможной или по крайней мере невыгодной.
Политическое
и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что в
обозримом периоде времени они останутся одним из важных факторов усиления
воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает
очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в
транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств,
стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. В этом плане
Россия не должна быть исключением. Создание российских транснациональных
компаний в рамках СНГ и в дальнем зарубежье представляется не только экономически,
но и политически важной задачей промышленной политики России.
1. Березной А.В. Транснациональные корпорации на рынках развивающихся
стран. – М.: Наука, 2001;
2. Булатов А.С. Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред.
Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001;
3. Ковалевский А.А. Транснациональный бизнес и развивающиеся страны:
механизм экономического взаимодействия – М.: Наука, 2003;
5. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2005;
6. Мировая торговля, статистико-экономический справочник – М.: Экономика,
2006;
7. Николаева И.П. Мировая экономика:Учеб. Пособие для вузов / Под ред.
И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;
8. Полунина Г.В. Многоотраслевые концерны. – М.: Мысль, 2001;
9. Юданов А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международных монополий. –
М.: Финансы и статистика, 2003;
10.
[1] Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов /
Под ред. проф. И.П. Николаевой. - 2‑е изд., перераб. и доп. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2004.(с. 288)
[2] Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов /
Под. ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003.(с. 182)
[3] Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов /
Под ред. проф. И.П. Николаевой. - 2‑е изд., перераб. и доп. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2004. (с. 289)
[4] Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.:
ИНФРА-М, 2005. (с. 227)
[5] Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.:
ИНФРА-М, 2005. (с. 228)
[6] Полунина, Галина Владимировна
“Многоотраслевые концерны” М.: Мысль, 2001