Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Российский
Государственный Торгово-Экономический Университет
Факультет
мировой экономики и торговли
Курс
1
Группа
12
Курсовая
работа
По
дисциплине «Экономическая теория»
Тема
№ 28 «Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления».
Работу выполнила студентка
Колесниченко
Виктория Александровна
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Саргина Л. В.
Москва,
2007 год
План
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты
безработицы
1.1.
Сущность безработицы
1.2.
Измерение безработицы
1.3.
Причины безработицы
1.4.
Виды безработицы
1.5.
Порядок и основание признания граждан безработными
Глава 2 Социально-экономические последствия
безработицы
2.1.
Социальные последствия
2.2.
Экономические последствия
Глава 3 Современное состояние рынка труда в
России
Глава 4 Государственное регулирование
безработицы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В современную
эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем,
волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым
десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более
нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие
же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято
общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой
внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей
безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск
продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные
трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом
положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие
источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или
иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств
незаконным путем, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в
обществе.
Безработица
представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и
сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей
означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом
политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее
причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на
занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по
профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего
трудоустройства. Другие, такие, как программы страхования по безработице,
смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Политика
занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий
населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е.
занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими
доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к
мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и
социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно
самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии,
координации экономической и социальной политики по обеспечению полной,
продуктивной и свободно избираемой занятости.
Законодательство
о занятости, приоритеты государственной политики в данной сфере, ее финансовое
обеспечение неоднократно корректировались. При этом четко прослеживается
тенденция усиления финансовых и административных ограничений, касающихся
оказания помощи безработным.
По признанию западных
экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой
рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы
значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у
человека пять лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы:
рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.
Глава 1
Теоретические аспекты безработицы
1.1. Безработица
Безработица – это
социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически
активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные
наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни
безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на
нее.
К безработным в
России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
* не имели
работы (доходного занятия);
* занимались
поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу
занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно
обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные
связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
* были
готовы приступить к работе.
При отнесении к
безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.
К безработным,
зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица,
не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие
официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
Безработица
возникает тогда, когда часть активного населения не может найти работу,
становится резервной армией труда. Безработица усиливается во время
экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения
спроса на рабочую силу.
Как и всякое
социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные
черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные
стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики,
формы безработицы.
1.2. Измерение
безработицы
Состояние
безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга.
Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность
безработицы. Уровень безработицы определяется отношением официально
зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного
населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы своего
труда. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить
достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это
вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельном
населении, не учитывает фактор времени, т. е. продолжительность пребывания
людей без работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может
оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким
показателем, если в первом случае сроки продолжительности безработицы окажутся
значительно короче по отношению к безработице во втором случае.
Споры по поводу
определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на
практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы
– это процент безработной части рабочей силы.
Уровень
безработицы = (безработица/рабочая сила) × 100%
Статистическое управление
министерства труда пытается установить количество работающих и безработных,
проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс.
семей.
Точная оценка
уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
* Частичная
занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в
категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная
статистика занижает уровень безработицы.
* Рабочие,
потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду
на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает
уровень безработицы.
* Ложная
информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда
некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не
соответствует действительности, а также теневая экономика способствует
завышению официального уровня безработицы.
Таким образом,
хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического
положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей
экономики.
Современная безработица в Российской Федерации –
явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных
отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей
присущи черты, характерный всем странам.
Повышение или снижение экономической активности
являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в
стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и
спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут
к определенным колебаниям численности занятых и безработных.
К экономическим причинам возникновения безработицы
относятся:
1.
высокая
цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей
силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы
и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного
периода времени с теми затратами, которые он понесет за покупку машины,
заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина.
Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от
покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машины. Рабочая сила человека будет
непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технический прогресс
и повышение технического строения производства есть одна из причин безработицы
в современных условиях.
2.
Низкая
цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель).
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается
продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение
определенного времени он может оставаться без работы и относится к категории
безработных.
3.
Отсутствие
стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть
вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как
таковой или наличие рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель
(работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные
элементы, инвалиды и т. п.
Таким образом, основной причиной возникновения
безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это не
равновесие особенно усиливается в период экономических спадов, войн, стихийных
бедствий и т.п.
1.4. Виды
безработицы
Безработицу делят на естественную и вынужденную.
Естественная безработица
Естественная
норма безработицы – это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в
экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и
при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным
уровень цен.
Естественная
безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования:
фрикционной, добровольной и институциональной.
1.Фрикционная
безработица.
Если человеку предоставляется свобода выбора рода
деятельности и места работы, то в течение некоторого времени он остается без
работы. Это люди: добровольно меняющие работу; ищущие работу из-за увольнения
по инициативе администрации; сезонные рабочие; молодежь, впервые ищущая работу.
2.
Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых
трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности,
т. е. не просто не желает работать.
3. Институциональная безработица вызывается
функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими
спрос и предложение на рынке труда. Относительно большое пособие по безработице
может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое
воздействие на предложение труда.
Вынужденная безработица
Вынужденная безработица, которая называется или
диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с
технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного
производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил.
1. Технологическая
безработица сопряжена с приходящими на смену друг друга технологическими
принципами функционирования производства, основными из которых являются
инструментализация, механизация и автоматизация. В данной весьма упрощенной
модели отчетливо прослеживается замена ручного труда механизированным трудом,
на смену которому приходит его автоматизация.
2.Структурная безработица.
С течением времени в структуре потребительского спроса
и в технологии происходят изменения, которые в свою очередь изменяют структуру
общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды
профессий уменьшается или прекращается совсем. В то же время спрос на другие
профессии, включая и новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Рабочая
сила на такие перемены реагирует медленно, ее структура не отвечает новой
структуре рабочих мест. Рабочие не обладают новой рабочей силой, которую можно
быстро продать, их опыт и навыки устарели и стали не нужными из-за изменений в
технологии и характере потребительского спроса. Возникает безработица,
именуемая «структурной».
Следует отметить, что разрыв во времени между формированием
новой рабочей силы и ее продажей порождает ситуацию, при которой наряду с
огромной безработицей существует огромная потребность в рабочей силе.
3.Циклическая безработица, которая
предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и
возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса.
4.Застойная безработица характеризует ту часть
населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными
заработками. Это нищие, бродяги, инвалиды и т. д. Эта часть людей, потерявшая
законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.
5. Региональная
безработица связана с целым комплексом фактором исторического,
демографического, культурно-национального, социально-психологического характера.
Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных
административно-национально-территориальных органов власти с центральной,
федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных
государств.
6. Скрытая безработица.
В условиях, когда спрос на рабочую силу почти
отсутствует, многие люди, потеряв надежду ее найти, не идут на биржу труда и не
регистрируются. Поэтому эта часть безработных остается вне поля зрения
официальной статистики и считается скрытой.
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы
относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и
безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Следует так же
отметить, что полная занятость населения не исключает наличия в экономике
фрикционной и структурной безработицы. Значит, полная занятость не означает
абсолютного отсутствия безработицы.
1.5. Порядок и основания признания
граждан безработными[1]
В
российском законодательстве нет определения ”безработный гражданин”, но в ст.3
Закона о занятости названы условия, с учетом которых гражданин может быть
признан безработным: он должен быть трудоспособным, не иметь работы и заработка
(трудового дохода), должен искать работу и быть готовым приступить к ней, быть
зарегистрирован в органах службы занятости.
Наличие
у гражданина инвалидности (при любой степени потери трудоспособности) не
означает, что ему будет автоматически отказано в присвоении статуса
безработного. Для решения вопроса о признании его безработным он должен
предъявить в орган службы занятости индивидуальную программу реабилитации
инвалида, выданную бюро медико-социальной экспертизы и содержащую заключение о
рекомендуемом характере и условиях труда.
Второе
условие, необходимое для признания гражданина безработным, предполагает,
что он относится к числу незанятых граждан и, как следствие, не имеет
заработка.
Третье
условие - поиск подходящей работы и готовность приступить к ней -
документальное подтверждение имеет не всегда. В некоторых случаях можно
заметить, что несмотря на уверения гражданина, готовность приступить к работе у
него явно отсутствует (это может быть связано с временной нетрудоспособностью,
нахождением на медицинском обследовании в стационарном учреждении и т.д.).
Поскольку начать работать он в данный момент не может, признавать его
безработным нет оснований. Нельзя также считать готовой приступить к работе
мать, осуществляющую уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, требующим
постоянного ухода со стороны взрослого члена семьи (если, конечно, в семье нет
других лиц, которым можно перепоручить уход).
Регистрация
в органах службы занятости (четвертое условие) производится следующим
образом: в день, когда гражданин, претендующий на получение статуса безработного,
приходит в службу занятости со всеми необходимыми документами, заводится
карточка персонального учета. Законом о занятости (п.1 ст.3) установлено
минимальное количество документов, которые необходимо представить: паспорт,
трудовая книжка, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию,
справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Впервые ищущие работу и не имеющие профессии (специальности) предъявляют
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Для
подбора подходящей работы, назначения пособия по безработице отдельным
категориям граждан могут понадобиться и другие документы: инвалидам -
индивидуальная программа реабилитации, выданная в установленном порядке и
содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда; лицам,
имеющим ограничения в работе по состоянию здоровья, - соответствующие
заключения из учреждений здравоохранения. Уволенные с военной службы
предъявляют военный билет, беженцы и вынужденные переселенцы - удостоверение
установленного образца и документы, подтверждающие их регистрацию по месту
жительства.
Служба
занятости в течение десяти дней со дня обращения гражданина в целях поиска
подходящей работы по возможности предлагает ему два варианта работы, включая
работы временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему) и
при этом не имеющему профессии (специальности) - два варианта получения
профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного
характера.
Повторное
обращение в службу занятости для признания безработным возможно через месяц.
Исходя
из п.4 ст.13 Федерального закона ”О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации” от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ безработными могут быть
признаны иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, то
есть имеющие вид на жительство, а также временно проживающие, имеющие
разрешение на временное проживание.
Глава 2 Социально-экономические
последствия безработицы
2.1. Социальные последствия
Безработица
ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся
экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести
привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как
личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица
стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая
охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально
подготовленного.
Безработица, как
социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать
устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных
мер со стороны государства, быть остановленным.
Можно предложить
развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий
безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного
влияния на систему:
Отрицательные
|
Положительные
|
Обострение криминогенной ситуации
|
Повышение социальной ценности рабочего места
|
Усиление социальной напряженности
|
Увеличение личного свободного времени
|
Рост количества физических и душевных заболеваний
|
Возрастание свободы выбора места работы
|
Увеличение социальной дифференциации
|
Увеличение социальной значимости и ценности труда
|
Снижение трудовой активности
|
|
Кризисное
положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что
вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура
потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои
личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется
стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно
изменившимся социально-экономическим условиям.
Безработные в
большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части
населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса
безработных:
·
Безработные
представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс
позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по
слоевой идентификации значительно интегрированнее.
·
Самооценки
безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить
о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и
занятого и незанятого населения.
Особое место в
развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации
населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу.
Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что
происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных –
это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса
вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере
экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к
этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп,
испытывающих тяготы последствий кризиса.
Безработица –
опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы
возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером
может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
2.2. Экономические последствия
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и
противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства
населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за
пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Уже к началу 90-х
годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода
и оказались за чертой бедности.
Происходит
отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы
иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное
распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения.
Теряется квалификация работников.
Известный
исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение
между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или
безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закон
Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее
естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта
составляет 2,5%.
Например, если в
начале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем
понизился до 98%, то уровень безработицы должен увеличиться на 1%.
Закон Оукена
выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает
зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем
безработицы.
По признанию западных
экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой
рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы
значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
Можно предложить развернутую
классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы,
рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на
систему:
Отрицательные
|
Положительные
|
Обесценение последствий обучения
|
Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки
экономики
|
Сокращение производства
|
Конкуренция между работниками как стимул к развитию
способностей к труду
|
Затраты на помощь безработным
|
Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня
образования
|
Утрата квалификации
|
Стимулирование роста интенсивности и производительности
труда
|
Снижение жизненного уровня
|
|
Недопроизводство национального дохода
|
|
Снижение налоговых поступлений
|
|
Одно из главных
негативных последствий безработицы -
нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная
продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих
местах для всех, кто хочет и может работать,
кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.
Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом
своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста,
отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Повышение или
снижение экономической активности являются
основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране.
Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады
экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к
определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике
наблюдается пик почти полной занятости и производство
работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое
время начнется снижение деловой активности,
спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне
закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять
ведет к повышению занятости до ее максимального
значения.
Глава 3 Современное состояние рынка
труда в России
Рынки труда в
России весьма существенно различаются в разных регионах.
Российский рынок
труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой
стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит
перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности
работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к
трудодефициту.
Заметим, что сейчас безработица в большинстве
регионов России не представляет собой серьезной проблемы. Появиться она может
лишь в маловероятной ситуации резкого замедления роста экономики,
сопровождающегося ростом производительности труда.
Если
не произойдет радикального прорыва в области производительности труда, первыми
с этим явлением столкнутся наиболее развитые регионы страны. Впрочем, в Москве
это уже давно наблюдается: об этом говорят практически нулевой уровень
безработицы и постоянно растущее количество приезжих. Опыт столицы
подсказывает, что последствия дефицита будут иметь целый ряд неприятных
последствий – как с экономической, так и социальной точки зрения. Рост зарплат
подрывает конкурентоспособность, более ранний выход на рынок труда – качество
образования, миграция из других регионов – культурную среду. Впрочем, похоже,
что все это неизбежно: политика в области миграции и занятости может лишь
несколько
отсрочить обострение проблемы.
В 2006 году
на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста
спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продолжится еще
четыре-пять лет. Особенно хорошо обстоят дела в Москве
и Санкт-Петербурге. Эксперты в один голос утверждают, что пока
экономика растет, рынок труда также будет «раздуваться». Более того,
по прогнозам кадровиков, через пять-шесть лет на рынке может
возникнуть острый дефицит молодых специалистов.
По данным
рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии этого года рост запросов
на персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего
составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг
(74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса
(47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность
в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом,
а наибольший спад наблюдался на рынке страхования — падение
на 29%. По мнению представителей столичного департамента занятости,
через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные
психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения
Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса
на «технарей», причем высокой квалификации.
Что касается
прогнозов на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся
в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих
местах не будет. Однако, несмотря на столь радужную картину,
в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется
с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают
тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие
у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и все больше
ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.
По данным
обследования населения по проблемам занятости по состоянию на последнюю неделю
ноября 2006г., численность занятого населения по сравнению с ноябрем 2005 г.
увеличилась на 0,7%, численность безработных сократилась на 8,8%. Уровень
безработицы в ноябре 2006 г. составил 6,7 %.
В общей
численности безработных 31,8% не имели опыта трудовой деятельности. Среди
безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 31,9% составляют лица,
уволившиеся по собственному желанию, 28,1% - лица, которые оставили последнее
место работы в связи с сокращением персонала.
Среднее время
поиска работы безработными в ноябре 2006г. составило 8,9 месяца и по
сравнению с ноябрем 2005г. увеличилось на 0,3 месяца. Стаж пребывания в
состоянии безработицы один год и более имели 40,2% безработных. Доля застойной
безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 48,0%, и
уменьшилась за последний год на 0,2 процентных пункта. Среди безработных
городских жителей доля застойной безработицы 34,6%.
Средний возраст
безработных составил 34,1 года, занятого населения - 39,7 года. Молодежь до 25
лет составляет 31,1% среди безработных и 11,2% - среди занятого населения, лица
в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 10,5 %.
Около 11%
безработных имели высшее образование и 17% -
среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили по 25,6%.
Среди субъектов
Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ
наблюдается в Агинском Бурятском автономном округе и составляет 0,9%. Не
превышает 5% уровень безработицы в Москве (1,6), Санкт-Петербурге (2,4%), в
Республике Карелия, в Тульской, Московской, Ярославской, Липецкой, Костромской
областях, Эвенкийском и Чукотском автономных округах (2,7% - 5,0%).
Самый высокий
уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Чеченской Республике и Республике
Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 66,9% и 58,5%.[2]
Глава 4 Государственное регулирование
безработицы
Безработица –
постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для
общества. Поэтому оно должно эти потери минимизировать. Прежде всего,
необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то
просуществовать в период вынужденного бездействия.
Организационное
воздействие механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная
служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой
Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные
(городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие
инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные
в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации.
За содействием в трудоустройстве в органы службы
занятости на конец 2006г. обратились 6,4 млн. человек, или 8,6% численности
экономически активного населения. 3,3 млн. человек были признаны в
установленном порядке безработными.
В
настоящее время во всех субъектах Федерации действуют программы содействия
занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия
по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование
населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация
безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных
граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости;
профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).
В течение 2006 г. численность безработных,
зарегистрированных в органах службы занятости, изменялась следующим образом: с
января по апрель стабильно росла - с 1,92 млн. до 2 млн. человек, а с мая
начала снижаться - до 1,69 млн. человек (на 1 ноября 2005 г.). К концу года их
численность увеличилась до 1,83 млн. человек. Таким образом, по сравнению с
показателями 2005г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на
11,1%.
Причинами роста численности указанной категории
граждан явились реформирование системы ЖКХ, предусматривающее, в том числе,
увеличение платежей за коммунальные услуги, введение новых условий выплаты
пособия по безработице, потребность незанятых граждан в официальном определении
своего социального статуса для получения различных видов социальных услуг, а
также востребованность государственных услуг, оказываемых органами службы
занятости.
Безработным
оказывают помощь по нескольким каналам.
Прежде всего,
через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех
источников:
- обязательные
взносы предприятий;
- взносы
работников;
- дотации
бюджета.
Важным
направлением государственной политики в области защиты от безработицы является
социальная поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске
работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального
обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи
безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с
истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий,
оформленных безработным гражданам досрочно).
В 2006 г.
среднемесячная численность безработных граждан, получающих пособие по
безработице, составила около 1,5 млн. человек (из них 29,1% - пособие из
расчета средней заработной платы по последнему месту работы и 70,9% - пособие в
минимальном размере). Среднемесячная численность безработных граждан,
утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного
периода его выплаты, которым оказывалась материальная помощь, составила 5,5
тыс. человек.
Для расширения
возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, и оказания государственных
услуг работодателям по подбору необходимых работников органы службы занятости
постоянно информировали население и работодателей о положении на рынке труда.
Организация мероприятий по содействию трудоустройству граждан осуществлялась на
основе сбора сведений о потребностях населения в рабочих местах и возможностях
работодателей в обеспечении занятости. В результате взаимодействия с
работодателями российский банк вакансий (свободных рабочих мест и вакантных
должностей) ежемесячно пополнялся. Если в январе 2006 г. работодатели заявили
334 тыс. вакансий, то к концу года - 6792 тыс. Увеличение потребностей
работодателей связано с расширением летних работ сезонного характера в отраслях
сельского, лесного хозяйства, строительства, транспорта, торговли, ЖКХ и др.
Качественный состав вакансий не претерпел существенных изменений: среди рабочих
профессий наибольшим спросом пользовались водители, слесари, машинисты,
продавцы, сварщики, электромонтеры; среди должностей служащих - врачи,
милиционеры, инженеры, бухгалтеры, инспекторы и др.
Существует блок экономической политики государства в
области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому
и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров,
субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.
Создание новых рабочих мест – важнейшая
макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой
политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда,
но и в экономике в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест
становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического
прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости.
Органами
службы занятости проводились мероприятия по обеспечению занятости населения и
социальной поддержке безработных граждан, повышению качества и доступности
государственных услуг.
В
2006 г. при содействии органов службы занятости трудоустроено 4,1 млн. человек,
из них 1,6 млн. признанных в установленном порядке безработными, что превышает
указанный показатель соответствующего периода прошлого года на 11,4%.
Продолжалась
реализация активной политики занятости на рынке труда, включая проведение
мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства
безработных и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в
свободное от учебы время). Обеспечение временной занятости несовершеннолетних
граждан влияет на сокращение уровня подростковой преступности и позволяет
оказывать материальную поддержку детям из малообеспеченных семей.
Государственные
услуги по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет оказаны 627 тыс. подросткам, которые были трудоустроены и
принимали участие в благоустройстве и озеленении населенных пунктов, в
сельскохозяйственных и лесопосадочных работах, доставке корреспонденции, помощи
лицам пенсионного возраста и инвалидам.
Общественные
работы (в отраслях жилищно-коммунального и сельского хозяйства, социальной
сфере, организациях бытового обслуживания населения и распространения печатных
изданий) позволили обеспечить занятость около 591 тыс. человек (90,8% к
показателю 2005 г).
Подготовка
и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка
труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в
экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Даже если в начале
трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно
востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно
расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения
для взрослых» становится переподготовка.
Услуги
по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации были
предоставлены около 353,6 тыс. безработным гражданам, или 5,5% общей
численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.
Видное место в регулировании рынка труда занимает
биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между
рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем
предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.
Основными функциями биржу труда являются:
-
учет
безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;
-
контроль
за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;
-
обучение,
переобучение и повышение квалификации безработных;
-
изучение
спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне
занятости в разрезе профессий и территорий;
-
другие
функции.
Биржа труда может иметь разные
формы: бюро, контора, общество и
т. п. В зависимости от форм
собственности выделяют следующие их основные виды:
1.
частные,
функционирующие на коммерческой основе;
2.
филантропические
(благотворительные);
3.
общественные;
4.
государственные.
Также серьезную трудность представляет сегодня
первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища,
техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у
одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа
безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных
около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около
25% - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30 – 39 лет).[3]
Заключение
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво.
Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и
вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным
прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства
населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за
пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому
государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые
наблюдаются в последнее время в нашей стране.
Учитывая сложность ситуации на рынке труда России,
большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением
рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих
первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики,
определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на
этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки
кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является основополагающей, она
должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при
котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало
увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу
оказываются в положении безработных.
Помимо чисто
экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и
моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные
ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной
массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к
появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков;
снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и
распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая
характеризуется также повышением числа
самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге,
подрывается моральное и физическое здоровье общества.
История
показывает, что экономическая нестабильность
и, как следствие, массовая длительная безработица трудоспособного населения
могут привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве.
Так, приход к власти Гитлера во многом был обусловлен условиями высокого
уровня безработицы в Германии.
Список используемой литературы
1)
Журнал
«Человек и труд» №11 2006г.
2)
Журнал
«Человек и труд» №4 2006г.
3)
Журнал
«Человек и труд» №8 2006г.
4)
В.Я.
Иохин «Экономическая теория», Москва, 2004 г.
5)
«Экономика
труда»
6)
С. Н.
Ивашковский « Экономика: микро- и макроанализ». Учебно-практическое пособие. –
М.: Дело, 1999. – 360 с.
[1] Журнал «Человек и труд» 2006г. №4
[2] По данным Федеральной службы государственной статистики
(#"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Статистические данные из журнала «Человек и труд» 2006 г. №4