Малые предприятия и их развитие в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    58,12 kb
  • Опубликовано:
    2008-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

Региональная кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

Курсовая работа

по дисциплине "Экономика предприятия"

на тему № 13

«Малые предприятия и их развитие в современных условиях»

(на примере ООО «ОЛЬГА»)

 

 

Выполнила

Сазонова Н. В.

Специальность

менеджмент организации

группа

5Пмп-1

№ зач. книжки

02ммд0843

Руководитель:

Мищенко И.К.



г. Барнаул 2008

Cодержание:

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1.Малые предприятия и их место в экономике России………………….5

1. Определение малого предприятия как рыночного образования..............5

2. Виды малого бизнеса...................................................................................6

3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий.........8

4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП.....9

5. Статистика по малым предприятиям России и Алтайского края..........10

Глава 2.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ольга»…………………………………………………………………………...15

1.   Технико-экономическая характеристика ООО «Ольга»..................15

2.   Общая оценка финансового состояния и финансовых результатов работыООО «Ольга»…………………………………………………………….23

Глава 3.Преимущества и проблемы ООО ''Ольга'', пути их решения………..32

Заключение………………………………………………………………….……38

Список литературы………………………………………………………………40

ВВЕДЕНИЕ

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил меня выбрать для курсовой работы тему «Малые предприятия», которую я посчитала наиболее актуальной на сегодняшний день.

Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

Итак, целью работы является анализ малого предприятия и разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть сущность, виды, формы малого предприятия;

· приобрести практические навыки, проводя поэтапный анализ технико-экономической характеристики малого предприятия;

· раскрыть проблемы малого предприятия на конкретных примерах;

· разработка по совершенствованию деятельности малого предприятия.

Объект исследования – малое предприятие ООО «Ольга».

Предметом исследования является процесс и проблемы функционирования малого предприятия.

Субъект исследования – ООО «Ольга».

Временной период исследуемой работы 2004 -2006 г.г.

Работа состоит из введения, теоретической части (1 глава), технико-экономической характеристики и финансового анализа (2 глава), выводов и предложений по второй главе (3 глава), заключения, списка литературы.

Теоретической и методологической базой послужили Кодексы и Законы РФ, нормативные акты, отечественная литература, периодическая печать, бухгалтерская отчетность, Интернет-ресурсы.

В данной работе были использованы методы: анализ, синтез, табличный, нормативный, а также программные продукты Microsoft Word, Microsoft Excel.

Глава 1. Малые предприятия и их место в экономике России

 

1.      Определение малого предприятия как рыночного образования

В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство – есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного.

В специальных исследованиях используется его трактовка – это деятельность тем или иным способом связанная с получением прибыли, дохода.

 В Энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: «Предпринимательство (фр. entreprise) — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Понятие малого предпринимательства неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов – малых предприятий.

В соответствии с законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007года ) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации ( за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Виды малого бизнеса

 

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.

По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

В числе организационно-правовых форм различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-правовым формам можно отнести: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги. Рассмотрим подробно одну из организационно-правовых форм – общество с ограниченной ответственностью, т.к. в дальнейшем в работе рассматривается предприятие с этой формой.

Итак, общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерческой организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая уставной капитал, принадлежит на праве собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта долевой собственности участников. Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков. Даже те из участников, кто не внес свой вклад полностью, отвечают по обязательствам общества лишь той частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада (п.1 ст.87 ГК).

Общество с ограниченной ответственностью является наиболее типичной формой «компании одного лица» и в развитых зарубежных правопорядках. Поэтому абз. 1 п. ст. 87 ГК прямо допускает такую возможность, что расходится с чисто грамматическим пониманием «общества», но вполне соответствует юридическому существу дела. ГК исключает только возможность единоличного участия в обществе с ограниченной ответственностью другой компании «одного лица».

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческая (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. (табл.1)

Табл.1- Виды предпринимательской деятельности.

Виды предпринимательской деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Консалтинговая

*Инновационная

*Научно-техническая

*Производство товаров и оказание производственных услуг

*Производственное потребление товаров и услуг

*Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ

*Выполнение транспортных операций и операций связи

*Информационная

*Торговая

*Торгово-закупочная

*Торгово-посредническая

*На товарных биржах

*Банковская

*Страховая

*Лизинговая

*На фондовых биржах

*Общее управление

*Администрирование

*Финансовое управление

*Управление кадрами

*Маркетинг

*Информационные технологии


3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий

Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица. [10]

Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет регистрирующему органу исполнительной власти следующие документы:

· заявление, которое подписывает учредитель предприятия;

· учредительный договор или решение о создании предприятия;

· устав предприятия, утвержденный учредителями;

· документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного капитала предприятия;

· свидетельство об уплате государственной пошлины;

· документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Важное условие функционирования предприятия малого бизнеса- лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими дополнениями и изменениями. К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. [10]

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок не менее чем 5 лет.

4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП

Финансирование в процессе функционирования МП осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Внешние источники – банковские кредиты, средства различных фондов. Внутренние – финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы МП (прибыль, амортизационные резервы, различные резервные и страховые фонды).

Финансирование из внешних источников представляет собой господдержку малого бизнеса, которая осуществляется через специальные организационные структуры, формирующие целевые программы. [5, c.74]

В сегодняшних российских условиях возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Банковское кредитование сведено к минимуму. Например, известный в Алтайском крае КМБ -Банк хорошо разрекламировавший себя программой кредитования малого бизнеса. На деле же оказалось, что кредиты в этом банке выдают предприятиям малого бизнеса, находящимся в радиусе 200 км от г. Барнаула.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями.

29 декабря 2001 г. введены специальные налоговые режимы Федеральным законом и включены в Налоговый кодекс РФ. Малого бизнеса касаются главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ( введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ), 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (введена тем же Федеральным законом) и 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» [ № 4,с. 377]

5. Статистика по малым предприятиям России и Алтайского края

В РФ на конец 2006 г. зарегистрировано 1032,8 тыс. малых предприятий. Среднесписочная численность работников включая все категории работников составила на конец 2005 г. 8582,8 тыс. человек [ № 9, с. 347].

Оборот организаций за 2005 г.- 36471,3 млрд. руб., за 2006 г.- 46950,4 млрд. руб., а оборот малых предприятий составил в 2005 г.- 9633,6 млрд. руб., в 2006 г.-12099,2 млрд. руб.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии в сфере торговли и обрабатывающей промышленности. По данным на конец 2006 г. доля МП в этих отраслях экономики составила 8721,3 млрд. руб. и 91146,9 млрд. руб. соответственно.

Потом идут строительство (922,0 млрд. руб.) и операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг образования (725,1 млрд. руб.).

По данным органов самоуправления Алтайского края на начало 2007г. в крае функционировало около 16 тыс. малых предприятий, на которых задействовано 128 тыс. человек. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занимается 63 тыс. человек, у которых работают порядка 125 тыс. человек. Сформировался еще один вид малого бизнеса – крестьянские (фермерские) хозяйства. Их насчитывается около 5 тыс. Здесь трудится почти 16 тыс. человек.

Сегодня в сфере малого бизнеса занято 337 тыс. человек, или свыше четверти экономически активного населения (1295,9 тыс. человек). По сравнению с 2005г. количество работников в данной сфере увеличилось на 26%.

Вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт составляет более 18%. За 2006г. в большинстве муниципальных образований наблюдался рост субъектов малого предпринимательства. И лишь в отдельных территориях наметилась тенденция снижения численности малого бизнеса.

Отраслевая структура малого бизнеса изменяется незначительно. Наиболее конкурентными остаются предприятия торговли и общественного питания. В общем количестве субъектов малого бизнеса они составляют 50% (на начало 2006г. их было 51%). В обрабатывающих производствах работают всего 14% (было 13,9%). В строительстве задействовано 9% (было 8,6%), в сельском хозяйстве – 7% (было 5,9%). Транспортные и телекоммуникационные услуги оказывают 4% (было 3,9%).

В рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае в 2006г. выделялось 26 млн. рублей, из них 15 млн. рублей – на субсидирование банковской процентной ставки по привлеченным предпринимателями кредитам. Объем средств, направленных из краевого бюджета через администрации городов и районов в 2006г., составил 10 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем в предыдущем. Такая схема признана наиболее приемлемой, так как руководство муниципальных образований на местах лучше знает, какой вид предпринимательской деятельности необходимо поддерживать в первоочередном порядке.

Подписано соглашение о сотрудничестве в сфере развития малого предпринимательства с банком ВТБ 24. Тем самым определена система оперативного кредитования инвестиционных проектов малых предприятий.

По «плотности» малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения, край относится к «средним» регионам – 600 предприятий на 100 тыс. человек.

Регион демонстрирует возможности и направления своего развития, в первую очередь – через участие в федеральных конкурсах. Минэкономразвития России признаны победителями четыре наших проекта, что обеспечило поступление из центра 95 млн. рублей. Краевая доля в софинансировании проектов составила 61,6 млн. рублей. Проекты:

· создание Алтайского бизнес-инкубатора;

· техническое перевооружение фермерских хозяйств;

· «Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства»;

· «Создание гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства».

В краевом бюджете 2007г. на поддержку малых предприятий предусмотрено 21 млн. 35 тыс. рублей.

В 2006г. финансовая помощь через механизмы субсидирования части банковской процентной ставки позволила малым предприятиям, получившим бюджетную поддержку, привлечь объем кредитных ресурсов в размере 245 млн. руб., что способствовало увеличению количества рабочих мест в среднем на 23%, росту зарплаты на 52%.

На 2007г. от муниципалитетов поступили заявки на субсидии в объеме 55 млн. рублей.

Важное значение в укреплении малого бизнеса придается информационному сопровождению предпринимательской деятельности. В числе ключевых направлений такой работы – создание краевого Центра поддержки предпринимательства. На его площадях размещен алтайский бизнес-инкубатор, в котором для начинающих предпринимателей оборудованы 62 рабочих места. В бизнес-инкубаторе уже выделены помещения для 12 стартующих компаний, центра трансферотехнологий.

Требует продолжения работа по совершенствованию системы поддержки малых предприятий на муниципальном уровне. В основе предлагаемой муниципальной системы поддержки предполагается постоянное взаимодействие органов местного самоуправления, Общественного совета по предпринимательству и исполнительного органа объединения предпринимателей, направленное на решение проблем, возникающих у предпринимателей различных сфер деятельности, фермерства и граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства.

Система поддержки должна включать в себя:

· объединение предпринимателей и его исполнительный орган;

· Общественный совет по предпринимательству при главе администрации района (города);

· межведомственную комиссию района (города) по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства;

· информационно-консультационный центр для оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

Первостепенная роль в организации эффективной работы системы поддержки предпринимательства и в создании благоприятных условий для ведения бизнеса отводится администрациям муниципальных образований, определяющим программу социально-экономического развития и расстановку ее приоритетов. [4]

Создание в крае особой туристической и игорной зон для малых предприятий появляются большие перспективы. Развитие туризма, работа «города развлечений» должны сопровождаться развитием пищевого производства, бытового обслуживания, торговли, совершенствованием транспортной составляющей. Это как раз те сектора, где малый бизнес, как правило, становится одним из серьезных игроков на рынке и прочно занимает свои позиции. [7]

Глава 2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ольга»

 

1. Технико-экономическая характеристика ООО «Ольга»

В данной работе будет рассмотрено торговое предприятие «Ольга». Предприятие находится в селе Мамонтово Мамонтовского района по адресу: ул. Пушкинская, 12. Предприятие было образовано в 1995 году в виде ЧП, затем реорганизовано на основании учредительного договора от 5.02.2002 года одним учредителем с суммой уставного капитала в размере 10000 тыс. руб. Сейчас по своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Ольга» действует на основании Устава.

Миссия организации- предоставление людям качественных товаров в ассортименте и по ценам достаточным для постоянного наращивания экономического потенциала предприятия.

Основной вид деятельности ООО «Ольга»- коммерческая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления.

ООО «Ольга» занимается продажей следующих видов товара:

· строительные материалы;

· отделочные материалы;

· моющие средства;

· средства личной гигиены;

· оргтехника;

· бытовая техника;

· посуда;

· велосипеды, санки и пр.

Режим работы ООО «Ольга»:

Понедельник-пятница с 9 часов до 18 часов;

Суббота и воскресенье с 9 часов до 14 часов.

Управление персоналом.

Под персоналом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.

По численности работающих ООО «Ольга» является микропредприятием. [1]

На предприятии работают 12 человек:

· заведующий магазином;

· бухгалтер;

· товаровед;

· продавцы – 5 чел.;

· грузчики – 2 чел.;

· водитель;

· техничка.

Все права и обязанности работодателя и работника соблюдаются согласно Трудовому кодексу РФ (ст.63-250) и отражены в трудовом договоре с работником.

Рассмотрим численность, состав, структуру персонала. Анализ приведен в таблице 1.

Таблица 1-Анализ структуры трудовых ресурсов по категориям персонала.

Показатели

01.01.2005г.

01.01.2006г.

01.01.2007г.

Абсол. изменение, чел.(2005 к 2007)

Темп изменения, %(2005 к 2007)

Чис-ть, чел.

Уд. вес, %

Чис-ть, чел.

Уд. вес, %

Чис-ть, чел.

Уд. вес, %

Среднесписочная численность персонала, всего

15

100

14

100

13

100

-2

86,66

административно-управленческий персонал

5

33,33

4

28,57

4

30,76

-1

80,00

Продавцы

6

40,00

6

42,85

5

38,46

-1

83,33

Грузчики

2

13,33

2

14,28

2

15,38

0

100

Водитель

1

6,66

1

7,14

1

7,69

0

100

Техничка

1

6,66

1

7,14

1

7,69

0

100


При возникновении необходимости подбора нового сотрудника администрация пользуется услугами СМИ, кругом знакомых. При приеме на работу человек получает вводный инструктаж. Оговариваются условия труда и размер оплаты труда. Устанавливается испытательный срок на 3 месяца.

Формы оплаты труда утверждены положением об оплате труда работников ООО «Ольга». При оплате труда применяются месячные оклады. Для правильного начисления оплаты труда работникам, большое значение имеет учет отступлений от нормальных условий работы. Поэтому к основной зарплате, согласно действующему трудовому законодательству РФ, в ООО «Ольга» предусмотрены следующие надбавки и доплаты:

оплата за работу в праздничные дни;

оплата труда за работу в сверхурочное время.

Характеристика внутренней среды.

На предприятии ООО «Ольга» линейная система управления.

 директор

 заведующий товаровед бухгалтер

 продавцы грузчики водитель техничка

Рис. 1- Линейная структура.

Линейная организационная структура - строго иерархически организованна, характеризуется разделением зон ответственности и единоначалием. В связи с тем, что количество работников на предприятии небольшое, то подтип линейной организационной структуры плоский, т. е. минимум иерархических уровней. Форма управления – смешанная: бюрократическо-авторитетная. Решения принимаются вышестоящим руководителем в соответствии с имеющимися у него правами и полномочиями. Решения принимаются простыми методами. Делегирование полномочий ограничено. [2]

Характеристика внешней среды.

Основными поставщиками продукции для ООО «Ольга» являются следующие предприятия города Барнаула:

ООО «Росбыттехника»;

ООО «Клен-престиж» (бытовая техника);

ООО «Домотехника»;

ИП «Голубев» (гвозди, шурупы и т.п.);

ИП «Гратис» (замки, крючки и т.п.);

ООО «АДК» (сантехника);

ООО «Пахомов» (магазины «Слон»).

Сотруднечество с данными организациями основано на взаимовыгодном партнерстве. Оно проявляется в предоставлении скидок, подарков, рекламного оборудования.

Основными потребителями продукции являются жители Мамонтовского и, прилегающего к нему, Романовского районов.

Основные конкуренты:

ООО «Дизайн»: бытовая техника, строительные материалы и т.п.;

ЗАО ОРК «Хелми»: бытовая техника, косметика, аптечные препараты, продукты;

ООО «Эльдорадо»: бытовая техника.

Это магазины с небольшой торговой площадью, существующие на рынке менее 6 лет.

Банки, с которыми сотрудничает ООО «Ольга»: филиалы Росбанка, Сбербанка.

Система налогообложения, по которой работает ООО «Ольга»: упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий         (Закон 1995г.).

В начале своей деятельности в организации работало всего 2 человека. Директор сам ездил за товаром, сам разгружал и подменял продавца, когда у последнего был выходной. Помещение под торговлю арендовали. Всего 50 кв. м. Сейчас в собственности ООО «Ольга» находится помещение общей площадью 275 кв.м. В состав здания входят: торговые и складские помещения, административные помещения, бытовые помещения для персонала. Из них торговая площадь- 145 кв.м., 100 кв.м.-складские помещения. К административным помещениям причисляют кабинет директора и бухгалтерию. К бытовым помещениям относят раздевалку для персонала, туалетную комнату, столовую.

На предприятии ООО «Ольга» информационная система состоит из электронной базы данных (1С:Бухгалтерия, 1С:Зарплата, стандартные пакеты программ Office-Word, Excel) и устной формы донесения информации.

Рассмотрим структуру затрат на производство продукции. Результаты представим в таблице 2. Из данных таблицы следует, что наибольший удельный вес в структуре затрат составляют расходы на оплату труда (35,84%) и амортизация основных средств (21,60%). На втором месте по удельному весу расходы на содержание помещения и на социальные нужды. Уменьшились расходы на рекламу в 2006 году по сравнению с 2004 году. Это связано с тем, что ООО «Ольга» в 2004 г. в райцентре Мамонтово установило 3 рекламных щита.

В общем следует отметить, что в структуре затрат за 2004-2006 г.г. значительных изменений не произошло.

Таблица 2-Анализ состава и структуры затрат на производство и реализацию продукции.

Показатель

2004 год

2005 год

2006 год

Изм. 2006 к 2004

Тыс. руб.

Уд. Вес, %

Тыс. руб.

Уд. Вес, %

Тыс. руб.

Уд. Вес, %

Абсолют.

Относит.

Транспортные расходы

100,10

4,85

115,00

5,69

157,30

7,23

+57,2

+2,38

Заработная плата

690,00

33,48

720,00

35,63

780,00

35,84

+90

+2,36

Отчисления на соц. нужды

180,00

8,77

189,00

9,35

254,00

11,67

+74

+2,90

Амортизация осн. средств

640,20

31,07

530,56

26,26

470,29

21,60

-169,91

-9,47

Расходы на содержание помещения

295,00

14,32

307,00

15,19

320,00

14,69

+25

+0,37

Расходы на топливо, электроэнергию

40,17

1,95

65,28

3,23

86,30

3,96

+46,13

+2,01

Расходы на рекламу

45,70

2,22

1,40

0,06

1,260

0,06

-44,44

-2,16

Прочие расходы

3,34

92,40

4,57

107,90

4,96

+38,9

+1,62

Итого затрат

2060,17

100

2020,64

100

2177,05

100

+116,88



Проведем анализ основных средств, их динамики и структуры.

Таблица 3- Анализ наличия и структуры основных фондов

Показатели

На 01.01.2005

На 01.01.2006

На 01.01.2007

Отклонение 2006 к 2005

Отклонение 2007 к 2006

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

По сумме

По уд. Весу

По сумме

По уд. весу

Здания

4461,0

87,88

4925,0

90,03

5520,0

88,84

+464

+2,15

+595

+1,19

Машины, оборудование

173,0

3,40

130,0

2,37

197,0

3,17

-43

-1,03

+67

+0,8

Транспортные средства

373,0

7,34

330,0

6,03

397,0

6,38

-43

-1,31

+67

+0,35

Другие виды

69,0

1,35

85,0

1,55

99,0

1,59

+16

+0,2

+14

+0,04

Итого

5076

100

5470

100

6213

100

+394

0,00

+743

0,00


Из таблицы 3 следует, что за отчетный период произошли изменения в наличии и структуре основных средств. Сумма их увеличилась на 1137 тыс. руб. Большое значение имеет анализ движения и технического состояния основных производственных фондов, который проводиться по данным бухгалтерской отчетности. Проведем анализ на примере одного временного промежутка, а именно за 2006 год.

Таблица 4- Динамика структуры производственных фондов за 2006 год.

Показатели

Наличие на начало 01.01.2006 г.

Поступило за отчетный период (2006 г.)

Выбыло за отчетный период (2006 г.)

Наличие на конец 31.12.2006

Здания

4925,0

735,0

140

5520,0

Машины, оборудование

130,0

71,0

4

197,0

Транспортные средства

330,0

115,0

48

397,0

Другие виды

85,0

43,0

29

99,0

Итого

5470

964

221

6213


Для этого рассчитаем следующие показатели:

Коэффициент обновления =Стоимость поступивших основных средств / Стоимость основных средств на конец года.

Срок обновления основных фондов = Стоимость основных средств на начало периода/ Стоимость поступивших основных средств.

Коэффициент выбытия = Стоимость выбывших основных средств / Стоимость основных средств на начало периода.

Коэффициент прироста = Сумма прироста основных средств / Стоимость их на начало периода.

Таблица 5- Данные о движении и техническом состоянии основных средств

Показатели

Уровень показателя на 01.01.2006

Уровень показателя на 01.01.2007

Изменение

Коэффициент обновления

0,10

0,15

+0,05

Срок обновления, лет

7,83

5,67

-2,16

Коэффициент выбытия

0,02

0,04

+0,02

Коэффициент прироста

0,08

0,13

+0,05


Сведения таблицы 5 показывают, что за 2006 год техническое состояние основных средств в ООО «Ольга» несколько улучшилось за счет их обновления.

В целом следует отметить, что по основным показателям, характеризующим эффективность деятельности предприятия, наблюдается улучшение. Так, например, снизилась доля себестоимости в выручке, что является положительным моментом в деятельности предприятия. Рост рентабельности основной деятельности составил 42%,т. е. в 2 раза. На протяжении анализируемого периода наблюдается стабильный рост прибыли.

2. Общая оценка финансового состояния и финансовых результатов работы ООО «Ольга».

 

Анализ финансового состояния предприятия является важным элементом в системе управления предприятием, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.

Главная информационная база для проведения анализа финансового состояния – бухгалтерская отчетность.

На практике применяют структурно-динамический анализ с помощью составления уплотненного баланса, таблица 6, в тыс. руб.

Таблица 6.

Актив

На начало года

На конец года

Изменение

Пассив

На начало года

На конец года

Изменение

Раздел 1

Внеоборотные активы

1861

2734

+873

Раздел 3

Капитал и резервы

11762

11951

+189

То же, % к итогу

6,24

8,24

+2

То же, % к итогу

39,42

35,44

-3,98

Раздел 2

Оборотные активы

27975

30452

+2477

Раздел 4

Долгосроч. Обязательс.

0

0

0

То же, % к итогу

93,76

91,76

+2

То же, % к итогу

0

0

0





Раздел 5

Краткоср. Обазат.

18074

21235

+3161





То же, % к итогу

60,57

63,98

+3861

Валюта баланса-всего

29836

33,186

+3350

Валюта баланса-всего

29836

33186

+3350

То же, % к итогу

100,00

100,00

-

То же, % к итогу

100,00

100,00

-


Данные таблицы показывают, что общий оборот хозяйственных средств, т. е. активов против начала года увеличился на 3350 тыс. руб., что является положительным фактором. Но за этот же период увеличились и обязательства организации. Следует обратить внимание на увеличение краткосрочных обязательств на 3161 тыс. руб.

Рассмотрим структуру показателей результатов деятельности ООО «Ольга», и их динамику. Данные представлены в таблице 7.

Таблица 7- Структура и динамика показателей результатов деятельности ООО «Ольга», тыс. руб.

Показатели

За 2004 г.

За 2005 г.

За 2006 г.

Изменение

2005 к 2004

2006 к 2005

2006 к 2004

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

13425

12584

15451

-841

+2867

+2026

Прибыль до налогообложения

2305

2336

4013

+31

+1677

+1708

Себестоимость проданных товаров

11001

7564

9544

-3437

+1980

-1457

Валовая прибыль

2424

4020

4907

+1596

+887

+2483

Коммерческие расходы

79

54

35

-25

-19

-44

Прибыль от продаж

2305

2336

4013

+31

+1677

+1708

Операционные доходы и расходы

0

0

0

0

0

0

Внереализационные доходы и расходы

0

0

0

0

0

0

Чистая прибыль

854

955

1401

+101

+446

+547


На основании произведенных расчетов можно сделать вывод о том, что предприятие стабильно получает прибыль, причем данный показатель постоянно растет. В 2005 году выручка предприятия снизилась по сравнению с 2004 годом на 841 тыс. руб., но т. к. в данном году произошло снижение уровня себестоимости, на прибыль это не повлияло, наоборот ее уровень вырос к 2006 году.

Снижение себестоимости в выручке является положительным моментом в деятельности предприятия.

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности.

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Рассчитаем данные показатели на основе бухгалтерского баланса и приложения к нему. Результаты расчетов представим в таблице 8.

Таблица 8- Динамика показателей рентабельности ООО «Ольга».

Показатели

Порядок расчета

2004 год

2005 год

2006 год

Рентабельность продукции, %

Валовая прибыль/выручка от реализации

18,05

31,95

31,75

Рентабельность основной деятельности, %

Прибыль от продажи/себестоимость реализованной продукции

20,95

30,88

42,04

Рентабельность совокупного капитала, %

Чистый доход/итог среднего баланса-нетто

16,49

16,82

18,57

Рентабельность собственного капитала, %

Чистый доход/средняя величина собственного капитала

21,97

23,03

27,70

Период окупаемости собственного капитала

Средняя величина собственного капитала/чистый доход

4

4

3

Затраты на 1 руб. реализованной продукции

Себестоимость реализованной продукции/выручка от реализации

0,81

0,60

0,61


Показатели рентабельности основной деятельности постоянно растут. Оптимальным считается показатель рентабельности 15-20%. В нашем случае данный показатель превышает оптимальный уровень, и за последние три года он вырос и составил 42,04%.

Используя систему показателей эффективности деятельности, остановимся на следующих показателях (таблица 9).

Таблица 9- Показатели эффективности использования имущества за 2006 год.

Показатель

Расчетная формула

Цифровые данные ,%

Рентабельность активов (имущества)

Чистая прибыль \ср. величина активов*100

4,17

Рентабельность оборотных активов

Чистая прибыль \ ср. величина оборот. активов*100

5,17

Чистая прибыль / источники собственных средств (итог разд. 3 пассива баланса)

27,70

Рентабельность реализованной продукции

Чистая прибыль / объем реализ. Продукции*100

2,23

Рентабельность инвестиций

Прибыль до налогообложения / краткосрочные обязат.*100

36,41


Рентабельность активов составила на 2006 год 4,17%, этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятии с каждого рубля, вложенного в активы.

Рентабельность реализованной продукции, равная 2,23% показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля проданной продукции.

Важным критерием в оценке финансового положения организации является платежеспособность и ликвидность.

Ликвидность активов- это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги, т. е. чем меньше времени понадобиться для превращения активов в деньги, тем активы ликвиднее.

Условия ликвидности:

А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4.

Таблица 10- Группировка активов и пассивов.

Текущие активы

На 01.01.2006 г.

На 01.01.2007 г.

Денежные средства

846

972

Краткосрочные фин. вложения

1150

1576

Итого по первой группе (А1)

1996

2548

Дебиторская задолженность

218

198

Прочие оборотные активы

1659

1559

Итого по второй группе (А2)

1877

1757

Производственные запасы

529

605

Итого по третьей группе (А3)

529

605

Четвертая группа (А4) внеоборотные активы

5733

6423

Пассивы

На 01.01.2006 г.

На 01.01.2007 г.

Кредитор. задолженность (П1)

2899

2736

Займы и кредиты (П2)

413

543

Долгосроч. Обязательства (П3)

0

0

Капитал и резервы

7187

7258

Итого по четвертой группе (П4)

7187

7258


Анализ ликвидности баланса показывает, баланс организации не является полностью ликвидным, т. к. не соблюдается одно из четырех правил:

А1< П1, А2> П2, А3> П3, А4<П4,

Как на начало периода, так и на конец периода. В данном случае А1< П1, т. е. наиболее ликвидные активы не покрывают наиболее срочные обязательства. Остальные условия ликвидности соблюдаются, даже есть превышение П4 над А4, что свидетельствует о превышении собственного капитала над труднореализуемыми активами, и даже остаются свободные средства для пополнения оборотных активов. Это положительная динамика, т.к. уменьшается дефицит денежных средств, необходимых для погашения срочных обязательств.

Превышение краткосрочных (А1) активов над оборотными (А3) свидетельствует о том, что организация не располагает свободными ресурсами.

Рассмотрим коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается как отношение фактической суммы оборотных активов к сумме срочных обязательств.

Таблица 11- Анализ платежеспособности ООО «Ольга».

Показатели

Нормальные значения

01.01.2006 г.

01.01.2007 г.

Изменения за период

Коэффициент абсолютной ликвидности

>0,2

0,50

0,64

+0,14

Коэффициент текущей ликвидности

>2

3,49

3,27

-0,51

Коэффициент общей платежеспособности

>2

2,06

2,56

+0,50


Из табличных данных видно, что коэффициент абсолютной ликвидности имеет нормальное значение. Коэффициент текущей ликвидности показывает, что у предприятия достаточно оборотных средств, которые при необходимости могут быть использованы для погашения ее краткосрочных обязательств, однако за 2006 год он снизился на 51%. Общая платежеспособность определяется как способность покрыть все обязательства предприятия ее активами.

Важнейшую часть финансовых ресурсов предприятия составляют его оборотные активы: запасы, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность.

Таблица 12- Анализ состава и структуры оборотных средств.

Показатели

На 01.01.2006

На 01.01.2007

Изменение по сумме

Запасы

23573

25522

+1949

Готовая продукция и товары для перепродажи

529

625

+96

Дебиторская задолженность

218

198

-20

Краткосрочные финансовые вложения

1150

1576

+426

Денежные средства

846

972

+126

Прочие оборотные активы

1659

1559

-100

итого

27975

30452

+2477


Большое влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От нее зависит размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов и т. д. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах предприятия. Анализ оборачиваемости оборотных активов проводится на основе расчета показателей представленных в таблице 13. Где :

Коэффициент оборачиваемости - определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах на средний остаток оборотных средств;

Коэффициент загрузки – величина обратная коэффициенту оборачиваемости, характеризующая сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции;

Длительность оборота, в днях, которая определяется делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости.

Таблица 13- Анализ оборачиваемости оборотных активов.

Показатели

На 01.01.2006

На 01.01.2007

Изменение

Коэффициент оборачиваемости

4

5,4

+1,4

Коэффициент загрузки

0,2

0,18

-0,02

Длительность оборота

90

66

-24


Объем реализованной продукции в ООО «Ольга» в 2005 году составил 12584 тыс. руб., а в 2006 г. -15451 тыс. руб., средние годовые остатки оборотных средств – соответственно 3146 тыс. руб. и 3090,2 тыс. руб.

Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования.

Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах: 3146-3090,2=55,8 тыс. руб.

Относительное высвобождение показывает как изменение величины оборотных средств, тат и изменение объема реализованной продукции. Для его определения нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный период исходя из фактического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости в днях за предыдущий год. Разность дает сумму высвобождения средств.

Потребность в оборотных средствах в 2006 г. при оборачиваемости и объеме реализации 2005 г. будет равна: (15451*90)/360=3862,75 тыс. руб.

Относительное высвобождение средств составит: 3862,75-3090,2=772,55 тыс. руб.

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ООО ''ОЛЬГА'', ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Итак, проведения технико-экономического и финансового анализа ООО «Ольга» позволило выявить следующие проблемы:

· увеличение краткосрочных обязательств, а в следствии наиболее ликвидные активы во много раз не покрывают наиболее срочные обязательства;

· снижение коэффициента текущей ликвидности.

Эти проблемы связаны с открытием в 2006 году в Мамонтово ряда новых магазинов по продаже промтоваров. Среди которых наиболее сильным конкурентом является ООО «Эльдорадо». А также потери ряда конкурентных преимуществ ООО «Ольга».

На сегодняшний день конкуренцию на местном рынке можно охарактеризовать как высокую. Для предприятия важно не только найти свою рыночную нишу, но и суметь удержать занятые позиции.

Одним из вариантов является использование стратегии роста. Она характеризуется динамичным уровнем развития с быстро меняющейся технологией. Используя эту стратегию фирма будет стремиться к высоким темпам экономического роста. Эта стратегия включает:

·   стратегия концентрированного роста (усиление позиций на рынке, развитие рынка, развитие продукта);

·   стратегия интегрированного роста (приобретение собственности, внутреннее расширение);

·   стратегия диверсифицированного роста ( производство новых продуктов).

Следует улучшить использование основных средств, т. к. это условие роста предприятия, снижение себестоимости, увеличение денежных накоплений: увеличить продолжительность рабочего дня (с 18 часов до 20 часов), улучшение и расширение ассортимента продаваемых товаров.

Для привлечения новых потребителей и удержания старых, следует уделить внимание рекламе, а также введению сезонных распродаж, накопительных скидок, введение скидок на определенные группы товаров.

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития ООО ''Ольга'' лежит за рамками самой сферы предпринимательства. Можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности ООО ''Ольга '' .Рассмотрим их подробнее.

Главная из них - малая величина собственного капитала. Для большинства малых предприятий основным источником пополнения средств вложенных в бизнес является самофинансирование и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль, как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития. По мнению руководителя ООО ''Ольга'', получение банковского кредита затрудняют очень высокие проценты-16% годовых, ограниченность сроков кредитования-1 год, длительность процедуры принятия решений, трудности связанные с оформлением соответствующих документов. Для получения очередного кредита приходится использовать личные связи в банке и даже оформлять его на подставное лицо, например на одного из сотрудников.

Следующая проблема-это налоговая система, которая должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура её применения прозрачной. Да, стало проще составлять бухгалтерскую отчётность с введением новой налоговой системы. Но, зато органы местного самоуправления продолжают оказывать существенное негативное влияние на деятельность малых предприятий, вводя дополнительные местные налоги и сборы пытаясь компенсировать часть налогов теряемых из-за перераспределения средств на региональный и федеральный уровни. Неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий - ещё одна проблема. Практически недоступна широкому кругу предпринимателей информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию и лизингу. Например, существует программа государственной поддержки и развитии малого предпринимательства в Алтайском крае. О деталях этой программы, а именно о возможности возмещения затрат по кредитам в размере 2\3 ставки рефенансирования приходилось узнавать у знакомых предпринимателей.

Ещё одной проблемой является бюрократия госаппарата. Нужно потратить много времени и денег, лишь на то чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления для получения того же льготного кредита.

Следующие проблемы -это проблемы внутриорганизационного характера. 1.Отсутствие профессиональных знаний у работников, в том числе в области экономики и управления, снижают эффективность работы предприятия. В ООО ''Ольга'' работают 13 человек, из них всего двое имеют высшее образование причем одно- экономическое ( бухгалтер), другое –техническое (директор).

2.Далее-взаимоотношения между сотрудниками. В ООО ''Ольга'' наблюдается прогрессирующий конфликт между управляющим персоналом и рядовыми сотрудниками, впрочем как и между заведующим и бухгалтером. Года три назад в ООО ''Ольга'' не было должностной единицы -заведующий и выходило так, что по степени главенства бухгалтер шёл после директора. Сейчас ситуация изменилась, что не очень нравится бухгалтеру, который часто демонстративно игнорирует указания заведующего магазином.

3.Отсутствие инициативности и ответственности. Управленческий персонал не решается принимать какие-либо управленческие решения без ''благословения'' директора. Рядовые сотрудники вообще бояться какой-либо ответственности. Результат- не выключенное на ночь электричество в магазине, не проставленная дата на ценниках, периодические кражи товара покупателями.

4. Постоянные недостачи. Эта проблема плавно вытекает из выше описанных проблем.

5.Интенсивная ротация среди рядовых сотрудников. Постоянными работниками, а именно проработавших более пяти лет, являются бухгалтер и заведующий; товаровед работает чуть менее 3 лет. Остальные меняются почти каждый год.

Возможные пути решения проблем.

К настоящему времени сделаны только первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки.

Для успешного развития малых предприятий в стране необходимо эффективное взаимодействие различных общественных и государственных структур, которые будут способствовать созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса, участвовать в разработке законов, регулирующих деятельность малых предприятий, и механизмов их действия, осуществлять цивилизованное лоббирование интересов малого бизнеса на всех уровнях власти. Решение многих проблем малых предприятий находится в непосредственной зависимости от государственной власти и связано с преобразованием экономических условий, оздоровлением финансовой ситуации, рациональной приватизацией, учитывающей национальные интересы, обеспечением реальных и равных прав для всех субъектов хозяйственной деятельности, развитием рыночной инфраструктуры и обеспечением действенности правовых реформ. Реализация этих преобразований может быть осуществлена только при активном взаимодействии общественных объединений с властными органами.

В настоящее время существует ряд льгот для банков и страховых компаний финансирующих малый бизнес. Так банки предоставляющие не менее 50 процентов общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50 процентов страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке сниженной в полтора раза. Эти льготы следует распространить на все сферы деятельности малого предприятия.

Основными источниками собственных финансовых средств являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п. Инфляция, уровень налогооблажения подрывают значение внешних источников финансирования. Переход к самофинансированию означает интенсификацию процесса обособления, повышение хозяйственно-оперативной самостоятельности малых предприятий, что является важным практическим шагом на пути к созданию необходимых социально-экономических условий функционирования рыночной экономики. Важнейшим источником самофинансирования может явиться изменение налогообложения малого бизнеса, т.к снижение налогов непосредственно приведёт к увеличению прибыльности малого бизнеса, его рентабельности, создаст реальную материальную базу для роста инвестиций.

Успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы, как по линии руководитель-работник, так и между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы -установить тесный неформальный контакт с руководителем, т.к. именно с ним в представлении работников отождествляются победы и поражения. Если руководителю удастся сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс перевоплотить живой труд в фактор роста бизнеса. Тесные личностные отношения руководителя и работников возможны, т.к. организационная структура фирмы простая. Это позволяет найти индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Это могут быть как угроза лишиться работы, так и постоянного заработка, а также возможности самореализации. Предприятие будет гораздо устойчивее, если материальную заинтересованность сочетать с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

Чтобы снизить текучесть кадров, необходимо стимулирование в работе: распределение четких обязанностей среди персонала, премии.

Следует использовать свои преимущества.

Преимущества ООО ''Ольга''.

1. Длительный опыт работы на местном рынке.

2. Большая по местным меркам торговая площадь.

3. Часть торговой площади приспособлено под самообслуживание. На данный момент это единственный магазин в районе в котором существует самообслуживание.

4. Большой ассортимент товара. Причём оргтехника продаётся только в ООО ''Ольга''.

5. ООО ''Ольга'' первая ввела сервисное обслуживание клиентов -это доставка товара по району, причем в черте райцентра бесплатно; система заказа необходимого товара, с внесением 50% от стоимости товара; при покупке компьютера, предлагается платная услуга программиста по установке необходимого программного обеспечения.

6. Расположение ООО «Ольга» является выгодным. Предприятие расположено в центре с. Мамонтово с удобной развязкой и стоянкой для автомобилей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время вопрос развития малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации народного хозяйства страны.

Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщения рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

В заключении работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщено характеризовали бы основные моменты.

В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы существования малого предприятия, его образование, реорганизация, основные организационно-правовые формы МП.

Во второй главе был проведен поэтапный анализ технико-экономической характеристики предприятия ООО «Ольга».

Анализ показал, что по основным показателям, характеризующим эффективность деятельности предприятия, наблюдается улучшение. Так, например, заметно снизилась доля себестоимости в выручке, что является положительным моментом в деятельности предприятия.

Рост рентабельности основной деятельности составил 21.04%.

На основании произведенных расчетов, можно сделать вывод, что предприятие стабильно получает прибыль, причем данный показатель постоянно растет.

В 2005 году выручка снизилась по сравнению с предыдущим на 841 тыс. руб., но так как в этом году произошло снижение уровня себестоимости, то на прибыли это не отразилось.

Выявлены проблемы: увеличение краткосрочных обязательств, снижение коэффициента текущей ликвидности.

На основании проведенного анализа в третьей главе предложены следующие пути совершенствования деятельности ООО «Ольга»:

1. улучшение использования основных средств;

2. внедрение стратегии роста;

3. улучшение мотивированности и заинтересованности кадров;

4. использование своих преимуществ для дальнейшего развития и расширения деятельности.

Список литературы.

1.  Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

2. Теория организации / Под ред. В. Г. Алиева. - М.: «Экономика»,2003.-431 с.

3. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник,2007.

4. Малый бизнес: организация, экономика, управление. / Под ред. Г. Я. Горфинкеля.- М.: Вузовский учебник, 2007.

5. Егорова Н. С., Майн. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование.- М.: Москва,1997.144 с.

6.  Попов В. М. Практика малого бизнеса: Практическое пособие. - М.: «Торговый Дом «Кно Рус»,2001.-424.

7. Алтайская правда №56,77,104,-2007.

8. Свет Октября № 86, - 2007.

9. Российский статистический ежегодник 2007.

10.   Консультант Плюс

11.   Официальный сайт органов власти Алтайского края www. altairegion22.ru.

Похожие работы на - Малые предприятия и их развитие в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!