Тип
олигопольного рынка
|
Некооперированная олигополия
|
Кооперированная олигополия
|
Характер
поведения фирм на рынке
|
Фирмы
действуют независимо, на свой страх и риск
|
Фирмы
согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или каким-либо
другим способом
|
Основные
экономические модели, описывающие данный тип рынка
|
Модель
Курно, модель ломаной кривой спроса
|
Модель
картеля, модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и
барометрическое ценовое лидерство)
|
Рассмотрим
эти модели более подробно.
Модель была разработана французским
экономистом и математиком Огюстеном Курно (Augustin Cournot) в 1838 году и
описывает рыночное равновесие в условиях некооперированной олигополии.
Для
примера представим небольшой курортный городок, славящийся своими минеральными
источниками. Производство и реализация минеральной воды находятся в руках двух
скважин: одна из них принадлежит фирме1, другая - злейшему конкуренту - фирме2.
Многолетняя вражда исключает какие-либо переговоры между руководителями фирм.
Фирмы
схожи как по размерам, так и уровню своих издержек (для простоты примем
постоянные издержки равными нулю, FC1=FС2=0). Минеральную воду фирмы реализуют на местном рынке.
Рыночный спрос известен и имеет вид линейной функции,
Р=a-bQ. Совокупный объем производства двух фирм Q=Q1+Q2
Каждая фирма стремится к максимизации
прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента,
независимо от того какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска
конкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма1 полагает,
что возможный объем выпуска второй фирмы равен нулю, Q2=0 (то есть
является единственным производителем, и спрос на ее продукцию совпадает с
рыночным спросом), то она производит в точке оптимума максимально возможный
объем.
Если возможный объем выпуска второй фирмы
будет больше, то фирма1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного
спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию второй фирмы) и
произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если она полагает,
что конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, то оптимальный выпуск первой
фирмы будет равен нулю, Q1=0.
Таким
образом, оптимальный объем производства фирмы1 будет меняться в
зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем выпуска фирмы 2.
Возникает вопрос, при каком объеме
выпуска на рынке достигается равновесие?
Подставим
в уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двух
фирм и получим P=a-b(Q1+Q2).
Выразим
прибыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержками
каждой из них:
ТП1=TR1-TC1=PQ1-cQ1
ТП2=TR2-TC2=PQ2-cQ2
где
с - средние краткосрочные издержки фирм (для простоты анализа издержки
фирм приняты одинаковыми).
Подставим
в правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим
ТП1={a-b(Q1+Q2)}Q1-cQ1=aQ1-bQ12-bQ2Q1-cQ1
ТП2={a-b(Q1+Q2)}Q2-cQ2=aQ2-bQ22-bQ2Q1-cQ2
Условие экономического равновесия предполагает невозможность прироста прибыли в точке
оптимума или, другими словами, равенство предельной прибыли нулю:
ТП1`(Q1)=0
ТП2`(Q2)=0,
или
Перепишем
эти уравнения следующим образом:
a-2b*Q1-b*Q2-c=0
a-2b*Q2-b*Q1-c=0
2b*Q1=(a-c)-b*Q2
2b*Q2=(a-c)-b*Q1
Выразив
объем выпуска одной фирмы через объем выпуска другой фирмы, мы получим
уравнения кривых реакции:
Q1=(a-c)/2b
- 0,5*Q2
Q2=(a-c)/2b
- 0,5*Q1.
Поскольку
мы изначально рассматривали две схожие по издержкам и выпускаемой продукции
фирмы, то их кривые реакции выражены одинаковыми уравнениями.
Совокупность
точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при
выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины
своего выпуска.
На
представленном рисунке R1(Q2) - кривая реакции фирмы1 на величину
выпуска, предложенную фирмой 2, и соответственно R2(Q1) – кривая реакции
фирмы 2 на величину выпуска, предложенную первой фирмой.
Точка пересечения кривых реакции обоих фирм, совмещенных на единых координатных осях,
показывает равновесные объемы выпуска в условиях некооперируемой
олигополии и называется точкой равновесия Курно
В
точке равновесия ни фирма1, ни ее конкурент не заинтересованы ы увеличении
объемов выпуска в одностороннем порядке. Для того, чтобы определить равновесные
объемы выпусков обоих фирм, подставим выражение Q2 в уравнение Q1=(a-c)/2b -
0,5*Q2 и наоборот, и получим:
Q1*=(a-c)/3b
Q2*=(a-c)/3b
Как
видно из полученного уравнения и рисунка, равновесный совокупный объем выпуска
обоих фирм, действующих независимо друг от друга, покрывает лишь
2/3 рыночного спроса, равного Q=(a-c)/b,
Очевидно, что если бы фирмы могли
договориться о разделе рынка и действовали как единая монополия, то рынок был
бы поделен пополам, и каждая из фирм обеспечивала бы лишь по 1/4 рыночного
спроса, реализуя продукцию по более высоким ценам и получая соответственно
более высокую прибыль.
Доказательство:
Совокупный
доход обоих фирм равен TR=PQ=(a-bQ)Q=aQ-bQ2.
Следовательно,
предельный доход равен MR=a-2bQ.
Совокупные
издержки обоих фирм составляют TC=cQ.
Соответственно,
предельные издержки MC=c.
Таким
образом, приравняв предельные издержки к предельному доходу, мы получим
оптимальный объем выпуска обоих фирм при согласованных действиях:
MC=MR
с=a-2bQ
2bQ=a-c
Q=(a-c)/2b.
Соответственно,
на каждую фирму при делении рынка пополам пришлось бы по (a-c)/4b
выпуска продукции.
Модель
была разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи (Paul Sweezy), для того
чтобы объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии.
Рассмотрим,
как и прежде, работу двух фирм на рынке минеральной воды. Каждая фирма владеет
1/2 рынка, производя практически однородный товар и реализуя его по уже
сложившейся на рынке цене P*.
Что произойдет, если один из конкурентов в
одностороннем порядке решит снизить цену?
Можно предположить, что в большинстве случаев, если
фирма Х понижает свои цены ниже уровня сложившейся отраслевой цены, то ее
конкуренты, скорее всего, последуют ее примеру, чтобы не потерять своих
покупателей и не допустить укрепления конкурента за их счет (спрос на продукцию
фирмы Х будет неэластичным).
Напротив,
если фирма Х повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены, то, скорее
всего, ее конкуренты не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае
они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей
фирмы Х (спрос на продукцию фирмы Х будет эластичным).
Различная
эластичность спроса на продукцию фирмы – олигополиста выше и ниже уровня
преобладающей цены предопределяет ломаный характер кривой его спроса, и, как
следствие, разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это
представлено на рисунке.
Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы
проходит через разрыв ВС. Как видно из графика, оптимальный объем выпуска равен
Q*, а оптимальная цена Р*.
Если по каким-то причинам издержки снижаются, и
кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`),
то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.
Аналогичным
образом, небольшое увеличение рыночного спроса (c D до D` ) и соответствующее
смещение кривой предельного дохода (с MR до MR`) также сохранят рыночную цену
на прежнем уровне, изменив лишь объем выпуска.
Таким
образом, модель ломаной кривой спроса позволяет объяснить причину стабильности
цен на рынке олигополии при небольшом изменении издержек или рыночного спроса.
Очевидно, что если олигополист ожидает адекватной реакции на свои действия со
стороны других фирм, он постарается воздерживаться от одностороннего повышения
или понижения цен.
Практические
наблюдения подтверждают выводы из данной модели. Как правило, в чистой или
слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен
(рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных
олигополисты взимают сопоставимые цены.
Вместе
с тем, модель плохо работает в условиях инфляции, когда повышается общий
уровень цен в экономике, или когда имеют место серьезные изменения в отраслевых
издержках или рыночном спросе.
Модель картеля
представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.
Картель можно определить как формальную организацию
продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и
максимизации совокупной прибыли.
Картель
предполагает явный сговор между продавцами относительно:
§
принципа установления
цен;
§
раздела рынков сбыта;
§
квот производства и сбыта
участников;
§
обмена патентами и другой
информацией, имеющей коммерческий интерес.
Тип
картеля
|
Национальные картели
|
Международные
картели (или товарные
ассоциации экспортеров и производителей сырья, например, ОПЕК)
|
|
Объединяют производителей (продавцов) одной
страны
|
Объединяют производителей (продавцов) разных стран
|
|
Являются незаконными
|
Действуют законно
|
Рассмотрим
сущность и последствия деятельности картеля на графической модели.
Предположим,
что на интересующем нас рынке действуют две независимые фирмы (ситуация дуополии),
рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмы
производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки
(МС1=МС2).
Если
фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то возможно
падение рыночной цены до конкурентного уровня (конкурентная цена (Рс)
определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек
МС). При цене Рс фирмы рискуют иметь в долгосрочном периоде нулевую
экономическую прибыль. Не очень веселые перспективы…
Если
же рассматриваемые фирмы договорятся между собой о разделе рынка и сформируют
картель (своего рода монополию), то оптимальная цена картеля
(монопольная цена) может достичь уровня Pm. Это максимально возможная
цена за данный объем при существующем рыночном спросе, обеспечивающая
участникам картеля монопольную прибыль. Поскольку совокупная
прибыль объединенных в картель фирм выше, чем первоначально, они
заинтересованы в подобном соглашении. Однако не все так просто!
Заключение картельного соглашения предполагает решение целого ряда проблем.
Условно выделяют
Внутренние проблемы
|
Внешние проблемы
|
Согласование
противоречивых интересов между будущими членами картеля (раздел рынка,
установление единой цены и т.д.)
|
Взаимоотношения
с фирмами-производительницами, не являющимися членами картеля
|
Контроль
над соблюдением соглашения
(штрафные санкции и т.п.)
|
Анализ
рынков товаров-заменителей
|
Указанные
проблемы решаются относительно проще, деятельность самого картеля является
относительно более эффективной, если выполняются некоторые условия:
§
Действующее в стране
антимонопольное законодательство является не очень действенным;
§
Количество продавцов и
производителей продукции относительно невелико;
§
Выпускаемая продукция
однородна, а издержки сопоставимы;
§
Отраслевой спрос стабилен
и относительно легко предсказуем;
§
Отношения между
участниками картеля являются доброжелательными.
Несмотря на все преимущества согласованных действий,
иногда фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях.
В этих условиях осуществляется политика сознательного параллелизма. Стремясь к
максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы координируют свою
деятельность так, как если бы соглашение существовало.
Одной
из форм сознательного параллелизма является ценовое лидерство, которое в
отличие от картеля:
§
не противоречит
антимонопольному законодательству,
§
позволяет сохранять
полную независимость и свободу функционирующих фирм.
В
условиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера и конкурентного
окружения.
Ценовой лидер
|
Конкурентное окружение
|
Регулирует
цену продукции, первым повышая или понижая ее
|
Следуют
за решениями лидера
|
Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать
приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие
фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и
фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести
потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск
первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических
отраслях и их незначительные колебания.
Различают
две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:
§
лидерство доминирующей по
цене фирмы;
§
лидерство барометрической
фирмы.
Если
фирма
§
контролирует значительную
часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством
собственных решений;
если
ее издержки производства
§
является наименьшим в
отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной
рабочей силы и т.д.);
если
ее продукция
§
выгодно отличается в
глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т.д.),
то
у такой фирмы есть все шансы стать ценовым лидером рынка.
Примерами доминирующих по цене фирм могут служить
такие компании, как Frito-Lay и Pizza Hut. В свое время ценовым лидером были
IBM на рынке компьютеров, Coca Cola на рынке прохладительных напитков, General
Motors в автомобильной промышленности, однако в настоящее время рост
конкурирующих фирм ослабил их доминирующие позиции.
Что
же необходимо, для сохранения фирмой ее лидирующего положения?
Фирма,
стремящаяся сохранить свой статус ценового лидера, должна
§
избегать краткосрочной
максимизации прибыли, а делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли
(это означает установление относительно низких цен, чтобы предупредить
расширение малых фирм и не допустить входа на рынок новых конкурентов);
§
активно использовать
неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек,
улучшение обслуживания покупателей и т.д.);
§
ориентироваться на
многономенклатурное, диверсифицированное производство, чтобы помешать другим
фирмам выйти на рынок с аналогичной продукцией.
Данная форма лидерства предполагает существование в
отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не
может навязывать свои цены другим.
В
этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером не потому, что
она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу умения
правильно отслеживать изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост или
падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары
дополняющие или заменяющие).
Таким
образом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве
индикатора, или барометра будущей конъектуры. Вместе с тем, отрасль может не
сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии - подождем и увидим.
Привлекательность ценового лидерства в любой из его форм заключается в возможности устранять
перегиб кривой спроса
Фирма,
являющаяся полным и признанным ценовым лидером может быть уверена, что
конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен. Даже для
барометрической фирмы, за которой конкуренты следуют не всегда, вероятность
выпрямления ломанной кривой спроса очень высока.
Все рассмотренные модели поведения фирм на рынке явно
или неявно предполагают, что цены фирм в выравниваются в долгосрочном периоде.
Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень
издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую
продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию по сопоставимым
ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи
товара по более высоким ценами.
Для
достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:
§
тайные соглашения;
§
молчаливое соглашение,
или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);
§
передачу информации о
ценах через средства массовой информации и т.д.
Вместе
с тем существуют факторы, препятствующие координации цен на
монополистически высоком уровне:
§
вход на рынок новых фирм,
игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения
между продавцами и покупателями;
§
нестабильность
отраслевого спроса;
§
технические нововведения,
изменяющие издержки отдельных фирм;
§
изменение долей рынка,
которыми владеют отдельные фирмы;
§
крайняя дифференциация
продукции;
§
частое изменение
продукции;
§
появление новых отраслей,
в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.
В
этих условиях фирмы стремятся не использовать понижение цен для привлечения
новых покупателей, делая акцент на неценовую конкуренцию.
К
наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:
§
усиление дифференциации
продукции;
§
рост качества
обслуживания покупателей;
§
качество и технические
характеристики самого изделия;
§
условия кредита;
§
стиль и дизайн;
§
долговременность
использования и срок гарантии;
§
реклама и стимулирование
сбыта;
§
расширение номенклатуры
продукции.
Предприятие
ХХХХХ (далее Фирма 1) –
одна из 8 крупных фирм города Новосибирска, работающих на рынке метизов. Так
как металлические изделия существенно различаются по физическим
характеристикам, так и по стоимостным, для определенности анализа в дальнейшем
будем рассматривать более узкий рынок, а именно рынок наборов
инструментов. На основе наблюдения за рынком установлены следующие
данные.
Таблица 1.
|
Цена
|
Количество
произведенной продукции
|
Количество
проданной продукции
|
Фирма 1
|
410
|
764
|
677
|
Фирма 2
|
540
|
600
|
283
|
Фирма 3
|
700
|
590
|
362
|
Фирма 4
|
500
|
580
|
580
|
Фирма 5
|
400
|
820
|
669
|
Фирма 6
|
500
|
740
|
615
|
Фирма 7
|
350
|
850
|
828
|
Фирма 8
|
530
|
740
|
300
|
В связи с трудностью получения достоверной информации
о себестоимости продукции и общих затратах фирм - конкурентов, предположим для
определенности, что рентабельность каждой фирмы 35%, налоги и прочие отчисления
в сумме составляют 40% от выручки.
Таблица 2.
|
Цена
|
Количество проданной продукции
|
Выручка
|
Выручка - Отчисления
|
Затраты
|
Фирма 1
|
410
|
677
|
277570
|
166542
|
123364,4
|
Фирма 2
|
540
|
283
|
152820
|
91692
|
67920
|
Фирма 3
|
700
|
362
|
253400
|
152040
|
112622,2
|
Фирма 4
|
500
|
582
|
291000
|
174600
|
129333,3
|
Фирма 5
|
400
|
669
|
267600
|
160560
|
118933,3
|
Фирма 6
|
500
|
615
|
307500
|
184500
|
136666,7
|
Фирма 7
|
350
|
828
|
289800
|
173880
|
128800
|
Фирма 8
|
530
|
300
|
159000
|
95400
|
70666,67
|
Модель Курно
Для
удобства анализа объединим все фирмы – конкуренты в одну большую фирму 2'
. Таким образом, на рынке оперируют две фирмы.
Постоянные
затраты фирмы 1 составляют F1 = 54107, 3 руб. Средние переменные затраты – с1 = 102,3
руб.. Постоянные и переменные издержки объединенной фирмы 2' найдем
методом наименьших квадратов:
Таблица 3.
|
Объем
производ-ства, шт.
(Q)
|
Q -
|
Затраты, руб.
(C)
|
(Q - )*
( Q - )
|
(C - )*
( Q - )
|
Фирма 2
|
283
|
-236,9
|
67920
|
-41357,5
|
56121,61
|
9797591,75
|
Фирма 3
|
362
|
-157,9
|
112622,2
|
3344,7
|
24932,41
|
-528128,13
|
Фирма 4
|
582
|
62,1
|
129333,3
|
20055,8
|
3856,41
|
1245465,18
|
Фирма 5
|
669
|
149,1
|
118933,3
|
9655,8
|
22230,81
|
1439679,78
|
Фирма 6
|
615
|
95,1
|
136666,7
|
27389,2
|
9044,01
|
2604712,92
|
Фирма 7
|
828
|
308,1
|
128800
|
19522,5
|
94925,61
|
6014882,25
|
Фирма 8
|
300
|
-219,9
|
70666,67
|
-38610,8
|
48356,01
|
8490521,52
|
Всего:
|
3639
|
0
|
764942,2
|
0
|
259466,9
|
29064725,3
|
Средний
объем производства ():
3639 / 7 =519,9 (шт.); средние затраты 764942,2 / 7 = 109277,5
средние
переменные затраты фирмы 2' ;
с2
= 29064725,3 / 259466,9 = 112 (руб.);
переменные
затраты фирмы 2': V =сQ;
V = 112*3639 = 407568
постоянные
затраты фирмы 2': F = ТС – V;
F2 = 764942,2 - 407568 = 357374,2
Используя
данные таблицы 1, построим график спроса и аппроксимируем спрос линейной
функцией:
Таблица 4.
Фирма
|
Цена
|
Количество проданной продукции
|
Величина спроса
|
Фирма 3
|
700
|
362
|
362
|
Фирма 2
|
540
|
283
|
645
|
Фирма 8
|
530
|
300
|
945
|
Фирма 6
|
500
|
615
|
1560
|
Фирма 4
|
500
|
582
|
2142
|
Фирма 1
|
410
|
677
|
2819
|
Фирма 5
|
400
|
669
|
3488
|
Фирма 7
|
350
|
828
|
4316
|
Уравнение линии аппроксимации: P = 600 – 0,06 Q
Совокупный
объем производства двух фирм Q=Q1+Q2
Фирма 1 стремится к максимизации прибыли,
исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того какой
объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается
как заданная величина). Так как возможный объем выпуска второй фирмы будет
больше нуля, то фирма1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса
(рыночный спрос минус спрос на продукцию второй фирмы).
Подставим
в уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двух
фирм и получим P=600-0,06(Q1+Q2).
Выразим
прибыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержками
каждой из них:
ТП1=TR1-
отчисления - TC1= TR1- 0,4TR1 - TC1=0,6PQ1-c1Q1-F1
ТП2=TR2-
отчисления - TC2= TR2- 0,4TR2 – TC2=0,6PQ2-c2Q2 – F2
где
с1, с2 - средние краткосрочные издержки
соответственно фирмы 1 и фирмы 2’.
Подставим
в правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим
ТП1=0,6{600-0,06(Q1+Q2)}Q1-102.3Q1-54107,3=360Q1-0,036Q12-0,036Q2Q1-102.3*Q1-54107,
3
ТП2=0,6{600-0,6(Q1+Q2)}Q2-112Q2-357374,2=360Q2-0,036Q22-0,036Q2Q1-112*Q2-357374,2
Условие экономического равновесия предполагает невозможность прироста прибыли в точке
оптимума или, другими словами, равенство предельной прибыли нулю:
ТП1`(Q1)=0
ТП2`(Q2)=0,
или
Перепишем
эти уравнения следующим образом:
360-0.072*Q1- 0.036*Q2 – 102,3 = 0
360-0.072*Q2- 0.036*Q1 – 112 = 0
Выразив объем выпуска одной фирмы через объем выпуска
другой фирмы, мы получим уравнения кривых реакции:
Q1=(360-102,3)/0,072 - 0,5*Q2
Q2=(360-112)/0,072 - 0,5*Q1.
Совокупность точек на кривой реакции показывает,
какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение
другой фирмы относительно величины своего выпуска.
Точка пересечения кривых реакции обоих фирм, совмещенных на единых координатных осях,
показывает равновесные объемы выпуска в условиях некооперируемой
олигополии и называется точкой равновесия Курно.
Решая
систему уравнений, а так же используя тот факт, что мощность первой фирмы 764
шт., получим:
Фирма 1 будет производить продукцию в
объеме 760 штук, и предлагать к продаже по цене 390, получая прибыль 46 тысяч
рублей.
Модель ломаной кривой спроса.
Различная
эластичность спроса на
продукцию фирмы – олигополиста выше и ниже уровня преобладающей цены
предопределяет ломаный характер кривой его спроса. В предыдущей
модели мы проводили аппроксимацию спроса прямой, но для проведения более
близкого приближения необходимо использовать две различных прямых.
и, как следствие, возникает разрыв кривой предельного
дохода на участке ВС, как это представлено на рисунке.
Уравнение
линии 1: Р = -0,03Q + 570
TR = P*Q = -0.03Q2+507Q; MR=TR’=(-0.03Q2+507Q)’=-0.06Q+507
Найдем
координаты точки В: РВ= -0,06*2142+507=441,5
Аналогично
уравнение линии 2: Р = -0,104Q + 322,8
TR =
-0.104Q2+722,8Q; MR=TR’=(-0.104Q2+322,8Q)’=-0.208Q+322,8
Найдем
координаты точки С: РС= -0,208*2142+322,8=77,3
Кривая предельных издержек МС фирмы проходит через
разрыв ВС. Если по каким-то причинам издержки снижаются или же возрастают, и
кривая МС смещается соответственно вправо или влево в пределах отрезка ВС , то
ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.
Модель картеля.
Российское законодательство признает организацию
Картеля как формального объединения продавцов (производителей) в целях
ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли
незаконной. Следовательно, данная модель рассматриваться не будет.
В
то же время, необходимо признать, что на рынке наборов инструментов существуют
некоторые условия для эффективной работы картеля. Как то:
§
Действующее в стране
антимонопольное законодательство является не очень действенным;
§
Количество продавцов и
производителей продукции относительно невелико;
§
Отраслевой спрос стабилен
и относительно легко предсказуем;
§
Отношения между
участниками картеля являются нейтральными.
Модель ценового лидерства.
В
условиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера и конкурентного
окружения.
Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать
приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие
фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и
фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести
потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск
первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических
отраслях и их незначительные колебания.
Как
уже говорилось выше, различают две основные формы ценового лидерства, не
основанного на тайном сговоре:
§
лидерство доминирующей по
цене фирмы;
§
лидерство барометрической
фирмы.
Лидерство фирмы по
цене
Рассматриваемая фирма контролирует около 16% производства
и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений.
Ее издержки производства ниже средних по отрасли, в основном за счет грамотного
управления трудовыми и материальными ресурсами. В то же самое время, ее
продукция не отличается в глазах потребителей от аналогичного товара другой
фирмы. Фирма 1 недостаточно занимается рекламой, и ее торговая марка мало что
говорит рядовому покупателю.
На основе предоставленной информации можно сделать
вывод, что фирме 1 имеет смысл не брать на себя роль ценового лидера.
Так как велика вероятность того, что фирмы – последователи не согласятся с
изменением цены, и, как следствие высок риск потерь.
Лидерство
барометрической фирмы.
Руководство фирмы 1 уделяет значительное внимание
анализу рынка, грамотно отслеживая изменения в рыночной ситуации (предстоящий
рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на
товары дополняющие или заменяющие).
Таким
образом, другие компании данной отрасли зачастую воспринимают действия данной
фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъектуры.
Фирма
1 практически не использует понижение цен для привлечения новых покупателей,
делая акцент на неценовую конкуренцию. А именно:
§
усиление дифференциации
продукции;
§
рост качества
обслуживания покупателей;
§
качество и технические
характеристики самого изделия;
§
долговременность
использования и срок гарантии;
В качестве рекомендации стоит обратить внимание на
недостаточность рекламы продукции. Грамотно построенная рекламная компания
может стать дополнительным источником роста продаж.
1.
«Монополия,
олигополия, конкуренция». Учебное пособие./ Гольдман Г.Я. Таганрог: Изд-во
ТРТУ 1998г.
2.
«Организационная
структура предприятий»/ Коноков Д.Г., Рожков К.Л.
Серия «Бизнес-Тезаурус», 1999
3.
«Основные направления
эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике» Зелтынь А. // Проблемы
прогнозирования, 1995, N1
4.
«Особенности поведения
фирмы на рынке олигополии» / Щетинин О.А. Москва. Серия «Новое экономическое
мышление» 1996 г.
5.
«Предприятия в новых
условиях: не очерняя и не приукрашивая» Черемисина Т. //ЭКО , 1997, N4
6.
«Ценовое лидерство.
Поведение фирмы – лидера» Ю.И. Ребрин