Инфляция, инфляция и антиинфляционная политика в РФ
Томский межвузовский центр дистанционного
образования
Томский государственный университет
систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая
теория»
«Инфляция,
Инфляция и антиинфляционная политика в РФ»
Выполнил:
студент ТМЦДО
гр.:
специальности 080507И
28 января 2008 г.
2008 г.
Оглавление
1 Введение. 3
2 Понятие и виды инфляции. 4
2.1 Определение инфляции, ИПЦ. 4
2.2 Виды инфляции. 5
3 Причины и последствия инфляции. 6
3.1 Инфляция спроса. 6
3.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения. 9
3.2.1
Инфляция, вызванная повышением зарплаты. 9
3.2.2
Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения. 10
3.3 Последствия инфляции. 11
4 Инфляция в Российской Федерации. 14
4.1 История инфляции в России. 14
4.2 Причины кризиса 17 августа 1998 г. 18
4.3 Особенности инфляционного процесса в РФ.. 19
5Борьба государства с инфляцией. 23
5.1Антиинфляционная политика. 24
5.2Этапы формирования и модель антиинфляционной политики
в РФ. 26
5.3Ситуация и перспективы по борьбе с инфляцией на 2008
год. 30
6Вывод. 31
7Список литературы.. 32
Пожалуй, инфляция - это одно из тех
редких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку.
Действительно, мы редко ощущаем - а еще реже отдаем себе в этом отчет -
последствия безработицы (если увольняют не нас), экономического роста (выгоды
от него распределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного баланса
страны (ну а это вообще имеет мало отношения к отдельным людям). Зато повышение
цен и ухудшение своего материального положения заметит каждый.
Вообще говоря, инфляция - это
устойчивый рост цен в масштабах всей экономики. Не стоит слишком увлекаться
отточенностью формулировок, вот что важно: когда мы говорим об инфляции, то
имеем в виду не удорожание жевательной резинки или барреля нефти, а рост
некоего среднего уровня цен..
Переход
экономики России на рыночные рельсы резко повысил значение денег, влачивших до
того некое полувиртуальное существование. Проблемы денежного обращения стали
основными как в практических мероприятиях по реконструкции экономики страны,
так и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение
указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается.
Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов
затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как
показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается
быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно
оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления
инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал
получает свое реальное выражение.
Очевидно,
что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции
резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по
переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся
трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт
некоторых стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования,
как правило, приводит к нарушению баланса материальных и денежных потоков. Кроме
того, наличие сформировавшегося слоя управленцев в период первоначального
накопления капитала ведет к тотальной коррупции чиновников органов государственной
власти и управления.
Понятие и виды инфляции.
От чего зависит количество денег, необходимое
для обеспечения товарного обращения? Прежде всего, от суммы цен товаров,
которые предположительно будут реализованы в течение определенного периода, например
финансового года. Чем больше объем товаров в денежном выражении, тем больше
требуется денег для их реализации.
Для товарно-денежной системы, когда
цены изменяются по законам спроса и предложения, всегда выполняется уравнение
Ньюкомба - Фишера, которое описывает ситуацию таким образом: действующая масса платежных
средств, умноженная на скорость их оборота всегда равна произведению товарных
цен на объем потребленных за этот период товаров и услуг. В условиях рыночного
ценообразования, если объем товаров уменьшился, а денег столько же и темп их
оборота (количество покупок) прежние, то для выполнения равенства подскакивают
цены. То же самое происходит, если денег на руках становится больше, а количество
товара остается прежним. В условиях отсутствия внешнего (государственного)
регулирования это уравнение действует всегда.
Количество денег в обращении зависит также
от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та
же сумма денег за какой – то период времени может обслужить большее или меньшее
число актов купли - продажи.
Превышение количества денежных
единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в
результате этого денег, необеспеченных товарами, означает инфляцию в классическом
понимании этого термина.
Инфляция приводит к росту цен на
товары (явному или скрытому). Поэтому индекс потребительских цен - один из главных
и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины.
ИПЦ дает нам неплохое представление о росте цен, но и у него свои проблемы.
Допустим, что абстрактный “автомобиль” сегодня стоит в 40 раз больше, чем
двадцать лет назад - получается, инфляция была очень и очень ощутимой. На самом
деле, мы знаем, что качество товара здорово изменилось - а вот ИПЦ об этом забывает.
Да, сегодняшние машины сильно дороже, но двадцать лет назад набор качеств, присущий
средней машине, выпущенной в 2007 году, нельзя было купить ни за какие деньги.
Это один из каналов, посредством которых ИПЦ завышает инфляцию.
Кроме того, упомянутая
потребительская корзина пересматривается довольно редко - это слишком
трудоемкое занятие. В результате, ИПЦ упускает из поля зрения и изменения в
структуре нашего потребления, приписывая нам потребление тех товаров, которые
мы уже давно не покупаем.
Для простоты восприятия инфляцию
разделяют на инфляцию спроса и инфляцию издержек. Такие названия вполне
оправданы: инфляция спроса возникает в том случае, когда желание приобрести
товары в экономике растет быстрее выпуска самих товаров. Совокупный спрос,
превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня
цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные
продукты, который постепенно распространяется на факторы производства, причем
рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые.
Разумеется, какими бы причинами ни
был вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы,
определяемые фактическим объемом денежной массы. Другими словами, само по себе
увеличение спроса порождает не столько инфляцию, сколько угрозу инфляции. И это
становится проблемой для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в
большинстве случаев - для государства (Правительства и Центрального банка).
Если государство, с целью предотвратить грозящий спад производства, реагирует
увеличением этого объема, то отсюда, собственно, и начинается инфляция:
в краткосрочном периоде такая
политика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска;
в долгосрочном - только рост цен
(инфляционная спираль).
Если государство сдерживает рост
денежной массы, то уже в краткосрочном периоде происходит дезинфляция -
сжимается спрос и восстанавливается равновесие.
Когда же фирмы поднимают цены
вследствие удорожания ресурсов, мы говорим об инфляции издержек. Инфляция
издержек описывается следующим образом: В силу ряда причин, требующих
отдельного обсуждения, начинается рост издержек производства (в расчете на
единицу продукта). Предложение при прежних ценах падает, что вызывает рост цен.
При этом объем производства и занятость уменьшаются - признак недостаточного
спроса. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на факторы
производства и затем распространяется - в свою очередь, через повышение
издержек - на конечный продукт.
Если в условиях инфляции издержек
проводится политика смягчения ограничений роста денежной массы (в целях
предотвращения спада производства), то с высокой вероятностью можно ожидать
раскручивание инфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса:
в краткосрочном периоде рост цен и
реального выпуска;
в долгосрочном - только рост цен.
Если проводится политика жестких
ограничений, то производство реагирует спадом, который в течение известного
времени сводит инфляцию на нет. Однако в силу особенностей конкретных факторов
роста издержек продолжительность этого "известного времени" (времени
дезинфляции) может оказаться достаточной для возрастания "транзакционных
издержек" (если можно так выразиться) использования этих методов до политически
и социально неприемлемого уровня. А может и не оказаться: требуется конкретный
анализ.
На первом шаге инфляция может
генерироваться из двух противоположных источников:
со стороны спроса, с роста цен на
конечный продукт, который (рост цен) распространяется затем на инвестиционные
товары и сырьевые ресурсы;
со стороны предложения, с роста цен
на сырьевые ресурсы, распространяемого затем по цепочкам вплоть до конечного
продукта.
Начиная со второго шага, инфляция -
независимо от источника своего первого шага - нуждается для продолжения в росте
денежной массы, без которого более или менее быстро сходит на нет.
Единственный след исходного различия
источников инфляции, который последняя сохраняет на всем протяжении своего
существования - это продолжительность периода дезинфляции, т.е. различия во
времени, в течение которого инфляция, лишенная поддержки институтов,
регулирующих объем денежной массы, обречена исчезнуть. Период дезинфляции в
случае инфляции издержек может быть существенно продолжительнее, чем в случае
инфляции спроса.
Взаимосвязь между совокупным спросом,
с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен — с другой,
не так проста. Рисунок 3 помогает объяснить эти сложности. На рисунке
представлена кривая, отражающая уровень цен и рост реального объема
производства, при полной занятости уровень производства составит Qf. Три отрезка, отмеченные на кривой,
отражают изменения уровня цен и уровня реального выпуска. Давайте изучим
причины роста общего уровня расходов - это показано стрелкой, направленной
слева направо, - и выясним, где возникает инфляция спроса.
Рис. 3 Уровни цен и реального ВВП (при
полной занятости)
Когда увеличиваются совокупные
расходы, уровень цен обычно сначала начинает расти еще до того, как достигается
полная занятость (отрезок 1 ], а затем растет параллельно приближению,
достижению и превышению уровня полной занятости (отрезок 2]. Наконец происходит
их резкий рост в тот момент, когда реальный выпуск приближается, достигает
максимального значения при полной занятости мощностей (отрезок 3). На отрезках
2 и 3 возникает инфляция спроса.
На отрезке 1 слева совокупный выпуск
продукции оказался слишком малым по сравнению с максимальным уровем,
достигаемым при полной занятости ресурсов. Это отражает крайне низкий уровень
совокупных расходов — сумму потребительских расходов, инвестиций, государственных
расходов и чистого экспорта, то есть значительные потери, или разрыв, ВВП.
Уровень безработицы высок, а большая часть производственных мощностей
предпринимательского сектора бездействует.
Теперь предположим, что совокупный
спрос увеличивается. Тогда объем производства увеличивается, уровень
безработицы снижается, а уровень цен на отрезке 1 растет незначительно или
вовсе не меняется. Поскольку на предприятиях существует огромное количество
бездействующих мощностей, издержки их содержания и цена не растет, даже если
они используются для повышения объема выпуска. Эти огромные бездействующие трудовые
и материальные ресурсы можно вновь ввести в действие по существующим ценам.
Безработный не просит об увеличении зарплаты, когда пытается устроиться на работу.
Отрезок 2. (Промежуточный участок)
По мере дальнейшего увеличения спроса
и в ответ на рост расходов экономика перемещается на отрезок 2. Здесь она
приближается к уровню полной занятости ресурсов, а затем и преодолевает его.
При этом уровень цен может начать
расти еще до того, как будет достигнут этот уровень. По мере расширения
производства запасы бездействующих ресурсов не исчерпываются одновременно во
всех секторах и отраслях экономики. В каких-то отраслях начинают возникать
«узкие места», хотя в большинстве отраслей еще остаются избыточные производственные
мощности. Некоторые отрасли раньше других полностью используют свои
производственные мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на
свои товары увеличением производства. Поэтому цены на их продукцию растут. При
дальнейшем увеличении числа нанимаемых работников возникает перегруженность
рабочих мест, и вклад каждого дополнительного работника в общий объем
производства сокращается. В результате издержки, связанные с рабочей силой, повышаются,
подстегивая рост цен. А по мере приближения к полной занятости фирмам
приходится нанимать менее квалифицированных работников, что также способствует
росту издержек и цен. Инфляцию, возникающую до точки Qf на отрезке 2, иногда называют
преждевременной инфляцией, потому что она начинается до момента достижения
экономикой уровня полной занятости.
Когда совокупные расходы на отрезке 2
увеличиваются больше выпуска в точке Qf, по-прежнему высокие цены могут побудить некоторые фирмы
предъявить спрос на ресурсы, а некоторые домохозяйства ответить на него
предложением — сверх того уровня, который соответствует производству при полной
занятости. Для увеличения объема производства фирмы иногда привлекают
дополнительные смены рабочих и организуют сверхурочные работы. Домохозяйства
способны обеспечить приток вспомогательных работников за счет молодого
поколения и женщин, которые при нормальных обстоятельствах не стали бы
работать. Справа от точки Qf на отрезке 2 уровень безработицы падает ниже естественного уровня, а
фактический ВВП превышает потенциальный ВВП. В такой ситуации темпы инфляции
обычно ускоряются.
Отрезок 3. (Классический участок)
Когда совокупные расходы
увеличиваются до отрезка 3, экономика уже просто не в состоянии обеспечить
дополнительные ресурсы. Фирмы не в силах ответить на рост спроса увеличением
объема производства. Реальный объем внутреннего продукта достигает своего
максимального уровня, так что дальнейшее увеличение спроса приводит только к
росту цен. Инфляция может начать расти высокими и даже ускоренными темпами, поскольку
совокупный спрос намного превышает абсолютные возможности общества производить
товары и услуги. Инфляция спроса, возникшая на отрезке 2, становится чистой инфляцией
спроса на отрезке 3. Реальное производство не увеличивается и поэтому не способно
поглотить растущие расходы.
Значение ВВП, отражающее
господствующий уровень цен в период производства товаров, называется
нескорректированным (на изменение уровня цен) ВВП, или номинальный ВВП.
В отличие от этого значения ВВП,
которое было инфлировано для отражения изменений в уровне цен, называется
скорректированным, или реальным, ВВП
Различие между номинальным и
реальным ВВП в качестве еще одной характеристики инфляции. При постоянном
уровне цен (отрезок 1) номинальный и реальный ВВП растут одинаковыми темпами.
Но при инфляции на отрезке 2 номинальный ВВП растет быстрее реального, поэтому
первый необходимо инфлировать, чтобы определить, как изменяется объем
производства в физическом выражении. На отрезке 3 номинальный ВВП возрастет —
причем под воздействием высокой инфляции он может расти весьма быстрыми темпами,
в то время как реальный ВВП остается на прежнем уровне. Короче говоря, инфляция
спроса, возникающая на отрезках 2 и 3, нарушает баланс между номинальным и
реальным ВВП.
Инфляция может также возникнуть в
результате изменения величины издержек и рыночного предложения. На протяжении
нескольких периодов за последние годы уровень цен возрастал, несмотря на то что
совокупный спрос не был избыточным. Бывали и такие периоды, когда и объем
производства, и занятость сокращались (что свидетельствовало о недостаточности
совокупного спроса), но в то же время общий уровень цен возрастал.
Теория инфляции издержек объясняет
рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению производственных
издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние
издержки при данном объеме производства. Такие средние издержки можно
вычислить, разделив общие затраты на ресурсы, используемые в производстве, на
объем произведенной продукции, то есть:
Рост издержек на единицу продукции
сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при
существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в
масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь приводит к
росту уровня цен. Следовательно, по этой схеме издержки подталкивают цены
вверх, а не спрос тянет их за собой, как это происходит при инфляции спроса.
Два основных источника инфляции
издержек - это увеличение номинальной зарплаты и рост цен на нетрудовые
ресурсы, такие, как сырье и энергия.
Согласно одному из вариантов теории
инфляции издержек, при определенных обстоятельствах источником инфляции могут
стать профсоюзы. Это объясняется тем, что благодаря коллективным договорам они
имеют некоторую возможность контролировать и регулировать ставки номинальной
зарплаты. Допустим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются значительного
повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят
новый уровень зарплаты для рабочих, не входящих в профсоюз. Если рост зарплаты
в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими
факторами, например увеличением почасовой выработки, то издержки на единицу
продукции возрастут. Фирмы ответят на это сокращением производства и предложения
товаров и услуг. При неизменном спросе это сокращение предложения приведет к
росту уровня цен. Поскольку «виновником» всех этих событий стало чрезмерное
повышение номинальной заработной платы, такой тип инфляции называется инфляцией,
вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность
инфляции издержек.
Теория, объясняющая инфляцию издержек
нарушением механизма предложения, усматривает причину роста издержек
производства, а следовательно, и цен на продукцию во внезапном, непредвиденном
увеличении затрат на сырье или энергию. Убедительным примером служит
стремительный взлет цен на импортируемую нефть в 1973— 1974 гг. и в 1979—1980
гг. Поскольку в эти периоды цены на энергоресурсы росли, увеличились также
издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело
к быстрому росту инфляции издержек.
В международной практике в
зависимости от величины роста цен принято делить инфляции на:
1.
Нормальная
инфляция
(рост цен сопровождает рост совокупного спроса и экономики, поэтому
незначительное ежегодное повышение цен, примерно, на 3-5% не вызывает
беспокойства)
2.
Ползучая
инфляция
(когда средний темп прироста цен составляет – 10-20%. Этот вид инфляции уже
вызывает серьезное беспокойство, так как существенно сказывается на доходах
людей и совокупном спросе. Люди начинают больше приобретать продуктов в запас,
по более низким ценам).
3.
Галопирующая
инфляция –
это опасная инфляция, разрушающая экономику (когда средний темп прироста цен
составляет – 20-200%). Доходы людей быстро обесцениваются и они стремятся
покупать больше товаров впрок – это увеличивает СС и подстегивает инфляцию
(инфляция кормит сама себя). Рост цен на ресурсы вызывает уменьшение
производства, увеличение рабочих. Фирмы, чтобы компенсировать образующиеся
потери, повышают цену товара. Профсоюзы требуют существенного увеличения
зарплаты, но это вызывает рост издержек. Фирмы для предотвращения потерь от
последующих увеличений цен на ресурсы и зарплаты повышают цены на товары, не на
один, а на два, три шага вперед.
4.
Гиперинфляция (когда средний темп прироста
цен составляет –500 или 1000%. Международный Валютный Фонд за гиперинфляцию
принимает - 50%, рост цен в месяц ). Цены, при это виде инфляции, могут расти
за час или за несколько часов, то есть в течение дня меняться 2, 3 раза.
Производство останавливается, безработица становиться массовой и создаются
условия для революционных переворотов.
История дает нам немало примеров,
подтверждающих этот мрачный сценарий. Давайте посмотрим, как сказались события
второй мировой войны на уровне цен в Венгрии и Японии:
Инфляция в Венгрии побила все
известные прежние рекорды. В августе 1946 г. 828 октиллионов (единица с 27
нулями) обесцененных форинтов стоили столько же, сколько один довоенный форинт.
Стоимость американского доллара достигла 3*1022 (3 с 22 нулями) форинтов. В
1947 г. японские рыбаки и фермеры пользовались весами, чтобы взвешивать
деньги, а не утруждать себя их пересчитыванием. С 1938 по 1948 г. цены в Японии
повысились в 116 раз.
Германия в 20-е годы тоже страдала от
катастрофической инфляции.
Германская Веймарская республика —
это наиболее яркий пример слабого правительства, которому удалось какое-то
время продержаться благодаря инфляционной финансовой политике.
27 апреля 1921 г. немецкому
правительству был предъявлен ошеломляющий счет репарационных выплат на сумму
132 млрд. золотых марок. Эта сумма намного превышала то, что Веймарская
республика могла рассчитывать собрать с налогоплательщиков. Столкнувшись с
таким колоссальным бюджетным дефицитом, Веймарское правительство просто пустило
в ход печатный станок, чтобы оплатить свои долги.
В 1922 г. уровень цен в Германии
поднялся на 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось: цены выросли в 1300 млрд.
раз. К октябрю 1923 г., чтобы послать обычное письмо из Германии в Соединенные
Штаты, надо было заплатить 200 тыс. марок. Фунт масла стоил 1,5 млн. марок,
мяса — 2 млн., батон хлеба — 200 тыс. марок, одно яйцо — 60 тыс. марок. Цены
росли так быстро, что официанты меняли их в меню по нескольку раз за время обеда.
Иногда посетителям ресторанов приходилось платить за еду вдвое больше той цены,
которая значилась в меню, когда они только делали заказ.
Такая катастрофическая гиперинфляция
почти всегда является неизбежным следствием безрассудного увеличения
правительством денежной массы. Кроме того, является результатом чрезмерных
расходов и инфляции спроса
К негативным последствиям
инфляционных процессов относятся:
·
снижение
реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
·
обесценение
сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не
компенсирует падение реальных размеров сбережений);
·
потеря у
производителей заинтересованности в создании вещественных товаров
(увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно
дешевых товаров);
·
усиление
диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
·
ограничение
продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в
ожидании повышения цен на продовольствие;
·
ухудшение
условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми
доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет
госбюджета).
Если экономика страны поражена
инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. И
открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения
сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление, т.
е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с
изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором
и государством, между участниками производства и получателями трансфертных
выплат, между трудом и капиталом.
Перераспределение доходов между
частным сектором и государством связано с уплатой инфляционного налога.
Если существует дефицит
государственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызывает
инфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается центральным банком
посредством денежной эмиссии, что увеличивает в обращении избыточную массу
денег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредством
займов правительства в центральном банке. Третий способ покрытия бюджетного
дефицита - правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм,
коммерческих банков путем выпуска облигаций государственных займов.
Финансирование правительственных
расходов посредством денежной эмиссии является альтернативой прямому
налогообложению. Величина дохода, который правительство может получить от
дополнительной эмиссии денег зависит от того, насколько расширилась реальная
денежная база (М) и какой процент она составляет от ВНП.
Доход, получаемый от печатанья денег,
называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья
денег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога - инфляционного.
Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно,
по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же
государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем
самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения.
Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.
Чистый доход государства от
инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных
банкнот и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего не
стоит.
Таблица 5.1: Соотношение роста цен и
доходов (стипендии)студентов ВУЗов за 1990-1994 гг.
Товар, стипендия
|
Цены товара и размер стипендии
|
Увеличение цены и стипендии
|
|
1990 г., май
|
1994 г., май
|
Хлеб
|
20 к.
|
600 р.
|
В 3000 раз
|
Кефир (0,5 л) 1 бутылка
|
34 к.
|
800 р.
|
В 2716 раз
|
Молоко (0,5 л) 1 бутылка
|
34 к.
|
800 р.
|
В 2716 раз
|
Колбаса вареная, 1кг
|
2 р. 40 к.
|
6800 р.
|
В 2833раза
|
3 р. 50 к.
|
3500 р.
|
В 1000 раз
|
Сахар, 1 кг
|
1 р.
|
1100 р.
|
В 1100 раз
|
Яйцо, 1 десяток
|
1 р. 20 к.
|
1200 р.
|
В 1000 раз
|
Творог, 1 кг
|
1 р. 10 к.
|
2700 р.
|
В 2454 раз
|
Сметана, 1кг
|
1 р. 50 к.
|
3600 р.
|
В 2400 раз
|
Сыр, 1 кг
|
3 р. 50 к.
|
12000 р.
|
В 3428 раз
|
Стипендия студента
|
40 р.
|
10000 р.
|
В 250 раз
|
По оценкам МВФ во втором полугодии
1992 г. сеньораж в России составил 38 дохода домашних хозяйств, или 15 ВНП.
Инфляционный налог был достаточно высоким до июля 1994 г. и лишь после этого
срока начал несколько снижаться.
Сеньораж - явление монетарной
инфляции, а она связана с эмиссией денег, направленной на перераспределение
доходов в пользу бюджета посредством взимания инфляционного налога.
Инфляционный доход государства можно
рассматривать как альтернативную стоимость займов, к которым пришлось бы
прибегнуть правительству для покрытия дефицита бюджета при отсутствии эмиссии.
Наряду с различными видами
перераспределения доходов непременным спутником инфляции является быстрое
социальное расслоение населения, глубокое имущественное неравенство.
Практика показывает, что в
инфляционной гонке цен и доходов (заработной платы) всегда побеждают цены.
Например, средняя заработная плата в России в пересчете на доллары составляла в
1990 г. 13 долларов в месяц, а в 1995 г. - 112,9 долларов, т. е. выросла в 10
раз, а цены за это время увеличились в 4658 раз.
Данные таблицы подтверждают, что рост
цены на потребительскую корзину студента в среднем в 9 раз превышает рост его
стипендии. И чем больше доходы отстают от цен, тем ощутимее удары инфляции по
текущему потреблению у разных слоев населения. Под воздействием инфляции не
только снижаются реальные доходы, но и обесцениваются сбережения населения.
По мере нарастания подавленной
инфляции происходит эрозия стимулов к труду. Если проанализировать все
последствия инфляции, то можно сказать, что она обесценивает не только деньги,
но и всю систему рыночного хозяйства.
Инфляция
в Российской Федерации.
Инфляция в России имела место не
только в новейшей истории страны, в четко выраженных формах она проявляется, по
крайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны,
последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления,
завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924г.). Второй раз инфляция
проявилась уже в советское время – в годы индустриализации и формирования системы
централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток,
в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления
(1928-1947г.), по существу в течение двух десятилетий. Третий раз она
проявилась в период экономических реформ, направленных на воссоздание рыночной
экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада
СССР (1992-1996г.).
В менее отчетливых формах инфляция
наблюдалась в советской экономике практические постоянно с 1955 г., хотя и в
скрытой форме. Негативные черты централизованной экономики требовали огромных
расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции. Одной из ошибок
планоцентрализованной экономики была ошибочная концепция о неприменимости к ней
самого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способности
рубля. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и
структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны были связаны с
развитием и модернизацией добывающих отраслей - нефти и газа, что недопустимо,
поскольку в отношении сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не
может быть перспективной. В общем, экономическая политика
административно-командной системы способствовала формированию огромного
инфляционного потенциала.
1990 год оказался рубежным, последним
годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных
республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы
инфляции резко возросли.
В 1992 году Правительство России начало
проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен
и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации
обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания
платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным
кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были
исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1
доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.
В 1993 году сохранялся высокий
уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и
кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то
снижался почти до нуля.
Одной из самых доходных финансовых
операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность
доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность
экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров
импортными.
Весной 1994 года инфляция снизилась
до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная
ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие
банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя
два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.
Рост цен оказался ниже
запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном
среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет,
уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.
Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила
невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции
помогла компенсировать убытки.
В 1995 году правительство сделало еще
несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных
резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения
рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что
стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.
Введение валютного коридора снизило
инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен.
Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он
компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом
полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220
- 1994 и 130% - в 1995 году.
Конечной целью стабилизационной
политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за
месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в
динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая
тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный
индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс
оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.
Либерализация цен в январе 1992 года
создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная
инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита,
снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.
Перевод инфляции из подавленной форму
в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги
в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к
декабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов
населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993
года - уже более 50 %, то есть экономик страны вошла в состояние гиперинфляции.
В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились
более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном
выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России
снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%. Еще
большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в
1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции
было перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором,
что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.
Несмотря на замедление роста цен в
1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находилась
на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей
всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной
экономике.
К 1998 году ситуация, как казалось,
стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива.
Страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство
заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по
внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои
обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых
следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли
только за сентябрь 1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998
г. рост цен превысил 60%. Основные причины - это и несоответствие проводимой
антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с
социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в
обществе. Следствием разбалансированности экономики и политической
нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.
В январе 1999 г. рост потребительских
цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции
обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных
располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по
сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой
денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за
первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила
36,5%.
В 2000 году, с приходом к власти
новой команды правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000
году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году –
всего 12% Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной
тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса
регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов
объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий
и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей
их продукции.
В 2005 году темпы инфляции несколько
замедлились (10,9 процента) по сравнению с 2004 годом (11,7 процента), хотя
целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом
социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская
инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста
потребительских цен в первом квартале года Минэкономразвития РФ скорректировал
прогноз и назвал новую цифру – не более 10%.
Воздействие
государства на экономику, особенно через систему финансовых регуляторов,
требует создания новых для постсоциалистических стран экономических механизмов
и глубокой реформы действующих механизмов. В противном случае постсоциалистическое
государство теряет способность выполнять те функции, которые присущи государству
в рыночной экономике. Это может провоцировать кризисы в переходной экономике,
которая и без того переживает трудные времена. Например, нереформированность бюджетной
системы в России послужила в конечном итоге причиной обвала экономики в августе
1998 г.
За десятилетия господства
командно-административной системы в нашей стране созданы мощная промышленность,
сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностью
финансировались государством. После начала реформ потребность в их
финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальная
сфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленность
оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или
иных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательства
государства.
Но доходная часть
бюджета резко сократилась за счет спада производства, неудачной системы налогообложения,
огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит
госбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5-10% ВВП.
Бюджетный кризис
обусловил неуклонное углубление кризиса производства. Дело в том, что при хронической
нехватке средств в казне государство оказалось лишенным возможности оказывать
действенную поддержку промышленности. Основная часть средств бюджета
направляется на погашение обязательств перед работниками бюджетной сферы и
содержание армии, здравоохранения, образования и социального обеспечения. Этих
средств, однако, не хватает, что порождает хроническую задолженность
государства по выплате заработной плате.
Несмотря на неизбежность бюджетного
кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходами
бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя
своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и
других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис
усугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайне
нерационально.
Однако вместо реформ еще в 1995 г.
был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на
внутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпуск
ГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетного
дефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-х
годов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем, чтобы
государство начало получать средства для погашения своих долгов. Вместо этого
долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новых ценных
бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть «государственной финансовой пирамидой».
И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим
долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой
экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за
которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического
кризиса.
Особенности инфляции в России связаны
прежде всего со спецификой исходного состояния реформируемой экономики и
выбранной моделью перехода к реальным рыночным отношениям.
К началу экономических преобразований
в России плановая экономика СССР характеризовалась господством государственной
собственности на средства производства, высоким уровнем монополизации экономики
и всеобщим дефицитом экономических благ.
В основу экономической политики Правительства России
была положена разработанная МВФ концепция, включающая в себя три основные
направления: либерализация, приватизация и стабилизация. Однако реализация мер
правительства не создала условий для автоматического действия рыночного
механизма, поскольку не была подготовлена соответствующая экономическая основа
в виде многообразия форм собственности и конкурентной среды. Цены не стали
свободными – вместо государственных органов их в значительной степени стали
диктовать предприятия-монополисты. Поэтому снижение темпов прироста цен на
потребительские товары и услуги и средства производства происходило медленнее,
чем предполагалось правительством. Роль государства в экономике значительно
сократилась и в значительной степени была направлена на регулирование денежной
массы в обращении.
Особенности инфляционного
процесса в РФ
Обобщая результаты исследования инфляционных процессов
в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить
следующие особенности инфляции.
1) С позиции характеристики типов
инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала на
начальном этапе рыночных преобразований в России, в результате либерализации
цен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в 1990-е годы в
инфляцию издержек, которая происходила в условиях спада производства и роста
безработицы. С конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, которая
сочеталась с инфляцией издержек. В отраслевом разрезе особенно выделяется в
этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в
российской экономике.
Корни возникновения инфляции издержек
в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно
подпитывается современным типом экономического развития страны, ее
экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а
также закрытость, относительную изолированность российской экономики от
мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция
дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы
были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция
этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие
высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих
отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на
внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен
на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая
децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно
начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и,
прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей.
Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в
том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и
мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые
отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку
продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти
отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство
вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой
продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она
продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях
промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки
сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем
регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых
отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин).
Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей
либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции
базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных
отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной
переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г.
устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий
приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и
инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация
будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно
подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.
2) Монетарные факторы инфляции,
играющие значительную роль в развитии инфляционных процессов в развитой
рыночной экономике, в России не оказывали значительного влияния на инфляцию.
3) Инфляционные процессы в трансформируемой экономике
России представляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как
в опережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платные
услуги.
4) На протяжении всего периода рыночных преобразований
в российской экономике проявлялось действие внешнеэкономической инфляции,
связанной с динамикой валютного курса, чистого экспорта, мировых цен на
вывозимую продукцию, структурой экспорта и импорта. В наибольшей степени она
проявилась после августовского кризиса 1998 г. и в последующий период в связи с
ростом мировых цен на топливно-энергетические ресурсы.
6) Инфляция в России происходила в 1990-е годы при
значительном сокращении совокупного спроса субъектов экономики. Произошло
уменьшение всех элементов совокупного спроса, за исключением чистого экспорта:
потребительских расходов домашних хозяйств, валовых частных инвестиций,
государственных расходов, что также подтверждает решающую роль немонетарных
факторов инфляции в России. Снижение потребительских расходов было связано с
обесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализации
цен, и уменьшением текущих реальных доходов населения. Существенное сокращение
инвестиционных расходов фирм в 1990-е годы было обусловлено значительным
удельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентных
ставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями. Существенное сокращение
государственных расходов было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий,
уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результате
приватизации значительной части природной ренты частными собственниками.
7) Значительное влияние на инфляционные процессы в
России оказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено прежде всего
тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается
совокупный спрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного
бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения
его дефицита.
8) Инфляционные процессы в России усилили процесс
существенной дифференциации доходов населения в результате реализации программы
приватизации государственного имущества. Коэффициент дифференциации доходов в
России (в 2004 г. – 15,0 раз) значительно превышает его значение в развитых
странах (3–8 раз) и бывших странах с плановой экономикой Восточной и
Центральной Европы (4,5–5,5 раз).
9) В первом квартале 1996 года объем промышленного
производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991
года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися "внешними"
причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако
другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой.
Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым
"открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и
пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на
отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в
следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут
издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют
"фиксированные затраты". В частности, спад не сопровождался
адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов
производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках
стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих
расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное
уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Традиционное представление об оптимизирующем воздействии
рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном
перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается
трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко
ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний
между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в
условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза
по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость
даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность
прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных
инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В
результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом:
снижением предложения.
Неполная загрузка производственных мощностей во многих
отраслях российской экономики позволяет использовать факторы увеличения спроса
для замедления инфляции в результате более полного использования незагруженных
мощностей и снижения на этой основе средних и предельных издержек, роста
объемов национального производства и совокупного предложения продукции.
10) В системе мер по борьбе с инфляцией в 1990–е годы
преобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются
определяющими в государственной экономической политике. Жесткая денежная
политика в 1990-е годы нашла отражение в существенном снижении коэффициента
монетизации, развитии бартерных сделок и взаимозачетов. Вместе с тем она
привела к значительному спаду производства и резкому сокращению инвестиций в
основной капитал. В 2000–е годы возросло значение финансовой политики в
сокращении влияния факторов инфляции издержек, что выразилось в снижении ставок
налогов и формировании профицитного государственного бюджета.
11) Антимонопольная политика как средство
регулирования инфляционных процессов характеризуется недостаточной
эффективностью действия, что проявляется в опережающих темпах роста цен на
продукцию естественных монополий по сравнению с темпами инфляции.
Одним из сложнейших вопросов
экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею
неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для
проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется
сдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо
поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка
товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих
в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.
Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в
зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки,
специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в
частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста
(после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких
пределах.
Целью антиинфляционной политики
является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным,
необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на
основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны
быть направлены на:
·
уменьшение
денежной эмиссии;
·
повышение
учетной ставки по сбережениям населения;
·
сокращение
государственных расходов;
·
повышение
налогов, чтобы уменьшить доходы.
Если инфляционная спираль
раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае
следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых
стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то
вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение
налоговых ставок.
Как показывает мировая практика,
обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая
включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и
денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом,
и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные
организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные
меры:
·
сокращение
правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
·
повышение
налогов;
·
снижение
объемов кредитования коммерческих банков;
·
увеличение
выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
·
повышение
социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
·
фиксация
обменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных мер
наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как
известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого
правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у
населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на
социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь
направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить
социально значимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации и
начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее
работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к
старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с
сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое
законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному
банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности,
принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за
несколько месяцев.
За последние десять лет многие страны
добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985г., Мексика в
1987г., Польша в 1990г., Аргентина в 1991г., Эстония в 1992г.). Их опыт
показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый
экономический рост и падение безработицы.
Воздействие на инфляционный процесс в
условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения
последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине
70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных
фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного,
роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979г. они снизились до 4% спустя
примерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью
одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима
структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике
диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность
применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного
«диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить
основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных
процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов,
которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарный или
преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный
спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и
комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно
низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным
снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров
(топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит
госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует
не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы
с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно
уточняются, и корректируются.
Цель антиинфляционной политики не
подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными
и государственными методами) в интересах подъема национального производства и
экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая
инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует
экономический рост.
Переход к рыночному механизму
хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства,
объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной
из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не
совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение
производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы
в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли
на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что
позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не
облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и
компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые
цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в
целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование
товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными
ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении
определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали
в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои
сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной
реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это
привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной
розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка
товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население
сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис
1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной
реформы.
2 января 1992г. было отпущено 80%
оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами
сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация
цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца
1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца
возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были
возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26
раз.
В 1993 г. цены на потребительские
товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала
денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной
массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000
и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в
этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
·
ограничение
эмиссии денег Центральным Банком РФ;
·
сокращение
бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
·
сдерживание
колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их
пределов и использования валютной интервенции.
Но снижение темпа роста цен не
означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были
преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность
банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности
формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного
курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы,
процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с
середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной
политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной
валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995г. курсовая
политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля,
сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России.
Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России
границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев,
на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России
совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и
предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно
сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры
при планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политика
реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в
себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная
с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия
дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло
относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою
несостоятельность.
Главной причиной конечного провала
“цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже
противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной.
Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная
исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект
антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые
в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях
экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем
самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За
рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева”
экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной
платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий,
которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший
толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов
подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией
не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики
России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции
требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса в бюджете
Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%.
Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог
вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в
2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и
кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития
экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с
профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и
бартера.
В отличие от 2004 года, с середины 2005
года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь
2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже
прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года
сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против
соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на
горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению
крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на
продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005
года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.
Инфляция в РФ в 2007 составила 11,9%,
а в декабре 2007 года составила 1,1%. Между тем, изначальный прогноз
правительства предполагал инфляцию в 7-8%, позднее он был пересмотрен до
11-11,5%.
Целиком за 2007 год рост цен был
равен 11,9%, что незначительно ниже последнего официального прогноза - 12%.
Отметим, что инфляция в прошлом году оказалась выше, чем в 2006 году (9%), в
2005 году (10,9%), в 2004 году (11,7%), и немного ниже роста цен в 2003 году
(12%). В декабре 2006 года цены повысились на 0,8%. Консенсус-прогноз по инфляции,
составленный "Интерфаксом" в конце декабря, предполагал рост цен в
декабре в 1,3%, в целом за год - 12%.
По сравнению с ноябрем в декабре
замедлились темпы роста цен на большинство групп продовольственных товаров. В
ноябре значительно ускорился темп роста цен на бензин - до 3,6% с 2,3% в
ноябре. Тарифы на услуги пассажирского транспорта после повышения в ноябре на
1,2% в декабре резко подорожали на 3,8%.
13 декабря был опубликован "План
мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007–2008
годы", подготовленный Министерством экономического развития и торговли. В
нем представлены разработки по борьбе с растущей инфляцией. Несмотря на то, что
реальный уровень инфляции в текущем году значительно превысил прогнозируемый
(реальные 12% против предполагавшихся 7–8%), программа не рассчитана на
принятие каких-либо срочных мер. Основные положения плана будут приведены в
действие во втором квартале 2008 года.
Особенно остро стоит вопрос о
замедлении стремительного роста цен на продукты питания. В первую очередь,
внимание будут обращать на выполнение постановления правительства "О
соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен
на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости"
и закона "О защите конкуренции". В дальнейшем, во втором квартале
наступающего года, планируется вплотную заняться проблемой финансирования
сельского хозяйства. В частности, по сообщению ИА "Альянс Медиа",
будут рассматриваться пути реализации "Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Стоит отметить, что министр
экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина в своем докладе
констатировала значительное повышение объема вложений в развитие сельскохозяйственного
комплекса: речь идет о сорокапроцентном росте в сравнении с прошлым годом.
Целью дальнейшей поддержки аграриев является заполнение рынка качественной
отечественной продукцией.
Реформы коснутся и ЖКХ. В наступающем
году ожидается значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связи
с этим правительство решило пойти на частичную либерализацию цен в данной
области (некоторые цены все же останутся под государственным контролем). Как
объясняет "Время новостей", суть этих мер состоит в том, что
правительство составит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и
регулироваться государством.
Аналитики считают, что этот ход
практически не повлияет на инфляцию. Например, как сообщает Росфинком, аналитик
компании "Тройка-диалог" Антон Струченевский предполагает, что
значение подобных мер преувеличено и что инфляционные показатели останутся по
прежнему высокими. Более того, есть предположения о том, что за либерализацией
тарифов последует их значительное повышение по сравнению с нынешними показателями.
The Times приводит слова Александра Морозова: "Если конкуренция будет
развиваться медленно, то тарифы после либерализации будут расти быстро, если
они будут привлекательны для создания частного бизнеса, то вскоре будут
снижаться. Прежде чем проводить либерализацию, необходимо создать
институциональные основы для развития конкуренции, которых в ЖКХ и
госмонополиях нет".
В итоге, при успешном проведении
программы по "плану мероприятий по снижению темпов роста потребительских
цен на 2007–2008 годы", ожидается снизить уровень инфляции до ожидавшихся
в начале года 7–8%, а затем довести его до 3-процентного показателя. Следует
отметить, что многие экономисты, включая и представителей Министерства экономического
развития и торговли, с осторожностью относятся к подобным расчетам: снижение
инфляции на 4–5% всего за год кажется маловероятным явлением.
Ситуация в целом совсем не такая
радужная, какой рисуют её политики с экранов ТВ и со страниц газет. Резкий рост
цен начался в конце декабря и продолжается. Растут цены на ГСМ, что еще более
подстегнет рост цен в других отраслях. Цифры Роскомстата не отражают
действительность, так как являются усредненными. Грубо говоря, бутылка масла
стоила в ноябре 38 р., а в конце января – 50-55 р., а это около 50 %
удорожания. По моему мнению, правительство не выполнило задачи, поставленным
президентом. Впрочем, чиновники это осознают и готовят на вторую половину 2008
года целый комплекс серьезных мер по борьбе с инфляцией. Создана спецгруппа в
правительстве для решения этого важнейшего вопроса. Ведомства и министерства
предлагают различные комплексы мер по ”укрощению” инфляции в этом году.
Однако все это похоже на борьбу со
стихией, а не на выполнение госаппаратом своих прямых обязанностей. Вдруг
нежданно – негаданно обрушилась на нас инфляция и мы бросаем все силы на борьбу
с ней, как ЖКХ зимой после снегопада. Очень хочется чтобы, правительство наше
усердно работало каждый день, не крича на каждом углу о своих усилиях, и чтобы
обещания заменялись реальными, заметными каждому жителю государства фактами. А
пока, проезжая мимо автозаправочной станции или заходя в магазин, хочется
только выругаться покрепче. Появляется опять тот страх перед будущим, который
неотступно преследовал всех не так давно и стал затихать после прихода к власти
В. В. Путина. Остается, как всегда, работать и надеяться на лучшее.
1.
“О
дальнейших мерах по государственному регулированию инфляционных 1. Правительство
Российской Федерации. Постановление от 18 января 1993 г. №23 процессов и
частичном изменении постановления Правительства РФ от 31.01.92 №1041 “О
государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров” (в
ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.95 №600).
2.
Президент
Российской Федерации. Указ от 3 июня 1993г. “О некоторых мерах по сдерживанию
инфляции”.
3.
Государственный
комитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении
“Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги,
определение индекса потребительских цен”.
4.
Белоусовы.
Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 1996г, №4.
5.
Видяпин
В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.//М: 1995.
6.
Жуков
Г.Ф. Общая теория денег и кредита.//М: 1995.
7.
Илларионов
А . Природа российской инфляции. //Вопросы экономики:1995, № 3.
8.
Медведев
А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и кредит:1996, N 7, С.50.
9.
Никитин
С. Инфляция и возможности ее преодоления.//Экономист: 1995, №8.
10.
Никитин
С.М. и др. Что такое “шоковая терапия”? //МЭ и МО:1995, № 3
11.
Никитин
С.М., Семенов Е.К. Гиперинфляция: латиноамериканский опыт и Россия.//Деньги и
кредит: 1993. № 6,С.42.
12.
Лившиц А.
Введение в рыночную экономику.//М: 1991
13.
Лившиц
А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.//М: 1995.
14.
Курс
экономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров:1993
15.
Самуэльсон
П.А. Экономика. //М: 1993.
17.
Чекурин
М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории.// Киров, 1994.
18.
"Основные
направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997
год." //Деньги и кредит: 1996, N 12, С.3.
19.
Журнал
"Деньги и кредит": 1996, N 2.
20.
Журнал
"Деньги и кредит": 1995, N 8.
21.
Журнал
"Вопросы экономики": 1996, N 2.
22.
Вопросы
экономики.1995, № 3.
23.
Журнал
"Вопросы экономики": 1995, N 6,9.
24.
Журнал
"Экономист". 1996: N 9, С.8.
25.
Коммерсант,
1995: 4 апреля, С. 59.
26.
Журнал
"Деньги", 1998: 14 сентября, С.16.
27.
Журнал
"Деньги", 1998: 30 сентября, С 31.
28.
Газета
"Коммерсант-daily", 1998: 1 октября, С 3.
29.
http://www.slovari.299.ru
– Библиотека словарей.
30.
Язык рынка.
Словарь. М.: Росс, 1992 г.
31.
Словарь
банковско-биржевой лексики. М.: МаксОР, 1992 г.
32.
Учебник
по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 1994 г.
33.
http://www.gks.ru
– Федеральная служба государственной статистики.
34.
http://www.forecast.ru
– Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
35.
http://www.minfin.ru
– Министерство финансов РФ.
36.
http://www.rg.ru
– Российская газета.
37.
Введение
в рыночную экономику. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина.–М.: Финансы и
статистика, 1994 г.
38.
Инфляция
и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и
статистика. 2000 г.
39.
Сажина М.
А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002
г.
40.
Основы экономической
теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. Под ред. М.М.
Загорулько.–М.: Финансы и статистика, 1997 г.
41.
Экономическая
теория. Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1997 г.